Почему люди любят делать селфи. Селфи шаг за шагом

Развитие технологий и появление социальных сетей обеспечило нас очевидным способом повышения самооценки: просто сделай фото себя, выложи на всеобщее обозрение и собирай заветные «сердечки» – лайки. В наших сумочках или карманах всегда лежит смартфон или планшет, который можно достать в любой момент, чтобы сделать удачный кадр.

Однако в некоторых случаях, казалось бы, безобидная забава превращается в навязчивую идею. Стремление сделать оригинальное фото приводит человека в потенциально опасные места, а также мотивирует совершать рискованные поступки.

Так у модного увлечения появилось врачебное название – селфи-зависимость, которую американские психологи признали одним из видов расстройства психики, в России же это проявление относят к аддиктивному поведению.

Как распознать зависимость от селфи, и какие меры предпринять для излечения этой модной болезни, вы узнаете в нашей статье.

Для начала разберемся в сути явления. Мода на фотографии самого себя – селфи, которые также называют в социальных сетях «себяшка» или «самострел», стала трендом в 2013 году и по сей день пользуется большой популярностью у пользователей социальных сетей.

Производители мобильных устройств стали оснащать новые модели фронтальной камерой, чтобы каждый мог сделать автопортрет в любой удобный момент. Кроме того для селфи используют зеркала, а сейчас и специальные моноподы, которые позволяют увеличить угол обзора камеры, путем закрепления смартфона на длинной ручке.

Некоторые виды селфи также приобрели отдельное название:

  • фото вместе с любимым человеком – релфи;
  • фото ног в разной обуви на красивом фоне – шуфиз;
  • если на фото губы сложены трубочкой и вытянуты вперед, его называют дакфейс;
  • кадр-отражение в зеркале лифта – лифтолук;
  • фотография собственных ягодиц – белфи;
  • экстрим-селфи – фото, сделанные во время занятия экстремальными видами спорта или при опасных обстоятельствах.

Почему возникает навязчивое желание делать селфи?


Попробуем разобраться в причинах возникновения этой странной моды. Что подталкивает молодых людей делать множество фотографий самих себя и заполнять ими аккаунты в социальных сетях?

В первую очередь «самофотографированием» увлеклись тинейджеры. Этому есть простое объяснение: в подростковом возрасте происходит становление социального Я. На первое место по важности выдвигается вопрос: «Каким меня видят окружающие (особенно ровесники и друзья)?».

Подростки сомневаются в собственной привлекательности, их самооценка неустойчива, вот почему они постоянно хотят знать мнения социума. Простой и всегда доступный способ получить обратную связь от окружения – сделать селфи и выложить на своей странице в социальной сети.

Однако виртуальное сообщество очень часто дает неадекватную реакцию в виде оскорблений, негативных комментариев или равнодушия. Многие автоматически ставят лайки всем фотографиям в ленте. Таким образом, тинейджеры оказываются дезориентированными и тщетно ищут способы все время получать позитивную реакцию, все сильнее попадая под влияние мнения пользователей социальных сетей.

Если взрослый человек оказался в плену селфи-мании, это может говорить о низкой самооценке, инфантильности, и аналогичном желании получить одобрение социума.

Признаки селфи-зависимости


Наличие большого количества селфи в аккаунте само по себе не говорит о болезни. Исследования показывают, что определить селфи-зависимость можно по следующим признакам:

  • создание не менее трех снимков самого себя в день;
  • постоянное размещение этих фотографий в социальных сетях;
  • отслеживание количества лайков и комментариев.

Еще одним характерным признаком также является трата большого количества времени на создание селфи и придание этому чрезмерно большого значения.

Различают начальную, острую и хроническую стадии развития болезни. На первом этапе человек начинает чаще делать селфи и хранит их на своем телефоне, в острой же стадии он или она постоянно размещает свои автопортреты в социальных сетях и отслеживают реакцию социума. На хронической стадии создание «себяшек» становится навязчивой идеей, причем отсутствие возможности сфотографировать самого себя или запостить фото переносится очень болезненно, может вызывать перемены в настроении и плохое самочувствие.

К чему приводит селфи-мания?


Очевидными последствиями селфи-зависимости становятся нестабильная самооценка и склонность к нарциссизму, а также нерациональный расход времени, которое тратится на создание и постинг фотографий.

Кроме того, селфи-мания может подтолкнуть к рискованным действиям. В погоне за удачным кадром подростки и взрослые люди забывают про реальность и не думают о возможных последствиях.

Увлеченный фотографированием себя, человек может не заметить предупреждающих знаков или забраться на высоту, где любое неловкое движение – потенциальный риск получения травмы. Так, многие получают переломы рук и ног.

Иногда желание получить уникальный кадр может даже привести к летальному исходу. В Америке такой случай произошел с парнем 22-х лет по имени Мэн, который хотел сделать фото с коробкой фейерверка на голове.

В России сейчас также стали происходить несчастные случаи, возникающие на фоне селфи-зависимости.

Как вылечить селфи-зависимость?


Как избавиться от селфи-зависимости

Если вы обнаружили у себя или у вашего знакомого все признаки описанной болезни, мы рекомендуем сразу обращаться к психологу. Квалифицированный специалист поможет разобраться в причинах ее возникновения и даст рекомендации, которые позволят изменить отношение к селфи и забыть о навязчивых мыслях. В особенно тяжелых случаях может быть назначена медикаментозная терапия.

Однако при желании можно попытаться самостоятельно преодолеть развивающуюся зависимость. С этой целью психологи рекомендуют предпринять следующие действия.

  • Завести блокнот и ручку или вести заметки в смартфоне, в которых записывать свои чувства и мысли, особенно в те моменты, когда возникает желание сделать селфи.
  • Взять за привычку планирование своего времени – составлять график дня и план дел. Важно ограничить возможность фотографирования, установив временной лимит и фиксированное количество кадров.
  • В качестве альтернативы виртуальному общению нужно попытаться найти хобби и единомышленников в реальной жизни. Это могут быть танцы, занятия творчеством или спортом, встречи с друзьями, одноклассниками и так далее.

Если ваша реальная жизнь будет достаточно насыщенной и интересной, селфи-зависимости не останется места. Главное, активно проводить свое время, чтобы вам было элементарно некогда взять смартфон в руки.

Что такое селфи знает каждый. Даже если вы не слышали названия этого явления, то вы точно видели его в Интернете. Селфи – это ваша фотография, которую вы делаете самостоятельно. В зеркало или просто на вытянутой руке. Сегодня Интернет просто заполнен селфи всех видов. Причем это не только фотографии обычных пользователей. Многие знаменитости, политики и космонавты демонстрируют миру свои изображения. В России это явление иногда называют «самострелами». На самом деле, причины популярности селфи довольно интересны. Давайте посмотрим, почему такие фотографии стали модным трендом.

Мы делаем селфи не только для себя, но и для других людей. Ведь фотографии сразу отправляются в социальные сети. Это значит, что мы хотим получить оценки других пользователей. Обычный день обычного человека можно проследить по обычным фотографиям, сделанным на смартфон. Посиделки с друзьями, походы в театр и кино, деловые встречи – все сохраняется с помощью селфи. Некоторые любители таких фотографий не скрывают, что ритуал не имеет особого смысла, просто они привыкли ежедневно его выполнять. Хотя смысл у селфи существует. Мы измеряем собственную жизнь в визуальных изображениях, и эта особенность представляет существенный интерес.

Возможности для самовыражения

Не все способны полностью раскрыть свое личное пространство для посторонних. Но иногда сделать это очень хочется. В этом случае камера мобильного телефона позволяет показать миру свои особенности. Селфи выступает в качестве посредника. Целью человека становится не конкретная реакция, а непосредственно ее наличие. Ему приятно, что другие люди обратили внимание на внутренний мир. Даже если проявление этого внимания тоже отсутствует, появляется фантазия, вероятность того, что нас заметили. Каждый человек создает собственное внутреннее пространство, в рамках которого он существует. Но реальный мир выглядит богаче и насыщеннее. Селфи позволяет впустить во внутренний мир часть внешнего, тем самым расширить его, сделать более многогранным. Фотографии также развивают и творческий потенциал. Любая фотография, даже самая простая, включает тему, выражение, идею и реализацию. Для создания этого необходимо творческое усилие. Собственный сетевой обра з – это всегда что-то новое, неповторимое. Даже если селфи является частью флешмоба, в нем все равно будет присутствовать творческий элемент.

Фальшивое «Я»

Я существую

Людям необходимо заявить миру о себе, в этом на помощь приходят фото в стиле селфи. Фотографии – это способ рассказать о себе, обозначить свое присутствие. Ответ на наше заявление – это лайки или комментарии под фотографией. Здесь тоже можно провести аналогию с психологией маленьких детей. Они познают мир через связь со своей матерью. Если мать не обращает внимания на своего ребенка, то им кажется, что мир отвернулся от них. Если похожая ситуация возникает во взрослом возрасте, то это повод задуматься. Человек пытается обратить внимание мира на собственную личность, опасаясь, что мир от него отвернулся. Это может стать причиной зависимости от лайков. Без них мы начнем сомневаться в своей самодостаточности.

Отсутствие настоящих переживаний

Для описания этого эффекта стоит немного пофантазировать. Например, человек, который без ума от селфи, встречает свою настоящую любовь. Его отношения в скором времени станут более важными, чем выкладывание фотографий в Интернет. Сетевой образ отойдет на второй план. Хотя нельзя сказать, что селфи – это что-то плохое. Главное, определиться, зачем это нужно нам самим. Возможно, что игры с собственным «я» - это всего лишь игры. Если не впадать в зависимость, если реализовывать свой творческий потенциал в реальных вещах, если уметь жить настоящей жизнью, то в селфи нет ничего дурного. Часто творческие люди используют селфи как инструмент для собственной реализации. Например, Папа Римский недавно выложил селфи, чтобы привлечь молодежь к религии. Так он показал, что христианство может быть современным, открытым и для молодых людей. Для таких фотографий главное – это граница между настоящей личностью и придуманным селфи.

Как правильно делать селфи?

Готовы? Тогда снимайте. Выбираем подходящее место, берем в руки мобильный телефон, направляем на себя, делаем по возможности беззаботное лицо и щелкаем. Через несколько секунд ваш портрет — уже в сети. «Собственная фотография, сделанная с помощью смартфона или веб-камеры для публикации на форуме или в социальной сети», – такое определение дает Оксфордский словарь «селфи», ставшему словом года всего лишь через пять месяцев после его официального признания. Проще говоря, теперь портреты пишут не художники.

Использование этого неологизма в интернете выросло за 2013 год на 17000%. Как указывается на специализированном сайте Fstoppers.com, 10% фотографий в интернете были опубликованы в течение последнего года. И многие из них являются портретами. В сети Instagram опубликовано более трех миллионов фотографий с подписью «Я», 73 миллиона с подписью «Селфи» и 187 миллионов с обозначением «Мое». Как считают эксперты авторитетного Pew Research Center, 91% американских подростков хотя бы один раз делали селфи.

Но этим увлекаются не только подростки. Сфотографировал сам себя президент США Барак Обама (вместе с премьер-министром Дании), Хилари Клинтон с дочерью, такие знаменитости, как Джастин Бибер и Рианна. Даже папа Франциск согласился сделать селфи с группой молодежи. Ежедневно появляются тысячи подобных фотографий. Тенденция становится необратимой и вызывает оживленные споры.

Конечно же, в ее основе — мобильный телефон. «Сама технология подталкивает к селфи. Смартфон невелик по размерам, фотографии не предполагают каких-либо затрат. Строго говоря, это не слишком отличается от пристрастия фотографировать предметы, гастрономические блюда и другие события, участником которых вы являетесь», – считает Хавьер де ла Ривера (Javier de la Rivera), социолог в сфере СМИ и член группы Cibersomosaguas при мадридском университете Комплутенсе, занимающийся исследованием интернет-культуры и общественных движений. Фронтальная фотокамера, которой снабжены большинство современных мобильных телефонов, значительно облегчает процесс фотографирования. Раньше тоже можно было фотографировать самого себя, но все было значительно сложнее: нужно было встать около зеркала, иметь функцию фотографирования на расстоянии, и выгнуть руку так, что невозможно было увидеть, каким получится снимок. Сейчас все делается с помощью одного клика. Чудеса!

«Это словно Христофор Колумб показал индейцам зеркало, а они впервые в жизни увидели в нем свое лицо», – говорит Энрике Сан Хуан (Enrique San Juan), директор Community Internet, известный эксперт по цифровой тематике.

Профессиональный фотограф Пеп Эскода (Pep Escoda), обладатель 16 премий Lux и член Ассоциации профессиональных фотографов Испании считает, что «по сравнению с обычной камерой, у мобильного телефона есть преимущество в том, что изображение появляется мгновенно. С мобильным телефоном все получается значительно быстрее, а сейчас есть огромная потребность в мгновенной передаче изображения».

Некоторые усматривают в этом потенциальную опасность или признаки некого расстройства. Другие же призывают не драматизировать ситуацию, утверждая, что это новая форма общения. Вопрос открыт для обсуждения. «Опубликовать селфи? Это тщеславие и самолюбование», – считает Кэрол Либерман, известная в США как психолог в сфере электронных коммуникаций. «Это наглядное проявление набирающей силу тенденции к самолюбованию. Посредством этих фотографий мы выражаем отчаянную потребность кричать во всеуслышание: посмотрите на меня!» – считает она.

Приблизительно такое же жесткое мнение выразил итальянский психоаналитик Массимо Рекалькати (Massimo Recalcati) в своей недавно вышедшей статье: «Люди уже перестали фотографировать мир, который служит им лишь декорацией. Чувствуя себя ничтожными, они всё больше одержимы самолюбованием».

Научные сотрудники Лаура Буффарди (Laura Buffardi) и Кит Кэмпбелл (Keith Campbell) в исследовании, опубликованном в Personality and Social Psychology Bulletin, указывают на то, что «подверженные нарциссизму люди используют социальные сети для того, чтобы заявить о себе». А селфи используют как инструмент для достижения этих целей. «Это современный способ раздувать собственную важность. Все больше людей используют интернет, и именно туда и стремится человек со своим автопортретом», – считает английский психолог Диана Паркинсон (Diana Parkinson).

Молодежь увлекается этим в большей степени. В работе научных сотрудников Университета Северной Каролины (США), опубликованной в издании The Altantic, указывается, что члены интернет-сообщества по степени самолюбования значительно превосходят предыдущие поколения. В докладе, подготовленном сотрудниками Бирмингемского и Эдинбургского университетов (Великобритания), содержится вывод о том, что те, кто публикует много собственных фотографий, склонны к поверхностным отношениям и вряд ли способны поддерживать настоящую дружбу. Кроме того, они имеют тенденцию сторониться других людей и соревноваться с ними посредством фотографий. «Лучше как следует подумать, прежде чем публиковать. И публикуйте фото только один раз», – предупреждают исследователи.

Но все эти отрицательные суждения не учитывают того, что мотивы создания автопортрета могут быть весьма разными. Кто-то предпочитает не выставлять фото в сети, а отправить другу или сохранить на память в своем мобильном. В данном случае желание заявить о себе отходит как бы на второй план. Кроме того, существуют разные виды селфи. Кто-то не стесняется показывать себя даже в откровенных позах, показывая грудь, мышцы, изгибы тела. Другим кажется, что они делают нечто достойное внимания, и это необходимо показать всем остальным, допустим, когда они находятся в каком-либо важном месте. Но есть также и люди, понимающие, что они выглядят смешно, и фотографируются как для того, чтобы порадовать своих друзей, так и для того, чтобы запечатлеть забавные моменты.

В этой связи Фил Гонсалес (Phil González), создатель социальной сети Instagram, отмечает игровой аспект данного явления: «Селфи – это развлечение, созданное для того, чтобы можно было посмотреть на самого себя. Не более того». Его успех отчасти обусловлен тем, что фотографии делаются мгновенно и выглядят вполне естественными. Иногда с плохим освещением, размытым фокусом и непонятным ракурсом… Как говорят фотографы, человек, который всегда позирует, не представляет интереса. «Селфи – это не просто лицо, пойманное в кадр. И дело вовсе не в том, чтобы выглядеть красиво, а в том, чтобы отобразить определенный эпизод», – считает Фредерик де ла Файе (Frederic della Faille), основатель Frontback, приложения для обмена фотоснимками.

Существует достаточно распространенное мнение о том, что автопортрет – это всего лишь один из способов рассказать о себе. Журнал Psychology Today пишет, что, вопреки мнению самых яростных критиков, споры вокруг селфи не должны концентрироваться исключительно на личности. Те, кто смотрят на эти фотографии, хотят знать, что происходит и в какой обстановке. Им уже не столько интересно, кто там изображен, сколько когда и где была сделана фотография.

Например, вместо того, чтобы написать, что «я пошел на работу», человек вывешивает фотографию с рабочим комбинезоном; дети, которые несколько лет тому назад вырезали свои инициалы на коре деревьев, сейчас публикуют в сети фото своей любимой; если раньше у знаменитостей просили автографы, а их фотографиями обклеивали стену и приглашали друзей к себе домой, чтобы посмотреть на них, то сейчас в интернете просто публикуют селфи знаменитости; если раньше люди появлялись в обществе по случаю праздников или балов, то теперь новоявленный жених или невеста заявляет о себе в виртуальном сообществе с помощью мобильного телефона; если в 80-е годы посылали почтовые открытки из тех мест, которые посетили, то сейчас предпочитают посылать собственную фотографию, сделанную рядом с каким-нибудь историческим памятником. Так или иначе, сейчас возникает новая форма визуального дневника, в котором запечатлеваются свидетельства того, что мы были там-то и делали то-то.

Поколение активных пользователей интернета вот уже многие годы фотографирует других и самих себя. «А что если автопортреты с помощью мобильника – это вполне нормальная вещь? Развитие технологии по-новому определяет понятие нормального: к нему относится все то, что можно выставить на всеобщее обозрение и найти с помощью поисковых систем», – считает Памела Рутледж (Pamela Rutledge), директор Центра психологических исследований в СМИ (США). «Если ты этого не делаешь, то в некоторых кругах тебя даже будут воспринимать как нелюдимого человека. Считается, что в сети все должно быть открытым и доступным», – подтверждает Энрике Сан Хуан.

Основной принцип интернета заключается в том, что изображение производит большее впечатление, чем текст. Следствием этого, наверное, и является расцвет селфи. «Неосознанно мы склонны отвечать и оставлять комментарии к фотографии. Наш мозг обрабатывает зрительные образы быстрее, и мы ощущаем большую вовлеченность, когда видим лица. Если вы посмотрите на страницу с огромным количеством фотографий, то в конце концов станете обращать внимание только на селфи, отмечает Рутледж. Энрике Сан Хуан еще более категоричен: «Потребители цифровой информации читать не любят, они лишь воспринимают образы. Поэтому я не рассказываю по мобильному телефону о том, что делаю, а просто посылаю фото».

Несколько лет назад, когда интернет вошел в нашу жизнь, некоторые исследователи предупреждали об опасности одиночества, изоляции и депрессий. Не сейчас мы имеем нечто совершенно обратное. Эксперты подчеркивают, что социальные сети могут повысить самооценку, улучшить восприятие внешнего вида других людей и способствовать укреплению отношений, особенно в случае положительных оценок. Поэтому селфи следует рассматривать не как статический автопортрет, а как приглашение к более тесному общению. Это форма общения, которая стимулирует социальный диалог. Эти фотографии предназначены не только для просмотра. Это своего рода приглашение друзьям в социальной сети. Селфи – это инструмент взаимодействия.

Андреа Летаменди (Andrea Letamendi), психолог и исследователь из Калифорнийского университета (США), утверждает, что данная практика особенно действенна в случае детей и подростков. «Селфи – это прежде всего результат изучения самого себя. Автопортреты позволяют выразить настроение и рассказать о пережитом. Эти фото не только существуют в электронном мире, они его создают. Эта привычка уже стала частью нашей социальной культуры и, следовательно, она полезна».

«Наши отношения выстраиваются уже не так, как раньше. У нас нет непосредственного контакта с друзьями, клиентами. Но нам по-прежнему хочется, чтобы кто-то дружески похлопал нас по плечу, говорит – Пеп Эскода. – Поэтому я считаю, что селфи – это не просто портрет, это часть долгих поисков самого себя. С помощью этих автопортретов мы стремимся к самоутверждению».

И вот тут возникает другой вопрос. Действительно ли эти фотографии отражают нашу суть? «Эти фото, скорее, показывают не то, кем мы являемся, а то, кем мы кажемся», – считает психолог Джилл Вебер (Jill Weber), работающая в журнале Psychology Today. Очень важны нюансы, потому что в случае селфи именно пользователь решает, каким будет автопортрет. И он же в итоге принимает решение о том, публиковать его или нет. Роберт Аркин (Robert Arkin), преподаватель педагогики в государственном университете Огайо (США), утверждает, что селфи представляет собой способ контроля за нашим образом, который формируется у окружающих. Мы выставляем на их обозрение свой автопортрет с определенными намерениями и целями. Какими именно?

Мариано Чолис (Mariano Choliz), преподаватель психологии в Университете Валенсии и один из авторов книги «Увлечение интернетом и социальными сетями» (Adicción a internet y redes sociales), указывает, что селфи появились из-за стремления к соревнованию: «Знаменитости стали делать их ради саморекламы. А потом, подражая им, то же самое стали делать и все остальные». Энрике Сан Хуан объясняет ценность автопортрета, сделанного с помощью мобильного телефона, тем, что впервые появляется возможность не только распространить информацию, но и обработать ее. «Сейчас пользователи неожиданно открывают для себя, что благодаря селфи они также могут это делать. Они могут заявить о себе в социальных сетях, опубликовать свои фото. Сами!» – поясняет он.

Конечно, это достаточно скоротечное удовольствие, которое длится лишь несколько секунд. Как сказал бы Энди Уорхол, у всех нас будет пятнадцать минут славы, разбитой при этом на фрагменты длительностью пять секунд каждый, которые повторяются всякий раз, когда мы вывешиваем селфи. «Пользователь, наконец-то, сам может формировать свой образ. Это, конечно, вызывает определенную эйфорию, поскольку вокруг человека образуется минипространство славы», – подчеркивает Энрике Сан Хуан. «С помощью селфи мы создаем наш публичный образ. Не обязательно самый лучший, а тот, который мы хотим. И у нас есть возможность поддерживать его. В определенной степени с помощью этих автопортретов человек формирует свою репутацию. И мы можем предлагать этот образ по своему усмотрению друзьям», – подчеркивает он.

Вовсе не стремясь ни очернять, ни обелять это явление, как это часто делается в отношении технических новинок, лучше всего соблюдать разумное равновесие. «Выставить селфи всегда приятно. Это даже может принести удовольствие. О вас узнает весь мир. И именно поэтому это может вызвать привыкание», – предупреждает Мариано Чолис. Публикация фотографий в интернете означает внесение определенного вклада в работу электронных СМИ. Но безотчетная их публикация может свидетельствовать об отсутствии самооценки. «В самых крайних случаях можно предположить, что личный опыт человека не имеет ценности, если он не делится им в сети с другими людьми. Молодежь, в частности, может испытывать большую потребность в том, чтобы заявить о себе и почувствовать поддержку друзей», – считает Хавьер де Ривера.

«Некоторые люди начинают ощущать себя фотографами лишь из-за того, что без устали делают снимки с помощью телефона. Но истинный фотограф – это совершенно другое. У него своя философия, стиль жизни, – говорит Пеп Эскода, подчеркивая творческое начало этой профессии. – Селфи – явление сложное, которое не нужно сводить исключительно к самолюбованию. Одни люди делают снимки, а другие их комментируют. А третьи довольствуются тем, что просто рассматривают их в тишине. Похоже, на наших глазах зарождается новая форма вуайеризма». Но это уже совсем другое дело. Или нет.

Селфи шаг за шагом:

Используйте мобильный телефон с фронтальной камерой.
Обеспечьте правильное освещение. Свет не должен падать прямо на лицо, потому что в таком случае его черты могут утратить естественность.
Отключите вспышку.
Оцените фон и общую обстановку. Это гораздо важнее, чем вы думаете. И люди это замечают. Важно то, где вы сделаете селфи: в ванной комнате, рядом со знаменитостью или около памятника
В момент съемки не откидывайте голову назад, поскольку вы рискуете таким образом исказить подбородок и овал лица.
Лучше выбрать угол в три четверти, чем фотографироваться анфас. Таким образом вы придаете чертам лица большую мягкость и соразмерность.
Не вытягивайте руку слишком далеко, поскольку она может попасть в кадр и будет выглядеть длиннее, чем она есть.
Постарайтесь выглядеть естественно. Естественность и непринужденность очень ценятся в сети.

Проблемы с селфи

Публикация селфи ничего плохого в себе не несет, но может создать проблемы, если, допустим, фото будут сомнительного содержания. Американские СМИ предупреждали о том, что люди все чаще фотографируются рядом с нищими, похоронными процессиями или местами катастроф. Все это – проявления дурного вкуса, не говоря уже о фотографиях сексуальной направленности. «Родителям может не понравиться, если их сын вывешивает подобные фотографии. Если к технической зависимости добавить сексуальную составляющую, то мы получим действительно неуправляемую смесь», – признает эксперт в области интернет-технологий Энрике Сан Хуан, считающий, что в любом случае нужно не ругать, а воспитывать. «Молодые люди выросли вместе с технологией. Когда они только родились, современные технологи уже существовали. А вот нам, взрослым, пришлось к этим технологиям приспосабливаться, поэтому порой так трудно понять, что происходит», – утверждает преподаватель Мариано Чолис. Недавний успех приложения Snapchat, позволяющего отправлять фотографии, которые самоликвидируются через несколько секунд, весьма показателен. Искушение освободиться от каких-либо ограничителей в течение столь короткого времени достаточно сильно. «Большинство хотят уничтожить именно селфи. Это модная и несколько нездоровая тенденция, особенно среди мужчин и женщин, состоящих в отношениях», – отмечает Сан Хуан.
перво

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Про пристрастие к селфи много шутят, но последнее время люди все больше задаются поиском реальных психологических предпосылок увлечения. Психологи и социологи даже провели немало исследований. И выяснили не только причину тяги к селфи, но и научились «читать» снимки. А чрезмерную увлеченность назвали селфизмом.

Селфи дословно можно перевести как «себяшка». Это вариант фотосъемки, при котором человек запечатлевает сам себя с помощью вытянутой руки или специального устройства – селфи-палки.

Ученым из Технологического института Джорджии удалось в ходе исследования выявить несколько интересных фактов о селфи:

  • Пик увлеченности приходится на возраст 18–35 лет.
  • Среди всех любителей селфи 70 % – женщины.
  • Больше половины фотографий отражают внешность автора, в том числе выбор одежды, макияжа, прически.
  • На втором месте по популярности селфи с родными людьми и друзьями. Так называемые социальные селфи.
  • Менее популярны селфи, подчеркивающие этническую принадлежность, рассказывающие об отдыхе автора, путешествиях, занятиях спортом.

В результате эмпирического исследования ученые пришли к выводу, что селфи – это часть самопрезентации, элемент интернет-образа. Не секрет, что люди часто являются тем, кем хотят быть, а не тем, кем являются на самом деле.

Цель фото – убедить других пользователей в успешности автора страницы. Как правило, жизненный успех на просторах интернета измеряется физической привлекательностью, богатством и здоровьем. Люди даже рискуют жизнью ради интересного снимка. К сожалению, рискуют не всегда удачно.

И это еще не все. Наверняка вы видели много шуток из рубрики «ожидание – реальность», которые наглядно показывают закулисье социальных сетей. Но зачем и кому нужно подобное пускание пыли в глаза или реальное хвастовство собственными материальными ценностями?

Психологические причины

Мы уже подошли к ответу. Прежде всего, побудителем выступает система и личности.

  1. Подделывать фото для сети любят те, кого не устраивает собственная жизнь. То же актуально для обработки фотографий. Мы сейчас не говорим о красивой профессиональной съемке. Речь идет о злоупотреблении фотошопом, изменении собственной фигуры, цвета глаз и т. д.
  2. Те, кто действительно материально обеспечен, выкладывают реальные фото в инстаграм, чтобы вызвать зависть у других людей, похвастаться, самоутвердиться.
  3. Есть третья категория людей. Те, кто просто любят себя, имеют в характере черты .
  4. Иногда селфи сопровождается действительно интересной информацией или демонстрацией красивого места, увлекательного мероприятия. «Но почему бы просто не сфотографировать окружающую обстановку?», – спросите вы. Автор хочет показать максимальную причастность к происходящему, наглядно доказать, что он там был. А то ведь попробуй докажи общественности, что просто фотографию сделал именно он. Это вытекает из потребности во внимании, значимости, причастности к чему-то важному. По крайней мере, важному с точки зрения автора. А еще чаще всего он хочет получить поддержку, одобрение, положительную оценку его действий.
  5. Для еще неокрепших личностей селфи – форма самопознания. Точнее, человек выясняет, каким мир хочет его видеть. Комментарии, лайки, дизлайки формируют у индивида представление о допустимости или недопустимости действий, эмоций, мест, запечатленных на фото. Новый цвет волос, прическа, увлечения, обучающие курсы – на все не определившийся и неуверенный в себе человек жаждет получить ответ общества.
  6. Есть люди, которым нравится публичная жизнь. Они не хотят кого-то задеть, возвыситься. Они просто хотят показать себя. Как правило, у активных пользователей селфи есть круг своих почитателей, поклонников. Это некая игра в известность. Можно, конечно, пойти дальше и предположить, что это нереализованная потребность в любви, последствие . Но, как говорил Фрейд, «иногда сигарета – это просто сигарета». Есть люди с чертами демонстративности.

Интересный факт! Согласно одной теории, пристрастие к селфи – результат стремления гармонизировать окружающую среду, пережить и принять неудовлетворяющую реальность. В психологии существует понятие эстетизации. Это , при котором человек придает эстетическое значение травмирующим вещам.

Польза селфи

Есть у селфи и чисто практическая сторона:

  • Зафиксировать успехи в похудении. Не обязательно это выкладывать, но и публично порадоваться за себя порой хочется.
  • Получить поддержку, разделить печаль или радость. Селфи отлично передают эмоции. Правда, если у человека в реальной жизни есть с кем поговорить, то он вряд ли побежит рассказывать о неудачи миру. А вот о радости иногда действительно хочется кричать на весь мир. Для этого и существуют селфи.
  • Сделать приятное другу. Представьте, что вы по почте получили долгожданную посылку с теплым свитером. Тому, кто сделал подарок, будет приятно увидеть ваше селфи в этом свитере.
  • Подтверждение своей локации для начальника или ревностного супруга. Не самый лучший пример, но это тоже бывает.
  • Самомотивация. Для некоторых людей страница с селфи – это просто виртуальный фотоальбом, напоминающий о значимых событиях.

Не страшно, если селфи – один из способов получения внимания, любви, поддержки, заботы. Если это лишь дополнение, если человек не готов ради лайка прыгать с обрыва, то это можно назвать здоровой психотерапией. У каждого свой масштаб потребности во внимании.

Послесловие

Речь идет не столько о селфи, сколько в принципе о тяге к созданиям фотографий, публикациям в социальных сетях. Самому себя сфотографировать удобнее, чем просить другого человека, особенно в незнакомых местах, потому селфи популярнее.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Некоторым людям они даже заменили реальную жизнь. Нельзя говорить о пристрастии к селфи в общем ключе. Каждый случай требует отдельного рассмотрения, понимания мотивов конкретного человека.

Селфи представляет собой автопортретную съемку, которую фотограф производит собственными силами. Наиболее популярны тематические фото, выполненные на вытянутой руке. Но, тем не менее, допускается использование и облегчающих съемку приспособлений. Например, специальной палки-штатива, зеркала или таймера.

241

Первые автопортретные снимки появились еще в начале XX века. Однако из-за сложностей манипуляций с аппаратурой, автопортретная съемка не получила широкой популярности. О данном жанре всерьез заговорили только в начале XXI века, когда цифровые фотоаппараты стали общедоступными. А с 2012 года, благодаря социальной сети Facebook, селфи стало одним из самых популярных жанров фотографии.

Автопортретные снимки делают все. Дети и взрослые, голливудские звезды и рабочие на заводе. Даже Папу Римского и Дмитрия Медведева не обошла данная модная тенденция стороной. Интересно почему делают селфи так много людей? Ниже мы приведем основные причины, о которых говорят психологи.

248

Это основные причины, по мнению психологов, почему делают селфи.