slonam.ru Решение которой направлен проект
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1 страница 2 страница 3

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 г. Валуйки Белгородской области»

  1. Научная проблема, на решение которой направлен проект:

Определить условия функционирования школы – «Школа - ресурсный центр»
2. Актуальность темы

Так как государственная программа образования в период модернизации обучения начинает координально перестраиваться, решая важные социальные вопросы, каждое учебное заведение страны должно определить свою программу развития, выбирая такие инновации, которые отвечали бы запросам учащихся, их родителям, чтобы деятельность учебного заведения соответствовала современным запросам общества, а само учебное заведение стало приоритетным.

Данная модель программы развития эффективно решает проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов, ускорение передачи передового опыта, широкое его распространение и внедрение в образовательный процесс, а также позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения школьника.
3. Конкретные задачи исследования, на решение которых направлен проект

Цели:


1. Создать адаптированную к условиям данного города и условиям данного микрорайона шко­лу.

2. Обеспечить современное качество образования;

соответствие образования запросам личности, общества и государства, доступности

– возможности реализации права на получение той или иной образовательной услуги и эффективности

– рациональности использования ресурсов с целью обеспечения доступности и качества образования.

3. Обеспечить конкурентоспособность учебного заве­дения. Создать инноваци­онную деятельность, соответствующую времени и потребнос­ти общества.

4. Обеспечить конкурентоспособно­сть выпускника учебного заведения, его способность к само­образованию, к быстрой смене устаревших или невостребован­ных знаний, его умение применить свои знания, умение до­стойно жить и выжить в любой жизненной ситуации.

Задачи:


- Создание соответствующих возрасту обучающихся безопасных санитарно-гигиенических и комфортных условий образовательного процесса;

- обеспечение пространственной доступности образовательных услуг;

- обеспечение обучающимся возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, т.е. программ различного уровня сложности, отвечающим потребностям личности не только в образовательном, но и в процессуальном плане;

- реализация системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы;

- концентрация и эффективное использование кадровых, информационных, материальных, финансовых ресурсов.

Цель программы основывается на гипотезе:

самореализация - смысл человеческой жизни, образование призвано сформировать эти убеждения и создать все необходимые условия для полноценного проявления индивидуальных способностей человека путем его подго­товки к труду и нравственному выполнению своих об­щественных обязанностей, в создании условий для самоопределения личности, самопознания собствен­ных способностей, желаний, интересов, реальных воз­можностей
4. Новизна предполагаемого исследования

Программа развития представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ. Главной идея программы развития школы - создание новой практики образования, необходимой для будущей жизнедеятельности учащихся. Эта практика должна работать на создание адаптированного к условиям города Валуйки, современного и конкурентоспособного учебного заведения, способного давать качественное углубленное многопрофильное образо­вание, стандартное государственное, дополнительное образование, а также реабилитирующее образование. При этом создаваемая модель должна быть очень гибкой, быстро реагирующей изменением числа классов, про­филей, уровней образования на новые образовательные потребности.

Программа разрабатывалась на принципах: демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
5. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы.
Этапы перехода в новый режим работы
Первый этап 2005-2006г.

Диагностико-конструирующий.

Он предполагает:



  • Изучение микросреды школы, потребностей учащихся и их родителей и возможностей педагогического коллектива.

  • Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся, их родителей и педагогов, социума.

  • Разработка учебного плана на основе базисного, программ дополнительного образования. Экспертиза учебного плана, программ. Изучение опыта работы школ полного дня, «Школы искусств №2».

  • Разработка программы развития школы, программы опытно-экспериментальной работы. Разработка диагностических материалов.


Второй этап

Проектировочный 2006-2007г

  • Разработка и реализация на основании программы развития школы, образовательно-воспита­тельных подпрограмм:

«Одаренные дети»

«Мониторинг»

«Школа - ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения» (Естественно научные и гуманитарные профили)

«Здоровье»

  • Организация экспериментальной работы:

- Модель воспитательной системы «Функционирование городской школы как социокультурного центра

(научный руководитель РогозинаЛ.Д)

- «Духовно - нравственное воспитание средствами народной культуры

(научный руководитель БасаргинаА.А.)

- «Школа полного дня»

- «Раннее обучение иностранного языка»

(научный руководитель Епанченцева Н.Д.)

- «Индивидуальный учебная траектория учащихся школы

( Разноуровневое обучение)


  • Благоустройство территории школы.

  • Улучшение материально-технической базы.

  • Работа с родителями, конкурсы по оформлению учебных комнат, рекреаций, вспомогательных помещений, коридоров.

  • Формирование и оформление образовательных инициатив в программы, проекты, локальные акты.



Третий этап 2007-2008годы.

Этап реализации программы:

  • Освоение функций ресурсного центра

Внедрение модели «Школа - ресурсный центр»
Четвертый этап – завершающий 2008-2009г

  • Оценка ожидаемых результатов. Определение перспективных направлений развития

6. Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства

Улучшение материального положения учителя

Результат - это:




  • Программа сетевого взаимодействия

  • Критерии показателей оптимального функционирования центра

  • Карта-схема взаимодействия

  • Пакет методического инструментария

  • Авторские инновационные программы

  • Статьи в периодической печати


Образ выпускника школы

Выпускник обладает следующими качествами и характеристиками:



  • высоким уровнем самоорганизации и личностной самоактуализации;

  • системой знаний, умений и навыков, позволяющих постоянно на­капливать «строительный материал» для собственного совершенство­вания (а не разрозненными отчужденными знаниями по предметам);

  • способностью быстро и адекватно адаптироваться в сложных ус­ловиях изменчивого социума, устанавливать деловые и межличностные отноше­ния с людьми;

  • умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;

  • умением работать «в команде»;

  • стремлением к высоким духовно-нравственным началам;

  • пониманием условий реализации своих возможностей в конкрет­ной профессиональной сфере.


Образ педагога

  • заинтересован в личностном развитии ребенка и самого себя;

  • не ограничивает личностную свободу ребенка;

  • умеет слушать ребенка, адекватно его воспринимать и сотрудничать с ним;

  • принимает множественность субъективных реальностей (точек зрения, ценностей), готов к пересмотру своих ценностей;

  • стремится к конгруэнтному (естественному) поведению;

  • совершенству­ет свое мастерство, владеет педагогической рефлексией;

  • заинтересован в развитии школы и умеет работать «в команде» учителей.

Образ семьи

  • Высоко нравственная;

  • умеющая создать нормальный психологический климат;

  • постоянно занимающаяся самообразованием в вопросах возрастной психологии, социологии, педагогики;

  • с чувством большой ответственности за воспитание и обучение ребенка;

  • ведущая здоровый образ жизни;

  • с активной жизненной позицией;

  • сохраняющая семейные, родовые традиции;

  • принимающая постоянное участие в жизни социокультурного центра.

7. Планируемое содержание и объем работы

Основные направления и механизмы реализации программы

Деятельность в рамках программы развития.




Направления

деятельности

Содержание деятельности


Результат

Сроки реализации

Ответственные

Выход

1 .Внедрение модели «Школа - ресурсный центр »

Организационный этап


- Провести педсовет

«Школа - ресурсный центр»

организационно-методические подходы к ее реализации».

- Провести общешкольное родительское собрание

«Модернизация системы общего образования»

- Заседание Управляющего Совета

- Разработка программы реализации модели

-Определить оптимальные условия субъектов в ресурсном центре.

- Создание новой модели управления.


Решение

Педсовета

Протокол

Протокол
Протокол

Программа

Развития


Условия.

Модель управления



Июнь

Август


2007
март,

сентябрь


2007
Июнь

Сентябрь


2007
Октябрь

2007


Управляющий Совет.

Директор


Постановление главы местного самоуправления.

Приказ управления образования



2. Ресурсное обеспечение центра дистанционного обучения.

Разработка нормативно-правовой базы

Подготовка кадровых ресурсов:

Подготовка

образовательных ресурсов

Подготовка

функциональных ресурсов


Подготовка

Технических

ресурсов




  • Внесение дополнений в Устав;

  • положение, регулирующее перемещение финансовых потоков (при нормативном подушевом финансировании), в связи с обучением учащихся в различных общеобразовательных учреждениях;

  • положение о базовой ресурсной школе;

  • положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся внутри образовательных учреждений.

  • положение о медиатеке

  • сетевые методисты;

  • сетевые тьютеры;

  • сетевые учителя;

  • сетевые психологи.



  • интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы;

  • интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы;

  • интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;

  • интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа;

  • банк проектных заданий;

  • интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;

  • медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;

  • базы данных;

  • интерактивные тренажеры;

  • интерактивные тесты.




  • электронный журнал;

  • статистическая база.

Оснащение компьютерами -50шт.;



  • Принтерами -20шт;

  • Сканерами -20шт;

  • Проекторами -20шт;

  • веб-камерами; -20шт

  • экранами; -20шт

  • выходом в Интернет -20каб.




Изменения в Уставе
Договоры,

локальные акты.


Удостоверения
Внедрение новых форм организации учебного процесса и оценивания достижений учащихся.

документы

Использование современного образования и информационных технологий


Сентябрь – октябрь

2007


Сентябрь-декабрь
Сентябрь,

октябрь


2007г

Сентябрь 2007г



ЗеленскаяГ.В

Кулинич Е.В.-зам. по УВР

Управление образования

ИндинаЕ.Н зам по НМР.

Учителя предметники

Красников В.М.

Управление образования

КрасниковВ.М.



Лицензия

Аттестация

Программы

Функцио


нирование центра

3.Обучение субъектов образовательного процесса методам работы

Работа с кадрами

-Психолого-педагогические семинары, круглые столы, заседания межпредметных МО.
-Создание методических рекомендаций по адаптации и коррекции учебных рабочих программ
-Работа педагогов по коррекции учебных программ.


Методические рекомендации
Разработанные программы.

Адаптивные программы.

Авторские

программы.


Поурочные

планы.


Открытые уроки.

Показательные уроки.

Методическая система работы учителя.


2007-2008г.

Творческая группа НМЦ МОУ СОШ №4

Протоколы.

4.Ставление индивидуальных траекторий в образовательном пространстве каждого ученика

Индиви - дуальные траектории

Разработка индивидуальных планов

Планы

Сентябрь

2007г


Щербакова Е.И.

Распи

сание


5.Внедрение и коррекция критериев и показателей по апробации ресурсного центра.

Разработка механизма отслеживания результатов

-Создание творческих групп по разработке критериев и показателей.

Внедрение модели

-Проведение семинара-практикума «Критерии и показатели результативности деятельности по апробации ресурсного центра».

- Работа коллектива по внедрению методического инструментария по определению эффективности внедрения ресурсного центра.



Критерии и показатели.
Программа семинара.

Методический инструмента-

рий.


Сентябрь-декабрь

2007


Индина

Е.Н.


Протокол Семинары.

Справки.


6. Мониторинг исследования:

Контроль

- Диагностика уровня:

  • удовлетворенности;

  • психологического климата;

  • воспитанности;

  • проф. компетенции педагогов;

  • состояния здоровья;

  • развития личности;

  • готовности к продолжению образования;

  • уровня обученности

  • обеспечения права учащегося на доступность качественной образовательной услуги

- Ос- Осуществление анализа.


Схемы.

Диаграммы.

Графики.

Аналитическая справка.



2007-2008

Щербакова Е.И

Зам по УВР



Диагностика.

Карты.


Схемы.

Справки.


7.Разработка карты-схемы взаимодействия ресурсного центра

Оформление наглядности,

агитация



-Создать группу по разработке карты–схемы.

-Работа группы.


-Тиражирование и распространение карты- схемы.




Приказ о создании группы.

Карта – схема взаимодействия субъектов.

Сайт школы.

Публикация в местной печати, ТВ.



Октябрь

2007


Индина

Е.Н.


Аглоткова Н.Н.

Карта

Сайт



8.Подготовка и проведение районного семинара ««Школа - ресурсный центр»

Пропаганда опыта

- Создание инициативной группы по

подготовке семинара

- Разработка и проведение семинара

- Подготовка научно-методического инструментария.


- Проведение семинара

Приказ.

Программа семинара

Выставки.

Папки-накопители. Буклеты.

Приказ по результатам

Методич. рекомендац




Февраль 2008г

ЗеленскаяГ.В.

директор


Семинар

9.Подготовка публикаций в журналах

Пропаганда опыта


- Подготовка материалов для публикации в журналах

«Народное образование»,

«Практика административной работы в школе»,

«Директор школы»

«Управление качеством образования»
- Коррекция содержания статей.


Проект статей.
Откорректированное содержание

статей.


2008-2009год

Зеленская Г.В.

Статьи

10.Обобщение опыта

Распространение опыта работы



- Подготовка материала к обобщению зам. директора по научно - методической работе Индиной Е.Н.;

учителя информатики Аглотковой Н.Н.

учителя математики ТарасенкоГ.В.

- Оформление материалов в соответствии с требованиями.



Папки-накопители.

Брошюра


по опыту.

Буклет.


2008-2009год

Кулинич Е.В. зам по УВР

Педсовет.

Семинар.



8. Анализ деятельности МОУ «СОШ №4» при проведении первых этапов исследования:

Исходя из того, что ресурсная школа является одной из моделей современной школы, обладающей современной учебно-материальной базой и возможностью ведения профильного обучения, отвечающая следующим требованиям к условиям образовательного процесса:



  • наличие условий в соответствии с СанПиНом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся (наличие оборудованного медицинского кабинета, спортивного зала, столовой и т.п.);

  • наличие транспортных средств для подвоза обучающихся;

  • соответствие оборудования рекомендуемому Министерством образования и науки Российской Федерации «Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 01.04.2005г 303-417);

  • наличие условий для перехода к современному уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий;

  • наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

  • доведение нагрузки на 1 ПК до 10 человек (наличие 2-х кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 11 мест);

  • наличие высокоскоростного доступа в сеть Интернет;

  • укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами по каждому из предметов базисного учебного плана;

  • укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими высшую, первую и вторую квалификационную категории;

было проведено изучение микросреды школы и возможностей педагогического коллектива.
8.1. Оценка здоровьесберегающего образовательного процесса.

В 2005-2006 учебном году была проведена комплексная оценка здоровьесберегающего образовательного процесса в школе. Для этого применялись следующие показатели:

1. Составление паспорта школ.

2. Оценка оснащенности школ.

3. Оценка здоровьесберегающего оборудования и оснащения.

4. Анализ контингента учащихся



  1. Анализ персонала

Гигиенические требования и инфраструктура школы обеспечиваются системами отопления, вентиляции, наличием водопровода, канализации, оборудованной столовой с электрическими плитами. В целом школа обладают современным оборудованием, создают достаточно комфортные условия обучения и воспитания. Важным условием создания полноценной среды обитания является наличие оздоровительной инфраструктуры. Анализ данных мониторинга показал, что МОУ « СОШ №4» располагает элементами оздоровительной инфраструктуры:

Элементы

МОУ СОШ №4

Медицинский кабинет

1

Зубоврачебный кабинет

выездной



Спортивный зал

2

Спортивная площадка

1

Тренажерный комплекс

1

бассейн

-

Кабинет релаксации

1

инголярий

-

Зимний сад

1

При анализе обеспеченности школ кадрами мы выяснили, что на 1 медицинского работника в среднем приходится 300 учащихся. Школа работает по программе «Здоровье», организованны научные общества учащихся « Право на здоровье», волонтерские отряды, внедряются здоровьесберегающие технологии в урочную и воспитательную системы.

При анализе состояния здоровья учащихся экспериментальных школ, были использованы следующие показатели:

Анализ физического здоровья (показатель «индекс здоровья»)

Анализ умственного здоровья (показатель предметной обученности)

Анализ психического здоровья.

Диаграмма показателей « Индекса здоровья»

С ростом возраста учащихся падает «индекс здоровья». Осмотры врачей специалистов учащихся показали общую картину заболеваемости детей разных возрастных групп. Данные, полученные в результате мониторинга, указывают на необходимость применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школ.

Педагогические технологии (технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология рефлексивного обучения), чередование занятий в словесно-знаковой и чувственно- эмоциональной сферах, позволили получить довольно хорошие результаты обученности школьников в экспериментальных 9 классах

( предпрофильные классы) МОУ СОШ №4.



Качественные показатели обученности учащихся экспериментального класса

(на конец учебного года)

Учебный год

Количество учащихся

Количество обучающихся на «4» ,«5»

Качество предметной обученности

2005-2006

50

32

64 %

2006-2007

50

40

80%

Для анализа психического здоровья проводилось анкетирование с целью выяснения взаимоотношений учащихся с одноклассниками, учителями, классными руководителями, а также их отношение к школе и состояния в ней.

Диаграмма « отношения учащихся»

Довольно высокие показатели по всем параметрам говорят о благоприятном микроклимате в коллективе МОУ «СОШ №4»



8.2. Оценка педагогических кадров

В школе работает 58 учителей

Высшее образование имеют 53 учителя- 37 %

Неполное высшее – 1 учитель- 2%

Среднее специальное- 5 учителей- 8%

Высшая категория- 11 учителей- 19%

Первая категория – 21 учитель- 37% 10 разряд- 1 человек- 1%

Вторая категория- 23 учителя- 41% 7 разряд – 1 человек- 1%



Имеют звания Отличник народного образования и Почетный работник общего образования РФ- 10 человек- 16%



8.3. Информатизация образовательного пространства
В 2006 – 2007 учебном году коллектив школы ставил перед собой следующие задачи, нацеленные на выполнение мероприятий по реализации Программы развития:

  1. Обновление содержания и технологических сторон образовательного процесса.

  2. Модернизация структуры и содержания методической службы.

  3. Совершенствование системы управления школой.

  4. Создание в школе открытого информационного образовательного пространства.

Программа информатизации является частью Программы развития школы и нацелена на решение этих же задач, посредством применения новых образовательных ресурсов и технологий.

В 2006 – 2007 учебном году, в рамках национального проекта «Образование» наша школа получила гранд в 1000000 рублей, что позволило значительно улучшить материально-техническую базу школы. Приобретено оборудование (2 компьютера, лазерный принтер, сканер, копировальная техника). Установлены 2 компьютера и принтер в лабораторию математики для индивидуальной работы учителей. В методический кабинет начальной школы установлен 1 компьютер принтер. В библиотеке заменен старый компьютер на современный с DVD-ROM . Установлены компьютеры в кабинет социально-психологической службы и вожатых школы для автоматизации рабочих мест. Расширение парка компьютерной техники позволило снять проблему перегрузки межпредметного компьютерного класса, активизировать проектную деятельность учащихся, создать условия для самообразования учителей.

Школа имеет следующее техническое обеспечение для внедрения ИКТ в образовательный процесс и во внеурочную деятельность:


№ п/п

Кабинет

Кол-во компьютеров, оргтехники

Цели использования



Информатика (школьная локальная сеть)

11 ПК,

Принтер ленточный



Уроки информатики, факультативы



Межпредметный компьютерный класс (3-15) ШЛС

11 ПК


Работа с Интернет-ресурсами. Уроки, тестирование, индивидуальная работа, работа над проектами



Лаборатория учителей математики

1 ПК,

Принтер


Индивидуальная работа с учащимися, создание и распечатка дидактических и раздаточных материалов



Методический кабинет учителей начальной школы

2 ПК,

Принтер,




Методическая работа учителей начальной школы, самообразование. Поиск информации в сети Интернет



Психолого-социальные службы школы

1 ПК

Рабочее место педагогов-психологов, социального педагога



Лаборантская кабинета истории

1ПК,

сканер


Создание ЦОР для проведения уроков истории



Библиотека

1ПК:



Индивидуальная работа библиотекаря



Методический кабинет учителей русского языка и литературы

1 ПК

Принтер


Методическая работа учителей русского языка и литературы, самообразование. Поиск информации в сети Интернет



Организаторская

1 ПК

Автоматизация рабочего места, составление сценариев.



Методический кабинет учителей биологии, химии и географии

1 ПК, принтер

Методическая работа учителей биологии, химии, географии, самообразование.Поиск информации в сети Интернет



Секретарь

1 ПК,

Принтер лазерный

Копировальная техника


Делопроизводство



Директор

1 ПК,

Цветной струйный принтер, копировальная техника, сканер



Администрирование



Рабочие места зам. директора

3 ПК,

Принтер, копировальная техника





Серверная

2 ПК

Обеспечение работы ЛСШ,

Выход в Интернет, электронная почта.



Для индивидуальной работы учителей, поиска информации в Интернет, просмотр учебных видеофильмов, проведения уроков с проектором, защиты детских учебных проектов по предметам, сканирования и оцифровки изображений создается медиацентр. Нами разработано положение о медиацентре, определены направления работы медиацентра, выделено помещение, сделана заявка на расширение штата и приобретено необходимое оборудование (приложение 1)

Направления работы медиацентра:



  1. Предоставление информационных услуг

  2. Техническое оснащение школы

  3. Развитие программно-методического обеспечения

  4. Интеграция НИТ в учебный процесс

  5. Проведение семинаров по вопросам информатизации школы

  6. Дистанционное образование

В рамках реализации Программы информатизации проводилась целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения:

  • приобретено 29 видеокассет (литература, экология, биология, химия, этика, и т.д.) для проведения уроков и внеклассных мероприятий.;

  • пополняется коллекция полезных Интернет - ссылок (на школьном сайте).

За текущий учебный год в межпредметном компьютерном классе проведено 380 уроков с применением ИКТ что по сравнению с 2005 - 2006 учебным годом возросло на 20 %.

Диаграмма применения информационных технологий на уроках

Применяются средства ИКТ для проведения:



  • уроков и классных часов

  • исследовательской работы в НОУ

  • учебной проектной деятельности

  • конкурсов, олимпиад, викторин

  • работы школьного пресс-центра

  • презентаций социальных проектов

  • педагогических советов, методических семинаров

  • работы школьного сайта

Для пополнения исследовательского раздела школьной медиатеки, разработано положение о проектной деятельности учащихся (приложение 2), проекты которых в электронном виде сдаются в медиатеку.

Компьютеры в школе объединены в локальную сеть. Произведено подключение школы к бесплатному Интернету. В настоящее время свободный доступ к ресурсам Интернет производится в кабинетах 26, 27, планируется выход в Интернет в кабинетах № 21, 17,15,13. Учителя имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами, дистанционными курсами, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принять в них участие.

Анализ количества и периодичности проводимых в межпредметном компьютерном классе уроков показывает, что учителя проводят уроки периодически, по мере необходимости. Следует отметить, что ресурсы Интернет используются педагогами недостаточно, а лишь как средство дополнительной информационной поддержки. Коллекция полезных ссылок на различные образовательные Интернет - ресурсы по основным учебным предметам, представленная на школьном сайте, осталась невостребованной из-за низкой посещаемости сайта учителями. В связи с этим спланирован ряд мероприятий по изучению возможностей эффективного использования ресурсов Интернет в образовательной деятельности, создания личных предметных страничек учителей на сайте школы.

Сайт школы представляет собой ресурс, выполненный на любительском уровне, и не оснащенный техническими возможностями для обратной связи с посетителями, работы с родителями, поиска по сайту и другими интерактивными моментами. В настоящее время ведется работы по созданию сайта школы с помощью «Конструктора школьных сайтов» (продукт проекта ИСО). Силами школьного пресс-центра планируется создать Интернет-ресурс, играющий роль связующего звена между всеми участниками образовательного процесса и выполняющий представительские функции для различных категории потенциальных посетителей:



    • Сайт как визитная карточка школы;

    • Сайт как информационный листок;

    • Сайт как периодическое издание;

    • Сайт как место общения

Повышение квалификации в области применения ИКТ прошли 55% членов педагогического коллектива через курсы в школе. Для удержания ИКТ - компетентности учителей в школе введена система творческих отчетов педагогов, прошедших курсовую подготовку. 5% членов коллектива обучаются в КМ- школе и имеют статус - тьютер «Интернет - образования» Мониторинг ИКТ - компетентности педагогических работников показал, что за последние два года значительно возросло умение использовать информационные технологии.

Диаграмма ИКТ - компетентности учителей



Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:


Проблемы

Причины возникновения проблем

Пути решения проблем

Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении. Недостаточное использование ресурсов Интернет педагогами в образовательном процессе.

Отсутствие навыков работы с Интернет - приложениями, электронной почтой, системами поиска и систематизации. Отсутствие навыков работы с ресурсами Интернет, электронной почтой, системой дистанционного образования учащихся и педагогов информации

Проведение образовательных семинаров по вопросу использования ресурсов Интернет.

Работа учебных групп учителей по овладению навыками работы в сети Интернет.

Внедрение «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся. Использование цифровых тьюторов для самообразования всех участников ОП


Сайт школы не использовался в должной мере как средство информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Нерегулярность выставления информации и недостаточная работа школьного пресс-центра.

Требуется полная реконструкция формы, содержания и способа отображения информации на сайте для соответствия новым требованиям современного образования.



Создание инициативной группы учащихся и педагогов, заинтересованной в представлении своей деятельности на сайте школы.

С целью выработки потребности обращения к сайту, спланировать ряд административных мероприятий, предполагающих активное использование материалов, представленных на городском портале и школьном сайте.

Проведение образовательного семинара «Сайт учителя», организация работы учебной группы по созданию личной странички учителя на школьном сайте.


Учащиеся школы не владеют на уровне, обеспечивающим участие в телекоммуникационных мероприятиях, конкурсах

Отсутствие в штате школы высококвалифицированного специалиста по обучению учащихся современным информационным технологиям.

Расширение сетевого взаимодействие.

Курсовая подготовка.




8.4. Профильное и предпрофильное обучение
Важным направлением модернизации образования явилось введение профильного обучения в 10-11 классах. Реализация данной задачи способствует дифференциации обучения, индивидуализации учебного процесса, активному использованию новых информационных технологий учителями и учащимися, формированию у учащихся стремления к самообразованию, осознанному выбору учащимися профиля обучения, повышению профессионального уровня педагогов. В нашей школе эксперимент по предпрофильному и профильному образованию начат в 2003 году (приложение 3).

Важнейшим вопросом организации профильного обучение явилось определение направлений профилизаций, при этом учитывалось:



  • стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы обучающихся;

  • пожелание родителей обучающихся;

  • тенденция социального заказа в районе нашей школы.

Комплектование профильных классов осуществлялось путем организации социологического опроса, который включал в себя:

  • анкетирование;

  • диагностические обследования учащихся, родителей, педагогов;

  • оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, направленной на самопознание школьников;

были определены два профиля - физико-математический и социально-экономический.



Количество учащихся, изучающих предметы на профильном уровне
В школе сложилась система профильного обучения, определены профили

(физико-математический и социально-экономический) и накоплен опыт работы с учащимися в профильных классах. Сложившаяся система профильного обучения, подготовленные кадры, программы профильных курсов, хорошие результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Также разработаны и утверждены мероприятия по организации предпрофильной подготовки, оказывается помощь по выбору профессий учащимися. Поэтому Интернет – обучение на профильном уровне включить в основной образовательный процесс мы сочли нецелесообразным. Исходя из условий, Интернет – обучение на профильном уровне мы предлагаем старшеклассникам как дополнительную образовательную услугу по выбранному профилю.

Таким образом, материально-техническое, кадровое и информационные обеспечение МОУ «СОШ №4» соответствует требованиям для создания ресурсного центра.
8.5. Сетевое взаимодействие

По решению органов местного самоуправления и приказа Управления образованием наша школа определена как ресурсный центр.

Проект включает следующие мероприятия по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений района в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования:

- создание районного координационного совета для апробирования и внедрения моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

- формирование целевых групп;

- проектирование образовательной сети и образовательной карты района;

- создание нормативно-правовой базы;

- выбор моделей образовательных учреждений;

- разработка содержания профильного образования;

- ресурсное обеспечение;

- мониторинг результативности профильного обучения.

Реализации проекта предшествовала большая подготовительная работа, заключавшаяся в:

- изучении опыта работы других школ;

- анализе кадрового потенциала педагогических работников;

- разработке плана-графика введения предпрофильного и профильного обучения, сетевого взаимодействия ресурсного центра с другими школами округа;

- изучении планируемого контингента учащихся.



Система мероприятий

по реализации Программы сетевого взаимодействия


№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1

Изучение нормативных документов об организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Руководители школ

Ноябрь – декабрь 2006 г.

 

2

Анализ возможностей существующей сети образовательных учреждений. Анализ проблем

Рабочая группа и руководители школ.

Январь 2007 г.

Карта образовательных ресурсов

3

Анализ образовательных потребностей учащихся 8-11 классов образовательных учреждений района

Руководители школ и рабочая группа

1 кв. 2006 г.

Определение профильных направлений

4

Создание Координационного Совета по сетевому взаимодействию

Управление образования

Март 2007 г.

Утверждение муниципальной Программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими школами Валуйского района на 2005-2010 г.г.

5

Проведение Дней открытых дверей в базовых школах

Руководители базовых школ

Апрель – июль 2007 г.

Визитные карточки образовательных учреждений

6

Организация методического сопровождения, проведение заседаний методических объединений учителей по предметам

Управление образования

По плану работы ИМЦ

 

7

Создание банка данных по учителям, работающим в профильных классах и преподающих элективные курсы.

Управление образования

Апрель 2007 г.

«Портфолио» учителей, имеющих собственные идеи, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией.

8

Разработка формы «портфолио» для учащихся и учителей

Рабочая группа

Июнь 2005 г.

Форма «Портфолио»

9

Согласование и утверждение учебных планов образовательных учреждений

Руководители школ

Июнь 2007г.

 

10

Экспертиза элективных курсов

Экспертная комиссия

Июль 2007 г.

 

11

Заключение договора между участниками сетевого взаимодействия

Управление образования

Август 2007 г.

Закрепление гражданско – правовых отношений участников сетевого взаимодействия, регулирование вопросов текущей и итоговой аттестации учащихся и др.

12

Составление расписаний перевозки детей

 

1 – 2 кв. 2007 г.

 

13

Создание нормативно – правовой базы ОУ

Ресурсные центры, базовые школы

Сентябрь

2007 г.


Положение о ресурсном центре, сетевое расписание учебных занятий

14

Разработка индивидуальных учебных планов и расписания уроков

Администрации школ

Сентябрь

2007 г.


Индивидуальные учебные планы.

15

Анализ результатов внедрения модели сетевого взаимодействия в конце учебного года. Мониторинг эффективности профильного обучения

Управление образования, координационный Совет

Июнь 2008 г.

Решение Совета РУО и координационного Совета

17

Внесение коррективов

Управление образования, координационный Совет

По мере необходимости

 

18

Повышение квалификации учителей по вопросам предпрофильного и профильного обучения

Руководители школ

2007 г.


2008 г.

2009 г.




Использование в учебном процессе новых технологий

19

Оснащение ресурсных центров и базовых школ современным учебным оборудованием, учебниками, компьютерной техникой

Руководители школ

2006 г.г.

2007 г.


2008 г.

2009 г.




 

 

Составление бюджетных смет участников сетевого взаимодействия

Руководители ресурсных центров, базовых школ

4 кв. 2007г.

 

 

Экспертно – диагностическая оценка Программы сетевого взаимодействия

ИМЦ, РУО, базовые школы, образовательные учреждения

2008 г.

 

 Мы пошли по пути модели профильного обучения в условиях интеграции очных и дистанционных форм обучения, чтобы организовать глубокую специализированную подготовку учащихся на старшей ступени общего образования и предпрофильную подготовку на средней ступени основного образования во главе ресурсного центра.

Схема взаимодействия школ в рамках ресурсного центра

схема 1

Реализация сетевой модели профильного обучения потребовала тесных практических отношений между администрациями МОУ «СОШ №4», МОУ « СОШ №5», Рождественской СОШ. Чтобы скоординировать совместную работу был создан межшкольный Координационный совет из директоров и заместителей по УВР в составе 6 человек. Создана нормативно-правовая база (приложение 4)

Направлениями деятельности Координационного совета являются следующие:

1.Разработка, обсуждение и экспертиза нормативных правовых актов, создаваемых образовательной сетью;

2.Формирование единых учебных планов на базовом уровне для школ, входящих в данную сеть.

3.Формировние учебных планов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Заключены договора с МОУ «СОШ№5», Рождественской СОШ.

Так как данные школы расположены на приличном расстоянии от ресурсного центра, то возникают временные и материальные затраты на дорогу. Поэтому предпрофильное обучение сочли целесообразно проводить дистанционно по типу сетевого обучения, а профильное - интегрированно. При этом, одна часть деятельности (общеобразовательные предметы учебного плана и те профильные курсы общего направления, которые школы могут обеспечить сами) организуются в очной форме на базе своих школ, другая часть профильных и элективных курсов, которые школы не могут обеспечить самостоятельно, организуются в дистанционной форме из ресурсного центра. Учащиеся, которые выбирают такую форму обучения, освобождаются от профильных курсов, предусмотренных данной школой в очной форме, и на договорной основе подключаются к профильным курсам, организуемым ресурсным центром в рамках предусмотренной учебным планом сетке часов в дистанционной форме. Причем задания выполняются учащимися в удобное для них время, также как и учитель, осуществляет свою деятельность в удобное для него время. Исключение составляют только синхронные телеконференции (чаты, видеоконференции). Элективные курсы организуются в соответствии с идеологией дополнительного открытого дистанционного образования.

Школьники, которые после основной школы решают продолжить образование в 10-11 классах, в подавляющем большинстве нацелены на поступление в вузы. Поэтому при выборе профиля их, прежде всего, интересует выбранная ими будущая специализация. Поэтому профильные и элективные курсы ведут как преподавателями школы соответствующей квалификации, так преподаватели высших учебных заведений, которые в настоящее время ведут занятия на подготовительных курсах. Заключены договора с Белгородским государственным технологическим университетом им. Шухова. Дистанционная форма обучения, интегрированная с очной формой предоставляет ученикам возможность выбора той или иной формы подготовки в вуз.

Схема взаимодействия с научными учреждениями и организациями Белгородской области.
схема 2

Таким образом, мы пошли по пути создания профильной школы с интеграцией очного и дистанционного обучения, где имеется база данных, включающая многообразие различных профориентационных направлений собственно профильных и элективных курсов, отражающих многообразие интересов учащихся в рамках физико-математического и социально-экономического профилей.

Схематично такую организацию учебного процесса на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения можно изобразить следующим образом.



схема 3.
Интеграция дистанционных и очных форм профильного обучения

Для организации учебного процесса в профильных классах в дистанционной форме разрабатывается соответствующее методическое обеспечение в виде информационно-образовательной среды на сайте ресурсного центра. В основе учебного процесса, конечно, ляжет учебник и соответствующие учебные пособия, разработанные по заданию Министерства образования и науки в печатном (кейс) или электронном виде и соответствующее методическое обеспечение. Покажем это схематически:






Схема 4. Методическое обеспечение профильного курса в дистанционной форме

Ресурсное обеспечение выполнения Программы:
Формирование нормативно-правовой базы:

  • Формирование пакета утвержденных целевых программ, обеспечивающих создание модели новой школы;

  • Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих реализацию основных приоритетных направлений работы школы.


Формирование кадровых ресурсов:

  • Создание кадрового потенциала для работы в профильных классах путем переподготовки и повышения квалификации учителей школы;

  • Применение в работе новых педагогических и информационных технологий

  • Психолого-педагогическая служба.



Формирование программно-методического обеспечения:

  • Формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучения в профильных и предпрофильных классах;

  • Разработка рекомендаций по технологии профильного и предпрофильного обучения.



Формирование материально-технической базы:

имеются в наличие:



  • 2 компьютерных класса;

  • Локальная информационная сеть;

  • Интернет;

  • Оборудованные учебные кабинета-лаборатории для изучения физики, химии, географии, биологии;

  • Компьютерная техника;

  • Копировальная техника;

  • Ауди и видеоаппаратура;

  • Проекционная техника.

Необходимо:

  • Продолжить оснащение медиатеки компьютерной техникой, мебелю;

  • Провести ремонтные работы в актовой зале школы, столовой;


Программа развития материально-технической базы школы




2007 год

2008 год

2009 год




1.Информационно-коммуникационные средства:

а) мультимедийные обучающие программы и электронные учебники;

б) электронные библиотеки;

в) игровые компьютерные программы.

2. Экранно-звуковые пособия:

а) видеофильмы; б)аудиозаписи и фонохрестоматии;

в) слайды (диапозитивы)

3. ТСО:


а) экран (на штативе или навесной);

б) слайд-проектор;

в) столик для слайд-проектора;

г) мультимедиа проектор; д) мультимедиа компьютер

4. учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция:

а) стандарт по предмету, примерные программы, авторские рабочие программы;

б) комплекты учебников (допущенных);

в) рабочие тетради по предметам;

г) научная, научно-популярная литература, периодические издания;

д) дидактические материалы по всем курсам учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6. Печатные пособия (плакаты, схемы)

7. Цифровые образовательные ресурсы по всем предметам (инструменты учебной деятельности, программные средства)



1.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

2.Цифровые образовательные ресурсы по всем предметам (инструменты учебной деятельности, программные средства)





1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция:

а) стандарт по предмету, примерные программы, авторские рабочие программы;

б) комплекты учебников (допущенных);

в) рабочие тетради по предметам;

г) научная, научно-популярная литература, периодические издания;

д) дидактические материалы по всем курсам

2. Печатные пособия (плакаты, схемы)



СОЗДАНИЯ, ОСВОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Цели, задачи и актуальность проекта.
Нынешние школьники – главные действующие лица интеллектуальных, общественно – социальных и производственных процессов в XXI веке. Их жизнь будет протекать в принципиально отличной от нашей технологической среде, во многом связанной с созданием, передачей и потреблением информации.

Введение в школьную жизнь информационных технологий и даст возможность включить уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве.

На всех этапах реформ образования в нашей стране основные усилия были направлены на создание новых учебных программ, нового поколения учебников и учебно-методических пособий. Но при этом в основном изменялась фактическая сторона содержания учебных материалов. Гораздо меньше внимания обращалось на процесс «информатизации образования», который, прежде всего должен состоять в перестройке методов и форм обучения, включение в состав содержания образования таких составляющих, как умение работать с информацией, способность использовать информационные технологии в преподавании различных учебных дисциплин, готовить обучающихся к жизни в условиях информационного общества. В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая деятельность. Поэтому так важно научить детей различным способам работы и безусловно, усилить роль поисково-исследовательской деятельности. Школа XXI века должна соответствовать требованиям современного информационного общества.

Учитывая актуальность этой проблемы, информатизация учебно-воспитательного процесса – одно из приоритетных направлений развития МОУ «СОШ №4»В связи с этим основным является – сформировать единое школьное информационное образовательное пространство. Его можно представить как некую общедоступную информационную среду.



Цель проекта создать прецедент использования компьютерной коммуникации внутри школы, а также дальнейший выход в локальные и глобальные телекоммуникационные сети.

Все эти цели определяют задачи:



  • стимулировать интерес к педагогическим возможностям в образовательном процессе;

  • использовать практическую возможность получать принципиально новую информацию «о мире и о себе», не покидая стен школы;

  • внести качественно новые изменения в процесс управления школой.

На основании этого в рамках школы должна существовать структура, служащая «центром кристаллизации» для создающегося информационного пространства. Такой структурой в нашей школе будет информационный ресурсный центр.
Программа выполнения работ по проекту.
Процесс создания школьного информационного ресурсного центра предусматривает несколько этапов.

I этап.

На первом этапе собиралась, осмысливалась и обогащалась разрозненная информация об опыте работы в этом направлении.

Творческой группой, в которую вошли администрация школы, учителя информатики, руководители МО был изучен теоретический и практический материал, наработанный в данном направлении

Итогом работы творческой группы стала разработанная модель информационного ресурсного центра, которая отразила особенности и потребности нашего учебного заведения.


II этап.

Второй этап мы определили как создание и развитие материальной базы. По этому вопросу для осуществления проекта создания школьного информационного ресурсного центра был разработан перспективный план. Он включил в себя следующее:




1.

Оснащение современными компьютерами двух кабинетов информатики

2006-2007г



2.

Оснащение современными персональными компьютерами администрации школы, канцелярии:



- кабинет директора

2006-2007г

- канцелярия (секретарь уч. части)

выполнено

- кабинет зам. директора по УВР

2006-2007г

- кабинет зам. директора по ВР

2007-2008г

3.

Оснащение компьютером кабинета психолога

2007-2008г

4.

Оснащение компьютерами библиотеки

выполнено

5.

Оснащение компьютерами и оргтехникой различных кабинетов:

математики

литературы

химии


биологии

физики


географии

истории


ин. язык

2007-2008гг

6.

Оснащение компьютерами и оргтехникой учительской

2007г- 2008г

7.

Все помещения оснащенные компьютерами связываются единой локальной сетью.

по мере установки компьютеров

8.

Оснащение кабинетов проекционной техникой

2007-208гг

9.

Оформления договора с провайдером по предоставлению услуг сети интернет.

выполнено


III этап.

Главная трудность проекта по созданию и освоению информационного ресурсного центра – недостаточная подготовка педагогов к работе и жизни в условиях информационного общества.

Исследуя эту проблему на этом этапе, мы разработали план повышения квалификации учителей школы для использования новых компьютерных технологий в образовательном процессе.

В этот план мы включили следующее:







Осознание педагогами роли информационных технологий в современном мире и современном образовании, изучение теоретических положений, определяющих цели, содержание, формы, средства и методы повышения квалификации учителей с учетом их базовой подготовки (заседания предметных методических объединений, педагогические чтения, семинары, совещания, педсоветы).


2007-2008гг






Изучение техники – персонального компьютера и программно – методических комплексов, свободное владение средствами информатики, т.е. обучение каждого учителя.

2006-2007г. - основной педсостав, далее по мере необходимости



Творческое использование средств информатики, восприятие персонального компьютера как индивидуального средства обучения, новой формы организации образовательного процесса.

По мере изучения персонального компьютера и овладения информационными технологиями

Кроме этого важно было определить готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности. С этой целью творческая группа провела диагностику направленную на выявление профессиональной и психологической готовности учителей (приложение 2 – анкета для учителей). Обработка результатов анкетирования показала, что приобщение учителей к использованию компьютерных технологий – процесс сложный, но возможный. В 2004 году только у 6% учителей отмечалась профессиональная готовность у 10% - психологическая готовность к использованию информационных технологий. На сегодняшний день 21% и 70% соответственно.

IV этап.

На четвертом этапе мы обозначили дидактические задачи, определили содержание, формы и методы использования информационных технологий в процессе преподавания отдельных предметов.

Информационные технологии – это отрасль дидактики, занимающаяся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования. Дидактические особенности новых информационных технологий определяются дидактическими возможностями оборудования, в первую очередь компьютера. Педагогический коллектив уже несколько лет работает по этой проблеме. Определены формы применения компьютеров на уроках:


  • ученик-компьютер;

  • группа учеников – один компьютер;

  • группа учеников – группа компьютеров;

  • педагог – группа учеников – один компьютер;

  • педагог – группа учеников – группа компьютеров.

Методические объединения учителей школы разрабатывают эффективные методы информационных технологий на различных предметных уроках, разрабатывают тестовый контроль знаний по предметам, разрабатывается методика использования компьютера на уроках, где компьютер используется не как средство наглядности, а и как средство активного обучения.

Таким образом, построение процесса обучения на основе новых информационных технологий позволит нам повысить качество образования в школе.


V этап.

На этом этапе ставится задача в системе единого информационного пространства в школе создать медиатеку

Ускорения темпов знаний на рубеже веков повлияло на развитие библиотек. Прогресс аудиовизуальных технологий в мире вызвал быстрый рост и развитие школьных медиатек и более активную разработку методов обучения с применением аудиовизуальных ресурсов, поэтому проект создания школьного информационного единого пространства не мог быть без планирования работы медиатеки. Она будет представлять собой централизованное собрание печатных и аудиовизуальных материалов. Школьная медиатека будет содержать максимально возможный объем ресурсов и предоставлять доступ посредством компьютера к дополнительным источникам информации и материалам. Школьная медиатека должна создавать условия, способствующие развитию самосознания, любознательности и самостоятельности.

Настоящая библиотека в ходе реализации данного проекта будет переоборудована в медиатеку: в одном помещении хранятся учебники, фонд, в другом – читальный зал с видео, компьютерами, копировальной техникой. VI этап.

Шестой этап – это создание для каждого администратора школы персонального информационного фонда, т.е. накапливание и переработка соответствующей информации в целях повышения эффективности внутришкольного управления. Создание сети информационного обеспечения управленческой деятельности.

Успех управления во многом связан со способностью своевременно и верно осмысливать, перерабатывать информацию, эта переработка, ее возможности и качество становятся центральным вопросом внутришкольного управления.

Школа – это маленькая вселенная, содержащая разбегающиеся галактики, со своими мирами, специальными знаниями и интересами. Администрация школы, проводя различные мероприятия создает гравитационное поле в этих маленьких вселенных, цементируя ее. Это и есть то, что обычно называют процессом управления. Общеизвестны его основные этапы:


  • сбор информации, ее анализ, систематизация, установление на этой основе целей;

  • выработка общего решения, направленного на достижение цели;

  • планирование;

  • принятие конкретных управленческих решений;

  • организация деятельности для их выполнения;

  • контроль за этой деятельностью

Система управления школой сама ничего не учит и не воспитывает, она только перерабатывает информацию. Решение – вот основной продукт управленческой деятельности. Именно выработкой решений и проведением их в жизнь заняты школьные управленцы (особенно директор). Об этом говорит и известный лозунг «Решение – основа управления».

Принять решение управленец способен только при условии умения быстро ориентироваться в той или иной ситуации, при условии достаточно точной, объемной информации. А следовательно, важно чтобы каждый администратор имел персональный информационный фонд.

Но какая информация необходима и достаточна директору школы для принятия правильного управленческого решения, его заместителям, руководителю методического объединения?

Обычно, отвечая на эти вопросы, применяют методы, основанные на анализе функционально – должностных обязанностей, т.е. на основе системного анализа должностных функций того или иного руководителя устанавливают необходимый объем информации, которым должен владеть и с которым работает руководитель данного уровня.

Естественно, что в зависимости от иерархического уровня, масштаба и особенностей школы определяется состав, размеры и способы формирования этого фонда для различных руководителей. Важны в этой ситуации не физические размеры содержательной части информационных фондов, а то обстоятельство, что ко всем администраторам предъявляются жесткие требования: каждый из них должен иметь обязательный минимум информации, составляющий ядро его управленческой работы.

Совокупность всех информационных фондов администраторов школы образуют сеть информационного обеспечения. Именно эта сеть представляет собой эффективное средство анализа, осмысления и прогнозирования учебных и воспитательных ситуаций, а также получения в оперативном режиме ответов на возникающие в процессе управленческой деятельности вопросы.



Стадии разработки и внедрения элементов системы управления.


I.

Разработка и внедрение информационного фонда директора школы

0,5 – 1 год

II.

Разработка и внедрение в эксплуатацию информационных фондов заместителей директоров школы

0,5 – 1 год

III.

Разработка и внедрение в эксплуатацию информационных фондов остальных руководителей (руководителей МО школы, психолога и т.д.)

0,5 – 1 год

IV.

Создание сети и информационного обеспечения системы управления на основе информационных фондов.

0,5

Информационная сеть существенно уменьшит многочисленные стихийно порождаемые всплески потребностей в информации в связи с подготовкой различных документов, справок, разовой отчетности, значительно сократит количество и время проведения всевозможных совещаний, позволит избежать выяснения отношений из-за неточностей и двойственной информации.

Кроме того, информационная сеть обеспечит наглядный, как бы автоматический контроль выполнения служебных функций всем управленческим персоналом школы.


VII этап.

На седьмом этапе будет осуществлено создание системной организации информационного обеспечения внутри школы – локальная сеть и выход в глобальные информационные сети.

Функции внутришкольной локальной сети будут направлены на:


  • удовлетворение потребностей обучающихся, учителей, администрации школы в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;

  • выполнение заказа, информации о состоянии образовательного пространства в школе, об уровне образованности школьников, о профессионально - педагогической квалификации учителей;

  • передачу учащимся, учителям, управленцам школы сведений и документов адресно направляемых им;

  • систематическое выявление уровня развития интеллекта и духовности, эмоционально психического здоровья, образовательные потребности участников процесса.

Выход в глобальные сети даст участникам образовательного процесса нашей школы возможность:



  • общения с более широким кругом субъектов окружающего мира;

  • развитие умений, необходимых для самостоятельной интеллектуальной деятельности;

  • активно помогать переходу школы к работе в условиях информационного общества;

  • учителям школы интенсивно обмениваться педагогическими находками с учителями других школ, регионов;

  • активизировать общение педагогов между собой, приумножать опыт совместной работы;

  • доставлять всю необходимую образовательную информацию через Интернет на любой персональный компьютер

  • осуществлять общение с органами Управления образованием на всех уровнях.

На этом же этапе важным моментом в работе по созданию информационного ресурсного центра является установление централизованного контроля за функционированием единой информационной сети

Для этого назначается специальный ответственный, который обеспечивает общий контроль за состоянием информационной дисциплины во всех узлах сети, решает все вопросы информационной стыковки между звеньями, а также осуществляет организационно – методическое руководство постоянным совершенствованием системы управления.



Объем финансирования проекта.

Источники финансирования.
Процесс реализации этого проекта по созданию информационного ресурсного центра является достаточно дорогостоящим проектом.

И это понятно – приобретение компьютеров, компьютерного оборудования, мебели, технологического оборудования для связи компьютеров в единую сеть, выход в глобальные сети (Интернет), обеспечение компьютерными программами – все это требует весомых финансовых вложений.

Финансирование проекта осуществляется из бюджетных, спонсорских и внебюджетных средств школы.
Ожидаемые результаты проекта.
Таким образом, построение процесса обучения и управление школой на основе внедрения новых информационных технологий, создания единого информационного пространства школы позволит прогнозировать эффективность образовательного процесса на уровне ученика, уровне учителя, уровне управления.

На уровне ученика можно определить зоны актуального и ближайшего развития каждого школьника на основе психолого–педагогического мониторинга; осуществлять дифференцированный индивидуальный подход к обучению на всех ступенях школы; формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

На уровне педагога можно оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения и воспитания; создать надежную систему мониторинга усвоения знаний на уровне стандарта и психологических процессов; осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика; повышать педагогическую квалификацию, использовать современные педагогические технологии.

На уровне системы управления активизируется методическая работа педагогов; создается оптимальный учебный план, работающий на реализацию приоритетных идей; реализуется система компьютерного мониторинга образовательного процесса.




ПРОГРАММА

обучения компьютерной грамотности

педагогов школы.
Одним из приоритетных направлений программы развития МОУ «СОШ №4» является внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Над этой проблемой педагогический коллектив работает с 2005 г. по реализации проекта «Создание, освоение и использование единого информационного пространства в процессе управления школой. Информационный ресурсный центр».

В современном мире понятие «грамотность» включает в себя не только общеизвестные навыки, но и умение человека использовать информационные технологии, с целью применения найденного материала в своей профессиональной деятельности.

Человек вынужден перерабатывать огромное количество информации и квалифицированный педагог, как никто другой, должен четко знать, как и зачем он может использовать информационные технологии для работы со школьниками.

Начинать развитие информационной культуры в школе необходимо, конечно, с обучения учителей, но не забывать о других работниках, завуч, библиотекарь и т.д. Задача руководителей школы – заинтересовать руководителей учителя в приобретении знаний, стимулировать его к дальнейшему самообразованию и совершенствованию своей профессиональной деятельности.

Практика показала, что подготовка педагогов недостаточная для работы и жизни в условиях информатизированного общества. Низкой является не только информационная культура, но и готовность педагогического коллектива к изучению информационных технологий. В школе созданы все условия для обучения педагогов.


    1. Создается и развивается материально-техническая база.

    2. Создана локальная компьютерная сеть.

3) Осуществлено подключение к сети Интернет.

    1. Наличие квалифицированных учителей информатики, готовых осуществлять обучение своих коллег.

Кроме того, намного эффективнее идет процесс обучения, если человек общается с ПК не сам по себе, а изучает информационные технологии по специально разработанной методике, которая с учетом психологических особенностей, временной занятости, разным уровнем информационной культуры овладеть необходимыми знаниями.

Цель проекта – обеспечить учителя-предметника в соответствии с его потребностями необходимым уровнем знаний, умений и навыков в его педагогической деятельности, с использованием возможностей, которые предоставляют информационные технологии.

Задачи проекта.

  1. Создать условия для положительной мотивации к обучению учителей.

  2. Осуществлять поэтапное изучение необходимого материала.

  3. Научить творчески использовать информационные технологии в организации обучающего процесса.

Программа реализации.

I этап. Знакомство учителей предметников с возможностями информационных технологий с точки зрения использования их в учебном процессе.

  • подготовка отчетной документации

  • использование готовых и создание своих инструментов по проверке знаний

  • создание раздаточного материала

  • использование Интернет-ресурсов

а) моделирование процессов и явлений

б) знакомство с материалом, который недоступен другим способом.


II этап. Освоение теоретических знаний и элементарных навыков работы с ПК.

  • основное устройство ПК

  • основные навыки работы с клавиатурой, мышью, сканером.

  • работа с каталогами и файлами


III этап. Изучение текстового редактора.

  • ввод и редактирование текста.

  • форматирование

  • работа с таблицами и бланками

  • вставка графических объектов

  • создание оглавления

  • работа с несколькими документами.


IV этап. Изучение базы данных.

  • структура и организация базы данных

  • ввод и редактирование записей в базе данных

  • подготовка отчетов в базе данных

а) отчет классного руководителя

б) личные дела учащихся

в) классный журнал
V этап. Создание мультимедийной презентации.


  • создание пустой и выбор автоформата презентации.

  • управление слайдами

  • ввод текста, таблиц, вставка изображений и диаграмм

  • настройка анимации, управляющие кнопки, гиперссылки

  • сохранение презентацииосновные принципы организации Интернет


VI этап. Использование Интернет ресурсов.

  • службы Интернет

  • работа с браузерами

  • поиск информации в Интернете

  • работа с электронной почтой

  • общение в Интернет


VII этап. Создание Web-сайта. Этот этап только для тех кто хочет заниматься информационными технологиями более углубленно.

  • гипертекст; синтаксис и основные элементы HTML. Основы работы в редакторе гипертекста

  • проектирование структуры сайта.

  • выгрузка файлов на сервер

  • регистрация сайта в поисковых машинах


VIII этап. Практическое использование приобретенных знаний.

  • создание проектов

  • проведение интегрированных уроков – предмет плюс информационные технологии.

  • использование Интернет-ресурсов

  • проведение творческих семинаров по обмену опытом.


Программа

«Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся школы. Выявление оптимального профиля обучения с учетом социально-экономических условий территории».


страница 1 страница 2 страница 3
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017