slonam.ru Оценка эффективности инвестиций в производство и переработку продукции
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1


Оценка эффективности инвестиций в производство и

переработку продукции животноводства
В.И. Чинаров, доктор экономических наук;

Н.И. Стрекозов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик

(Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства)



Н.М. Морозов, доктор экономических наук, профессор, академик

(Всероссийский научно-исследовательский институт механизации животноводства)



С.Г. Литвинюк, начальник Управления технологического обеспечения животноводства и перерабатывающей промышленности ОАО «Росагролизинг»
В животноводстве страны обострилась проблемы повышения эффектив­ности отрасли и отдачи от созданного в ней производственного потенциала. По данным МСХ РФ за годы реализации Госпрограммы (2008-2012г) было введено новых и модернизировано молочных ферм и комплексов в целом по Российской Федерации в количестве 1308 объектов с общим поголовьем на 322,7 тысячи фуражных коров и более 400 тыс. скотомест для молодняка. Об­щий объем инвестиций из всех источников по этому направлению за 5 лет составил 112,95 млрд. рублей (почти 350 тыс. рублей на одну фуражную ко­рову). Основная доля проектов попала в программу по субсидированию про­центных ставок по кредитам, полученным на развитие молочного скотовод­ства. Однако поголовье крупного рогатого скота продолжало сокращаться, и ожидаемые индикаторы по производству продукции в скотоводстве не были достигнуты. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы оп­тимизации структуры основных фондов отрасли, эффективного использова­ния производственного оборудования на основе его модернизации.

Но наращиванию производства мясной и молочной продукции, повыше­нию качества и конкурентоспособности отечественных продуктов на внут­реннем рынке страны препятствуют не только снижение поставок животно­водческого сырья, а так же неудовлетворительное состояние материально-технической базы перерабатывающей промышленности.



Поэтому повышение эффективности производства в животноводстве в ближайшей перспективе в значительной степени будет зависеть от того, как быстро и насколько эффективно будет решена проблема модернизации и об­новления оборудования для переработки молока и мяса, так как без техниче­ского переоснащения перерабатывающих предприятий трудно обеспечить выпуск конкурентоспособной мясомолочной продукции. Серьезной пробле­мой для мясной и молочной промышленности является дефицит холодиль­ных емкостей, а также хранилищ для сырья и готовой продукции. Не менее важное значение в мясомолочном подкомплексе страны имеет глубина про­мышленной переработки молока и мяса-сырья.

Высокий уровень износа фондов основного вида деятельности большин­ства предприятий мясной и молочной промышленности, низкий технический уровень производства, неконкурентоспособность вырабатываемой мясомо­лочной продукции на устаревших производственных мощностях выдвигает проблему инвестирования предприятий по переработке животноводческого сырья в число первоочередных, не менее значимых, чем обеспечение живот­новодства новой техникой и оборудованием.

Экономически обоснованным является переход на прямое субсидирование части стоимости приобретенной техники и оборудования для животноводства. Расчеты показывают, что при прямой субсидии в размере до 50% от стоимости приобретаемой техники и оборудования и одновременной отмене существующей системы субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам нагрузка в абсолютном значении на бюджет не растет, а на сельхозпроизводителей существенно снижается.

Одновременно в качестве одного из наиболее перспективных путей по­вышения внутренней конкурентоспособности скотоводства в целом и нара­щивания рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ча­стности, можно рассматривать интеграцию хозяйств скотоводческого на­правления и предприятий по первичной переработке с одновременной орга­низацией собственной системы сбыта продукции.

По нашему мнению, с целью обеспечения интересов государства в про­цессе реструктуризации и внедрения рыночных методов хозяйствования на предприятиях подкомплекса следует использовать холдинговые компании.

Развитие холдинговых компаний в мясомолочном подкомплексе дает возможность сконцентрировать основные источники финансирования инве­стиционных проектов на формирование оптимальных связей предприятий мясомолочного подкомплекса, повысить эффективность использования ма­териальных, финансовых и других ресурсов на основе совместной деятельно­сти.

Сейчас большая часть прибавочного продукта, произведенного в ското­водстве, через систему цен перераспределяется в пользу переработки и сфе­ры обращения. Монополизировавшие внутренний рынок сферы переработки и обращения при отсутствии внешней конкуренции (до вступления России в ВТО ставка таможенного тарифа на молоко и сливки была доведена до 25%, на говядину - до 50%) произвольно устанавливали себе высокие нормы при­были, тем самым ограничивая потребительский спрос на конечную продук­цию. И как следствие, вместо наращивания производственного потенциала и увеличения объема выпускаемой продукции происходит постоянный рост потребительских цен, который не влияет на рост доходности сельхозпроиз­водителей, снижает спрос на продукцию и эффективность их деятельности. При этом рентабельность производства молока остается низкой - 7-15%, что не позволяет осуществлять модернизацию и техническое переоснащение действующих объектов, создавать новые. В этих условиях сельхозтоваропро­изводители вынуждены были сокращать производство продукции животно­водства или строить собственные перерабатывающие цеха и самостоятельно заниматься реализацией своей продукции.

Но это увеличивало потребность в инвестициях для приобретения ма­шин и оборудования, а также для реструктуризации перерабатывающих це­хов. Поэтому в интересах государства важно принятие действенных мер и выработки экономических механизмов, стимулирующих сельхозтоваропро­изводителей к увеличению объемов производства и повышению качества сырья, а сферы переработки и реализации мясомолочной продукции к повыше­нию ее потребительских свойств, снижению издержек.

Стратегическая цель системы государственной политики развития мя­сомолочного подкомплекса заключается в создании благоприятной экономи­ческой, социальной и правовой среды и организационном обеспечении госу­дарством устойчивого функционирования мясомолочного подкомплекса. Ключевым моментом регулирования рыночных отношений в современных условиях является экономически обоснованный протекционизм по отноше­нию к отечественным товаропроизводителям:

во-первых, по отношению к производителям продукции животноводст­ва, поскольку без государственной поддержки отечественных производите­лей животноводческой продукции, о чем свидетельствует опыт стран ЕС и Америки, невозможно добиться устойчивого развития этой отрасли;

во-вторых, по отношению к перерабатывающим предприятиям, которые из-за устаревшего оборудования и несовершенства применяемых технологий не могут выдержать конкуренцию с зарубежными товаропроизводителями.

Для комплексного решения стоящих проблем на основе бюджетного финансирования Минсельхозом России была разработана «Стратегия разви­тия пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», в которой четко сформулированы основные цели:

  • увеличение объемов производства и доли на внутреннем рынке молока и всех видов мяса отечественными сельхозпроизводителями;

  • модернизация производства и наращивание мощностей предприятий по переработке молока и мяса;

  • повышение конкурентоспособности животноводческой продукции с целью импортозамещения и увеличения экспортного потенциала.

До вступления России в ВТО объемы и направления субсидирования определялись исключительно приоритетами аграрной политики страны и возможностями ее консолидированного бюджета. С присоединением же Рос­сийской Федерации к ВТО страна будет вынуждена при выборе приоритетов учитывать соблюдение взятых на себя обязательств, базовых соглашений и принципов этой международной организации.

По нашему мнению, в условиях членства России в ВТО и нарастающей конкуренции со стороны импортеров, необходимо незамедлительно вернуть­ся к проблеме повышения эффективности на всех стадиях производства и пе­реработки, на основе применения ресурсосберегающих технологий и инно­вационной техники, совершенствования организации труда и производства, подготовки и переподготовки кадров. Отмеченное позволит снизить издерж­ки производства и затраты бюджетных средств на их компенсацию. Во главу угла на современном этапе должно быть поставлено ресурсосбережение как главное условие эффективного хозяйствования.

Как показала практика, эффект от государственного софинансирования программ и мероприятий на техническое и технологическое развитие производства получают лишь те компании, которые строго соблюдают правила учетной политики, разделение прибылей с инвесторами, страхование инве­стиционных программ, а также соблюдают требования государственного контроля за их экономической политикой. Большую роль и значение в про­ведении технического обновления предприятий по производству и перера­ботке продукции с помощью финансовой аренды современного оборудова­ния выполняют организации "Росагролизинга". Лизингополучателю при этом не требуется мобилизовывать значительный капитал для первоначальных вложений, проще решается проблема залога - им служит само оборудование, объем платежей определяется договором и не зависит от валютного курса, банковского процента по долгосрочному кредиту. К тому же арендная плата за оборудование относится на производственные издержки, а значит, и сни­жаются размеры налога, нет необходимости платить налог на имущество, по­лученное в лизинг (его собственником в течение всего срока действия дого­вора остается лизингодатель) и т.д.

Государственная поддержка лизинга как одного из направлений специа­лизированной системы кредитования АПК осуществляется через ОАО "Рос- агролизинг". Наряду с уполномоченными банками эта организация определе­на в качестве инвестиционного агента по развитию агропромышленного комплекса России и выполняет задачи, поставленные Правительством РФ по обеспечению отечественных сельхозтоваропроизводителей современным оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом. Одной из страте­гических задач, поставленных перед ней является и комплексное обеспече­ние высокотехнологичным оборудованием всех структур АПК, участвующих в продвижении продукции от производства до потребителя.

В то же время в Государственной программе развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия на 2013-2020 годы занижена роль "Росагролизинга" в осуществ­лении технического оснащения предприятий по переработке мясомолочной продукции. В Госпрограмме в качестве количественных индикаторов эффек­тивности инвестиционных вложений в агропромышленный комплекс исполь­зуются лишь объемы создания дополнительных и модернизации существую­щих скотомест в животноводстве. Отмеченное привело к сокращению инве­стиций в перерабатывающую промышленность за 2013 год более чем в 4 раза. Поэтому в качестве эффективного механизма контроля за реализацией предусмотренных государственной программой мероприятий и для объективной и полной оценки вклада ОАО "Росагролизинг" в развитие АПК России необходима универсальная методика пересчета дополнительных мощностей перерабатывающей промышленности в скотоместа на основе оценки эффективности инвестиций в производство и переработку продукции животноводства.

Для соизмерения инвестиций в сельскохозяйственное производство и перерабатывающую промышленность в первую очередь необходимо привес­ти их к единому сопоставимому показателю для молочнопродуктового под­комплекса, которым является отношение общих затрат на создание произ­водственной мощности к их производительности за единицу времени. Для молочного скотоводства таким показателем может служить отношение сред­невзвешенных затрат на создание, реконструкцию одного скотоместа к про­дуктивности коров за год.

Для молокоперерабатывающей промышленности аналогичным показа­телем может быть отношение средних инвестиций в объекты и оборудование для переработки молока за сопоставимый период времени к их средне­взвешенной мощности.

Аналогично с молочнопродуктовым подкомплексом для соизмерения инвестиций в мясное скотоводство, свиноводство и мясопереработку, необ­ходимо приводить их к единому сопоставимому показателю для мясопродук­тового подкомплекса, которым является отношение общих затрат на созда­ние производственной мощности к их производительности в единицу време­ни с учетом структуры производства и переработки по видам мяса. Для мяс­ного скотоводства таким показателем является отношение затрат на созда­ние, реконструкцию одного скотоместа к среднесуточному привесу с учетом убойного выхода мяса, т.е. рублей на 1 кг говядины.

Так как на предприятиях мясной промышленности используется универ­сальное оборудование, предназначенное для переработки говядины и свини­ны, при сопоставлении приведенных к продукции инвестиций в мясопродук­товом подкомплексе необходимо учитывать структуру производства и пере­работки по видам мяса. Мясная промышленность России в среднем за год перерабатывает более 1900 тыс. тонн мяса отечественного производства, из них 33% говядины и 67% свинины. Использование средних и средневзвешенных величин позволяет учесть тенденции по изменению структуры в перерабатывающей промышленности по мощности предприятий.

Алгоритм наших расчетов объединяет нормативно-целевой подход, включающий методы экстраполяции на основе экспертных оценок и поиско­вый подход, что позволяет более широко использовать выявленные в процес­се анализа закономерности, количественные взаимосвязи и их экстраполя­цию на будущее при сохранении основных пропорций в динамике.

Тенденции и результаты реализации государственных и отраслевых про­грамм за предшествующий период, послужившие основой для принятия «Го­сударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы» использованы в методике в качестве информационной базы.

Степень и глубина переработки молока и мяса повышают конкурентоспособность жи­вотноводства, но значение каждой сферы АПК в первую очередь определяет­ся вкладом в наращивание общего эффекта, то есть прибыли, в продвижении животноводческой продукции от производителя к потребителю.



Расчеты по определению доли каждого участника в формировании при­были по всей цепочке показывают, что вклад перерабатывающей промыш­ленности в создание прибавочной стоимости конечной продукции молочно­продуктового подкомплекса был в 3,7 раза выше, чем сельхозпроизводите­лей.

В результате проведенных ГНУ ВИЖ исследований обоснован коэффи­циент пересчета мощности молочных цехов и заводов в «скотоместа для ко­ров», который может быть использован для разработки инвестиционных про­ектов строительства молочных заводов с полным комплектом оборудования. Типовые модули заводов и цехов в молочной промышленности могут опре­деляться с помощью формулы:

См = Рном.мол х 47,2

где: См - количество созданных скотомест;

Рном - номинальная мощность молочных цехов и заводов, тонн/сутки.

Таким образом предлагаемая методика учитывает:

  1. капитальные затраты;

  2. продуктивность скота;

  3. производительность оборудования;

  4. вклад перерабатывающей промышленности в повышение конку­рентоспособности животноводства.

Для мясного подкомплекса использован аналогичный методический прием с учетом специфических особенностей мясного скотоводства и свино­водства

Поскольку вклад мясоперерабатывающей промышленности в создание прибавочной стоимости конечной продукции мясопродуктового подком­плекса был в 1,45 раза выше, чем сельхозтоваропроизводителей мясного ско­товодства и свиноводства, при расчете инвестиционных проектов по строитель­ству новых мясокомбинатов и модульных цехов с полным комплектом обо­рудования коэффициент пересчета в «скотоместа» проектной мощности предприятий по первичной переработки мяса составляет - 41,0.

Для инвестиционных проектов по модернизации и переоснащению мо­лочных заводов в сельхозпредприятиях, цехов и предприятий по убою скота и первичной переработке мяса расчеты следует производить исходя из фак­тических затрат на оборудование и строительно-монтажные работы.

Возможность использования на практике предлагаемого методического подхода подтверждается фактическими данными ФГУП э.х. «Кленово- Чегодаево» при модернизации молочного цеха мощностью 22 тонны молока в су­тки для увеличения глубины переработки молока с целью повышения конкурентоспособности молочного скотоводства. Для реализации разработанного проекта хозяйством было израсходовано 16,6 млн. рублей, что эквивалентно инвестициям в создание 70 дополнительных скотомест в молочном скотовод­стве. В животноводстве экономическим критерием роста конкурентоспособ­ности является увеличение прибыли за счет совершенствования ассортимен­та продукции, ее качества и повышения потребительских цен. Проведенная модернизация молочного цеха обеспечила хозяйству получение ежегодной дополнительной прибыли в размере 4,15 млн. рублей. До модернизации каж­дая фуражная корова приносила хозяйству прибыль 62 тыс. рублей в год. Та­ким образом, экономический эффект от модернизации молочного цеха при­менительно к фактическим условиям хозяйства эквивалентен созданию до­полнительно 67 скотомест для увеличения поголовья молочного стада. Высо­кая сопоставимость (отклонение менее 4,5 процентов) фактических данных и результатов расчетов по предлагаемым формулам подтверждает обоснован­ность предложенного методического подхода по расчету скотомест примени­тельно к перерабатывающей промышленности.

По нашим расчетам за 5 лет реализации Госпрограммы ОАО «Росагро- лизинг» передал в лизинг и модернизировал 40 цехов и заводов по перера­ботке молока на сумму 906,76 млн.рублей, что эквивалентно в соответствии с изложенным методическим подходом созданию 19710 дополнительных ско­томест. Помимо этого мясоперерабатывающая промышленность была проин- вестирована в объеме 888,05 млн. рублей. В целом деятельность ОАО «Рос- агролизинга» способствовала созданию и введению в действие дополнитель­но 23,6 тыс. скотомест, или дополнительно 9,4% от количества фактически введенных скотомест за этот период на новых животноводческих объектах.



Литература

  1. Система технологий и машин для механизации и автоматизации произ­водства продукции животноводства и птицеводства на период до 2020 года. / Лачуга Ю.Ф., Иванов Ю.А., Морозов Н.М., Стрекозов Н.И., Чинаров В.И. и др. // ГНУ ВНИИМЖ Россельхозакадемии. Москва 2013. - 224 с.

  2. Государственное регулирование производства конкурентоспособной продукции в животноводстве. / Чинаров В.И., Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. и др. // Дубровицы: ВИЖ, 2012г. - 68с.

  3. Резервы развития рынка молока. / Виноградов В.Н., Чинаров В.И., Бау­тина О.В. // Молочная промышленность. - 2011. - №9

  4. Наше видение развития мясного животноводства России до 2020 года./ Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. // Достижения науки и техники АПК, 2012, № 8, с. 3-4

  5. Пути повышения конкурентоспособности молочного скотоводства. / Стрекозов Н.И.,Чинаров В.И.,и др.//Переработка молока № 4, 2012,с.20-22

  6. Молочное скотоводство России. Изд. – 2 / Под редакцией Стрекозова Н.И., Амерханова Х.А. // М., 2013г. - 612с.



Аннотация. Для успешной реализации Государственной программы развития сель­ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия на 2013-2020 годы необходимо шире использовать наработанные механизмы инвестирования не только в животноводство, но и в отрасли занимающиеся переработкой ее продукции. Предложена методика приведения инвестиционных вложений в перерабатывающую промышленность к целевому индикатору Госпрограммы – создание дополнительных «скотомест».

Ключевые слова: оценка эффективности, инвестиционная политика, перерабатывающая промышлен­ность, животноводство, лизинг.

Abstract. Tested investment mechanisms should be used not only in livestock production but in processing industry for the government program of agriculture development 2013-2020 successful realization. New method of the processing industry investments reduction to the government program target indicator («additional stalls creation») is proposed.

Keywords: efficiency assessment, investment policy, processing industry, livestock production, leasing.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017