slonam.ru «Ценности и смысл профессиональной карьеры»
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29».

Согласовано на заседании ШМО ОО «Прикладные дисциплины» Протокол № 1 от 28. 08. 08. Руководитель ШМО Н. М. Гапонова


Утверждаю: А.М. Сазанов приказ №/

Программа элективного курса для учащихся 11 классов

« Ценности и смысл профессиональной карьеры».

Составитель :

Н. М. Гапонова

Учитель

технологии 1 кв. категории



Рекомендовано к реализации НМС МОУСОШ№29

протокол №______ от _______

Ревда 2008


Пояснительная записка.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой ещё совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования. Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточённой конкурентной борьбы, социальной нестабильности?

Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентации и возрождением забытых ценностей.

В то же время, период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношением к людям (дифференциация на эмоционально - ценностной основе), отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе -избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Кроме того, подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

Поэтому для старшеклассников, в особенности, проявивших интерес у обучению по социально-педагогическому (гуманитарному) профилю, может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека. При этом может иметь место как внешний взгляд на карьеру других людей, так и соотнесение изучаемого материала со своими ценностями и устремлениями.

Внутренняя логика элективного курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, тематика которых связана с основной идеей занятия.

Начальный этап работы с проблемами ценностей и смыслов сопровождается методикой «Как поживаешь», с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей (в обыденном понимании) и предложить, с точки зрения каких стереотипов людей подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются.

Влияние на ценности человека различных факторов социализации иллюстрируется проективной педагогической методикой «Карта города» («Мэр города). Задание для учащихся состоит в том, чтобы изобразить примерный план (инфраструктуру) воображаемого города, куда включались бы все значимые для них объекты. Его цель - определить культурные интересы учащихся, выявить их ценностные ориентации, определить условия, влияющие на их культурное саморазвитие. При анализе рисунков учитывается, с одной стороны, наличие на них объектов, имеющих социокультурную и профориентационную значимость, с другой - общие показатели (характер планировки рисунка, общее настроение, соотношения цветов, разброс пространства, наличие людей, оригинальных объектов).

В целях повышения готовности учащихся к завершающей профильное обучение проектной работе в середине и в конце курса учащиеся знакомятся с алгоритмом проектирования, со списком тем, связанных с тематикой курса, потенциальными источниками информации, способами её использования для создания собственной проектной работы, направлениями самостоятельной исследовательской работы.

Программа курса разработана для учащихся 9-11 классов на основе учебно-методического пособия Министерства образования Российской Федерации «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников».

Основные цели курса.

1. С позиции актуальности для самих старшеклассников:

осмысление ценностей и смыслов перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2. С позиции введения элементов профилизации образовательной


деятельности:
практическое применение (на примере ценностно-
смысловых проблем профессиональной карьеры человека) знаний и
компетенций в области самореализации в образовательном и
профессиональном пространстве.

Основные задачи курса.

  1. Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на проблемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций.

  2. Сформировать начальные навыки использования методических приёмов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

  3. Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

  4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Формы проведения занятий.

  1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.

  2. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.

  3. Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.

  4. Работа в творческих группах.

Формы контроля.

  1. Творческая работа сочинение - размышление «Ценности и смысл профессиональной карьеры».

  2. Выполнение тестовых заданий.

Тематическое планирование, 11 класс. Элективный курс. Моя профессиональная карьера.





Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практи ка

1

Понятие о личности










2

Ценностные ориентации личности










3

Воображение, групповая оценка










4

Отношение к окружающим людям










5

Характер










6

Характеристика человека







1

7

Интеллект







1

8

Эмоции и мимика










9

Темперамент. Практическая работа «Типы темпераментов»







1

10

Мои профессиональные качества










11

Деловая игра «Кадровый вопрос»







1

12

Мои жизненные планы










13

Зачёт







1

Методический комплекс.



  1. Учебно-методическое пособие Министерства образования Российской Федерации «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников».

  2. М. Ю. Савченко Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Москва «Вако» 2006.



страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2018