Перинатальная психология: основы, базовые матрицы. Перинатальная психология или психология родительства

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.

С какого момента человек становится человеком? Есть ли у новорожденного сознание, душа, психика, память? Когда все это появляется? Что чувствует и переживает новорожденный до того, как родится? Когда же собственно говоря появляется жизнь?
Эти вопросы волнуют не только родителей. Поиском истины занимаются и ученые. У нас есть все больше и больше информации о первых моментах жизни малышей, их развитии в материнской утробе. Оказывается,ощущения и умения новорожденного развиваются намного раньше, чем предполагали, иначе происходит формирование сверхтонких структур мозга. А связь с будущими родителями закладывается еще до беременности.
Наталья Мовчан.
Перинатальна психологія (греч. peri - вокруг, и лат. natalis - тот, кто имеет отношение к рождению) - отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. П. п. является одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей клинической психологии, но, несмотря на это, практическая П. п. интенсивно развивается в виде психокоррекционных программ для беременных женщин, родильниц, их семей.

Определение перинатальной психологии
Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Однако более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.
В тоже время происходили изменения и в различных нюансах материнского поведения. На разных этапах в обществе возникали различныевзгляды на«модель материнства».На каком-то этапе материнские функции стали заменяться на стремление к независимости, карьерный рост, свободу от обязательств и ответственности. Стало появляться все больше неполных семей. По мнению Г.Филипповой, настоящее время характеризуется наличием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства». Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи.
В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992). К сожалению, на государственном уровне это направление еще не обозначено четкими профессиональными рамками, однако программы перинатальной психологии активно используются в дородовой подготовке будущих родителей.

С точки зрения науки,перинатальная психология– сравнительно молодая отрасль психологии, которая занимается изучением диады «мать-дитя» и психики ребенка в период от зачатия до рождения и в первый год жизни, исследует обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Наука сочетает в себе два направления: пренатальный (от зачатия до рождения) и постнатальный (от рождения до года).

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:
психология материнства;
психология пренатального ребенка;
психология новорожденного.

В конце XX века появились научные знания о внутриутробном развитии, новые технологии, новые теории. Конечно, эти знания не могли не отразиться на становлении перинатальной психологии. Постепенно сложился единый подход, который стал некой базовой точкой. Суть ее в том, что в жизни человека есть период, когда отношения с миром осуществляются через маму.То есть, человек находится в тесных отношениях с мамой, образует с ней нечто целое – «диаду». Это целое постепенно разделяется, и к трём годам ребенок становится относительно самостоятельным и осознающим свое «Я». Таким образом, перинатальная психология изучает ту часть жизни человека, когда он еще не есть самостоятельное, независимое «Я», а является членом диады – единой системы «мать-дитя».
Началом принято считать момент, когда у родителей появляется некая «идея ребёнка»: «У ребёнка должно быть своё место в нашей жизни, так как от образа этого места – от представления родителей о ребенка и своем взаимодействии с ним - будет зависеть, каким он станет. Поэтому, когда мы, психологи, работаем с будущими родителями, мы вместе с ними готовим это место. И это уже начало диадических отношений. Есть мама, есть место её ребёнка и с этим уже можно что-то делать.» (Г.Филиппова).

Практическая деятельность перинатальной психологии
Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержаниемконтрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Темы практической перинатальной психологии:
Психология беременности
Девиантное материнство
Типы переживания беременности
Проблема "нежеланных детей"
Суррогатное материнство
Психологические особенности ранней беременности
Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
Потеря ребенка
Страхи беременных
Психологическая подготовка к родам
Роды
Послеродовые депрессии
Травмы рождения
Психика новорожденного
Ресурсная терапия
Психология бесплодия и терпия психогенного бесплодия
Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается (и осуществляется) как формирование адекватной среды развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция создания комплексных медико-психологических центров, объединяющих в себе работу со всеми этапами репродуктивного цикла – от онтогенеза репродуктивной сферы, подготовки к зачатию, ведения беременности, подготовки и сопровождения родов - до работы с родителями и детьми после рождения, совмещающих всестороны этой работы: медицинскую, психологическую, просветительскую, педагогическую и психотерапевтическую.
Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.

Практические задачи перинатального психолога
1.Занятия с беременными:
по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
формирование материнской доминанты;
настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).
2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.
3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.
4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.
5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.
6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.
7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.
8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.
И самое главное - психологическая поддержка во время беременности, родов и в послеродовой период.

Образовательная деятельность
Ведется подготовка специалистов в рамках общего и последипломного специального образования. Кафедрами ряда ВУЗов разработаны и утверждены программы спецкурсов и специализаций общего высшего и последипломного. Разработаны авторские образовательные программы обучения, которые проводят ведущие специалисты по перинатальной психологии и психотерапии. Эти образовательные курсы и программы постоянно обновляются и модифицируются в соответствии с новыми достижениями науки и практики в области перинатальной психологии и психотерапии.
Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, а также представление о системном строении общности «мать – дитя» послужили основанием для включения в область исследования перинатальной психологии проблем, связанных с особенностями матери, которая в диадическом подходе рассматривается как создающая условия для развития ребенка. В результате возникло новое направление, ориентированное на изучение материкак субъекта материнства – психология материнства.Сейчас уже можно говорить о психологииродительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства (последняя в настоящее время приобретает все большую популярность), общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т. п. Таким образом, перинатальная психология и психология родительства являются взаимосвязанными и взаимодополняющими разделами психологии, но при этом каждый из них имеет свой предмет исследования.
В теоретическом плане перинатальная психология имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосомматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.

Краткая история
Известно, что первые шаги в перинатальной науке относятся к 1920–1950-м годам ХХв. В рамках психоаналитического течения, ее развивали Анна Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни.
Инициатором создания перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии.

Развитие западной перинатальной психологии в первую очередь связано с именем Станислава Грофа, американского психолога чешского происхождения, основателя трансперсональной психологии. Гроф предложил на основе опытов с использованием ЛСД также теорию четырех перинатальных матриц, в виде которых фиксируются все перинатальные события. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках).

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
Перинатальная психология в России развивается при активном участии РАППМ с 1994 года.
РАППМ - Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины - это общественное объединение, учрежденное в МИПУ (Международный Институт Психологии и Управления). Ежегодно проводит научные международные конференции и семинары для специалистов. www.mipu.org.ru
В настоящее время Ассоциация - солидное научное, общественное объединение, задающее тон в развитии Перинатальной Психологии в России.

С 2002 года Ассоциация сотрудничает с Международной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.


20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.
Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Российская перинатальная психология развивалась на основе теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других психологов. Существует целый ряд концепций:

Онтогенетическая концепция материнства (Г.Г. Филипповой),

Биопсихосоциальная концепция девиантного материнства (В.И. Брутмана),

Концепция психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.),

Концепция психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.),

Концепция перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.),

Концепция трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.),

Теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

На Украине пп существует в тесном сотрудничестве с мировыми научными практиками и тенденциями. Проходят конференции и форумы для специалистов во многих городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Львов, Ивано-Франковск, Симферополь, Донецк и другие. Открываются новые кафедры на базе высших учебных заведений. Создаются Ассоциации Осознанного Родительства и перинатальные центры.

В числе первых больших и значимых событий, которые открывали мир ПП на Украине следует отметить: Первый международный форум негосударственных организаций "Семья от А до Я", Международная междисциплинарная конференция "Перинатальная культура Украины - путь к возрождению нации" (НПЦ осознанного родительства «Эйлития»), научно-практическая конференция по психологии для врачей акушеров-гинекологов "Ребёнок XXI века" (МОЗ Украины).

Современную перинатальную психологию можно охарактеризовать как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.

Наталья Мовчан - перинатальный психолог.

Статья напечатана в газете "Психолог дошкольника", январь 2010 г.

Пренатальная психология изучает психологию не родившегося ребёнка, его реакцию на внешние раздражители и дальнейшее развитие в зависимости от условий, которые были созданы во время беременности.

Она указывает на ряд невероятных способностей, которыми обладает ребёнок, ещё находящийся в чреве матери, в частности о восприятии общения, которое необходимо для правильного формирования личности ребёнка в будущем.

История пренатальной психологии

Пренатальная психология вошла в современную жизнь с 70х-80х годов ХХ века. Именно тогда начались программы по массовому наблюдению и опытами относительно общения не родившихся детей и их матерей.

Именно тогда была сформирована теоретическая база, которая позволила доказать один факт – дети имеют все необходимое для общения с миром даже не выбравшись на свет. К трём месяцам беременности у ребёнка формируется вкусовое и тактильное восприятия, после чего начинает формироваться слух и зрение.

Именно во время беременности начинают закладываться основы эмоциональной и личностной системы будущего человека. Малыш очень остро реагирует на эмоциональное состояние мамы, речь окружающих и эмоции людей, которые высказываются относительно матери.

Дети в утробе способны различать и узнавать голоса, например отца и других близких родственников – после рождения ребёнок замечательно опознаёт и реагирует на голоса родителей.

Исследования в области развития, проведённые позже, установили, что ребёнок распознаёт голос матери и отличает его от всех других голосов уже в утробе, а после появления на свет голосовые особенности его крика прямо связаны с особенностями того языка, на котором разговаривала мать.

Пренатальная психология на современном этапе развития

Сегодня вопросы подготовки женщины к родам и материнству как никогда актуальны. Связывается это не только с демографической ситуацией и курсом на повышение рождаемости, но так же и с желанием государства помочь женщине в столь непростой ситуации смены жизненной роли.

В связи с этим женское здоровье и здоровый климат в семье становятся особенно важными вопросами. При этом уделяют внимание не столько физическому, сколько психологическому здоровью будущих родителей и их готовности к появлению на свет их ребёнка.

Все мы, даже не имея специальной подготовки, понимаем, что беременность – это совершенно особый период жизни каждой женщины. Этот период не только отражается на её гормональном фоне, но накладывает отпечаток и на микроклимат в семье. Изменяется психологическое состояние будущих родителей, что приводит к изменениям отношений внутри семьи.

Именно поэтому этот период является кризисным для каждой семьи. Задача профессионалов, ведущих беременную – помочь ей и её семье пережить кризис с минимальными потерями. Сделать это под силу только опытному профессионалу, имеющему представление о том, что такое беременность, о её правилах и законах, а также о том, как должны развиваться отношения внутри семьи в период беременности женщины.

Оказать грамотную помощь, быть рядом в непростой период беременности, родов и в послеродовой период – задача специалиста, справившись с которой он вносит свой вклад в душевное и психологическое здоровье нации.

К сожалению, в нашей стране подготовка к родам еще не так развита, как в зарубежных странах. А тем временем курсы подготовки к родам – это лучший вариант подготовки к изменению своего социального статуса. Курсы подготовки к родам помогают женщине больше узнать о своём состоянии, избежать лишних волнений и тревог, быть готовой к предстоящим родам и материнству. Уверенность и отсутствие лишних тревог – это верный путь к родам без осложнений. Избегая лишних стрессов, женщина обеспечивает полноценное внутриутробное развитие своему малышу, не причиняя ему вреда.

Важность нормального внутриутробного развития уже давно не ставится под сомнения. Каждый человек помнит этот период, но воспоминания эти находятся глубоко в подсознании, накладывая отпечаток на всю последующую жизнь. Проблемы с вынашиванию беременности, родами могут стать причиной развития у ребенка страхов и неуверенности в себе, трудностей в общении с окружающим миром и других проблем во взаимодействии ребёнка с окружающей средой.

Пренатальный психолог – грамотная помощь для лучшего будущего

Основная задача пренатального психолога – поддержка женщины, решившей стать матерью. Оказать грамотную помощь и не навредить будущей маме может только уверенный в себе специалист, знающий все тонкости и нюансы ведения беременности.

Хороший специалист сможет не только рассказать о физиологии протекания беременности, но также и научит общению с малышом в период внутриутробного развития, избавит от страхов, научит дыхательным упражнениям и даже расскажет о том, как правильно выбрать родильный дом.

Получить объёмные и тщательные знания в области пренатальной психологии крайне важно для обоих родителей – это поможет правильно сформировать личность малыша и заложить позитивный фундамент под будущее эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Именно такие знания предлагает всем желающим наш – мы поможем вам задать верный эмоциональный фон, поможем вам правильно рассчитать все шаги и сделать своего малыша счастливым.

Создайте крепкое будущее для своей семьи, формируйте эмоциональное развитие своего ребёнка во всеоружии. Избегайте отрицательных воздействий правильно – это будет отличным фундаментом для спокойного формирования личности вашего малыша.

Память плода тесно связана с дородовой средой - это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.

До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.

Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией. Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.
Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.

Беременность и стресс

Известно, что гены - это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери. Это, так называемая, - программа жизни, которая формируется задолго до рождения. И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.

Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.

С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета , провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти - высокая склонность к алкоголизму , депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.

Нежеланные дети и склонность к саморазрушению

Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления. У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем - трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.

Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, "сложных" детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье - первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.

Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), - головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия - гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.

Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например - кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.

Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?

Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.

Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка - и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.
Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.
Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом - с новой жизнью внутри себя, - и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!

И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание - живо, оно умеет говорить с ребёнком, - пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.

Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память - память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, - это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.

Пренатальная психология - это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки - психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит - психея, - олицетворение человеческой души.