Инвалидизация страны. Статистика инвалидности в россии Число инвалидов по данным всемирной организации здравоохранения

По сравнению с другими областями статистики, такими как рабочая сила, образование, женщины, пожилые люди, статистика инвалидности была недостаточно хорошо разработана и использована. Только совсем недавно страны начали признавать актуальность и значимость такой статистики для разработки более эффективной политики и программ.

И глобальные, и региональные правовые акты по инвалидности подчеркивают важность надлежащего сбора данных. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.) и краеугольное соглашение по правам человека в области инвалидности - Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые в 2006 году - говорят о необходимости надлежащего сбора информации, который бы позволил защищать, поощрять и реализовывать права инвалидов. Бивакоская основа для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-тихоокеанском регионе (BMF) - региональное руководство по политике для Второй Азиатско-тихоокеанской декады лиц с ограниченными возможностями - и «Бивако плюс пять», приложение к BMF, подчеркивают необходимость разработки достоверной, надежной и международно сопоставимой статистики инвалидности для создания эффективной политики и проектов по инвалидности.

Изначально статистика инвалидности задумывалась как подсчет людей, которые делятся на определенные группы - «слепые», «глухие», «колясочники» - с целью определения лиц, имеющих право на пособия. Имея очень ограниченную цель, этот категорический подход дает фрагментарную и искаженную картину инвалидности, так как он предполагает, что лица с ограниченными возможностями однозначно подпадают под несколько четко разграниченных категорий.

Однако статистика инвалидности может дать большое количество информации о жизненном опыте инвалидов, начиная с нарушений, трудностей при осуществлении и участии в деятельности, и барьеров, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Информация об одном лице может быть экстраполирована на все население - например, для определения распространенности областей инвалидности - и далее быть разработана путем добавления демографических или иных характеристик населения, например, возраста, пола, расы и социально-экономического статуса.

При более широком понимании инвалидности статистика инвалидности может играть важную роль во всех областях политики и на всех стадиях с момента разработки и реализации, мониторинга и оценки эффективности, до анализа экономической эффективности. Политика без достоверных и надежных данных это работа вслепую, потенциально дорогостоящая и бесполезная; это политика без доказательной и научной базы. Недостоверные или неполные данные об инвалидности, которые часто встречаются в развивающемся мире, могут быть еще хуже, чем их полное отсутствие.

Ниже приводятся некоторые конкретные причины, почему национальная статистика инвалидности и базы достоверных данных об инвалидности важны для национальной политики:

Устремления Конвенции ООН о правах инвалидов, Стандартных Правил и BMF, «Бивако плюс пять» по защите и содействию реализации прав и обеспечению достоинства инвалидов без достоверных данных для мониторинга и оценки прогресса на пути к этим целям это просто красивые слова.

Информация о функциональном статусе необходима для определения потребностей, так как два человека с одними и теми же нарушениями могут сталкиваться с разными трудностями при выполнении определенных действий и следовательно иметь разные потребности, требующие разных видов вмешательства.

Данные о функциональном статусе важны для определения более широких социальных потребностей инвалидов, например, предоставление ассистивных технологий для использования на рабочем месте или при обучении или при разработке общей политики и законов.

Данные об инвалидности населения важны для мониторинга качества и результатов реализуемой политики для людей с инвалидностью. В частности, эти данные помогают идентифицировать результаты реализуемой политики, которые делают участие людей с инвалидностью во всех сферах социальной жизни от транспорта и общения до участия в религиозной и общественной жизни максимально возможным.

Наконец, при наличии достоверной и полной статистики инвалидности, государственные органы будут иметь в своем арсенале инструменты для оценки экономической эффективности политики для людей с инвалидностью, которые в свою очередь могут обеспечить доказательства, чтобы убедить правительство в их конечной пользе для всех граждан.

На международном и региональном уровнях определены четкие цели, к которым мы можем обратиться.

· Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)

· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

· Конвенция о правах инвалидов и Факультативный Протокол к ней (2006).

В 2001 году в ответ на предложение, выдвинутое во время Международного семинара ООН по измерению показателей инвалидности, была сформирована Вашингтонская Группа по статистике инвалидности. С тех пор эта Группа свела представителей разных странах в работе над важными методологическими вопросами для улучшения данных об инвалидности и, в частности, облегчения сопоставимости данных по всему миру. Первичная задача Группы состоит в формулировании общих вопросов об инвалидности, которые могут использоваться в переписях населения и национальных обследованиях. Попутно, Группа предлагает руководство в части целей, которые она приняла в качестве наиважнейших целей статистики инвалидности:

· содействие в разработке и оценке программ и политики по оказанию услуг;

· мониторинг уровня функционирования среди населения; и

· оценка уровня обеспечения равных возможностей.

В региональном масштабе, важные цели статистики инвалидности были изложены в BMF (2002). BMF выделила следующие семь приоритетных направлений для правительств в Азиатско-Tихоокеанском регионе:

· организации самопомощи людей с инвалидностью и связанные с ними ассоциации семей и родителей;

· женщины с инвалидностью;

· своевременное выявление, своевременное вмешательство и образование;

· подготовка кадров и занятость, включая само занятость;

· доступность застроенной окружающей среды и общественного транспорта;

· доступ к информации, средствам связи, включая информационно-

· коммуникационные и ассистивные технологии;

борьба с бедностью на основе программ по наращиванию потенциала, развитию системы социального страхования и устойчивого обеспечения средств к существованию.

Каждое из этих направлений было частично упущено из-за отсутствия достаточных сведений о лицах с инвалидностью.

Государственная статистическая отчетность сегодня не позволяет оценить структуру инвалидов по полу, возрасту и тяжести заболевания и однозначно определить их численность. В ней, например, приводится численность пенсионеров, получателей пенсии по инвалидности; численность лиц, впервые признанных инвалидами; численность получателей ежемесячных выплат в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. показатели, которые предназначены для оценки состояния того или иного вопроса, связанного с инвалидами, но не позволяют составить цельную, ясную и согласованную картину инвалидизации населения страны.

На Рис. 6 приведены результаты расчета численности инвалидов в населении дифференцированно по возрасту и тяжести инвалидности, как в абсолютном, так и относительном исчислении.

Рис. 6.

Видно, что численность инвалидов имеет значительные возрастные колебания, вызванные демографическими волнами. При этом доля инвалидов в населении монотонно возрастает приблизительно по экспоненциальному закону, а отклонение от этой тенденции после 80 лет, по-видимому, связано с малым объемом наблюдений в этих возрастах. Если обратиться к структуре инвалидов по тяжести заболевания, то легко заметить, что во всех возрастах преобладают инвалиды второй группы, а соотношение численности инвалидов первой и третьей групп зависит от возраста. Так, до пенсионного возраста больше инвалидов третьей группы, а после пенсионного возраста -инвалидов первой группы. Оценка в 9.233 млн чел. на 16% меньше оценки Минздрава, в соответствии с которой численность инвалидов в России составляет около 11 млн чел. В этой связи следует отметить, что оценки численности инвалидов в населении, полученные по разным методикам, варьируются очень значительно, кроме того, различные источники информации оперируют разными определениями инвалидности, что также объясняет возникающие рас-хождения.

Таким образом, сегодня в России уже около 7% населения является инвалидами разной степени тяжести. Масштабы инвалидизации страны становятся более наглядными, если обратиться к приведенной на Рис. 7 динамике уровня первичной инвалидности, т.е. численности граждан, впервые признанных инвалидами. Видно, что в период с 1975 по 2010 гг. наблюдается устойчивый рост численности первичных инвалидов - ежегодно в России инвалидами становятся свыше миллиона человек.

Указанная тенденция приводит к повышению доли инвалидов в населении, однако темпы роста численности инвалидов сдерживаются за счет действия ряда факторов, среди которых особое место занимает более высокий уровень смертности инвалидов по сравнению со смертностью не инвалидов, т.е. сверх смертность инвалидов.


Рис. 7.

Вклад сверх смертности инвалидов в этот процесс иллюстрирует Рис.8, на котором приведена относительная численность инвалидов (в долях от их фактической численности в населении соответствующего возраста), рассчитанная в предположении, что смертность инвалидов и не инвалидов одинакова и равна популяционной.


Рис.8.

Расчеты проводились с использованием демографических таблиц числа лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 10000 человек населения Российской Федерации, разработанных Независимым актуарным информационно-аналитическим центром на основе данных Госкомстата России о первичной инвалидности.

С возрастом разница между расчетной и фактической численностью инвалидов постоянно возрастает, и к 50 годам расчетная численность превышает фактическую более чем в два раза, приблизительно сохраняясь на указанном уровне и в старших возрастах. Заметим, что если провести аналогичные расчеты, но при этом использовать более высокую смертность у инвалидов (в зависимости от возраста сверх смертность инвалидов изменяется в пределах на 0.06 ... 0.09), то можно достигнуть равенства расчетной и фактической численности инвалидов, а соответственно получить некую оценку уровня их сверх смертности. Однако эта оценка будет приближенной, т.к. кроме смертности на численность инвалидов в населении влияет ряд дополнительных факторов, которые не были учтены в указанном расчете.

Построение точных таблиц смертности инвалидов, пригодных для проведения актуарных расчетов в области пенсионного страхования по случаю инвалидности, требует сбора специальной статистической информации и разработки специальных методов ее анализа.

Инвалидизация общества - это бич нашего времени!

По состоянию на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет - 11 750 000,0 на численность населения 146 800 000,0 человек. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это около 8% от численности населения.

1 083 000, 0 - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России. По детям статистика тоже печальная, на 01.01.2018г. детей инвалидов до 18 лет в РФ-655 000,0 это 5,6 % от общего числа инвалидов.

Если смотреть статистические данные, то процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад. Численность населения практически неизменна, только за счет миграционного прироста. Естественный прирост в огромном минусе с 1992г.

Численность детей инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда РФ

Результаты первичных освидетельствований детей в возрасте до 18 лет и признаны инвалидами по категории «ребенок-инвалид»

Результаты переосвидетельствований детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и признаны повторно инвалидами по категории «ребенок-инвалид»

Если брать во внимание детей впервые признанными инвалидами по причинам болезни нервной системы, а также детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, то картина выглядит совсем не радужно.

Также обратите внимание на статистику по регионам. Существуют регионы, где детей инвалидов в разы больше, чем в среднем по всей России.

Количество детей инвалидов до 18 лет в РФ на 01.01.2018г. - 655014 чел.

Российская Федерация

Количество населения по регионам

Количество детей инвалидов до 18 лет по регионам

Количество детей
инвалидов до 18 лет на душу населения по регионам

Центральный федеральный округ

39209582

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

13899310

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в т.ч. Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ 3)

16428458

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

29636574

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

12345803

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в т.ч. Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

19326196

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт. область

Чукотский авт. округ

1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации.

2) С 2015 г. с учетом численности инвалидов по Крымскому
федеральному округу, представленной в 2015 г. по данным формы № 1-ЕДВ, в 2016 г. и далее - по данным формы № 94 (ПЕНСИИ).

3) Начиная с 2016 г. информация по Республике Крым
и г. Севастополю включена в итог по Южному федеральному округу (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2016 г. №375).

Все данные получены с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. А с учетом того, что в России нет естественного прироста населения с 1993г., то статистика не совсем точная, т.к. в численности населения, учитывается миграционный прирост, который очень высокий - по 250/300 тысяч ежегодно. По статистическим данным в среднем 700 тысяч людей с 1992г. шла на убыль ежегодно.

С 2007 по 2017 государственная программами поддержки удалось снизить убыль населения до 118 тысяч в среднем за год. Но и здесь существуют свои перегибы. С тех пор, как в России начали бороться с детской смертностью и выхаживать не жизнеспособных детей, рожденных на малых сроках, увеличилось количество детей-инвалидов. Практически каждый недоношенный ребенок находится в группе риска по детскому церебральному параличу.

Будем надеяться, что наше Государство держит руку на пульсе, и будет в дальнейшем предпринимать шаги, направленные на здоровье нации, на увеличение естественного прироста. И было бы прекрасно, дать возможность родителям больных детей выйти на работу и приносить пользу Государству, рожать здоровых детей. За счет создания детских садов с медицинским сервисом для детей инвалидов, куда принимают не только ходячих детей, но и тех, кто себя не обслуживает. Тем самым можно было бы сохранить множество семей от распада, дать возможность мамам таких детей реализовать себя в профессиональной сфере, родить в дальнейшем здорового ребенка, благодаря мерам Гос.поддержки.

Мы предоставляем информацию по следующим основным разделам.

  1. Новости здоровья, питания, диет и здорового образа жизни
  2. Правильное питание, похудение, диеты
  3. Аллергия и новые методы лечения
  4. Вредные привычки и способы отказа от них
  5. Заболевания человека, методы диагностики и лечения
  6. Рождение и воспитание детей
  7. Спорт и фитнес
  8. Рецепты здорового питания
  9. Бесплатные консультации врачей
  10. Блоги врачей, экспертов по питанию и фитнесу, группы по интересам
  11. Сервис онлайн-записи на прием к врачу ЕМИАС

Ваше здоровье - наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

ВитаПортал - официальный медицинский сайт, посвященный здоровью человека. Наша основная задача – предоставить пользователю проверенную информацию, верифицированную экспертами в своих областях.

Наш сайт о здоровье создан не для практикующих врачей, а для обычных пользователей. Вся информация адаптирована и предоставлена доступным и понятным языком, медицинские термины расшифровываются. В то же время мы уделяем большое внимание проверке подлинности своих источников, которыми становятся только официальные медицинские сайты, научные медицинские журналы и практикующие врачи и эксперты.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) подготовил рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Согласно данным, наибольший процент инвалидов – 16,2% от общего числа населения – приходится на Белгородскую область. Самое большое количество людей с ограниченными возможностями (1 592 000 человек) проживает в Москве.

По данным Росстата за 2015 год в России насчитывается 12,924 млн инвалидов. Информация по актуальной численности людей с ограниченными возможностями будет известна в январе 2017 года, когда заработает Федеральный реестр инвалидов, оператором которого выступает ПФР. В единую базу войдут данные Минтруда, Минздрава, ПФР и других ведомств. Персонифицированный учет будет вестись на базе СНИЛС.

При составлении рейтинга за основу подсчетов взяты статистические данные Росстата за 2015 год. Учитывалось количество инвалидов от общей численности населения региона. В рейтинг вошел 51 регион России, где проживает свыше 1 млн человек. Таблица условно разбита на три зоны: красную, где зарегистрировано самое большое число инвалидов (свыше 10%); оранжевую – зону средних значений (7-10%) и зеленую, где проживает менее 7% инвалидов. Почти 9% жителей страны имеют инвалидность.

В первую пятерку, где зарегистрировано наибольшее число инвалидов, вошли Белгородская область (16,2% от общего числа населения), Санкт-Петербург (15,9%), Рязанская область (13,5%), Москва (12,9%) и Чеченская Республика (12,8%). В Москве проживает наибольшее количество инвалидов, свидетельствую данные. В столице зарегистрировано 1,592 млн человек.

Самый низкий процент инвалидности зафиксирован в Ханты-Мансийском автономном округе – 3,5%. Из 1,625 млн населения инвалиды составляют 57 тыс. человек. По 5% и 5,4% имеют Тюменская и Астраханская области соответственно. По 5,9% инвалидов проживает в республике Крым и Томской области. Также «ниже среднего» — уровень инвалидности в Саратовской, Челябинской областях, Приморском, Хабаровском и Красноярском крае.

Регион

Численность инвалидов

Численность населения

% инвалидности

Белгородская область

Санкт-Петербург

Рязанская область

Чеченская Республика

Тамбовская область

Липецкая область

Курская область

Оренбургская область

Кировская область

Тульская область

Владимирская область

Ярославская область

Воронежская область

Нижегородская область

Вологодская область

Ульяновская область

Иркутская область

Брянская область

Республика Дагестан

Кемеровская область

Пермский край

Тверская область

Ивановская область

Забайкальский край

Ростовская область

Архангельская область

Калужская область

Алтайский край

Ставропольский край

Республика Татарстан

Пензенская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Самарская область

Республика Башкортостан

Удмуртская Республика

Свердловская область

Омская область

Новосибирская область

Чувашская Республика

Красноярский край

Челябинская область

Хабаровский край

Приморский край

Саратовская область

Томская область

Республика Крым

Астраханская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО — Югра

Начиная с 1998 года в России наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности инвалидов, что во многом связано с изменениями законодательства о порядке признания лица инвалидом. С 2010 года отрицательная динамика инвалидизации наблюдается лишь в первых двух группах инвалидности, тогда как численность инвалидов III группы и детей-инвалидов возрастает.

Рисунок 1. Общая численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 года, тыс. человек

Рисунок 2. Общая численность инвалидов по группам инвалидности на 1 января года, тыс. человек

Ниже приводится общее распределение по полу и возрасту. На 1 января 2015 года 65% всех российских инвалидов, стоящих на учёте в Пенсионном фонде РФ, относятся к категории граждан старше трудоспособного возраста. 30% - люди трудоспособного возраста, среди которых наиболее многочисленная группа - это граждане в возрасте от 31 до 59 лет у мужчин и от 31 до 54 лет у женщин.

Рисунок 3. Распределение инвалидов по полу и возрасту на 1 января 2015 года, тыс. человек

Более подробную информацию о количестве людей с инвалидностью в каждой возрастной группе можно найти на рисунке ниже. На момент написания отчёта последние статистические данные по этому показателю датированы 2014 годом. Данные указаны в процентах, исследование основано на выборке, объём которой не указан. Наибольшая доля инвалидов (треть всех обследованных) представляет старшую возрастную группу - 60–72 года. В ней также зафиксирован наибольший процент экономически неактивных инвалидов. Среди экономически активных граждан с наличием инвалидности пик инвалидизации приходится на 50–54 года.

Рисунок 4. Структура лиц, имеющих инвалидность, по возрастным группам в 2014 году (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости), %

1. Данные о лицах, впервые признанных инвалидами

Согласно данным Минтруда РФ, по состоянию на 2015 год впервые признаны инвалидами 695 тысяч человек, из которых 125 тысяч - инвалиды I группы, 262 тысячи - II группы, 308 тысяч - III группы.

325 тысяч граждан, впервые признанных инвалидами, находятся в трудоспособном возрасте (до 60 лет для мужчин, до 55 лет для женщин), что составляет 47% от общего числа лиц, впервые освидетельствовавших инвалидность в 2015 году.

Рисунок 5. Численность лиц, впервые признанных инвалидами в 2015 г., чел.

В числе наиболее распространённых причин инвалидности, по данным за 2015 год, болезни системы кровообращения (221 тысяча человек) и заболевания, сопровождающиеся злокачественными новообразованиями (213 тысяч человек)

Инвалидность по зрению зафиксирована у 22 тысяч человек, получивших статус инвалида в 2015 году. С 2008 года доля людей с заболеваниями органов зрения меняется довольно незначительно, следовательно, можно предположить, что в России на данный момент зарегистрировано примерно 400 тысяч человек, получивших статус инвалида по данной причине. Однако необходима оговорка: произведённый расчёт не учитывает другие случаи заболеваний или травм, сопровождающиеся частичной или полной потерей зрения. Следовательно, реальная численность слабовидящих гораздо больше. Данный вывод относится и к другим приоритетным для нас категориям: инвалидам с нарушением слуха, слуха и зрения, ментальных функций, опорно-двигательного аппарата и т. д.

По итогам российской переписи слепоглухих, проведённой при поддержке фонда «Со-единение», на каждые 7500 инвалидов с нарушением работы органов зрения приходится один слепоглухой.

Прямое нарушение работы органов слуха зафиксировано у 12 тысяч инвалидов, принятых на учёт в 2015 году, что приблизительно составляет 2% общего числа инвалидов. Однако, по заявлениям Всероссийского общества глухих (ВОГ), примерно восемь - девять миллионов человек по всей России имеют различные нарушения слуха. Cреди них приблизительно до 1,5 миллиона людей с тяжёлым нарушением слуха и 250–300 тысяч тотально глухих. Согласно нашим расчётам, людей, получивших статус инвалидности по болезням уха и сосцевидного отростка, около 255 тысяч человек.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году число людей, страдающих нарушением слуха, увеличится на 30%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году число людей, страдающих нарушением слуха, увеличится на 30%. Согласно выборочной статистике и данным ВОЗ, в России на данный момент насчитывается порядка миллиона детей и подростков с нарушением слуха. В последние годы в нашей стране наметился рост числа детей, страдающих разными формами нарушения слуха.

Кроме того, около миллиона российских инвалидов имеют освидетельствованную инвалидность по причине болезней нервной системы и расстройств психики и поведения.

Рисунок 6. Распределение численности лиц, впервые признанных инвалидами, по причинам инвалидности (данные Минтруда России, расчёт Росстата)

2. Материальное положение, структура денежных выплат

Для инвалидов предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный.

Также инвалиду полагаются социальные выплаты, часть которых осуществляется Пенсионным фондом России, а другая часть - органами исполнительной власти субъектов РФ. Информацию о региональных выплатах можно получить в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства.

Граждане, которые в установленном порядке признаны инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности:

  • страховую пенсию по инвалидности;
  • пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности;
  • социальную пенсию по инвалидности.

Если за инвалидом ухаживает неработающий трудоспособный гражданин, то он вправе обратиться за ежемесячной или компенсационной выплатой. Вид и размер выплаты зависит от того, к какой категории относится инвалид, за которым осуществляется уход, а также от статуса ухаживающего гражданина.

Общая численность инвалидов, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда РФ, в 2016 году составляет 12,4 млн человек.

В статистику также включаются лица, состоящие на учёте и получающие пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда РФ, Минобороны России, МВД России и ФСБ России. С 1 января 2008 года в статистику включены лица, состоящие на учёте и получающие пенсию в Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России. В предоставленных Федеральной статистической службой данных по средним размерам назначенных пенсий по инвалидности указывается цифра 11 972,9 рубля.

Средний размер назначенных пенсий по инвалидности составляет 11 972,9 рубля.

Этот показатель является усреднённым, и в него включаются различные виды пенсий, размеры которых значительно варьируются: например, государственная пенсия по инвалидности в ряде случаев может составлять от 14 900 до 24 800 рублей, тогда как сумма социальной пенсии колеблется от 4215 до 9919 рублей в зависимости от группы инвалидности.

Размер ЕДВ (ежемесячных денежных выплат) остаётся фиксированным и не зависит от районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания. Однако отдельные категории инвалидов (например, инвалиды войны или инвалиды, на иждивении которых проживают двое и более человек) могут получать повышенную ежемесячную денежную выплату за счёт увеличенного размера пенсий и пособий.

Рисунок 8. Средний размер ежемесячных денежных выплат на человека за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации, на 1 января 2016 г., руб.

Общая численность инвалидов, получающих ЕДВ, составляет 12 163 029 человек - это приблизительно 97% численности всех инвалидов, зарегистрированных в системе ПФ РФ.

Рисунок 9. Численность инвалидов по группам инвалидности, получающих ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и размеры выплат

Данные опроса о субъективной оценке своего материального положения домохозяйствами, имеющими в своём составе инвалидов, свидетельствуют о том, что около половины из них испытывают затруднения: 44% - при покупке одежды и оплате ЖКУ, а ещё 43% не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования.

На рисунке ниже приведены общие показатели оценки материального положения по населению в целом. Домохозяйства, имеющие в своём составе инвалидов, заметно чаще указывали на сложности с покупкой одежды и оплаты ЖКУ. В отношении покупки товаров длительного пользования доли ответов по населению и среди инвалидов аналогичны.

Из приведённых данных следует, что семьи, имеющие в составе детей-инвалидов, в целом лучше оценивают своё материальное положение, чем домохозяйства, состоящие из инвалидов старших возрастных групп (старше 18 лет).

Рисунок 10. Оценка своего финансового положения домохозяйствами, имеющими в своём составе инвалидов (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2014 году), %

На рисунке 11 приводится структура доходов домохозяйств, состоящих из инвалидов. Наибольшая доля доходов домохозяйства закреплена за социальными выплатами (88%), из которых 66% приходятся на пенсии и 22% - на пособия и компенсации различного рода.

Рисунок 11. Cтруктура денежных доходов домашних хозяйств, состоящих из инвалидов (по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2014 год), %

3. Общественная жизнь, интернет

По данным опроса граждан, имеющих установленную группу инвалидности и/или получающих пенсию по инвалидности, в 87% случаев респонденты субъективно оценили собственную неспособность вести «активный образ жизни наравне со всеми» (формулировка не уточняется). Вероятно, подобная ситуация объясняется тем, что, как мы видели, более восьми миллионов российских инвалидов являются людьми пожилого возраста; с другой стороны, препятствием может служить социальная среда и отсутствие необходимой инфраструктуры.

Рисунок 12. Наличие способности вести активный образ жизни инвалидами в возрасте 15 лет и более в 2014 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, лишь около 3% всех зарегистрированных инвалидов являются действующими членами добровольных некоммерческих организаций.

Рисунок 13. Количество инвалидов в возрасте 15 лет и более, являющихся членами добровольных некоммерческих организаций, в 2014 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

О возможности выхода в интернет заявили 15% респондентов, в подавляющем же большинстве случаев опрошенные не имеют доступа к Сети. Разумеется, опрошенные в возрасте от 15 до 29 лет выделяются на этом фоне - у 54% есть возможность пользоваться интернетом. Однако приведённая статистика не позволяет с уверенностью говорить о распространённости практики пользования интернетом среди инвалидов.

Рисунок 14. Наличие возможности для выхода в интернет у инвалидов в возрасте 15 лет и более в 2011 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

4. Государственный учёт инвалидов

Сведения государственной статистики по вопросам инвалидности, включая полный перечень граждан с освидетельствованной инвалидностью, содержатся в ведении Пенсионного фонда РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства труда и социальной защиты РФ (часть информации об инвалидности может содержаться и в документах силовых ведомств в том случае, если речь идёт о травмах, полученных в результате боевых действий и исполнения служебных обязанностей).

Подавляющая доля граждан, признанных инвалидами, находится на учёте Пенсионного фонда РФ, который назначает порядок социальных выплат по инвалидности. Выплата пенсий и других социальных выплат возможна лишь в случае освидетельствования лица, признания статуса инвалидности.

Освидетельствование инвалидности производится по решению бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ): по состоянию на 2015 год на территории РФ зарегистрировано 1728 отделений. Приём и освидетельствование (в том числе повторное) граждан осуществляется в районных отделениях БМСЭ.

Вся последующая документация оказывается в ведении Федерального бюро медико-социальной экспертизы. Исчерпывающий перечень результатов освидетельствований может содержаться в автоматизированной базе данных научно-методического центра Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

Выделение соответствующего сегмента из общей массы клиентов банка может осуществляться в том числе путём расчёта и фиксации средних размеров денежных выплат по инвалидности. Например, размер социальной пенсии по инвалидности установлен государством и подвержен изменениям лишь на основании соответствующих актов или индексации (напомним, в 2016 году для III группы - 4215,90 рубля, для II группы - 4959,85 рубля, для I группы - 9919,73 рубля, для детей-инвалидов - 11 903,51 рубля).

При расчётах необходимо учитывать тот факт, что одно и то же лицо может получать более одного типа социальных выплат, а также и то, что размеры других пенсий не являются фиксированными и рассчитываются индивидуально.

При расчётах необходимо учитывать тот факт, что одно и то же лицо может получать более одного типа социальных выплат, а также и то, что размеры других пенсий не являются фиксированными и рассчитываются индивидуально. Например, страховая (трудовая) пенсия рассчитывается суммированием базового размера (зависит от степени нетрудостпособности) с объёмом персональных накопленных пенсионных средств, разделённых на длительность вероятного дожития (нормами установлено 228 месяцев). На расчёт влияют районные коэффициенты, наличие иждивенцев (по уходу за ребёнком), проживание в условиях Крайнего Севера и стаж (20 лет стажа дают право получать пенсию по более высокому тарифу). Государственная пенсия вычисляется из размера социальной пенсии (то есть в конечном итоге тоже фиксированная), умножаясь на величину от 100% до 300%, однако круг её получателей заметно уже. На коэффициент влияет группа инвалидности и основание получения государственной пенсии.

Сегментирование по зачислениям ЕДВ возможно, но с учётом категории инвалидности, факта наличия соцпакета и других обстоятельств (так, для инвалида I группы размер выплаты с 1 февраля 2016 года составляет 3357 рублей 23 копейки (с соцпакетом).

В нашей стране принята классификация, включающая три группы инвалидности.

I группа присваивается лицам с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, надзоре или помощи.

II группа инвалидности устанавливается тем, кто имеет значительные функциональные нарушения и практически полную нетрудоспособность, но не нуждающимся в постороннем уходе и помощи, то есть способным себя обслужить самостоятельно.

Установление III группы инвалидности предусматривает возможность продления трудовой деятельности.

В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учёте и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России. Расчёт Росстата.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.