Массаж точки для улучшения речи. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга

Возраст ребенка, колич. лет

Время массажа одной точки, мин.

Максимальное

колич. точек,

используемых

за 1 сеанс

Тормозной

Возбуждающий метод

10 и более

При односторонних парезах применяется так называемая асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела).

Принцип, по которому выбирается прием воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами достаточно освоить два основных, наиболее часто употребляемых.

Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают I и II (или III) пальцы, держат их так в течение 1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течение 5-6 секунд (палец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия - «вывинчивают» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд.)

Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждающий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на область проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8-10 раз, что составляет 40-60 секунд воздействия.

Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитываются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон.

Таблица 2

Анатомо-топографические ориентиры расположения точек, используемых в речевом точечном массаже

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При неврозах, истерии, гипертензии, расстройстве глотания, треморе рук, судорогах

В центре ладони (когда рука сжата в кулак, точка находится под безымянным пальцем, между III и IV пястными костями)

При гемипарезе, спастической кривошее, головной боли, ригидности затылка

В углублении кзади от 5-го пястно-фалангового сустава с локтевой стороны кисти руки

Шень-мэнь

При бессоннице, ухудшении памяти, фобиях, неврозах, вегетососудистой дистонии

На ладонной стороне запястья, напротив мизинца (легче обнаружить, если рука немного согнута в лучезапястном суставе, ладонью вверх)

При неврите лицевого нерва, парезе мимических мышц рта, птозе века, контрактуре пальцев, вегетососудистой дистонии, оказывает анальгизирующее действие

На тыльной стороне кисти, между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости (в этом месте на выпрямленной кисти, когда большой палец прижат, возникает возвышение, а когда отведен, - нащупывается углубление)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При гемипарезе, патологии органов дыхания, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов

На лучевой стороне предплечья, чуть выше шиловидного отростка лучевой кости, где пальпируется углубление, выше лучезапястной складки примерно на 1,5 поперечных пальца

Вай-гуань

При головной боли, неврозе, расстройстве сна, спастической кривошее, писчем спазме, гипотензии, треморе рук

На тыльной поверхности руки, выше запястья примерно на 3 поперечных пальца, посередине, между сухожилиями

Нэй-гуань

При астматическом кашле, гипертензии, эпиформных приступах, расстройстве сна (широкий спектр)

На ладонной поверхности руки, симметрично предыдущей точке, между двумя сухожильными тяжами

При неврастении, гипертензии, гемипарезе, неврозах, вегетососудистой дистонии, проблемах с VII парой черепно-мозговых нервов, общеукрепляющее

У наружного края локтевой складки (если согнуть руку в локте, там образуется различимая на ощупь впадина)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При гемипарезах, вегетативнососуди

стой дистонии, парезе лицевого нерва, непроизвольной дефекации, головной боли, общеукрепляющее

На 3 поперечных пальца ниже наружного угла локтевой складки, на условной линии, идущей от локтя к большому пальцу по тыльной стороне руки, между мышцами (этот перекат хорошо ощущается, если согнуть руку в локте, подняв большой палец вверх)

При гипертензии, астеническом состоянии, неврозах, головной боли, заболеваниях полости рта, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов (широкий спектр действий, общее тонизирующее)

Ниже колена, чуть смещена наружу, у наружного края передней большеберцовой мышцы (сидя, согнуть ногу в колене и прижать ладонь к коленной чашечке; кончик среднего пальца укажет, на какой высоте лежит точка, а мизинец - на сколько она смещена вбок)

При головной боли, головокружении, параличе нижних конечностей, эпилептиформных приступах

На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление на одной линии со II пальцем, между сухожилиями

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При головной боли, головокружении, судорогах у детей, нарушении сна, фобиях, эмоциональной неустойчивости, сенсорных расстройствах

В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов примерно на 0,5 пальца

Между II и III плюснефаланговыми суставами, кпереди

При тике и спазме шейных мышц, головной боли, головокружении, эпилептиформных припадках, расстройстве слуха

Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине, на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную

Кунь-лунь

При головокружении, головной боли, напряжении затылочных мышц, гипертензии, расстройстве нервной системы, частых судорогах у детей

Во впадине между ахилловым сухожилием и задним краем латеральной лодыжки на уровне ее центра

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При бронхиальной астме, одышке, потере голоса, ларингоспазме, расстройствах речи

Примерно на 0,5 см выше середины верх него края яремной вырезки грудины

На середине наиболее выступающей части подбородка

Чэн-цзянь

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов (широкий спектр речевых расстройств)

В центре подборо-

дочно-губной

Жэнь-чжун

При обмороке, судорогах у детей, тиках и спазме мимических мышц рта, парезе круговой мышцы, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов

Одиночная точка под носом, в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов

Одиночная точка над переносицей, в углублении на середине линии, соединяющей внутренние концы бровей

При потере сознания, судорогах, апатии, ухудшении памяти, головной боли, ночных страхах у детей, неврозах, энурезе, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов (общеукрепляющее)

Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» - там, где его пересекает линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин

При вегетососудистой дистонии, мышечно-дистонических расстройствах, писчем спазме, гипертонусе, неврозах, судорогах у детей, астенических состояниях, эпиформных приступах (широкий спектр)

Одиночная точка между седьмым, последним шейным и первым грудным позвонками (находят точку сидя, наклонив голову; седьмой шейный позвонок в этом положении заметно выдается вперед)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При головной боли сосудистого генеза, проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов

В пологом углублении на виске, под волосами, в месте соединения лобной и теменной костей (примерно в 1,5 см от угла, где сходятся горизонтальная линия волос на лбу и вертикальная на виске)

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов, нарушении вестибулярного аппарата

Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем слуховой кости и вырезкой нижней челюсти

Цянь-чжэн

При проблемах с VII парой черепно-мозговых нервов, проблемах в полости рта

Под точкой Ся-гуань, на уровне нижнего края прикрепления мочки уха

При расстройствах речи, спастической кривошее, охриплости голоса, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов (широкий спектр)

У угла нижней челюсти, на один палец вперед и вверх (углубление проще нащупать, открыв рот)

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов

Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии

При парезе лицевого нерва, птозе века, опущении угла рта, проблемах с V парой черепно-мозговых нервов, бронхиальной астме

В боковой борозде крыла носа, перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза

При парезах, тиках мимических мышц, проблемах с V парой черепно-мозго-

вых нервов

На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см

При парезах, тиках мимических мышц

Посередине носогубной складки, кнаружи от точки Хэ-ляо

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При проблемах с V и VII парами черепно-мозговых нервов, речевых расстройствах (особенно при проблемах с круговой мышцей рта)

Кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка

Цзя-чэн-цзянь

При проблемах с V парой черепно-мозговых нервов, расстройствах речи

На нижней челюсти, в пересечении линий, проведенных через точки Ди-цан и Чэн-цзянь

При головной боли сосудистого генеза, спастической кривошее, патологии слуха, речевых расстройствах

Между I и II шейными позвонками, примерно на 0,5 поперечного пальца выше задней границы роста волос

При головокружении, головной боли, нарушении сна, неврастении, ригидности мышц затылка, вегетативных расстройствах

Выше задней границы роста волос примерно на 0,5 поперечного пальца и на 1,5 поперечных пальца в сторону от средней линии головы

Продолжение таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

При головной боли, гемиплегии, эпи-формных припадках

Между затылочной костью и I шейным позвонком

При головной боли, головокружении, гипертензии, неврастении, эмоциональной неуравновешенности (широкий спектр)

Под затылком, в костной ямке позади уха, под волосами, на уровне наружного слухового прохода, у наружного края трапециевидной мышцы

Лянь-цюань

При логоневрозах, расстройствах фонации, проблемах с дыханием, дизартрии

На средней линии шеи, выше ее складки на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща

При патологии дыхательных путей, расстройствах фонации, логонев-

розах, дизартриях, афазиях

На средней линии шеи, посередине верхнего края подъязычной кости, на 1 поперечный палец выше точки Лянь-цюань (при запрокинутой назад голове)

Окончание таблицы 2

Номер п/п

Название точки

Основное

использование

Местонахождение

Вай-цзинь-цзинь-

При проблемах в полости рта, слюнотечении, расстройствах речи

На 1 см в стороны

Шан-лянь-цюань

При головной боли, речевых расстройствах

Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы

В таблице с 1 по 15 номер представлены точки общего действия, а с 16 по 40 - локального.

Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек. Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми.

В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1-2 точки общего действия.

Данный метод называется рецептурным, так как точки для сеанса логопед выбирает произвольно, без акупунктурной диагностики. (Акупунктурная диагностика обязательно должна проводиться врачом-рефлексотерапевтом.)

В рецептурной методике позволяется произвольный выбор точек, так как любая из вышеописанных имеет прямое или опосредованное влияние на речевую функцию. Рецептура может меняться в зависимости от действенности сочетания данных точек и состояния ребенка, но нельзя брать одну и ту же точку более пяти раз за один курс.

Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести речевой патологии у ребенка. Возможно проведение 10, 12, 15 и 20 сеансов в одном курсе массажа. Количество используемых в сеансе точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшаться (табл. 3).

Справочник логопеда Автор неизвестен - Медицина

ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ

ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ

Точечный массаж основан на представлении древневосточных целителей об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, циркуляция крови по сосудам обеспечивается «жизненной энергией» – «чи» («кхи»). То есть, пока энергия движется по своим каналам, движется и кровь. Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. Эти каналы называют меридианами.

При застоях энергии в определенных частях тела наблюдается застой и в кровеносных сосудах этих частей тела. Вот почему энергию «чи» и кровь уподобляют предмету и его тени. До тех пор пока энергия «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал получает равное количество энергии и питает ею все внутренние органы.

Эта теория перекликается с другой теорией Древнего Востока – «концепции инь-ян». В восточной медицине эта концепция служит определяющим фактором как в диагностике, так и в профилактике и лечении болезней.

Основные положения. Метод пальцевого массажа заключается в воздействии пальцем на акупунктурные точки с лечебной и диагностической целью. Интенсивность такого воздействия определяется состоянием больного.

Метод имеет некоторые сходства с массажем, применяемым в восточной медицине. Однако он имеет принципиальное отличие, которое состоит в том, что при методе пальцевого массажа воздействие направлено на биологическиактивные точки без каких-либо других приемов восточного массажа.

Биологическиактивные точки (БАТ) обладают специфическими качествами, такими как высокий электрический потенциал, высокая температура и высокая болевая чувствительность кожных покровов, низкое электрическое сопротивление кожи. В этих точках повышено поглощение кислорода кожей и имеется высокий уровень обменных процессов.

При выполнении точечного массажа необходимо учитывать следующие принципы:

1) каждый пациент – особое неповторимое создание, и терапия, соответственно, должна быть сугубо индивидуальной;

2) обязательно соблюдение неспешности и основательности в проведении всех приемов лечения;

3) необходима комплексная терапия каждого заболевания. Техника пальцевого точечного массажа

К основным приемам точечного массажа можно отнести следующие:

1) однопальцевое вонзание;

2) пальцевое разминание;

3) ногтевой укол;

4) пальцевое надавливание.

При выполнении точечного массажа применяют две основные методики:

1) седативная (успокаивающая, расслабляющая, релаксирую-щая);

2) тонизирующая (возбуждающая, стимулирующая).

Седативная методика заключается в выполнении:

1) постепенного, нежного и непрерывного поглаживания без смещения тканей;

2) растирания круговыми движениями против часовой стрелки со смещением массируемых тканей;

3) щипцеобразного разминания;

4) вибрации (концевыми фалангами пальцев с постепенным увеличением силы давления и также с постепенным уменьшением силы надавливания).

При тонизирующей методике все движения более энергичные, прерывистые, более высокая сила надавливания.

Методы определения локализации точек. Каждая точка имеет свое определенное место на кожном покрове. Отталкиваются от легко распознаваемых ориентиров: суставы, мышечные и костные бугры, углубления между костями, мышцами и сухожилиями, соски, пупок, уши, глаза, рот, нос, границы волосяного покрова, ногти на пальцах рук и ног и др. Разработано четыре метода для поиска точек:

1) с помощью измерения на теле (метод мерных отрезков);

2) с помощью анатомических и морфологических ориентиров;

3) с помощью принятия определенных положений тела и его частей;

4) с помощью пальпации и надавливания на кожу. Наиболее часто применяемый метод – это метод мерных

отрезков (цуней). Название «индивидуальный цунь» применяется с незапамятных времен. Для определения индивидуального цуня среднего пальца больной должен соединить концы согнутого среднего и большого пальцев так, чтобы они образовали замкнутое кольцо. Расстояние между внешними концами поперечных складок согнутого среднего пальца и явится длиной индивидуального цуня.

При выполнении процедуры точечного массажа всегда необходимо помнить, что правильное определение местоположения точек способствует получению благоприятного результата. Воздействие же на соседние точки может нанести вред.

Из книги Акупунктура автора Наталья Судьина

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Штефан Палош

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Фред П. Галло

Точки акупунктуры Воздействие на точки акупунктуры приводит к улучшению состояния отдельных органов за счет балансирования энергии Ци. Точки расположены на меридианах, о которых речь шла выше. На теле человека насчитываются 664 точки акупунктуры, из которых 150 считаются

Из книги Золотые рецепты акупунктуры автора Мария Борисовна Кановская

Основные правила акупунктуры Правило Бу-се Правило Бу-се является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бу-се» следующим образом: бу– прибавить недостающую энергию; се– отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить,

Из книги Целительные точки на ступнях и ладонях. Су-джок для всей семьи автора Наталья Ольшевская

Разновидности акупунктуры Акупунктура – это натуральный подход к лечению многих расстройств и болезней: физических, психических и эмоциональных. И люди все чаще обращаются к древней медицине для лечения головной боли, ПМС, артрита, язвы, бессонницы, депрессии и многих

Из книги Диагностика заболеваний по лицу автора Наталья Ольшевская

Из книги Лечение пиявками. Золотые рецепты гирудотерапии автора Наталья Ольшевская

За пределами методов акупунктуры Когда ваша система меридианов при помощи энергетического стимулирования обретет баланс, вы сможете увидеть взаимосвязь ваших мыслей и ваших чувств. Обратите свое внимание на то, что после проработки проблемы методами энергетической

Из книги Кисть и стопа: лечение по энергетическим точкам. Секреты красоты и здоровья. Су-джок автора Наталья Ольшевская

Суть, задачи и методы акупунктуры Акупунктура неслучайно признана во всем мире – слишком высока ее эффективность в лечении самых различных болезней. И смелое утверждение, что с ее помощью можно вылечить практически все, вполне правдиво.Суть акупунктуры заключается в

Из книги автора

Преимущества акупунктуры Некоторые люди боятся иголок и считают, что акупунктура – это весьма болезненное мероприятие. Однако, в отличие от традиционной восточной медицины, в которой применяются иголки толстые, акупунктурные – гладкие, прочные и гораздо тоньше. Их

Из книги автора

Основные правила акупунктуры Правило БусеПравило Бусе является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бусе» следующим образом: бу – прибавить недостающую энергию; се – отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить, возбудить,

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Из книги автора

История акупунктуры Родиной метода акупунктуры принято считать Китай. Однако существуют некоторые доказательства, что это не только «интеллектуальная собственность» древних жителей Поднебесной. Историками и археологами собраны достоверные свидетельства, что в

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Основные правила акупунктуры Правило Бу-сеПравило Бу-се является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бу-се» следующим образом: бу – прибавить недостающую энергию; се – отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить,

Массаж может являться как общеукрепляющей процедурой, так и лечебной, решающей ряд проблем со здоровьем человека.

Многие могут относиться достаточно скептически к возможности улучшения речи или возможности малыша заговорить с использованием подобной терапии.

Однако, не стоит забывать, что состоим мы с вами из систем органов, фиксация и взаимодействие которых возможна путем мышечных взаимодействий и пульсаций нервной системы, поэтому подход в решении логопедических проблем должен быть двусторонним — развитие речи с помощью специальных занятий и проведение курса массажных процедур, которые укрепят мышечный аппарат и создадут максимальные предпосылки для речи и правильного произношения.

Дополнительно для развития речи детей и взрослых, логопеды рекомендуют метод Томатис терапии, которая позволяет возобновить связи между ухом и мозгом, привести в гармонию отношения ребенка с окружающим миром.

1. Основные задачи

К основным задачам логопедического массажа относятся:

  • коррекция звукопроизношения;
  • улучшение состояния голоса;
  • нормализация речевого дыхания;
  • устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
  • проработка проблем заикания, ринолалии, нарушений голоса, дизартрии;
  • улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

2. Показания

Показания к проведению логопедического массажа являются:

  • нарушение голоса;
  • дизартрия;
  • заикания, дискомфорт и напряжение при произношении;
  • ускорение результативности логопедических занятий;
  • непроизвольное слюноотделение;

3. Противопоказания

К ключевым противопоказаниям относятся:

  • наличие инфекционных или соматических заболеваний в остром периоде;
  • заболевания кожных покровов (острые и хронические);
  • конъюнктивит;
  • гингивит;
  • стоматит;
  • герпес и другие вирусные поражения слизистых ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов;
  • усиленная пульсация сонных артерий.

4. Условия проведения

Логопедический массаж проводится после медицинской диагностики с осмотром. Логопед устанавливает форму и структуру речевого дефекта и назначает процедуры. При этом уделяется внимание состоянию мышечного тонуса верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных мышц.

Проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут. При этом существует градация длительности в зависимости от возрастной группы: у грудничков продолжительность не превышает 10-12 минут, на начальном этапе составляет 1-2 минуты; детей дошкольного возраста продолжительность составляет до 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях воздействие может выполняться в течение года и более.

Логопедический массаж детей подразумевает осознанность необходимости его проведения родителями малыша — логопед разъясняет результативность массажа, настраивает на положительный результат. Они в свою очередь подготавливают малыша к проводимым действиям, успокаивают. Для устранения страха перед процедурой можно показать движения на другом ребенке, который уже проходил такие процедуры.

Воздействие не должно вызывать болевые ощущения, если ребенок негативно настроен к этой процедуре, на начальных этапах стоит выполнять только поглаживания. Наиболее пораженные участки прорабатываются не сразу, а в середине или ближе к концу процедуры, тем самым расслабляя малыша и устраняя страх пред возможной болью. Постепенно, процедура за процедурой наблюдается снижение боли и страха во время воздейстивя и малыш хорошо принимает все движения. Для проведения вам понадобятся:

  • стерильные медицинские перчатки;
  • защитная маска;
  • нашатырный спирт (в случае необходимости оказания медицинской помощи).

Техника проведения делится на этап классического массирования наружных покровов кожи, на этом этапе используется масло, и логопедическое массирование слизистых оболочек ротовой полости, где массаж выполняется в перчатках и медицинской маске. Общим правилом для обеих случаев является выполнение теплыми руками.

5. Техника проведения логопедического массажа

Техника выполнения повторяет порядок проведения и других частей тела, включает поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Процедура проводится в трех различных положениях тела ребенка:

  • лежа на спине головой к массажисту;
  • сидя в кресле с высоким подголовником, массажист располагается за спиной;
  • лежа на спине, массажист находится по правую руку, левой придерживая голову в теменной части черепа, а правой выполняя движения (эта позиция удобна для выполнения массажа губ, щек, жевательных мышц и языка с внешней и внутренней стороны).

Для проработки мышц лица проводится классический логопедический ручной массаж. Он выполняется в положении лежа на спине головой к массажисту.

Начинаем все движения с поглаживаний лица. Кончиками пальцев по массажным линиям массируем область лба, щек, область подбородка. Движения легкие и нежные: область лба — от центра лба к вискам, от надбровных дуг к линии роста волос; щеки – от линии носа к вискам, от линии крыльев носа к козелку уха, от уголков рта к основанию уха; подбородок – от центра к основанию черепа.

Повторяюем воздействие 3-5 раз. При необходимости выполните растирания и разминания по тем же линиям, используя гребнеобразные и граблеобразные растирания, технику валяния и пересекания на области щек.

5.1 Губы

Часто проблемы логопедического характера связаны с низким тонусом ротовой области мышц лица, поэтому интенсивно, кончиками пальцев, проводятся растирания и разминания в этой области, захватывая область подбородка, рта, носогубных складок (рекомендуется при выполнении логопедического массажа при дизартрии). Для проработки речевой мускулатуры проводим интенсивные, но не оттягивающие разминания – кончиками пальцев выполняем простое и лунообразное разминание, массируем область губ.

Выполняется от впадины между подбородком и губой к уголкам губ для нижней губы; от уголков губ к надгубной складке для верхней губы. Используйте поглаживания кончиками пальцев, растирания пиление и пунктирорание, разминание методом валяния и пересекания, вибрации методом постукиваний кончиками пальцев, завершите воздействие поглаживаниями и точечным массажем по активным точкам в этой области. Повторяем комплексное воздействие 5-7 раз. Завершаем поглаживаниями.
В случае наличия асимметрии лица массаж выполняется с большим усилием и проработкой на пораженной стороне для укрепления мускулатуры.

5.2. Шея

Для проработки области шеи в логопедическом массаже используем технику поворотов шеи в разные стороны: поворачиваем голову влево-вправо, вперед-назад, движения повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Массируем область кадыка, используя поглаживания. Движения не сдавливающие, аккуратные, повторите их 3-5 раз. Закончите логопедический массаж лица поглаживаниями: область лба от центра к вискам, от бровей к линии роста волос; верхнее веко — от внутреннего уголка глаза к внешнему, от внешнего к внутреннему для нижнего века; щеки – от линии носа к козелку уха, от крыльев носа к основанию уха, от уголка губ к основанию уха. Движения повторите 2-3 раза.

При необходимости дополните логопедический массаж массированием артикуляционного отдела со стороны слизистой оболочки.

Выполняется до еды или через 1,5-2 часа после еды в течение 5 минут. Перед выполнением процедуры оденьте стерильные перчатки.

5.3. Массаж язычной мускулатуры

Выполните поглаживания области десен в горизонтальной плоскости по правую и левую сторону. используйте прямолинейные, зигзагообразные и круговые поглаживания. Повторите 2-3 раза.

Эти манипуляции вызывают усиление слюноотделения, поэтому дайте массируемому сглонуть слюну после них.

Аналогично выполните вертикальные воздействия вдоль всей челюсти, повторите 2-3 раза и дайте сглотнуть слюну. Приступайте к массированию неба – легкими движениями пальцем производите сдвигания мягкого неба по средней линии, при этом могут произносится звуки «А» и «Э». Повторите 10-15 раз.

Массаж языка выполняется от кончика к основанию, до появления рвотного рефлекса. Выполняем легкие поглаживания, похлопывания и вибрации, общая продолжительность процедуры составляет 15-20 секунд.

Поглаживания производим прямолинейно, зигзагообразно, кругообразно. Движения начинаем от середины языка к кончику и образно, от середины к краям (техника «елочка»), от левого края к правому и назад, при этом одной рукой фиксируем язык, а второй производим процедуру. Осуществляем перекатывание пальца по поверхности языка, пощипываем язык кончиками пальцев и растягиваем его края. Выполните поглаживания со стороны подъязычной уздечки к кончику и обратно.

Вместо пальпации можно проводить логопедический массаж при помощи зубной щетки, по аналогичной схеме.

С внешней стороны массаж дополняется точечным воздействием на подчелюстную ямку в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем и вибрацией двумя указательными пальцами в течение 15 секунд под углами челюсти.

5.4. Язык

При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил:

  • массаж проводится после расслабления мышц шейного отдела, плечевого пояса и мышц нижнечелюстного отдела, потому что эти мышцы тесно связаны с мышцами корня языка;
  • движения направлены от кончика языка к корню;
  • перед началом процедуры устанавливается граница небно-глоточного рефлекса. Граница устанавливается перемещением шпателя по поверхности языка с установлением данной границы.

В случае возникновения спазмов при выполнении в наиболее запущенных случаях почти на кончике языка, массаж рекомендуется начинать при внутреннем расположении языка в полости рта, постепенно увеличивая площадь массирования и работе на поверхности языка вне рта.

Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.

После этого переходят к выполнению процедуры. Поглаживания производят большим пальцем ведущей руки, при этом указательный палец придерживает язык с другой стороны. Движения проводят от центра к периферии, продвигаясь от кончика языка к корню до установленной границы, выполняя движения с начала с правой стороны от средней линии, затем с левой. Ведомой рукой придерживают язык за кончик, ведущей рукой, используя большой и указательный палец выполняют поглаживания от центра к периферии, от кончика к границе.

Разминания выполняют путем захвата языка сверху большим пальцем, снизу – указательным и средним. Выполняют перетирание поверхности языка по обе стороны от центральной линии языка. От кончика к корню. При таком же положении пальцев выполняют растирания поверхности языка без надавливаний.

Вибрации языка выполняют путем захвата ведущей рукой кончика языка. Производят легкие потяхивания, выполняют похлопывания и надавливания шпателем (деревянным или пластиковым).

Перед воздействием на ротовую полость, научите ребенка эффективно работать со слюноотделением, для этого используйте упражнение жевания с запрокинутой головой, сглатывания слюны с одного раза, выполнять вращения языком в преддверии рта, а затем сглатывать слюну.

Методика работы со сложными случаями дцп часто включает помимо техник логопедического массажа лица проработку рук и ног малыша, развитие хватательных, кинестетических рефлексов, моторики и реакции на внешнее раздражение. В этом случае логопед работает совместно с массажистом и подбирает оптимальные методики, сочетающие массажные движения, направленные на правильное развитие костно-мышечной системы и на развитие соответствующих рефлексов и навыков.

5.5. Кисти рук

В качестве техник проведения логопедического массажа кистей рук и верхних конечностей ознакомьтесь с основными методиками детского массажа верхних конечностей и кистей, который можно дополнить следующими упражнениями:
1. «Пальчиковый бассейн» . В небольшую коробку с высотой бортиков 6-8 см высыпьте горох и фасоль, работа с таким бассейном способствует развитию активной кинестезии. Для усиления эффекта разместите в коробке предметы различной фактуры – шероховатые, гладкие, овальные, квадратные.
2. Логопедическая щетка «ежик» . В домашних условиях тренажер можно изготовить самостоятельно – используйте массажную расческу с мягким основанием крепления деревянных зубчиков, желательно размером с руку ребенка. Удалите ее из расчески, с обратной стороны приклейте войлок или кожу для придания жесткости и сделайте держатель для фиксации на руке. Тренажер используется в двух положениях – иголками к ладони и наружу. За счет большой площади раздражения проводится глубокая проработка нервных окончаний ладонной части кисти при выполнении лечебной логопедической физкультуры (похлопывание по ладоням, похлопывания от кисти к локтю, поглаживание от локтя к кисти и др.).

Дополнить логопедический массаж можно также техниками массажа по биологически активным точкам.

Нажатие на данные точки стимулирует работу определенных систем органов и групп мышц. Методика применения точечного логопедического массажа отличается простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики. Использование точечного логопедического массажа позволяет:

  • нормализовать тонус мышц;
  • улучшить работу артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов;
  • регулировать вегетативные функции и обменные процессы;
  • регулировать эмоциональное состояние;
  • оказывает профилактическое действие на расстройства голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Главным условиям эффективности точечного массажа является правильное определение локализации биологически активных точек, наиболее эффективным методом для их определения является пальпация. Производится подушечками наиболее чувствительных пальцев (чаще всего безымянного или указательного). Методика проведения следующая:

  • на начальном этапе выполняется массаж не более, чем 3-4 точек, постепенно увеличивая их количество;
  • во время одного сеанса работаем с точками как локального назначения, так и общего;
  • точечный массаж проводится до логопедического;
  • процедура носит курсовой характер, сеансы проводятся через день, интервал не должен превышать 3 дней, перерыв между курсами 3-6 месяцев;
  • при проведении процедуры, направленной на релаксацию, включите расслабляющую музыку.

При выполнении точечного массажа выполняется комплексная проработка точек, сгруппированных на определенном участке кожи. Рассмотрим такие основные блоки.

Массаж биологически активных точек нормализации работы артикуляционных мышц (БАТ1): одиночная точка под носом в верхней трети носогубной складки; одиночная точка в центре подбородочно-губной складки; парные точки на расстоянии 1 см от уголков рта; парные точки по диагонали носогубной складки почти по середине между крыльями носа и уголками губ; парные точки на нижней челюсти параллельно точкам отстающих от уголков рта на 1 см.

Биологически активные точки улучшения кровоснабжения и дыхания носоглотки (БАТ2)(улучшение резонанса голоса, профилактика голосовых расстройств): парные точки у крыльев носа; парные точки у надбровных дуг; точка посередине между бровями; парные точки на расстоянии 0,5 см по линии соединения крыльев носа с мочкой уха.

Биологически активные точки воздействия на мышцы глотки и гортани (БАТ3) (нормализация работы мышц голосового аппарата): точка на средней линии шеи между нижним краем подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща; точка на расстоянии 0,7 см выше от верхнего края яремной вырезки грудины.

Биологически активные точки нормализации состояния мышц глотки, гортани и корня языка (БАТ4): точка на средней линии шеи; парные точки по обе стороны щитовидного хряща у переднего края грудинно-ключичной-сосцевидной мышцы. Массируются очень осторожно, так как это вызывает неприятные ощущения.

Биологически активные точки нормализации работы мышц нижней челюсти (БАТ5): точка на середине наиболее выступающей части подбородка; парные точки спереди от козелка уха во впадине соединения челюсти и скуловой кости; парные точки на нижнем крае мочки уха.

Массаж по биологически активным точкам выполняется в сочетании с голосовой гимнастикой:

  • комплекс БАТ1 совместно с произнемением звуков “ЗМММ” в течение 2-3 секунд, таким образом снимается напряжение при звучании голоса;
  • комплекс БАТ2 выполняется совместно с произнесением звуков “ГМММ” в течение 2-3 секунд;
  • комплекс БАТ5 выполняется с протяжным произнесением “ЖММММ” в течение 2-3 секунд, снимается напряжение в глоточно-гортанной области;

5.6. Ушные раковины

Также воздействие на биологически активные точки можно дополнить логопедическим массажем ушных раковин. В этой области сосредоточено большое количество биологически активных точек, которые способны быстро повысить тонус нервной системы, активизировать работу мышц речевого аппарата. Массаж ушных раковин проводится на завершающем его этапе.

Начинаем с перетирания ушных раковин снизу вверх и сверху вниз, затем производим тянущие движения мочек ушей в низ, движения повторяем 5 раз. Это движение способствует активизации артикуляционных мышц. Указательный палец аккуратно помещаем в начало ушного прохода, а большим пальцем выполняем массирование козелка уха с легкими надавливающими движениями. Продолжительность: в течение 30 секунд. Эти движения помогают при насморке, устраняют осиплость. Массаж противозавитка ушной раковины выполняется с противоположной стороны ушного прохода.

Противозавиток прижимается указательным пальцем и массируется сверху вниз в течение 30 секунд. Эти движения способствуют улучшению звучания голоса.
В дополнение к точечному воздействию на ушные раковины, проводится логопедический массаж стоп и кистей, однако это больше относится к детскому массажу, так как наибольшая взаимосвязь тактильных ощущений с корой головного мозга наблюдается в грудничковом возрасте .

В завершении хотелось бы отметить, что при решении логопедических проблем старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, включайте в работу речевые занятия, упражнения на развитие и логопедический массаж — интегрируя, вы обречены на успех.

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.

Комплекс БАТ 1 Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.

А - одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;

Б - точка в центре подбородочно-губной складки;

В - парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Г - парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

Д - парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.

Комплекс БАТ 2 Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.

А - парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;

Б - парные точки у крыльев носа;

В - парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;

Г - парные точки у основания надбровных дуг в выемке;

Д - точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.

Комплекс БАТ 3 Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.

А - точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

Б - точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

Комплекс БАТ 4 Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.