Теоретическое обоснование состояния физического здоровья студенческой молодежи и работающих студентов. Фундаментальные исследования Анализ состояния здоровья студенческой молодежи

1

Студенты относятся к особой социальной группе населения, от состояния здоровья которой зависит потенциал страны. Состояние здоровья студентов может быть проанализировано по нескольким показателям: заболеваемости, её структуре, образу и качеству жизни. В работе представлены обзорные данные по общей заболеваемости студенческой молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях России и Белорусии. Проведён сравнительный анализ структуры общей заболеваемости студентов, обучающихся в различных вузах. Лидирующие позиции занимает патология органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем, болезни глаза и его придаточного аппарата, меньшую долю составляют заболевания нервной системы и системы кровообращения. Полученные данные позволяют разработать здоровьесберегающие программы для студенческой молодёжи.

общая заболеваемость

структура заболеваемости

студенты вузов

Бегиев В.Г. Вопросы здоровья и образа жизни студентов университета / В.Г. Бегиев, А.Н. Москвина. – Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова, 2013. – № 1. – С. 88–91.

Галькова И.Ю. Оценка состояния здоровья студентов первых и выпускных курсов медицинской академии / Мищенко Е.А., Семенова Ф.С., Андреева В.А., Евсевьева М.Е. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Всерос. молодежная конф. с элементами научной школы. – М., 2011. – С. 83–84.

Горбунов В.И. Медико-социальные аспекты состояния здоровья студентов / Возженникова Г.В., Исаева И.Н., Махмутова А.Ш., Осипова О.С. // Ульяновский медико-биологический журнал. – Индивидуальное и общественное здоровье – 2014. – № 1. – С. 94–98.

Зуйкова А.А. Причинно-следственная связь образа жизни студентов медицинского вуза с общей заболеваемостью/ Петрова Т.Н., Красноруцкая О.Н. // Электронный журнал. Вестник новых медицинских технологий. – 2013. – № 1.

Иванова А.И. Оптимизация системы оздоровления студентов и преподавателей вуза / А.И. Иванова, О.В. Кулигин. – М., 2010. – 125 с.

Исютина-Федоткова Т.С. Социально-гигиенические проблемы здоровья студентов: исторический аспект и сов­ременное состояние / Т.С. Исютина-Федоткова // Медицинский журнал. – 2008. – № 4. – С. 31–34.

Кобыляцкая И.А. К вопросу о профилактике хронических заболеваний у студентов Института гражданской защиты / Современные аспекты медицины и биологии. – Ижевск, 2013. – С. 136–137.

Кожевникова Н.Г. Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов / Земский врач. – 2011. – № 6. – С. 13–17.

Попов А.В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья студентов медицинского ВУЗа // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. – М., 2008. – С. 10.

Попов Г.В. Основы здорового образа жизни / Г.В. Попов. – Иваново, 2009. – 341 с.

Намаканов Б.А. Здоровьесозидающие технологии при обучении студентов высших учебных заведений / Б.А. На­маканов, М.М. Расулов // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 2. – С. 98–110.

Фоменко О.И. Здоровье студентов медицинского вуза как медико-социальная проблема / Журнал: Астраханский медицинский журнал. – 2013. – № 1, Т. 8. – С. 284–286.

Шеметова Г.Н. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи / Г.Н. Шеметова, Е.В. Дудрова // Саратовский научно-медицинский журн. – 2009. – Т. 5, № 4. – С. 526–530.

Студенчество представляет особую группу населения, находящуюся в зоне действия многих факторов риска: постоянно увеличивающийся объем информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение в период зачетных занятий и экзаменационных сессий, особенности быта и образа жизни. Особый социальный статус студентов, специфические условия учебного процесса существенно отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу уязвимой в плане формирования хронических заболеваний .

В связи с этим назрела необходимость оптимизации деятельности вузов по созданию здоровьесберегающей среды в учебном заведении. Решение такой сложной проблемы возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Критериями оценки здоровья студентов являются заболеваемость, образ и качество жизни. Наиболее объективную характеристику заболеваемости обеспечивает всестороннее изучение ее структуры, распространенности по данным обращаемости и результатам профилактических осмотров .

В структуре общей заболеваемости студентов-медиков Воронежской медицинской академии на первом месте были болезни глаз и придаточного аппарата (37,9 %), на втором - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (15,8 %), а на третьем и четвертом месте - болезни органов дыхания (9,4 %) и мочеполовой системы (6,9 %). Через 5 лет структура общей заболеваемости изменилась: большая часть приходилась на болезни органов дыхания 17,0 %, далее - на болезни костно-мышечной и пищеварительной систем - 16,6 и 10,6 % соответственно .

Исследование В.Г. Бегиева и А.Н. Москвиной (2010) показало, что первое место в структуре общей заболеваемости студенческой молодёжи занимают болезни органов дыхания (439,4 ‰), второе - болезни системы пищеварения (164,4 ‰), третье - болезни нервной системы (117,7 ‰). Авторы подчёркивают, что студенты, проживающие в квартире, имеют лучшие показатели состояния здоровья, чем студенты, проживающие в общежитии.

Наибольшее увеличение заболеваемости у студентов-медиков Ульяновского государственного университета зарегистрировано по следующим классам болезней с 2007 по 2012 гг: костно-мышечной системы - в 7 раз (с 11,9 до 85,2), нервной системы - на 28 % (с 11,2 до 15,7), эндокринной системы в - 2 раза (с 11,2 до 22,2), глаза и придаточного аппарата - на 83,4 % (с 14,5 до 26,6).

По мониторингу О.И. Фоменко (2013), в структуре заболеваний студентов медицинского вуза г. Астрахани превалировали болезни костно-мышечной системы (26,7 %), болезни глаз и придаточного аппарата (20,8 %) и болезни системы кровообращения (19,9 %) .

Среди соматической патологии студентов Института гражданской защиты Удмуртского государственного университета у 9,6 % выявлен хронический гастрит, миопия разной степени тяжести, псориаз, ожирение I степени, хронический гайморит по 3,2 % .

Обследования И.Ю. Гальковой (2011) показывают, что из 1700 студентов первого курса Ставропольской государственной медицинской академии здоровыми можно считать только около 40,0 % респондентов. Ухудшается здоровье студентов старших курсов. У них (25,2 %) чаще отмечаются заболевания ЖКТ (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), чем у студентов младших курсов (6,6 %), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, дорсопатия - 20,0 % и 7,5 % соответственно), нервной системы - 34,0 и 10,2 % соответственно.

По анализу состояния здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии наибольшая доля (65,7 %) приходится на болезни органов дыхания, пищеварения (9,8 %) и нервной системы (6,0 %) .

Тенденция ухудшения состояния здоровья выявлена и у студентов Рес-публики Беларусь . Изучение заболеваемости студентов Белорусско-го государственного медицинского университета по-казало, что первое место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (33,4 %), вто-рое - нервной системы и органов чувств (27,4 %), третье - мочеполовой системы (10,3 %). На долю болезней органов пищеварения, костно-мы-шечной системы и соединительной ткани приходится по 5,0 % .

Таким образом, ухудшение состояния здоровья приводит, в первую очередь, к формированию у студентов патологии органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем и болезням глаза и его придаточного аппарата, в меньшей степени - к заболеваниям нервной системы и системы кровообращения. Это может послужить основой для разработки и внедрения здоровьесберегающих программ для студенческой молодёжи как на уровне отдельных высших учебных заведений, так и регионов в целом.

Библиографическая ссылка

Кобыляцкая И.А., Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 5. – С. 74-75;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35103 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Проведена оценка здоровья студентов. Исследование проводилось на базе Института биологии Тюменского государственного университета в рамках программы «Университет здорового образа жизни». Обследовано 250 студентов очной формы обучения, средний возраст которых составил 19,88 ± 1,44 лет. В современных условиях основные показатели, характеризующие здоровье обследованных студентов, имеют неблагоприятный характер. Наблюдали ежегодный прирост общей заболеваемости среди студентов за пять лет с 2007 по 2011 гг. Имеют низкую физическую активность 51 % студентов. Большинство студентов (59 %) имели нарушения в режиме питания. Избыточная масса тела у студентов встречается чаще, чем её недостаток. Количество студентов, как юношей, так и девушек, с избыточной массой тела к окончанию обучения увеличивается. Отметили наличие несбалансированного питания среди обследованных студентов. Дефицит питательных веществ в рационе питания выявлен у 20 % студентов и у 28 % – их избыток.

заболеваемость

факторы риска

физическое развитие

студенты

1. Двоеносов В.Г., Юсупов Р.А. Здоровье студентов как один из факторов повышения конкурентоспособности специалистов // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 1. – С. 86–91.

2. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Особенности питания и витаминной обеспеченности организма у девушек с метаболическим синдромом // Гигиена и санитария. –2011. – № 1. – С. 68–70.

3. Кожевникова Н.Г., Катаева В.А. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни студентов // Гигиена и санитария. – 2011. – № 6. – С. 48–51.

4. Лысцова Н.Л. Комплексная оценка состояния здоровья студентов высшей школы // Научный и культурно-просветительский журнал «Северный регион: наука, образование и культура». – 2014. – № 1(29). – С. 166–172.

5. Лысцова Н.Л., Соловьев В.С., Лепунова О.Н. «Характеристика здоровья студентов высшей школы областного города Западной Сибири» // «Физиологические механизмы адаптации и экология человека»: мат. III международ. научно-практ. конф. (Тюмень, 28 октября 2014). – Тюмень, 2014. – С. 290–295.

6. Павлов В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 3(73). – С. 154–158.

7. Панциорковский В. В., Панциорковская В. В. SPSS для социологов. Учебное пособие. – М.: ИСЭПН РАН, 2005. – 434 с.

8. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 4. – С. 197–202.

9. Шеметова Г.Н., Дудрова Е.В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи Саратовский научно-медицинский журнал. – 2009. – Т. 5. – № 4. – С. 526–530.

Сохранение здоровья студенческой молодежи является одной из приоритетных задач любого учебного заведения. Молодые специалисты после окончания вуза не только служат базой и резервом для работы в социуме, но и являются составной частью интеллектуального потенциала страны . Несмотря на важность проблемы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности студенческой молодежи и значительное количество проводимых исследований, многие вопросы остаются нерешенными и требуют детальной оценки состояния здоровья, расширения пропаганды здорового образа жизни, усиления борьбы с вредными привычками, улучшения оздоровительной и спортивной работы .

Цель работы - оценить здоровье студентов младших и старших курсов обучения.

Материалы и методы исследования

Данное исследование проведено на базе Института биологии Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в рамках программы «Университет здорового образа жизни». Всего обследовано 250 студентов, средний возраст которых составил 19,88 ± 1,44 года. Обучение по специальности «Биология» имеет гуманитарно-социальную направленность, среди студентов было 188 (75 %) девушек и 62 (25 %) юноши. Изучили медицинские карты студентов. Методом прямого опроса выясняли субъективную самооценку образа жизни студентов. По данным антропометрии рассчитали индекс массы тела, величину основного обмена и суточную потребность в калориях. Статистическую обработку материала проводили с использованием пакета статистических прикладных программ Statistica (SPSS Inc., ver. 11,5) с применением общего вариационного и корреляционного анализа. Показатели представлены в виде М ± SD, где М - среднее значение, SD - стандартное (среднеквадратичное) отклонение. Уровень значимости считали достоверным при р < 0,005 .

Результаты исследования и их обсуждение

В ТюмГУ проводится постоянный мониторинг здоровья обучающихся студентов на базе медико-санитарной части университета. Изучение медицинских карт студентов с результатами обследований, проводимых врачами-специалистами, выявило высокую встречаемость различных заболеваний, имеющих хроническую форму. Наблюдали ежегодный прирост общей заболеваемости среди студентов за пять лет (с 2007 по 2011 гг.). В структуре преобладают простудные и вирусные заболевания, болезни органов зрения и опорно-двигательного аппарата (табл. 1).

Таблица 1

Таблица 2

Заболеваемость студентов ТюмГУ (на 1000 человек)

Анализ структуры заболеваемости выявил их наибольшую встречаемость у студентов I и II курсов в связи с болезнями органов нервной системы и органов чувств (преобладает синдром вегето-сосудистых дисфункций) (табл. 2). У старшекурсников рост числа посещений обусловлен болезнями органов пищеварения, что, вероятнее всего, объясняется нарушением питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем из-за более продолжительного обучения в вузе .

Приведенные данные свидетельствуют о серьёзных отклонениях в состоянии здоровья студентов, возникающих в процессе обучения. Многие мониторинговые исследования подтверждают, что у студентов за период обучения в вузе происходит снижение уровня здоровья. Автор научной работы по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи В.И. Павлов (2011) отмечает, что ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23 %, а к четвертому - на 43 % .

Ухудшение здоровья в процессе обучения в вузе может быть вызвано множеством факторов, которые подразделяются на две основные группы. Первая группа - объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом; вторая группа - субъективные, личностные факторы, такие как двигательная активность, избыточная масса тела, наличие или отсутствие вредных привычек, режим питания. По мнению ряда авторов - Я.В. Ушаковой (2007), Н.Г. Кожевниковой и В.А. Катаевой (2011), именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, в большей степени и влияет на здоровье .

Нами было решено проанализировать группу личностных факторов, которые влияют на здоровье студентов. Для этого студентам были предложены анкеты, в которых они отмечали собственную физическую активность, наличие или отсутствие вредных привычек, особенности режима питания.

Анализ самооценки физической активности обследованных студентов по результатам анкетирования показал, что 49 % студентов кроме обязательной физической культуры в рамках учебного процесса дополнительно посещают спортивные секции (оздоровительная гимнастика, аэробика, плавание, футбол, настольный теннис). Соответственно 51 % студентов имеют низкую физическую активность.

Следующий субъективный фактор, который мы оценили у обследованных студентов, - это наличие или отсутствие вредных привычек. В нашем исследовании курение одной сигареты в день и более выявлено у 31 % (78 человек) студентов, лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков отмечено у 27 % (68 человек) студентов. Важно отметить, что 38 человек (15 %) вообще не пробовали спиртные напитки.

Еще один немаловажный фактор, который мы оценили у студентов, - это анализ пищевых дневников. Важным фактором формирования здоровья студентов и характеристикой их образа жизни является организация питания, характер которого зависит от самих студентов и является отражением их социальных установок. По результатам нашего исследования, большинство студентов (59 % - 147 человек) имели нарушения в режиме питания: отсутствие завтрака - 88 человек (35 %), полноценного обеда - 25 студентов (10 %), не ужинают - 55 человек (22 %) , питаются два раза в день 75 студентов (30 %). Кроме того, отмечено редкое употребление горячих блюд, в том числе первого блюда, однообразное меню, прием пищи «на ходу», всухомятку, в вечернее время и несбалансированность пищи. Основными факторами, мешающими правильно и рационально питаться, по опросу студентов являются: нерегулярное и неполноценное питание - 21,3 %, финансовые трудности - 17,3 % и лень - 15,2 %.

Низкая физическая активность, особенности питания современной молодежи зачастую приводят не только к развитию хронических системных заболеваний, но непосредственно сказываются на морфометрических показателях.

Оценка антропометрических данных обследованных нами студентов показала, что юноши имеют более высокие показатели роста и веса, чем девушки, что соответствует физиологическим процессам и возрастным нормам. Выявлено, что длина тела обследованных студентов к последнему курсу обучения не возрастала, что свидетельствует о завершении процессов роста. При этом масса тела как у юношей, так и у девушек начиная с третьего курса достоверно увеличивается (р < 0,05) по сравнению с первоначальными данными (табл. 3). Зарегистрированное увеличение массы тела у студентов в зависимости от курса обучения, по нашему мнению, связано с низкой физической активностью и неправильным питанием студентов к концу обучения.

Ещё один морфометрический параметр, который мы оценили в нашем исследовании, - индекс массы тела (ИМТ). Наши исследования показали, что большинство студентов (67 % - 151 человек) имели нормальную массу тела; у 10 % студентов (25 человек) зарегистрировали дефицит массы тела, позволяющий говорить о наличии у них хронической энергетической недостаточности; а 26 % (59 человек) студентов имели избыточную массу тела и 6 % (15 человек) - страдают ожирением I степени. Таким образом, у студентов избыточная масса тела встречается чаще, чем её недостаток. Нами также отмечено, что количество студентов, как юношей, так и девушек, с избыточной массой тела к окончанию обучения увеличивается (табл. 4).

Аналогичные данные приводят Ю.В. Клещеева и Ю.Ю. Елисеев (2011), а также Н.Г. Кожевникова и В.А. Катаева (2011), которые зарегистрировали высокую распространенность избыточной массы тела и ожирения именно у старшекурсников, а дефицит - у студентов младших курсов. Исследователи отметили, что увеличение ИМТ приводит к формированию у молодежи метаболических нарушений, таких как сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе, дистрофические изменения в миокарде и др. .

Таблица 3

Антропометрические показатели студентов разных курсов обучения (М ± SD)

Примечания: М - среднее значение, SD - средне-квадратичное отклонение, n - количество студентов, *** - достоверность различий в зависимости от пола р < 0,001, ^ - достоверность различий в зависимости от курса обучения р < 0,05.

Таблица 4

Распределение студентов различных курсов обучения в зависимости от индекса массы тела

18 < ИМТ, кг/м2

18 > ИМТ < 25, кг/м2

ИМТ > 25, кг/м2

Избыточная масса тела может быть вызвана не только низкой физической нагрузкой, но и в большей степени неправильным питанием, за счет повышенной калорийности и несбалансированности пищи. В связи с этим при оценке здоровья очень важно учитывать величину основного обмена и суточную потребность в калориях.

Величина основного обмена (ВОО) является одним из важнейших факторов, определяющих интенсивность обмена веществ в целом. Учитывая, что усредненное значение массы тела обследованных нами юношей - 71,3 ± 11,2 кг, а у девушек - 58,4 ± 10,3 кг, интенсивность обмена веществ и энергии, определенная по величине основного обмена составляет - 1796,15 ± 220,2 и 1416,03 ± 199,3 ккал/сут соответственно и отвечает рекомендуемым нормам для студентов. Это позволяет говорить о равном соотношении процессов анаболизма и катаболизма в организме обследованных студентов. Данный интегральный показатель интенсивности окислительно-восстановительных процессов у юношей достоверно выше, чем у девушек (p < 0,001), что соответствует физиологическим процессам и связано с большими антропометрическими величинами мужчин и меньшими энергетическими затратами у женщин. Корреляционный анализ показал наличие тесной связи между ВОО и индексом массы тела, как у студентов с дефицитом (r = 0,88, р < 0,05), так и у студентов с избыточной массой тела (r = 0,86, р < 0,01).

На основе данных величины основного обмена была рассчитана суточная потребность в калориях (СПК). Этот показатель должен соответствовать энергетическим запросам организма и поддерживать нормальную массу тела. По данным нашего исследования, СПК у юношей достоверно выше (p < 0,001), чем у девушек (3060,84 ± 216,8 и 2492,65 ± 210,3 ккал/сут соответственно), что соответствует физиологическим особенностям. Согласно нормам физиологических потребностей для студентов высших учебных заведений суточная потребность в калориях составляет: юноши - 3000 ккал, девушки - 2550 ккал. Несмотря на соответствие средних значений индивидуальных суточных энерготрат рекомендуемым нормам, мы отмечаем наличие несбалансированного питания у обследованных студентов. Так, у 20 % обследованных нами студентов был выявлен дефицит питательных веществ в рационе питания и у 28 % - их избыток.

Таким образом, в современных условиях основные показатели, характеризующие здоровье обследованных нами студентов, имеют неблагоприятные тенденции, которые могут привести к развитию различных заболеваний. Поэтому состояние здоровья студентов необходимо оценивать в комплексе с учетом уровней заболеваемости, самооценки образа жизни и показателей физического развития.

Рецензенты:

Соловьев В.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, Институт биологии, ТюмГУ, г. Тюмень;

Пак И.В., д.б.н., зав. кафедрой экологии и генетики, Институт биологии, ТюмГУ, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 10.03.2015.

Библиографическая ссылка

Лысцова Н.Л. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-8. – С. 1699-1702;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37295 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Заключение. Действенным способом решения проблемы удовлетворения функций заработной платы работников муниципальных учреждений могло бы стать поднятие размера минимального оклада до федерального уровня. Мотивированный, заинтересованный сотрудник, с мощным потенциалом профессиональных умений, знаний, навыков, который умеет и хочет работать, - это базовая основа успеха любой организации. Поэтому умение руководителя управлять мотивацией своих сотрудников, т.е. создать оптимальный трудовой мотивационный фон для того, чтобы работник выполнил свою работу качественно и эффективно, является одним из самых важных умений талантливого управляющего.

Библиографический список

1. Приказ министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 28 августа 2008 г. № 462н г. Москва «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 416 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области».

3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001. - 896 с.

УДК 614.39/378.17]-084(045) Обзор

проблемы Здоровья современной студенческой молодежи и НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ организации лечебно-профилактической Помощи

Г.Н. Шеметова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, заведующая кафедрой поликлинической терапии, доктор медицинских наук; Е.В. Дудрова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава, аспирант кафедры поликлинической терапии.

HEALTH MATTERS OF MODERN STUDENTS AND UNSOLVED PROBLEMS OF CURATIVE AND

PROPHYLACTIC AID

G.N. Shemetova - Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovskiy, Head of Department of Polyclinic Therapy, Doctor of Medical Science; E.V. Dudrova - Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovskiy, Department of Polyclinic Therapy, Postgraduate.

Дата поступления - 02.06.09 г Дата принятия в печать - 27.10.09 г

Г.Н. Шеметова, Е.В. Дудрова. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи. Саратовский научно-медицинский журнал, 2009, том 5, № 4, с. 526-530.

В статье представлены данные о состоянии здоровья современной молодежи и организационные формы оказания лечебно-профилактической помощи студентам высших учебных заведений. Выявлены основные недостатки оказания медицинской помощи данному контингенту лиц. Выделены ключевые моменты в оптимизации профилактической и реабилитационной помощи студентам высших учебных заведений.

Ключевые слова: заболеваемость, студенты, молодежь, лечебно-профилактическая помощь.

G.N. Shemetova, E.V. Dudrova. Health Matters Of Modern Students And Unsolved Problems Of Curative And Prophylactic Aid. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2009, vol. 5, № 4, p. 526-530.

The health state of modern youth and the level of curative and prophylactic aid have been analyzed in the article. Basic disadvantages of rendering medical aid have been revealed. The main points of optimization of prophylactic and rehabilitation aid for students are presented in the study.

Key words: morbidity, students, youth, curative and prophylactic aid.

Состояние здоровья студентов - одной из пред- ность заболеваний. Кроме того, экономические труд-

ставительных групп молодежи страны, насчиты- ности, переживаемые страной, повсеместное ухуд-

вающей свыше 3 миллионов человек , является шение экологической обстановки, крушение многих актуальной проблемой современного общества. Не социальных устоев не могут не отразиться на образе случайно 2009 год объявлен в России Годом моло- жизни и состоянии здоровья студенчества . дежи. Успешная подготовка высококвалифициро- Согласно рекомендациям ВОЗ предлагается упо-

ванных кадров, обеспечивающих устойчивость эко- треблять термины «молодые люди», «подростки»,

номического развития государства, тесно связана с «молодежь» для обозначения возрастного периода

сохранением и укреплением здоровья, повышением от 10 до 20 лет. При этом эксперты ВОЗ выделяют

работоспособности студенческой молодежи. ранний подростковый возраст - 10-14 лет и поздний

Вместе с тем все возрастающие требования к - 15-19 лет. Наибольшее число учащихся высших уровню подготовки специалистов-медиков высшего учебных заведений относится к возрастной группе от звена, обусловленные увеличением потока научной 16 до 25 лет. К этому возрасту молодые люди имеют информации, внедрением инновационных образова- определенный статус здоровья, который уже сфор-тельных технологий, приводят к перегрузке студен- мировался в предыдущие годы, особенно за годы тов. Повышается их психоэмоциональная напряжен- обучения в школе .

нюст^ истощаются адаптационные резервы нюр^ню^ По результатам комплексного обследования бо-

эндокринной и иммунной систем, возрастает вероят- лее 10 тыс. старшеклассников установлено, что в Ответственный

410004, г. Саратов ул. 1-й Станционный пр., д. 7, ния желудочно-кишечного тракта выявлены у 65-90%

Дорожная клиническая больница, кафедра поликлинической терапии, л-r -глт

тел (845-2) 41-2з-4з- подростков, патология ЛОР-органов - у 47-71%, на-

E-mail: [email protected] рушения осанки, сколиозы - у 38-65%, функциональ-

ные кардиопатии - у 33-48%, заболевания мочевой системы - у 25-40%, аллергологическая патология -у 11-31% . При этом анализ результатов комплексного обследования школьников показал, что частота заболеваний среди подростков превышает данные официальной статистики: по болезням органов пищеварения - в 6 раз, органов мочевой системы - в 4,5 раза, костно-мышечной системы - в 8 раз. Исследованиями показано, что за 1997-2007 годы частота как функциональных нарушений, так и хронических заболеваний среди подростков 15-17 лет возросла более чем в полтора раза. Соответственно с таким уровнем здоровья подростки продолжают свое обучение после школы. Только 40% абитуриентов, поступивших в высшие учебные заведения, могли считаться (по медицинским документам) здоровыми .

Безусловно, что состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется «школьной патологией». Однако в период обучения в вузе уровень физического здоровья студентов еще более снижается, а число хронических больных из года в год возрастает. При получении профессионального образования отмечается значительно более высокая распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний (985,9% против 632,72%) на старших курсах по сравнению с первыми курсами; при этом выявлен более быстрый рост распространенности хронических болезней по сравнению с функциональными отклонениями (темп прироста хронической патологии - 73,2%, функциональных расстройств - 19,5%); на одного студента в среднем приходится 1,5-3 диагноза . Более 60% студентов средних и высших учебных заведений страдают различными хроническими заболеваниями, среди которых на первое место выходят болезни органов дыхания и нервной системы . К моменту окончания вуза только 20% выпускников могут считаться здоровыми. Следовательно, за время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается.

Показатель заболеваемости в различных вузах страны колеблется от 650,1 до 750,8 на 1000 студентов в год. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (57,8-72%), преимущественно острые вирусные инфекции верхних дыхательных путей; возрастает удельный вес болезней органов пищеварения, глаза и его придатков, костномышечной и мочеполовой систем, травм и отравлений . Несмотря на то, что расходы на подготовку каждого студента постоянно возрастают, от 5 до 9% студентов ежегодно прерывают учебу в связи с академической неуспеваемостью по болезни.

Первые попытки оценки состояния здоровья студентов были проведены еще в 20-е годы XX века. Тогда наиболее распространены были такие заболевания, как туберкулез легких (до 18%), ревматические заболевания сердца (30%), малокровие (10-65%), неврастения (10-28%), малярия . У 30% студентов отмечались значительные отклонения в физическом развитии. у современных студентов наибольший удельный вес по распространенности занимают функциональные заболевания нервной системы, кариес зубов, хронические воспалительные заболевания лОР-органов, миопия, артериальная гипертензия, заболевания органов пищеварения .

Вопросы организации и совершенствования медицинской помощи студентам рассматривались и рассматриваются в целом ряде исследований как в нашей стране, так и за рубежом . Так, в Финляндии с 1946 года были образованы служ-

бы здоровья, которые являлись ответвлением от национального Совета студентов. Начиная с 1963 года, в Брюссельском университете организована служба психологической помощи студентам, а позднее - в Италии и Франции -были созданы центры психического здоровья студентов. Ряд зарубежных авторов, изучавших вопросы медицинского обслуживания студентов, отмечают, что службы здравоохранения должны опекать студентов, по крайней мере, в возрасте 17-19 лет.

Многие годы в нашей стране лечебнооздоровительная работа среди студентов велась в условиях первичной медико-санитарной помощи, а впоследствии в условиях студенческой поликлиники. Согласно Приказу МЗ РСФСР от 17 сентября 1984 г. № 653 «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарного обслуживания студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений» было принято «Временное положение о городской поликлинике (отделении) по обслуживанию студентов высших и средних специальных учебных заведений», а также «Временное положение о врачебном здравпункте высшего и среднего специального учебного заведения». Врачами студенческой поликлиники осуществлялся регулярный контроль состояния здоровья студентов, проводились лечебнопрофилактические мероприятия, диспансерное наблюдение и учет больных, ежегодные медицинские осмотры врачами-специалистами.

Организация студенческой поликлиники в течение многих лет считалась оптимальной и перспективной формой медицинского обслуживания студентов. Среднегодовая посещаемость врача студенческой поликлиники составляла 163,2 на 100 учащихся. При этом исследователями отмечалась достаточная эффективность диспансерного наблюдения и, как следствие, снижение частоты рецидивов хронической патологии у тех студентов, которые систематически наблюдались врачами и получали лечебнооздоровительные мероприятия .

В настоящее время в вузах России существуют различные подходы к формированию служб охраны здоровья студенчества, обусловленные региональными особенностями. Обеспечение медицинской помощи студентам вузов в разных городах Российской Федерации осуществляют студенческие отделения городских территориальных поликлиник, консультативные поликлиники, медико-санитарные части, а также самостоятельные вузовские и межвузовские здравпункты (фельдшерские и врачебные), больнично-поликлинические объединения (в том числе ведомственные) . Еще в 1970-х годах обращали внимание на возможность организации оздоровительных мероприятий и восстановительного лечения студентов в санаториях-профилакториях.

Появились и новые формы медицинского и профилактического обслуживания студентов. И.А. Камаевым и соавторами предлагается создание на базе студенческой поликлиники консультативнометодического центра по вопросам медикопрофессиональной ориентации абитуриентов . В Туле создана программа «Здоровье студентов в XXI веке» с целью разработки и внедрения конкретных пакетов действенных мероприятий по оздоровлению и реабилитации студентов.

Вместе с тем в сложившейся в системе охраны здоровья студентов ситуации определяется целый ряд нерешенных проблем, касающихся, главным об-

разом, организации и практического осуществления профилактики заболеваний и реабилитации.

Одним из важнейших и серьезных недостатков, способствующих ухудшению здоровья студенчества, является отсутствие единого методического подхода к вопросам организации медицинского обслуживания этой категории населения. Приказ Минздрава РФ №653 от 17.09.84 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарного обслуживания студентов вузов и учащихся средних специальных заведений» и «Положение о городской поликлинике, оказывающей медицинскую помощь студентам высших и учащимся средних специальных заведений» от 1985 г. устарели и не отвечают современным технологиям организации медицинской помощи учащейся молодежи. утвержденная Минздравом РФ и действующая в настоящее время Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения вообще не предусматривает существования «Поликлиники для студентов».

Во многих высших учебных заведениях страны уже существующие студенческие поликлиники реорганизованы в территориальные поликлиники. Например, в г.Астрахани с сентября 2005 г. студенты начали обслуживаться в городских поликлиниках по месту жительства или по месту временной регистрации. Диспансерные осмотры студентов осуществляются в поликлиниках по месту расположения учебного заведения. Иностранные студенты, приобретая полис добровольного медицинского страхования, могут обслуживаться в любом выбранном ими лечебном учреждении.

В некоторых вузах России первичная медикосанитарная помощь студентам оказывается терапевтами в помещении здравпункта, расположенного в общежитии. Недостаток площадей, отсутствие специализированных приемов, клинико-диагностической лаборатории, службы функциональной диагностики существенно снижают качество медицинского обслуживания студентов.

Нередко качественное медицинское обслуживание для значительной части молодежи малодоступно из-за высокой стоимости обслуживания, так как консультации квалифицированных специалистов, методы современной диагностики и лечения дорогостоящи.

При анализе системы медицинского наблюдения студентов можно выделить и другие недостатки - от отсутствия компьютерных технологий мониторинга до недостаточного внимания к вопросам профилактики заболеваний и оздоровления студентов вузов на всех уровнях . Несмотря на существование специализированных служб - отделений профилактики и отделений восстановительного лечения/ реабилитации, основными проводниками профилактической работы должны быть специалисты амбулаторно-поликлинического звена. Однако терапевтами поликлиники, врачами общей практики, работающими со студентами, мало внимания уделяется вопросам первичной профилактики, в частности, болезней органов дыхания, своевременному выявлению факторов риска этой патологии и лиц группы риска. Несмотря на то, что в целом ряде исследований продемонстрирована целесообразность использования скринингового метода в качестве инструмента для своевременной организации первичной профилактики и реабилитационных мероприятий при различной патологии , до сих пор скрининговые технологии на этапе первичной помо-

щи используются крайне редко. Практически не разработаны методы донозологической (доклинической) диагностики, отсутствуют подготовленные специалисты, способные ее осуществлять на амбулаторнополиклиническом этапе . При этом в некоторых европейских странах пациенты с бронхиальной астмой, например, идентифицируются путем телефонного скрининга. Метод основан на анкетном опросе Американского торакального общества с дополнительными вопросами, касающимися работы и ограничения трудовой деятельности. С целью выявления факторов риска болезней органов дыхания был проведен анкетный опрос среди финских студентов. В результате проведенного исследования были диагностированы бронхиальная астма, аллергический ринит, конъюнктивит, атопический дерматит .

Явно недостаточна работа по обеспечению контроля над управляемыми факторами риска, хотя значимость этих мер констатирована целым рядом авторов . В частности, имеются более чем скромные результаты в борьбе с активным и пассивным курением . Не разработаны методики первичной профилактики аллергических заболеваний, включая комплексы немедикаментозного, тренирующего воздействия.

Мало внимания уделяется таким важным аспектам, как диспансерное наблюдение за здоровьем студентов и своевременное их взятие на диспансерный учет; оказание медицинской помощи студентам в поликлинике и на дому; не изучены вопросы о сроках обращения студентов с начала возникновения заболевания; своевременности назначения и объеме лечения, наличии осложнений при острых заболеваниях. Не проводился анализ временной нетрудоспособности при хронических болезнях у студентов; не представлено данных об эффективности тех или иных программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

По мнению Ю.П. Лисицына , важной составляющей профилактики заболеваний является медицинская активность студентов, которая резко снизилась в последние годы, что могло быть связано с разрушением некогда стройной системы диспансеризации, низким качеством ежегодных медицинских осмотров студентов, а зачастую их профанацией . По данным опроса (289 человек в 4 городах страны), несмотря на высокие уровни распространенности патологии, лишь 17% молодежи отмечают, что они состоят на диспансерном учете в медицинском учреждении, то есть регулярного, ощутимого для подростка медицинского наблюдения не осуществляется, хотя очевидно, что именно в этом возрасте возможна эффективная коррекция патологических отклонений.

В отношении молодежи важны как медицинские заключения, так как этот контингент с достаточной регулярностью должен наблюдаться в медицинских учреждениях, так и самооценка студентами своего здоровья, самоощущение. Исследованиями, проведенными Н.И.Косяковой , показано, что менее 20% студентов, считающих себя здоровыми, оказались таковыми на самом деле. Почти у всех обследованных отсутствовали навыки рациональной организации труда, психогигиены, досуга, была крайне низкая медицинская активность. По мнению молодых людей, собственная роль в поддержании здоровья сводится к минимуму: постоянно следили и укрепляли свое здоровье лишь 6% опрошенных, по мере возможности и необходимости заботились о своем здоровье 11,8%. Таким образом, проведе-

ние профилактической работы должно сочетаться с образовательными программами, но в этом направлении имеются серьезные недоработки. Зачастую профилактические мероприятия, проводимые медицинскими работниками среди молодежи, носят формальный и малоэффективный характер, не мотивируют их к здоровому образу жизни, изменению поведения в сторону соблюдения безопасности, получению жизненных навыков. Кроме того, успех профилактических мероприятий на различных уровнях в значительной степени зависит от квалификации медицинского персонала, занимающегося проблемами улучшения здоровья учащейся молодежи.

Заслуживает особого внимания работа с контингентом лиц, часто болеющих респираторновирусными инфекциями (частота ОРВИ в течение года более 3 раз) . Больные после перенесенных тяжелых форм ОРВИ, с сопутствующими заболеваниями, нередко отмечают остаточные явления в виде бронхолегочных изменений, астении, патологии в гемограмме и иммунограмме . Группа таких пациентов нуждается в полноценных реабилитационных мероприятиях и иммунопрофилактике . Однако зачастую эти мероприятия не проводятся должным образом.

По данным ряда авторов , от 20 до 30% пациентов терапевтического профиля, находящихся на лечении в стационарах, могли бы получать значительно менее дорогостоящее восстановительное лечение в условиях дневных стационаров. Создание дневных стационаров на базе амбулаторнополиклинических учреждений является одним из путей интенсификации диагностического и лечебнореабилитационного процесса. Однако эти возможности по отношению к студентам используются крайне редко.

Здоровье молодежи имеет существенное медикосоциальное значение, которое определяется выраженными тенденциями к росту заболеваемости этого контингента практически по всем классам болезней, в том числе хронических заболеваний, а также величиной экономических потерь. С нашей точки зрения, концепция оптимизации профилактической и реабилитационной помощи студентам высших учебных заведений должна включать:

Совершенствование нормативной базы, ресурсного, кадрового и методического обеспечения медицинского обслуживания студентов высших учебныхзаведений;обеспечение качества и доступности оздоровления и лечебно-реабилитационной помощи;

Внедрение в практику работы со студентами скрининговых технологий по активному выявлению наиболее значимых факторов и групп риска наиболее распространенной патологии среди молодежи и проведение мер по уменьшению воздействия управляемых факторов; проведение ежегодных профилактических осмотров;

Проведение стандартных профилактических процедур и рекреационно-оздоровительных мероприятий у студентов - витаминотерапии, противогриппозной вакцинации и других прививок, контроль санитарно-эпидемиологического режима, контроль работы столовой (особенно по приготовлению диетических блюд);

Установление оптимального графика учебных занятий с достаточным временем для отдыха, физкультурных пауз, правильного питания;

Консультирование студентов психологом и психотерапевтом по обращаемости;

Организация занятий физической культурой в тренировочном режиме и ЛФК, а также выделение времени в учебном плане кафедры физического воспитания для проведения занятий на свежем воздухе;

Разработка и внедрение эффективных технологий и методов восстановительного лечения и реабилитации;

Развитие информационно-образовательного направления, преодоление пассивного отношения студентов к программам по улучшению и коррекции своего здоровья с повышением индивидуальных мотиваций к сохранению здоровья (введение паспортов здоровья);

Повышение уровня подготовки медицинского персонала, осуществляющего работу со студентами, прежде всего по вопросам валеологии, профилактической и реабилитационной медицины.

Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде.

Библиографический список

1. Латышевская, Н.И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н.И Латышевская, С.В. Клаучек, Н.П. Москаленко // Гигиена и санитария. -2004. - №1. - С. 51-55.

2. Гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях / Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // Вестник РАМН. - 2003. - № 8. - С. 23-27.

3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения / И.А Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитроченков, С.А. Ананьин. -

H.Новгород, 2005.

4. Дьякович, М.П. Некоторые аспекты здоровья учащейся молодежи / М.П. Дьякович // Медицина труда и промышленная экология. - 2003. - № 3. - С. 5-10.

5. Актуальные проблемы подростковой медицины / С.В. Мальцев, РА. Файзуллина, Н.Н. Архипова, Р.Т. Зарипова // Казанский медицинский журнал. - 2005. - Т. 86. - № 2. - С. 45-47.

6. Динамика распространенности табакокурения среди студентов-медиков за последние 10 лет / Н.Н. Боровков, Г.Н. Варварина, М.Т. Сальцева, Н.В. Аминева // Нижегородский медицинский журнал. - 1998. - № 1. - С. 28-29.

7. Раппопорт, И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи / И.К. Раппопорт // Гигиена и санитария. - 2000. - №

8. Асхабова, Л.М. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков / Л.М. Асхабова, П.М. Махулова // Образ жизни и здоровье студентов: Мат. I Все-рос. науч. конф. - М., 1995. - С. 24-26.

9. Суворова, А.В. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа-вуз / А.В. Суворова, В.Г. Май-мулов, Ю.Г. Кузмичев // Гигиена и санитария. - 2000. - №

10. Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. / К. Байер, Л. Штейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368с.

11. Атрощенко, Г.Н. Влияние занятий по физической культуре на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему студентов / Г.Н. Атрощенко, И.Н. Сахарова // Гигиена и санитария. - 2005. - № 1. - С. 41-42.

12. Изуткин, Д.А. Комплексный подход к изучению состояния здоровья студентов / Д.А. Изуткин // Комплексные социально-гигиенические исследования: Сб. науч. тр. - М., 1988. - С. 48-52.

13. Шкарин, В.В. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов / В.В. Шкарин // Здравоохранение Российской Федерации. - 1991. - № 9. - С. 16.

14. Cohen, M. Physicians health themselves: lifestyle education for medical student / M. Cohen // Comlement. Ther. Med. - 1999. - Vol. 7. - P. 199-205.

15. Grace, T.W. health problems of college students / T.W. Grace // J. Am. Coll. Health. - 1997. - Vol. 45. - P. 243-250.

16. Яхтин, В.И. Опыт работы студенческой поликлиники в проведении диспансеризации / В.И. Яхтин, Т.Ю. Щурова, Ю.Г Яковлев // Здравоохранение РФ. - 1985. - № 9. - С. 36-37.

17. Коровина, И.В. Научное обоснование организационного обеспечения профилактики заболевания у студентов на уровне муниципальной поликлиники: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., - 2005.

18. Камаев, И.А. Проблемы репродуктивного здоровья студенток-подростков / И.А Камаев, Т.В. Поздеева, И.Ю. Са-марцева // Здравоохранение РФ. - 2003. - №1. - С. 34-35.

20. Медведев, В.П. Проблемы здоровья подростков / В.П. Медведев, А.М. Куликов // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2001. - № 1. - С. 8-14.

21. Вилянский, М.П. Скрининг в массовых профилактических осмотрах (автоматизированная система) / М.П. Вилянский, Б.С. Кибрин, А.А. Чумороков. - М.: Медицина, 1987.

22. Герасименко, Ю.А. Медико-социальные аспекты “ЭГП у беременных и ее профилактика: автореф. дис. .канд. мед. наук / Ю.А. Герасименко. - М., 1992. - 22 с.

23. Струневская, В.А. Пути оптимизации наблюдения женщин с болезнями органов дыхания при бесплодии: автореф. дис. .канд. мед. наук / В.А. Струневская. - Саратов, 2004. - 25 с.

24. Федосеев, Г.Б. К вопросу о прогрессе лечения больных бронхиальной астмой. Индивидуальная терапия и стандарты лечения - противоречие или единство / Г.Б. Федосеев // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2003.

- № 3. - С. 64-70.

25. Углева, Е.М. Возможности математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы / Е.М. Углева, М.А. Петрова, Т.С. Разумовская // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2004. - № 2. - С. 63-67.

26. Kilpelainen, M. Atopy and asthma among Finnish university students/ M. Kilpe lainen, E.O.Terho , H.Helenius, M. Koskenvuo // European. Respiratory. Review. - 2000. - V. 10. -№ 75. - P. 480-481.

27. Стародубов, В.И. Управляемые факторы в профилактике заболеваний / В.И. Стародубов, Н.П. Соболева, А.М. Лу-кашев. - М.: РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003. - 170 с.

28. Ткаченко, Е.И. Питание, экология человека, здоровье, болезни. Современный взгляд на проблему их взаимосвязей / Е.И. Ткаченко // Тер. архив. - 2004. - № 2. - С. 67-71.

29. Трофимов, В.И. Руководство по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы / В.И. Трофимов / Под ред. А.Г.Чучалина. - М., 2005. - 51 с.

30. Федосеев, Г.Б. Бронхиальная астма / Г.Б. Федосеев, В.И. Трофимов. - Спб.: Нордиздат, 2006. - 308 с.

31. Левшин, В.Ф. Эпидемиология и контроль табакокурения / В.Ф. Левшин // Клиническая фармакология и клиническая медицина. - 1995. - № 18/2. - С. 18-20.

32. Суховская, О.А. Табакокурение. Оценка распространенности и мотивации к отказу от курения / О.А. Суховская // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2007.

- № 2. - С. 61-63.

33. Loddenkemper, R. Health care costs of smoking / R. Loddenkemper, G.W. Sybrecht // European Respiratory Journal.-2000.- №16.- P.377-378.

34. Prignot, J. High rates of nicotine replacement during 2 months in exsmokers reduce their 1-yr increase in body mass index / J. Prignot // European Respiratory Topic. - 2000. - №

35. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. - С. 300-303.

36. Косолапов, А.Б. Валеологические подходы к формированию здоровья студентов Владивостокских вузов / А.Б. Косолапов // Валеология. - 2002. - № 2. - С. 26-34.

37. Косякова, Н.И. Динамическое наблюдение за эпидемическими очагами гриппа и ОРВИ и организация лечебнопрофилактической помощи больным в амбулаторных условиях / Н.И. Косякова // Здравоохранение Российской Федерации. - 1996. - № 5. - С. 72-74.

38. Карпухин, Г.И. Диагностика, профилактика и лечение острых респираторных заболеваний / Г.И. Карпухин, О.Г. Карпухина. - Спб., 2000. - 184 с.

39. Емельянов, А.В. Взаимосвязь аллергического ринита и бронхиальной астмы/ А.В. Емельянов, Т.Е. Тренделева // Вестник отоларингологии. - 2002. - № 1. - С. 59-62.

40. Емельянов, А.В. Современные представления о диагностике и лечении аллергического ринита / А.В. Емельянов // Лечащий врач. - 2003. - № 3. - С. 4-6.

41. Michel, F.B. Asthma: a world problem of public health / F.B. Michel // Bull. Acad. Natl. Med. 1995. -V. 179. - № 2. - Р 293-297.

42. Sandford, A.J. Genetic risk factors for chronic obstructive pulmonary disease / A.J Sandford, T.D. Weir, P.D. Pare // Eur. Respir. - 1997. - № 10. - Р 1380-1391.

43. Лопатин, А.С. Лечение полипозного риносинусита / А.С. Лопатин // Пульмонология и аллергология. Атмосфера

2000. - № 3. - С. 6-8.

44. Галкин, РА. Экономическая эффективность стационарозамещающих видов медицинской помощи / РА. Галкин,

Н.М. Скуратова, Л.С. Федосеева // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 9/48. - С. 16-18.

45. Сквирская, Г.П. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения / ГП. Сквирская // Здравоохранение. - 2000. - № 11. - С. 11-13.

46. Стародубов, В.И. Стационарозамещающие формы организации медицинской помощи / В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. - М.: ЦНИИОИЗ, 2001. - 212 с.

1

Проведено изучение стоматологического здоровья у 100 студентов Самарского университета в возрасте 19 – 22 лет. Результаты исследования показали наличие высокого процента зубов, пораженных кариозным процессом, низкий уровень информированности студентов в вопросах личной гигиены полости рта и влияния углеводов на состояние зубов. В процессе обучения на кафедре безопасности жизнедеятельности и физического воспитания у студентов появляется осознанная необходимость изменения характера питания и ответственного отношения к проведению гигиенических мероприятий в полости рта.

студенты

гигиена полости рта

кариес зубов

1. Белова И.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. – М., 2008. – № 4. – С. 84-86.

2. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда / О.В. Беляева, С.Е. Чигарина // Безопасность жизнедеятельности. Культура безопасной жизни / под ред. И.Г. Кретовой, А.А. Николаевой, В.Ю. Живцова. – Самара, 2013. – С. 209-222.

3. Варламова С.П., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад // Социологические исследования. – М., 2010. – № 4. – С. 75-87.

4. Каплан З.М., Максимовский Ю.М., Кича Д.И., Каплан Б.М. Комплексная стоматологическая активность и здоровье зубов молодежи / Методические рекомендации. – М., 2006 – 17 с.

5. Леонтьев В.К. Зубы и качество жизни. Труды V съезда Стоматологической Ассоциации. – М., 1999. – С. 60-67.

6. Леонтьев В.К. Здоровые зубы и качество жизни. Стоматология. – 2000. – № 5. – С. 10-13.

7. Леонтьев В.К., Макарова Р.П., Кузнецова Л.И., Блохина Ю.С. Сравнительная характеристика оценки качества жизни пациентами стоматологического профиля. Стоматология. – 2001. – № 6. – С. 63-64.

8. Улитовский С.Б., Калинина О.В. Взаимосвязь уровня гигиенических знаний студентов с состоянием гигиены полости рта // Маэстро стоматологии. – 2006. – № 1 (21). – С. 42-46.

9. Чигарина С.Е. Профилактика стоматологических заболеваний полости рта / Методические рекомендации. – Самара, 2008 – 20 с.

Распространенность заболеваний, в том числе и болезни зубов у студентов в период обучения в вузе имеет тенденцию к увеличению . Это обусловлено отсутствием адаптации к интенсивным информационным нагрузкам, стрессам и в первую очередь, изменениям режима питания, отдыха и сна (в основном это хроническое недосыпание), а если говорить о стоматологическом здоровье, то это вероятно и недостаточная мотивация по уходу за полостью рта. В целом здоровье человека зависит от слаженности работы всех органов организма и значительная роль в этом принадлежит зубам . Кариозные зубы являются причиной неприятного запаха изо рта и очагом инфекции в организме . В связи с этим состояние зубов определяет возможность полноценного питания и реализации функции трудовой и коммуникативной деятельности студентов. Здоровые зубы и красивая улыбка являются важными показателями социальной успешности человека . Профессор В.К. Леонтьев впервые указал на функциональное предназначение зубов в обеспечении качества жизни исходя из 3-х позиций:

Здоровые зубы - главный фактор, обеспечивающий качество питания человека;

Здоровые зубы как фактор, оказывающий существенное влияние на эстетику лица;

Здоровые зубы как символ благополучия населения.

Следует также отметить, что зубы являются неотъемлемой частью полноценной речи, которая способствует желанию общаться с людьми .

К факторам, которые представляют риск развития кариеса зубов в первую очередь относится несбалансированное питание, т.е. недостаточное поступление белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов, необходимых для здоровья зубов и организма в целом. Питание является основой здорового образа жизни.

Человек здоров, пока здоровы его зубы, говорили древние лекари и поэтому необходимо проявлять заботу о зубах, для сохранения здоровья всего организма. Зубы любят, когда их любят!

Цель исследования - выявить данные самооценки у студентов о стоматологическом здоровье для мотивации к ограничению употребления сладостей и правильной гигиене полости рта.

Материалы и методы исследования

Проведен опрос и анкетирование 100 респондентов (65 - девушек, 35 - юношей) в возрасте 19-22 лет о наличия у них запломбированных зубов и зубов пораженных кариесом, определению мотивации к правильной гигиене полости рта и оценке количества шоколада/шоколадных сладостей, употребляемых студентом. Исследование состояло из двух этапов: первый этап проводился до начала практических занятий, второй этап - после проведения занятий по темам «Гигиена полости рта» и «Питание современного человека» по дисциплине безопасность жизнедеятельности. Анкета первого этапа состояла из 13 вопросов, второго этапа состояла из 6 вопросов. Статистическая обработка данных осуществлялась средствами программы Open Office Calc.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенные исследования показали, что всего 13 человек имеют здоровые зубы. Больные, не леченые зубы выявлены у 1 студента, но за стоматологической помощью он не обращается, так как испытывает непреодолимый страх перед лечением зубов. У 86 студентов имеются 217 кариозных зубов (жевательная группа) и 296 запломбированных зубов, из них 273 зуба жевательной группы (основная группа зубов, которая участвует в пережевывании пищи и отвечает за качество пищеварения) и 23 зуба фронтальной группы (зубы, которые участвуют в откусывании пищи и определяют улыбку человека). Всего поражено кариозным процессом 513 зубов. Запломбированных зубов по поводу кариеса - 206, по поводу осложнений кариеса (пульпит и периодонтит) - 90, удаленных - 31, не прорезавшихся зубов «мудрости» - 124 (рисунок).

По данным опроса к врачу стоматологу обращаются: при наличии зубной боли 51 % студентов, при ощущении дискомфорта в зубе - 43 %, для проведения санации полости рта с профилактической целью (это - студенты, которые следят за своим здоровьем) - всего 6 % анкетируемых студентов. Проведенный статистический анализ свидетельствует о высоком уровне поражения зубов кариесом: у одного студента на долю кариозных зубов приходится 21,58 % от здоровых зубов. В среднем каждый студент имеет примерно 5 - 6 пораженных зубов кариесом, а с пломбами по 3 - 4 зуба.

Следует отметить, что у всех студентов выявлена недостаточная мотивация к гигиене полости рта и отсутствие умений выполнения правильной чистки зубов. Хотя все студенты считают, что они чистят зубы правильно. На вопрос анкеты: «Вас обучали правильной чистке зубов» - 99 студентов ответили «нет». После проведенного практического занятия по теме «Безопасность стоматологического здоровья» все респонденты пришли к выводу, что они чистят зубы неправильно. Это говорит о завышенной самооценки студентов в соблюдении правил по гигиене полости рта.

Количественное отношение здоровых и пораженных кариесом зубов у студентов

Особый интерес представляют данные по оценке количества употребляемых студентами легкоусвояемых углеводов. Результаты исследования показали, что 97 студентов в неделю съедают 184 шоколадки или шоколадных сладостей, весом по 100 граммов, т.е. 1 студент съедает в среднем 1,9 плитки шоколада (190 г) в неделю и только 3 человека не едят шоколад/шоколадные сладости вообще. За время нахождения на занятиях в университете студенты стараются утолить голод за целый день сладкими продуктами, предпочтение отдают шоколадкам и шоколадным сладостям. Известно, что употребление данных продуктов в промежутках между едой, особенно при недостаточном уходе за полостью рта, сопровождается интенсивным размножением микроорганизмов в полости рта и поражением зубов кариесом (Боровский В.Е., 2003). В связи с этим необходимо обращать внимание не только на количество углеводов, употребляемых человеком, но и на частоту и длительность их пребывания в полости рта.

В то же время проведенный корреляционный анализ не выявил достоверной взаимосвязи между употреблением шоколадок/шоколадных сладостей и количеством кариозных зубов: коэффициент корреляции у юношей равен 0,27, у девушек 0,24.

Таким образом, можно сделать вывод, что количество употребляемых шоколадок/шоколадных сладостей напрямую не влияет на состояние зубов, следовательно, существуют более значимые в этом отношении факторы, такие как правильность и систематичность мероприятий по гигиене полости рта, и конечно же в первую очередь сбалансированное и рациональное питание.

В процессе обучения по темам «Питание современного человека», «Гигиена полости рта» студенты осознанно приняли решение изменить отношение к употреблению шоколадок/шоколадных сладостей и ответственного отношения к правильной чистке зубов и гигиене полости рта в целом.

Заключение

Проведенные исследования указывают на низкий уровень информированности студентов в вопросах проведения правильной личной гигиены полости рта, влиянии углеводов на состояние зубов, и соблюдения требований сбалансированного, рационального питания, что является результатом отсутствия мотивации к безопасному стоматологическому здоровью.

Знания, полученные студенческой молодежью во время обучения по выше указанным темам, повысили их стоматологическую грамотность не только для стоматологического здоровья, но и для здоровья организма в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебный процесс в вузе призван решать разнообразные задачи профилактики по сохранению и укреплению здоровья студентов, в том числе и стоматологического.

Библиографическая ссылка

Чигарина С.Е. СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10-2. – С. 243-245;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10327 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»