Определение цех в средние века. Цеховая организация ремесла

В эпоху, крестовых походов в главных континентальных странах Западной Европы происходило замечательное движение в городах, состоявшее в освобождении городов от власти феодальной аристократии и в превращении их в политически самостоятельные общины . Ранее всего это произошло в Северной Италии. Здесь в X и XI вв. некоторые приморские города , в особенности Венеция и Генуя, стали обогащаться, благодаря торговле с греческим и магометанским Востоком, а в эпоху крестовых походов они только еще более расширили свои торговые сношения с заморскими странами. Кроме того, в Италии началось развитие промышленности, которое обогатило некоторые ломбардские и тосканские города. Значительные материальные средства, скопившиеся в руках горожан, и большее умственное развитие этого класса населения не позволяли уже сеньорам итальянских городов (большею частью епископам) господствовать над горожанами так, как они господствовали вне городских стен, и мало-помалу города Северной Италии, получив от феодальных сеньоров разные уступки, превратились в настоящие республики, в состав населения которых на правах высшего класса вошло и само феодальное дворянство. Эти городовые республики имели свои народные собрания из всех совершеннолетних граждан, свои выборные думы и во главе по нескольку консулов для начальствования над милицией, для поддерживания внутреннего порядка и для отправления правосудия. Из ломбардских городов в XII в. особенно выдвинулся Милан, стоявший даже во главе их общего союза. Такое же явление произошло и во Франции, где городское население вступало даже прямо в вооруженную борьбу со своими сеньорами и заставляло их делать им разные уступки. В случае победы город превращался тоже в маленькую республику, носившую на севере Франции название коммуны, и в ней устанавливались тоже и народное собрание, и дума, и выборные начальники, которые назывались мэрами, т. е. старшинами (от лат. major) или эшевенами. Наконец, самостоятельные городские общины возникли и в Германии, тоже благодаря обогащению от промышленности и торговли. Особенно было много зажиточных городов на Рейне, на верхнем Дунае и во Фландрии. Прирейнские города стали приобретать разные вольности еще в XI в., при Генрихе IV, находившем для себя вообще выгодным помогать городам для ослабления епископов. Фландрские города, среди которых более всего выдвинулись Гент и Брюгге, возвысились в XII столетии. Гораздо уже позднее начали играть большую роль города голландские и ганзейские в северной Германии.

166. Значение развития городов

Развитие городов во вторую половину средних веков имело весьма важное историческое значение. Городской быт был полною противоположностью быту феодальному и потому внес в жизнь тогдашнего общества новые начала. Феодальное рыцарство было прежде всего сословием военным, горожане, наоборот, – классом людей промышленных и торговых. Материальная сила феодалов заключалась в их землях, и главным занятием населения отдельных сеньорий было сельское хозяйство, тогда как основу материального значения городов составляли товары и деньги, а их жители были заняты разными ремеслами, перевозкою товаров и торговлею. Население феодальных сеньорий находилось в крепостной зависимости от своих господ, но в городах устанавливалась гражданская свобода. Основой государственной власти в феодальных княжествах и барониях было землевладение, в городах ею стало общее согласие граждан. Наконец, развитие городов оказало большое влияние и на умственную культуру. Здесь, впервые начал складываться класс светских образованных людей, между тем как раньше образованными людьми были одни только духовные.

167. Социальный строй городов

Внутреннее устройство средневековых городов было весьма разнообразно, но повсеместно наблюдаются некоторые общие черты. Везде именно население делилось на городской патрициат и простой народ. Первый образовывался из сеньоров и рыцарей, если они входили в состав общины (в Италии), или из купцов, обогатившихся торговлею, остальную же массу составляли ремесленники и вообще рабочий люд. Сначала вообще только более зажиточные люди пользовались правом участвовать в городском управлении, т. е. делать общие постановления, выбирать городской совет и должностных лиц и т. п., но с течением времени и менее зажиточные жители добивались тех же прав, хотя для этого им приходилось вступать в борьбу с патрициатом. Большею частью это были ремесленники, которые соединялись в особые товарищества, известные под названием цехов; благодаря этой своей организации, они только и одерживали победу.

168. Цехи и их значение

Цехи вообще имели весьма важное значение в жизни средневековых городов. В эту эпоху отдельные лица охотно соединялись в товарищества для общего дела или для общей защиты. Соединялись в гильдии купцы отдельных общин, соединялись и города в целые союзы ради общих торговых и политических интересов. Цехи тоже были товарищескими соединениями ремесленников одной и той же специальности в отдельных городах. Вся обрабатывающая промышленность находилась тогда в руках ремесленников, и производство совершалось в маленьких заведениях, в которых работал сам хозяин, или мастер с очень небольшим числом наемных рабочих (подмастерьев), считавшихся его младшими товарищами (compagnons, Gesellen), и подростков‑учеников. Чтобы сделаться мастером, нужно было сначала выучиться мастерству и усовершенствоваться в нем в качестве подмастерья, т. е. уметь самому хорошо работать. Ремесленники одной и той же специальности выбирали в покровители себе какого‑либо святого (напр., плотники – св. Иосифа), ставили в церкви его статую, праздновали день его памяти и помогали больным или впавшим в бедность из свой среды. Мало‑помалу такие товарищества стали вырабатывать себе уставы, касавшиеся и самого занятия ремеслом. Основные черты цеховых уставов были следующие. Для того, чтобы заниматься каким‑либо ремеслом в городе, необходимо было принадлежать к цеху,который вообще ограничивал число ремесленных заведений одного рода, сообразуясь с заработком. Число подмастерьев и учеников тоже ограничивалось, чтобы у всех мастеров был приблизительно одинаковый заработок. Цеховые уставы заключали в себе также и разные правила относительно продолжительности учения, обращения с учениками и подмастерьями и т. п., а также и относительно техники производства, потому что цех брал на себя ручательство за доброкачественность работы. Полноправными членами цеха были одни мастера, которые из собственной же среды выбирали и своих старост. Цех работал обыкновенно лишь на свой город и на его округ, т. е. на местный рынок. Таким образом городская промышленность в средние века была лишь мелкая, рассчитанная на небольшой сбыт. Поэтому и обмен товарами между отдельными городами был сравнительно небольшой. Вот почему первыми денежными капиталистами в средние века были только купцы, ведшие крупную заграничную торговлю. Кроме экономического значения цехи имели значение и политическое, потому что, главным образом благодаря такой организации, ремесленники только и добивались права участвовать в городских делах.

169. Новое положение горожан в обществе

В эпоху раздробления главных стран Западной Европы на феодальные владения города, освободившиеся от своих сеньоров, явились новою политическою силою. Рядом с феодальными сеньориями стояли теперь республиканские коммуны, которые и вступили в борьбу с феодальным миром. С другой стороны, рядом с духовенством и рыцарством возник в каждой стране третий чин (третье сословие ), получивший во Франции название буржуазии , а в Германии – бюргерства (от слова бург, т. е.город). Городские общины окружали себя стенами, заводили собственную милицию, на свой страх вели войны. В политической борьбе они могла представлять и действительно представляли большую силу, а потому было важно и для пап с императорами, и для королей с феодальными сеньорами, на чью сторону будут становиться города. С возникновением городов, как самостоятельной политической силы, и государственная жизнь стала усложняться. С XII – XIII вв. в отдельных странах Западной Европы вообще существовали четыре политические силы: 1) королевская власть , 2) духовенство, 3) светская аристократия и 4) города . В разных странах эти силы соединялись между собою неодинаковым образом, но везде с развитием городов политическое устройство стало принимать новый вид.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. Главным -в мастерской был мастер - обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.

Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр - образец изделия.

Ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. Впоследствии он мог стать подмастерьем. Сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером.

Техника ремесла развивалась медленно. Но благодаря выучке и опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями, искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало.

Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, обычно объединялись в особую корпорацию - цех. Первые цеховые организации появились в Италии в Х в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить а свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. Для создания цеха требовалось получить от короля или сеньора соответствующую хартию.

На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха: он предписывал, чтобы все они выпускали продукцию определенного вида и качества. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника. Цех был одновременно экономическим союзом, дружиной самообороны и религиозным братством, имевшим особую церковь и своего святого-покровителя.

Характерной особенностью средневекового города является то, что ремесленное население его было организовано в особые союзы - цехи, гильдии.

Цехи появляются почти одновременно с возникновением городов. Первоначально цехи возникли как организации бежавших в город крепостных крестьян и воспроизводили строй деревенских марок.

Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Каждый член цеха - это мелкий ремесленник, который является сам непосредственным производителем. Он работает сам принадлежащим ему инструментом в своей мастерской, с которой он связан "как улитка связана со своей раковиной". Этот ремесленник обычно работает в той самой мастерской, где работал его отец и его дед и где будут работать его дети и внуки при помощи таких же орудий. Он работает вмеете со своей семьей и с помощью одного или двух подмастерьев и учеников. Как

правило, каждый ученик, пройдя выучку, проработав некоторое время подмастерьем и накопив немного денег, может открыть свою мастерскую, так как при мелком характере производства затраты на устройство мастерской и приобретение сырья были очень незначительны. Конечно, были такие цехи, где требовались большие деньги на обзаведение, например, цехи золотых дел мастеров, но таких цехов было очень мало.

Каждый цех был союзом мелких ремесленников, принадлежавших к одной профессии. Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и усовершенствованием техники стало расти техническое разделение труда, то оно происходило между отдельными мастерскими. Это имело результатом увеличение числа профессий и цехов.

Таким образом, рост техники и специализации не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к образованию все новых и новых цехов, которых насчитывалось в любом городе десятки, а в некоторых городах даже сотни.

В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательна для каждого, желающего заниматься ремеслом. Но цех не всякого допускал в свою среду. Чтобы стать членом цеха, нужно было пройти определенный стаж, пробыть известное время учеником, подмастерьем и затем быть допущенным в число полпоправных мастеров, имеющих право иметь свою мастерскую. Это правило принудительной припадлежности к цеху устраняло возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников.

Цех регулировал ремесленное производство. Каждый член цеха подлежал надзору выборных должностных лиц цеха. Каждый цеховой мастер должен был выпускать продукцию определенного качества, поскольку выпуск плохой продукции отражался на интересах всех членов цеха.

Цех регламентировал и количество часов, которые должен работать каждый член цеха. Запрещалась ночная работа не только потому, что она ухудшала качество работы, но и для того, чтобы устранить конкуренцию между отдельными членами цеха. Цех - это организация мелкого производства, и он всячески следил за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы не было возможности создания более крупных предприятии. С этой целью цех ограничивал число подмастерьев и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков, какое можно было иметь в мастерской. Цеховые уставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали зазывать покупателей.

Цех в течение известного времени играл прогрессивную роль в смысле развития техники, в смысле производственной дисциплины, но его тенденция сохранить мелкое производство очень скоро начала тормозить технический прогресс. Цех относился враждебно ко всему тому, что могло создать конкуренцию, в том числе и ко внедрению всякого рода новых технических усовершенствовании. В связи с этим новые изобретения очень часто уничтожались, и изобретатели дорого платились за свою предприимчивость.

Так, цехи, игравшие на определенной стадии развития прогрессивную роль, потом стали играть роль реакционную, задерживая технический прогресс.

Цех представлял собой также организацию взаимопомощи. Каждый член цеха должен был вносить вступительную плату, а затем платить периодические взносы. Из собранных таким образом сумм и из пожертвований оказывалась помощь нуждающимся членам, производились расходы в случае смерти кого-нибудь из членов цеха. Если вдова или дети оставались без средств к существованию, им оказывалась помощь из цеховой кассы. Цех был и своего рода религиозной корпорацией: у пего имелась своя церковь или хотя бы своя часовня пли придел в церкви.

Наконец, цех был военной организацией, представляя собой отряд, который цес гарнизонную службу и на войне являлся отдельной боевой единицей.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос-ти во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специал-ности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под-мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со вре-менем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу*. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивши существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с нен во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городскою управления.

24) Столетняя война: исторические предпосылки, события, итоги и значение.(Столетняя война (1337-1453)

В к 30х г 14в нач Столетняя война Англии и Франции. Развер-ся на террит Фр, с длит оккупац-ей анг-ами, привела к убыли нас-я, сокращ произв и торговли.Причины: 1ый очаг противореч-бывшая Аквитания(зап часть ее-Гиена)-объект притяз-й англ короля. Экон связ с Анг, получ шерсть. Из Гиены в Анг шли вина, соль, сталь и краска. Знать и рыц-во Гиены стрем-сь сохран полит независ-ть и предпочит номин власть Анг. Для Фр борьба за юж провинции и ликвид-я англ владыч была и войной за объел франц гос-ва. 2ой очаг-богатая Фландрия, объкт агрессии для 2ух сторон. Война прох-ла под знаком династ притяз-й англ монархии. В 1328г умер Фил4 без наслед-ка. Эдуард3(внук) заявил о правах на франц престол. Во Фр отказ передачи короны по жен линии(Салич правда). Корона к Филиппу6 Валуа (1328-1350)по ветви Капетингов. Эдуард3 за оружие. Круп воен конфликт. На стор Анг- Империя, Фландрия, Арагон, Португалия; на стор Фр-Кастилия, Шотландия и папство. В войне реш-ся вопрос о террит-ом размеж-ии ряда гос-в и полит образ-й-Фр и Анг, Анг и Шотла, Фр и Фланд, Кастилия и Арагон. Для Анг он вырос в проблему образ универс гос-ва с разн народами, для Фр-в проблему сущ-я ее как самос гос-ва. Нач войны в 1337 с успеш операций Анг на сев. Они побед на море в 1340(битва при Слейсе у бер Фланд). Поворот знач-е победа англ на суше в 1346 в битве при Креси в Пикардии. Это позволило им взять в 1347 Кале- важ стратег порт(12мес осады). На ю-з англ захв-ли с моря Гиень и Гасконь, где наместник был сын Эд3 Эдуард, кот соверш грабит набеги на центр Фр. В 1356 он был настигнут близ Пуатье фр армией. Фр разбиты. Причины пораж: недост воен организ и особ-ях тактики. Англ армия небол, но хор организ из рыц-ей, стрелков из лука из крест, рыцари спешивались во вр сраж-й. Франц армия: феод ополчение, король мог контолир тока свою часть войск, осн боев ед-тяж вооруж конные рыцари, лучников мало, отсут-е взаимодейств рыц-ей и пехоты. Брали в плен. Выкуп средство обогащения. В битве при Пуатье король Иоанн2 попал в плен. В 1360г Фр заключ с Анг мир в Бретиньи. Его усл-я носили компромис хар-р, хотя были тяжелы для Фр. Анг кор отказ от притяз-й на фр корону, но земли к югу от Лауры остав под ее властью. В 1415г англ армия с королем Генрихом5 возобн воен действ-я в Пикардии с намер-ем взять Кале. В окт 1415 в битве при Азенкуре. Англ захват Нормандию и Мэн. Полож-е усугуб-сь позицией герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного(1401-1419), кот в 1416 закл союз с Анг и оказал ей помощь. При нем и его сыне Фил Добром(1416-1467)-Бург велик европ держ-ва. Но Бург слабое полит объед-е. Но Бург-препят для франц объед-я земель. Анг и Франц мир, но тяж усл для Фр. По договору в Труа 1420г при жизни Карла 6 правит-ем Фр станов-ся Генрих 5, затем престол должен перейти к Генриху 6(сын анг кор и франц принц-сы). Фр утрач независ-ть. В 1422г Генрих 5 и Кардл 6 умерли. Король 10ти месяч Генрих 6, за кот правил дядя Бедфорд. Но Карл 7 провозгл-л себя кор и нач борьбу за трон. Его власть признали некот провинции. Нов этап войны для Фр-борьба за независ-ть. Этот поворот в войне опред-ся к к 1ого этапа, мир в Бретиньи в 1360г, но теперь обрел выраж-ые формы. Генрих 5 нач раздавать завоев земли в соб-ть анг л баронам и рыцарям. Это породило народ сопротив-е франц-Партиз войну. Развит-ю движ-я способ-ла рассредоточ-ть англ крепостей с воен гарниз-ми на значит террит. В этих усл англ не риск покидать крепости многочисл отрядами. В оккупир-ых Париже и Руане раскрыиы заговоры, участ-ки кот вступ в снош-я с Карлом 7 с целью помощи при осаде этих гор. В 1428г англ предприняли осаду Орлеана. Жанна д’Арк!!!(родилась в 1412 в местечке Домреми, уверяла что слышит голоса святых). Узнав об осаде Орлеана, она отправ-сь в гВокулер. Получив оружие и коня она отправ в Шинон. Король постав-л Ж во гл армии. В к апр 1428 Ж прибыла в Орлеан. В теч 4 дней укреп-я взяты и 8 мая англ сняли осаду. Это была 1ая победа фр и укреп Карла7. Он осущ-л походв Реймс. Торж-но короновался. Освободил Шампань, что улучшило его полож-е. Попытка Ж штурма парижа-неудача. В мае 1430г в стычке под Компьеном Жанна в плен. Продали ее англич. В к1430 Ж перевезли в Руан и передали инквизиции. Церк суд объявил Ж в колдовстве. В мае 1431г сожгли.


Издревле существовали две формы несельскохозяйственного производства - ремесленное и кустарное. Ремесленное производство - труд на заказ (форма современной услуги), когда наличествует известный гарантирован-

ный рынок сбыта. Кустарное производство - работа на открытый рынок (современная форма массового производства). Первоначально ремесла создавались в деревнях. В европейские города ремесла проникли только в 11 - 15 вв., что в деревне сопровождалось переходом от натуральной ренты к денежной. (Древние города представляли поселения оседлых земледельцев, места концентрации представителей господствующих классов, культурно-политические и религиозно-культовые центры, в последующем - центры торговли). Ведущей формой существования ремесел стала цеховая организация. Цех - городская профессионально специализированная община (организационно отличая от неспециализированной сельскохозяйственной общины), или марка. Первоначально цехи возникли в городах Италии, а в 11 - 12 вв. - и во Франции, Германии, Англии... В городах Киевской Руси образовывались мастерские, дружины, артели. В цехи стали организовываться не только ремесленники, но и купцы (гильдии), розничные торговцы, музыканты, врачи, садовники и пр. В Индии европейским цехам (в отдаленном смысле) соответствовали организационно не оформленные касты, которые не были институциями (напротив, цех имел печать и кассу). Цеховое собрание мастеров или отдельный мастер являлись собственниками средств производства. Мастер был прежде всего работником, а затем уже организатором производства. Чтобы стать мастером - единоличным владельцем или пайщиком цеха, подмастерье должен был скопить достаточный капитал и, кроме того, изготовить так называемый "шедевр". Несмотря на господствующие коллективные, бригадные формы труда, зачатки наемного труда явственно проступают в цеховой организации. Процесс перехода к капиталистическим отношениям претерпел две стадии. Сначала - борьба за освобождение граждан от сеньориального режима. В этот период проходят "коммунальные революции". Автономия цехов в средневековой Франции была уже, чем в Германии, но затем Франция начинает опережать Германию в общественно-экономическом развитии (чтобы в наше время снова отойти на вторые роли)... Цеховая система начинает распадаться в 16 в., вытесняясь индивидуальными собственниками орудий производства - ремесленниками, затем мануфактурой, фабриками и заводами. Любопытно, что мануфактура в плане рыночных форм повторяет кустарное производство, но исторически развилась из ремесленничества. Технологические преимущества коллективного труда были "перекрыты" частнособственническим интересом. В результате петровских реформ 18 в. в России была воссоздана цеховая организация ремесел. В Германии остатки цеховой системы сохранились до конца 19 в. Затем "эстафету запаздывания" опять перехватила Россия в формате советского социализма. Цеховой устав 14-15 вв. запрещал предпринимательство (что повторилось в период советского социализма).
Отличительная особенность цеховой системы - отсутствие полноценного собственника, который бы обладал правом распоряжения частной собственностью. Цех (средства труда) вообще не подлежал продаже. "Осколками" цеховой структуры в наше время являются различные академии наук и академии искусств, союзы писателей, институт профессиональных союзов и

даже экономические школы, тяготеющие к тому или иному университету. ("Профсоюзы - школа коммунизма" - не случайный лозунг, брошенный В.И. Лениным, ибо отражал истинное - ретрофеодальное место социализма в истории). Цех может служить прообразом одной из современных форм хозяйствования - закрытого акционерного общества, а "цеховое принуждение" - ретроспективным аналогом монополии, установленной на сбыт произведенного товара.

Еще по теме Цеховая система отношений собственности:

  1. ТЕМА 1.2. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  2. Правовые формы отношений собственности Первобытнообщинная собственность
  3. Экономические принципы отношений собственности Эффект хозяйского отношения к имуществу
  4. Роль доходов от собственности и предпринимательской деятельности и доходов от трудовой деятельности в системе распределительных отношений при переходе к рынку

Причины возникновения цехов

Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Единицей цеха был его полноправный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями - со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.

Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в "традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Поэтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи".

Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.

Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.

Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.

Функции цеховой организации ремесла

Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.

Средневековый цех – сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха – регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. "Слово "цех" происходит немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова " гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово "пир" - не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".

Цехи – не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.

Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.

Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья – государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели – имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации – братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому – покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Цеховая регламентация

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Так, в "Книге обычаев" – регламенте ремесленных гильдий Лондона - содержатся правила, регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:

"IX. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой, неотделанной пряжи с очесами и предназначенная для продажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.

Х. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой белой шерстяной пряжи, которая предназначена на продажу, мэр получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XI. И если будет обнаружена ткань, приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной, а уток – вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XVII. И предполагается, что ни один ткач не будет вырабатывать ткани по образцам французского города или ткань из грубой шерстяной пряжи с переплетом ниток по диагонали, или из пряжи ярко-зеленого цвета, или ткань с крапчатой основой… и эта ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих – быть добротной и хорошо сделанной…

XXIV. И должны быть назначены контролеры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткачей. И предполагается, что никакие иные повышенные требования не должно предъявлять к ткани, если только это не будет в результате соглашения между тем, кто заказывает ткани, и самим ткачом; предполагается, что ткань будет добросовестно сделана".

В немецком городе Кельне имелось четыре исключительно женских цеха. Кроме того, женщины могли работать наряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цеха мастериц шелковых дел, принятый в 1469 г.

"Наши предки – бургомистры и совет города Кельна… учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой – из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего Бога и нашего города, во имя общего блага, и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым…".

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Таким образом, появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.



Цех - союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Становление городов сопровождалось для горожан-ремесленников множеством трудностей и опасностей. Нужно было бороться с феодалами, на землях которых возникли города. Ни один из этих сеньоров и не помышлял о вольностях для свободолюбивых бюргеров. Лишь объединение сил позволило дать отпор нападкам феодалов и их наместников. Такое объединение было необходимо и для защиты городских ремесленников от конкуренции со стороны их коллег из соседних деревень и городов. Долгое время покупателей ремесленных изделий было мало. Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей. Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название "цех".

Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в. (здесь они частично унаследовали традиции древнеримских ремесленных коллегий), во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII вв. Среди ранних цехов известен, например, парижский цех свечников, возникший в 1061 г. Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников и т. п. Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников и т. п. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Схожие объединения - гильдии - создавали купцы, а в Англии гильдиями назывались и собственно цехи.

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав (статут) цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков. Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий. С этой целью запрещалось использовать недоброкачественное сырьё. Например, в шёлкоткацких цехах не допускалось употребление шёлка-сырца, в котором имелись узлы, т. к. из него получалась ткань низкого качества. Запрет был наложен и на использование растительной краски - вайды, которую в средние века называли дьявольской. Ремесленник, выпустивший плохое изделие, позорил весь цех, поэтому его строго наказывали. Самым обыденным наказанием были штрафы, которые шли в кассу цеха. В Лондоне пекаря, продавшего булку неполного веса, могли посадить в клетку и возить по городу для всеобщего осмеяния.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников. Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и сманивать заказчиков. Во многих цехах мастерам не разрешалось даже выбегать на улицу и зазывать заказчиков и покупателей к себе в мастерскую. Выставка в окне мастерской не должна была быть слишком высокой и пышной, чтобы не затмевать витрины соседей. Цеховые правила учитывали семейное положение мастера. Холостой ремесленник не мог брать столько же работы, сколько семейные мастера, которые должны были содержать жену и детей, т. к. холостяк мог отбить у них клиентов. Многие цехи имели общие склады, мельницы, красильни и т. п. Чужие, внецеховые ремесленники безжалостно изгонялись с городских рынков. А в Германии даже существовало так называемое право заповедной мили. В соответствии с ним город запрещал на определённом расстоянии от своих стен заниматься некоторыми ремёслами. Сельские мастера лишались возможности соперничать с городскими.

По мере развития средневекового города число цехов росло. К середине XIV в. в Париже, например, было уже около 350 ремесленных цехов, в Лондоне - 60, в Кёльне - 50. Цехи дробились. Чем уже была специализация мастера, тем большего совершенства достигал он в своём ремесле. Сапожное дело разделилось на несколько цехов, выпускавших разные виды обуви. Среди кузнецов в отдельные цехи выделились мастера, ковавшие подковы и лемеха плугов, и ремесленники, ковавшие мечи; особый цех составили ножовщики. Некоторые цехи ограничились изготовлением одного-единственного изделия: цехи кошелёчников, перчаточников, седельщиков. Особые цехи образовали портные, шьющие новую одежду, и портные, занимающиеся починкой старой.

Цех объединял бюргеров не только в труде, но и в других областях жизни. Он участвовал в охране города и выставлял свой отряд в городское ополчение. Каждый цех имел своего покровителя - святого, а часто и свою церковь или часовню. Цех осуществлял взаимопомощь, помогал нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Каждый ремесленный союз имел свой герб и своё знамя, строил своё особое здание, где заседали старшины и время от времени рядовые члены цеха собирались на совет или на пирушку. Многие цехи имели свои оркестры и танцы. В большие праздники работа замирала, а в положенный час начиналось торжественное шествие. Каждый цех шёл особой колонной под развевающимися знамёнами с эмблемами ремесла. Сложенные ремесленниками песни разливались на всю улицу. Песни сменялись массовыми танцами. Своей пляской особенно славились нюрнбергские ножовщики. Они располагались широким кругом и, ритмично двигаясь, бросали вверх ножи, которые затем на лету ловко подхватывали. В веселье забывались горести напряжённых трудовых будней.

К XIV-XV вв. цехи достигли наивысшего расцвета. Перед этим цеховым мастерам пришлось выдержать нелёгкую борьбу за доступ к городскому управлению. После высвобождения городов из подчинения феодалам власть в них захватил патрициат (представители наиболее знатных и богатых городских родов), игнорирующий интересы рядовых бюргеров. Цехи, значительно окрепшие к этому времени, поднимали вооружённые восстания против городской верхушки. Борьба шла с переменным успехом. В одних городах, где ремесленное произ-водство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и пр.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышел городской патрициат (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Известны случаи, когда это противостояние, которое иногда называют "цеховыми революциями", завершалось полюбовными соглашениями между городской верхушкой и наиболее влиятельными цехами. А такие цехи, отличающиеся силой и богатством ("старшие", "большие"), выделились во всех крупных городах. Наряду с ними существовали и более бедные ("младшие", "малые"). Ведь не мог союз кожевников, заказчиками которого были простые крестьяне и скромные горожане, сравниться с цехом ювелиров, имеющим дело с дорогими металлами и драгоценными камнями, обслуживающим состоятельных феодалов и городских патрициев.

В первые века существования цехов ремесленник-мастер, его подмастерья и ученики совместно трудились и одинаково дорожили честью своего цеха. Прилежный ученик со временем мог стать подмастерьем, а способный подмастерье мог получить звание мастера. Постепенно положение их ухудшалось. Безотрадной была доля ученика-подростка. Мастер не торопился обучить его секретам своего ремесла. Первые несколько лет ученичества мальчика не допускали ни к каким ремесленным работам. Он убирал помещение, чистил платье и обувь хозяина и членов его семьи, был на побегушках, безропотно исполнял все поручения мастера и его жены, угождая им исполнительностью и беспрекословным послушанием. Постепенно ученика начинали допускать к работе в мастерской, сначала доверяя самые простые вспомогательные работы, а позднее приучая к более трудному делу. Ученики должны были безропотно сносить крутой нрав и сварливость хозяев. Не случайно договоры о найме учеников учитывали возможность бегства или гибели мальчика в доме мастера. Беглый ученик чаще всего был обязан вернуться к прежнему хозяину, чтобы отбыть весь срок своего ученичества. В последний день ученик получал от мастера удостоверение, свидетельствующее о том, что отныне он может стать подмастерьем и получать от мастера вознаграждение за свою работу.

Ближайшими помощниками мастера были подмастерья. Их рабочий день часто продолжался от восхода и до заката солнца. В уставе Любекского янтарного цеха он был определён в пятнадцать часов летом и четырнадцать часов зимой. Кёльнские мастера-оружейники были обязаны работать с пяти часов утра до девяти часов вечера. Плата, получаемая подмастерьями, была невелика.

Подмастерьям-кожевникам города Амьена в 1349 г. была установлена ничтожная оплата в размере трёх су; подмастерья, не подчинявшиеся этому постановлению, подвергались строгому наказанию. Но подмастерье был готов переносить все трудности и невзгоды, пока его согревала мысль о тех временах, когда он подкопит денег и, сдав экзамен, заведёт собственное дело или, если повезёт, женится на дочери хозяина и унаследует его мастерскую. Сотни юношей-крестьян, придя в город, становились подмастерьями; эта армия росла год от года, и каждый подмастерье надеялся стать мастером. Старшины цеха с тревогой видели это. Мастера боялись, что доход станет ничтожным, если их число сильно возрастёт. Поэтому доступ новых людей в цех всячески преграждался - цех "замыкался". Присвоение звания мастера обрастало всё более строгими условиями. Нужно было получить отличную характеристику от своего мастера по итогам обучения, уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и изготовить образцовое изделие - так называемый шедевр. Но если когда-то изготовление шедевра было простой формальностью (канатчик должен был изготовить хорошую верёвку, сапожник - сшить три башмака), то теперь оно превратилось почти в непреодолимое препятствие, т. к. предмет, который нужно было сделать, назначался из числа очень дорогих и трудоёмких. Не случайно впоследствии шедеврами стали называться выдающиеся произведения искусства. Но даже всего этого было недостаточно. Требовалось ещё устроить пирушку для многочисленных членов цеха. Звание мастера делалось недоступным для подавляющего большинства подмастерьев. Лишь сыновья и зятья мастеров получали заветный статус. Права подмастерьев ограничивались. Например, в немецких городах подмастерьям запрещено было посещать танцы, на которых могли присутствовать жёны мастеров, возвращаться позже девяти часов вечера зимой и десяти - летом, носить серебряные украшения. В городах появилось множество так называемых "вечных подмастерьев", которые не могли стать мастерами.

"Вечные подмастерья", недовольные хозяевами, стали чаще покидать своих мастеров, менять место работы, перебираться из города в город. Для того чтобы совместно бороться за улучшение условий труда, подмастерья объединялись в свои собственные союзы - братства. Во многих городах такие союзы запрещались. В ответ на это подмастерья соседних городов объединялись и могли объявить забастовку. Подмастерья города Виньштедта обратились в 1470 г. с письмом к подмастерьям Страсбурга с призывом прекратить работу, пока мастера не сог-ласятся соблюдать старые обычаи. "Мы, подмастерья, должны крепко держаться друг за друга, ибо мастера других городов поддерживают страсбургских мастеров", - писали виньштедтские подмастерья.

Разделение цехов на "большие" и "малые", неравенство между подмастерьями внутри одного союза, "замыкание" цехов, образование братств подмастерьев - всё это было проявлением разложения цеховой системы организации производства. Уходили в прошлое времена, когда цехи способствовали развитию ремесла, появлению новых специальностей, выпуску хороших и разных изделий. Несомненно, цех был важным завоеванием Средневековья, цеховая организация ремесла была значительным шагом вперёд в совершенствовании производства. Но в последние столетия Средних веков, запрещая всякие новшества и изобретения, цехи стали тормозить его развитие. На смену им шла мануфактура с её разделением труда и новым уровнем техники. Впереди была фабричная эпоха, когда слово "цех" приобрело новый смысл. Так стали называть отделения фабрик и заводов.