slonam.ru Идеал понятие фундаментальное, стоящее на стыке нескольких наук.
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1


Об устремлениях школьников среднего звена общеобразовательной школы
Идеал - понятие фундаментальное, стоящее на стыке нескольких наук. Философия, социология, психология – вот неполный список областей человеческого знания, которые изучают сие явление. Выберем наиболее общепринятое определение, что устроит всех.

Итак, идеал конкретного человека – это некая матрица, сформированная под влиянием внешних факторов, т.е. социально – природных, и внутренних, т.е. потребностей. Это такая структура личности, которая контролирует всю жизнь человека.


Нет никаких сомнений в необходимости формирования идеала в школьниках.
И как удивительно мало этому уделяется внимания в научной среде.
Существует непосредственная связь с идеалами, что существуют в социуме. Однако, нам предрешено пребывать в условиях кризисного общества, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следовательно, мы можем наблюдать формирование идеалов у подростков под влиянием двух сил этого мира:
1. Вечные общечеловеческие ценности.
2. Те ценности, которые способствуют сиюминутному выживанию.
Прежде, чем перейти к основной теме доклада, хочется сделать несколько замечаний о предыстории данной темы.
Понятию идеал уделялось лишь по несколько абзацев в психологических словарях, обзорных трудах по психологии, педагогике и философии. Автор не нашел сколь-нибудь значимых исследований о влиянии идеала на образ жизни человека, как впрочем, и общепринятых теоретических представлений о роли идеала в структуре личности. Исключение составил проф. А. К. Дусавицкий, исследовавший развитие личности в условиях учебной деятельности и видящий в идеале одну из главных подструктур личности. В иных исследованиях, в частности у З. И. Гришановой, Л. Ю. Дукат , Р. Гонсалес , понятие идеала тесно связано с нравственной сферой, а это уже область этики, т.е. социальных норм поведения, и даже религии. Напомню, наша задача – в исследовании формирования идеалов в условиях кризисного общества, где эти стороны духовной сферы жизнедеятельности человека ослаблены в значительной мере.
Исследование носило обзорный характер. Целью его не являлось скрупулёзное изучение и систематизация сферы идеалов школьников. Это лишь поиск тех направлений, по которым стоит пройти тщательно.
Перед началом этого маленького исследования встал вопрос о формах его проведения. Проводить опрос на предмет: «мои идеалы, как я вижу», показалось нецелесообразным. Причина одна, но достаточно веская: дети слишком сильно зависят от общественного мнения. А в данном возрасте, да еще в условиях сильнейшей дезорганизации современной идеологии, можно получить большое количество негативных ответов. Решили пойти несколько иным путем.
Школьникам было предложено указать по пять любимых героев из фильмов или сериалов, без разницы. Пять героев женского пола, пять героев мужского.

Как для мальчиков, так и для девочек. Итого десять персонажей. После некоторых сомнений, вызванных репликами детей, было разрешено указывать также героев комиксов и мультяшых героев. По результатам таких исследований не приходится говорить о процентном соотношении, рейтинге и прочем, но лишь о тенденциях в проекциях детей.



К сожалению, в стремлении уйти от субъективности школьников привело к опасности попасть в сети собственной субъективности. Герои сериалов, комиксов, культовых фильмов могут восприниматься неадекватно по сравнению со школьниками. Поэтому здесь также были сделаны обобщения для выявления общих тенденций, которые, как надеется автор, вполне могут быть исследованы тщательнее.
Следует отметить следующие тенденции.
Во-первых, реже всего школьники указывали на тех героев фильмов, что давно появлялись на экране, или героев не самых последних дней, месяцев, о годах и речи нет. Это даёт право сделать некоторые выводы. Неустойчивость интересов. Сильное влияние массовой культуры, столь склонной к быстрым сменам своих кумиров. Интересы человека тесно связаны с его идеалами. Это часть мотивационной сферы, что устремляет человека к цели. Частая смена образов, которые наверняка проектируются как в образ идеалов, формируя их, так и проектируясь из сферы идеального на образы киноискусства, не способствует формированию четких образов мировоззрения подростков. Это делает их психику неустойчивой к всевозможным факторам влияния на их же мотивационную сферу. Возможно это и ведет к неустойчивости в стремлении к достижению успеха во всех сферах жизни подростков. В учебе, в одиночных видах спорта, в сфере общения.
Во-вторых, указано удивительно большое количество героев из комиксов и мультфильмов. Подчас эти герои лишены половых признаков или их проявление стоит на заднем плане. Наиболее типичен главный герой мультфильма «Ледниковый период» - ленивец. Основные черты этих героев, если пользоваться сленгом подростков – это их «прикольность». На удивление мало школьников указало на героя Добрыню Никитича из одноименного мультфильма, одновременно вышедшего на экран с «Ледниковым периодом». Этот герой обладает типичными чертами эпического героя, правда с некоторым налетом подражания Голливуду. Выводы те же. Нечеткость сформирования образов идеала. Уход в мир грёз. Бегство от реальных социальных ролей. И, что очень интересно, слабое формирование, или отсутствие таковых, половых ролей. А ведь это возраст их формирования. В дальнейшем эти роли лишь корректируются. Такое впечатление, что подростки отодвигают детство. Ведь всё вышеуказанное говорит о низком уровне социальной ответственности, о недостаточной степени сформирования личности.
В-третьих, юноши не смогли четко выполнить задание, связанное с указанием пяти героинь. Какой либо четкой тенденции выявить не удалось. Мелькали героини сериалов, вторые роли культовых фильмов или артистки эстрады. Выбор осуществлялся, можно сказать исключительно, по внешним признакам. Это лишь подтверждает вышесказанное о слабом развитии социально значимых сексуальных ролей. А также говорит о том, что в данном возрасте у юношей в нашем обществе нет четкого образа идеального партнера. Нет четкого идеала, нет четкой цели, а значит, нет четкости в определении достижения результата. И это касается не только поло ролевой идентификации. Многое можно объяснить более поздним развитием юношей на фоне девушек. Но явно проявляются несоответствия физиологического и эмоционального взросления. А это, безусловно, не самые благоприятные черты развития личности.

В-четвертых, подростки, особенно юноши, часто не могли четко указать имя героя. Они писали: главный герой фильма такого-то или артист в фильме таком-то, или просто название фильма, например, «Матрица». Понимай, как знаешь. Все тоже отсутствие четкости и ясности. А главное ориентация на внешние признаки героев. Нет имени – нет личности!

В-пятых, довольно часто подростки, как мальчики, так и девочки, указывали героев фильмов с явно криминальным оттенком. Это герои фильмов и сериалов: «Сволочи», «Бригада», «Зона» и др. Яркие и жесткие сцены всегда привлекали мальчишек, но девочки? К тому же такие герои часто подменяют принципы добра и справедливости принципами силы, а скорее наглости. Это соответствует качествам высокой примативности, которые утверждаются в школьниках наперекор принципам духовности и цивилизованности. Но об этом несколько позже.

В-шестых, для девушек характерно более четкое указание своих любимых героинь. Это роли из сериалов: «Не родись красивой», «Волчица», «Обреченная стать звездой», «Моя любимая нянька» и т.п. Объединяет всех героинь одно – это стремление к красивой жизни, чаще на волне случая, вопреки морали, а иногда не имея никаких талантов.

И, наконец-то, в-седьмых. То чего нет или почти нет. Нет указаний на героев, которые занимают первые места в рейтингах кинопроката и предназначены для данного возраста. Редко упоминался Гарри Потер, герои Джеки Чана, герои из нашумевшей ленты «Хроники Нарнии». Эти герои преодолевают большие трудности на протяжении киноленты. И подчас эти трудности связаны с собственными негативными качествами. Редко упоминались герои из «Ночного дозора», да и то не всегда положительные. Такая яркая эпопея, как «Властелин колец», как будто прошла мимо взоров подростков, а скорее не зафиксировалась ни в памяти , ни в подсознании.

На основе всего вышесказанного можно сделать некие обобщения и сравнить их с выводами в вышеуказанных исследованиях. Эти авторы сходятся в одном: в данном возрасте идет формирование обобщенного идеала, качества которого ориентированы на отдаленную перспективу. Подростки способны сравнивать свои качества с качествами своих проекций. Но именно эти качества и будут формироваться в старшем школьном возрасте, а мечты достигаться во взрослой жизни.

Для юношей и девушек в равной степени характерно следующее:

1. Отсутствие четких образов, представлений, что говорит о слабом представлении качеств личности, которые стоит развивать в себе.

2. Слабое представление об идеальном партнере, особенно о его внутренних качествах.

3. Желание ориентироваться на удачу, фарт, поддержку со стороны, обход закона, грубую аморальную силу.

4. Нежелание ориентироваться на трудолюбие, борьбу с собственным негативом, развитие качеств самовоспитания.

5. Уход от любых форм принятия ответственности за свою судьбу.

Для девушек:

1. Отдают предпочтение таким качествам идеала, когда цель достигается за счет качеств внешности, что, в принципе, характерно для общепринятого мнения о женской доле.

2. Уход от идеалов романтических, которые подразумевают развитие тонких, изящных качеств души, тесно связанных с проявлением эмоциональной эмпатии.

3. Все большая примерка к себе «мужских» социальных ролей, с оттенком жесткости.

Для юношей:

1. Нет четких образов.

2. Высокий уровень конформизма.

3. Слабая полоролевая ориентация в образах идеалов.

4. Все больший уход от идеалов общепринятых социальных ролей мужчины: брать ответственность на себя за людей, что тебя окружают.

Это лишь общие тенденции в формировании идеалов у подростков в возрасте 12 – 15 лет, выявленные в ходе обзорного исследования

К вышесказанному можно добавить еще пару слов. Когда достижения цивилизации в духовном плане отходят на задний план, то на первое место выходит «Зверь» библейский, в наше время называемый инстинктом. И этологам есть, где развернуться в изучении проявления качеств примитивности.

С другой стороны психологам не стоит упускать из виду цепочку формирования структуры личности ( интерес – идеал – цель – действие – результат ) в рассматриваемом возрасте.


Список литературы:
1. Гришанова З. И. О нравственных идеалах старшеклассников. – Кишинев: Штиница, 1979. – 197с.

2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении ( логико-психологические проблемы построения учебных предметов ). – М.: Педагогика, 1972. – 424с.

3. Дукат Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте// Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961. – С.94 –120.

4. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996. – 208с.





страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017