Наталья бехтерева умные живут долго читать pdf. Умные живут дольше

Нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Она хотела заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, понять, что делает человека - человеком. И ей это удалось.

Подробности в ее цитатах:

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до смерти она написала научную работу «Умные живут долго».

!

Почему то, в парадигме здорового образа жизни никогда не уделялось место умственной деятельности.

Напротив, многие медики советуют в пожилом возрасте снизить эту нагрузку, в особенности тем, кто перенес инсульт, что на мой взгляд, в корне не верно. В моей теории, Образ Мыслей, включающий в себя активную и позитивную мозговую деятельность, является неотъемлимой частью здорового образа жизни и активного долголетия.

Природой предопределено так, что от бездействия наступает атрофия. менее всего поражает тот орган, который больше всего работает. Это касается всех органов человека, в том числе и головного мозга. Заставив мозг трудиться больше, можно . Поэтому умные живут дольше!

Чем старше становится человек, тем больше он нуждается в развитии мозга, т.к. с возрастом развитие притупляется и люди начинают пользоваться шаблонным мышлением, наработанным в прошлом. Привычка делает мышление стереотипным и иссушает мозг человека. Для поддержании его в тонусе нужны новые впечатления. И жизнь нам требуется не просто продолжительная, а непременно интересная, плодотворная и созидательная.

Шаблоны и стереотипы тормозят развитие человека и прогресс человечества в целом. Именно гибкий ум, нестандартный взгляд на вещи, не шаблонный подход и несогласие с укоренившимся мнением, что железяка не может плавать и летать, смогли создать пароходы и самолеты. Мы молоды пока мы гибки. Это относится как к телу, так и к мозгу. Гибкость ума и активная мозговая активность - это путь к долголетию.

Любая деятельность, требующая участия мозга, улучшает его функции. Головной мозг - это командный пункт всего организма, его генеральный штаб, где принимаются решения и отдаются распоряжения.

Мозг нуждается в активности как и тело, нуждается в постоянной тренировке для на протяжении всей жизни. Прекращение развития интеллекта неизбежно ведет к деградации. Первый сигнал недостаточной мозговой активности - это ухудшение памяти.

Мозг нельзя натренировать методами, которые применимы для накачки мышц, но интенсивная мозговая активность делает нервную систему более функциональной, устойчивой и гибкой. Образуются новые нейронные связи. Формирование этих новых связей между клетками головного мозга является его уникальной способностью реорганизовывать себя. От них зависит насколько интеллектуально развит человек. Чем выше мозговая активность, тем лучше мозговое кровообращение и ткани мозга лучше снабжаются кислородом.

Академик Наталья Бехтерева, научный руководитель Института Мозга Человека, которая на протяжение многих лет занималась исследованиями человеческого мозга, говорит о том, что активная мозговая деятельность способна продлевать жизнь и умные люди живут дольше .

Привожу цитату из одной из ее статей: " Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности (personality). В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д.

Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше ". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны.

Никак не отрицая огромную пользу и необходимость , считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга"...

..." Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально".

По данным специалистов совета по медицинским исследованиям Великобритании, смертность людей, которые на протяжении жизни занимались умственным трудом, оказалась в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал подобной нагрузки.

Можно вспомнить много примеров активного творческого долголетия. Так, Владимиру Познеру пошел девятый десяток, Сергей Михалков прожил 97 лет, Илья Репин еще в 86 писал свои последние картины, Гёте закончил "Фауста", в возрасте 83 лет, Софокл прожил 90 лет, создавая свои произведения когда ему было под 80.

Как и физическое состояние тела, общее состояние мозга можно улучшить с помощью стимулирующих видов деятельности. Различные виды умственной активности развивают разные функции и участки мозга.

Американский нейробиолог, профессор Лоуренс Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Именно он является автором Нейробики. Нейробика - это аэробика для мозга. Она вынуждает различные отделы и зоны головного мозга работать быстро и гармонично. Основной ее принцип - делать привычное каким то необычным способом. Например, чистка зубов или письмо левой рукой у правшей и правой у левшей подключает к деятельности другое, неактивное в повседневной жизни полушарие мозга. Это непривычно и неудобно, но очень полезно! Мозг адаптируется к таким сменам и трансформирует структуру отношений.

Чтобы превратить повседневные поступки в нейробические упражнения, можно изменить способ выполнения, а также делать то, что вы никогда раньше не делали или делали редко. Надо отступить от шаблонов, которые заложены в вас. Главное – это испытать новые ощущения от обычных занятий.

Посмотрите на себя со стороны, что мы делаем каждый день? Ходим на работу один и тем же маршрутом. Покупаем, одну и ту же пищу, в одних и тех же магазинах, готовим ее одним и тем же способом. Вы думаете это все способствует развитию мозговой активности?

Наш мозг построен на создании ассоциаций, на связи нового с уже имеющимся. Поэтому нужно стремиться создавать новые связи для улучшения умственного здоровья. Это может превратить жизнь в увлекательную игру и принесет пользу мозгу. Давайте поиграем! Наверняка вы сами сможете придумать для себя кучу увлекательных занятий!

Здоровались раньше формой "здравствуйте"? Разнообразьте лексику! Можно употребить: "добрый день", "приветствую вас", "привет"...

Пробуйте новые блюда, новые вкусы

Управляйте компьютерной мышью другой рукой.

Измените маршрут до работы или магазина

Поднимитесь по лестнице с закрытыми глазами

Смените парфюм, попробуйте новый аромат

Купите новую вещь, разнообразьте свой гардероб

Привыкли пить утром кофе - выпейте чай или компот, еще лучше - через соломинку и т.д.

А в сексе сколько целины не паханой! Вот уж есть где разгуляться воображению! Путешествуйте, знакомьтесь, играйте в игры, смотрите фильмы - все это позволит задействовать новые цепочки нейронов. Мозгу необходима нагрузка. Это могут быть логические задачи, игра в шахматы. Шахматы требуют планирования на несколько ходов вперед. Развиваются лобные доли. Заучивание наизусть тренирует память, включается ассоциативное мышление. Заставьте Ваш мозг напряженно трудится, если не хотите, что бы он заржавел!

Умственные упражнения увеличивают уровень нейрогенеза (образования и интеграции нейронов в нейронную сеть). Как , так и мозговая активность увеличивают секрецию фактора роста нейронов, что помогает им расти и оставаться здоровыми.

Полезно вести записи. Можно, например, вести личный дневник. Это хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга.

Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать другие люди. Это может быть, например, блог.
Поделитесь своими мыслями. Обучая чему-либо других вы обучаетесь сами.

Вот, например, я пишу статьи на свой сайт. Развиваюсь сам, изучая что-то новое и рассказывая вам.

Надо всегда заниматься самообразованием и не бояться браться за что-то новое. Усваивая новую информацию, и обучаясь ею пользоваться, мы развиваемся.

Научно подтверждено, что музыка предотвращает старение мозга. Нейроны, участвующие в процессе передачи и обработки звука, работают у пожилых музыкантов также быстро и четко, как и нервные клетки обычных молодых людей, которые не занимаются музыкой.

Для нормального физического состояния человека и его интеллектуального развития важно следить за сном, за его количеством и качеством. Недосыпание ухудшает память. Творческий потенциал и способность справляться с проблемами зависят от .

Алкоголь, наркотики и токсины - главные враги нейронов головного мозга. Под их действием нейроны разрушаются, повреждаются умственные способности.

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария... Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему... Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.

15. Мы бьемся с жизнью, думаем: вот получим премию, купим квартиру, машину, завоюем должность - то-то будем довольны! А запомнится навеки другое - как молодой и красивый папа играет на рояле старинный вальс «Осенний сон», а ты - кружишься, кружишься под музыку, словно лист на ветру…

Наталья Бехтерева всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека влияют в основном наследственность, экология и образ жизни. Теперь к ним прибавился еще один фактор - уровень интеллекта и степень интеллектуальной нагрузки. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям, и на днях обнародовали свои выводы. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.

Британские ученые пока лишь представили статистические факты и не объяснили, почему так происходит. С этим вопросом "МН" обратились к научному руководителю Института мозга человека РАН академику Наталье БЕХТЕРЕВОЙ .

Наталья Петровна, вы давно говорите о том, что поддержание интеллектуальной формы, как и формы физической, требует постоянных усилий. Теперь появились подтверждения тому, что между этими "формами" есть связь. На чем она, по-вашему, строится?

Я могу только делать предположения, хотя они основаны на наших сегодняшних знаниях о работе человеческого мозга. Известный ученый-физиолог Евгений Николаевич Соколов когда-то доказывал, что мозг живых существ функционирует по "меченым линиям". Он исследовал низших животных и обнаружил, что работа их мозга запрограммирована. Нейронная сеть у них формируется таким образом, что нервные импульсы в мозге распространяются, как поезда по рельсам, с остановками в нужных местах. У человека мозг устроен гораздо сложнее, но и у нас есть такие "меченые линии". Именно по ним "проходят" привычные действия, доведенные до автоматизма: когда вы, входя в комнату, протягиваете руку к выключателю, садитесь за стол, берете привычные предметы.

Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях - простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Чем она проще, тем меньше областей остаются "включенными". Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере.

- Для чего "большего"?

Сложной мыслительной работы, решения нестандартных задач, творчества. Последние исследования с применением современной техники - позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов - показали, что в этих случаях во многих зонах мозга (практически в каждой!) задействуются какие-то участки. У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов), и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

- Но как все это может быть связано с физической формой человека, продолжительностью жизни?

- Когда происходит подобная "нестереотипная деятельность", мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в "стереотипной ситуации" - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, "ходил" по "меченым линям" и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20 - 30 лет.

Но главное другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и, по-видимому, образуются новые нейроны - нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта.

Сверхзадачи мозгу человека полезны, даже жизненно необходимы. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и - заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, - это и есть заброшенная деревня. Он не живет, он существует.

- А тело?

Мозг имеет отношение ко всему происходящему в организме. Например, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, - в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Это лишь одна линия, но я считаю, что активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.

Я долго размышляла о возможности центральной регуляции процесса старения - он ведь состоит из нескольких фаз, и, возможно, мозг способен продлевать какую-то фазу.

- А прежде, много веков назад интеллектуально загруженных людей в популяции было меньше?

Теоретически - да. Сегодня гораздо большее число людей может оказаться в информационном поле и что еще более важно - в поле срочного принятия решений. Как было на самом деле, трудно сказать. Когда я читаю романы XII - XIII веков, то вижу, что жизнь тогда была очень непростая, хотя многое определялось ритуалами, стереотипами. С этой точки зрения меня очень интересуют монахи в монастырях: повседневная стереотипная деятельность на фоне ограничения движений. За счет чего там сохраняются интеллект и здоровье? Выгодный для организма духовный настрой?

Почему уровень интеллектуальной нагрузки не включали в число факторов, влияющих на продолжительность жизни?

Шли с периферии. А мозг действительно может очень многое, хотя далеко не все. Образ жизни "работников умственного труда" - часто ужасный, физическая активность низкая, режим питания неправильный, вредные привычки: Мозг пытается компенсировать это, но не всегда со всем справляется. Эти люди, хоть и живут дольше, но объективно нездоровы. Я ведь еще во многом сужу и по себе, и по тем, кого наблюдаю вокруг. Поэтому лучший вариант - это когда с детства и думаешь, и в теннис играешь. Если объединить физическую и умственную нагрузки, можно довольно долго хорошо жить. Тем, кто работает головой, лет в 40 надо крепко об этом задуматься.

- А тем, чей образ жизни не располагает к умственным нагрузкам, в 40 лет можно что-то изменить?

Когда-то я работала с пациентами, испытывавшими затруднения с памятью, и спрашивала у них: "Вы много читаете?" - "Да, все газеты". Тогда газеты у нас были почти все одинаковые, и я отвечала: "Если не станете читать что-то другое, то я не завидую вашей старости". Нужно практиковать хотя бы разнообразное чтение.

Надо пробовать нетривиально решать свои проблемы. Вообще в жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставит его придумать нечто неординарное. Даже на бытовом уровне, в семье. К сожалению, такой подход очень трудно навязать человеку. Хотя, с другой стороны, организованная пропаганда может многое: ведь популярны же сегодня фитнес-клубы. Может, надо создавать и "мозговые клубы"...

- У вас есть личные правила "умственной гигиены"?

Одно из них я когда-то усвоила от своего начальника, директора Института экспериментальной медицины Дмитрия Андреевича Бирюкова, у которого день был четко поделен на две половины - первую он занимался наукой, а вторую - директорскими обязанностями. И во время работы в лаборатории никто и ничто (если только не пожар) не могли заставить его прерваться. Став директором, я поступала так же и смогла долго полноценно заниматься наукой. Сейчас больше половины времени работаю дома, и это требует довольно строгой дисциплины. Пока я не напишу "дневную норму страниц" или не прочту того, что нужно для текущей работы, - не занимаюсь так называемыми мелочами, которые могут съесть время и силы. А беллетристику читаю только в постели перед сном.


Досье МН


БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна - научный руководитель Института мозга человека РАН, руководитель научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР.

Академик Н.П. Бехтерева заложила основы фундаментальных исследований в области физиологии здорового и больного мозга человека. Ею создан комплексный метод исследования принципов структурно-функциональной организации мозга человека, мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций. Н.П. Бехтерева - автор более 360 научных работ (из которых более 140 опубликовано в международной периодике), в том числе 14 монографий (4 из которых переизданы за рубежом).

СПРАВКА

Мозг и компьютер

Мозг человека содержит 10 - 20 миллиардов нейронов - нервных клеток. Один нейрон может иметь связи примерно с 20 тысячами других своих собратьев. На передачу химических сигналов между нейронами уходят микросекунды, и при этом мозг выполняет многие задачи быстрее и лучше, чем самые мощные современные процессоры. Секрет в том, что мозг не исполняет закодированные инструкции, а активизирует связи (синапсы) между нейронами. Каждая активация эквивалентна выполнению цифровой команды. Можно оценить, сколько связей активизируется каждую секунду, и сравнить с количеством команд, выполняемых компьютером за то же время. Синаптическая активность мозга достигает 1016 связей нейронов в секунду. Чтобы добиться такой производительности, потребуется миллион компьютеров Intel Pentium, потребляющих в общей сложности сотни мегаватт!

Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что человеческий мозг - это живое существо, находящееся в нашем теле.

Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком. И, кажется, ей это удалось. Подробности в ее цитатах.

1. Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

2. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

3. Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

4. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавленны или перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

5. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами. Когда хотят впечатляюще оценить интеллект человека, нередко вспоминают эту «историческую легенду» – и чаще всего без имени героя (Юлия Цезаря) говорят: X (Y, Z) может одновременно слушать, писать, говорить. Почему-то я в такой вариант в прямом его смысле не поверила. И показалось мне, что здесь используется как бы обходной вариант – идет быстрое переключение с одной деятельности на другую при минимальных потерях информации и с удержанием в памяти ведущей линии во всех трех ситуациях. И, как я думаю сейчас, не очень «захватывающих», не очень эмоционально значимых. Если хотя бы одно из «дел» окажется доминирующим – в его пользу сломается вся система.

6. Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину.

7. Ещё одна тайна мозга - сны. Наибольшей загадкой мне кажется сам факт того, что мы спим. Мог бы мозг устроиться так, чтобы не спать? Думаю, да. Например, у дельфинов спят по очереди левое и правое полушария… Чем можно объяснить «сны с продолжением» и тому подобные странности? Допустим, вам не в первый раз снится какое-то очень хорошее, но незнакомое место - например, город. Скорее всего, «сказочные города» снов формируются в мозге под влиянием книг, кинофильмов, становятся как бы постоянным местом мечты. Нас тянет к чему-то ещё не испытанному, но очень хорошему… Или вещие сны - это получение информации извне, предвидение будущего или случайные совпадения?.. Я сама за две недели «до события» со всеми подробностями увидела во сне смерть моей матери.

8. Мне всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека - человеком.

9. Между прочим, вы знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает - «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой - ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и понимать не один, а множество планов.

10. Оказывается, когда кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав - перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем.

11. Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой - она читала прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений - 80 %. Как у нее это получалось?

12. Принято говорить, что у нас задействованы только 5-7 % мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человек работают почти все 100 % - но не разом, а как огоньки елочной гирлянды - по очереди, группами, узорами.

13. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но - не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом, и показал, что есть смысл в будущем. Без сверхзадачи человеческое существование лишено смысла. Животные рождаются, дают жизнь новым поколениям, потом функция размножения угасает, и наступает смерть. А мы - мы не умираем, пока у нас есть цель - дождаться внуков и правнуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите.