Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Проект международной конвенции организация объединенных наций о правах инвалидов Ст 28 конвенции оон о прав

Время чтения: ~7 минут Марина Семенова 467

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.


Подписание и ратификация может состояться в любое время, сроки соблюдает страна-кандидат по мере внутренней подготовленности к этому событию. Так, РБ ратифицировала трактат лишь в 2016 году

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.


Государства, где ратифицирована мировая договорённость, юридически обязаны соблюдать прописанные в Конвенции об инвалидах стандарты

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.


Дискриминация инвалидов привела к необходимости принятия юридически обязательного документа

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что "инвалидность" – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Видео по теме

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

f. Доступность

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».

Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.

Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
  • Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
  • Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.

Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.

Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.

Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Смотрите обсуждение этого на видео:

Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.

В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.

Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:

Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.

Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.

К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Права и льготы инвалидов в России

Может ли открыть ИП инвалид?

Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:

  • Право на получение образования;
  • Обеспечение медицинской помощи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
  • Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жилой площадью;
  • Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
  • Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
  • Право на социально-бытовое обслуживание;
  • Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.

Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:

  1. Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
  2. Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
  3. Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
  4. Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .

Права опекуна недееспособного инвалида

Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.

Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заключение

Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.

Версия для детей с ограниченными возможностями

Конвенция о правах инвалидов - это подписанное странами всего мира соглашение, которое гарантирует равенство инвалидов и людей, не являющихся инвалидами. Конвенции - иногда называемые договорами, пактами, международными соглашениями и юридическими документами - указывают вашему правительству, что нужно делать, чтобы вы могли пользоваться своими правами. Это распространяется на всех взрослых и детей с ограниченными возможностями, как мальчиков, так и девочек.

Пусть нет у меня ног,
Но чувства же остались,
Я видеть не могу,
Но думаю все время,
Не слышу я совсем,
Но я хочу общаться,
Так почему же люди
Не видят моей пользы,
Не знают моих мыслей, общаться не хотят.
Ведь я способна думать, совсем как остальные,
О том, что окружает меня и всех других.
Корали Северс, 14 лет, Соединенное Королевство

Это стихотворение отражает проблемы миллионов детей и взрослых, являющихся инвалидами и живущих в разных странах мира. Многие из них каждодневно подвергаются дискриминации. Их возможности не замечают, их способности недооценивают. Они не получают необходимое образование и медицинское обслуживание, не участвуют в жизни своих общин.

Но дети и взрослые, являющиеся инвалидами, имеют такие же права, как и остальные люди.

Конвенция о правах инвалидов была принята 13 декабря 2006 года. По состоянию на 2 апреля 2008 года Конвенцию ратифицировали 20 стран, что означает ее вступление в силу 3 мая 2008 года (см. положения Конвенции на сайте по правам инвалидов).

Хотя Конвенция касается всех инвалидов, независимо от их возраста, в настоящей книге рассматривается вопрос о значении прав в жизни детей, потому что вы очень важны для нас всех.

Для чего нужна Конвенция?

Если у вас, ваших родителей или другого члена семьи есть инвалидность, вы найдете в Конвенции полезную информацию и поддержку. Она станет для вас, вашей семьи и друзей, которые хотят помочь вам, ориентиром в осуществлении ваших прав. Она определяет также, какие меры должно принять правительство, чтобы инвалиды могли пользоваться своими правами.

Люди с различными видами инвалидности из разных стран мира вместе со своими правительствами занимались выработкой текста этой Конвенции. Их идеи основаны на деятельности и существующих законах, помогавшим людям с инвалидностью учиться, получать работу, веселиться и счастливо жить в своих общинах.

Существует много правил, взглядов и даже зданий, которые нужно изменить, чтобы ребенок-инвалид мог ходить в школу, играть и делать то, что хотят делать все дети. Если ваше правительство ратифицировало Конвенцию, оно дало согласие на осуществление этих перемен.

Важно помнить, что права, сформулированные в Конвенции, не являются чем-то новым. Это те же самые права человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других международных соглашениях по правам человека. Конвенция о правах инвалидов гарантирует, что эти права соблюдаются в отношении иналидов.

Действия ради перемен

Именно поэтому была разработана Конвенция о правах инвалидов. Это международное соглашение требует от правительств всех стран защищать права детей и взрослых, являющихся инвалидами.

ЮНИСЕФ и его партнеры стремятся побудить все страны подписать Конвенцию. Это защитит детей-инвалидов от дискриминации и поможет им стать полноценными членами общества. Каждому из нас отводится какая-то роль. Прочитайте информацию, размещенную ниже, чтобы узнать, как принять участие в обеспечении должного обращения с каждым человеком.

Понять, что такое инвалидность

Вы когда-нибудь чувствовали, что все о вас забыли? Дети и взрослые, которым трудно видеть, учиться, ходить или слышать, часто чувствуют себя забытыми. Существует много препятствий, которые могут помешать их участию в жизни общества наравне с другими и которые в большинстве случаев устанавливаются самим обществом. Например, ребенок в кресле-каталке тоже хочет учиться в школе. Но он не может это сделать, потому что в школе нет пандусов, а директор школы и учителя не обращают на это внимания. Необходимым условием охвата всех и каждого является изменение существующих правил, отношения и даже зданий.

Краткое изложение Конвенции о правах инвалидов

Оптимизм - девиз нашей жизни,
Слушай ты, мой друг, и вы все, мои друзья.
Пусть вашим девизом будут любовь и вера.
Милосердный Бог даровал жизнь
Всем существам на небесах и на земле.
Если у вас есть друзья-инвалиды,
Будьте рядом с ними, чтобы дать им защиту,
Вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни,
Скажите им, что падают духом только трусы,
Храбрецы же упорны и настойчивы.
Мы живем ради надежды.
Добрая улыбка объединит нас.
В жизни нет места отчаянию и отчаявшись нельзя жить.
Джаван Джихад Медхат, 13 лет, Ирак

Конвенция содержит много обещаний. В 50 статьях Конвенции четко разъясняется, в чем суть этих обещаний. В дальнейшем под словом «правительство» будут подразумеваться правительства тех стран, которые ратифицировали Конвенцию (их называют также «государства-участники»).

Что значит ратифицировать?

Правительства, ратифицировавшие Конвенцию, соглашаются делать все возможное, чтобы претворить в жизнь ее положения. Проверьте, ратифицировало ли ваше государство эту Конвенцию. Если это так, то вы можете напомнить представителям правительства об их обязательствах. Организация Объединенных Наций публикует список государств, которые подписали Конвенцию и согласились с ее положениями.

Статья 1: Цель

В этой статье излагается основная цель Конвенции, которая заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод.

Статья 2: Определения

В этой статье приводится список слов, у которых есть специальные определения в контексте данной Конвенции. Например, «язык» означает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков. «Общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля (в которой для обозначения букв и цифр используются выпуклые точки), тактильного общения, крупного шрифта и доступных мультимедийных средств (таких, как сайты в интернете и аудио записи).

Статья 3: Основные принципы

Принципы (основные положения) данной Конвенции заключаются в следующем:

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация (равное отношение ко всем);
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);
  • равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности);
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).

Статья 4: Общие обязательства

Законодательство не должно включать законы, дискриминирующие инвалидов. При необходимости правительству следует разработать новые законы, защищающие права людей-инвалидов, и применять эти законы на практике. Если ранее принятые законы являются дискриминирующими, правительству следует изменить их. При разработке новых законов и стратегий правительствам следует консультироваться с инвалидами, включая детей-инвалидов.

Что такое законы?

Законы - это правила, которым обязан следовать каждый, чтобы люди жили во взаимном уважении и безопасности.

Статья 5: Равенство и недискриминация

Если существуют законы, которые ограничивают возможности детей-инвалидов по сравнению с другими детьми, эти законы надо изменить. Правительству следует проконсультироваться с организациями по вопросам детей-инвалидов во время принятия поправок к таким законам и стратегиям.

Правительства признают, что все лица имеют право на защиту закона и равное пользование им в пределах страны, в которой они живут.

Статья 6: Женщины-инвалиды

Правительствам известно, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации. Они обязуются защищать их права человека и свободы.

Статья 7: Дети-инвалиды

Правительства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Они также обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. На первом месте всегда должно быть то, что лучше для каждого ребенка.

Статья 8: Просветительно-воспитательная работа

Мальчики-инвалиды и девочки-инвалиды имеют те же права, что и все дети. Например, у всех детей есть право ходить в школу, играть и быть защищенными от насилия, а также участвовать в принятии решений по затрагивающим их вопросам. Правительства должны предоставлять эту информацию, а также необходимую поддержку в реализации прав детей-инвалидов.

СМИ следует сообщать о несправедливости по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями.

Правительствам следует проводить работу по обеспечению просвещенности всего общества в вопросах прав и достоинства инвалидов, а также их достижений и навыков. Они обязуются вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов. Например, в вашей школе следует поощрять уважительное отношение к инвалидам, и этому должны учиться даже маленькие дети.

Статья 9: Доступность

Правительства обязуются предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и участвовать в жизни своей общины. Любое общественное место, включая здания, дороги, школы и больницы, должно быть доступно для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. Если вы находитесь в общественном здании и нуждаетесь в помощи, в вашем распоряжении должен быть проводник, чтец или профессиональный переводчик-дактилолог, который поможет вам.

Статья 10: Право на жизнь

Каждый человек рождается с правом на жизнь. Правительства гарантируют инвалидам неотъемлемое право на жизнь наравне с другими.

Статья 11: Ситуации риска и чрезвычайные ситуации

Инвалиды, также как и все другие люди, имеют право на защиту и безопасность в случае войны, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, например урагана. По закону вас нельзя не пустить в убежище или оставить одного при спасении других людей только на том основании, что вы инвалид.

Статья 12: Равенство перед законом

Инвалиды обладают такой же правоспособностью, что и другие люди. Это значит, что, когда вы вырастете, независимо от того, будете вы инвалидом или нет, вы сможете получить кредит на образование или подписать договор об аренде, чтобы снять квартиру. Вы также сможете быть владельцем или наследником собственности.

Статья 13: Доступ к правосудию

Если вы стали жертвой преступления, видели, как пострадали другие, или вас обвинили в совершении противоправного поступка, вы имеете право на беспристрастное отношение при расследовании и рассмотрении вашего дела. Вам должны предоставить помощь, чтобы вы могли участвовать во всех стадиях судебного процесса.

Статья 14: Свобода и личная неприкосновенность

Правительствам следует убедиться, что свобода инвалидов, также как свобода всех остальных людей, защищена законом.

Статья 15: Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Каждый человек имеет также право отказаться от проведения на нем медицинских или научных опытов.

Статья 16: Защита от насилия и надругательства

Детей-инвалидов следует защищать от насилия и надругательства. Они должны быть защищены от ненадлежащего обращения как дома, так и вне его. Если вы подверглись насилию или плохому обращению, у вас есть право на помощь в прекращении надругательства и восстановлении своего здоровья.

Статья 17: Защита личности

Никто не может с вами плохо обращаться из-за ваших физических или умственных особенностей. Вы имеете право на то, чтобы вас уважали такими, какие вы есть.

Статья 18: Свобода передвижения и гражданство

У вас есть право на жизнь. Это данное вам благо, и в соответствии с нормами права никто не может отнять его у вас.

Каждый ребенок имеет право на юридически зарегистрированное имя, гражданство, и, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу. Также нельзя запретить въезд или выезд человека из страны по причине его инвалидности.

Статья 19: Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Люди имеют право выбирать место своего проживания независимо от того, являются они инвалидами или нет. Когда вы вырастете, вы будете иметь право жить независимо, если вы захотите этого, а также право быть вовлеченными в местное сообщество. Вам также должны предоставить доступ к вспомогательным услугам, необходимым для поддержки жизни в местном сообществе, включая помощь по дому и персональную помощь.

Статья 20: Индивидуальная мобильность

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться. Правительства должны оказывать им в этом содействие.

Статья 21: Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Люди имеют право выражать свое мнение, искать, получать и распространять информацию, а также получать информацию в пригодных для использования и понимания формах.

Чем может помочь технология?

Телефоны, компьютеры и другие технические средства должны быть такими, чтобы инвалиды могли без труда ими пользоваться. Например, веб-сайты должны создаваться с учетом возможности использования содержащейся на них информации людьми, у которых есть проблемы с использованием клавиатуры, со зрением или слухом, в другом формате. Компьютер может быть оснащен клавиатурой с азбукой Брайля или синтезатором речи, который озвучивает слова, возникающие на экране.

Статья 22: Неприкосновенность частной жизни

Никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь людей, независимо от того, являются они инвалидами или нет. Людям, располагающим информацией о других, например информацией о состоянии здоровья, не следует разглашать эту информацию.

Статья 23: Уважение дома и семьи

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться.

Люди имеют право жить в своих семьях. Если вы являетесь инвалидом, правительству следует оказывать поддержку вашей семье посредством компенсации затрат, связанных с инвалидностью, предоставления информации и услуг. Вас нельзя отделять от родителей по причине вашей инвалидности! Если вы не можете жить со своими ближайшими родственниками, правительству следует обеспечить вам уход с привлечением более дальних родственников или местного сообщества. Молодые люди с ограниченными способностями наравне с другими имеют право на получение информации о репродуктивном здоровье, а также право вступать в брак и заводить семью.

Статья 24: Образование

Все люди имеют право ходить в школу. Если вы - инвалид, это не значит, что вы не должны получать образование. Вам не нужно учиться в специальных школах. Вы имеете право ходить в ту же школу и изучать те же предметы, что и другие дети, правительство обязано оказать вам необходимую помощь. Например, оно должно предоставить вам возможность общаться, чтобы ваши учителя понимали, как реагировать на ваши потребности.

Статьи 25 и 26: Здоровье и реабилитация

Инвалиды имеют право получать медицинские услуги того же качества и уровня, что и остальные. Если у вас есть инвалидность, вы также имеете право на получение медицинских и реабилитационных услуг.

Статья 27: Труд и занятость

Инвалиды имеют равное право свободно выбирать место работы, не подвергаясь дискриминации.

Статья 28: Достаточный жизненный уровень и социальная защита

У инвалидов есть право получать питание, чистую воду, одежду и жилище без дискриминации по признаку инвалидности. Правительству следует помогать детям-инвалидам, живущим в бедности.

Статья 29: Участие в политической и общественной жизни

Инвалиды имеют право принимать участие в политической и общественной жизни. Когда вы достигнете возраста, установленного законодательством вашей страны, вы сможете создавать политические или общественные группы, служить обществу, иметь доступ к кабинам для голосования, голосовать и быть выбранным на правительственный пост, вне зависимости от того, являетесь вы инвалидом или нет.

Статья 30: Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

Инвалиды наравне с другими имеют право заниматься искусством, спортом, принимать участие в различных играх, сниматься в фильмах и т.д. Поэтому театры, музеи, игровые площадки и библиотеки должны быть доступными для всех, включая детей-инвалидов.

Статья 31: Статистика и сбор данных

Государства-участники должны производить сбор данных об инвалидах, чтобы улучшать программы и обслуживание. Инвалиды, участвующие в исследованиях, имеют право на уважительное и гуманное отношение. Любая частная информация, поступающая от них, должна быть конфиденциальной. Собранные статистические данные должны быть доступны для инвалидов и других людей.

Статья 32: Международное сотрудничество

Государствам-участникам следует помогать друг другу в выполнении положений Конвенции. Государства, имеющие больше ресурсов (таких как научная информация, полезные технологии), делятся с другими государствами, с тем чтобы большее число людей могло пользоваться правами, закрепленными в Конвенции.

Статьи с 33 по 50: Положения о сотрудничестве, мониторинге и выполнении Конвенции

В общей сложности Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей. В статьях 33-50 говорится о том, как взрослым, в особенности инвалидам и их организациям, и правительствам следует сотрудничать в целях обеспечения соблюдения в полном объеме прав всех инвалидов.

Два мира...
Мир звуков и мир тишины,
Призрачные, и не способные объединиться...
Катятся слезы...
Не спрашивая, оба мира отвергают,
Принуждая чувствовать свою непричастность...
Катятся слезы...
Однако руки
Отталкивают, притягивают и поддерживают
Беспрестанно...
Катятся слезы, сквозь них видна улыбка...
Я все еще меж двух миров,
Но я любима...
Сара Лесли, 16 лет, США

Как права становятся реальностью

Права детей-инвалидов ничем не отличаются от прав всех детей. Вы сами можете рассказывать миру о Конвенции. Люди должны высказывать свое мнение и предпринимать действия, если они хотят, чтобы общество включало в себя всех людей.

Если вы инвалид, эта Конвенция предлагает вам, вашей семье и правительству вашей страны инструменты для реализации ваших прав и мечтаний. У вас должны быть равные возможности ходить в школу и участвовать в мероприятиях. Окружающие вас взрослые должны помогать вам передвигаться, общаться и играть с другими детьми, независимо от вашего вида инвалидности.

Вы гражданин, член семьи и общества, и вы можете внести большой вклад.

Отстаивайте свои права, и другие встанут рядом с вами. Все дети МОГУТ ходить в школу, МОГУТ играть и МОГУТ участвовать во всем. Нет слова «не могу», есть только слово «МОГУ».
Виктор Сантьяго Пинеда

Глоссарий

Ассистивные устройства - средства, без которых вы не сможете совершать некоторые действия; например, кресло-каталка, помогающая передвигаться, или крупный шрифт на экране компьютера, который легче читать.

Всеобщая декларация прав человека - декларация, в которой перечислены права всех людей. Она была провозглашена государствами - членами ООН 10 декабря 1948 года.

Государства-участники - страны, которые подписали и согласились с текстом Конвенции.

Дискриминация - несправедливое отношение к человеку или группе людей по таким причинам, как расовая принадлежность, вероисповедание, пол или различия в способностях.

Достоинство - это врожденная ценность и право на уважение, которым обладает каждый человек. Это самоуважение. Достойное отношение означает отношение других людей к тебе с уважением.

Законный - относящийся к закону, основанный на законе или требуемый законом.

Имплементация - приведение чего-либо в исполнение. Имплементация статей данной Конвенции подразумевает претворение в жизнь содержащихся в ней обещаний.

Комитет - группа людей, выбранных для совместной работы и оказания помощи большей группе людей.

Коммуникация - обмен информацией. Это включает также способ чтения, речевой активности или понимания информации с использованием мультимедийных средств, крупного шрифта, азбуки Брайля, жестового языка или услуг чтеца.

Конвенция - договор или соглашение, заключенное группой стран в целях выработки и соблюдения одинаковых законов.

Конвенция о правах ребенка - соглашение, предусматривающее, что все дети могут пользоваться своими правами как члены общества и пользоваться особой заботой и защитой, в которых они нуждаются, будучи детьми. Является договором, принятым наибольшим числом стран за всю историю существования документов по правам человека.

Конвенция о правах инвалидов - соглашение, предусматривающее, что все люди, включая детей-инвалидов, имеют равные права.

Мышечная дистрофия - заболевание, в результате которого со временем слабеют мышцы.

Община - группа людей, проживающих в определенном месте. Означает также группу людей с общими интересами и проблемами.

Организация Объединенных Наций - организация, в которой состоят практически все страны мира. Представители правительств различных стран встречаются в ООН в Нью-Йорке и совместно работают ради укрепления мира и улучшения жизни всех людей.

Принять - официально одобрить и утвердить (например, конвенцию или декларацию).

Присущее человеку достоинство - достоинство, которым обладают все люди с момента рождения.

Ратификация (ратифицировать) - официальное утверждение подписанной конвенции или соглашения и придание им статуса закона в данной стране.

Статьи - параграф или раздел правового документа, имеющий свой номер; данные номера помогают находить информацию, писать и говорить о ней.

ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН. Является учреждением системы ООН, которое занимается вопросами прав детей, их выживания, развития и защиты с тем, чтобы сделать мир лучше, безопаснее и дружелюбнее для детей и для всех нас.

Что можете сделать вы?

Важно изменить существующее отношение и правила с тем, чтобы дети-инвалиды могли ходить в школу, играть и делать то, что хотят делать все дети. Учатся ли в вашей школе дети-инвалиды и участвуют ли они во всех мероприятиях? Слушают ли и помогают ли учителя тем из вас, у кого есть особые потребности? Оборудовано ли здание школы пандусами, есть ли в ней переводчик-дактилолог или другие вспомогательные технологии? Хорошо! Это значит, что в вашей школе справедливо относятся к детям-инвалидам и предоставляют им равные шансы для обучения. Ваша школа соблюдает Конвенцию.

К сожалению, многие люди относятся к детям-инвалидам несправедливо. Вы можете внести свой вклад в обеспечение того, чтобы в вашей общине не было дискриминации. В своей семье и в школе вы можете приступить к работе по изменению мнения своих родителей и учителей.

Существует много всего того, что вы можете сделать для просвещения других по вопросам Конвенции о правах инвалидов и потенциала молодых людей-инвалидов. Например, вы можете:

Вступить в организацию или принять участие в какой-либо кампании. Количество дает силу. Для того, чтобы объединить усилия, вы можете поддержать местную ячейку национальной или всемирной организации или присоединиться к ней. Они могут проводить специальные кампании и реализовывать программы для молодых людей.

Создайте свой собственный проект. Начните проводить информационную кампанию, организуйте акцию по сбору денег, проведите исследование (Может быть, кто-нибудь из ваших знакомых подвергался дискриминации? Возможно, в вашей школе есть только лестницы и нет пандусов?), составьте обращение с просьбой устранить препятствия, которые вы обнаружили.

Организуйте клуб по содействию выполнению положений Конвенции. Соберите детей с разными способностями, проводите встречи друзей и приглашайте новых людей. Смотрите вместе фильмы и проводите совместные обеды. Просто веселитесь и наслаждайтесь уникальными возможностями и талантами друг друга.

Проведите презентацию в вашей школе и в соседних школах, расскажите о правах инвалидов. Проявите творчество. Нарисуйте плакаты и поставьте сценки, чтобы помочь своим одноклассникам понять их права, изложенные в Конвенции. Попросите кого-нибудь из родителей или учителей помочь с организацией презентации, определением места и времени ее проведения. Пригласите на вашу презентацию директора школа.

Со своими друзьями вы можете изготовить различные поделки, которые расскажут людям о правах инвалидов. Это могут быть рисунки, картины и скульптуры - все, что способствует распространению информацию. Попробуйте выставить свои работы в школе, в местных библиотеках, в галереях или ресторанах - везде, где люди смогут оценить ваше искусство. Со временем вы можете менять место расположения своей коллекции, тогда о Конвенции узнает больше людей.

Мы предложили лишь несколько идей относительно того, что вы можете сделать - каких-либо ограничений не существует. Попросите кого-нибудь из взрослых помочь вам в реализации ваших идей и беритесь за дело.

Использованы материалы

Московская акдемия экономики и права

Юридический институт

Курсовая работа

По дисциплине: «Международное право»

На тему:

«Конвенция ООН «О правах инвалидов» 2006 года»

Выполнил:студент 3 курса

Группы юбш-1-11грзг

Лукьяненко В.А.

Проверил: Батырь В.А.

Москва 2013 г.

Введение

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Принципы Конвенции

Конвенция о правах инвалидов

Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов

6. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" в России

Заключение

Введение

Инвалидность - одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать большие трудности с функционированием. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

«Конвенции о правах инвалидов» (КПИ), принятой Организацией Объединенных Наций в 2006 году, состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее.

1. Понимание инвалидности как правозащитной проблемы

Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства. Многие инвалиды живут в условиях крайней нищеты, в спец учреждениях, не имеют возможностей для получения образования или работы и сталкиваются с целым рядом других факторов маргинализации. Вступление в силу Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней в мае 2008 года знаменует собой начало новой эпохи в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (статья 1). Разработка этой Конвенции отражает коренной сдвиг, произошедший в подходе к инвалидности и к инвалидам.

Внимание уже более не заостряется на том, что не так с человеком. Вместо этого инвалидность признается как следствие взаимодействия индивида со средой, которая не обеспечивает учета особенностей индивида и ограничивает или блокирует участие индивида в жизни общества. Этот подход называют социальной моделью инвалидности. Конвенция о правах инвалидов поддерживает эту модель и продвигает ее вперед, прямо признавая инвалидность в качестве правозащитной проблемы.

Например, вместо вопроса: Что не так с инвалидами?

Следует задаться вопросом: Что не так с обществом? Какие социальные, экономические, политические и или экологические условия необходимо изменить, чтобы облегчить полное осуществление всех прав всеми инвалидами? Например, вместо вопроса: Трудно ли Вам понимать людей, потому что Вы глухи? Следует задаться вопросом: Трудно ли Вам понимать людей, поскольку они не способны общаться с Вами? С этой точки зрения необходимо обеспечить выявление и преодоление социальных, правовых, экономических, политических и экологических условий, создающих барьеры на пути полного осуществления прав всеми инвалидами. Рассмотрение проблематики инвалидности через призму прав человека подразумевает эволюцию в мышлении и поведении государств и всех слоев общества.

Подход, основанный на правах, нацелен на поиск возможностей уважать, поддерживать и чтить многообразие людей посредством создания условий, позволяющих обеспечивать конструктивное участие широкого круга людей, включая инвалидов. Защита и поощрение их прав не сводятся только к предоставлению особых услуг, связанных с инвалидностью. Они заключаются в принятии мер для изменения отношения и поведения, связанных со стигматизацией и маргинализацией инвалидов. Они заключаются также в принятии на вооружение политики, законов и программ, устраняющих барьеры и гарантирующих осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав инвалидами. Для подлинного осуществления прав необходимо заменить политику, законы и программы, ограничивающие права. Для изменения сложившегося порядка в обществе и демонтажа барьеров, препятствующих полноценному участию инвалидов в жизни общества, необходимы программы, информационно-просветительские мероприятия и социальная поддержка. Помимо этого, инвалидам необходимо предоставить возможности для полновесного участия в жизни общества и надлежащие средства, позволяющие им претендовать на свои права.

Конвенция о правах инвалидов знаменует собой завершение долгой борьбы инвалидов и представляющих их организаций за полное признание инвалидности в качестве правозащитной проблемы, которая началась еще в 1981 году с Международного года инвалидов. Принятие в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Другими важными вехами стали общая рекомендация № 18 (1991 год) о женщинах-инвалидах, принятая Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Замечание общего порядка № 5 (1994 год) о лицах с какой-либо формой инвалидности, принятое Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, а также принятие таких региональных договоров, как Межамериканская конвенция об искоренении всех видов дискриминации по причине инвалидности (1999 год).

2. Принципы Конвенции

В статье 3 Конвенции определяется комплекс основополагающих и фундаментальных принципов. Они служат руководством для толкования и осуществления всей Конвенции, охватывая все вопросы. Они являются точкой отсчета для понимания и толкования прав инвалидов.

Что означают эти принципы? Присущее человеку достоинство означает ценность каждой человеческой личности. Когда достоинство инвалидов уважают, их опыт и мнения ценятся и формируются без боязни причинения физического, психологического или эмоционального вреда. Уважение человеческого достоинства отсутствует, когда, например, работодатель заставляет слепых работников носить спецодежду с надписью слепой на спине. Личная самостоятельность означает способность контролировать свою собственную жизнь и иметь свободу делать свой собственный выбор. Уважение личной самостоятельности инвалидов означает, что инвалиды наравне с другими имеют возможности для разумного выбора в своей жизни, являются объектом минимального вмешательства в их частную жизнь и могут принимать собственные решения при надлежащей поддержке там, где она требуется. Этот принцип проходит красной нитью через всю Конвенцию и служит основой для многих свобод, которые в ней прямо признаются.

Принцип не дискриминации означает, что все права гарантируются каждому человеку, без какого бы то ни было различия, исключения или ограничения по причине инвалидности или по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических, или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или любого иного обстоятельства. Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2).

Равенство означает создание в обществе условий для уважения различий, устранения неблагоприятных условий и обеспечения того, чтобы все женщины, мужчины, дети, в полной мере участвовали в жизни общества на равных условиях. Полное включение в общество означает, что инвалиды признаются и ценятся как равные участники. Их потребности понимаются как неотъемлемая часть социально-экономического порядка, а не рассматриваются как особые.

Для обеспечения полного включения необходима доступная, свободная от барьеров физическая и социальная среда. Например, полное и эффективное вовлечение и включение в общество означает, что инвалиды не исключаются из политических избирательных процессов посредством обеспечения, например, того, чтобы места для голосования были доступными, а процедуры и материалы для выборов имелись в разных форматах и были легкими для понимания и использования.

С концепцией вовлечения и включения в общество связана концепция универсального дизайна, которая определяется в Конвенции как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна (статья 2).

Несмотря на некоторые видимые или очевидные различия, все люди имеют одинаковые права и достоинство. Конвенция направлена на предотвращение не инвалидности (что является медицинским подходом), а дискриминации по признаку инвалидности.

3. Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов является обширным договором о правах человека, охватывающим весь спектр гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В Конвенции не устанавливаются новые права для инвалидов; вместо этого в ней раскрывается, что существующие права человека означают для инвалидов, и уточняются обязательства государств-участников по защите и поощрению этих прав, в целях создания благоприятных условий для осуществления прав инвалидов. В Конвенцию включены также статьи, касающиеся просветительно-воспитательной работы, доступности, ситуаций риска и чрезвычайных гуманитарных ситуаций, доступа к правосудию, индивидуальной мобильности, абилитации и реабилитации, а также статистики и сбора данных осуществления рекомендаций, содержащихся в исследовании о правах человека инвалидов»

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то в Конвенции о правах инвалидов подтверждается обязательство государств постепенно обеспечивать их осуществление, как это уже было признано в статье 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Важно, что в Конвенции признается тот факт, что для достижения равноправия инвалидов необходимо добиться сдвигов в общественном сознании и возможно полного включения («инклюзии») людей с инвалидностью в общественную жизнь. Статьей 25 Конвенции признается право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признак инвалидности. В статьей 9 - необходимость выявления и устранения барьеров, мешающих доступности информационных, коммуникационных служб. В том числе, обеспечивающих потребителям достоверную информацию о товара работах, услугах.

Статьей 30 Конвенции предусмотрено, что государства - участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Многие страны предприняли важные шаги по устранению или сокращению барьеров, препятствующих полному участию. Во многих случаях введено законодательство, гарантирующее инвалидам право и возможность школьного обучения, возможность трудоустройства и доступ к общественным средствам, устраняющее культурные и физические барьеры и запрещающее дискриминацию в отношении инвалидов. Сложилась тенденция не помещать инвалидов в специальные учреждения, а предоставлять им возможность жить в общине.

В некоторых развитых и развивающихся странах в области школьного обучения все больше внимания уделяется «открытому образованию» и, соответственно, меньше - специальным учреждениям и школам. Были найдены средства, открывающие доступ инвалидам к системам общественного транспорта, а для инвалидов с сенсорными дефектами - средства доступа и к информации. Возросло понимание необходимости осуществления подобных мер. Во многих странах проводятся пропагандистские кампании в целях осведомления общественности и изменения отношения к инвалидам и обращения с ними.

4. Современное положение "человека с ограниченными возможностями" за рубежом

Британия

в Британии насчитывается сегодня свыше 10 миллионов, что составляет примерно шестую часть населения страны. Ежегодно здесь выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно в 19 млрд. фунтов стерлингов - порядка 900 млрд. рублей. Британских инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, на приобретение инвалидных кресел, слуховых аппаратов, а в случае необходимости - бесплатным уходом. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид своей пенсией, которая вносится в счет его содержания.

Закон обязывает водителей всех автобусов помогать инвалидам при входе и выходе. Инвалиды имеют право на бесплатный проезд вне часов пик. В Британии постоянно модернизируются инвалидные кресла и специальные, крепящиеся к стенам подъемники, позволяющие перебираться в инвалидных креслах с этажа на этаж в старых домах с узкими крутыми лестницами. Разработкой техники занимаются здесь подлинные корифеи транспортной инженерии. Майк Спиндл, создал несколько лет назад совершенно новую инвалидную коляску Trekinetic K2. Кресло-внедорожник складывается всего за восемь секунд. Запросы на производство чудо-кресла идут в английское графство со всего мира.

"Продвинуты" в Британии даже туалеты для инвалидов, оборудованные массой специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Такие туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. До середины 90-х годов дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.Самое примечательное и замечательное, что инвалид не рассматривается британским обществом как "сирый и убогий". Его всячески вовлекают во все аспекты жизнедеятельности, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставила перед ним природа, болезнь или несчастный случай.

Австрия

Австрийцами разработаны десятки целевых программ. И все они работают. С пониманием относятся к проблемам людей с ограниченными физическими возможностями. В 2006 году в стране был принят объемный пакет законодательных мер, предусматривающий максимальное устранение барьеров для инвалидов в повседневной жизни и на рабочем месте. Разработаны целевые программы для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Они ориентированы как на самих страдающих различными заболеваниями людей, так и на работодателей. Программы финансируются из средств Европейского социального фонда, федерального ведомства по социальным делам, а также за счет Государственного сервиса рынка труда.

По всей стране распространены ремесленные и культурные центры, при которых открыты бесплатные консультации для людей с ограниченными возможностями. Главной задачей их является оказание содействия в трудоустройстве. В 2008 году Австрия ратифицировала конвенцию ООН о правах людей с ограниченными возможностями. Для контроля над выполнением положений этого международного документа на федеральном уровне создан специальный комитет. Эта структура регулярно информирует заинтересованные организации о результатах своей работы, проводит открытые слушания.

Израиль

Жизнь на Мертвом море

В Израиле активно действуют сразу несколько общественных организаций на муниципальном и государственном уровнях, объединяющих инвалидов. Они обладают немалым влиянием как в кнессете, так и в городских и поселковых советах.

Согласно израильскому законодательству, "инвалидам должны быть предоставлены возможности передвижения, отдыха и трудовой деятельности, минимально их ограничивающие". Иными словами, государство обязано способствовать созданию инвалидам условий для лечения, проведения досуга и посильной работы. Именно в целях стимулирования трудовой деятельности государство переоборудует легковые машины для инвалидов и продает их за четверть стоимости с рассрочкой на 15 лет. В ряде случаев машины выдаются вообще бесплатно. Каждый инвалид в окружных отделениях министерства транспорта получает компьютеризированный "знак инвалида". В зависимости от степени инвалидности может быть выдан зеленый или синий "знак". Заметим, что здесь медицинские комиссии устанавливают не "группу инвалидности", а ее степень. Все "инвалиды-колясочники" получают степень не менее 90%. Им выдаются синие "знаки", которые разрешают парковаться даже на тротуарах. Такие же "знаки" получают и слепые. Если незрячего инвалида, обладающего, таким синим "знаком", подвозит таксист, родственник или знакомый, то водитель этой машины имеет те же права, что и инвалид-колясочник.

Все инвалиды имеют право на получение бесплатных двухместных колясок с небольшим багажником, на которых можно въезжать в крупный магазин или на рынок. Такие коляски вмещаются в кабины грузовых лифтов. Везде имеются туалетные кабины, предназначенные именно для людей с проблемами двигательного аппарата.

Вооруженные законом

Американцы научились зарабатывать на своих недугах

Вашингтон

С подписанием президентом США Джорджем Бушем-старшим закона "Об американцах с ограниченными возможностями" в 1990 году инвалидам в Америке были гарантированы широкие права. Особый акцент в законе, который вступил в силу в 1992 году, был сделан на вопросах трудоустройства и равенства в использовании общественного транспорта, получения государственных и муниципальных услуг, а также защиты инвалидов от всевозможной дискриминации.

Сегодня в США насчитывается более 51 миллиона человек, у которых в той или иной форме ограничены возможности. Из этого числа 32,5 миллиона, или 12 процентов всего населения страны, считаются инвалидами. Впрочем, в Америке власти делают все, чтобы столь многочисленная "армия" инвалидов не была исключена из нормальной жизни. Более того, некоторые обозреватели считают отношение, проявляемое в США государством к членам американского общества со специальными нуждами, лучшим в мире.

Так, для людей с ограниченными возможностями отделом по политике в области инвалидов министерства труда США сделан и успешно работает специализированный интернет-портал, с помощью которого можно быстро узнать ответы на наиболее острые вопросы, как самим инвалидам, так и их родственникам. Среди удобств, которыми американские инвалиды пользуются каждый день, можно отметить специальные бесплатные парковки прямо напротив входа в магазины и торговые центры, а также в различные государственные и частные учреждения. Беспардонных нарушителей и любителей встать на отведенные для инвалидов места безжалостно штрафуют на сумму до 500 долларов.

Некоторые американские инвалиды активно судятся со всеми, кто нарушает их законные права, неплохо зарабатывая на этом. Только в прошлом году в США было подано более 3000 исков против владельцев магазинов, кафе, ресторанов и других заведений, не оборудованных необходимыми для людей со специальными потребностями приспособлениями.

Франция

Французы заботятся о "колясочниках" на высшем уровне.

Начнем с того, что Гренобльский университет был в свое время переоборудован таким образом, чтобы "колясочники" могли не только беспрепятственно перемещаться по нему, но и подниматься на вместительных лифтах на любой этаж, пользоваться библиотекой, столовой. К их услугам отдельные туалеты, где учтен их физический недостаток.

В самом же городе благодаря усилиям муниципальных властей давно уже ведется работа по адаптации к нуждам инвалидов. Взять хотя бы общественный транспорт. У всех автобусов и трамваев двери с низким порогом, одного уровня с платформой. Водители в случае необходимости могут использовать и автоматически выдвигающийся "мостик", по которому коляске удобнее въезжать в салон автобус или трамвая. Аэропорт и железнодорожный вокзал оборудованы лифтами для инвалидов. Им на помощь готовы прийти и тамошние служащие. Для этого достаточно минимум за полчаса до приезда позвонить по телефону. Услуга - бесплатная. В Гренобле 64 процента улиц и площадей полностью доступны для "колясочников. Ежегодно от 15 до 20 местных магазинов получают из городской казны субсидию в 3000-4000 тысячи евро, чтобы их торговые точки могли принимать у себя инвалидов. Боле того, сейчас там совместно с национальной ассоциацией Agenfiph, которая конкретно занимается трудоустройством людей с "гандикапом", реализуется новый проект - "Инноваксес". Его суть заключается в том, чтобы в трех кварталах города 70 процентов предприятий были переоборудованы с учетом потребностей инвалидов.

Во Франции насчитывается порядка пяти миллионов людей с той или иной серьезной физической проблемой. Из них свыше двух миллионов - с "ограниченной подвижностью". Государство, которое призвано обеспечивать этим французам равные шансы наряду с другими гражданами, проявляет о них заботу. Каждый инвалид имеет право на пенсию, а ее потолок зависит от степени нетрудоспособности. Размер компенсации пересматривается каждый год и сейчас доходит до 759 евро в месяц. Это уже не говоря о предоставлении технических средств, к примеру, тех же колясок. Инвалиды пользуются налоговыми льготами и другими скидками - на транспорт, телефон.

Во Франции действует принятый в 2005 году закон, который обязывает возводить все новые строения в соответствии с "инвалидными" нормами, а уже имеющиеся здания модернизировать. В противном случае уже в 2015 году нарушителей станут также наказывать штрафными санкциями.

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

мая 2012 года она была подписана Дмитрием Медведевым.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года <#"justify">правозащитныйинвалидность конвенция

6. Современное положение "Человека с ограниченными возможностями" в России

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Вместе с тем правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок. Отсутствия специальных программ обучения, не оборудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах. Раз в год, 3 декабря, в Международный день инвалидов, российские власти вспоминают о тех, кому на Руси жить особенно плохо. Эти люди наказаны дважды - судьбой, подорвавшей их здоровье, и страной, мало что делающей для создания им условий полноценного существования.

В России плохо относятся к политкорректности, считая ее сугубо западной выдумкой. А потому у нас не прижилась политкорректная формулировка «люди с ограниченными возможностями». Мы предпочитаем прямо называть около 13,02 миллиона наших соотечественников (9,1% населения страны) инвалидами. И живет эта часть населения в целом хуже остальных своих соотечественников. Поэтому «праздничная», подготовленная к установленному ООН ровно 20 лет назад Международному дню инвалидов, статистика Министерства труда и социальной защиты России выглядит очень непразднично.

Из 3,39 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 816,2 тыс. человек, а численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн. человек - почти 80%.

К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.

Наряду с принятием государственных законов, призванных защитить права инвалидов на работу по специальности, Минздрав всячески пытается ограничивать их количество, в основном путем ужесточения требований к врачебным комиссиям и совершенствования учета.

Верна ли такая политика? В Европе, например, «официальных» инвалидов значительно больше - госорганы не боятся проводить их регистрацию. В нашем же государстве каждый десятый человек, признанный врачебной комиссией здоровым, требует пересмотра решения.

По данным министерства, ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85 тысяч инвалидов. Это порядка трети численности трудоспособных инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости. А если сопоставить с общим числом неработающих инвалидов, такими темпами на решение проблемы безработицы среди этой категории граждан (если их численность не изменится) уйдет более 30 лет.

Не спасают и обязательные квоты на трудоустройство инвалидов. До сих пор в России действовала норма, по которой крупные предприятия, где трудятся более 100 человек, обязаны принимать на работу инвалидов. Для данных организаций была установлена квота - от 2 до 4% от численности работников. В июле этого года внесены поправки в закон о социальной защите инвалидов. Согласно этому документу, теперь граждан с ограниченными возможностями здоровья должны трудоустраивать также мелкие и средние компании - численностью от 35 до 100 человек. Квота для них варьируется - до 3%. Следить за исполнением закона обязаны региональные контролирующие органы. Чтобы качество их работы не различалось, и был принят новый Приказ. Региональные власти должны проверять организации на предмет исполнения требований закона о приеме на работу инвалидов. График плановых проверок утверждается ежегодно и сообщается предприятиям. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать жалоба гражданина, которому незаконно отказали в трудоустройстве. При выявлении нарушений проверяющие дают предприятию не более 2 месяцев на их устранение. В противном случае придется выплатить штраф - от 5 до 10 тысяч рублей

Однако работодателям выгоднее заплатить ничтожно малые штрафы за отказ принимать на работу инвалидов или предоставлять органам занятости информацию о вакансиях.

Хотя на недавнем совещании по трудоустройству инвалидов премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости создать для этой категории граждан более 14 тысяч рабочих мест за три ближайших года, нет никаких гарантий, что это будет сделано.

Тем более что инвалидам сплошь и рядом подсовывают вакансии, явно им не подходящие: нередки случаи, когда безруким или страдающим рассеянным склерозом предлагают, например, стать швеями.

В России по-прежнему огромные проблемы с лекарствами для инвалидов, с пандусами в жилых домах, из-за чего подавляющее большинство инвалидов становятся «невыездными» из квартир. В стране по-прежнему велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок и запасных частей к ним, при этом сама Россия имеет крайне отсталую индустрию в этой сфере. На грошовые пособия по инвалидности или по уходу за ребенком-инвалидом невозможно прожить даже в самых бедных российских регионах. Размер пенсии по III группе инвалидности в 2013 году составляет 3138,51 рублей в месяц. Размер пенсии по II группе инвалидности в 2013 году составляет 3692,35 рубля в месяц. Размер пенсии инвалидам I группы и инвалидам с детства II группы в 2013 году составляет 7384,7 рубля в месяц. Размер пенсии по инвалидности детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы в 2013 году составляет 8861,54 рубль в месяц.

По сути, кроме Международного дня инвалида чиновники вспоминают об этой категории граждан только в связи с Паралимпийскими играми, традиционно проходящими в паре с обычной летней или зимней Олимпиадой. В этом смысле Сочи из-за необходимости провести зимнюю Паралимпиаду-2014 должен стать идеальным для России городом с точки зрения создания без барьерной среды для инвалидов. Но в каждом российском городе, не говоря уже о сельской местности, Олимпиаду не проведешь. В стране крайне ветхий жилой фонд: в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, его изношенность достигает 80%. Старые дома даже чисто технологически непросто оборудовать современными пандусами для инвалидных колясок.

Общая инфраструктурная отсталость России (по уровню инфраструктуры страна явно не соответствует статусу страны с шестым в мире абсолютным размером ВВП) особенно больно ударяет по инвалидам.

В общем-то, и возможности абсолютно здоровых людей в России сильно ограничены экономическими диспропорциями, нищетой, коррупцией. А возможности инвалидов ограничены еще сильнее, ведь помимо всех этих политических, социальных, технологических препятствий им еще приходится преодолевать свою болезнь и ужасающее состояние отечественной медицины, которую пока не в силах поднять на достойный уровень никакие реформы. Положение инвалидов в современном мире - один из вернейших индикаторов общего уровня цивилизованности страны. Россия в этом отношении остается почти варварским государством.

Заключение

Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.

Сегодня слово "инвалид" еще ассоциируется с определением "больной". У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды. Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.

Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач. Наличие инвалидности - не препятствие к посильной трудовой деятельности, но нежелание работодателей принимать на работу инвалидов, ограниченность количества вакансий приводят к тому, что для большинства из них пенсия является единственным источником существования.

Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему в России, общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.