Презентация по окружающему миру на тему "Строение уха человека.". Органы слуха обеспечивают важнейшую связь с внешним миром

Это сложнейший и удивительно точный механизм, позволяющий воспринимать различные звуки. У одних людей очень тонкий слух от природы, который способен улавливать точнейшие интонации и звуки, другим, как говорят, «медведь на ухо наступил». Но как устроено ухо человека ? Вот что пишут исследователи.

Наружное ухо

Слуховой аппарат человека можно разделить на наружное, среднее и внутреннее ухо. Первая часть составляет всё, что мы видим внешне. Наружное ухо состоит из слухового прохода и ушной раковины. Внутренне ушная раковина устроена так, что человек начинает воспринимать различные звуки. Она состоит из особого хряща, который покрыт кожей. Нижняя часть уха у человека имеет небольшую мочку, состоящую из жировой ткани.

Есть мнение, что именно в области наружного уха и ушной раковины расположены биологически активные точки, но точного подтверждения эта теория не нашла. Именно по этой причине считается, что прокалывать уши можно только у грамотного специалиста, который знает координаты. И это ещё одна загадка - как устроено ухо человека. Ведь, согласно японской теории, если найти биологически активные точки и массировать или воздействовать на них при помощи иглоукалывания, то можно даже лечить некоторые болезни.

Наружное ухо – самая ранимая часть этого органа. Она часто травмируется, поэтому за ней нужно регулярно следить и оберегать от вредных воздействий. Ушную раковину можно сравнить с наружной частью колонок. Она принимает звуки, и их дальнейшее преобразование уже происходит в среднем ухе.

Среднее ухо

Оно состоит из барабанной перепонки, молоточка, наковальни и стремечка. Общая площадь составляет около 1 кубического сантиметра. Вы не сможете увидеть наружно, как устроено человеческое ухо среднее без специальных приборов, так как эта область находится под височной костью. Отделяет среднее ухо от наружного барабанная перепонка. Их функция состоит в образовании и преобразовании звуков, как это происходит внутри акустической колонки. Эта область соединяется с носоглоткой при помощи евстахиевой трубы. Если у человека заложен нос, то это неизменно отражается на восприятии звуков. Многие замечают, что слух во время простуды резко ухудшается. И то же самое происходит, если воспалена область среднего уха, особенно при таких болезнях, как гнойный отит. Поэтому важно во время морозов беречь уши, так как это потом на всю жизнь может отразиться на вашем слухе. Благодаря евстахиевой трубе происходит нормализация давления в ухе. Если звук очень сильный, то может произойти её разрыв. Чтобы этого не случилось, специалисты советуют во время очень громких звуков открывать рот. Тогда звуковые волны не полностью попадают в ухо, что частично снижает риск разрыва. Эту область при помощи специальных приборов может увидеть только врач-отоларинголог.

Внутреннее ухо

Как устроено человеческое ухо , которое находится глубоко внутри? Оно напоминает сложный лабиринт. Эта область состоит из височной части и костной. Внешне этот механизм напоминает улитку. При этом височный лабиринт находится внутри костного. В этой области расположен вестибулярный аппарат, и она заполнена специальной жидкостью - эндолимфой. Внутреннее ухо связано с передачей звуков в мозг. Этот же орган позволяет сохранять равновесие. Нарушения в области внутреннего уха могут привести к неадекватной реакции на громкие звуки: начинает болеть голова, тошнота и даже рвота. Различные заболевания мозга, например, менингит, тоже вызывают похожие симптомы.

Гигиена слуха

Чтобы слуховой аппарат прослужил вам как можно дольше, врачи советуют соблюдать следующие правила:

Держать уши в тепле, особенно, когда на улице мороз, а также не ходить в холодную погоду без головного убора. Помните, что в такой ситуации больше всего может пострадать область ушей;

Избегать громких и резких звуков;

Не пытаться чистить уши самостоятельно острыми предметами;

При ухудшении слуха, головной боли при резких звуках и выделениях из ушей следует обратиться к отоларингологу.

Соблюдая эти правила, вы сможете надолго сохранить свой слух. Однако даже при современном развитии медицины ещё не всё известно о том, как устроено ухо человека. Учёные продолжают исследования и постоянно узнают много нового об этом органе слуха.

Ухо – сложный орган нашего тела, расположенный в височной части черепа, симметрично – слева и справа.

У человека он состоит из (ушной раковины и слухового прохода или канала), (барабанной перепонки и крошечных косточек, колеблющихся под действием звука с определённой частотой) и (которое обрабатывает полученный сигнал и с помощью слухового нерва передаёт его в мозг).

Функции наружного отдела

Хотя все мы привычно уверены, что уши – это только орган слуха, на самом деле они многофункциональны.

В процессе эволюции те уши, которыми мы пользуемся сейчас, развились из вестибулярного аппарата (органа равновесия, задача которого – поддерживать правильное положение тела в пространстве). выполняет эту важнейшую роль до сих пор.

Что такое вестибулярный аппарат? Представим себе спортсмена, который тренируется поздно вечером, в сумерки: бегает вокруг своего дома. Вдруг он споткнулся о тонкую проволочку, незаметную в темноте.

Что произошло бы, если бы у него не было вестибулярного аппарата? Он разбился бы, ударившись головой об асфальт. Даже мог бы погибнуть.

На самом деле большинство здоровых людей в этой ситуации выбрасывает вперёд руки, пружинит ими, падая сравнительно безболезненно. Это происходит благодаря вестибулярному аппарату, без всякого участия сознания.

Человек, идущий по узкой трубе или гимнастическому бревну, также не падает именно благодаря этому органу.

Но основная роль уха – восприятие звуков.

Оно имеет значение для нас, потому что с помощью звуков мы ориентируемся в пространстве. Мы идём по дороге и слышим, что происходит у нас за спиной, можем посторониться, уступая дорогу проезжающей машине.

С помощью звуков мы общаемся. Это не единственный канал общения (есть ещё визуальный и тактильный каналы), но очень важный.

Определённым образом организованные, гармонизированные звуки мы называем «музыкой». Это искусство, подобно другим искусствам, раскрывает перед любящими его людьми огромный мир человеческих чувств, мыслей, отношений.

От звуков зависит наше психологическое состояние, наш внутренний мир. Плеск моря или шум деревьев успокаивают, а технологические шумы раздражают нас.

Характеристики слуха

Человек слышит звуки в диапазоне примерно от 20 по 20 тысяч герц .

Что такое «герц»? Это единица измерения частоты колебаний. При чём тут «частота»? Почему ею измеряют силу звука?



Когда звуки попадают в наши уши, барабанная перепонка колеблется с определённой частотой.

Эти колебания передаются косточкам (молоточку, наковаленке и стремечку). Частота этих колебаний служит единицей измерения.

Что такое «колебания»? Представьте себе девочек, качающихся на качелях. Если за секунду они успевают подняться и опуститься до той же точки, где были секунду назад, это будет одно колебание в секунду. Колебание барабанной перепонки или косточек среднего уха – это то же самое.

20 герц – это 20 колебаний в секунду. Это очень мало. Такой звук мы с трудом различаем как очень низкий.

Что такое «низкий» звук ? Нажмите на фортепиано самую нижнюю клавишу. Раздастся низкий звук. Он негромкий, глухой, густой, долгий, тяжёлый для восприятия.

Высокий звук мы воспринимаем как тонкий, пронзительный, короткий.

Диапазон частот, воспринимаемых человеком, совсем не большой. Слоны слышат крайне низкочастотные звуки (от 1 гц и выше). Дельфины – намного более высокие (ультразвуки). Вообще большинство животных, среди которых кошки и собаки, слышат звуки в более широком диапазоне, чем мы.

Но это не значит, что слух у них лучше.

Способность анализировать звуки и почти мгновенно делать выводы из слышимого у человека несравненно выше, чем у любого животного.

Фото и схема с описанием




На рисунках с обозначениями видно, что человека представляет собой причудливой формы хрящ, покрытый кожей (ушную раковину). Внизу свисает мочка: это мешочек из кожи, наполненный жировой тканью. У некоторых людей (одного из десяти) на внутренней стороне уха, сверху, есть «дарвинов бугорок», рудимент, оставшийся от тех времён, когда уши предков человека были острыми.

Может плотно прилегать к голове или оттопыриваться (лопоухость), быть разной величины. Это не влияет на слух. В отличие от животных, у человека наружное ухо существенной роли не играет. Мы слышали бы примерно так же, как слышим, даже вовсе без него. Поэтому наши уши неподвижны или малоподвижны, а ушные мышцы у большинства представителей вида homo sapiens атрофированы, так как мы ими не пользуемся.

Внутри наружного уха есть слуховой канал , обычно довольно широкий вначале (туда можно засунуть мизинец), но сужающийся к концу. Это тоже хрящ. Длина слухового канала – от 2 до 3 см.

– это система передачи звуковых колебаний, состоящая из барабанной перепонки, которой заканчивается слуховой канал, и трёх мелких косточек (это самые мелкие части нашего скелета): молотка, наковальни и стремени.



Звуки, в зависимости от их интенсивности, заставляют барабанную перепонку колебаться с определённой частотой. Эти колебания передаются молоточку, соединённому с барабанной перепонкой своей «рукояткой». Он бьёт по наковаленке, которая передаёт колебание стремечку, основание которого соединено с овальным окошечком внутреннего уха.

– передаточный механизм. Оно не воспринимает звуки, а только передаёт их внутреннему уху, одновременно значительно их усиливая (примерно в 20 раз).

Всё среднее ухо – это только один квадратный сантиметр в височной кости человека.

Предназначено для восприятия звуковых сигналов.

За круглым и овальным окошечками, отделяющими среднее ухо от внутреннего, находятся улитка и по-разному расположенные относительно друг друга небольшие ёмкости с лимфой (это такая жидкость).

Лимфа воспринимает колебания. Через окончания слухового нерва сигнал доходит до нашего мозга.


Вот все части нашего уха:

  • ушная раковина;
  • слуховой канал;
  • барабанная перепонка;
  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремя;
  • овальное и круглое окошечки;
  • преддверие;
  • улитка и полукружные каналы;
  • слуховой нерв.

Есть ли соседи?

Они есть. Но их только три. Это носоглотка и мозг, а также череп.

Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы. Зачем это нужно? Чтобы уравновесить давление на барабанную перепонку изнутри и снаружи. Иначе она окажется очень уязвимой и может быть повреждена и даже разорвана.

В височной кости черепа и как раз и находятся. Поэтому звуки могут передаваться и через кости черепа, этот эффект иногда очень выражен, из-за чего такой человек слышит движение своих глазных яблок, а собственный голос воспринимает искажённо.

С помощью слухового нерва внутреннее ухо связано со слуховыми анализаторами мозга. Они находятся в верхней боковой части обоих полушарий. В левом полушарии – анализатор, отвечающий за правое ухо, и наоборот: в правом – отвечающий за левое. Их работа непосредственно друг с другом не связана, а координируется через другие отделы мозга. Вот почему можно слышать одним ухом, закрыв другое, и этого часто оказывается достаточно.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально со схемой строения уха человека с описанием ниже:

Заключение

В жизни человека слух играют не ту же самую роль, что в жизни животных. Это связано со многими нашими особыми способностями и потребностями.

Мы не можем похвастать самым острым слухом с точки зрения его простых физических характеристик.

Однако многие владельцы собак замечали, что их питомец, хотя и слышит больше, чем хозяин, реагирует медленнее и хуже. Объясняется это тем, что звуковая информация, поступающая в наш мозг, анализируется гораздо лучше и быстрее. У нас лучше развиты прогностические способности: мы понимаем, какой звук что означает, что за ним может последовать.

Через звуки мы способны передавать не только информацию, но и эмоции, и чувства, и сложные отношения, впечатления, образы. Животные всего этого лишены.

У людей не самые совершенные уши, но самые развитые души. Однако очень часто путь к нашим душам лежит именно через наши уши.

передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.

Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

Строение наружного уха человека

Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).

Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Рассмотрим, как это происходит.

Строение среднего уха человека

Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.

Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.

Строение внутреннего уха человека

Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.


Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.


Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.

Кроме возможности слышать, строение уха человека обеспечивает и его способность удерживать равновесие. Специальный – полукружные каналы - помещается во внутреннем ухе.

музыка.
Оборудование: Презентация: «Наши уши» (слайд 1), изображение уха (слайд 2), изображение внутреннего уха (слайд 3), мнемотаблица с последовательностью выполнения пальчиковой гимнастики (слайд 4), мнемотаблица «Правила сохранения слуха» (слайд 5), аудиозаписи со звуками природы, фуражка для машиниста, иллюстрации с предметами, издающими звуки (тихо-громко). Раздаточный материал: карточки с изображением предметов, издающих звуки, цветные карандаши.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий о строении человека, дидактическая игра: «Что вредно,что полезно для здоровья», разучивание массажа ушей.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой.
Ребята, хотите поиграть в игру «Да – нет»? Встаньте все в круг. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте при помощи движений. Если хотите ответить «да» - топайте и хлопайте, если «нет»- указательным пальчиком и ножкой, выставленной на пятку, двигайте одновременно вправо - влево. Например, вы веселые? вы красивые? вы ленивые? Молодцы, в нашей группе самые лучшие дети.
Послушайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны
Нашей Оле…(ушки). (Слайд 2) .
Правильно, это ушки. Посмотрите на ухо своего соседа. Что вы видите? (ухо). Да, мы видим ухо,
ушную раковину . Повторите хором. А если внимательно присмотреться, мы видим дырочку. Это слуховой проход . Повторите. Как вы думаете, можно ли пальчиками добраться до конца прохода? Конечно же, нет. В конце слухового прохода есть тонкая пленочка, которая называется барабанной перепонкой. Звуки проходят через слуховой проход, ударяются об перепонку и мы слышим звук. (слайд N3).
Включается аудиозапись: пение птиц. Что вы услышали?(звуки). При помощи чего мы услышали? Да, при помощи ушей мы слышим звуки: узнаем голос мамы, голоса друзей.
Игра: « Кто тебя позвал».
А сейчас немного отдохнем. Хотите покататься на волшебном паровозике? Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи соседу на плечи. Какой звук издает паровоз? (чух-чух). А наш волшебный паровоз издает: «чух-чух вау». Поехали (без «змейкой», через тоннель (полуприсядем), по «кочкам» (прыжки)). Вот и приехали.
Игра: « Поймаем тишину».
Считаем: «раз, два, три» (на слово «три» хлопаем).
Отдохнем. Присядем на коврик.
Пальчиковая гимнастика(слайд N 4) «Тук-тук-тук».
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Наши ушки слышат стук (удар кулачками друг о друга)
Вот ладошечки шуршат,
Наши пальчики трещат. (потирание ладоней друг о друга)
Теперь в ладошки громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (хлопки по щекам)
А сейчас поиграем в игру « Громкие и тихие звуки».
Я буду показывать различные предметы, которые могут издавать звук, если звук громкий, вы поднимите руки, если тихий положите пальчик к губам.

    Тиканье часов

    Стук топора

    Шелест листьев

    Шум машины

    Гудение поезда

    Шелест страниц

    Шум аплодисментов

    Топот копыт

    Журчание ручейка

    Крик петуха

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру: « Внимательные ушки».

Я раздам вам карточки с изображением нескольких предметов, издающих или не издающих. Посмотрите на них и поставьте рядом красный кружочек на тех предметах, которые издают звуки.

А у нас ещё одна игра: « Закончи мою фразу».
Вы должны закончить мою фразу, добавляя только одно слово «уши».
У вас есть…(уши).
У рыбки нет...(ушей).
Зимой холодно...(ушам).
Брат может шевелить…(ушами).
Нельзя застужать … (уши).
Девочки носят сережки в…(ушах).
Чтобы защитить уши от простудных заболеваний, надо делать массаж.
Массаж ушей.

Ушки мы свои найдем
И массаж им проведем (взяться за ушки пальчиками)
По краям сейчас погладим (поглаживание снаружи)
По бороздочкам внутри, (поглаживание бороздочек)
За ушами, за ушами, (за ушами)
Вот какие, посмотри
Вденем в ушки мы сережки,
Вот какие, посмотри (растирание мочек)
А сейчас погладим ушки,
Ушки наши здесь внутри. (поглаживание внутри)
Чтоб слух наш оставался хорошим и уши не болели, надо выполнять основные правила: (слайд N 5)

    Не ковырять в ушах

    Защищать уши от сильного ветра

    Не допускать попадания воды в уши

    Защищать уши от сильного шума

    Не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться

Если за своими ушами ухаживать правильно, их не придется чистить в кабинете врача!
Молодцы! Хотите теперь потанцевать? Танец.
В конце занятия положить руку на голову и сказать: «Какой я молодец!»

Игровая программа "Мы и наши зубки”.

Цели:

    Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

    Учить детей основным правилам ухода за зубами.

    Формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности;

    Развивать познавательную активность, творческих способностей учащихся в ходе пропаганды "здорового образа жизни".

    Воспитывать у учащихся умение общаться, дружить друг с другом; умение быть искренними и честными, воспитывать доброжелательное отношение к докторам.

Оборудование: иллюстрации, зубные щетки, зубная паста, строение зуба, рисунки детей, компьютер.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём и работу мы начнём!

Звонок пригласил вас ребята на нашу игровую программу здоровья.

2. Сообщение темы и целей урока.

Чтобы узнать тему нашего занятия давайте отгадаем загадку

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (зубки)

Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь... (зубы)

Молодцы! сегодняшнее наше занятие посвящено нашим зубкам, уже не раз мы проводили беседы и разговаривали о том, как нужно ухаживать за своими зубами, но вот к нам в школу пришло такое письмо, в котором есть просьба еще раз напомнить всем как, же надо следить и ухаживать за ними.

Вот послушайте это письмо, которое прислал нам один зубик. Он даже прислал свою фотографию. На ней он очень очень грустный

А вот почему он грустный мы узнаем из письма.

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни!. Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка. Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

Вот такое письмо. Ребята поможем зубику в его просьбе? Расскажем, как мы умеем заботиться о наших зубках?

Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют МОЛОЧНЫЕ. Но живут они лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – ПОСТОЯННЫЕ. Сейчас у вас как раз такой возраст, когда зубки меняются и выпадают. Правда?

Расскажите, как это бывает? (Рассказы детей)

Видите, терять зубы - это совсем не страшно, даже наоборот, если зубы выпадают не от болезни, а потому, что пришло время. Но иногда дети забывают, что главное – это уметь ухаживать за зубами.

Итак, что же мы знаем про то как ухаживать за зубками?

Зубы надо чистить не менее 2 раз в день: утром после завтрака и вечером после ужина, на ночь. - После каждого приема пищи нужно полоскать рот. – Очень важно и правильно подобрать зубную щетку и пасту.

Щетка должна быть с искусственной щетиной и лучше использовать щетку средней жесткости.

Менять зубную щетку надо через каждые три месяца.

А вы знаете, что нужно не только ухаживать за зубками, но и правильно питаться, а вот какие продукты можно или нельзя кушать мы сейчас узнаем

Сейчас мы поиграем с вами в Игру «Вредное – полезное». Детям раздаются карточки с рисунками продуктов питания.

Задание:

    I команда – отбирает полезные продукты.

    II команда – отбирает вредные продукты.

Команды готовы. Приступайте. (Дети набирают карточки с названиями продуктов питания).

I к.: (творог, молоко, сметана, фрукты, овощи, кефир, ряженка, сыр и др).

II к. (шоколад, конфеты, печенье, торты, сливочный крем, сахар и др).

Слово предоставляется представителям 1 и 2 команды расскажите, как вы справились и что у вас получилось..

Молодцы, обе команды справились с заданием.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

А вот еще одно задание которое поможет узнать ваши знания, сейчас я будут читать вам советы и если совет правильный то вы должны хлопать в ладоши, если же нет, то говорите Нет, Нет, Нет,

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Дети. Нет!

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

Дети. Нет!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Вы, ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что – нет.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Ребята, а скажите, может зубки нам и не нужны совсем, зачем они нам???

(Кушать, чтобы произносить слова и для красивой улыбки)

Посмотрите какие красивые люди когда улыбаются, а давайте представим если зубов у нас нет, красивые мы будем??? Возьмите сейчас черный фломастер или карандаш и закрасьте на картинке один или два любых зубика!

Ну что изменились люди? Какие они стали? Вот поэтому нужно не допустить, чтобы вы потеряли свои зубки.

А Знаете ли вы ребята, что существует Зубная фея, которая всегда помогает деткам, справится с зубной болью, и дает нужные советы! И вот сегодня она тоже прилетела к нам на занятие вот с таким интересным заданием, что бы с ним справится нужно быть внимательными вот у нас есть такая интересная картинка, здесь есть и рисунки и буквы, мы же должны разгадать и прочитать какой совет зашифровала наша фея.

Вы будете выходить по одному к доске и записывать в ряд разгаданные буквы. А когда разгадаем все то сможем прочитать что же желает нам Зубная фея.

Что же у вас получилось? (Сохраняйте ваши зубы с ранних лет)

Очень хороший совет, не правда ли? Будем стараться! А на память вам Зубная фея приготовила вот такие памятки, чтобы вы всегда помнили, как правильно нужно чистить зубки!

Ребята, а к какому доктору мы ходим лечить наши зубки? (Ответы детей).

Сколько раз в год нужно ходить к стоматологу? (Два раза в год).

А давайте мы сейчас с вами займёмся лечением зубов и поработаем стоматологами. Хотите?

У вас на столе рисунок зубика. В нём поселилась злая зубная боль. Давайте прогоним её, что бы зубик выздоровел и стал улыбчивым.

Что для этого нужно сделать?

Запломбировать зуб.

Этим и займёмся. (Детям раздаю рисунок зуба, на нем кариес).

Почистим дырочку. (Дети ластиком стирают следы от простого карандаша).

Затем запломбируем. (Дети закрашивают дырочку цветным карандашом).

Ну вот когда вы залечили зубик, как вы думаете он будет теперь улыбаться?

И последнее задание, которое осталось нам выполнить это то, о котором просил нас в письме грустный зубик. Нарисуем на ваших вылеченных зубках красивые веселые улыбки. А потом отошлем ему ваши рисунки.

(ДЕТИ РИСУЮТ)

Молодцы!

Итог

Я ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ УЛЫБКИ! И надеюсь что вы всегда будете правильно ухаживать за вашими зубками.

А для наших гостей Мы в завершении нашего занятия споем веселую песенку!

Спасибо за работу!

Здравствуйте, ребята.

-Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни! Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

Все мы живем дружно и не ссоримся, потому что нам нельзя ругаться, ведь скоро мы -маленькие молочные зубки, станем совсем большими, постоянными зубами.

А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка.

Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

рассказали, как вы ухаживаете за своими зубками и как бережёте. А еще у меня к вам будет одна просьба. Пришлите, мне пожалуйста, рисунки своих красивых радостных зубов, я думаю, что они у вас не такие грустные как я. До свидания.

  1. Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.

  2. Не откусывайте нитки, проволоку зубами.

  3. Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.

  4. Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов.

  5. Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.

  6. Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.

  7. Ухо является парным органов слуха, сложным вестибулярно-слуховым органом. Ухо выполняет две основные и несомненно важные функции:

    • улавливание звуковых импульсов;
    • способность удерживание равновесия, поддержание тела в определенном положении.

    Данный орган располагается в зоне височных костей черепа, образуя снаружи ушные раковины. Человеческое ухо воспринимает звуковые волны, длина которых варьируется в пределах 20 м. - 1,6 см.

    Строение уха неоднородно. Оно состоит из трех отделов:

    • наружный;
    • средний;
    • внутренний.

    Каждое из отделов имеет собственное строение. Соединенные вместе, отделы формируют удлиненную своеобразную трубу, которая уходит вглубь головы. Предлагаю ознакомиться со строением уха человека по схеме с описанием.

    Наружное ухо

    Рассмотрим строение внешнего уха. Данная область начинается с ушной раковины и продолжается наружным слуховым проходом. Ушная раковинаимеет вид сложного упругого хряща, покрытого кожей. Нижняя часть называется мочкой – она представляет собой складку, состоящую из жировой ткани (в большей степени) и кожи. Ушная раковина наиболее всего чувствительна к различным повреждениям, поэтому у борцов она практически всегда деформирована.

    Ушная раковина работает в качестве приемника звуковых волн, которые затемперемещаются во внутреннюю область слухового аппарата. У человека она выполняет намного меньше функций, чем у животного, поэтому находиться в неподвижном состоянии. Звери могут водить ушами в разные стороны, поэтому максимально точно определяют источник звука.

    Складки, из которых состоит ушная раковина, перемещают звуки в слуховой проход с небольшой частотой искажения. Искажения, в свою очередь, зависят от вертикальной, либо горизонтальной локации волн. Все это дает возможность мозгу получать более уточненную информацию о расположении источника звука.

    Основная функция ушной раковины заключается в улавливании звуковых сигналов. Ее продолжением является хрящ наружного прохода 25-30 мм в длину. Постепенно хрящевая область переходит в костную. Ее наружная область выстлана кожей и содержит сальные, серные (видоизмененные потовые) железы.

    Наружное ухо от среднего разделяет барабанная перепонка. Звуки, которые улавливает ушная раковина, ударяясь о барабанную перепонку, вызывают определенные колебания.Колебания барабанной перепонки посылаются в полость среднего уха.

    Интересно знать. Во избежание разрыва барабанной перепонки солдатам в ожидании громкого взрыва рекомендовалось как можно шире открывать рот.

    Теперь посмотрим, как устроено среднее ухо. Барабанная полость является основной частью среднего уха. Она представляет из себя пространство объемом примерно 1 кубический сантиметр, находящееся в области височной кости.

    Здесь располагаются три маленькие слуховые косточки:

    • молоточек:
    • наковальня;
    • стремечко.

    Их функция заключается в передаче звуковых колебаний из области наружного ухо во внутреннее. Во время передачи косточки усиливают колебания. Данные косточки являются самыми маленькими костными фрагментами скелета человека. Они представляют некую цепочку, по которой передаются колебания.

    В полости среднего уха располагается евстахиева или слуховая труба, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой. За счет евстахиевой трубы, давление воздуха, проходящего внутри и снаружи от барабанной перепонки, выравнивается.Если этого не происходит, перепонка может разорваться.

    При изменении внешнего давления «закладывает уши (снять симптом можно, совершая последовательные глотательные движения).Основная функция среднего уха заключается в проведении звуковых вибраций от барабанной перепонки к овальному отверстию, которое ведет в область внутреннего уха.

    Внутреннее ухо является самым сложным из всех отделов из-за своей формы.

    «Лабиринт» (структура внутреннего уха) состоит из двух частей:

    • височной;
    • костной.

    Височный лабиринт находится внутрикостного. Между ними естьнебольшое пространство, заполненное эндолимфой (специальной жидкостью). В этой области располагается такой слуховой орган, как улитка. Тут же находится орган равновесия (вестибулярный аппарат). Далее приведена схема внутреннего уха человека с описанием.

    Улитка представляет собой костный спиралевидный канал, разделенный на две части перегородкой. Перепончатая перегородка, в свою очередь, подразделяется на верхнюю и нижнюю лестницы, которые соединяются в верхней части улитки.Основная мембрана содержит в себе звуковоспринимающий аппарат–кортиев орган. Данная мембрана состоит из множества волокон, каждое из которых реагирует на определенный звук.

    Со строением ушной раковины, всех частей внутреннего уха мы разобрались, давайте теперь рассмотрим строение уха и вестибулярного аппарата.

    Важно. Орган равновесия вестибулярный аппарат является частью внутреннего уха.

    Вестибулярный аппарат – периферический центр органа равновесия вестибулярногоанализатора. Он является составляющей частью внутреннего уха и расположен в височной черепной кости, а если говорить точнее, что в пирамиде, самой каменистой части черепа. Внутреннее ухо, которое называется лабиринтом, состоит из улитки, вестибулярного отдела и преддверия.

    В слуховой системе человека выделяется три полукружных канала в виде полуколец, концы которых открыты и как бы впаиваются в кость преддверия. Поскольку каналы располагаются в трех разных плоскостях, их называют фронтальным, сагиттальным, горизонтальным. Среднее и внутреннее ухо связываются между собой круглым и овальным окном (данные окна закрытые).

    Овальное располагается в кости преддверия, закрывает его стремя (слуховая косточка). Понять, полностью закрыто окно или нет, можно по основанию стремени. Второе окошко расположено в капсуле первого улиточного завитка, оно закрывается плотной, но довольно эластичной мембраной.

    Внутри костного лабиринта находится перепончатый, пространство между их стенками заполняет особая жидкость – перилимфа. Перепончатый лабиринт является замкнутым и заполняется эндолимфой. Он состоит из трех отделов – мешочки преддверия, полукружные каналы, улитковый ход. Внутри системы есть надежные барьеры, которые препятствуют смешиванию физиологических жидкостей.

    При некоторых болезнях уха, головного мозга барьеры могут разрушаться, жидкость смешиваются, и страдает слуховая функция. По канальцам может распространяться инфекция, которая приводит к развитию мозговых абсцессов, менингитов, арахноидитов.

    Другая возможная проблема вестибулярного аппарата – нарушение равновесия между давлениями в перилимфатическом и эндалимфатическом пространствах. Именно баланс давление отвечает за здоровый тонус лабиринта и нормальную работу рецепторов. Если изменяется давление, развиваются вестибулярные, слуховые расстройства.

    Рассматривая строение уха и вестибулярного аппарата, нельзя не упомянуть рецепторные клетки – они располагаются в перепончатой зоне полукружных каналов области преддверия и отвечают за равновесие. У каждого канала на одном из концов полукольца есть расширение, в котором располагаются рецепторы (ампула).

    Скопления рецепторов называются купулами (заслонками). Они похожи на границу между утркулюсом и полукружными каналами. Если происходит смещение выходящих из нервных клеток волосков, организм получает сигнал о необходимости переместить тело или голову в пространстве.

    Мешочки преддверия содержат скопления других нервных клеток – они образуют отолитовый аппарат. Волоски клеточных структур размещаются в отолитах – кристаллах, омываемых эндолимфатической жидкостью. Отолиты саккулюсной части располагаются во фронтальных плоскостях, соотношение их размещения в левом и правом лабиринтах составляет 45 градусов.

    Отолиты утрикулюсного элемента находятся в сагиттальной плоскости, между собой они расположены горизонтально. Волокна нервных клеток, которые отходят в стороны, собираются в нервные пучки и впоследствии выходит с лицевым нервом через слуховой проход в мозговой ствол (то есть попадают в черепную полость). Тут они уже образуют целостные скопления – ядра.

    Между ядрами существует мощная связь перекрестного типа, нервные пути, которые идут от рецепторов, носят название афферентных, они передают сигнал с периферии к центральной части системы. Есть также эфферентные связи, которые отвечают за передачу импульсов от центральных частей мозга к вестибулярным рецепторам.

    Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

    Рис. 2. Строение уха ()

    Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

    Рис. 3. Строение наружного уха ()

    Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

    Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

    Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

    Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

    Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

    Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

    А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

    Рис. 7. Строение уха ()

    Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

    Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

    Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

    Рис. 9. Строение уха ()

    Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

    Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

    Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

    Рис. 10. Канатоходец

    Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

    Рис. 12. Карусель

    Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

    Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

    То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

    В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

    Рис. 13. Берегите уши ()

    Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

    Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

    Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

    Мыть уши каждый день.

    Чистить уши можно только ватными тампонами.

    Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

    Защищайте уши от ветра.

    Сморкайтесь аккуратно и несильно.

    Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

    Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

    Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

    На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
    1. Dic.academic.ru ().
    2. Meduniver.com ().
    3. Festival.1september.ru ().

    Домашнее задание

    1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
    2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
    3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»