Как сохранить физическое здоровье операционной медсестре. Теоретическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена

ДОКЛАД

на тему: «Воздействие химических факторов на организм медицинской сестры»

Антошенко Юлия Анатольевна

I курс отделения Сестринское дело

(участник кружка «Сестра милосердия»)

Руководитель:

Данилова Татьяна Владимировна

2017г.

ВВЕДЕНИЕ

Далеко не каждое лечебно-профилактическое учреждение может похвастаться безопасной больничной средой – идеально сформированной больничной средой, не причиняющей вреда всем участникам лечебного процесса. Сотни тысяч работников здравоохранения заняты во вредных и неблагоприятных условиях. В настоящее время в России насчитывается 3 193 193 медицинских работника, в том числе 626 458 врачей (19,6 процента) и 1 338 672 средних медицинских работников (41,9 процента). Младший медперсонал составляет 18,9 процента от общего числа медработников. Кроме того, в стране насчитывается 10 906 фармацевтов, 612 563 прочих сотрудников системы здравоохранения труда. Медсестры, как известно, бойцы переднего фронта и входят в непосредственный контакт с неблагоприятными физическими факторами, такими как биологические жидкости, дезинфицирующие средства и т.п., а кроме того они находятся в неблагоприятных психологических условиях.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические;

2) биологические;

3) психологические;

4) химические.

Физические факторы риска.

К этим факторам относятся:

Физическое взаимодействие с пациентом;

Воздействие высоких и низких температур;

Действие различных видов излучений;

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью.

Биологические факторы риска.

К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.).

Психологические факторы риска.

К психологическим факторам риска будут относить синдром профессионального выгорания - это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, вызванного межличностным общением.

Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека. Выгорание является очень индивидуальным процессом, симптомы появляются неодновременно и с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Химические факторы риска.

В медицинских учреждениях сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах, которые могут вызывать местные и общие изменения в организме. Химические вещества попадают в организм через дыхательные пути в виде пыли или паров, адсорбироваться через кожу, слизистые оболочки. Их воздействие может проявляться в виде кожных реакций, головокружений, головных болей. Отдалённые последствия воздействия токсичных и фармацевтических препаратов могут проявляться в виде поражения органов дыхания, пищеварения, кроветворения, почек репродуктивной функции (выкидыши, бесплодие). Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Медицинские сестры подвергаются такому риску из-за крайне важности частого мытья рук и воздействия фармакологических препаратов, дезинфицирующих средств и резиновых перчаток (из-за содержания в них латекса).

Дерматиты могут вызывать:

Первичные раздражители – они вызывают воспаление кожи только на участке непосредственного контакта с веществом. К ним относятся хлор- и фенолсодержащие дезинфектанты (хлорамин Б, Жавелион, Хайколин, Амоцид, Амоцид 2000);

Сенсибилизаторы. Эти вещества вызывают аллергическую реакцию. Вначале это может проявляться в виде дерматита (местного воспаления кожи) даже при самом минимальном контакте. При длительной сенсибилизации аллергическая реакция может протекать значительно тяжелее (отёк губ, век, лица, тошнота рвота). В группу сенсибилизаторов входят некоторых лекарственные препараты, особенно антибиотики, цитостатики и средства для мытья рук (антибактериальное мыло);

Фотосенсибилизаторы. Фотосенсибилизация - явление повышения чувствительности организма (чаще кожи и слизистых оболочек) к действию ультафиолетового или видимого излучений. Некоторые химические вещества (в том числе лекарственные средства - некоторые антибиотики, сульфаниламиды, тетрациклины, фторхинолоны и др.) и/или продукты их превращения в организме, накапливаясь в кожных покровах, являются причиной фотоаллергических, фототоксических и воспалительных процессов на участках кожи, подвергшихся световому (обычно солнечному) облучению. Фотоаллергия возникает, когда УФ-излучение химически изменяет вещество, оказавшееся на коже, так, что оно начинает вызывать аллергию. Фотоаллергия возникает примерно через полчаса после начала воздействия УФ-излучения и затем распространяется на закрытые от облучения участки кожи. Фотоаллергию часто вызывает косметика и парфюмерия, содержащая мускус, амбру, масло бергамота͵ сандаловое масло, некоторые антибактериальные агенты, а также лекарственные средства, к примеру, ибупрофен.

Динамика профессиональной заболеваемости показывает, что с каждым годом число случаев профессиональных заболеваний медицинских сестер возрастает. У медицинских сестер под влиянием биологически высокоактивных лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, витамины, гормоны, анальгетики, психотропные средства) могут возникать профессиональные заболевания. Наиболее опасен инъекционный метод, при котором лекарственный препарат может оказаться в виде аэрозоля в зоне дыхания медсестры. В органы дыхания персонала препараты могут попадать при мытье и стерилизации медицинского инструментария, при раздаче таблеток могут загрязняться кожные покровы.

Клинические наблюдения за медицинскими работниками показали, что обнаруженные у них заболевания имели характерные аллергические формы, токсические проявления, сопровождались дисбактериозом. При профессиональном длительном контакте с антибиотиками нередко развивается кандидоносительство или кандидоз различной локализации (чаще в кишечнике).

Группа медицинских работников, использующих при лечении противоопухолевые препараты, составляет группу риска развития профессиональной патологии. Особенностью введения противоопухолевых препаратов является крайне важность применения сразу нескольких средств в больших дозировках. В результате персоналу приходится вскрывать до 15 ампул на одну инъекцию, при этом ампулы часто бьются, и их содержимое загрязняет воздушную среду процедурных кабинетов.

Имеются данные, свидетельствующие о проявлениях вредного воздействия цитостатиков (циклофосфан, 5-фторурацил, платинол, доксорубицин, рубромицин). У многих врачей, медсестер, санитарок обнаружено резкое снижение гематологических показателей (гемоглобина, лейкоцитов, тромбоцитов), с одновременной эозинофилией. При клиническом обследовании персонала химиотерапевтических отделений выявлен высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта͵ случаи экземы, облысения. При гематологическом обследовании сотрудников выявлено снижение содержания гемоглобина, уменьшение количества эритроцитов и лейкоцитов. Отмеченная закономерность гематологических сдвигов является результатом цитотоксического воздействия химиопрепаратов. Также выявлена зависимость гематологических сдвигов от стажа работы с химиопрепаратами.

Реже развиваются аллергические заболевания органов дыхания: синуситы, ангионевротический ринит, астматический бронхит и бронхиальная астма. В структуре заболеваемости медиков наибольший удельный вес составляют такие нозологические формы, как гинекологические заболевания, осложнения при беременности и в послеродовом периоде, гипертоническая болезнь, болезни костномышечной системы, пневмония, и целый ряд других.

Накоплено большое количество научных сведений о вредном влиянии анестетиков. Так, по данным Е.А. Кречковского, концентрация эфира в крови медсестры-анаестезиолога во время операции всего в 1,-3 раза ниже, чем у оперируемх. Различают средства для ингаляционного наркоза: фторотан, закись азота метоксифлуран, эфир для наркоза (дивиниловый эфир-винитен), трихлорэтилен (трилен), хлорэтил, циклопропан. При ингаляционном наркозе часть введенных в организм больного анестетиков выделяется с выдыхаемым воздухом в атмосферу операционной. Стоит сказать, что для неингаляционного наркоза применяются: барбитураты, гексенал, тиопентал-натрий, пропанидид (сомбревин), предион (виадрил), кетамин (калипсол, кеталар). Известно, что женщины наиболее подвержены риску заболевания. Установлено, что у лиц, подвергающихся профессиональному воздействию анестетиков, встречается так называемая триада:

1. Самопроизвольные аборты.

2. Аномалии новорожденных.

3. Бесплодие.

Вследствие чего медицинские сестры, контактирующие с анестезирующими газами, должны быть отнесены к группе повышенного риска, как для матери, так и для плода. Длительное пребывание членов хирургической бригады в неблагоприятной воздушной среде приводит к высокому содержанию анестетиков в их крови. Последствием этого бывают жалобы на головную боль, тошноту, сухость во рту, тахикардию, головокружение, быструю утомляемость и некоторые жалобы невротического характера. Биохимические показатели крови анестезиологов свидетельствуют о нарушении пигментного обмена, явлениях диффузного нарушения печеночной ткани. Вместе с тем, описаны случаи повышенной заболеваемости раком, особенно лимфоидной ткани, лейкемии, психических расстройств и снижения интеллекта.

Профилактические меры:

  • применять защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные очки, маски и респираторы;
  • проводить приготовление рабочих дезрастворов в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией;
  • строго соблюдать методические рекомендации по использованию токсических средств;
  • хранить дезрастворы в промаркированных емкостях с крышками;
  • тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать ранки и ссадины, применять защитные кремы;
  • в случае попадания химического препарата в рот или в глаза, на кожу - немедленно промыть их большим количеством воды; химические препараты, если вещества попали на одежду, ее необходимо сменить;
  • тщательно мыть руки после работы с лекарственными средствами;
  • лекарственные препараты местного воздействия применять в перчатках, использовать аппликатор;
  • не прикасаться руками к таблеткам;
  • не разбрызгивать лекарственные растворы в воздух, выталкивать избыточный воздух из шприца в колпачок шприца;
  • немедленно смывать разбрызганный или рассыпанный лекарственный материал холодной водой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся в медицинских училищах и колледжах / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская; под общ. ред. Б. В. Кабарухина Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  2. Лысак Л. А. Сестринское дело: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся в медицинских училищах и колледжах / Л. А. Лысак; под общ. ред. Б. В. Кабарухина Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  3. Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей: для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  4. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для медицинских училищ и колледжей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело»: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  5. Островская И. В. Основы сестринского дела: учебник для медицинских училищ и колледжей: для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060501.51 «Сестринское дело» (базовый уровень, квалификация - медицинская сестра); 060101.52 «Лечебное дело». Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013г.
  6. http://studopedia.ru ;
  7. http://allrefs.net ;
  8. http://zodorov.ru.

Сфера медицины - одна из самых тяжёлых в психологическом плане. Далеко не каждый сможет стоически воспринимать происходящее в стенах больниц день за днём: сотрудникам подобных учреждений следует уметь абстрагироваться от врачебной реальности и воспринимать её с профессиональной точки зрения. Эта сфера занятости накладывает отпечаток на психику и нервную систему. Стресс в работе медсестры, согласно исследованиям, является наиболее сильным. Каким эмоциональным нагрузкам они подвергаются, и как преодолеть эти ситуации с наименьшим вредом для здоровья?

Профессиональный стресс медсестер

Группа риска

Самыми беззащитными перед лицом стрессовых ситуаций являются добросовестные работники, полностью отдающие себя профессии, предъявляющие к себе слишком высокие требования. В их предоставлении идеальный сотрудник должен отбросить все человеческие эмоции, целиком отдавая себя работе. Существует классификация психотипов медицинских сестёр, подверженных нервным сбоям под влиянием работы:

  1. Педанты, которым присуща полная отдача на службе, стремление к перфекционизму, точности, доведению любого дела до конца. При малейшем отклонении от идеала человек перестаёт испытывать удовлетворение от работы, раздражается. Часто такое самоотверженное служение профессии негативно и отражается на нервной системе работника.
  2. Демонстративные трудяги, стремящиеся доказать всему коллективу, что именно они его лидеры. Обычно несговорчивы, не умеют уступать. Растрачивая множество усилий на показную деятельность, такие сотрудники на самом деле очень быстро утомляются. Пребывают в постоянном страхе потерять свой авторитет перед коллегами.
  3. Эмпаты. Сердобольные медсестры, склонные проявлять сочувствие к каждому пациенту, воспринимать его проблемы, как собственные. Подобная сентиментальность приводит к нервным сбоям и депрессиям.

Поскольку работа медсестры связана с ответственностью за жизнь и здоровье человека (хоть и в меньшей степени, нежели у врача), она не может позволить себе расслабиться.

Люди в белом – это медработники, которым доверяют человеческие жизни. Подобные обстоятельства накладывают отпечаток на психику и нередко становятся причиной эмоционального выгорания, стресса в профессиональной деятельности.

Стрессоры в медицине

Рабочие условия и их влияние на нервную систему

Прогрессирование эмоционального спада во многом зависит от конкретного занятия медицинского работника и его загруженности. Необходимость успеть всюду, расторопность, работа круглые сутки – такое способен выдержать активный человек, стойкий, хладнокровный человек.

Дополнительными факторами формирования психического сбоя могут быть:

  • перевыполнение рабочего плана (что характерно для сферы медицины);
  • частые ночные дежурства;
  • чрезмерная загруженность;
  • наличие плохих рабочих условий;
  • множество рутинной работы и т.д.

Нагрузке подвергается опорно-двигательный аппарат и зрение (вследствие сидячей и канцелярской работы).Поскольку работник медицинской сферы должен быть всегда готов выполнять свою работу, у него нет возможности позволять себе много отдыхать. Среди факторов риска возникновения стрессов у медсестер - постоянное напряжение.

Постуральный стресс медсестер

Последствия производственных издержек

Перенапряжение на работе, физическое и моральное, способно привести работника медицины к серьёзным проблемам с психикой. Эти люди подвержены серьёзной угрозе развития соматических заболеваний: от частых головных болей, скачков артериального давления и неврозов до тяжёлой формы депрессии. На фоне переживаний иммунитет слабеет.

Профилактические меры по предупреждению развития стрессов

При принятии человека на должность медицинского работника руководство лечебного учреждения обязано провести качественную психологическую подготовку. Она состоит из таких этапов:

  • тренировка поведения в конфликтных и чрезвычайных ситуациях;
  • лекции о личностном и профессиональном развитии;
  • организация программ с группами поддержки для повышения устойчивости психики и уверенности сотрудника в собственных силах.

Важную роль психологического фактора играет обстановка в коллективе. Со стороны начальства и коллег медсестра должна ощущать поддержку и доброжелательность, готовность помочь. Она имеет право на отпуск для восстановления сил и отгул при сложной личной ситуации. Если сотрудник будет ощущать защищённость, взаимодействовать с другими сотрудниками и периодически иметь выходные дни, угроза получить стресс у медицинских работников существенно снизится.

Усталость медсестры

Что можно сделать, чтобы обеспечить себе комфортное состояние на рабочем месте:

  • наличие интересов и хобби помимо профессии;
  • чтение литературы не по специальности;
  • культурное и развлекательное проведение досуга;
  • соблюдение режима сна (не менее 8 часов в сутки) и питания;
  • обязательный отдых;
  • общение с товарищами (желательно из другой сферы профессиональной деятельности);
  • отношение к окружающему миру без агрессии;
  • планирование своего рабочего дня и графика;
  • участие в семинарах и квалификационных тренингах и т.д.

Заряд бодрости и возможность всегда держать себя в форме обеспечат регулярные занятия спортом. Это может быть утренняя и вечерняя пробежка, гимнастика, аэробика, йога, плавание. Не нужно замыкаться на своей работе, следует стремиться быть разносторонней личностью, тогда угроза стать жертвой профессионального стресса снизится. Важно уметь поддерживать грамотный диалог с коллегами и оказывать друг другу помощь. Знание методов разрешения конфликтов, умение идти на уступки, иногда подавляя собственные амбиции и их негативное воздействие – значимые условия поддержания здорового микроклимата в коллективе.

Как снять стресс

К психотропным препаратам обращаться следует лишь при наличии серьёзных симптомов.

Справиться же с нервным напряжением и волнением в работе медицинской сестры помогут средства народной медицины: корень валерианы, пустырник, ромашка, чабрец, мята.

Не следует в поиске источника для снятия физического и эмоционального перенапряжения обращаться к алкоголю и никотину.

Заключение

Адекватное восприятие и хладнокровность, профессиональная отстранённость приобретаются с годами, и их выработкой нужно заниматься. От стресса в профессиональной деятельности медицинского работника никуда не деться, важно уменьшить его влияние. Человек, который сознательно решил работать в сфере медицины, должен быть готов к подобным трудностям и иметь соответствующий склад характера. При этом важно сохранить баланс и уметь отделять работу от личной жизни.

Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.

Исходя из цели практического исследования, определены задачи:

Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений

Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Заключение

Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:

Выводы:

  • ?На основе обзора первоисточников определено понятие "вредные факторы"
  • ?Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.
  • ?Проанализировали результаты и сделали выводы:

Снизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.

Значимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:

  • ?Высокая смертность пациентов;
  • ?Страдания пациентов;
  • ?Увеличившийся за последнее за последнее время "молодой" контингент пациентов;
  • ?"Мрачный" психологический микроклимат в отделении;
  • ?Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;
  • ?Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;

Сотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию

В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.

Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.

В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.

с целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

) четкое знание своих служебных обязанностей;

) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики "срочно" и "важно";

) понимание важности и значимости своей профессии;

) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, "переключаться";

) рациональное питание;

) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

при работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

для снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85

совместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние вредных факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена


Введение

лечебный риск здоровье персонал

Актуальность предложенной темы исследования «Влияние факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена», на наш взгляд, совершенно очевидна и продиктована, с одной стороны, жизненной потребностью в самоактуализации, с другой стороны, потребностью снизить уровень профессиональных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Известно, что медицинский работник, вне зависимости от его специализации и компетентности, в течение всей его профессиональной деятельности, подвергается действию огромного множества факторов риска. Влияние этих факторов, к сожалению, непрерывно и не предотвратимо, но в современную организацию здравоохранения вводятся все более новые инновации, направленные на снижение пагубного влияния факторов риска, которые оказывают деструктивное воздействие, как на психологическое, так и на физическое благополучие медицинского работника.

Цель теоритического и практического исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у МРСЗ.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье среднего медицинского персонала

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений

Задачи исследования:

Провести практическое исследование

Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал разных отделений

Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Анализ полученных результатов.

Методы исследования - аналитический обзор первоисточников, тестирование, опрос.

Предполагаемая значимость работы заключаетсяв установлении факта влияния вредных факторов на развитие заболеваний у медицинских работников среднего звена.

В ходе работы мы планируем посетить подразделения различных лечебно-профилактических учреждений и выявить факторы риска, характерные для определенных отделений, а также факторы риска, которым подвержен каждый медицинский работник.

В процессе исследовательской деятельности, мы сделаем акцент на такие группы медицинского персонала, как:

?Работники Станции переливания крови

?Работники Онкологического диспансера

?Работники инфекционных отделений и центра СПИД

?Работники Детской инфекционной больницы

?Работники Кожно-венерологического диспансера

?Работники Противотуберкулёзного диспансера

?Работники реанимационных отделений


1. Теоретическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена


Вредные и опасные условия труда среднего медперсонала связаны, прежде всего, с прямым контактом с инфекционными агентами, неблагоприятным воздействием на организм лекарственных препаратов, химически агрессивных веществ и стрессовым воздействием на нервную систему.

В процессе работы медицинским сестрам приходится постоянно контактировать с целым комплексом фармацевтических агентов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья представительниц данной профессии. Лекарства попадают на кожу, в виде аэрозолей и паров нередко оказываются в зоне дыхания медсестры, вызывая различные заболевания профессионального характера, а так же бесплодие, выкидыши и аномалии развития плода.

Кроме того, в условиях нехватки персонала в больницах и поликлиниках медицинские сестры часто подрабатывают санитарками. В этом случае они неизбежно контактируют с такими вредными факторами, как хлорамин, перекись водорода, аммиак и другими веществами, способными вызывать отравления, различные заболевания органов дыхания, в том числе и аллергического характера.

Вредные условия труда в здравоохранении подразумевают наличие стрессовых факторов. Врачи и медицинские сестры постоянно общаются с тяжелобольными пациентами, видят их страдания, являются свидетелями смертельных случаев. Это вызывает хроническое эмоциональное напряжение, депрессии, тяжелые неврозы.

Состояние здоровья сестринского персонала неизбежно отражается на качестве оказания профессиональной помощи населению.


1.1 Факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ


Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

) физические факторы риска;

) химические факторы риска;

) биологические факторы риска;

) психологические факторы риска.

Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

) физическое взаимодействие с пациентом;

) воздействие высоких и низких температур;

) действие различных видов излучений;

Физическое взаимодействие с пациентом.

В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

сверхвысокочастотные;

ультрафиолетовые и инфракрасные;

магнитные и электромагнитные;

световые и лазерные.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры

К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение.

Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность


2. Практическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена


Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.

Исходя из цели практического исследования, определены задачи:

.Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений

.Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

.Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Методы исследования - тестирование, опрос.

Базой исследования явились группы штатных сотрудников различных функциональных подразделений лечебных учреждений города в количестве 174 человека.


2.1 Процедура и методики исследования


Описание, бланки и ключи методик исследования представлены в приложении (Прил. 1)

В исследовании приняли участие 174 человека в возрасте от 20 до 70 лет.


Таблица 1. Сводная таблица по стажу работы

РеципиентыСт аж работыДо 5 лет5-10 лет10-15 летБолее 15 летКоличество32783628%18,644,820,616,0


Согласно плану исследования на первом этапе были разработаны анкетные опросники, с последующим проведением практического исследования.

На втором этапе полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу.


2.2 Анализ результатов исследования


Исследование началось с работников станции переливания крови .

Проведя исследование, мы выяснили, что в Камчатской станции переливания крови для сотрудников созданы все условия, предусматривающие практически стопроцентную защиту медицинского работника от заражения заболеваний, специфических для данной профессии. Было обследовано 22 сотрудника станции переливания крови. Исходя из результатов опроса, нами было выявлено, что работники станции, следуя инструкции по ТБ на протяжении всей профессиональной деятельности не сталкивались со случаем возникновения аварии с биологическими материалами.

Большинство опрошенных оценили свои условия труда как удовлетворительные, степень тяжести как среднюю.

Но угрозу для сотрудника представляет не только контакт с кровью, но и эмоциональное напряжение. Поэтому вторым этапом исследования медицинских работников стало определение степени развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Результаты показали, что некоторые сотрудники имеют СЭВ в начальной стадии.

Результаты исследования:

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,2%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0,01%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,5%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 1,9%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 1,6%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 2,6%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 2%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3,5%

Следующим подразделением стало инфекционное отделение Камчатской Краевой больницы .

В ходе исследования методом анкетирования было выявлено, что каждый сотрудник инфекционного отделения сталкивался с аварийной ситуацией на работе с биоматериалами, но этому способствовало не халатное отношение к работе, а большое психоэмоциональное напряжение (Прил. 2).

Результаты исследования:

Работники, имеющие стаж работы до 5 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -8%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -10%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -10%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -15%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 12%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 25%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 5%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0%

Так же было проведено исследование в онкологическом диспансере . Соблюдение правил техники безопасности сотрудниками этого подразделения помогло свести случаи аварий практически к минимуму. У большинства сотрудников выявлен синдром эмоционального выгорания в фазе прогрессирования. Некоторые сотрудники в процессе своей профессиональной деятельности приобрели хронические заболевания, но как показало исследование, это не связанно с их спецификой работы (Прил. 2).

Результаты исследований:

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -70%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -1%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 85%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 4%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 5%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -97%

vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 7%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 2%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 100%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

Следующим подразделением, принявшим участие в исследовании, стал кожно-венерологический диспансер . Старшая медицинская сестра кожно-венерологического диспансера рассказала нам, что действительно каждый медицинский работник подвержен множеству факторов риска. Из них она выделила самые приоритетные:

риск инфицирования

Обработав полученные данные, мы пришли к выводу, что у сотрудников кожно-венерологического диспансера, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении преобладает страх передачи заболеваний от пациентов, чего не скажешь о более опытных сотрудниках. Большинство работников вполне удовлетворены существующими средствами индивидуальной защиты.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vСтрах передачи заболеваний о пациентов -95%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -1%

Работники, имеющие стаж работы более 6 лет.

vСтрах передачи заболеваний о пациентов -10%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -6%

Большой интерес с нашей стороны был проявлен к сотрудникам детской инфекционной больницы . Ведь кто как ни они ежедневно сталкиваются с огромным множеством трудностей. Работая с детьми, они не могут получить информацию о состоянии пациента в полной мере. Проведя исследование и опросив работников детской инфекционной больницы, мы пришли к выводу, что работа с инфекционно-больными детьми, несет в себе тяжелейшую эмоциональную нагрузку. Эта работа требует максимального сосредоточения и ответственности.

Результаты опроса показали: сотрудники детской инфекционной больницы в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию. Средства индивидуальной и массовой защиты свели случаи аварий с биоматериалами к минимуму.

На основании полученных данных мы также выяснили, что стрессовые ситуации, возникающие в работе с таким контингентом пациентов, приводят к развитию таких заболеваний как:

Артериальная гипертензия

Ишемическая болезнь сердца

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Из всего этого списка у сотрудников данного учреждения преобладает артериальная гипертензия.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -7%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности -0%

vРаботники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -13%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 15%

vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 25%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 10%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 57%

Основной проблемой сотрудников противотуберкулёзного диспансера является обсемененность отделения микобактериями туберкулёза. Итог исследования показал, что современные средства индивидуальной защиты вполне удовлетворяют сотрудников противотуберкулёзного диспансера. Соблюдение правил техники безопасности практически полностью оградили сотрудников противотуберкулёзного диспансера от случаев аварий с биожидкостями. Некоторые из сот рудников, имеющих относительно длительный стаж работы, имеют синдром эмоционального выгорания в начальной стадии.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 7%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -0%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 90%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -8%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты -100%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 12%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -16%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 100%

Последним подразделением, которое мы посетили стали реанимационные отделения .

Результаты опроса показали, что преобладающим фактором риска в реанимационном отделении является хроническая усталость и постоянное эмоциональное напряжение.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vРаспространённость хронической усталости- 16%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vРаспространённость хронической усталости -29%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vРаспространённость хронической усталости - 32%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vРаспространённость хронической усталости - 86%


Заключение


Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:

Выводы:

·На основе обзора первоисточников определено понятие «вредные факторы»

·Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.

·Проанализировали результаты и сделали выводы:

oСнизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.

oЗначимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:

§Высокая смертность пациентов;

§Страдания пациентов;

§Увеличившийся за последнее за последнее время «молодой» контингент пациентов;

§«Мрачный» психологический микроклимат в отделении;

§Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;

§Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;

oСотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию

В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.

Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.

В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.

oС целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

) четкое знание своих служебных обязанностей;

) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

) понимание важности и значимости своей профессии;

) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

) рациональное питание;

) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

oПри работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

oДля снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85

oСовместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.


Список литературы


1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря

г., №49, ст. 4916.

АртамоноваВ.Г.Профессиональные болезни: Учебник/ АртамоноваВ.Г, МухинН.А. - М.: Медицина, 2004.

МаловВ.А.Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебник. - М.: Академия, 2007.

МарченкоД.В.Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больнич­ной среды является определение, выявление и устранение раз­личных факторов риска для медицинского персонала. В деятель­ности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-156


фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические;

2) химические;

3) биологические;

4) психологические.

Физические факторы риска. К этим факторам относятся:

Физическое взаимодействие с пациентом;

Воздействие высоких и низких температур;

Действие различных видов излучений;

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подра­зумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и пе­ремещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

1) одежда должна быть свободной;

2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва - минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не бо­лее 4 - 5 см;

3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увели­чением угла наклона возрастает в 10 - 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 - 200 кг;

4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;

5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда
держат прямо;

6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое поло­жение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;

7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, напри­мер передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальне­му краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;

8) ноги ставят на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу;

9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, повора­чиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, со­храняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;


10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку:
пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться,
оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;

11) необходимо использовать специальные приспособления для
облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги,
подъемники для больных и т.п.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблаго­приятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алго­ритму действий.

Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных же­лез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппара­ты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лу­чевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, при­меняемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить ин­дивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источ­ником излучения все манипуляции нужно выполнять по возмож­ности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сест­ры является противопоказанием для подобного рода услуг.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и дру­гие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицин­ского персонала:

Сверхвысокочастотные;

Ультрафиолетовые и инфракрасные;

Магнитные и электромагнитные;

Световые и лазерные.

Для профилактики их повреждающего действия на человече­ский организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправно­стью.

При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.


1. Технические средства защиты от короткого замыкания (ав­томатические или пробочные предохранители) в электросети долж­ны находиться в исправном состоянии. Категорически запреща­ется использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).

2. Перед использованием электроприбора нужно изучить ин­струкцию по его эксплуатации.

3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состо­янии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осущест­влять только специалисты.

4. Следует применять только заземленное оборудование.

5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих эле­ментов электросети.

6. Элементы электросети, электрооборудование и электропри­боры можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использова­нием убеждаются в их целостности.

8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сна­чала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штеп­сель, потянув за шнур.

9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с
непроводящими электрический ток полами. Их не следует экс­
плуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или
на открытом воздухе.

10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну
розетку несколько электроприборов.

Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал под­вергается воздействию разных групп токсичных веществ, содер­жащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него ток­сичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктив­ную функцию. Особенно часты различные аллергические реак­ции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздей­ствия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых пре­паратах: химическое название, фармакологическое действие, по­бочные эффекты, правила хранения и применения.


2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, облада­ющие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящи­ми средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы. 3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если рези­новые перчатки у людей с повышенной чувствительностью прово­цируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвини­ловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химически­ми веществами.

3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств долж­но осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

5. Не следует применять препараты местного действия незащи­щенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажня­ющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических ве­ществ.

7. При несчастных случаях, если препарат попал:

В глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

Рот - сразу же промывают его водой;

На кожу - его немедленно смывают;

Одежду - ее меняют.

Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования дости­гается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работа­ющего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим мате­риалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функцио­нальных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо-инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-160


ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отрабо­танною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности про­ведения текущих и генеральных уборок.

В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важ­нейших требования:

1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

2) исключение внутригоспитальных заражений;

3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреж­дения.

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: орга­низатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Еже­дневное неукоснительное выполнение требований санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима в ходе исполне­ния своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,

Следует помнить следующие основные моменты, способству­ющие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде-миологического режима:

Сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;

Около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мы­лом;

Следует ежедневно принимать после окончания работы с боль­ным гигиенический душ;

Даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;

Оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна ис­пользовать индивидуальные средства защиты согласно действу­ющим правилам;

Убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;

Ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;

Прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;

Если у пациента имеется инфекционное заболевание, переда­ющееся воздушным путем, необходимо работать в маске; <


В О Д Н О Й маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске:

При оправлении постели больного не следует взбивать по­душки и встряхивать простыни - это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;

Пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);

При уходе за больным с инфекционным заболеванием, на­пример туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.

Психологические факторы риска. В работе медицинской сест­ры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом ta больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напря­жения. Психологические факторы риска в работе медсестры мо­гут приводить к различным видам нарушения психоэмоциональ­ного состояния.

Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напря­жение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями су­точных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человечески­ми страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие дру­гих людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологиче­ским факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами об­щения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: не­удовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эф­фективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нерв­ному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное исто­щение характеризуется следующими признаками:

Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояс­нице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, пробле­мы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспо­мощности, раздражительность, замкнутость;

Психическое напряжение: негативное отношение к себе, ра­боте, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассе­янность.


Начинать проводить меры по профилактике развития нервно­го истощения Необходимо как можно раньше.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессо­вых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:

1) четкое з н а н и е своих служебных обязанностей;

2) планироа анИ е своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

3) понимание важности и значимости своей профессии;

4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положитель­ном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

6) рациональное питание;

7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Синдром прс*ф есС1Ю нального выгорания. Это сложный психоло­гический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально на­сыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми паци­енты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начи­нает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хроническо­го стресса, выз иаН ного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания по­вышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если рабо­та является убежищем от остальных сторон жизни и профессио­нальная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельно­сти медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

В и н а перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.

С т ы д за то ч что результат работы не такой, как хотелось.

О б и д а на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.

С т р а х тог 0 , что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые и м е ю т сущест­венные индивидуальные различия у каждого конкретного чело­века. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по-163


HOMV 1- с симптомы появляются неодновременно и с разной сте­пенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде-

|.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры раз­вивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаи­моотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведен­ного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании рабо­ты она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами ме­дицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угро­зы распада семьи.

Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распо­знать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессио­нального выгорания.

На первой стадии выгорания человек истощен эмоцио­нально и физически и может жаловаться на головные боли и об­щее недомогание.

Для второй стадии выгорания у медицинской сестры мо­жет развиться отрицательное и обезличенное отношение к лю­дям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негатив­ные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разби­тости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Заключительная, третья стадия (полное выгорание), ко­торая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным от­вращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляе­мой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосре­доточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касает­ся не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою про­фессиональную деятельность, также подвержены этому синдро-


му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеали­зированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожида­ний и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможно­стей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собст­венными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выго­рания достигается использованием методов мышечной релакса­ции и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тре­нировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим при­емам желательно проводить под руководством специалиста-пси­холога в кабинете психологической разгрузки.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику психосоциальных факторов риска.

2. Перечислите мероприятия по обеспечению режима эмоциональ­ной безопасности в ЛПУ.

3. Назовите факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

4. Каковы правила обеспечения безопасности больного?

5. Охарактеризуйте физические факторы риска для медицинской се­стры в ЛПУ.

6. Каковы способы зашиты от радиоактивного излучения?

7. Дайте обоснование технике безопасности при работе с электро­приборами.

8. Опишите химические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

9. Каковы профилактические меры, уменьшающие воздействие ток­сичных веществ?

10. Охарактеризуйте биологические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

11. Назовите психологические факторы риска для медицинской сест­ры в ЛПУ.