Пришло сообщение о включении в кадровый резерв. Новое в формировании и ведении кадрового резерва на государственной гражданской службе

Советы юристов:

1. Скажите в кадровый резерв зачисляют одну кандидатуру или несколько?

1.1. Смотря какое положение в организации о кадровом резерве! Может быть и 1 кандидатура и несколько!

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Думаю что могут и несколько, на всякий случай. Резерв в лице 1 кандидатуры всегда может по каким-то причинам перестать быть резервом.

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

2. Меня включили в кадровый резерв, когда меня возьмут на на работу?

2.1. --- Здравствуйте, как появится вакансия по вашей специальности, вам сообщат.

С уважением юрист Лигостаева А.В.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Где сказано в кодексе о кадровом резерве.

3.1. В трудовом кодексе нет такого понятия как "кадровый резерв"

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. Понятие кадровый резерв относится к государственной гражданской службе и к муниципальной гражданской службе.

Вам помог ответ? Да Нет

4. На чье имя пишется заявление в кадровый резерв прокуратуры?

4.1. Что за кадровый резерв?

Вам помог ответ? Да Нет

5. Стою в кадровое резерве на заместителя начальника отдела категория руководители. Сейчас работаю главным консультантом. Меня хотят назначить начальником отдела. Могут ли меня взять из резерва?

5.1. Ваш вопрос не понятен.

Вам помог ответ? Да Нет

6.1. К сожалению, нет.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Сижу в отпуске по уходу за ребенком. До этого работала в налоговой. Могу ли я находясь в отпуске по уходу за ребенком подать документы в другую налоговую для того чтобы меня включили в кадровый резерв.

7.1. В данном случае после выхода из социального отпуска по уходу за ребенком вам необходимо решать вопрос о переводе из одной налоговой в другую...

Вам помог ответ? Да Нет

8. Состою в кадровом резерве. Если мне позвонят и пригласят на работу, могу ли я сказать что выйти смогу через месяц или они расценят это как отказ?

8.1. Мы не можем предугадать, как они всё расценят... договаривайтесь с работодателем, когда и на каких условиях вы выходите на работу. Такие вещи в законе не прописываются.
Но если на место много претендентов, ждать никто не будет.
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

9. Если ли на замещение вакантной должности на муниципальную службу в кадровом резерве стоит трое человек кого из них берут первым.

9.1. Берут того с кем договаривались и кто больше устраивает руководителя. Каких то особых критериев и очередности не имеется в данном случае.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Сколько можно находиться в кадровом резерве? И что будет когда этот срок подойдет к концу?

10.1. Гражданский служащий (гражданин) включается в кадровый резерв государственного органа на срок от 2 до 5 лет с учетом группы должностей гражданской службы:

Для высшей группы должностей на 4 года;

Для главной и ведущей групп должностей на 3 года;

Для старшей и младшей групп должностей на 2 года.

По истечении указанных сроков, с учетом оценки уровня подготовки гражданского служащего (гражданина), руководителем государственного органа принимается решение о продлении срока нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве или об исключении из резерва.

Допускается однократное продление срока нахождения гражданских служащих (граждан) в кадровом резерве государственного органа.

Гражданские служащие (граждане), включенные в кадровый резерв, обязаны уведомлять кадровую службу государственного органа об изменении (дополнении) сведений, относящихся к персональным данным, в течение 10 календарных дней с момента изменения (дополнения) указанных сведений.

Руководитель государственного органа осуществляет общее руководство и несет ответственность за работу с кадровым резервом в государственном органе. Организацию работы с кадровым резервом осуществляет кадровая служба государственного органа.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Работаю в продуктовом магазине (перекресток экспресс) оформлен с 23.01.18 до этого почти месяц обучался и стажировался в этой компании. Был оформлен кадровый резерв
15.02.18 последний рабочий день магазина, происходит ликвидация всей сети.
Так вот, я живу в Раменском. Компания предложила работу работу в Москве, я отказался. Добираться долго (40 км).
Будут ли какие то мне выплаты?
Выходное пособие и компенсация за досрочное расторжение договора?
Очень нужна ваша помощь! Спасибо за внимание!

11.1. Вадим.
Вам работодатель должен выдать предупреждение о предстоящем сокращении и уволить вас с выплатой установленных законом компенсаций через два месяца.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Если стоишь в кадровом резерве гос. службы по ведущей категории и отказался от предлагаемой должности в этой категории по причине не устраивают требования которые они возлагают. Как отражается отказ на резерв? И будут ли после этого предлагаться вакансии? Могут за это исключить из резерва?

12.1. Вряд ли Вам будут предлагать иные вакансии. И могут вполне исключить из резерва. Переговорите с начальником отдела кадров по этому вопросу уже конкретно.

Вам помог ответ? Да Нет

13.1. Вам лучше вообще пойти и забрать документы, которые вполне могут пригодиться Вам в другом месте. Зачем тянуть время и тратить его на тестирование?

Вам помог ответ? Да Нет

13.2. Можете не ходить на собеседование. Никто не заставляет. При рассмотрении документов просто не будете допущены до второго этапа. Заявление можете отозвать.

Вам помог ответ? Да Нет

13.3. Можете конечно и не ходить на собеседование, если не хотите. Это ваше право ходить или нет. Можете и от тестирования отказаться и забрать документы. Всего доброго.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Работаю секретарем в Финансовом управлении (не госслужащая), образование высшее инженер молочной продукции. Могу ли я выдвинуть кандидатуру в кадровый резерв на должность главного специалиста бюджетного отдела, если пройду пкркподготовку по направлению "Государственное и муниципальное управление на региональном уровне" 310 часов?

14.1. Кандидатуру вы конечно можете выдвинуть в кадровый резерв Вполне возможно что этих 310 часов переподготовки будет достаточным чтобы исполнять должностные обязанности этого главного специалиста.

Вам помог ответ? Да Нет

15.3. Если конкурс объявлен на включение в кадровый резерв для замещения нескольких должностей гражданской службы, кандидат вправе претендовать на включение в кадровый резерв сразу на несколько должностей гражданской службы при условии соответствия квалификационным требованиям по каждой из них.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я являюсь аттестованным сотрудником ФСИН капитан внутренней службы. Вопрос: являюсь ли я госслужащим? Нужно ли мне сдавать экзамен при при подачи документов в кадровый резерв в Администрацию города?

16.1. Являетесь таковым и сдавать экзамен вам обязательно необходимо при поступлении на службу в Администрацию города.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Интересует был ли нарушен закон работодателем. Я была включена в кадровый резерв на государственной гражданской службе. Место освободилось и взяли другого человека, мне место не предложили.

17.1. В чем нарушение закона? Включение в кадастровый резерв государственной гражданской службы вовсе не означает, безусловную обязанность принимать на службу лиц из резерва.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Если не ГГС включен в кадровый резерв управы одного района, может ли он претендовать на вакансию в другой управе без включения его в кадровый резерв данной управы?

18.1. Есть федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации уточните какой у вас резерв.

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. Может конечно. Все эти резервы для обычных простых людей, не имеющих связей и т.п., поэтому на работу взять могут кого угодно и без всякого резерва.

Вам помог ответ? Да Нет

19. 15.05.2017 года я подал документы в службу судебных приставов для постановки в кадровый резерв на гос. службу. В отделе кадров мне сообщили что отделом безопасности будет проводится проверка документов. На данный момент уже 10.08.2017 года, о результатах мне не сообщали и говорят, что документы до сих пор на проверке и связанно это с тем, что я приехал с другова региона и по тому так долго. Так вот вопрос в том, сколько состовляет разумный срок для данной проверки?

19.1. Отджел государственной службы и кадров и не причем. Запрсы отправлены, ответы ожидаются. Вам следует набраться терпения.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Могут ли рассматривать мою кандидатуру на повышение ставку зав отделения я проработал в этом учреждении 10 лет и но моих документов нет в кадровом резерве образование позволяет занять данную должность.

20.1. --- Здравствуйте, а нам это откуда знать? Только руководитель решает эти вопросы и образование не основной показатель, должны быть организаторские способности и деловые качества, а они далеко не у всех имеются. Удачи Вам и всего хорошего. :sm_ax:

Вам помог ответ? Да Нет

21. Как я могу подать документы в кадровый резерв когда мне отказали в этом утверждая что прошло Время подачи документов не мне теперь отказывают в приеме моих документов.

21.1. --- Здравствуйте, просите дать письменный отказ, на поданное вами письменное заявление и в течении месяца вам его обязаны выдать, а затем обжалуете его в суде в течении 3 месяцев. Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 22] [Статья 218]

Удачи Вам и всего хорошего.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Я нахожусь в кадровом резерве на заведование детским садом. Могу ли я отказаться от этого и как это правильно сделать? Спасибо.

22.1. Да.конечно, можете отказаться. Напишите заявление о выходе с кадрового резерва в кадровую службу, где состоите в резерве. Удачи Вам!

Вам помог ответ? Да Нет

22.2. Да, можете отказаться, можете подать заявление в котором и сформулируйте отказ, заставить работать принудительно невозможно. Всего доброго!

Вам помог ответ? Да Нет

23. Состою в кадровом резерве в Пермской таможни, могу ли я сохранить и перевести резерв в таможню другого субъекта РФ?

23.1. Сможете, если на это пойдет ЦЕНТРАЛЬНО управление таможни в г. Москве.
Напишите рапорт о переводе
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

Вам помог ответ? Да Нет

24. Что будут рассматривать если попросили персональные данные по Положению о формировании, подготовке и продвижению резерва национальных кадров Удмуртской Республики.

24.1. Мы как-то не способны расширить границы возможности понимания. Вы о чем вообще? Мы не вправе домысливать или додумывать.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Вам помог ответ? Да Нет

25. Могу ли я подать документы в кадровый резерв с дальнейшим трудоустройством на госслужбу в ФССП, если было лишение прав за езду в нетрезвом виде менее года назад?

25.1. Подать документы Вы можете, но нужно указать всю информацию о себе правдиво. Возможно на какую-то должность Вас примут спустя время.
Удачи Вам!

Вам помог ответ? Да Нет

25.2. Можете подать документы, препятствием для устройства на работу является судимость за совершение уголовного преступления.

Вам помог ответ? Да Нет

Перечень документов, представляемых при поступлении на государственную службу, назначении на федеральную государственную гражданскую должность, для включения на конкурсной основе в кадровый резерв Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия

Собственноручно заполненная и подписанная анкета (форма установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года);

Трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые (копируются все заполненные страницы );

Документ, удостоверяющий личность

(копируются все страницы, в т. ч. пустые на листах с двух сторон по 2 разворота документа на страницу );

Страховое свидетельство пенсионного страхования;

Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

Справка с налогового органа о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре о регистрации (отсутствии регистрации), постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя ;

Справка с налогового органа о наличии (отсутствии) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;

Справку по форме 2-НДФЛ (за год, предшествующий году подачи документов);

Характеристика с воинской части, по месту прохождения военной службы (для кандидатов в СП по ОУПДС).

Заявление (написанное от руки) с просьбой допустить к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы Российской Федерации с точным указанием наименования должности. В случае если гражданин желает участвовать в конкурсе на замещение нескольких вакантных должностей, то каждой должности должно соответствовать отдельное заявление;

Фотография 3,5 х 4,5, матовая цветная на голубом фоне, без уголка (3 шт., деловой стиль)

Акты гражданского состояния (свидетельства о заключении /расторжении/ брака, рождении детей)

Другие документы согласно требованиям действующего законодательства РФ.

Вышеуказанные документы, предоставляются с копиями, удостоверенными уполномоченными органами, организациями, за исключением: анкеты, справки из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; характеристики с последнего места работы и (или) с учебного заведения по месту получения образования; медицинского документа о состоянии здоровья; справки с налогового органа о регистрации (отсутствии регистрации), постановк е на учет в качестве индивидуального предпринимателя; собственноручно написанное заявление о участии в конкурсе на замещение вакантной должности; характеристики с воинской части, по месту прохождения военной службы.

Телефон отдела государственной службы и кадров:

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации

АНКЕТА
(заполняется собственноручно)

Место
для
фотографии

Отчество

2. Если изменяли фамилию, имя или отчество,
то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли

3. Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна)

4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине, если имеете гражданство другого государства – укажите)

5. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов)

Направление подготовки или специальность по диплому
Квалификация по диплому

При заполнении данного пункта необходимо именовать организации так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности и номера воинской части.

Месяц и год

Должность с указанием
организации

Адрес
организации
(в т. ч. за границей)

поступ­ления

12. Государственные награды, иные награды и знаки отличия

13. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие.

Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, необходимо также указать их прежние фамилию, имя, отчество.

Степень родства

Фамилия, имя,
отчество

Год, число, месяц и место рождения

Место работы (наименование и адрес организации), должность

Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания)

14. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие, постоянно проживающие за границей и (или) оформляющие документы для выезда на постоянное место жительства в другое государство

(фамилия, имя, отчество,

с какого времени они проживают за границей)

15. Пребывание за границей (когда, где, с какой целью)

16. Отношение к воинской обязанности и воинское звание

17. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона (либо иной вид связи)

18. Паспорт или документ, его заменяющий

19. Наличие заграничного паспорта

(серия, номер, кем и когда выдан)

20. Номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (если имеется)

21. ИНН (если имеется)

22. Дополнительные сведения (участие в выборных представительных органах, другая информация, которую желаете сообщить о себе)

23. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, и мое несоответствие квалификационным требованиям могут повлечь отказ в участии в конкурсе и приеме на должность.

На проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна).

г. Подпись

(подпись, фамилия работника кадровой службы)

Приложение к пункту 11 анкеты

Месяц и год

Должность с указанием

организации

организации

(в т. ч. за границей)

Поступления

Приложение к пункту 13 анкеты

Положение
о кадровом резерве федерального государственного органа
(утв. Президента РФ от 1 марта 2017 г. № 96)

I. Общие положения

1. Настоящим Положением определяется порядок формирования кадрового резерва федерального государственного органа (далее - кадровый резерв) и работы с ним.

2. Кадровый резерв формируется в целях:

а) обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации (далее - граждане) к федеральной государственной гражданской службе (далее - федеральная гражданская служба);

б) своевременного замещения должностей федеральной гражданской службы;

в) содействия формированию высокопрофессионального кадрового состава федеральной гражданской службы;

г) содействия должностному росту федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).

3. Принципами формирования кадрового резерва являются:

а) добровольность включения гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв;

б) гласность при формировании кадрового резерва;

в) соблюдение равенства прав граждан при их включении в кадровый резерв;

г) приоритетность формирования кадрового резерва на конкурсной основе;

д) учет текущей и перспективной потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы в федеральном государственном органе;

е) взаимосвязь должностного роста гражданских служащих с результатами оценки их профессионализма и компетентности;

ж) персональная ответственность руководителя федерального государственного органа (далее - представитель нанимателя) за качество отбора гражданских служащих (граждан) для включения в кадровый резерв и создание условий для должностного роста гражданских служащих;

з) объективность оценки профессиональных и личностных качеств гражданских служащих (граждан), претендующих на включение в кадровый резерв, с учетом опыта их работы в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, организациях.

4. Положение о кадровом резерве утверждается правовым актом федерального государственного органа в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и настоящим Положением.

5. Информация о формировании кадрового резерва и работе с ним размещается на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

II. Порядок формирования кадрового резерва

6. Кадровый резерв формируется представителем нанимателя.

7. Кадровая работа, связанная с формированием кадрового резерва, организацией работы с ним и его эффективным использованием, осуществляется подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

8. В кадровый резерв включаются:

а) граждане, претендующие на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы:

по результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы с согласия указанных граждан;

б) гражданские служащие, претендующие на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы в порядке должностного роста:

по результатам конкурса на включение в кадровый резерв;

по результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;

по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с согласия указанных гражданских служащих;

в) гражданские служащие, увольняемые с федеральной гражданской службы:

по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 или 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", - по решению представителя нанимателя федерального государственного органа, в котором сокращаются должности федеральной гражданской службы, либо федерального государственного органа, которому переданы функции упраздненного федерального государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;

по одному из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", с согласия указанных гражданских служащих.

9. Конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв проводится в соответствии с нормами, предусмотренными настоящего Положения.

10. Гражданские служащие (граждане), которые указаны в и настоящего Положения и не стали победителями конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы, однако профессиональные и личностные качества которых получили высокую оценку конкурсной комиссии, по рекомендации этой комиссии с их согласия включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность федеральной гражданской службы, на замещение которой проводился конкурс.

11. Гражданские служащие, которые указаны в настоящего Положения и которые по результатам аттестации признаны аттестационной комиссией соответствующими замещаемой должности федеральной гражданской службы и рекомендованы ею к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности федеральной гражданской службы в порядке должностного роста, с их согласия включаются в кадровый резерв в течение одного месяца после проведения аттестации.

12. Гражданские служащие, указанные в настоящего Положения, включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась последняя замещаемая ими должность федеральной гражданской службы.

13. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа с указанием группы должностей федеральной гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

14. Включение гражданских служащих, указанных в настоящего Положения, в кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа, в котором сокращаются должности федеральной гражданской службы, либо федерального государственного органа, которому переданы функции упраздненного федерального государственного органа.

15. В кадровый резерв не может быть включен гражданский служащий, имеющий дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 или 3 части 1 статьи 57 либо пунктом 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

III. Конкурс на включение в кадровый резерв

16. Конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв (далее - конкурс) объявляется по решению представителя нанимателя.

17. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

18. Кадровая работа, связанная с организацией и обеспечением проведения конкурса, осуществляется подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

19. Право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие иным установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе требованиям к гражданским служащим. Гражданский служащий вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

20. Конкурс проводится конкурсной комиссией, образованной в федеральном государственном органе в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - конкурсная комиссия).

21. Конкурс заключается в оценке профессиональных и личностных качеств каждого гражданского служащего (гражданина), изъявившего желание участвовать в конкурсе и допущенного к участию в нем (далее - кандидат), исходя из квалификационных требований для замещения соответствующих должностей федеральной гражданской службы.

22. На официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименования должностей федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых объявлен конкурс, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения федеральной гражданской службы на этих должностях, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с настоящим Положением, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

23. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в федеральный государственный орган, в котором проводится конкурс:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), либо иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту службы (работы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

24. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в федеральном государственном органе, в котором он замещает должность федеральной гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

25. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином федеральном государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой федерального государственного органа, в котором он замещает должность федеральной гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

26. Документы, указанные в настоящего Положения, представляются в федеральный государственный орган в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте этого органа в сети "Интернет".

27. Гражданский служащий (гражданин) не допускается к участию в конкурсе в случае его несоответствия квалификационным требованиям для замещения должностей федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых объявлен конкурс, а также требованиям к гражданским служащим, установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

28. Гражданский служащий не допускается к участию в конкурсе в случае наличия у него дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 2 или 3 части 1 статьи 57 либо пунктом 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

29. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления, несоответствие сведений, содержащихся в копиях документов, их оригиналам являются основанием для отказа в допуске гражданского служащего (гражданина) к участию в конкурсе.

30. Гражданский служащий (гражданин), не допущенный к участию в конкурсе в соответствии с настоящего Положения, информируется представителем нанимателя о причинах отказа в письменной форме. Указанный гражданский служащий (гражданин) вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

31. Решение о дате, месте и времени проведения конкурса принимается представителем нанимателя. Конкурс проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе.

32. Федеральный государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, а также список кандидатов и направляет соответствующие сообщения кандидатам.

33. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании документов, представленных ими, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должностям федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых претендуют кандидаты.

34. Конкурсные процедуры и заседание конкурсной комиссии проводятся при наличии не менее двух кандидатов.

35. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности федеральной гражданской службы, не допускается. Член конкурсной комиссии в случае возникновения у него конфликта интересов, который может повлиять на его объективность при голосовании, обязан заявить об этом и не должен участвовать в заседании конкурсной комиссии. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

36. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидатов и является основанием для включения кандидата (кандидатов) в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы соответствующей группы либо отказа во включении кандидата (кандидатов) в кадровый резерв.

38. Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет".

39. По результатам конкурса не позднее 14 дней со дня принятия конкурсной комиссией решения издается правовой акт федерального государственного органа о включении в кадровый резерв кандидата (кандидатов), в отношении которого (которых) принято соответствующее решение.

40. Выписка из протокола заседания конкурсной комиссии, содержащая решение конкурсной комиссии об отказе во включении кандидата в кадровый резерв, выдается подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров кандидату лично либо по его письменному заявлению направляется ему заказным письмом не позднее чем через три дня со дня подачи заявления.

41. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

42. Документы гражданских служащих (граждан), не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, которым было отказано во включении в кадровый резерв, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве федерального государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

43. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

IV. Порядок работы с кадровым резервом

44. На каждого гражданского служащего (гражданина), включаемого в кадровый резерв, подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров подготавливается справка по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

45. Копия правового акта федерального государственного органа о включении гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв или об исключении гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва направляется (выдается) подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров гражданскому служащему (гражданину) в течение 14 дней со дня издания этого акта.

46. В личных делах гражданских служащих хранятся копии правовых актов федерального государственного органа о включении в кадровый резерв и об исключении из кадрового резерва.

47. Сведения о гражданских служащих (гражданах), включенных в кадровый резерв федерального государственного органа, размещаются на официальных сайтах этого органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет".

48. Профессиональное развитие гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется этим органом на основе утверждаемого им индивидуального плана профессионального развития гражданского служащего.

49. Информация о мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, отражается в справке, указанной в настоящего Положения.

50. Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность федеральной гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв.

V. Исключение гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва

51. Исключение гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва оформляется правовым актом федерального государственного органа.

52. Основаниями исключения гражданского служащего из кадрового резерва являются:

а) личное заявление;

б) назначение на должность федеральной гражданской службы в порядке должностного роста в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий включен в кадровый резерв;

в) назначение на должность федеральной гражданской службы в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий включен в кадровый резерв в соответствии с настоящего Положения;

г) понижение гражданского служащего в должности федеральной гражданской службы в соответствии с пунктом 3 части 16 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) совершение дисциплинарного проступка, за который к гражданскому служащему применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 или 3 части 1 статьи 57 либо пунктом 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

е) увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации, за исключением увольнения по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 или 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо по одному из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 39 указанного Федерального закона;

ж) непрерывное пребывание в кадровом резерве более трех лет.

53. Основаниями исключения гражданина из кадрового резерва являются:

а) личное заявление;

б) назначение на должность федеральной гражданской службы в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданин включен в кадровый резерв;

в) смерть (гибель) гражданина либо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

г) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

д) наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и подтвержденного заключением медицинской организации;

е) достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации, установленного статьей 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

ж) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации, по приговору суда, вступившему в законную силу;

з) выход гражданина из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

и) признание гражданина полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) применение к гражданину административного наказания в виде дисквалификации;

л) непрерывное пребывание в кадровом резерве более трех лет.

Обзор документа

Утверждено Положение о кадровом резерве федерального государственного органа.

В резерв включаются граждане, претендующие на замещение вакантной должности федеральной госслужбы: госслужащие, претендующие на замещение вакантной должности федеральной госслужбы в порядке должностного роста, некоторые увольняемые госслужащие.

Конкурс на включение в резерв объявляется по решению представителя нанимателя и проводится в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Основания исключения из резерва - личное заявление, назначение на должность, непрерывное пребывание в резерве более 3 лет и др.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

В современном мире то, как развивается рынок труда в России влечет за собой отрицательные изменения в компаниях. Стоит, отметить что претенденты на работу зачастую показывают довольно низкие результаты своей работы и профессионализма.

Зачем нужно формировать кадровый резерв?

Поэтому сейчас сложилась такая ситуация, когда организации для того чтобы получить в свой отдел хорошего специалиста стараются переманить его из другой конкурентной организации. В особенности такой метод используются для привлечения ведущих в своей отрасли профессионалов. Однако при этом стоит отметить, что без налаженной системы работы с персоналом внутри самой компании у нее могут возникнуть проблемы с набором обычных рядовых специалистов, а также с их удержанием. Как уже стало понятно будет говориться о главном ресурсе компании – кадровом резерве.

Как правило, на всех предприятиях выделяют определенные группы специалистов, которые обладают пониманием его дела, а также имеют большой потенциал для дальнейшего развития. Именно эти сотрудники позднее могут быть назначены на руководящие должности в компании. Кроме того, в случае возникновения необходимости данные кадры будут способны выполнять дополнительные функции по-своему и смежному направлению, при этом выполняя работу с большим уровнем качества.

Также создание кадрового резерва необходимо для того, чтобы максимально снизить расходы на поиск, а также последующую подготовку молодых специалистов.

Так как их роль уже будут выполнять подготовленные специалисты компании, которые вследствие своего повышения значительно увеличат свою лояльность к предприятию. Если обобщить, то процесс формирования кадрового резерва в компании, необходим для того, чтобы посредством проведенных мероприятий подготовить выбранных способных специалистов для их дальнейшего назначения на управленческие функции.

Начало работы, критерии

Как правило, для того, чтобы создать в организации хорошую систему отбора и подготовки необходимо придерживаться несколько устоявшихся положений:

  • Существует потребность внутри организации в замещении должности;
  • Подобранный претендент должен полностью отвечать требованиям занимаемой должности;
  • У выбранного претендента должна присутствовать мотивация к дальнейшему профессиональному росту и развитию внутри компании.

После того, как была отдана команда на формирование кадрового резерва компании, первым делом определяются самые ведущие должности в ней. Это могут быть начальники различных отделов, директора отдельных департаментов, а также главные руководители. Кроме того, такие должности могут быть и узкопрофильные, однако без которых не будет возможно дальнейшее развитие организации. После выявления всех позиций они определяются в резерв. Количество таких должностей может варьироваться от размера и деятельности самой компании.

Необходимо отметить, какими качествами должен обладать специалист для возможности отнесения его в кадровый резерв:

  • Его способность в случае возникновения потребности, перевестись в филиал организации в другом населенном пункте;
  • Большая стрессоустойчивость и практическая невосприимчивость к возникающим большим нагрузкам;
  • Общее сопоставление и сходство рассматриваемого претендента с образом будущего руководителя;
  • Претендент должен показывать высокий результат на своей текущей должности;
  • После собеседования в отделе кадров необходимо определить, способен ли такой претендент занимать руководящую позицию или же он будет наоборот слишком мягок.

Как правило, существует определенная последовательность действий, которая обеспечивает наибольший результат при создании кадрового резерва. Разберем их подробнее:

  1. Составить список потребностей организации в руководительских должностях на ближайший пятилетний период;
  2. Создать базу и уточнить ее, для того чтобы иметь возможность просмотреть всех текущих резервистов компании;
  3. Предсказать процент уволенных специалистов после того, как будет проведено мероприятие по проверке их знаний (аттестация);
  4. Выявление специалистов, выполняющих обязанности менеджера, которые будут способны работать на других направлениях.

Отметим важность того, чтобы специалисты, числящиеся в резерве со временем, занимали те должности, на которые они готовились, и росли в профессиональном плане. В ином случае данный сотрудник может выгореть и вследствие чего он утратит веру в компанию.

При проведении мероприятий по созданию кадрового резерва в достаточно молодой компании могут допускаться ряд ошибок, которые позднее негативно скажутся на ее деятельности и качестве специалистов, занявших руководящие должности. Укажем самые распространенные:

  • Проведение формального отбора для зачисления работников резерв компании, при котором не проводится общая оценка и багаж их знаний. Результатом такой халатности может стать назначения неумелых сотрудников, которые вовсе не могут по своим личным качествам занимать управленческие должности;
  • Полное отсутствие системы мотивации для будущих кандидатов или же ее неправильная реализация;
  • Не реализованная обратная связь с сотрудником, который не прошел отбор в кадровый резерв. Результатом может стать упадок лояльности к предприятию;
  • После того, как отобранные сотрудники прошли специальные подготовительные курсы, однако впоследствии в случае если они не получает желаемой должности и потратили, зря свое время, то тогда доверие с их стороны к такой компании значительно снизится.

Стоит отметить, что в случае если компания из-за сферы своей деятельности обладает довольно большим коэффициентом текучки сотрудников, тогда формирование кадрового резерва в таких обстоятельствах не имеет смысла.

Этапы формирования кадрового резерва

На настоящий момент существует четыре поэтапных шага для построения отлаженной системы. Они могут варьироваться в зависимости от устоявшейся финансового положения в предприятии, а также конкретно реализуемых задач:

  • Первый этап, как правило, проходит в подготовке сотрудниками отдела тщательного анализа возникающей потребности в замещении в период на протяжении пятилетнего периода;
  • Второй этап заключает в себе разработку системы отбора. На нем же проводится конкурс, на котором будут выбираться будущие резервисты;
  • Третий этап, содержит в себе положения, согласно которым выбранные сотрудники будут проходить различные тренинги, благодаря которым будут развиты личностные и профессиональные качества необходимые для управленческой должности. Кроме того, им необходимо обеспечить встречи с преподавателями и выезды на различные конференции;
  • Четвертый этап заключает в себя, прохождение подготовленными сотрудниками практики. А именно здесь им будет доверена руководящая должность на некоторое время, по результатам которого будут сделаны соответствующие выводы о пригодности этого специалиста.

Основные задачи, решаемые в ходе процедуры

Отметим, что самой главной задачей по формированию кадрового отдела, является прежде всего увеличение прибыли получаемой компанией.

Это происходит из-за того, что в результате обучения сотрудников, и их приобретенном высоком профессионализме бизнес-задачи организации будут выполняться за более короткий период времени, при этом на ином уровне качества. В особенности если у компании существует обученный кадровый резерв, то на достижение поставленных ею целей потребуется куда меньше времени.

Кроме того, существенно снижаются шансы на то, что будет потеряна накопленная информация руководящим специалистом. Это связанно с тем, что работник находящийся в резерве будет проходить практику под присмотром опытного сотрудника, и только после того, как он научится всем тонкостям он сможет принять все обязанности руководителя.

Важно знать, что наличие кадрового резерва в предприятии, а также возможность попасть в его список обычными сотрудниками значительно повышает их мотивацию к качественному исполнению своих трудовых обязанностей. При хорошей отлаженности данной системы организация может тщательно управлять перемещением сотрудников по должностным назначениям.

Вконтакте

Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

Из-за отсутствия федерального нормативного правового акта о кадровом резерве в государственных органах используются различные подходы к организации формирования кадрового резерва.

В других государственных органах практикуется включение в кадровый резерв претендентов, участвовавших в конкурсах на замещение вакантных должностей, но не победивших в конкурсе (по решению конкурсной комиссии). При этом гражданин в одних госорганах может включаться в кадровый резерв без указания должности, на которую сформирован резерв, в других включение победителя конкурса в кадровый резерв осуществляется по категориям должностей. Во многих государственных органах кадровый резерв не формируется.

В период 2008-2009 гг. во всех субъектах РФ и большинстве субъектов РФ сформированы резервы управленческих кадров. Ввиду отсутствия федерального правового регулирования порядка формирования таких резервов каждый субъект РФ устанавливает свой порядок отбора и требования к кандидатам в резерв управленческих кадров в соответствии с рекомендациями, разработанными во всех федеральных округах.

В частности, в ряде субъектах РФ отбор лиц в резерв управленческих кадров включает в себя:

выдвижение кандидатур руководителями государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, ректорами вузов, руководителями негосударственных предприятий и учреждений, общественными организациями. Также предусмотрено самовыдвижение гражданами Российской Федерации своих кандидатур;

анализ анкет выдвиженцев на соответствие формальным критериям отбора;

тестирование всех кандидатов в соответствии с утвержденными критериями отбора:

1) личностнo-деловые качества (лидерские качества, способность и желание работать в команде, социальная зрелость, активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию, следование законам, нормам морали, требованиям руководства);

2) интеллектуальные показатели (способность к планированию, способность видеть ситуацию и прогнозировать развитие событий на ближайшую перспективу; предвидение последствий принимаемых решений, обоснованность принимаемых решений; наличие интуиции, позволяющей успешно решать задачи, не поддающиеся формализации);

3) специальные показатели (стрессоустойчивость, профессиональная целеустремленность, т.е. способность доводить дело до успешного результата);

принятие решения опросным путем о включении в резерв управленческих кадров по кандидатам, преодолевшим установленный порог балльных показателей тестирования. На очное заседание отборочной комиссии выносятся те кандидатуры, по которым членами отборочной комиссии в протоколе выражены отдельные мнения, а также кандидатуры, не включенные в протокол, но по которым поступили обращения о несогласии с результатами выводов экспертов;

после подписания протокола всеми членами комиссии данные на кандидатов передаются в администрацию субъекта РФ для проверки анкетных данных кандидатов;

списки резерва управленческих кадров размещаются на специализированном сайте в открытом доступе. Кроме списков на сайте размещены соответствующие нормативные документы, порядок формирования резерва, перечень должностей, по которым формируется резерв, утвержденные формы анкет и рекомендаций для кандидатов, программа подготовки резерва и другая необходимая информация, новостная лента.

Формирование резерва управленческих кадров первоначально осуществлялось не на конкретные должности, а по отдельным направлениям: организационная работа, реальный сектор экономики, социальный сектор, финансово-экономический сектор. Такой принцип формирования резерва управленческих кадров дает возможность ротации внутри резерва.

Финансирование расходов на тестирование кандидатов в резерв и обучение участников резерва в отдельных субъектах РФ осуществляется на долевых условиях в следующих пропорциях: на тестирование по 50% бюджетных средств и средств самого кандидата; на обучение: 10% - бюджетных средств, и 90% - средства слушателя.

Формирование кадрового резерва, наряду с конкурсными процедурами поступления на гражданскую службу, обеспечивает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост.

Формирование кадрового резерва и его эффективное использование - актуальное направление кадровой политики, реализуемое в целях повышения профессионализма кадрового состава государственной гражданской службы.

Кадровый резерв - важный механизм, благодаря которому осуществляется карьерный рост государственных служащих многих демократически развитых европейских стран, а также США, Канады, Японии. Работа по формированию кадрового резерва в республиках Казахстан и Беларусь осуществляется на основе специальных нормативных актов.

Кадровый резерв является как механизмом профессионально-должностного роста работников, так и демократическим институтом, посредством которого в результате конкурсного отбора на государственную службу отбираются наиболее профессионально подготовленные и успешные представители гражданского общества, коммерческого сектора, депутатского корпуса и профессионального чиновничества.

В соответствии с практикой регулирования вопросов формирования и использования кадрового резерва, сложившейся в государственных органах, можно выделить следующие наиболее общие тенденции.

Формирование кадрового резерва осуществляется с учетом состава кадров гражданской службы и "банка вакансий" соответствующих должностей гражданской службы.

Отбор кандидатов для зачисления в кадровый резерв производится с учетом оценки результатов профессиональной служебной деятельности, личных и деловых качеств государственных служащих. При отборе кандидатов на зачисление в кадровый резерв учитываются: возраст работника; соответствие имеющегося у работника необходимого образования; наличие опыта работы; знание нормативных правовых актов в области государственного управления и по направлению деятельности; состояние здоровья. В ряде нормативных правовых актов для кандидатов в резерв устанавливаются возрастные ограничения. Например, ограничение по возрасту - до 45 лет - установлено Положением о порядке формирования и подготовки резерва руководящих кадров в органах государственной власти Республики Саха (Якутия). В кадровый резерв включаются работники, аттестованные к выдвижению на вышестоящие должности. Количество работников, включаемых в кадровый резерв для выдвижения на соответствующую должность, не ограничивается.

Согласно комментируемой статье на государственной гражданской службе установлена структура кадрового резерва, включающая в себя два уровня - федеральный и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне формируются кадровый резерв в федеральном государственном органе, а также федеральный кадровый резерв. В свою очередь, в каждом государственном органе субъекта Российской Федерации представителем нанимателя формируется кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Кадровый резерв субъекта Федерации состоит из кадровых резервов государственных органов субъектов РФ.

Формирование кадрового резерва осуществляется в целях своевременного замещения вакантных должностей федеральной гражданской службы лицами, включенными в кадровый резерв как в порядке должностного роста, так и для замещения должностей гражданской службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации и поступивших заявлений гражданских служащих и граждан формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы кадровый резерв государственного органа, а также федеральный кадровый резерв и кадровый резерв соответствующего субъекта Российской Федерации.

В кадровом резерве федерального государственного органа могут состоять лица, изъявившие желание и успешно прошедшие конкурс на включение в кадровый резерв для замещения соответствующей должности гражданской службы, в том числе поступающие на федеральную гражданскую службу впервые.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв федерального государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Однако положения, содержащиеся в ст. 22 комментируемого закона, не отражают специфику кадрового резерва, связанную с необходимостью дополнительной профессиональной подготовки участников кадрового резерва для занятия соответствующих должностей. Такая "профессиональная неопытность" не должна препятствовать включению в кадровый резерв наиболее перспективных работников.

Кадровый резерв решает различные задачи, такие как обеспечение должностного роста и сохранение кадрового состава действующих служащих, соответствующих установленным квалификационным требованиям, привлечение на службу граждан из других сфер деятельности.

Срок нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве государственного органа определяется представителем нанимателя. В ряде государственных органов он составляет от 1 года до 5 лет.

В случаях невозможности исполнения гражданским служащим служебных обязанностей по состоянию здоровья, а также в связи с реорганизацией, ликвидацией государственных органов, сокращением в них должностей гражданской службы, гражданский служащий, соответствующий квалификационным требованиям, должен иметь приоритетное право на замещение вакантной должности гражданской службы перед теми, кто состоит в кадровом резерве.

Опыт изучения работы с кадровым резервом в государственных органах показывает, что под одну должность иногда подбирают не одного, а двух-трех кандидатов из числа гражданских служащих или граждан, участвовавших в конкурсе, поскольку использование только одного резервиста для каждой должности значительно ограничивает кадровую самостоятельность руководителя. Включение в кадровый резерв не на конкретную должность, а на должности в пределах соответствующей группы должностей гражданской службы не предусмотрено законодательством о гражданской службе.

В этой связи может быть полезен опыт регулирования данного вопроса у наших зарубежных соседей. Так, в положении о кадровом резерве государственной службы Республики Казахстан (утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2003 г. N 1243) введено понятие "соответствующая должность". В документе установлено, что такой должностью для резервиста является должность в категории, к которой он отнесен. При этом гражданский служащий (гражданин), состоящий в кадровом резерве, должен соответствовать квалификационным требованиям и обладать необходимыми личностными и деловыми качествами, необходимыми для эффективного исполнения служебных обязанностей.

Участие в формировании кадрового резерва принимают аттестационные комиссии. Так, согласно п. 1 ч. 16 ст. 48 комментируемого Федерального закона по итогам аттестации представитель нанимателя принимает решение о включении гражданского служащего в кадровый резерв государственного органа после проведения конкурса. В ряде субъектов РФ пошли по пути использования решения аттестационной комиссии как основания для издания правового акта о включении гражданского служащего в кадровый резерв. Между тем, согласно п. 1 ч. 16 ст. 48, включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности гражданской службы осуществляется в установленном порядке, т.е. по результатам конкурса, а решение руководителя, касающееся данного вопроса, носит лишь рекомендательный характер. Следовательно, нормы ряда правовых актов субъектов РФ, которые закрепляют право представителя нанимателя (руководителя государственного органа) включать в кадровый резерв гражданского служащего на основе решения аттестационной комиссии, являются неправомерными.

Не может быть поддержана имеющаяся практика, когда при наличии вакантной должности в государственном органе проводится конкурс на включение в кадровый резерв на данную должность, а победитель конкурса через непродолжительное время после включения в резерв назначается на вакантную должность. По смыслу ст. 22 комментируемого закона при наличии вакантной должности гражданской службы в государственном органе необходимо проводить конкурс на замещение этой должности, а не конкурс на включение в кадровый резерв для последующего замещения данной должности из резерва.

В соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития России (утверждена Приказом N 695 от 25 ноября 2005 г.) решение конкурсной комиссии является в том числе основанием для включения претендента в кадровый резерв. Это противоречит требованиям ч. 7 ст. 22 Федерального закона, согласно которой конкурсная комиссия образуется для проведения конкурса на замещение вакантной должности, и п. 21 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, предусматривающего, что решение конкурсной комиссии может являться основанием либо для назначения претендента на вакантную должность гражданской службы, либо отказа в таком назначении.

Зачисление в кадровый резерв по результатам рассмотрения вопросов о замещении вакантных должностей в государственных органах по итогам конкурса на замещение вакантной должности носит массовый характер, при этом в ряде случаев победитель конкурса не определяется и вакантная должность остается незамещенной. В последующем в нарушение требований части 7 статьи 64 Федерального закона из сформированного таким образом кадрового резерва осуществляется назначение на различные должности без проведения конкурса как из резерва, сформированного на конкурсной основе, в то время как конкурс в кадровый резерв не объявлялся и не проводился.

В соответствии с ч. 4 комментируемой ст. 64 включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном ст. 22. Это означает, что для зачисления в кадровый резерв государственного органа должен быть объявлен отдельный конкурс на включение в кадровый резерв (по конкретной должности гражданской службы). При этом такой конкурс проводится в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 22 комментируемого закона и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Если такой конкурс не объявлялся и не проводился, гражданского служащего включили в кадровый резерв по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с нарушением порядка, установленного законодательством. Таким образом, назначение гражданского служащего из кадрового резерва, сформированного с нарушением требований комментируемой ст. 64, будет неправомерным.

Перечень документов, необходимых для участия гражданских служащих (граждан) в конкурсе для включения в кадровый резерв федерального государственного органа, а также порядок публикации объявлений о приеме этих документов и проведении конкурса устанавливается Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112).

При этом гражданский служащий (гражданин), изъявивший желание участвовать в конкурсе на включение в кадровый резерв, не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законодательством для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

В ходе проведения конкурса для включения гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа изучению и оценке подлежат следующие вопросы: уровень и характер профессиональных знаний, навыков и умений, которыми обладает гражданский служащий (гражданин); качество исполнения служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (для гражданских служащих); умение принимать эффективные управленческие и иные решения (для гражданских служащих категории "руководители"), умение подготавливать качественные проекты управленческих и иных решений (для других категорий гражданских служащих), а также осуществлять контроль за их исполнением (участвовать в контроле или обеспечивать его проведение); участие в работе по подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, а также результаты их исполнения; качество работы по оказанию (представлению) государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего.

б) отказать гражданскому служащему во включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием причин);

г) отказать соответствующему гражданину во включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы (с указанием причин).

Решение конкурсной комиссии государственного органа является основанием для включения представителем нанимателя гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения вакантной должности гражданской службы либо отказа в таком включении. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа осуществляется правовым актом государственного органа.

Список кадрового резерва федерального государственного органа составляется с разбивкой по категориям и группам должностей гражданской службы; специализациям должностей гражданской службы и конкретным должностям гражданской службы согласно соответствующим реестрам (перечням) должностей гражданской службы.

К сведениям о гражданских служащих (гражданах), включенных в установленном порядке в кадровый резерв государственного органа, могут относиться:

фамилия, имя, отчество; год, число и месяц рождения; образование; замещаемая должность гражданской службы; для гражданина - замещаемая должность и наименование организации; классный чин (квалификационный разряд), воинское, специальное звание, дипломатический ранг (дата и номер акта о присвоении); стаж гражданской службы (работы по специальности) и т.д. При формировании кадрового резерва представитель нанимателя вправе подвергать обработке (в том числе автоматизированной) персональные данные "резервистов".

Порядок замещения должностей гражданской службы, установленный законодателем, предполагает соблюдение права гражданского служащего (гражданина) на добровольное замещение вакантной должности. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа (федерального кадрового резерва), от предложенной должности гражданской службы вакантная должность замещается по конкурсу.

Решение об исключении работников из кадрового резерва принимается руководителем федерального государственного органа, в компетенцию которого входит назначение на должность или освобождение от должности гражданской службы соответствующих гражданских служащих (граждан).

Исходя из практики исключение из кадрового резерва государственного органа осуществляется в случае:

а) назначения на должность гражданской службы в порядке должностного роста или служебного перевода;

б) снижения показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, подтвержденного аттестационной комиссией (по основаниям, изложенным в п. 2 и 3 ч. 16 ст. 48);

в) совершения дисциплинарного проступка, за которое к гражданскому служащему применено дисциплинарное взыскание;

г) отказа от предложения по замещению вышестоящей вакантной должности гражданской службы;

д) мотивированной личной просьбы;

е) по состоянию здоровья;

ж) увольнения с гражданской службы;

з) иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Гражданский служащий, включенный в кадровый резерв федерального государственного органа в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 58 в связи с освобождением его от замещаемой должности гражданской службы в порядке дисциплинарного взыскания, исключается из кадрового резерва федерального государственного органа и в случае принятия решения конкурсной комиссией об отказе ему в праве на замещение вакантной должности гражданской службы. При этом увольнение его с гражданской службы осуществляется по тем же основаниям, по которым он был освобожден от должности. В этом случае освобождение от замещаемой должности гражданской службы следует рассматривать как отложенную санкцию.

На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов РФ, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов РФ формируется Сводный кадровый резерв РФ для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы РФ.

Сводный кадровый резерв РФ наряду с резервом управленческих кадров, находящихся под патронажем президента РФ, должен стать тем основным источником для замещения должностей государственной гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

В целях повышения эффективности работы с кадровым резервом осуществляется профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка включенных в него гражданских служащих и граждан.

В свою очередь, прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки может рассматриваться конкурсной комиссией как преимущественное основание для вынесения решения по результатам конкурса о включении гражданского служащего в кадровый резерв государственного органа.

Стажировка как форма практической подготовки кадрового резерва проводится непосредственно в государственных органах, а также иных организациях в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, навыков и умений, полученных в результате теоретической и практической подготовки.

В работе с кадровым резервом повышается роль кадровых служб. Кадровые службы государственных органов ведут работу по учету и накоплению данных о кадровом резерве государственного органа, составе и движении кадрового резерва. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации или стажировка гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, осуществляется в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих на очередной год. Кроме того, кадровой службой государственного органа с участием гражданского служащего составляется индивидуальный план подготовки гражданского служащего, включенного в кадровый резерв, который утверждается руководителем государственного органа, не позднее чем через месяц после включения его в кадровый резерв государственного органа.

Сведения о включении государственного служащего в кадровый резерв вносятся кадровой службой в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие его служебную деятельность.

В последнее время все чаще предлагается изменить структуру кадрового резерва. Это связано с тем, что кадровый резерв является одним из инструментов, обеспечивающих должностной рост гражданских служащих. Поэтому возникает необходимость в исключении из закона положений, которые являются основаниями для формирования кадрового резерва не в порядке должностного роста (ч. 1 ст. 39 - приостановление действия служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) и ч. 10 ст. 58 - освобождение от должности в связи с дисциплинарным взысканием). При этом включение в кадровый резерв, формируемый исключительно в целях обеспечения должностного роста гражданских служащих и замещения вакантных должностей гражданами, не должно возлагать на гражданских служащих (граждан) прав и обязанностей, а решение о возможном назначение указанных лиц из кадрового резерва на вакантные должности может быть в полной мере отнесено к компетенции представителя нанимателя.

Кадровый резерв предлагается формировать из числа гражданских служащих (граждан), прошедших конкурс на включение в кадровый резерв, а также по результатам аттестации гражданских служащих (без проведения конкурсных процедур) и по итогам конкурса на замещение вакантной должности при принятии конкурсной комиссией решения о возможности включения в кадровый резерв гражданского служащего (гражданина), не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности.

В целях повышения эффективности использования кадрового резерва государственного органа предлагается, что конкурс на включение в кадровый резерв проводится для замещения должностей федеральной гражданской службы соответствующей группы должностей, а не конкретной должности, как это вытекает из действующей редакции статьи 64 Федерального закона. В этой связи в ходе конкурса будет оцениваться профессиональный уровень кандидата с учетом соответствия квалификационным требованиям к соответствующей группе должностей. Данный подход обеспечивает представителю нанимателя возможность оперативно замещать вакантные должности в государственном органе через назначение федерального гражданского служащего (гражданина) на должности федеральной гражданской службы в рамках соответствующей группы должностей.

Из части 1 ст. 39 Федерального закона предлагается исключить норму о включении в кадровый резерв гражданских служащих, служебный контракт с которыми приостановлен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Результаты мониторинга реализации Федерального закона подтверждают то, что указанные положения на практике не применяются. Кроме того, согласно ч. 4 данной статьи, если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств (призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную службу; избрание или назначение на выборную должность; наступление чрезвычайных обстоятельств) гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт с ним прекращается, а гражданский служащий увольняется. Никакой обязанности представителя нанимателя предложить служащему соответствующую должность Федеральным законом не предусмотрено. В этой связи не совсем понятен статус гражданского служащего в период ожидания должности. Если исходить из того, что он продолжает состоять на гражданской службе, то он должен соблюдать все ограничения, запреты и требования к служебному поведению, предусмотренные для гражданских служащих. Также неясен статус указанных лиц, в частности одновременно проходящих гражданскую службу и военную службу по призыву в период нахождения в кадровом резерве.

Следует отметить, что действующие Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225, не предусматривают внесение в трудовую книжку сведений о включении в кадровый резерв.

Принимая во внимание концепцию кадрового резерва, формируемого исключительно в целях должностного роста гражданских служащих и замещения вакантных должностей гражданами, предлагается исключение из части 1 статьи 3 положений, в соответствии с которыми нахождение в кадровом резерве считается гражданской службой. Исключение из части 1 статьи 3 нормы, предусматривающей нахождение в кадровом резерве гражданской службой, позволяет преодолеть правовую неопределенность в статусе лиц, включенных в кадровый резерв. Так, фактически нахождение в кадровом резерве не может считаться гражданской службой и не должно распространять на лиц, включенных в кадровый резерв, дополнительных прав и обязанностей.