Эпоха эллинизма. Эллинизм — это что такое? История эллинизма

Его огромная империя распалась на не-сколько царств, во главе которых стояли диадохи (преемники), осно-вавшие собственные династии. Эти государства, сформировавшиеся на развалинах империи Александра, получили название эллинисти-ческих, а период истории Древней Греции и Ближнего Востока от во-царения Александра Македонского до конца I в. до н. э. — эллинисти-ческого.

Заселение Востока

Важным явлением в религиозной жизни эллинистических госу-дарств стало культовое почитание царей: царям при жизни оказы-вались божественные почести, в их честь устраивались религиоз-ные празднества, торжественные процессии, жертвоприношения , строились храмы и алтари. Цари получали от греков культовые имена Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Теос (Бог) и др.

Между эллинистическими государствами складывались сложные отношения, нередко вспыхивали войны. Во II—I вв. до н. э. эллини-стические страны переживали внутренний кризис, который выра-зился в ослаблении власти, внутренних раздорах, обострении социальных противоречий. Этим воспользовалась Римская респуб-лика, которая постепенно завоевала эллинистические государства, присоединив их к своим владениям.

эллинизм

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

эллинизм

эллинизма, мн. нет, м.

    То же, что грецизм (преимущ. о заимствованиях из греч. языка и подражаниях греч. языку в латинском языке; филол., лингв.).

    Эллинская культура, в частности, периода распространения ее на Востоке после завоеваний Александра Македонского (истор.). Эпоха эллинизма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эллинизм

    м. Эпоха расцвета эллинской культуры периода ее распространения на Востоке, наступившая после завоеваний Александра Македонского.

    м. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка; грецизм.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эллинизм

период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

Эллинизм

этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334≈323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта. Термины «Э.» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных, культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа Э. до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения. В советской историографии (С. И. Ковалев, А. Б. Ранович, К. К. Зельин и др.) Э. трактуется как конкретно-исторический этап в истории Восточного Средиземноморья, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4≈1 вв. до н. э.

Возникновение эллинистических государств (борьба диадохов) (конец 4 ≈ начало 3 вв. до н. э.). К 323 (году смерти Александра Македонского) его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда (см. карту к ст. Александр Македонский). Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. В результате непродолжительной борьбы между пехотой и гетайрами (отборной конницей) было достигнуто соглашение, по которому держава сохранялась как единое целое, а наследниками были провозглашены Арридей, побочный сын Филиппа II и ожидавшийся женой Александра Роксаной ребёнок. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности; регентом при слабоумном Филиппе III (Арридее) и Александре IV (сыне Роксаны) фактически стал Пердикка, управление Грецией и Македонией было оставлено за Антипатром и Кратером, Фракия была передана Лисимаху. В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон (Антигон I Одноглазый, см. в ст. Антигониды) ≈ сатрап Фригий, Ликий и Памфилий. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (Птолемей I Сотер, см. в ст. Птолемеи). Важные командные посты заняли Селевк (Селевк I Никатор) и Кассандр (сын Антипатра). Пердикка пытался упрочить своё единовластие с помощью армии. Его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет (321) оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. После гибели Кратера в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом произошло в Трипарадейсе (Сирия) новое распределение должностей и сатрапий (321). Регентом стал Антипатр, к нему вскоре была перевезена царская семья. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии. В 319 умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту ≈ одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр, пользовавшийся поддержкой Антигона. Война диадохов возобновилась с новой силой. Важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила своё значение. Филипп III, его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксана с сыном оказались в руках Кассандра, которому удалось подчинить своей власти Македонию и большую часть Греции. Борьба между Евменом и Антигоном переместилась в Перейду и Сузиану; в начале 316 Евмен был разбит и Антигон стал самым могущественным из диадохов. Это заставило Птолемея, Селевка и Кассандра заключить союз против Антигона, к ним примкнул и Лисимах. Ожесточённые сражения проходили на море и на суше в пределах Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и особенно в Греции. Война шла с переменным успехом и завершилась в 311 заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители. Новые войны диадохов начались в 307. К этому времени исчезла последняя формальная связь между частями бывшей державы Александра: Роксана и Александр IV были убиты по распоряжению Кассандра. Военные действия в Греции начал Антигон, очевидно, с целью завладеть Македонией и македонским престолом. Его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 Деметрий разбил флот Птолемея возле Саламина на Кипре. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет) царские титулы. Другие диадохи также провозгласили себя царями. В решающем сражении при Ипсе в 301 Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Деметрий с остатками войска отступил к Эфесу, в его распоряжении оставался ещё сильный флот и некоторые города Малой Азии, Греции и Финикии. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.

Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром ≈ царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Победителем вышел Деметрий I, но уже в 287≈286 Лисимах в союзе с Пирром вытеснил его из Македонии и подчинил ее. В 283 умер Деметрий I, взятый в плен Селевком I. В 281 погиб Лисимах, разбитый Селевком, его государство распалось. В 281 (или 280) был убит Селевк I. Царём Македонии с 283 был сын Деметрия ≈ Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.

Расцвет эллинизма (3 ≈ начало 2 в в. до н. э.). Военные столкновения на протяжении 3 в. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (т. н. Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. От царства Селевкидов в 283 отпал Пергам, в 260 стала независимой Каппадокия. Около середины 3 в. отпали северо-восточные сатрапии и образовались независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царство.

Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры ≈ Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др., ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на В. полисы, привлекали ремесленников, торговцев и людей других профессий.

Полувековой период борьбы между диадохами был по существу периодом становления нового эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства. Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения ≈ частная собственность граждан и собственность города на неподелённые участки ≈ осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. По данным египетских папирусов, она делилась на две категории: собственно царскую и «уступленные» земли, к которым относились храмовые, переданные царём в «дарение» своим приближённым и предоставляемые небольшими участками (клерами) воинам ≈ клерухам (см. Клерухии) или катэкам. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги.

Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств. Царский дом с его придворным штатом, высшая военная и гражданская администрация, наиболее зажиточные горожане и высшее жречество составляли верх. слой. Более многочисленным был средний слой ≈ торговцы и ремесленники, персонал царской администрации, откупщики, клерухи и катэки, местное жречество, учителя, врачи и др. К низшим слоям принадлежало неимущее местное население (лаой): зависимые или полузависимые земледельцы, обрабатывавшие земли царя, знати, городов, работники царских мастерских (в монополизированных царём отраслях ремесла). Они считались лично свободными, но были прикреплены к месту своего жительства, к той или иной мастерской или профессии. Ниже их на социальной лестнице стояли рабы.

Войны диадохов, распространение полисного строя дали сильный толчок развитию рабовладельческих отношений в их классической античной форме при сохранении и более примитивных форм рабства (должничества, самопродажи и т. п.). Но в сельском хозяйстве (особенно на царских землях) рабский труд не смог в сколько-нибудь заметных масштабах оттеснить труд местного населения, эксплуатация которого была не менее выгодной.

Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Присоединение к Македонии не давало греческим полисам существенных экономических преимуществ. В то же время вековые традиции независимости в греческих полисах были особенно сильны. Поэтому экспансия Македонии встречала упорное сопротивление прежде всего демократических слоев, т. к. введение македонских гарнизонов сопровождалось обычно установлением олигархических режимов и ухудшением положения демоса. Поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации (Этолийский союз, в который к конце 3 в. входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря; Ахейский союз, возник в 284, к 230 союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221) объединённые силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введён македонский гарнизон. Обострение социальной борьбы заставило знать греческих полисов искать помощи у Македонии. Последние годы 3 в. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с селевкидским царём Антиохом III разделили владения Птолемеев вне Египта: к Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря; Антиох III после победы при Панионе (200) овладел Финикией и Сирией. Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 всё Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (199) и Ахейский (198) союзы и прежде всего имущие слои, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Войны Македонии с Римом завершились заключением мира (197), по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.

Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216, восстание местных династов в 206 в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов. Приблизительно в 212≈205 Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию и Бактрию признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III у Магнесии на Сипиле (190), в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии (к С. от Тавра). После этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделились находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения и Софена.

Победа римлян коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.

Упадок и подчинение Риму (2 ≈ конец 1 вв. до н. э.). Объединение Западного Средиземноморья под властью Рима внесло существенные изменения в традиционной торговой связи Греции с Сицилией и другими греческими колониями на З. и в упрочившиеся в 3 в. связи Египта и Сирии с Северной Африкой и Италией. Начался процесс перемещения торговых путей и экономических центров. Военная и экономическая экспансия римлян сопровождалась интенсивным развитием рабовладельческих отношений в Италии и завоёванных областях: происходило массовое порабощение населения, расширялись торговля рабами и сфера применения рабского труда. Эти явления находили отражение во внутренней жизни эллинистических государств. Обострялась борьба в верхах: между слоями преимущественно городской знати (заинтересованной в более тесных связях с римским миром и в расширении рабовладения) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства. Эта борьба выливалась в дворцовые перевороты, династические распри, городские восстания. Усилилось движение народных масс против налогового гнёта, злоупотреблений государственного аппарата, ростовщичества и порабощения, перераставшее иногда в своего рода гражданские войны, истощавшие экономику и военные силы государств, снижавшие их сопротивление римской агрессии. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.

Несмотря на попытки македонского царя Персея привлечь на свою сторону греческие полисы для совместной борьбы против Рима, к нему присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (168), после чего Македония была разделена на 4 изолированных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс. жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов. Вспыхнувшие в Македонии в 149≈148 и в Ахейском союзе в 146 восстания были жестоко подавлены римлянами, после чего Македония была превращена в римскую провинцию, союзы греческих полисов распущены, всюду установлены олигархические режимы. Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. Римские торговцы и ростовщики, проникая в экономику государств Малой Азии, всё более подчиняли их внешнюю и внутреннюю политику интересам Рима. В 133 Пергам (в соответствии с завещанием Аттала III) перешёл под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132≈129) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство, которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167≈160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138≈129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.

В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 ≈ Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. было завоёвано это последнее эллинистическое государство. Эллинистический мир как политическая система был поглощён Римской империей, но элементы социально-экономической структуры и культурные традиции, сложившиеся в эллинистическую эпоху, оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие Восточного Средиземноморья и в значительной мере определили его специфику (см. Эллинистическая культура).

Лит.: Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III ≈ I вв. до н. э., М., 1969; Жебелев С. А., Из истории Афин, 229≈31 годы до Р. Хр., СПБ, 1898; Зельин К. К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II ≈ I вв. до н. э., М., 1960; Зельин К. К., Трофимова М. К., Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода, М., 1969; Ковалев С. И., История античного общества. Эллинизм. Рим, Л., 1936; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М. ≈ Л., 1950; Пикус Н. Н., Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э., М., 1972; Свенцицкая И. С., Социально-экономические особенности эллинистических государств, М., 1963; Хвостов М. М., История восточной торговли греко-римского Египта, Казань, 1907; его же, Текстильная промышленность в греко-римском Египте, Казань, 1914; Шофман А. С., История античной Македонии, ч. 2, Казань, 1963; Дройзен И. Г., История эллинизма, пер. с нем., т. 1≈3, М., 1890≈93; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949; Bevan Е., A history of Egypt under the Ptolemaic dynasty, L., 1927; Bikerman Е., Institutions des Seleucides, P, 1938; Gary М., A history of the Greek world from 323 to 146 В. С., L. ≈ N. Y., 1965; Cohen R., La Grece et l"hellenisation du monde antique, nouv. ed., P., 1948; Dasealakis Ap., The hellenism of the ancient Macedonians, Thessalonike, 1965; Kaerst J., Geschichte des Hellenismus, Bd 1≈2, Lpz., 1926≈27; Petit P., La civilisation hellenistique, P., 1965; Rostovtzeff М., The social and economic history of the Hellenistic world, t. 1≈3, Oxf., 1941; Toynbee A., Hellenism. The history of a civilization, N. Y. ≈ L., 1959; Will Е., Histoire politique du monde hellenistique (323≈30 av. J. C.), v. 1≈2, Nancy, 1966≈67.

А. И. Павловская.

Википедия

Эллинизм

Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стали Птолемеи (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836 - 1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновение классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Примеры употребления слова эллинизм в литературе.

Не красочная живописная поверхность античности, а ее трагедийная глубина захватила Мандельштама, и результат этого влияния не эллинизация, а внутренний эллинизм , адэкватный духу русского языка.

Были и попытки реакции против этого упадка: сам эллинизм стремился обрести новые силы с помощью элементов, заимствованных из тех восточных доктрин, с которыми ему удалось соприкоснуться.

ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ Глава пятнадцатая ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА Иудея, 332-175 гг.

Вот за эту иррелевантную нейтральность и ухватился эллинизм , отходя тем самым от глобального объективизма и будучи способным стать исходным методом как для объективистической философии, так и для всякого рода субъективистической методики без какого-либо намека на фактический отход от объективизма.

Как мы видели выше, представитель среднего эллинизма Посидоний стал трактовать огненную пневму прежних стоиков как мир платоновских идей, почему его и называют основателем стоического платонизма.

Ведь общеизвестно, что весь ранний эллинизм , то есть весь ранний стоицизм, не говоря уже об эпикурействе или скептицизме, отличался явными чертами секуляризации, поскольку здесь выдвигался на первый план принцип всеобщей телесности, хотя и с определенным аллегорическим содержанием, поскольку за человеческим субъектом признавалась здесь огромная и вполне свободная воля устраивать свою жизнь самостоятельно, гордо и неприступно.

Сирийский этос не имел стимула для духовных исканий вплоть до новых атак эллинизма , начатых Александром и продолженных его последователями, с тем чтобы навсегда лишить Карфаген господствующего положения в Западном Средиземноморье.

В отличие от древнего эллинства, эллинизм не ограничивался Балканами, Малой Азией и греческими колониями.

Но зоны этого метафизического празднества играют такую же роль, что и опосредующие истины в эллинизме Они стремятся смягчить абсурдность встречи один на один ничтожного человека и неумолимого бога.

Царь Ирод Великий проводил двойственную политику: с одной стороны он всячески поощрял эллинизм , а с другой, с неслыханным великолепием вновь отстроил иерусалимский Храм и использовал все свое влияние для защиты евреев диаспоры.

В дальнейшем мы увидим те новости объективного и субъективного мира, которых не знала классика и на которых базировался эллинизм .

Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли.

В эпоху эллинизма этот морализм не был даром природы, но результатом активно-субъективного самовоспитания.

Однако тут была и своя безусловность, зависевшая от того, что Посидоний был действительно переходным звеном от раннего эллинизма к позднему эллинизму, поскольку без двух или трех веков стоического платонизма само возникновение позднеэллинистического неоплатонизма становится непонятным.

Многочисленные арамеизмы и эллинизмы неопровержимо доказывают, что поэма была написана уже после вавилонского пленения, то есть после 532 года до нашей эры, когда в Палестине было очень сильно влияние греческой культуры.

Эпоха эллинизма

Этому периоду в истории посвящено немало трудов, но никто не дает точного определения, что означает термин «эллинизм». Все трактовки сводятся только лишь к временному отрезку и расплывчатым формулировкам относительно носителей этой культуры.

Начнем наше исследование с Большого Энциклопедического словаря.

Эллинизм , период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н.э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диодохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

Более подробное изложение значения термина «эллинизм» мы находим в словаре-справочнике по истории и культуре Древней Греции и Рима «Античный мир» (И.А.Лисовский, К.А.Ревяко. Минск. «Беларусь».1997 ).

Эллинизм – термин, которым определяют период в истории Греции и стран Вост. Средиземноморья с походов А.Македонского (334-323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин «э.» ввел в научный оборот в 30-х гг. 19 века нем. ученый Й.Г.Дройзен. Единой точки зрения на эллинизм в мировой историографии античности не существует. Дройзен понимал эллинизм как распространение греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья. Предлагалось также рассматривать эллинизм как этап в истории античного мира (А.Б.Ранович). Но большинство историков следуют концепции К.К.Зельина, который рассматривал эллинизм как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греческой и восточных начал, а сам период – как качественно новый этап в развитии рабовладельческих отношений античного мира.

Думаю читателю будет интересно узнать, как понимали этот термин в 19-м столетии в нашей стране. Поэтому, цитирую статью на эту тему из «Церковно-исторического словаря» под редакцией протоиерея Л.Петрова (С.-Пб. Типография Департамента Уделов.1889).

Еллины, Еллинисты – вообще любители всего греческого, то же, что Фил-еллины; Еллинами и Еллинистами назывались Иудеи, разсеянные между греками и усвоившие греческие понятия и обычаи.

Самую краткую характеристику можно прочитать в «Кратком церковнославянском словаре» (М. Лодья. 2003).

Еллинисты – евреи из стран языческих.

В книге И.Ф. Шифмана «Ветхий Завет и его мир» значительное место уделено израильскому политеизму. Дело в том, что религия древних израильтян и иудеев, как и религии других окружавших их народов, была политеистичной. В ней отразились представления, общие для всех семитских народов, в особенности же для народов, населявших сиро-палестинский регион и принадлежавших к северо-западной группе семитской языковой семьи; были в ней и свои специфические особенности.

Главой древнеизраильского пантеона был общесемитский бог верховный бог Эл (иначе, в значении «Эл верховный» – Элоах или Элохим). Само это имя собственно и значит «бог», эллинисты – богоизбранные. Слово «Элохим» внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности он таковым не является и постоянно в тексте Библии согласуется с глаголами в единственном числе. Окончание -м (так называемая мимация) сохранилось в этом слове пережиточно с конца 2-го тысячелетия до н.э., когда оно играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Так было, в частности, и в угаритском языке, где засвидетельствована и форма «илум», соответсвовавшая израильской «элохим». Поразительно, что уже в Угарите имело место смешение этих форм с формами множественного числа. Отсюда можно заключить, что ветхозаветная форма «элохим» отражает традиции, общие для всего сиро-палестинского региона.

После Синайского турпохода, длиной в 42 года, из оазиса на краю пустыни вышел новый народ: евреи. Таковыми их стали называть после исполнения «обряда Моисеева» и этот признак относился только к мужскому населению по наличию скрытой метки на теле. Таким образом, израильтянин, прошедший обряд обрезания становился евреем (обрезанным). Отсюда выходит, что не может быть в природе евреек, а могут быть только жены евреев. Аналогично, в славянских народах существовала традиция оставлять на бритой голове чуб (чупрынь, оселедец, хохол), по которому и стали называть мужчин «хохлами». Традиция эта сохранялась долго на юге современных России и Украины, где достаточно упорно отказывались от церковных новшеств. Со временем жен казаков-хохлов стали называть «хохлушками», а язык – «хохлацким», что несет в себе грубейшую ошибку.

По выходу «богоизбранных» из Синайской пустыни у этой группы людей мимация исчезла, однако обозначение бога с окончанием -м сохранилось. В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем имена других богов, с которыми начинает борьбу «единый», поэтому считаю необходимым внести ясность в их пантеон.

Эл был верховным богом и главой совета богов (Пс. 81:1), он (Эл Всевышний) был творцом и владыкой небес и земли. В иудейско-израильском пантеоне фигурируют также Ашера (Аше Ра) – верховная богиня и супруга Эла, богиня любви и плодородия Астарта (Ас Тара, Ас та Ра), земледельческий бог Баал (Ваал, Бел, Белбог – Хозяин), умирающий и воскресающий земледельческий бог Таммуз (Фаммуз), богиня охотница и воительница Анатбетэль, богиня Ашимбетэль. Очень популярны были культы войска небесного – Солнца, Луны и звезд (Иер. 8:2). Звезды изображаются сражающимися против врагов Израиля (Суд. 5:20). Поклонение Баалу и Ашере неоднократно с осуждением упоминается в Ветхом Завете (Суд. 2:13; 10:6). Имя Баала встречается в именах собственных, в которых упоминается божество – Ишбаал (муж Баала), Йеруббаал (да умножит Баал), Гаструбаал и т.п. Пророк Иезекииль (Иез. 8:14) рассказывает, что у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины совершали обрядовое оплакивание умершего Таммуза. Иеремия (7:18) рассказывает: «Сыновья собирают дрова, и отцы зажигают огонь, а женщины замешивают тесто, чтобы приготовить пироги царице небесной и совершить возлияние другим богам».

В книге Иисуса Навина (от Нави – нижнего мира) говорится: «И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь, Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам». (И.Н. 24:2)

Многие детали иудейского язычества нам ясны из описания религиозной реформы, которую осуществил в 621 году до н.э. иудейский царь Иосия (2 Цар./4 Цар./ 23:4-14). В Иерусалимском храме находились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры, Солнца, Луны, звезд и «всего воинства небесного». В храме имелись и колесницы Солнца, и кони, которых иудейские цари посвящали ему. Несомненно, обрядность служения Солнцу включала ритуальный проезд на священной колеснице изображений этого божества, что соответствовало прохождению Солнца по небесам от восхода до заката.

Различие в религиозных верованиях привели к расколу Израиля на два государства после смерти царя Соломона. Большая часть народа вернулась к исконным традициям и богам.

Как видно из приведенного материала, эпоха эллинизма – период доминирования еврейской языческой культуры и традиций в ряде стран Средиземноморья уже в более поздние времена.

Случилось это в период распада империи Александра Македонского, когда она разделилась на несколько отдельных самостоятельных государств под управлением его полководцев, пока не имевших четких границ. Крупнейшим из них оказалось государство Птолемеев (Птолемаев) – одного из полководцев Македонского с центром в Александрии.

После нескольких лет правления этим сложным по этническому составу государством основатель династии Птолемей обратился к старейшинам (мудрецам) самого многочисленного и проворного народа. В настоящее время многие ученые утверждают, что обратился он к иудеям с просьбой помочь ему в управлении и сборе налогов, а также разъяснением их религии, которая дисциплинирует и скрепляет народ.

Вряд ли это было так на самом деле. На территории, управляемой Птолемеем, проживали в основном евреи-язычники. В Библии их называют «самаритянами» по древней столице Самарии, которая была построена с распадом Древней Иудеи после смерти знаменитого царя Шеломо (Соломона) на два царства: Иудею и Израиль (после строительства новой столицы – Самарию). Десять из двенадцати колен Израилевых ушли со смотрителем (строителем) храма и основали новую столицу. Через некоторое время они вернулись к изначальной религии своих предков и стали строить храмы, посвященные солнечному культу.

Более подробно эти вопросы мы рассмотрели в главах «Соломон», «Иерусалим», «Вавилонское пленение» и «Древний Рим».

Сейчас мы рассмотрим еще один документ, рожденный совсем недавно. В Москве 13-16 августа 2000 года состоялся Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, принявший «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Во втором разделе этого документа дается пояснение: «В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский, богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), – народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй – словом ethnos (нация; мн. ethne – язычники)».

Нужны ли еще какие свидетельства, чтобы понять, что «демос» – народ израильский при власти? Соответственно, страны демократии – имеющие у власти демоса. Первым таким примером, когда у власти оказались демосы-эллины (язычники-евреи, они же новоявленные греки) было государство Птолемеев. В современной терминологии «страны демократии» – страны, которыми уже руководят демосы.

Теперь вам станет понятен В.И.Даль, который в своем словаре дал такие характеристики: «Язычество ср. идольство, кумирство, идолопоклонство, обожание природы или истуканов заместь Бога. Аще ты иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати? ».

В переводе на современный русский язык это звучит так: «Как же ты иудейский последователь, язычески, а не иудейски живешь, почему народы заставляешь жить иудейски?». Владимир Иванович, написавший не один труд по еврейскому вопросу, прекрасно понимал, что мир (Русь или белсвет в его понятии) делится по религиозному признаку на две категории: языческие народы и иудеи (во всех проявлениях разновидностей). Его труды никак не вписывались в матрицу Глобального Предиктора, потому уже в годы советской власти «Толковый словарь живого великорусского языка» подвергся значительным правкам и сокращениям и «похудел» на тридцать тысяч слов. Пример грубой подчистки вы можете воочию увидеть на 541 странице первого тома репринтного издания, с которой убрана статья «жид». В результате эта страница по сравнению с соседней «потеряла» двадцать две строчки.

Период эллинизма согласно принятой терминологии продлился всего около трехсот лет. Прекратил его существование Гай Юлий Цезарь, установивший в Риме «военную монархию» или диктатуру, проложив путь к монархии. Внучатый племянник его, приняв имя Гай Юлий Цезарь Октавиан, закрепил успех и произвел перехват управления в демократическом Риме. С началом его правления уже идет отсчет императорского Рима, но демосы-эллины никуда не исчезли. Они затаились в оЖИДании, когда государство вновь окрепнет экономически и появится возможность «качать» его богатства.

Многие отечественные аналитики, сопоставляя исторические процессы, приходят к выводу, что этот народ, руководимый Глобальным предиктором, за последние несколько тысяч лет проникал во властные структуры тех стран, где можно было поживиться (Иосиф в Египте и др.). Разворовав национальное достояние страны, приютившей их, евреи подвергались сильным гонениям (1113 год при Владимире Мономахе и не только; см. мою хронологию). Со временем идеологи назовут такой процесс «исходом», которое можно толковать двояко, а затем возведут его в превосходную степень, придав окраску благородного национального порыва. Проходило время, – страна, изгнавшая евреев, приводила в порядок свою экономику, тогда вновь появлялось это племя и начинало собственное обустройство с кабаков и публичных домов.

Вызывает недоумение тот факт, что сами евреи мало интересуются своей историей, да и в Библию заглядывают нечасто – больше доверяют своим рабби (раввинам). Иначе многие из них уже давно бы занялись восстановлением своих родовых традиций.

История учит, что она ничему не учит. Пришло другое время… Боги Русские проснулись!

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 4. Эпоха эллинизма Походы Александра создали новую империю. Самостоятельное развитие ее отдельных частей – завершающая фаза эпохи древности в Азии.Поскольку убивший Дария сатрап Бактрии Бесс провозгласил себя новым императором, Александр выступил против него и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

В. Период эллинизма

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке Походы Александра и завоевание им ближневосточного мира вплоть до Индии вызвали к жизни небывалую до того по масштабам колонизацию. Греки и македонцы массами устремились в богатые земли Востока, сулившие им привилегированные условия

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Раздел 4 ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА У истоков эпохи эллинизма стоит личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336-323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава VI. Эпоха эллинизма ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ Сын Филиппа II Македонского Александр открыл новую страницу в истории греко-персидского противоборства. Весной 334 г. до н, э. во главе греко-македонского войска он вступил в Малую Азию и за три года подчинил себе

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Эпоха эллинизма Этому периоду в истории посвящено немало трудов, но никто не дает точного определения, что означает термин «эллинизм». Все трактовки сводятся только лишь к временному отрезку и расплывчатым формулировкам относительно носителей этой культуры.Начнем наше

Из книги Империя Александра Великого автора Джилман Артур

Глава 32 ВЛИЯНИЕ ЭЛЛИНИЗМА НА РИМ Когда римляне неожиданно для себя стали великими завоевателями, когда волею обстоятельств в их руках оказалась верховная власть, они были ниже Востока по культуре, но превосходили его по силе оружия, и знали это. Давным-давно, еще при

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Сердце эллинизма Нужно отметить, что в начале правления Георга Афины были не просто столицей маленького европейского государства, но фактически политическим и культурным сердцем эллинизма, грезившем занять место Константинополя. Афины были политической колыбелью

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава III Эпоха эллинизма Восточный поход Александра Македонского ознаменовал начало нового этапа в истории стран и народов Восточного Средиземноморья – эпохи эллинизма. Этот поход позволил осуществить греко-македонскую колонизацию Востока, создал условия для

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

Глава 7 Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма «Я думаю, что в то время не было ни народа, ни города, ни человека, до которого не дошло бы имя Александра». Древнеримский историк Аппиан Сражение Александра Македонского с Дарием III. Мозаика из города

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Эпоха эллинизма. Дикеарх Как уже было отмечено в начале этой главы, восточный поход Александра в 333–323 гг. сыграл роль грандиозной географической экспедиции, в большой степени расширившей познания греков в отношении стран Ближнего и Среднего Востока. После восточного

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Эпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года? Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия в период эллинизма Культуру, которая появилась в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) и занимала огромные пространства от Средиземноморья до Индии, принято называть эллинизмом. Для нее характерно употребление

Эллинизм

ЭЛЛИНИ́ЗМ -а; м.

1. Эпоха расцвета греко-восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке (с конца 4 до конца 1 в. до н.э.).

2. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка.

Эллинисти́ческий, -ая, -ое (1 зн.). Э-ая культура.

эллини́зм

период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II-I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом (см. РИМ) , завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта (см. ЕГИПЕТ) .
Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном (см. ДРОЙЗЕН Иоганн Густав) . Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) , но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима, а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.
В 323 г. до н. э. умирает завоевавший большую часть известной грекам ойкумены Александр Македонский, к тому времени его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда. Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности: Пердикка (см. ПЕРДИККА) стал регентом при слабоумном Арридее (тронное имя Филипп III, сын Филиппа II) и Александре IV (сыне Роксаны, родившемся после смерти Александра Македонского); Антипатр (см. АНТИПАТР) и Кратер стали править в Греции и Македонии; Фракия была передана Лисимаху (см. ЛИСИМАХ) . В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон - сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (см. ПТОЛЕМЕИ) (Птолемей I Сотер). Важнейшие командные посты были заняты Селевком и Кассандром (сын Антипатра). Пердикка, будучи регентом, претендовал на полноценность, его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет 321 г. до н. э. оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. В это же время Кратер погиб в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом.
В 321 г. до н. э. в Трипарадейсе (Сирия) между диадохами произошло новое перераспределение должностей и сатрапий. Регентом царской семьи стал Антипатр, к которому вскоре она и была перевезена. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии.
В 319 г. до н. э. умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту - одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр и поддержавший его Антигон. В новом этапе войны важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила свое значение. Арридей (Филипп III), его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксану с сыном удалось захватить Кассандру, который к тому времени подчинил Македонию и большую часть материковой Греции. После этого военные действия между Евменом и Антигоном проходили преимущественно в Перейде и Сузиане. В начале 316 г. до н. э. Евмен был разбит Антигоном, который, таким образом, становится самым могущественным из диадохов.
Обеспокоенные усилением Антигона, Птолемей, Селевк и Кассандр заключили союз против Антигона, затем к ним примкнул и Лисимах. Основные сражения проходили на море и на суше преимущественно в Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и, главным образом, в Греции. На этот раз война шла с переменным успехом и завершилась в 311 г. до н. э. заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители возникших таким образом эллинистических государств.
В 307 г. до н. э. начался новый этап борьбы диадохов, к началу этого этапа по распоряжению Кассандра были убиты Роксана и ее сын Александр IV, таким образом исчезла последняя формальная возможность для объединения бывшей державы Александра Македонского. Военные действия в Греции с целью завладеть Македонией и македонским престолом начал Антигон; его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 г. до н. э. в морском сражении близ Кипра Деметрием был разбит флот Птолемея. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет (см. ДЕМЕТРИЙ I Полиоркет) ) царские титулы. Другие диадохи, Птолемей и Селевк, также провозгласили себя царями.
В решающем сражении при Ипсе в 301 г. до н. э. Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.
Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром (см. ПИРР (царь)) - царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Царем Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.
Расцветом эллинизма считается 3 - нач. 2 вв. до н. э. Военные столкновения на протяжении 3 в. до н. э. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (так называемые Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. Независимым от Селевкидов в 283 г. до н. э. стал Пергам, а в 260 г. до н. э. - Каппадокия. Около сер. 3 в. до н. э. северо-восточные сатрапии державы Селевкидов образовали независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царства.
Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры - Александрия (см. АЛЕКСАНДРИЯ (Египет)) в Египте, Антиохия на Оронте (см. АНТИОХИЯ) , Селевкия на Тигре; ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. В эпоху эллинизма процветали греческие колонии как в Северном Причерноморье (см. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ) , так и в Испании и Италии. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на Востоке полисы объединяли ремесленников, торговцев и людей других профессий, каждый из которых мог иметь своих богов, принадлежать к любой национальности и к различным социальным группам.
Общим для всех эллинистических стран и полисов являлся разговорный диалект греческого языка («койне (см. КОЙНЕ) »). По сохранившимся в Египте папирусам можно судить, значительная часть городского населения могла читать и писать по-гречески, были найдены как сочинения классиков и современников, так и личная переписка и деловые записи. Единого культурного центра, как такового, в период эллинизма не было. Наиболее развитым эллинистическим центром являлась основанная Александром Македонским в дельте Нила Александрия, ставшая столицей египетской державы Птолемеев, которые приложили немало усилий для ее процветания. Была создана знаменитая Александрийская библиотека (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА) , в которой были собраны множество как художественных, так и научных и исторических книг, для работы в которой были созваны виднейшие поэты и ученые того времени. Кроме того, крупнейшими центрами эллинистической культуры были Пергам (см. ПЕРГАМ (древний город)) , Афины (см. АФИНЫ Древние) , Селевкия, острова Эгейского моря и сицилийские колонии. Широкое распространение в эллинистическом мире получил греческое (и, главным, афинское) театральное искусство, практически в каждом городе существовал амфитеатр, где регулярно ставили трагедии и комедии.
Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения - частная собственность граждан и собственность города - осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. Цари, которым формально принадлежала вся земля вне города, предоставляли небольшие участки земли (клеры) воинам, которые назывались клерухами или катэками. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги. Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств.
Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Греческие полисы пытались сохранить свои во многом более демократические традиции, и поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации, наиболее известными были: Этолийский союз (см. ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ) (в конце 3 в. до н. э. в него входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря) и Ахейский союз (см. АХЕЙСКИЙ СОЮЗ) (возник в 284 г. до н. э., к 230 г. до н. э. союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221 г. до н. э.) объединенные силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введен македонский гарнизон. Последние годы 3 в. до н. э. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии.
Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с Антиохом III Великим из династии Селевкидов разделили владения Птолемеев за пределами собственно Египта. К Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря. Антиох III после победы при Панионе в 200 г. до н. э. овладел Финикией и Сирией.
Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 г. до н. э. почти все Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (в 199 г. до н. э.) и Ахейский (в 198 г. до н. э.) союзы, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Вторая Македонская война (см. МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ) (200-197 гг. до н. э.) завершились заключением мира в 197 г. до н. э., по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.
Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216 г. до н. э., восстание местных династов в 206 г. до н. э. в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) . Приблизительно в 212-205 гг. до н. э. Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию (см. ПАРФИЯ) и Бактрию (см. БАКТРИЯ) признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 г. до н. э. на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III (см. АНТИОХ III Великий) у Магнесии на Сипиле в 190 г. до н. э., в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии. Сразу же после этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделилась находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения.
Победа римлян над Селевкидами коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из оставшихся эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.
Во 2 в. до н. э. - конце 1 в. до н. э. происходит упадок и подчинение Риму эллинистических государств. Противостояние между городской знатью (заинтересованной в более тесных связях с римским миром) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства, способствовало возникновению многочисленных дворцовых переворотов, династических распрей, городских восстаний. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.
В третьей Македонской войне к македонскому царю Персею (см. ПЕРСЕЙ (царь Македонии)) , несмотря на его попытки привлечь на свою сторону для борьбы против Рима греческие полисы, присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (см. ПИДНА) в 168 г. до н. э., после чего Македония была разделена на четыре различных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов, а вспыхнувшие в Македонии в 149-148 гг. до н. э. и в Ахейском союзе в 146 г. до н. э. восстания были жестоко подавлены римлянами. После этого Македония была превращена в римскую провинцию с одноименным названием. Союзы греческих полисов были распущены, в полисах были установлены олигархические режимы.
Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. В 133 г. до н. э. Пергам (см. ПЕРГАМ (государство)) (в соответствии с завещанием Аттала III (см. АТТАЛ III Филометор) ) перешел под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132-129 гг. до н. э.) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство (см. ПОНТ (древнее государство)) , которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе (см. МИТРИДАТ VI Евпатор) стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138-129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.
В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. египетская держава Птолемеев, последнее эллинистическое государство, во главе которого находилась Клеопатра (см. КЛЕОПАТРА (царица)) , было завоевано Октавианом Августом. Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей, однако эллинистические культурные традиции и устоявшийся социально-экономический быт оказались сильнее завоевателей, распространив все свои достижения по всей территории Римской империи.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эллинизм" в других словарях:

    Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… … Википедия

    1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка

    эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

На завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновением классического рабства .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет .

Формирование и политическая структура эллинистических государств

Внезапная смерть Александра Македонского в 323 году до н. э ., послужила сигналом к началу краха его империи, обнаружившей всю свою эфемерность. Военачальники Александра, получившие название диадохов , начали серию кровавых войн и распрей за трон единого государства, продолжавшуюся 22 года. Ни один из диадохов так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными и в 301 году до н. э. , после битвы при Ипсе , они разделили империю на несколько самостоятельных частей.

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения. В частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселенности, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя , общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

Эллинизация Востока

На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

Архитектура эллинизма. Градостроительство

Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство , которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану - с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.

Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

Примечания

Литература

  • Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
  • Кац А. Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
  • Кошеленко Г. А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978;
  • Левек П. Эллинистический мир. Пер. с фр. М., 1989;
  • Б. С. Ляпустин, И. Е. Суриков Древняя Греция: учеб. пособие для вузов /., Москва, Дрофа, 2007:
  • Павловская А. И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 458-476;
  • Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950;
  • Ростовцев М. И. Птолемеевский Египет // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 322-354. (Русский вариант главы для « »);
  • Ростовцев М. И. Сирия и Восток // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 360-387. (Русский вариант главы для «Кембриджской истории древнего мира »);
  • Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963;
  • Тарн В. Эллинистическая цивилизация. Пер. с англ. М., 1949;
  • Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. Пер. с нем. М., 1982;
  • Штаерман Е. М. Эллинизм в Риме // ВДИ . 1994. № 3;
  • Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
  • Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. 1914: Эллинистическо-римская культура. СПб.

Ссылки

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Жмакины
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Смотреть что такое "Эллинизм" в других словарях:

    ЭЛЛИНИЗМ - 1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка

    эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    эллинизм - а, м. hellénisme m. 1. Эпоха расцвета смешанной греко восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке. Поздний эллинизм. БАС 1. измененные и смягченные эллинизмом, эти дикие обряды в европейской Греции породили … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эллинизм - первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, затем распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена "История эллинизма; (1836 1843) понятие Эллинизм, вошло в… … Энциклопедия мифологии

    Эллинизм - Эллинизм. Так называемая тарелка Фарнезе. Аллегория Нила. Сардоникс. Национальный музей. Неаполь. ЭЛЛИНИЗМ, период между 323 и 30 до н.э. в истории стран Восточного Средиземноморья. Борьба за власть между преемниками Александра Македонского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь