Календарь медицинских событий. Календарь медицинских событий Вы - счастливый человек

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Аркадий Львович Верткин
Анемия: Руководство для практических врачей

Аркадий Львович Верткин – руководитель Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи (ННПОСМП) и Междисциплинарной организации специалистов по изучению возрастной инволюции (МОСИВИ), заслуженный деятель науки РФ, профессор, зав. кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова


Ховасова Н. О. – к.м.н., доцент кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ им. А. И. Евдокимова

Ларюшкина Е. Д. – врач-терапевт. Шамаева К. И. – врач-терапевт

Ключевые слова и список сокращений

Микроцитарная анемия, нормоцитарная анемия, макроцитарная анемия, железодефицитная анемия, анемия хронических заболеваний


Сокращения

ЖДА – железодефицитная анемия

СЗСТ – системные заболевания соединительной ткани

ЖКК – желудочно-кишечное кровотечение

МНО – международное нормализованное отношение

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

АГ – артериальная гипертензия

ОНМК – острые нарушения мозгового кровообращения

Введение

Эта книга посвящена анемии – еще одной частой причине обращения больных в поликлинику. К сожалению, клинических рекомендаций по ведению данной категории больных в реальной амбулаторной практике нет, возможно, с этим и связаны те проблемы, которые авторы поднимают в этой книге. Вместе с тем анемия сопряжена с рядом неблагоприятных исходов: острые сосудистые катастрофы, смерть, более частые госпитализации, ухудшение качества жизни. Поэтому все усилия направлены на раннее выявление пациентов с анемией, их стратификации больных и унификации наиболее эффективной, безопасной и комплаентной лекарственной терапии.

В данной ситуации центральным звеном в этом процессе является амбулаторный этап оказания медицинской помощи, поскольку выявление, и лечение, и профилактика анемии и ее осложнений – это всегда длительный процесс. Мы надеемся, что эта книга может стать наглядным пособием не только для терапевтов поликлиник, но и кардиологов, неврологов, врачей скорой помощи и других специалистов, работающих как на амбулаторном этапе, так и в стационаре.

Авторы приносят благодарность сотрудникам городской клинической больницы № 50 Департамента здравоохранения города Москвы: заведующим отделениями клинико-диагностической лаборатории к.м.н. Вабищевич Н. К., патологической анатомии Астаховой О. И., а также сотрудникам Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Северного административного округа города Москвы, заведующей филиалом № 4 ГП № 62 к.м.н. Тихоновской Е. Ю., врачу-методисту Виноградовой Г. П.

Рецензия

Книга продолжает новую серию под названием: «Амбулаторный прием». Когда-то Сенека произнес фразу: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». В полной мере это относится к врачу-терапевту, который первым у большинства пациентов должен уметь определить именно ту гавань, где наши больные улучшат качество жизни, быстрее справятся с осложнениями, научатся себя правильно вести и долго жить.

Однако, сегодня, к великому сожалению, терапия перестала быть основным «брендом» в медицинском образовании. Если раньше кафедры терапии были ведущими в любом медицинском вузе, являлись основополагающими, представляли собой широкую врачебную платформу, то сейчас образовательные и профессиональные ценности немного сместились. Много узких специальностей, профилированных кафедр, обучение акцентируется на результатах инструментальных данных и других вспомогательных методах.

При этом клиническое мышление врача, традиционный осмотр, навыки пропедевтики внутренних болезней, дифференциальная диагностика и, наконец, современная персонифицированная медицина отступили на второй план.

Мало кто знает, что наши выдающиеся учителя-интернисты свой профессиональный путь начинали в прозектуре патологоанатомами. Сегодня, наоборот, нивелируется роль аутопсии, основной компонент роста педагогического и профессионального мастерства, развития клинического мышления, способа борьбы с ошибками и субъективизмом.

Что понимали под диагностикой и лечением наши учителя? Прежде всего фундаментальные знания нормы и патологии, навыки физикального исследования больного, умение оценить данные инструментальной диагностики, адекватная клиническая оценка симптомов, оценка прогноза заболевания, знание современных рекомендаций по лечению, умение применить индивидуализированный алгоритм лечения и знание структуры органов здравоохранения и правовых основ врачебной работы.

Однако в какой-то момент в образовании был упущен ключевой компонент – подготовка профессионального участкового врача терапевта. В поликлинику обращаются огромное количество людей, и прежде всего к терапевту, который в дефиците времени должен правильно выделить приоритеты, поставить диагноз и понять, как нужно лечить, с кем консультировать, как следить за состоянием.

В какой-то мере серия новых книг поможет участковому терапевту разобраться с наиболее частыми ситуациями на приеме больных в поликлинике. Во всяком случае, мы на это надеемся.

Президент Российского научного общества терапевтов, академик РАН

Мартынов А. И.

Вместо предисловия
Больной с анемией на амбулаторном приеме у терапевта

Несмотря на преклонный возраст, 83-летний пациент К. достаточно регулярно посещал врачей одной из поликлиник. В его амбулаторной карте можно выделить 2 основные линии: «урологическую» и «терапевтическую». Начнем с терапевтической, как более ранней с точки зрения хронологии. Итак, с 2000 года пациент наблюдается у участкового терапевта с диагнозом: гипертоническая болезнь 3-й стадии, степень АГ 3, риск – высокий. Рекомендован прием блокаторов кальциевых каналов, пациент регулярно принимал фелодип.

В 2002 году появились жалобы на давящие боли за грудиной, возникающие при ходьбе или подъеме по лестнице, выявлены диффузные изменения на ЭКГ, гипертрофия миокарда левого желудочка. Участковый терапевт диагностировал: ИБС: атеросклеротический кардиосклероз. Стенокардия напряжения 2 ФК. К терапии добавлены пролонгированные нитраты (моночинкве-ретард).

Спустя год, в 2003 году, появился сухой кашель, сопровождающийся одышкой. Терапевт, заподозрив бронхиальную астму 1
появившаяся одышка и сухой кашель у пациента с «сосудистым» анамнезом требует прежде всего заподозрить кардиальную причину появления симптомов, а не предполагать бронхиальную астму.

Назначает базовую (серетид по 1 вдоху 2 раза в день) и бронхолитическую (беродуал 2 вдоха по требованию) терапию.

В 2007 году у пациента на фоне гипертонического криза развилось нарушение мозгового кровообращения. В дальнейшем пациент регулярно продолжает наблюдаться участковым терапевтом.

«Урологическая» история болезни начинается с 2006 года, когда у пациента появилась никтурия, вялость струи мочи и чувство неполного опорожнения при мочеиспускании. Осмотрен урологом, выполнено УЗИ предстательной железы, ПСА (5,3 нг/мл) и была диагностирована доброкачественная аденома предстательной железы (ДГПЖ). Назначена терапия альфа-адреноблокаторами.

Ежегодно проводился контроль ПСА – без отрицательной динамики. В 2012–2013 годах повторные обращения к урологу по поводу хронической задержки мочеиспускания, а 28.06.2013 при очередном визите к урологу рассказал, что 5 дней назад была острая задержка мочи, по «Скорой помощи» был установлен уретральный катетер.

При осмотре урологом пациент жалуется на наличие катетера. Уретральный катетер удален. Назначен прием омника 0,4 мг в сутки и рекомендовано при повторной острой задержке мочи вызвать «Скорую помощь».

Спустя 3 дня (1.07.2013) у пациента вновь возникла острая задержка мочеиспускания и по «Скорой медицинской помощи» он был госпитализирован в урологическое отделение многопрофильного стационара 2
Примечание научного редактора: у «сосудистого» тяжелого больного имеется нарушение мочеиспускания без эффекта от альфа-адреноблокаторов, что само по себе служит показанием для стационарного наблюдения. При этом сердечно-сосудистая патология также требовала коррекции диагноза и лечения. Все могло быть выполнено при условии проведения показанного консилиума врачей – тем более что это является обязательным в поликлинических условиях.

В отделении урологии стационара проведена катетеризация мочевого пузыря, выполнены стандартные методы обследования. 5.07.2013 года у пациента внезапно появились жалобы на общую слабость, эпизод черного стула, гипотония (АД 95/70 мм рт. ст.). Заподозрено ЖКК, в связи с чем пациент переведен в ОРИТ, где была выполнена ЭГДС и документировано состоявшееся кровотечение из острой эрозии желудка. Уровень гемоглобина снизился со 182 (при поступлении) до 92 г/л. Назначена консервативная терапия (ингибиторы протонной помпы, парентеральные препараты железа).

Спустя 3 суток у пациента повторный эпизод гипотонии, сопровождавшийся давящей болью за грудиной. На ЭКГ появилась отрицательная динамика в виде очаговых изменений перегородочной и верхушечной области миокарда левого желудочка, что было расценено как острый инфаркт миокарда. Пациента перевели в отделение кардиореанимации, где через 4 суток, несмотря на проводимое лечение, скончался. На момент смерти уровень гемоглобина был 101 г/л. Труп был направлен на секцию с диагнозом:

✓ основной: ИБС – острый инфаркт миокарда передне-перегородочной и верхушечной области левого желудочка;

✓ фоновое заболевание: атеросклероз коронарных артерий, гипертоническая болезнь 3-й стадии;

✓ осложнения заболевания: острые эрозии слизистой желудка, состоявшееся желудочно-кишечное кровотечение, постгеморрагическая анемия;

✓ сопутствующая патология: атеросклероз церебральных артерий и аорты, последствия перенесенного инсульта, ДГПЖ, острая задержка мочи от 28.06.2013, катетеризация мочевого пузыря.

На секции диагноз был полностью подтвержден. У пациента были обнаружены острый инфаркт миокарда, атеросклероз коронарных артерий, гипертрофия левого желудочка, атеросклероз аорты, острые эрозии желудка, ДГПЖ и камни в мочевом пузыре.

Возможно, вы задаете себе вопрос – при чем тут анемия и соответственно – название книги? Ответ не является затруднительным: в этой клинической ситуации, как и во многих других, анемия сыграла ключевую роль в смерти у пожилого «сосудистого» пациента. И это не голословное замечание.

А вот еще один наглядный пример. Пациент Ч., 64 лет, обратился в многопрофильный стационар «Скорой медицинской помощи» с направлением из поликлиники, в котором указана причина госпитализации: «анемия неясного генеза».

В приемном отделении выяснено, что в течение 2 месяцев мужчину беспокоят слабость, одышка при ходьбе, прогрессирующее похудание. В биохимическом анализе крови обнаружено увеличение общего билирубина до 180 мкмоль/л за счет прямой фракции. При ультразвуковом исследованииочаговые изменения в печени, признаки билиарной гипертензии.

С учетом вышеописанных данных пациент госпитализирован в хирургическое отделение с подозрением на опухоль гепатодуоденальной зоны. При ретроградной холангиопанкреатографии (РХПГ) обнаружен дефект наполнения в области общего желчного протока, и с целью декомпрессии наложена холедохостома. На пятые сутки после проведенных манипуляций по холангиостоме развивается кровотечение из опухоли, что вызывает снижение гемоглобина до 84 г/л.

На фоне прогрессирования анемии на ЭКГ фиксируются очаговые изменения в области перегородки и верхушки миокарда. Положительный результат анализа на Т-тропонин подтверждает диагноз острого инфаркта миокарда, в связи с чем пациент переводится в кардиореанимационное отделение для соответствующего лечения.


Рисунок 1. Больной Ч, 64 года, поступил 13.01.2014 в плановом порядке с диагнозом «Анемия неясного генеза»


Поликлинический этап данной «истории» охватывает довольно долгий временной промежуток, хотя пациент обращался в поликлинику редко. В амбулаторной карте в 2005 году констатировано обращение к офтальмологу по поводу «контузии глаза». В 2011-м, как и в 2012 г. обращался к терапевту, по какой причине – выяснить невозможно, так как обе записи врача начинаются словами: «собирается на курорт в Трускавец…» и не несут информации о состоянии пациента.

Уровень гемоглобина в эти годы также неизвестен ввиду отсутствия хотя бы единственного анализа крови пациента. Между тем и о других заболеваниях, таких, как артериальная гипертония, имеющаяся у пациента, в карте ни слова. Наконец, в конце 2013 года вновь обращение к терапевту, уже практически в финале заболевания с жалобами на частый жидкий стул, похудание, одышку. В общем анализе крови выявлен гемоглобин 89 г/л, рекомендована госпитализация в стационар (см. рис. 1).

Таким образом, и в первом, и во втором случаях анемия явилась фактором, сыгравшим ключевую роль в развитии инфаркта миокарда у уже коморбидно отягощенных «сосудистых» больных.

Согласно международным позициям, анемия – независимый фактор риска инфаркта миокарда и госпитальной летальности у мужчин и серьезных сердечно-сосудистых осложнений у мужчин и у женщин .

Анемия: что мы знаем сегодня, а что нам кажется, что знаем

Итак, с патофизиологических позиций системная гипоксия, обусловленная анемией, утяжеляет и обостряет течение ИБС. В этом плане наши предыдущие исследования показали, что среди поступивших 2473 больных с острым коронарным синдромом без подъема ST (ОКСБПST) у 1595 (64,5 %) была выявлена анемия, в том числе у 1482 (92,9 %) – гипохромная.

Среди них были 4 категории больных: у 274 (18,5 %) причиной гипохромной анемии была ХПН, вследствие артериолонефросклероза на фоне гипертонической болезни, у 157 (10,6 %) – злокачественные новообразования различных локализаций, у 585 (39,5 %) – имелись анамнестические указания на различные кровотечения, в том числе у 446 (30,1 %) – ЖКК из эрозивно-язвенных поражений слизистой верхних отделов ЖКТ. У 466 пациентов (31,4 %) установить генез гипохромной анемии не удалось.

Как следует из табл. 1, у пациентов с ЖДА средней и тяжелой степеней риск развития инфаркта миокарда достоверно был выше, чем у больных с легким снижением гемоглобина или его нормальным уровнем (93,7 % и 97,3 % против 84,2 % и 78,4 %, соответственно; p<0,05).


Таблица 1

Частота развития инфаркта миокарда у больных ОКСБПST в зависимости от наличия и тяжести железодефицитной анемии3
* соответствует значению p<0,05


Как видно из табл. 2, у пациентов с ОКСБПST и тяжелой ЖДА, частота развития кардиогенного шока достоверно выше, чем у больных с анемией средней и легкой степеней, а также при нормальном уровне гемоглобина (93,4 % против 59,2 %, 51,1 % и 53,6 %, соответственно) (p<0,05). ТЭЛА и ее ветвей у больных ОКСБПST с ЖДА развиваются чаще, чем у пациентов с нормальным уровнем гемоглобина (36,2 %, 64,8 % и 68,8 % против 17,5 % соответственно) (p<0,05) и не зависят от тяжести ЖДА (p>0,05).


Таблица 2

Осложнения при ОКСБПST в зависимости от уровня гемоглобина4
* соответствует значению p<0,05


У пациентов с ОКСБПST в сочетании с гипохромной анемией cмертельный исход наступает в каждом пятом случае, тогда как среди тех же пациентов без анемии умирает каждый десятый (Верткин А. Л., Скотников А. С., 2011). Большинство больных имеют многообразную соматическую патологию, что, с одной стороны, утяжеляет течение заболевания и ухудшает его прогноз, а с другой – ограничивает лекарственную терапию, и в частности антитромботическую (табл. 3).


Таблица 3

Используемые антикоагулянты (N = 928) и препараты железа (N = 717) у больных ОКС и анемией5
* соответствует значению p<0,05


Анемия наравне с другими факторами включена в шкалу риска GRACE (Global Registry of Acute Coronary Events) для определения более точного прогноза исходов ОКС . Кроме того, фрамингемское исследование показало, что при ХСН анемия является независимым фактором риска смерти, а также утяжеления функционального класса.

У пациентов с неконтролируемым уровнем артериального давления анемия встречается гораздо чаще. Забегая вперед, необходимо сказать об основных причинах анемии у «сосудистых» больных. Это, как правило, железодефицитная анемия, вызванная приемом антиагрегантов и антикоагулянтов, либо анемия хронических заболеваний, обусловленная ингибированием эритропоэза.

Приведем клинический пример. Больная В., 74 лет, госпитализирована в стационар с направительным диагнозом: «острая кишечная непроходимость» с жалобами на интенсивные боли в животе. Из анамнеза известно, что данные жалобы появились около 3 дней назад. Кроме того, с 14 лет знает о митральном пороке сердца. В 1994 году – баллонная вальвулопластика с последующим рестенозом. В течение 5 лет – постоянная форма фибрилляция предсердий. Три года назад перенесла ишемический инсульт.

Периодически отмечает отеки ног, одышку, принимает фуросемид 40 мг 2 раза в неделю. Длительно принимает варфарин бесконтрольно. При дальнейшем расспросе выясняется, что пациентка не знает, к каким последствиям может привести неправильный прием варфарина, и считает, что «варфарин – это успокоительное средство».

В экстренном порядке определен уровень МНО, который оказался 20,92! В общем анализе крови обнаружено снижение гемоглобина до 73 г/л. При ультразвуковом исследовании выявлена жидкость в брюшной полости. Пациентке произведена лапаротомия. Диагностирован сегментарный некроз тонкой кишки, гематома корня брыжейки тонкой кишки с переходом на забрюшинную клетчатку, в брюшной полости обнаружено 200 мл геморрагической жидкости.

Таким образом, узость терапевтического окна варфарина (МНО 2–3) требует тщательного контроля показателей гемостаза.

Но почему же «сосудистые» больные так чувствительны даже к малейшему снижению гемоглобина? Во-первых, гемическая гипоксия приводит к усилению симпатической активности и сердечного выброса, что приводит к гипертрофии левого желудочка и увеличению размеров сердца. Во-вторых, дефицит железа непосредственно влияет на диастолическую функцию, провоцируя развитие сердечной недостаточности и фиброза миокарда. В-третьих, дефицит железа ассоциирован с тромбоцитозом, что приводит к прогрессированию атеросклероза, тромбообразованию и увеличению смертности.

Бледность является самым ярким внешним проявлением анемии. В основе всех заболеваний, проявляющихся бледностью, лежит абсолютное или относительное снижение гемоглобина. Так вот, среди причин бледности выделяют заболевания соединительной ткани, гипотиреоз, сердечную, почечную и печеночную недостаточность, лимфопролиферативные заболевания, синдром мальабсорбции и многие другие. Ну а теперь все по порядку.

По определению ВОЗ, анемия – это состояние, характеризующееся снижением концентрации гемоглобина: ниже 130 г/л у мужчин и 120 г/л у женщин.

Распространенность анемии в мире составляет 1,9 млрд. человек (27,9 %) (ВОЗ, 2010 г.) с большим разбросом по странам и континентам. Так, чаще всего анемия встречается в Африке (47,5 %) и в Юго-Восточной Азии (35,7 %), в регионах Восточного Средиземноморья и в западной части Тихого океана – несколько меньше (32,4 % и 20,5 %, соответственно). В Европе и на американском континенте распространенность анемии составляет 19 % и 17,8 % соответственно. Однако приведенные данные не позволяют с высокой достоверностью судить о реальных масштабах распространенности анемии. И на это есть причина.

Как известно, анемия – это всегда осложнение какого-либо заболевания. А в медицинской статистике согласно Рекомендациям Минздрава России по кодированию некоторых заболеваний (2011) принято кодировать, а значит, учитывать только основное заболевание, тогда как осложнения, фоновые и сопутствующие заболевания статистическому учету не подлежат 6
Примечание научного редактора: вместе с тем в МКБ 10 некоторые виды анемии имеют свой самостоятельный шифр, к примеру D50-D53 Анемии, связанные с питанием: D50 – железодефицитная анемия, D51 – витамин-В 12 -дефицитная анемия, D52 – фолиеводефицитная анемия и D53 – другие анемии, связанные с питанием. Это, безусловно, вносит определенные непонимания при постановке диагноза анемии.

Анемия с давних времен интересовала не только ученых, но и служителей Фемиды.

Выдающийся немецкий врач Йоханнес Ланге уже в 1554 г. дал название анемии как «болезни девственниц» (morbus virgineus ). Он считал эту болезнь специфичной для целомудренных девушек, а причиной указывал задержку менструальной крови, ссылаясь на описание Гиппократа, представленное в сочинении «О болезнях девушек».

В 1713 году французские ученые Николя Лемери и Этьен Франсуа Жофруа доказали, что причина анемии заключается в дефиците железа.

В классической литературе и в творчестве современников часто используется описание анемии для придания выразительности произведениям. Вот, к примеру у Пушкина есть такие строки:


Ты богат, я очень бледен;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен…

У М. Ю. Лермонтова анемия описана так:


Щеки бледностью, хоть молод,
Уж покрылись;
В сердце ненависть и холод
Водворились!..

Можно процитировать и Б. Ахмадулину:


О Буратино, ты влюблен!
От невлюбленных нас отличен!
Нескладностью своей смешон
И бледностью своей трагичен…

А И. М. Губерман писал:


Она была застенчива, бледна,
И волосы текли, как нежный шелк.
Она со мной была так холодна,
Что я оттуда с насморком ушел.

Писатель нашего времени А. Снежная философски относится к анемии, считая: «А ведь анемия – это не только состояние физического здоровья. Бывает же анемия дружбы, анемия любви, анемия жизни…».

По данным российской статистики, в Москве 29–34 человека на 100 тыс. населения имеют низкий уровень гемоглобина. У пожилых людей распространенность анемии составляет 10–12 %, а среди госпитализированных больных эта цифра варьирует от 20 до 80 %.

Учитывая значительную распространенность анемий, мы предприняли попытку создать реестр амбулаторных пациентов с анемией. Для этого была разработана индивидуальная регистрационная карта больного, в которой отмечались анамнестические данные, лабораторные маркеры и назначенные лекарственные препараты.

Однако создание реестра оказалось делом не простым. Во-первых, регистрация больных с анемией в поликлинике не ведется 7
Примечание научного редактора: так же как в ситуации с фибрилляцией предсердий.

; во‑вторых, во многих амбулаторных картах участковым терапевтом, несмотря на наличие низких цифр гемоглобина, анемия не выносится в диагноз. Поэтому для хоть какого-нибудь представления о количестве больных с анемией мы в регистратуре одной поликлиники стали смотреть результаты значений гемоглобина в каждой амбулаторной карте.

В итоге среди просмотренных 6867 амбулаторных карт регистратуры одной из поликлиник в 440 (6,4 %) был отмечен низкий гемоглобин.

Тогда как в многопрофильном стационаре из 2031 пациентов, госпитализированных в течение двух месяцев 2012 года, анемию имели 278 (13,6 %). Надо отметить, что это жители одного административного района Москвы.

И такая разница в выявлении анемии на амбулаторном и госпитальном этапах скорее всего объясняется отсутствием как преемственности, так и настороженности врачей поликлиник к данной проблеме.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Верткин, Аркадий Львович

Аркадий Львович Вёрткин
Дата рождения:
Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера:
Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер :
Награды и премии


Вёрткин Аркадий Львович - родился в 1951 году в г. Кисловодске в семье служащих. После окончания ММСИ (ныне МГМСУ) с 1974 по 1976 гг. учился в клинической ординатуре, а с 1976 по 1979 гг. - в аспирантуре на кафедре госпитальной терапии того же института. С 1979 по- 1989 гг.- ассистент и доцент кафедры внутренних болезней, с 1989 по 1990 - профессор той же кафедры, с 1990 по 1997 гг. - зав. кафедрой клинической фармакологии, с 1997 по 2001 - зав кафедрой клинической фармакологии и внутренних болезней МГМСУ, с 2001- зав. кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи, а с 2010 года - зав. кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой помощи. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1990 году - докторскую. Является автором более 900 научных трудов, 15 монографий и учебников, 35 методических рекомендации, 6 изобретений. Под его руководством защищены 14 докторских и 102 - кандидатских диссертаций. В 1990 году за разработку и внедрение в клинику метода радиоизотопного исследования сердца А. Л. Верткину присуждена Премия Совета Министров СССР, а в 1998 за исследования, посвященные лечению язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки - премия Мэрии Москвы. В 1999 году награжден медалью «850-летия Москвы», в 2001 и в 2005 гг. - дипломом «Ученый-Просветитель года» и Почетными грамотами Министра здравоохранения РФ.

В 2001 году А. Л. Верткину присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ». А. Л. Верткин врач Высшей категории, в течение 12 лет параллельно работе на кафедре заведовал терапевтическим отделением в 50 городской клинической больницы. А. Л. Верткин является членом Ученого медицинского совета МГМСУ, членом методической комиссии МЗ РФ по клинической фармакологии, редколлегии журналов «Международный медицинский журнал», «Консилиум», «Доктор Ру.», «Русский медицинский журнал», главным редактором журналов «Неотложная терапия» и рецензируемого ВАКом «Врач скорой помощи», Руководителем национального научно-практического общества скорой медицинской помощи и Междисциплинарной организации специалистов по изучению возрастной инволюции, членом президиума Всеросийского научного общества терапевтов. Под руководством А. Л. Верткина были организованы более 20 крупных международных форумов по актуальным проблемам медицины. А. Л. Верткин женат. Жена - Верткина Наталья Викторовна - доктор медицинских наук, главный врач городской клинической больницы № 81 Департамента здравоохранения Правительства Москвы. Сын - Верткин Максим Аркадьевич, к. м. н., врач.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1951 году
  • Родившиеся в Кисловодске
  • Награждённые медалью «В память 850-летия Москвы»
  • Заслуженные деятели науки Российской Федерации
  • Доктора медицинских наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

аркадий львович вёрткин:

«Мне известно, как стать хорошим терапевтом»

Медицина - особый вид деятельности, причем довольно специфический. Ежедневно работая с пациентами, не достигнешь больших карьерных высот, не станешь богат, как Крёз, и не получишь «легкой жизни». С другой стороны, как говорил Сенека, для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Что же является целью врача-терапевта? Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, член президиума Российского научного медицинского общества терапевтов, заведующий кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета Аркадий Львович Вёрткин считает, что надо стремиться быть не просто врачом-терапевтом, а хорошим терапевтом. И у него даже есть рецепт, как им стать.

Аркадий Львович, что же нужно, чтобы стать хорошим терапевтом?

Во-первых, родиться в благополучной семье. Все великие, выдающиеся отечественные терапевты обладали совершенно уникальной родословной. Например, Максим Петрович Кончаловский, выдающийся русский терапевт, - из какой он семьи! Сказать «непростой» - не сказать ничего, ведь в ней были художники, литераторы, поэты... Братом Максима Петровича был Петр Петрович Кончаловский, известный художник. Оба брата были очень успешными, каждый на своем поприще.

Второе условие - оно является обязательным - это хорошее образование: и вузовское, и послевузовское. Сегодня, к сожалению, терапия перестала быть основным «брендом» в медицинском образовании. Если раньше кафедры терапии были ведущими в любом медицинском вузе, являлись основополагающими, представляли собой врачебную базу, то сейчас образовательные и профессиональные ценности немного сместились. Много узких специальностей, профилированных

кафедр, но каким бы узким специалистом ни становился врач, ему не обойтись без хорошей терапевтической базы.

Вы имеете в виду внутренние болезни?

В первую очередь, но не только - это и физиология, и анатомия, и патологическая физиология, и патологическая анатомия. Я скажу больше - все наши выдающиеся интернисты в начале своего профессионального пути работали еще и в прозектуре патологоанатомами. Сейчас об этом даже как-то неудобно говорить, ни один терапевт не пойдет сначала работать патологоанатомом. Нивелируется и роль аутопсии, однако без вскрытия невозможно получить полную картину. Больного лечили, он умер, а от чего - неизвестно, так может быть, его лечили совсем не от того, от чего нужно было? Расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов - далеко не редкий случай.

В медицинском образовании есть еще один нюанс. Нужно, чтобы будущему специалисту повезло с учителем. Великий русский врач Федор Петрович

Гааз очень точно сказал: «Учитель - не тот, который учит, а тот, у которого учатся». Это значит, что учитель должен работать с учениками по принципу «делай как я».

Сегодня количество докторов медицинских наук, профессоров, академиков огромно. Как молодому специалисту определиться с выбором учителя?

Выбирайте того учителя, который работает в ско-ропомощной клинике с прозектурой, который не боится работы и сам учится на своих ошибках. Неважно, где находится эта клиника: в Москве, Санкт-Петербурге или в регионе. Главное, чтобы у ученика было желание учиться и было у кого учиться. Кстати, говоря о вузах, я совсем упустил из виду, что теперь поступление происходит по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Сейчас поступить в медицинский институт или университет может любой молодой человек, который еще вчера, возможно, и не задумывался о том, чтобы стать врачом!

Аркадий Львович, но желание стать доктором может возникнуть внезапно... То, что человек в школе не мечтал работать в больнице, еще не означает, что у него нет шансов стать хорошим терапевтом, не так ли?

Шанс есть у каждого, другое дело, располагает ли к этому наша система медицинского образования. Вам не кажется странным, что в каждом вузе преподают пропедевтику внутренних болезней, внутренние болезни, терапию, но самый большой наш «прокол» - амбулаторная практика? Эта практика - и работа в поликлинике, и на скорой помощи. Я не называю стационар, потому что там все намного лучше: оснащение, оборудование, возможность проконсультироваться с коллегами других специальностей, профессорами и т.д. А врач скорой медицинской помощи должен мгновенно и единолично решать сложнейшие вопросы, и от его действий зависит судьба и жизнь пациента. Поставить диагноз и отвезти куда нужно - это один сценарий, поставить диагноз и отвезти куда не нужно - совершенно другой. А ошибиться и отправить в третье ЛПУ - это вообще отдельное дело. И за всем этим стоит жизнь и счет на минуты, на секунды. Врач скорой помощи - вот кого нужно образовывать в первую очередь!

А врач поликлиники?

Естественно. В поликлинику ходит огромное количество людей, и там должны быть сконцентрированы квалифицированные кадры. Поликлинические врачи также работают в дефиците времени, и нужно быть очень образованным доктором, чтобы в таких условиях увидеть, что

происходит с пациентом, поставить диагноз и понять, как нужно лечить, при этом выделив приоритеты и разделив задачи по ранжиру. Но в вузе преподавание основ работы врача скорой помощи практически отсутствует, а обучение основам поликлинической практики больше напоминает ознакомление. За редким исключением, конечно: например, в Московском государственном медико-стоматологическом университете преподаванием медицины скорой помощи занимаются две кафедры, да и поликлиническую терапию преподают на отдельной кафедре, но я считаю это недостаточным, на каждой кафедре необходимо уделять внимание догоспитальной помощи.

«Я выступаю за то, чтобы профессионально ориентировать студентов еще на 3-4-м курсах медицинских вузов. Кафедры могут устраивать дни открытых дверей, и маститые специалисты расскажут о своей работе. Это поможет будущему доктору определиться с выбором специальности».

Может быть, здесь вступает в силу закон о создании спроса предложением? Наверное, не так много выпускников медицинских вузов хотят стать терапевтами?

Престиж терапевтической специальности действительно нужно поднимать, а для этого необходимо рассказывать о ней студентам, собирать их на встречи для определения будущей профессии. Зимой я принимал государственный экзамен у студентов, спросил 30-35 человек, и ни один не хотел быть терапевтом. Причем мотивация у каждого своя. Вот эту мотивацию нужно повышать, плюс давать как можно более полное представление об этой профессии. А на скорой помощи в идеале должны работать терапевты с хорошими навыками и знаниями в области реаниматологии. Такой специалист сможет разобраться в состоянии пациента и оказать помощь, если это требуется, а также определить в нужное ЛПУ.

Аркадий Львович, мы отвлеклись от вашего «рецепта» хорошего терапевта. Какие еще слагаемые успеха вы считаете важными?

Пожалуй, доброе сердце. Оно необходимо в любой работе, но терапевту - особенно. Часто приходится иметь дело с пациентами в тяжелом состоянии, встречаются полярные нозологии: в нашем отделении лежат пациенты, у которых проблемы с сердцем, ногами, ментальные нарушения, сахарный диабет и т.д.

Терапевт, как никто другой, должен осознавать особенности текущего момента в России. Очень даже неплохо знать, какие пациенты посещают

клинику внутренних болезней в Париже (мы любим и уважаем и парижан, и эту клинику), но мы не в Париже. Социальный портрет российского пациента совсем другой.

О пишите его, пожалуйста.

Нередко это пациент с той или иной коморбид-ной патологией. Например, часто это курящий человек. Курение - болезнь. Никотин и прочие вредные компоненты табачного дыма формируют сложнейшую полиорганную патологию. Это не рак легкого, как думают наши пациенты и, убедившись, что рака у них нет, бодро закуривают очередную сигарету. Это коморбидное состояние. Многие наши соотечественники, как говорят, «выпивают». И если раньше пьющий человек был пациентом с циррозом печени, то сегодня до этого заболевания просто не доживают: нам приходится наблюдать энцефалопатии, кардиопатии и т.д. - вот еще одна коморбидная проблема. Есть непьющие и некурящие люди, однако многие из них страдают от избыточного веса. Причем ожирение - также комплексная комор-бидная патология.

Вредные привычки, употребление суррогатов не просто вызывают развитие коморбидной патологии - они провоцируют патоморфоз заболеваний. Думаю, если бы врача, практиковавшего в начале прошлого века, поместили в современную клинику и показали ему наших пациентов, он бы пришел в замешательство. Изменилось все - симптоматика, исходы, лечение, прогноз.

Пример из практики А.Л. Вёрткина

В день интервью в клинику поступила пациентка с тяжелым отеком Квинке. Она регулярно окрашивает волосы в домашних условиях и накануне проделала это в очередной раз. Очень удивилась аллергическим симптомам! А то, что она каждый день употребляет крепкие алкогольные напитки, в частности водку, которую покупает в разных торговых точках, ее не настораживало. В итоге оказалось, что показатели работы печени, поджелудочной железы и вообще почти всех органов и систем обнаружили отклонения от нормы. Плюс энцефалопатия. Аллергоз возник, потому что иммунная система данной пациентки сильно повреждена тяжелой полиорганной патологией, вызванной употреблением алкоголя, в том числе суррогатов.

А если человек не курит, не употребляет алкоголь и не переедает?

Врачу следует проявить настороженность в отношении гормональных нарушений, которые

также изменяют состояние многих органов и систем. Скажем, гипогонадизм. У мужчин старше 40-45 лет каждый год на 1-2% снижается содержание тестостерона в крови. Это нормальный физиологический процесс, который, однако, создает предпосылки к развитию целого ряда патологий, таких как сахарный диабет, ожирение, эректильная дисфункция и т.д. Климактерический период у женщин также часто способствует формированию комплекса заболеваний. Кроме того, нельзя забывать о существовании наркомании, о наличии в числе наших пациентов большого количества приезжих людей, которые либо привозят к нам специфические заболевания, либо не могут адаптироваться, и это негативно сказывается на их здоровье.

Вы вывели еще одно правило для хорошего терапевта - внимание к деталям.

А еще для того чтобы стать хорошим врачом-тера-певтом, нужно знать и помнить историю своей специальности. Нельзя забывать наших «Пушкиных в медицине», нужно читать старые книги. Обратите внимание на то, каким языком они написаны, как собран анамнез и жалобы - это пригодится врачу и сегодня. Нельзя говорить о симптоме Пастернацкого, не зная, кто такой Феодор Игнатьевич Пастернацкий. А он, между прочим, знаменитый терапевт, основатель бальнеологии в нашей стране, автор замечательных книг по терапии и курортологии. В мире существуют очень полезные и информативные книги, рассказывающие, какие технологические прорывы в медицине были совершены в недавнее время, и объясняющие, каково их практическое применение для врача. Но таких потрясающих клинических книг нет больше нигде, кроме как в нашей стране.

Как сделать их доступными широкой медицинской общественности?

С обнародованием нет проблем: Интернетом пользуются почти все, а вот с поиском. Я езжу по городам и весям, где еще остались врачи, у которых есть подобные книги. Это столь же важно, как и освещение преемственности этапов процесса лечения. Назовем эту схему условно «от провизора до врачебного рецепта». Реалии отечественной современности не умаляют, а, напротив, подчеркивают роль специалистов каждого звена. Фармацевт - четвертый лечащий врач после врача скорой медицинской помощи, доктора в поликлинике и специалиста в стационаре. Я уверен, что в российских поликлиниках, стационарах и аптеках трудятся люди грамотные и любящие свою профессию. В медицине и фармацевтике без любви к своему делу вообще нельзя, и я об этом уже говорил. Я желаю вам не терять профессионального азарта и стремиться помогать людям.

Родился в 1951 году в г. Кисловодске в семье служащих.А. Л. Верткин врач Высшей категории, в течение 12 лет параллельно работе на кафедре заведовал терапевтическим отделением в 50 городской клинической больницы. А. Л. Верткин является членом Ученого медицинского совета МГМСУ, членом методической комиссии МЗ РФ по клинической фармакологии, редколлегии журналов «Международный медицинский журнал», «Консилиум», «Доктор Ру.», «Русский медицинский журнал», главным редактором журналов «Неотложная терапия» и рецензируемого ВАКом «Врач скорой помощи», Руководителем национального научно-практического общества скорой медицинской помощи и Междисциплинарной организации специалистов по изучению возрастной инволюции, членом президиума Всеросийского научного общества терапевтов.

После окончания ММСИ (ныне МГМСУ) с 1974 по 1976 гг. учился в клинической ординатуре, а с 1976 по 1979 гг. — в аспирантуре на кафедре госпитальной терапии того же института. С 1979 по- 1989 гг.- ассистент и доцент кафедры внутренних болезней, с 1989 по 1990 — профессор той же кафедры, с 1990 по 1997 гг. — зав. кафедрой клинической фармакологии, с 1997 по 2001 — зав кафедрой клинической фармакологии и внутренних болезней МГМСУ, с 2001- зав. кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи, а с 2010 года — зав. кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой помощи. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1990 году — докторскую. Является автором более 900 научных трудов, 15 монографий и учебников, 35 методических рекомендации, 6 изобретений. Под его руководством защищены 14 докторских и 102 — кандидатских диссертаций. В 1990 году за разработку и внедрение в клинику метода радиоизотопного исследования сердца А. Л. Верткину присуждена Премия Совета Министров СССР, а в 1998 за исследования, посвященные лечению язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки — премия Мэрии Москвы. В 1999 году награжден медалью «850-летия Москвы», в 2001 и в 2005 гг. — дипломом «Ученый-Просветитель года» и Почетными грамотами Министра здравоохранения РФ.

В 2001 году А. Л. Верткину присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Под руководством А. Л. Верткина были организованы более 20 крупных международных форумов по актуальным проблемам медицины.

А. Л. Верткин женат. Жена — Верткина Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, главный врач городской клинической больницы № 81 Департамента здравоохранения Правительства Москвы. Сын — Верткин Максим Аркадьевич, к. м. н., врач.

Как терапевту в районной поликлинике провести прием пациента за официально отведенные 12-15 минут? Некоторое время назад «ЛекОбоз» опубликовал посвященную этому статью, в которой упоминалось несколько советов Директора терапевтической клиники и заведующего кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета им.А.И. Евдокимова, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Аркадия Верткина на тему оптимизации амбулаторного приема. Статья вызвала массу откликов в профессиональном сообществе, и мы попросили Аркадия Львовича дать подробное интервью на эту столь актуальную тему.

Аркадий Львович, вы являетесь автором многих материалов на тему организации работы терапевта поликлиники, возглавляете региональную общественную организацию содействия развитию догоспитальной медицины «Амбулаторный врач». Почему эта тема так важна?

Дело в том, что терапевт поликлиники – это особая область знаний. В медицинских вузах этому повсеместно не учат. Из вуза можно выйти со специальностью «терапевт» но поликлиническая терапия имеет свои особенности. Несколько минут – и пациент должен уйти с диагнозом и рекомендациями. Времени мало, и врач должен иметь инструмент, как быстро оценить, что происходит с пациентом, помогает ли лечение. Эти инструменты есть, надо лишь передать их врачам.

Каким образом, и что это за инструменты?

Сейчас в нашей медицине актуально слово «маршрутизация», и я решил им воспользоваться для обозначения учебных материалов в качестве инструментов. Они называются «Маршруты образования». Один из маршрутов посвящен тому, как осмотреть больного за 12 минут и обнаружить те болячки, в которых можно разобраться, просто глядя на больного и задавая короткие вопросы, без каких-либо исследований. Второй маршрут – основные встречающиеся симптомы, случаи, когда требуется провести минимальные, но обязательные исследования типа анализа крови. Третий – просто советы, как оптимизировать амбулаторный прием. Четвертый маршрут посвящен пропедевтике, правилам осмотра. Наконец, пятый – правила формулировки диагноза. Лечение должно проводиться только по диагнозу, а часто в амбулаторных картах его или нет, или он сделан недостаточно корректно. Есть основная болезнь, есть фон, на котором она развивается, есть осложнения, есть сопутствующие заболевания. Они должны отражаться в диагнозе. А у нас врачи могут написать просто: «гипертоническая болезнь».

Есть строгая последовательность действий: алгоритм диагностики, алгоритм лечения и алгоритм опроса. И еще оценка рисков. Более объективной информации и объективизации эффективного или неэффективного лечения и наблюдения нет.

Я слышала ваше выступление перед врачами, когда вы говорили о неких кругах, которые помогают в постановке диагноза...

Круг – это еще один инструмент, некая иллюстративная форма, чтобы продемонстрировать врачу свою мысль наглядно. Первый круг – это то, что мы видим, когда пациент только вошел. Возраст диктует и отсекает определенные болезни. Не надо у пожилого искать болезни молодых. У женского и мужского пола тоже свои проблемы. Наркоманы, алкоголики – их проблемы написаны на лицах. Полный человек или худой – по этим параметрам тоже можно многое понять. Когда в голове складывается некий образ, некое понимание проблемы, нужно его чем-то подкрепить, а именно простыми исследованиями: анализ крови, мочи, ЭКГ, кровь на сахар, рентген. Появляется нечто, некий набор показателей, жалоб, симптомов, которые есть у больного, и в третьем круге мы видим, для каких болезней это характерно, в каких случаях это может возникнуть.

В обсуждениях прошлой статьи, посвященной амбулаторному приему, некоторые врачи высказывают сомнение, что ставить диагноз можно по схеме, мол, болезнь со схемами не считается.

Категорически не согласен. Это считают люди, которые, возможно, недостаточно понимают суть поликлиники. Смотрите сами: болезней миллионы. Надо ли врачу поликлиники знать все? Надо ли ему знать болезни, которые встречаются крайне редко? Нет. Он должен знать то, что на потоке. Это лихорадки – от чего они бывают. Это кардиоваскулярные заболевания. ХОБЛ – курит полстраны, это актуально. Это сахарный диабет, болезни костей и суставов, наконец, онкология. Вот чем надо заниматься! Впрочем, в нашей стране есть еще несколько актуальных моментов: алкоголики, наркоманы, мигранты, маломобильные пациенты – у них свои болезни, которые также надо знать. Все!

И когда понимаешь, что круг болезней очень большой, а на постановку диагноза очень мало времени, то начинаешь понимать, какие вопросы нужно задавать и куда смотреть в первую очередь. Для этого существует только один способ – алгоритм.

А чтобы все алгоритмы не держать в голове, нужно брать на помощь собственный кабинет. Сейчас на стенах и полках у врачей можно увидеть фотографии членов семьи, календари с котиками и собачками, иконы... А стены кабинета врача общей практики должны быть стандартно оформлены, каждый сантиметр должен работать на врача – плакаты, схемы-подсказки...

Но некоторые из тех, кто читал статью, обижены, что вы предлагаете врачу поликлиники не знать всех болезней – мол, тем самым как бы подвергается сомнению уровень их образования...

А, может, они будут обижаться на другое? На высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний? На высокую смертность от онкологии? На то, что смертность от редких болезней практически отсутствует? Поликлиника создана для выявления и профилактики прежде всего тех заболеваний, от которых люди чаще всего инвалидизируются и умирают.

Был и такой комментарий, что вы сами по алгоритмам не работаете, а советы пишете по госзаказу, чтобы оправдать такое небольшое количество минут на осмотр пациента...

Если бы человек, который это написал, сегодня утром был со мной во время обхода пациентов в реанимации, он убедился бы, что я работаю именно так. Любой осмотр я начинаю с элементарного: пол, возраст, внешний вид. Вот сегодня был пациент, у которого вся спина в татуировках, ни одного зуба не видно. Тюрьма? Да, действительно, выясняется, что он сидел, потом сильно пил. До меня никто это не отметил. Если сидел, значит, переболел определенными социально ориентированными болезнями, например, туберкулезом и т.д. В итоге диагноз - тяжелый иммунодефицит. Ранее этот диагноз поставить не могли.

Я не знаю, как можно не обращать внимания на пол и возраст! Меня мои учителя учили именно этому – первоочередному вниманию к очевидному. Если примитивно, то нельзя искать у женщины аденому предстательной железы, а у мужчины родильную горячку.

Мы смотрели статистику в стационаре - от чего умирают люди. Создали рейтинг заболеваний, которые чаще всего заканчивались смертью. Это те болезни, о которых я говорил выше, и которые необходимо в первую очередь знать терапевту в районной поликлинике. Ведь эти люди, которые сегодня умерли в больнице, вчера были в поликлинике, а там их болезнь не заметили, пропустили, не обратили должного внимания. Лучше бы районные врачи тщательнее делали свою работу, чем критиковать нас...

Вот пример: поступает к нам больной, сахар в крови 18. Это во много раз больше нормы. Оказывается, он случайно по телевизору услышал, что первый признак диабета – ухудшение зрения. Он говорит жене: я как раз недавно видеть хуже стал. Взял у жены глюкометр – сахар 18. Вызвали "скорую", и вот он у нас. Ранее этого больного оперировали, он бывал и в других стационарах, и в поликлинике своей неоднократно. Но нигде на повышенный сахар не обратили внимания! Как такое может быть? Многие просто не понимают ценность простых анализов. ЭКГ, глюкоза, гемоглобин - зачастую они дают 90 процентов диагноза. Все намного упрощается благодаря этим анализам. Но их не назначают, не видят или не понимают значения...

Здесь почти все зависит от врача. Один заметил, другой нет. Один отправил на анализ, другой решил, что и так сойдет. Я вот зашла за справкой для бассейна, меня тут же отправили на диспансеризацию.

Это другая, но не менее важная тема. Как добиться всеобщей диспансеризации?? Бегать по улицам и тащить людей в поликлинику никто не будет, так же, как ходить по домам и уговаривать. Сидеть и ждать, пока сами придут, бесполезно. Поэтому единственный вариант, чтобы была массовая диспансеризация, это буквально привлекать к обследованию всех, кто зашел в поликлинику – за справкой, за больничным, да хоть дверью ошибся!

Есть пример. В больницу поступил человек с аллергией. В ходе обследования выяснилось, что у него гипертония и масса других болезней, о которых он ничего не знал. Не было бы аллергии, он бы, возможно, так и не узнал и мог бы внезапно умереть. Диспансеризация именно для таких случаев – выявить то, что пока не дало о себе знать.

Еще один вопрос из комментариев врачей. Некоторые сетовали, что как ни оптимизируй время приема, какими инструментами не пользуйся, а от писанины никуда не деться, она съедает треть всего времени...

Да, в поликлиниках большой документооборот, но сегодня все это в электронном виде, врачам не нужно ничего писать. Конечно, приходится заносить в компьютер данные, но это можно сделать быстро. Когда приходится много писать - это не свидетельствует о высокой квалификации врача. Умение кратко написать и не упустить ничего важного – вот это признак квалификации. Наконец, строгая алгоритмизация действий, о которой мы говорили, сама по себе уже способствует значительному уменьшению писанины.

Аркадий Львович, 1 сентября в поликлиники придут молодые врачи – первое поколение без интернатуры. Даже если они воспользуются вашими советами, будет ли этого достаточно? В больнице такой врач всегда может посоветоваться с опытным коллегой, а в поликлинике, где он в кабинете один на один с пациентом, что делать? Не будут же они бегать в соседний кабинет каждый раз...

Во всем есть свои плюсы и минусы. В стране есть места, где катастрофически не хватает врачей. Надо было изыскать резервы, чтобы побыстрее справиться с этой проблемой. Теперь кадровый вопрос будет решен. Уверен, что в этих учреждениях молодому специалисту помогут коллеги, постараются его научить поликлинической терапии.

Но, на мой взгляд, было бы идеально, если бы понятие «университетская клиника» распространялось и на поликлиники, а не только на стационары. Наряду с участковыми врачами в поликлиниках могли бы работать и сотрудники медицинских университетов - доценты, профессора, ассистенты. Один бы организовал консилиумы, другой следил бы за неотложными состояниями, а третий обучал бы молодых специалистов. Это было бы самое лучшее. Сейчас этого нет, и опыта студентам явно не хватает.

Конечно, оптимизацией и советами можно помочь лишь тому, кто что-то знает. Но у сегодняшних студентов есть способ закончить вуз более знающими и опытными. Самообразование, различные курсы, кружки – не надо сидеть и ждать, пока всему научат, надо и самому проявлять инициативу. Нужно культивировать и развивать в себе желание быть врачом.