Обеспечение доступным. «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской федерации» государственная программа российской федерации
- обеспечение объема ввода жилья в 2015 году показатели программы до 71 млн. кв. метров общей площади жилья в год, в 2017 году – 79 млн. кв. метров общей площади жилья в год, к 2020 году – до 92 млн. кв. метров общей площади жилья в год;
- достижение доли семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем в 2015 году, – 22,5 процента, в 2017 году – 37 процентов, в 2020 году – 60 процентов;
- площадь земельных участков, вовлеченных Фондом РЖС в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, из находящихся в федеральной собственности земельных участков - не менее 7,5 тыс. га ежегодно в период 2013 – 2020 годов; общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства – 4 тыс. га в 2013 году, в период 2014 – 2020 годов – 5 тыс. га ежегодно;
- коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) – 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 30 процентов в 2015 году, до 50 процентов к 2018 году, поддержание значения данного показателя на уровне не менее 50 процентов в 2020 году;
- количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов – 714 тыс. штук в 2015 году, 815 тыс. штук в 2018 году, 868 тыс. штук в 2020 году;
- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,6 процентного пункта, к 2018 году – до уровня не более 2,2 процентного пункта, к 2020 году – до уровня не более 2,2 процентного пункта;
- доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах – 7,4 процента до конца 2015 года, 8,8 процента – до конца 2017 года, 10 процентов к 2020 году;
- доля семей, обеспеченных жильем, от количества семей в ЗАТО, состоявших на учете по улучшению жилищных условий по состоянию на 2011 год – по 1,23 процентов ежегодно;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 714,0 тыс. человек в период 2013 – 2015 годов, 301,9 тыс. человек в 2016 – 2020 годах; – количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, из числа отдельных установленных категорий – 201,99 тыс. семей в период 2013 – 2015 годов, 120,94 тыс. семей в период 2016 – 2017 годов, 253,6 тыс. семей в период 2018 – 2020 годов;
- доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года: 2015 год – 3,6 процента; 2017 год – 6,2 процента; 2020 год – 11,6 процента;
- улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 2013 – 2015 годов для 2,94 млн. человек, в период 2016 – 2020 годов – для 13,08 млн. человек;
- доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе – не более 12 процентов в 2015 году; не более 11 процентов в период 2017 – 2020 годов;
- – доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов;
- темп изменения объема потребления холодной горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом – снижение на 10,2 процента в период 2013 – 2015 годов, снижение на 6,5 процентов в период 2016 – 2017 годов; снижение на 6,5 процентов в период 2018 – 2020 годов; снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, – 15,2 процента в 2015 году, 14,4 процента в 2017 году, 13,6 процента в 2020 году.
количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов – не менее 60 единиц до конца 2015 года, сохранение значения данного показателя к 2018 и 2020 годам;
снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) – в 2015 году – 10,6 процентов, в 2018 году – 20 процентов, в 2020 году – 20 процентов;
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323.
Важнейшим индикатором реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и одной из главных задач на территории Калужской области является показатель объема ввода жилья и увеличение темпов жилищного строительства реализуемый в рамках государственной программы Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.12.2013 № 772 (ред. от 29.02.2016).
Приоритетами региональной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются:
1. Решение жилищной проблемы большинства граждан, улучшение в значительной степени комфортности проживания в городах и сельской местности путем:
Стимулирования массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;
Обеспечения территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
Формирования рынка арендного жилья;
Развития системы ипотечного жилищного кредитования, доступного для большинства населения;
Переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
2. Обеспечение доступности качественного жилья для большинства семей Калужской области.
3. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства путем:
Обеспечения населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
Снижения издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
Смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
Улучшения качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
Совершенствования системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.
Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения
задач государственной программы
Цели реализации государственной программы:
Снижение до 2018 года стоимости одного квадратного метра жилья на 20% к уровню 2012 года;
Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем экономкласса отдельных категорий граждан, в том числе граждан, имеющих трех и более детей;
Формирование для населения Калужской области благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания;
Создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
Предоставление доступного и комфортного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия;
Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:
Увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена;
Стимулирование строительства жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью экономкласса;
Стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создания условий для их использования в жилищном строительстве;
Обустройство территорий жилищной застройки посредством строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
Разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
Создание условий для развития рынка арендного жилья;
Совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;
Предоставление мер государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области;
Улучшение качества и уровня благоустройства жилищного фонда Калужской области;
Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;
Создание условий для формирования института ответственного собственника жилья.
2.3. Конечные результаты реализации государственной
программы
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы:
в количественном выражении к 2020 году:
Годовой объем ввода жилья составит 1000 тыс. кв. метров, в том числе соответствующего стандартам экономкласса - 368,0 тыс. кв. метров;
Доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем, возрастет до 60%;
Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» к уровню 2012 года составит 20,0%;
Коэффициент доступности жилья составит 2,45 года;
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составит 50%;
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при использовании государственной поддержки, за 2014 - 2020 годы составит 1750 семей;
Доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 3,3%;
Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда за 2014 - 2020 годы, составит 8304 человек;
Количество семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов) за 2014 - 2020 годы, составит 44,5 тыс. семей;
Объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов и займов за 2014 - 2020 годы составит около 70 млрд. рублей;
Обеспеченность населения жильем составит 28 кв. метров общей площади на одного человека, или 822 квартиры на 1000 человек населения;
Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма составит 0,362 кв. метра жилья на 1 человека, или 10 квартир на 1000 человек населения;
Коэффициент доступности жилищного фонда коммерческого использования для населения составит 0,92 года;
Площадь земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, включенных в региональные адресные перечни земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальной собственности, а также предоставленных для жилищного строительства или находящихся в частной собственности, составит 300 гектаров;
Доведение к началу 2021 года уровня газификации Калужской области природным газом до 82%;
в качественном выражении:
Создание для населения Калужской области безопасной и комфортной среды жизнедеятельности;
Обеспечение возможности для территориальной мобильности населения;
Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставлению жилья отдельным категориям граждан, решению проблемы пострадавших соинвесторов строительства жилья;
Повышение качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалистов строительной отрасли всех уровней образования;
Улучшение водоснабжения и водоотведения жилищного фонда, объектов общественной инфраструктуры до существующих нормативов, а также повышение качества питьевой воды, сокращение потерь воды, создание оптимальных условий водопользования, повышение качества поверхностных и подземных вод до состояния, отвечающего санитарным и экологическим требованиям;
Повышение правовой грамотности населения по вопросам эксплуатации жилого фонда и активности населения в сфере управления многоквартирными жилыми домами.
2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Сроки реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы.
Этапы реализации государственной программы определены индивидуально каждой подпрограммой.».
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №323 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Участники программы:
- Министерство финансов Российской Федерации,
- Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы,
- Генеральная прокуратура Российской Федерации,
- Следственный комитет Российской Федерации,
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
- Верховный Суд Российской Федерации,
- Счетная палата Российской Федерации.
Цели программы:
- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Задачи программы:
- вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса; реализация программы «Жилье для российской семьи»;
- содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
- содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Структура государственной программы:
Подпрограммы:
- Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России».
- Подпрограмма 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России».
- Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации государственной программы».
Программно-целевые инструменты:
- федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы;
- федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы;
Целевые индикаторы и показатели:
- обеспечение объема ввода жилья в 2015 году -76 млн. кв. метров, в 2017 году — 93 млн. кв. метров, в 2020 году — 100 млн. кв. метров, в том числе годовой объем ввода жилья экономического класса: в 2015 году — 47,6 млн. кв. метров, в 2017 году — 61,4 млн. кв. метров, в 2020 году — 66 млн. кв. метров, из них в рамках программы «Жилье для российской семьи»: в 2015 году — 5 млн. кв. метров, в 2016 году — 6 млн. кв. метров, в 2017 году — 14 млн. кв. метров;
- доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2015 году — 22,5 процента, в 2017 году — 37 процентов, в 2020 году — 60 процентов;
- площадь земельных участков, вовлеченных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство — не менее 7,5 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 5 тыс. гектаров в 2014 году, не менее 5,5 тыс. гектаров в 2015 году, не менее 6 тыс. гектаров в 2016 году, не менее 6,5 тыс. гектаров в 2017 году, не менее 7 тыс. гектаров в 2018 году,не менее 7,5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- общая площадь земельных участков, предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства — не менее 4 тыс. гектаров в 2013 году, не менее 3,75 тыс. гектаров ежегодно в 2014 — 2015 годах, не менее 4 тыс. гектаров ежегодно в 2016 — 2017 годах, не менее 4,5 тыс. гектаров в 2018 году, не менее 5 тыс. гектаров ежегодно в 2019 — 2020 годах;
- количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов — не менее 70 единиц нарастающим итогом к 2016 году;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года): в 2015 году — 10,6 процента; в 2018 году — 20 процентов; в 2020 году — 20 процентов;
- коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) — 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств — до 30 процентов в 2015 году, до 40 процентов в 2018 году, до 50 процентов в 2020 году;
- количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов — 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. кредитов в 2018 году, 1053 тыс. кредитов в 2020 году;
- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пункта, к 2018 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта, к 2020 году — до уровня не более 2,2 процентных пункта;
- доля ввода жилья для цели сдачи в наем в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах — 3,8 процента в 2015 году, 7,4 процента в 2017 году, 9,4 процента в 2020 году;
- доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года: 2015 год — 3,6 процента; 2017 год — 6,2 процента; 2020 год — 11,6 процента;
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод — 16,5 процента в 2015 году, 30 процентов — в 2017 году, сохранение значения указанного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 — 27 кв. метров на человека — в 2015 году и 28 — 35 кв. метров — в 2020 году;
- достижение уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
- формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;
- увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
- создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
- достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
- повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
- снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского союза.
Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» реализуется в 2013 — 2020 годах в 3 этапа :
- Этап 1: 2013-2015 годы
- Этап 2: 2016-2017 годы
- Этап 3: 2018-2020 годы
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета государственной программы в 2013 — 2020 годах составляет 577934420,6 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:
Подпрограмма | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Подпрограмма 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан « | 77654976 | 38324927,8 | 44308419 | 50008925,8 | 54559601,9 | 446772301,9 | 48899201,9 | 51013701,9 |
Подпрограмма 2. «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» | 14833372,8 | 11047420 | 12676490 | 314100 | — | — | — | — |
Подпрограмма 3. «Обеспечение реализации государственной программы» | 354335,1 | 391205 | 391558,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 | 391798,1 |
ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы | общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах за счет средств федерального бюджета — 285,74 млрд. рублей | — | — | — | — | — | ||
ФЦП «Чистая вода» на 2011- 2017 годы | 3000000 | |||||||
ФЦП «Жилище» на 2016- 2020 годы | — | — | — | |||||
ИТОГО: | 139081532,8 | 89318660,2 | 96007403,7 | 50714823,9 | 54951400 | 47164100 | 49291000 | 51405500 |