Эмиграция и эмигранты. Формирование правильной самооценки


Человек так устроен, что постоянно себя оценивает. Думаем ли мы об этом сознательно, либо позволяем выполнять эту работу подсознанию, неважно. Совершение ошибок, получение критики - это и многое другое может существенно влиять на нашу самооценку. И что еще хуже- это порочный круг, потому что если она низка, мы допускаем ошибки, а поскольку допускаем их, то и самооценка падает.

Прежде чем приступить к формированию правильной самооценки, нужно поставить себе диагноз. Если его нет, то не от чего отталкиваться.

Три вида самооценки

Существует три вида самооценки:

  • заниженная
  • нормальная
  • завышенная

Цель данной статьи - формирование нормальной, правильной самооценки, потому что два других вида приводят к серьезным психологическим проблемам, а также мешают . В то время как завышенная самооценка ведет к самоуверенности и гордыне, заниженная приводит к неуверенности и неспособности действовать. Давайте подробнее рассмотрим обе крайности.

Последствия и признаки заниженной самооценки:

  • Пессимизм
  • Чувство вины
  • Чрезмерная самокритика
  • Чувствительность к критике
  • Желание во всем угождать другим людям
  • Нерешительность
  • Враждебность как защитная реакция
  • Неуверенность в своих силах

При таком наборе крайне трудно добиться успеха в жизни. Человек с заниженной самооценкой как бы проживает свою жизнь для других или же просто бессмысленно. Несмотря на все вышеназванные признаки, все же можно поставить знак равенства между низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Последствия и признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в собственной правоте, несмотря на логичные доводы
  • Нарциссизм
  • Самоуверенность
  • Эгоизм
  • Неумение прощать
  • Желание постоянного соперничества
  • Наличие местоимения «я» практически в каждой фразе
  • Желание больше говорить, чем слушать
  • Высокомерие
  • Гордыня

В этом случае человек часто не хочет признавать наличие завышенной самооценки. Что-то сделать с этим крайне трудно, ведь «пациент» не понимает что «болен». В случае с завышенной самооценкой можно поставить знак равенства между ней и самоуверенностью.

Завышенная самооценка формируется в детстве - это либо единственный ребенок в семье, либо разбалованный. Он получает много ласки и благ просто за то, что есть. Войдя во взрослый мир, продолжает жить теми же шаблонами. Он требует к себе внимания и благоговения без всякой на то причины, что может привести к серьезным разладам как в психике, так и в семье и отношениях с окружающими.

В итоге можем вывести вполне простые закономерности:

  • Заниженная самооценка = неуверенность в себе
  • Завышенная самооценка = самоуверенность
  • Нормальная самооценка = уверенность в себе

Неуверенность в себе может привести к разрушению своей жизни, в то время как самоуверенность способна привести к краху жизни многих людей и даже существование государства поставить под удар (история знает такие примеры среди лидеров).

Поэтому так важно формировать именно нормальную самооценку. Назовем ее правильной, потому что она основывается на более-менее объективных оценках своих способностей и желании становиться лучше.

Формирование правильной самооценки

Правильная самооценка позволяет любому человеку определить свои достоинства и недостатки. Он будет знать свои достоинства и пытаться их развить. И в то же время работать над недостатками, чтобы исправить их.

Главная проблема в повышении заниженной самооценки в том, что она может выйти из-под контроля и стать завышенной. Возможно, вы становились свидетелями таких изменений, когда человек в школе был достаточно замкнутым и неуверенным в себе, а спустя некоторое время становился самоуверенным. Как мы уже убедились, обе крайности губительны. В данной статье больше внимания будет уделено тому, как справиться с низкой самооценкой.

Вот какие инструменты помогут вам в формировании адекватной, правильной самооценки.

Дневник и самоанализ

Для того чтобы уяснить, кем вы являетесь и какими достоинствами и недостатками обладаете, нужно . Для этого подойдет ведение заметок о самом себе. Конечно это процесс не быстрый, поэтому приготовьтесь к длинному и увлекательному путешествию. На данном этапе вам просто нужно оценить себя и не пытаться ничего с этим делать. Подходите к этому делу с холодной головой.

Вы можете начать с достаточно простых таблиц вроде перечисления достоинств и недостатков. Через какое-то время может оказаться, что в чем-то вы оказались неправы. Тут же это признайте, потому что именно заблуждения о самом себе формируют неправильную самооценку.

Наблюдайте за собой. Поменьше оценивания на данном этапе, просто перечисляйте факты. Если вы завистливы, запишите данную черту, но не позволяйте этому портить мнение о себе. Все можно исправить. Та же зависть исчезает, когда вы приобретаете такие качества как благородство и благодарность. Вам нужно понять, от чего отталкиваться.

Самопознание и самопринятие

На втором этапе вы уже можете себя оценивать, только избегайте крайних характеристик. Не нужно считать себя ленивым или глупым, потому что в этих словах слишком много неопределенности. В какой-то ситуации вы могли повести себя глупо, но это не делает вас таковым. Относитесь к ошибкам и неудачам как к новым вызовам.

Вы должны каждый день познавать себя снова и снова, потому что этот процесс никогда не закончится. Вы постоянно меняетесь, некоторые оценки нужно пересматривать. Помните, что вы не должны выносить себе вердикт, вы лишь оцениваете свои способности на данный момент. Всему можно научиться, а значит, есть повод для оптимизма. Пусть станет для вас сознательным процессом.

Могут дать вам понять то, что не выразить словами и чего не сможет объяснить наука. Это прекрасный способ задействовать совершенно иные возможности человеческого организма.

Принятие себя является очень важным шагом. Вы примерно понимаете, чего от себя ждать, знаете свои хорошие качества, а наличие плохих не портит вам настроение - ведь вы твердо намерены избавиться от них. Многие люди относятся к своим недостаткам столь нетерпимо, что это буквально съедает их. Вам нужно хладнокровно и методично избавляться от своих минусов, если они отравляют жизнь. Отделите себя от недостатка и смело работайте над его устранением.

Проанализировать 50 характеристик своей личности и лучше понять себя можно . Присоединяйтесь!

Аффирмации

Пришла пора задействовать подсознание. Первым делом нужно обрести уверенность в себе, повторяйте себе соответствующие аффирмации как можно чаще. Многие люди считают это пустой тратой времени, но ведь именно самовнушение позволяет стать более решительным. прекрасно работают с вашими скрытыми возможностями. У вас наверняка были дни, когда вы были уверены в себе и у вас все получалось. Так почему бы не увеличить количество этих дней и не сделать уверенность привычкой?

Акцент на действии

Аффирмации и самовнушение это хорошо, но только если вы совершаете какие-либо действия. Важно подтверждение. Если вы говорите, что уверены в себе, то где же результаты, где доказательства? Именно действия дают вашему мозгу подтверждения.

Удивительно, но важность действия не имеет большого значения, важно лишь то, какое значение вы сами ему придаете. Простая уборка со стола может стать доказательством того, что вы способны действовать. И чем больше таких доказательств, тем раньше вы начнете двигаться по инерции. Поэтому начните с чего-то простого, только после завершения каждой задачи отмечайте это про себя, а лучше поставьте галочку в списке дел.

Желаем вам удачи!

В данной статье предлагаю подробно разобрать, как формируется самооценка ребенка, и что на это влияет.

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее - поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.



В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети предпочитали считать себя ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую - это заниженная самооценка. Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка. Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной. Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.


Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

Начальный этап становления самооценки

Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.

Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

Диагностика

Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.

Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

Способы коррекции

Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.

Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

Причины и опасность пониженной самооценки

Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.

Повысить самооценку

Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

  • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
  • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
  • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
  • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.

Особенности мнения о себе подростков

Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку. «Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье. И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств;
— насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их;
— контролируют его с помощью чувства вины или стыда;
— в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные);
— отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе.

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство.

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе,
— болезненность восприятия критики
— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий.

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

  1. Саморазвитие — это работа над своей самооценкой. Запомните, что ваша самооценка не должна быть завязана на мнении окружающих, на их комментариях и словах. На то она и ваша — «САМОоценка»!
  2. Старайтесь ставить перед собой достаточно реальные и достижимые цели, так как от их достижения зависит ваша самооценка.
  3. Формируйте здоровую самооценку, правильное (адекватное) отношение к себе, верьте в себя и не позволяйте никому сомневаться в вас