Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Муз. руководитель Кутузова И.С.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения. Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

Движения, в сочетании с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.



Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи" . Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников. С сожалением приходится констатировать, что некоторые малыши не могут рассчитывать на своевременное оказание помощи в силу недоступности логопеда по ряду объективных причин. В таком случае развитие речи возлагается исключительно на родителей и сотрудников дошкольных учреждений. При этом стоит отметить, что находящиеся рядом с ребенком взрослые смогут справиться лишь с незначительными речевыми дефектами. Ожидать и требовать чего-то большего от воспитателя типичного детского сада было бы просто неразумно.

Как ни странно, самые высокие темпы развития речи зафиксированы на протяжении раннего детства. На последующих этапах данный показатель существенно ниже. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные психологами и лингвистами. Словарный запас годовалого крохи ограничен 8-10 словами, в то время как трехлетние малыши способны оперировать 1000 (!) слов.

Формирование речи входит в число приоритетных направлений развития дошкольников третьего года жизни. Дети концентрируются на расширении словарного запаса и улучшении качества произношения. Помимо этого, малыши осваивают навыки выстраивания словосочетаний и простых предложений, изучают интонационные особенности и знакомятся с различными темпами озвучивания слов. Каждая из перечисленных составляющих демонстрирует крохе многогранность и широту возможностей родного языка.

Основные понятия

Дети с диагнозом "нарушение речи" нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера. Разработанные упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.

Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.

Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития. Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Интенсивность процесса развития речи зависит от физической активности. Данное утверждение позволяет говорить о наличии тесной взаимосвязи между двумя на первый взгляд обособленными составляющими гармоничного развития малыша. В двигательных упражнениях речи присвоен статус подталкивающего к действию и контролирующего фактора. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм. Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.

Значительная часть родителей осознает важность раннего развития интеллекта малыша. Чаще всего взрослые стремятся усовершенствовать навыки чтения. Многие люди уверены в том, что востребованность методик раннего развития на протяжении последних лет свидетельствует в пользу их эффективности и полезности. Лишь тщательно приглядевшимся ученым удалось установить, что стремительное формирование навыков счета, письма и чтения затормаживает другие направления психомоторного развития, имеющие отношение к правому полушарию головного мозга. Наблюдаемые на данном этапе перекосы почти нереально исправить в будущем. Такая особенность подтверждает актуальность применения логоритмики как в пределах домашнего общения, так и в рамках детского сада. Для обучающихся по данной методике малышей характерно гармоничное и плавное развитие, показатели которого отвечают нормам возраста ребенка.

Особенности логоритмических упражнений

Логоритмика предполагает выполнение разноплановых упражнений. Помимо речевых разновидностей может быть задействована ходьба, подразумевающая регулярное изменение направления. В отдельную группу выделены упражнения, формирующие чувство музыкального ритма. Отлично зарекомендовали себя пение и выполнение действий, ориентированных на усовершенствование мелкой моторики. Некоторые из упражнений отвечают за развитие голоса, артикуляции или дыхания, в то время как другие способствуют активизации мышечного тонуса и повышению внимания.

Музыкальное сопровождение облегчает процесс выполнения упражнений. Закреплена за ним и эстетическая функция эмоционального окрашивания занятий. Простые на первый взгляд игры не только развлекают малыша, но и способствуют усовершенствованию двигательных навыков и развитию речевого аппарата. Примеры подобных игр приведены в специализированных печатных изданиях. При отсутствии последних всю необходимую информацию можно отыскать на просторах интернета.

Научное обоснование важности логоритмики

В наши дни многие светила науки и медицины осознают важность влияния двигательных навыков на формирование произношения. Факт наличия двухстороннего воздействия косвенно подтвержден появлением термина "филогенетическая связь". На этапе выполнения ритмических движений дошкольники обретают непринужденность, благотворно сказывающуюся на двигательных свойствах речевых органов. Более того, уровень развития тонких движений пальцев рук сказывается на степени развития речи.

Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других людей, являясь асоциальными личностями. Но у детей...

Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания. Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.

Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Справедливость данного утверждения была доказана педагогом Эмилем Жак-Далькрозом (Швейцария), являющимся по совместительству общественным деятелем и композитором.

Третье десятилетие ХХ столетия ознаменовалось проникновением лечебной ритмики в коррекционные учреждения. В процессе изучения индивидов с речевой патологией особое место отведено слову, способному оказывать на людей ритмическое воздействие. На практике логопедическая ритмика выделилась в обособленную ветвь коррекционной работы. По сути это направление является разновидностью кинезотерапии, сфокусированной на преодолении речевых нарушений. Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.

Детям со слабым слухом подходит фонетическая ритмика. Коррекция речевых нарушений осуществляется за счет выполнения упражнений двигательного характера, дополненных озвучиванием определенных словесных конструкций, отдельных звуков или слогов. В качестве конечного результата рассматривается правильно оформленная в фонетическом плане речь.

Работающие с дошкольниками воспитатели довольно часто руководствуются методикой музыканта и педагога Карла Орфа (Германия), настаивавшего на важности симбиоза движений, музыкального и словесного сопровождений.

Логоритмическая работа на протяжении суток

Наилучшие результаты по улучшению произношения среди дошкольников наблюдаются при условии приложения усилий со стороны каждого педагога ДОУ. Период пребывания ребенка в детском саду изобилует возможностями включения логоритмики в установленный распорядок дня:

  1. Звукоподражания и речевки могут стать неотъемлемой частью утренней гимнастики.
  2. Перед принятием пищи рекомендованы речевые игры.
  3. Чистоговорки, приговорки и потешки способны привнести нотку живости во многие режимные процессы, будь то подготовка к занятиям, умывание или предшествующие прогулке сборы.
  4. Динамические перерывы между занятиями целесообразно чередовать с логоритмическими паузами, организуемыми непосредственно в ходе занятий.
  5. Во время прогулки на улице или в стенах детского сада можно привлечь дошкольников к играм малой подвижности или подвижным играм, сопровождающимся пением.
  6. Также можно провести бодрящую гимнастику, разнообразив ее звукоподражанием.
  7. Соответствующий речевой материал может быть задействован на этапе проведения физкультурных занятий театрализованного характера.
  8. При наличии возможности желательно потратить время на организацию логоритмических досугов.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций. В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности. В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать ра...

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность — два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий. Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес. Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов.

Ограничения по возрасту отсутствуют. Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Педагогические принципы

Осуществляемая в пределах ДОУ логоритмическая работа базируется на ряде педагогических принципов:

  1. Опережающий подход помогает вычислить дошкольников с органическими и функциональными дефектами развития. Такие дети нуждаются в коррекционном обучении.
  2. Развивающее обучение подразумевает гармоничное развитие малыша.
  3. Систематичность зиждется на постулатах регулярности и непрерывности коррекционного процесса, невозможной без своевременного и правильного планирования.
  4. Полифункциональный подход базируется на одновременном решении группы коррекционных задач в рамках одного занятия.
  5. Этиопатогенетический принцип учитывает особенности речевого отклонения. При построении логоритмических занятий используется дифференцированный подход.
  6. Постепенное усложнение материала позволяет осуществить переход от простых заданий к более сложным. Поднятие на новую ступень возможно после закрепления развиваемых навыков.
  7. Эффективность наглядности объясняется наличием тесной взаимосвязи между всеми системами организма, анализирующими поступающую информацию доступными средствами. За счет этого дошкольники пополняют базу двигательных, зрительных и слуховых образов.
  8. Доступность подразумевает важность преподнесения материала с учетом особенностей речевых дефектов, физиологических и возрастных параметров ребенка.
  9. Проявляемые детьми активность и сознательность должны находить положительный отклик со стороны педагога, понимающего важность активизации познавательных процессов у дошкольников.
  10. Успешность основана на своевременности и качественности выполнения заданий, выданных с учетом возможностей конкретного ребенка.

Программа проведения занятий не является незыблемым ориентиром, требующим неукоснительного выполнения. Ответственность за изменение определенной части занятия возлагается на педагога, имеющего представление о способностях детей, их речевых особенностях и т.д. В некоторых случаях целесообразно введение упражнений из цикла артикуляционной гимнастики, в то время как при других обстоятельствах желательно сосредоточиться на проговаривании чистоговорок. Песенный репертуар может быть расширен за счет включения в него любимых детьми песен, а речевая часть дополнена знакомыми стихотворными строками. Аналогичный подход может быть применен и по отношению к материалам игрового формата.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯМузыкальное развитие и коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики Составила: Котова Светлана Владимировна музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 102 г.Волжский Волгоградской обл.2016г Цель: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия Общие задачи: Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.Развивать речедвигательную координацию.Формировать коммуникативные навыки.Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т.д. Младшая группа:Формирование чувства темпаРазвитие мышечного ощущения направления движенияФормирование предпосылок исполнительской деятельностиФормирование простейших элементов творчестваРасширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам Средняя группа:Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударенийФормирование навыка осознанного восприятия пространстваПостепенное отделение исполнительства от подражанияСтимуляция творческой активностиРазвитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. Старшая группа:Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительностиРазвитие музыкально-пластических способностейРазвитие у детей точности и выразительности исполненияВыделение творческой функции в самостоятельный вид деятельностиОбогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреб- лению грамматических форм слов, раз- тие мелкой моторики Подготовительная группа:Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышленияРазвитие способностей пластической интерпритации музыкального произведения и овладение свободой движенийСовершенствование навыков связной речи, правиль- ного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общенияОбучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений Направления логоритмики Музыкально-ритмическое направление Средства логоритмики. Рече-двигательное направление Физкультурно-оздоровительное направление Дыхательная гимнастика Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях: Артикуляционая гимнастика Пальчиковые игры Музыкотерапия активная, пассивная Ожидаемые результаты: Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.Укрепление здоровья детей.Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.






Логопедическая ритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.


Основные задачи логоритмического воздействия: 1. развитие слухового внимания; 2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; 3. развитие фонематического слуха; 4. развитие пространственной организации движений; 5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; 6. формирование и развитие кинестетических ощущений; 7. воспитание выразительности и грации движений; 8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 10. развитие физиологического и фонационного дыхания; 11. развитие певческого диапазона голоса; 12. развитие чувства ритма; 13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; 14. воспитание умения перевоплощаться; 15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; 16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.


Методологическая основа: положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.


III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков I этап Подготовительный I этап Подготовительный Содержание работы Содержание педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы.


Методы обучения Наглядные (используются при обучении движению) Наглядные (используются при обучении движению) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Приёмы работы - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы.


Средства логопедической ритмики: - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения для развития музыкального слуха; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения в игре на инструментах; - импровизация на детских музыкальных инструментах; - игровая деятельность; - развитие творческой инициативы; - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).






17 Требования к проведению логоритмического занятия: - занятие проводится фронтально один раз в две недели; - продолжительность занятия минут (в зависимости от возраста детей); - одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности; - тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы; - сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя) и родителей в подготовке и проведении логоритмических занятий.


Уровни успешности Средняя группа уч. год Старшая группа 2010 – 2011 уч. год Подготовительная группа 2011 – 2012 уч. год Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года Высокий8,3 %67 %-38,5 %66,7 %81,8 % Средний83,3 %33 %92,3 %61,5 %33,3 %18,2 % Низкий8,3 %-7,7 %--- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, в %


Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 10г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Районная педагогическая конференция

«Инновации в ДОУ»

Сообщение из опыта работы

воспитателя высшей квалификационной категории

МКДОУ ЦРР детский сад № 10г. Россоши

по теме « Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников »

г.Россошь

2013-2014 учебный год

Оглавление

I. Введение. Актуальность проблемы …………………………………………….3

II. Теоретические основы исследования

1. Из истории возникновения логопедической ритмики………………………….6

2. Вопросы коррекции речи дошкольников методами логоритмики в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………9

3. Особенности и возможности логоритмики…………………………………….10

III. Использование логоритмики в собственной практике…………………..11

IV. Заключение (выводы)…………………………………………………………..18

V. Список литературы……………………………………………………………...20

VI. Приложение…………………………………………………………………….22

«Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка».

А.С.Макаренко

I. Введение. Актуальность проблемы.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Мне часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин (нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, несформированность произвольных движений и т.д.) этот процесс затягивается.

В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что ведёт к ряду негативных последствий. Речевые нарушения часто влекут за собой отставание в физическом и умственном развитии, в разной степени отражаются на формировании личности детей, их деятельности, поведении. А впоследствии все эти факторы приводят к серьёзным проблемам в период начального школьного обучения.

Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает.

К тому же, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда и имеет возможность посещать логопедическую группу. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?

Работая в обычной группе детского сада, систематически обследуя речь своих воспитанников, я пришла к выводу, что основной причиной нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте является отсутствие ранней профилактической работы по укреплению мышц речевого аппарата. Этому способствуют и социально-бытовые факторы (сосание соски, употребление протертой пищи и.д.) и недостаточно проводимое педагогическое просвещение родителей. Поэтому назрела необходимость в изменении сложившейся ситуации, а это поставило меня в ситуацию поиска новых средств осуществления ранней профилактики нарушений звукопроизношения.

В самом начале своей работы с малышами, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Изучила множество психолого-педагогической литературы. Оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.

Логоритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика - это один из качественных методов работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной, так как логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Поэтому на сегодняшний день помимо традиционных упражнений по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания детей в обычной группе детского сада я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

II. Теоретические основы исследования

1. Из истории возникновения логопедической ритмики

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б.М. Теплова, Н.Г. Александровой и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Широкое распространение система ритмического воспитания получила в начале XX в. в Европе и стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант , профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений. Формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

В нашей стране идеи попали на благодатную почву, так как его ученицы Н.Г. Александрова и В.А. Гринер широко пропагандировали метод ритмического воспитания, нацеленный на борьбу с аритмией, которая разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больных. Затем В.А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика. Долгое время эта ветвь лечебной ритмики использовалась как дополнительный прием при лечении логоневрозов. В.А. Гринер в ходе исследования данного вопроса выдвинула ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составила коррекционный дидактический материал и акцентировала внимание на том, что логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением. В логопедическую практику этот прием вошел под названием «речь с движениями».

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свободно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

К. Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода (единство слова-музыки-движения), способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец. Использование стремления детей к творчеству, двигательной экспрессии, упрощение требований к технике игры на инструментах позволило ввести элементы его метода музыкального воспитания в программы общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений. Благодаря существенному вкладу профессора Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука.

2. Вопросы коррекции речи дошкольников методами логоритмики в психолого-педагогической литературе

Проблема коррекции нарушений в звукопроизношении детей дошкольного возраста широко освещена в психолого-педагогической литературе. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи. Все структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются не только у детей дошкольного возраста, но и в процессе обучения в школе. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи.

«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984г.) предусматривает задачу по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста всех сторон звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, устранение дефектов звукопроизношения, развитие речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов, формирование умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения. А также воспитание у детей ясной дикции.

В программе «Детство», в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.

Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» ставит перед воспитателями такую задачу: «Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно, регулировать темп и громкость произнесения, интонацию».

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.

3. Особенности и возможности логоритмики

Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

III . Использование логоритмики в собственной практике

Наличие у меня наряду с педагогическим музыкального образования, стало основой для построения системной работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников». Такую форму активной терапии я начала осуществлять впервые в 2009-2010 учебном году. Моя работа началась с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Основой моей программы являются еженедельная логоритмическая работа в рамках кружка «Веселая логоритмика», а так же совместная деятельность с детьми в течение дня.

В ходе работы кружка реализую следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Работу в данном направлении я начала вести с первой младшей группой, что дало возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей:

на начало года в группе было:

четверо не говорящих детей;

двое детей имеющих двуязычие в семье;

и четверо детей - с тяжёлыми нарушениями речи.

К концу уч. года у всех детей отметилась положительная динамика:

отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры слова: дети имеют средний и высокий уровень.

Положительная динамика развития речевой деятельности у дошкольников дала толчок для моей дальнейшей продуктивной деятельности.

В ходе систематической работы мною были разработаны перспективные планы логоритмических занятий с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Разработаны и проведены консультации для педагогов: «Коррекционная помощь детям в массовых группах детского сада», «Развитие голоса у дошкольников», «Роль речи взрослого в развитии голоса детей». Консультации «Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики», «Научите ребенка общаться», «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволили включить в работу и родителей воспитанников. Так же мною были выработаны методические рекомендации воспитателям, которые планируют использовать логоритмику в целях комплексной коррекции речи детей:

Каждое занятие по развитию речи начинать с артикуляционной гимнастики;

В работу с детьми ввести элементы самомассажа;

Включать в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения как средство профилактики речевого нарушения у дошкольников;

Внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и голоса у детей.

Систематически, вводя элементы логоритмики в своей работе, я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах.

В структуру работы кружка «Веселая логоритмика» тесно вплетены различные элементы музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звуко- произношения:

Логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; -фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и

выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

Мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;

Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Вся моя деятельность с детьми отличается вариативностью. Я могу заменить какую-либо часть образовательной области, включить в нее чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар могу включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.

Занятия в кружке не регламентированы строго по времени. Я всегда учитываю самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости время работы в кружке можно сократить.

Главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный

подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

В основу методики моей работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использую принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д).

Одна из особенностей моей программы — использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток) для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. В построении многих занятий использованы сюжеты русских народных сказок.

Важнейшую роль играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяю развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Также я нашла возможность включения логоритмики в совместную деятельность с детьми в течении дня:

Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями

Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку

Речевые игры перед едой

Логоритмические паузы во время образовательной деятельности

Динамические паузы между видами образовательной деятельности

Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого материала

Бодрящая гимнастика со звукоподражанием

Подвижные игры с пением (на прогулке)

Игры малой подвижности (в группе)

Логоритмические досуги

Один воспитатель не может обеспечить детям необходимую двигательную и речевую активность в течение всего дня, поэтому результативность работы зависит от тесной взаимосвязи и преемственности в работе с родителями.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, я пересмотрела основы взаимоотношения с ними, т.к. считаю, прежде чем решать проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители порой некомпетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей или несерьёзно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй такими, как беседы, консультации, собрания, оформление информационных стендов, в ходе апробации своей методики, удачно зарекомендовали себя новые формы и методы работы с родителями: круглый стол, деловая игра, педагогические тренинги, домашние задания(«домашний театр», коллективное чтение в семье).

На сегодняшний день хороший родитель- это компетентный родитель. Моя программа построена на активном участии родителей в процессе совместной деятельности и подразумевает решение ряда задач:

Налаживание способов конструктивного взаимодействия педагогов и родителей;

Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и детьми в процессе совместной деятельности;

Повышение уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретения навыков и умений детьми;

Обучение родителей необходимым знаниям, методам и способам занятий с малышом в домашних условиях.

Педагогическому посвящению родителей по вопросам: укрепления мышечной системы языка, губ, щек; улучшению в звукопроизношении; обогащению лексики; улучшению подвижности мелкой моторики; проявлению творческих способностей.

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому я убедила родителей в том, что если говорить неправильно, то малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова

Нельзя подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Нужно: Разговаривая с ребенком, следить, чтобы речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Имеющееся в личном арсенале методическое обеспечение позволяет мне предлагать родителям для использования в домашних условиях фонограммы, тексты песен, игр и упражнений.

В состав аудиопособий входят колыбельные, песенки-игры, песенки - потешки, сказки и многое другое, а также мелодии, которые могут использоваться в качестве сопровождения на занятиях физкультурой.

Сейчас можно приобрести прекрасный практический материал на СД и ДВД дисках. Я приобрела и уже использую в работе многие из них: -«Горелки» ,«Догоняй-ка» - эти сборники я использую для

проведения подвижных игр в помещении детского сада и на
улице;

-«Игры для здоровья», «Аэробика», «Весёлые уроки» и «Игровая гимнастика» - помогают планировать утреннюю гимнастику, занятие по физкультуре и физ. досуг;

Диски «Музыкальный зоопарк», «Гав, мяу», «Мамины уроки» и «Топ - топ», помогают подобрать музыкально-речевые, хороводные, пальчиковые игры и игры направленные на развитие слухового внимания в соответствии с темой занятия;

Диски «Золотые ворота» и «Золотая рыбка» являются прекрасным речевым материалом, так как содержат много потешек, стихов, чистоговорок;

Два диска «Сказочки - шумелочки» и «Музыкальные сказки» - я использую для проведения развлечений и досугов;

-«Физминутки», «Пять поросят», «Колыбельные» и «Игровой массаж:»
помогают мне в проведении режимных моментов.
Практический материал на дисках можно подобрать для любого возраста, начиная с рождения малыша и заканчивая начальной школой.

IV. Заключение (выводы)

Использование логоритмических приемов в моей повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания стали усваиваться детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную. Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников,вводя их с самого раннего детства в мир музыки, научила эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Любая непосредственно образовательная деятельность с элементами логоритмики, на мой взгляд, стала продуктивнее, проходит на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут с радостью, активно включаясь в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Психологи отметили, что работа в системе логоритмики позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Благодаря системной и целенаправленной работе по использованию логоритмики во всех сферах жизни детей, мои воспитанники систематически являются призёрами проводимых ежегодно внутри детского сада конкурсов выразительного чтения. Несколько детей поступили в музыкальную школу, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах, в частности, в ансамбле «Славяночка» под руководством Т.Д. Литвиненко.Так же своим достижением считаю, что в результате работы к концу средней группы в логопедическую группу берут на 60% меньше детей, чем планировалось в начале года.

Огромным плюсом проводимой работы считаю игровую форму подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая способствует не только музыкальному развитию малышей, но и мелкой моторики, речи, творческих способностей, а также обучению счету. Развитие ребенка происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и инсценировки.

В дальнейшем планирую продолжать и совершенствовать работу в системе логоритмики для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.

V. Список литературы

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004;

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;