Невротические расстройства. Этиопатогенез

Сумасшедший ритм современной жизни не всем идёт на пользу. Огромное количество наших современников постоянно подвергается опасности приобрести то или иное невротическое расстройство. Почему это происходит? Что такое невроз? Чем он опасен? Какие виды этого заболевания наиболее распространены? Кто находится в группе риска?

Невротическое расстройство - болезнь современности

Невроз того или иного вида (или невротическое расстройство) сегодня называют самым частым видом психических заболеваний во всём мире. Распространённость выраженных неврозов в развитых странах - примерно 15%, а их скрытые формы встречаются более чем у половины населения. Ежегодно наблюдается рост количества невротиков. Невротическое расстройство нельзя назвать заболеванием какой-то отдельной возрастной группы, оно может возникнуть в любом возрасте, но типичным возрастом его проявления является 25-40 лет. Обычно невротические расстройства протекают с осознанием болезни, без нарушения понимания реального мира.

В психиатрии диагноз «Невроз» включает в себя разнообразные функциональные расстройства нервной системы, которые характеризуются проходящими нарушениями таких процессов нервной системы человека, как возбуждение и торможение. Эта болезнь не является органическим повреждением нервной системы или внутренних органов. В развитии этого психического заболевания ведущая роль отводится функциональным расстройствам психогенного характера.

С точки зрения психологии понятие «Невроз» относится ко всем обратимым нарушениям нервной деятельности человека, которые возникают вследствие психотравм, т.е. информационных раздражителей. Если же болезнь развивается в результате физических травм, различных интоксикаций и инфекций, а также эндокринных нарушений, мы имеем дело с неврозоподобными состояниями.

Хотя форм и видов неврозов в МКБ-10 насчитывается множество, наиболее часто встречаются такие невротические расстройства, как истерический невроз (истерия), невроз навязчивых состояний и неврастения. Недавно к этим невротическим расстройствам добавилась психастения, раньше относящаяся к классу психозов, а также фобический (панический) страх.

Причины

Главная причина, по которой у человека развивается невроз - высокий уровень цивилизации. Представители примитивных культур (например, австралийские бушмены) ничего не знают об этом заболевании. Именно поток информации, который ежедневно обрушивается на головы современного человека, создаёт благоприятные предпосылки для развития одной из форм невроза.

Учёные не могут прийти к единому мнению, что же вызывает невротические расстройства. Так, Павлов считал их хроническими нарушениями нервной деятельности. Психоаналитики полагают, что невроз является подсознательным психологическим конфликтом, возникшим в результате противоречий между инстинктивными стремлениями и моральными представлениями человека. К. Хорни называла это заболевание защитой от негативных социальных факторов.

Сегодня считается, что психогенным фактором, вызывающим невроз, является стресс, конфликты, психотравмирующие обстоятельства, длительное интеллектуальное или эмоциональное перенапряжение. Эти события становятся причиной заболевания, если занимает центральное место в системе отношений личности.

Причины Пояснение
Психологические травмы Невроз вызывает всё, что угрожает человеку, порождает неопределённость или требует принять решение.
Неразрешимые конфликты Метания между желаниями и долгом, ситуацией и влечениями, между противоречивыми чувствами (ненависть-любовь).
Отсутствие информации Часто это расстройство вызывает отсутствие сведений о близких.
Ожидание негативного события, стресс Личные, профессиональные ситуации.
Наличие постоянных психотравмирующих раздражителей. Зрительные (пожар), слуховые (слова), письменные раздражители (переписка) должны быть или очень сильными, или длиться долго.
Наследственность Если один из родителей - невротик, то риск развития заболевания увеличивается вдвое.
Слабость ВНС Конституционно обусловлена, либо возникает вследствие болезней, интоксикаций, травм.
Перенапряжение Заболевание вызывается любым перенапряжением: физическим, эмоциональным или интеллектуальным.
Злоупотребление психоактивными веществами Наркотики, алкоголь, курение.

Классификация

Единой классификации для неврозов не разработано до сих пор, поскольку эта болезнь очень разнообразна. В последней редакции МКБ раздел «Невроз» отсутствует. Все неврозы классифицируются как психические расстройства, либо как расстройства поведения. Одна известная классификация делит неврозы на 2 группы: общие и системные:

Общие неврозы - это заболевания психогенного характера, при которых проявляются эмоционально-поведенческие расстройства, такие как тревожность, высокую раздражительность, фобии, эмоциональную неустойчивость, обострённое восприятие своего тела, большую внушаемость.

К общим расстройствам относят:

  • Неврастению;
  • Истерию;
  • Невроз навязчивых состояний, проявляющийся через действия и движения (обсессивно-компульсивный) или через страхи (фобический);
  • Депрессивный невроз, в т.ч. алкогольный;
  • Психическую (нервную) анорексию подростков;
  • Ипохондрическое невротическое расстройство;
  • Прочие неврозы.

Системные невротические расстройства характеризуются, как правило, одним выраженным симптомом: речевые, двигательные либо вегетативные.

Факторы развития и последствия

Факторами развития невроза могут быть: психологические факторы (особенности личности, её развитие, уровень притязаний), биологические факторы (функциональное недоразвитие нейрофизиологических систем), социальные факторы (отношения с социумом, профессиональная деятельность).

Наиболее распространённые факторы:


Формирование невротического расстройства зависит не только от реакции невротика, но и от анализа им сложившейся ситуации. Важную роль играет при этом страх или нежелание приспосабливаться к обстоятельствам.

Последствия любого невротического расстройства, если его не лечить, очень серьёзны: у человека обостряются внутриличностные противоречия, усиливаются коммуникативные проблемы, повышается неустойчивость и возбудимость, углубляются и болезненно фиксируются негативные переживания, снижается активность, продуктивность и самоконтроль.

Симптомы

Неврозами называют целую группу обратимых психических расстройств, проявляющихся психологическими и соматовегетативными симптомами. Симптоматика невротических расстройств многообразна, она сильно зависит от формы заболевания.

Рассмотрим симптомы трёх наиболее распространённых форм:

Неврастения. Самое распространённое невротическое расстройство нашего времени, характеризующееся состоянием раздражительной слабости. Симптомы неврастении легко узнаваемы: повышенная утомляемость, снижение профессиональной продуктивности и эффективности в быту, невозможность расслабиться. Для этого вида невроза также характерны: стягивающая головная боль, головокружения, нарушения сна, раздражение, нарушения вегетатики и памяти.

Истерия. Невротическое расстройство, которое характеризуется высокой внушаемостью, плохой регуляцией поведения, игрой на публику. Для истерического невроза свойственно сочетание глубины переживаний с яркими внешними проявлениями (крики и плач, мнимые обмороки, выразительная жестикуляция). Симптомы: истерик может имитировать проявления разных болезней и состояний (боли разной локализации, ложная беременность, эпилепсия). При истерическом невротическом расстройстве могут быть мнимые параличи либо гиперкинезы, слепота и глухота и т.п. Особенностью этих нарушений есть то, что они проходят под гипнозом, в отличие от настоящих органических расстройств.

Невроз навязчивых состояний. Возникает в ответ на стресс, имеет такие навязчивые симптомы, как фобии (страхи и опасения), обсессии (мысли, представления, воспоминания) и компульсии (действия). Сегодня невроз навязчивых состояний встречается редко. Часто это заболевание сопровождается вегетативной симптоматикой, такой как красное либо бледное лицо, сухие слизистые оболочки, сердцебиение, высокое артериальное давление, потливость, расширенные зрачки и т.п.

Проявления заболевания у детей

Большинство невротических расстройств у детей встречается редко. Исключение составляют фобии, навязчивые и истерические формы расстройств, а также системные неврозы (заикания, зуд, тики). По этой причине диагноз «Невроз» диагностируется только после 12 лет. Для детей характерна большая изменчивость и стёртость симптомов, равнодушное отношение к болезни, отсутствие желания преодолеть дефект. Детские невротические расстройства отличаются отсутствием жалоб от самого ребёнка и обилием их от окружающих людей.

Лечение

Особенности лечения разных видов неврозов достаточно специфичны. Эффективная терапия невротических расстройств не может проводиться медикаментами, физиотерапией, массажем и другими обычными методами лечения органических заболеваний. Поскольку это заболевание не включает в себя морфологические изменения, а вызывает только изменения в психике человека, его надо лечить так же - используя методы психотерапии.

Невротические р-ва-это психогенные(связан с внутрилично или межличн конф-м), функциональные(обратимые), личностные(в формир расс-ва особое значение имеют личност особенности), которые проявл в эмоц и поведенч нарушениях, а также расст-ва нейровегетативной регуляции. Невротические расстройства - это псих. расстройства без очевидной органической основы, при кот у больного может полностью сохраняться критика и адекватная оценка окруж действительности, в результате чего он обычно не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью. Поведение может сильно изменяться, хотя обычно не выходит за рамки соц принятых норм. Дезорганизации личности нет. Осн проявления вкл чрезмерную тревожность, истерические симптомы, фобии, обсессивные и компульсивные симптомы, депрессию.

Невроз-адаптация через болезнь. Невротичсекие расст-ва:

Тревожные и связанные со стрессом

Невротические расст-ва

Самое распространенное расст-во. Женщины в 2р чаще.

Этиология:

1. Факторы биолог природы - наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. Факторы психологй природы - преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации.

3. Факторы соц природы - родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

4. Общеистощающие вредности - длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.

Формы невротич расст-в:

1.паническое р-во

2.генерализованное тревожное р-во

3.смешанное тревожное и дипрессивное р-во

5.Фобические р-ва

6.Диссациативное р-во

Пани́ческое расстро́йство - это психич расс-во, характ спонтанным возникновением панических атак от нескольких раз в год, до нескольких раз в день и ожиданием их возникновения. Женщины в 2 р чаще болеют 20-30 лет.

Проявление:

Возникают приступы острой тревоги, паники,соматовегетат расс-в, кот возник у здорового чел, когда он попадает в условия, угрожающ его жизни.

Телесные проявления:

Затруднен дыхание, вялость,сердцебиение, одышка,боль в груди,дрожь в теле, ч-во нереальности окружающего мира,страх сойти с ума.

Приступ возникает на ровном месте. Длится до 5-30 мин. Частота от нескольких раз в день до нескольких в месяц. Приступы сопровождаются агорофобией(места, где приступ ранее бывал и где сложно получить помощь).

Диагностические критерии

1.наличие спонтанно возник повторных приступов паники в тех ситуац, кот не представл опасности для жизни, либо налич 1-го такого приступа при условии что не протяжении 1 мес у пациента было ощущение тревоги

2.наличие в приступе хотя бы 4 соматовегетативных симптомов

3.отсутствие сомат заболеваний либо интоксикации ПАВ.

Генерализованное тревожное расстройство. психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями. Часто сопровождается жалобами на постоянную нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение и дискомфорт в районе солнечного сплетения. Чаще встречается у женщин и нередко связано с хроническим средовым стрессом

Симптомы:

Для ГТР характерна тревога:

стойкая (период по меньшей мере шесть месяцев);

генерализованная (выраженная напряженность, беспокойство и чувство предстоящих неприятностей в повседневных событиях и проблемах; разнообразные страхи, волнения, дурные предчувствия);

нефиксированная (не ограничивающаяся какими-либо определенными обстоятельствами).

Должны присутствовать по меньшей мере четыре из 22 симптомов тревоги, причем один из них вегетативный.

Существует 3 характерных группы симптомов ГТР:

Беспокойство и опасения, которые пациенту трудно контролировать и которые длятся больше, чем обычно. Это беспокойство генерализовано и не фокусируется на специфических проблемах, таких как возможность приступа паники (как при паническом расстройстве), оказаться в затруднительном положении (как при социальной фобии) или загрязненным (при обсессивно-компульсивном расстройстве).

Моторное напряжение, которое может выражаться в мышечном напряжении, треморе, неспособности расслабиться, головной боли (обычно билатеральной и часто в лобной и затылочной областях).

Гиперактивность вегетативной нервной системы, которая выражается повышенным потоотделением, тахикардией, сухостью во рту, дискомфортом в эпигастрии и головокружением.

Согласно МКБ-10, для постановки диагноза у больного должны быть первичные симптомы тревоги большинство дней за период по крайней мере несколько недель подряд, а обычно несколько месяцев. Эти симптомы обычно включают:

А) опасения (беспокойство о будущих неудачах, ощущение волнения, трудности в сосредоточении и др.);

Б) моторное напряжение (суетливость, головные боли напряжения, дрожь, невозможность расслабиться);

В) вегетативную гиперактивность (потливость, тахикардия или тахипноэ, эпигастральный дискомфорт, головокружение, сухость во рту и пр.).

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство.

Эта смешанная категория должна использоваться, когда присутствуют симптомы как тревоги, так и депрессии, но ни те, ни другие по отдельности не являются отчетливо доминирующими или выраженными настолько, чтобы оправдать диагноз. Если имеется тяжелая тревога с меньшей степенью депрессии, используется одна из других категорий для тревожных или фобических расстройств.

Когда присутствуют депрессивные и тревожные симптомы, и они достаточно выражены для раздельной диагностики, тогда должны кодироваться оба диагноза, а настоящая категория не должна использоваться; если из практических соображений можно установить только один диагноз, депрессии следует отдать предпочтение. Должны иметь место некоторые вегетативные симптомы (такие как тремор, сердцебиение, сухость во рту, бурление в животе и пр.),

Включается:

тревожная депрессия (легкая или неустойчивая).

Исключается:

хроническая тревожная депрессия (дистимия) (F34.1).

ОКР. Осн. проявления обсессии(навязчивости)-часто повтор.произвольно возникающие мысли, чув-ва и импульсы.

Компульсии-дей-я, кот. при всей своей целесообразности в дей-ти совершаются чел для того, чтобы снизить тревогу, вызв. обсессиями. пациент осознает нелепость своих ритуалов и пытается бороться.

У большинства присутст и обсессии и компульсии одновременно.Пациенты сильно эмоц окрашивают состояние.

Распрост. около 2%.Возраст 15-20.Течение хроническое. Уровень образования и интел высокий.

Критерии:

1.обсесии и компульсии должны наблюдаться большую часть времени, мин 2 недели, быть мучительными и постоянно повторяться

2. обсессии должны расцениваться пациентом как собственные мысли или импульсы

3. должно быть хотя бы одно действие, кот пациент оказывал бы сопротивление

4. мысль о выполнении действия не должна быть пациенту приятна

Навязчивые мысли никогда не реализуются, а страх возникает от того, что это когда-нибудь сделает.

Антидепрессанты

КБТ, ДПДГ

Протоколы

С возрастом симптоматика ослабевает, в пожилом возрасте очень редко.

Фобическое р-во

Фобия-потсоянный иррациональный страх перед к-либо объектом(это ведет к избеганию, затруднению пребывания в обществе, сопровожд тревогой. Соц фобии часто начинаются в подр возр-е и сконцентрированы вокруг страха испытать внимание со стороны окружающих в сравнительно малых группах людей.

Одинаково часто встречаются у мужчин и у женщин. 3-5%. Они могут быть изолированными (например, ограничиваясь только страхом еды на людях, публичных выступлений или встреч с противоположным полом) или диффузными, вкл в себя почти все соц ситуации вне семейного круга.

Критерии изолир ф-й:

1.тревога должна ограничиваться определенным фобическим объектом

2.психич вегетативн симптомы явл первичными проявлениями фобий, но не вторичными

3.пациент избегает фобической ситуации когда это возможно

Разновидности соц ф-й:

Боязнь выступления

Прием пищи перед др

Пробл межличн отношений(смотреть в глаза)

Диссоциативные (конверсионные) расстройства. Общие представления. Диссоциативные расстройства движений и ощущений.

Группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций - сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности.

Женщины болеют чаще. Возраст от 15 до 25 лет

Характеризуют все проблемы своей болезнью Манипулируют людьми

В МКБ-10 описаны следующие диагнозы:

Диссоциативная амнезия

Диссоциативная фуга

Диссоциативный ступор

Транс и одержимость

Диссоциативные двигательные расстройства

Диссоциативные конвульсии

Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия

Диссоциативные расстройства движений и ощущений.

Затруднение в движении. Параличи, тики, дрожание конечностей, вычурная походка, астазия и абазия(не способность передвигаться).Припадки.

Нарушение чувственного восприятия. Глухота, не чувствует руку,ногу. Частичная слепота,тонельное зрение. Вытеснение псих. конфликта в бессознательную сферу

Для достоверного диагноза должны быть оба следующих критерия:

отсутствие физического расстройства, которое могло бы объяснить симптомы, характеризующие данное расстройство (но могут быть физические расстройства, которые дают развитие другим симптомам).

Наличие убедительной связи во времени между появлением симптоматики расстройства и стрессовыми событиями, проблемами или потребностями.

Диссоциативное р-во: амнезия, фуга, ступор.

Диссоциативная амнезия

Внезапная потеря памяти. В результате чего,не может воспроизводить события. Значительные нарушения памяти. Способность к заучиванию и удержанию новой информации сохранена.

Потеря памяти происходит после тяжелых травматических событий.

Основной механизм психолог. защиты: вытеснение, отрицание,диссоциация

Амнезия наступает остро. Тотально (вылетает кусок из памяти) и порционально (помнит/не помнит)

Нет эмоциональной реакции на амнезию. Заканчивается так же резко как и наступила

Критерии МКБ10:

Полная или частичная амнезияна недавное травматические события

Отсутствие органических расстройств головного мозга. Нельзя ничем объяснить

Трудно отличить амнезию от умышленной симуляции. Не требует лечения. Пациент выздоравливает сам. Но нуждается в психотерапевтической помощи.

Диссоциативная фуга

болезнь, характеризующаяся внезапным, но целенаправленным, переездом в незнакомое место, после чего больной полностью забывает всю информацию о себе, вплоть до имени.

Память на универсальную информацию (литература, науки) сохраняется. Сохраняется и способность запоминать новое. Во всех остальных отношениях, кроме амнезии, больной ведёт себя нормально.Больные в состоянии фуги могут придумать себе другое имя и биографию и не знать, что они больны. Они могут найти другую работу (обычно никак не связанную с прежней) и вести внешне нормальную жизнь.

Причиной диссоциативной фуги является психическая травма или невыносимая ситуация, в которую попал больной. Фуга носит защитный характер, поскольку даёт больному возможность получить отпуск от своих проблем.

Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше. Потом больной вспоминает свою биографию (обычно внезапно), но при этом может забыть всё, что происходило во время фуги. Выход из фуги часто сопровождается резкими отрицательными эмоциями: больной снова возвращается в неприятную ему ситуацию.

Критерии:

Длительная диссоциативная амнезия

Неожиданный, но организованный отъезд из дома или с места работы или уход от социальной активности, когда больной продолжает в основном нормально обслуживать себя.

Выздоровление спонтанно. Подходит гипноз

Диссоциативный ступор

Возникновение после стрессового возбуждения. Обездвиженность,безучастнось. Отсутствие реакций на внешние раздражители, не может вступить в контакт. Человек слышит,видит,но молчит.

Трансы и состояния одержимости (F44.3) Потеря чувства личностной идентичности и осознавания окружающего. Поступки управляются другой личностью, духом, божеством, силой. Внимание и осознавание ограничено, повторяющийся набор движений, поз, высказываний.

критериев:

1) А или Б: А) наличие транса, преходящего изменения сознания с по меньшей мере двумя из следующих признаков:

а) утрата чувства собственной идентичности,

б) сужение сознания в отношении восприятия непосредственного окружения или необычно суженная и избирательная фокусировка на раздражителях извне,

в) ограничение повторяющегося репертуара движений и речи;

Б) состояние одержимости, когда имеется убежденность в нахождении под властью духа, потусторонней силы, божества или другого лица;

2) проявления признака 1 являются непроизвольными и нежелательными для субъекта, а также не включены в религиозные или иные культурально приемлемые обычаи или представляют собой ситуативно нежелательное их продолжение;

3) отсутствует связь с галлюцинаторно-бредовыми расстройствами шизофренного (F2) или аффективного (F3) круга.

Расстройство множественной личности- при кот чел обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.

Критерии:

Ставится в случае, если у чел имеется 2 или более различающихся идентичности или личностных состояний

Хотя бы 2 из этих идентичностей рекуррентно захватывают контроль над поведением чел,

Индивид не способен вспомнить важную персональную инфо, что выходит за пределы обыкновенной забывчивости,

расст-о не вызвано прямыми физиолог эффектами к-л ПАВ

Лекция 5. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста

1. Общая характеристика, этиология и патогенез невротических расстройств детского возраста.

2. Классификация эмоциональных расстройств, специфических для детского возраста.

3. Клиническая характеристика основных клинических форм эмоциональных расстройств детского возраста

4. Тактика лечения невротических и эмоциональных расстройств у детей

Диагноз эмоционального (невротического) расстройства широко используется в психиатрии, где этот термин применяется примерно в том же значении, что и термин «невротическое расстройство» у взрослых. Среди психических расстройств детского возраста, эмоциональные уступают по частоте встречаемости только поведенческим нарушениям. Распространенность данного расстройства составляет 2,5% как среди мальчиков, так и девочек. Неврозы у детей отличаются рудиментарностью симптоматики и преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств, отсутствием личностных переживаний, глубокой личностной переработки. Отсюда редкость общих неврозов, «психоневрозов» и преобладание моносимптомных, системных неврозов. Общие неврозы развиваются после 10 –12 лет, в пубертатном возрасте они становятся преобладающими.

Достаточно полное определение неврозов, отражавшее взгляды русской психиатрии, дал В.А. Гиляровский: «Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации». В этом определении подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор, как причина, вегетосоматические проявления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

В отечественной психиатрии всегда преобладали взгляды классической немецкой психиатрической школы на природу неврозов. Невроз рассматривался, как вариант реактивного состояния, отвечающего критериям К. Ясперса:

· в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значимая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагирования;

· она звучит в переживаниях больного;

· после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исчезает.

Однако, если первые два критерия не вызывают особых возражений, то с третьим трудно согласиться, поскольку невроз, в отличие от реактивного психоза редко оканчивается полным выздоровлением.

Широкое распространение в определении концепции неврозов получила гипотеза динамики невротических формирований, которая основывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состояние, невротическое развитие личности. Такой подход объясняет многие клинические закономерности и не противоречит современным научным достижениям.



Этиология и патогенез невротических расстройств определяется следующими факторами.

Генетические – это, в первую очередь, конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Первые доказаны на основании результатов выполнения психологических тестов (степень нейротизма), вторые определением тенденции вегетативной нервной системы реагировать на стрессовые воздействия. По данным авторов полная конкордантность определяется у 40% монозиготных близнецов, и у 15% дизиготных близнецов.

Факторы, влияющие в детском возрасте – исследования, проводившиеся в этой области не доказали однозначного влияния, однако невротические черты и наличие невротических синдромов в детском возрасте свидетельствует о недостаточно устойчивой психике и об отставании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоаналитические теории.

Личность – факторы детского возраста способны формировать личностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов. Вообще, значение личности, в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в момент начала невроза. Так, у нормальной личности, невроз развивается только после серьезных стрессовых событий, например, неврозы военного времени.

Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

Невроз, как нарушение научения. Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологические механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом трактуется как эквивалент научения избеганию, эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения – уклонения, а смещение к асссоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствованных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматривается как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симптомы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.

Факторы окружающей среды (условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка - в любом возрасте наблюдается четкая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями социального неблагополучия, такими, как не престижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам, таким, как транспорт. Вероятно неблагоприятная социальная обстановка увеличивает степень дистресса, но вряд ли выступает этиологическим фактором в развитии более тяжелых расстройств. Неблагоприятные жизненные события (одна из причин – отсутствие в социальном окружении защитных факторов, а также внутрисемейные неблагоприятные факторы).

Достаточно четко все эти факторы были суммированы в теории «барьера психической резистентности» (Ю.А. Александровский) и развитии невротического расстройства в тех случаях, когда этот барьер недостаточен для противодействия психотравме. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека. Хотя он базируется на двух (расчленяемых лишь схематично) основах – биологической и социальной, но по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Введение

Неврозы детского возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Невроз - пограничное нервно-психическое расстройство, которое не обусловлено психотическими состояниями. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 79.

В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности).

С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания.

Тема детских неврозов по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей. Но если признаки невроза у ребёнка вовремя не заметить и не принять соответствующие меры, он вряд ли вырастет гармоничным и счастливым человеком. Невроз будет преследовать его и во взрослой жизни.

Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными. Детские неврозы имеют свои отличительные особенности.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности детских неврозов.

Неврозы детского возраста

Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.

Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения, сравнительно большую роль в качестве дополнительного фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской нервности. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 87..

Невропатия у детей младшего возраста проявляется выраженными вегетативными симптомами, такими как повышенная потливость, бледность кожных покровов с цианозом носогубного треугольника, тахикардией, дыхательной аритмией, ознобом. Характерны повышенная чувствительность к колебаниям внешней температуры, к холоду при смене пеленок, к шуму, яркому свету, духоте. Сомато-вегетативная возбудимость усиливается при нарушениях режима дня или при помещении ребенка в детское учреждение. К вегетативным расстройствам при невропатии относятся также нарушения аппетита, частые срыгивания, рвота, неустойчивый стул, реже - пилороспазм. В некоторых случаях возникает преходящий субфебрилитет, не связанный с заболеваниями внутренних органов или инфекциями. Дети бывают соматически ослабленными, часто болеют простудными, аллергическими заболеваниями, у них бывают опрелости, кожный зуд. Повышенная нервность проявляется и в поведении: такие дети капризны, раздражительны, пугливы, не идут на руки к незнакомым людям. При испуге или во время плача у них могут возникать аффект-респираторные судороги: дыхание внезапно останавливается, дети «синеют», выгибаются дугой. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем, общей вялостью.

При неврологическом обследовании детей с невропатией часто выявляются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп и другие симптомы. Не всегда их можно с уверенностью связать с каким-либо поражением во время родов или в перинатальном периоде. С возрастом неврологические изменения сглаживаются или остаются лишь единичные симптомы, образующие синдром конституциональной аномалии центральной нервной системы. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 89.

Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает психическая травма, вызывающая фрустрационное напряжение. Психическая травма (ПТ) - это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ могут быть двух видов - ситуационные и пролонгированные. К ситуационным ПТ относятся: неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье или школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают на острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Но обстоятельства психического травмирования у детей обычно иные, чем у взрослых. Чаще всего это неблагополучная семья, алкоголизм в ближайшем семейном окружении, распад семьи, жестокое и бездушное отношение к ребенку, игнорирование его законных интересов, преследование со стороны асоциальной группы сверстников, бестактное поведение в школе учителя по отношению к ученикам. Но все эти факторы, безусловно имеющие большое патогенное значение, не раскрывают полностью существа психогенной ситуации. Для понимания ее необходимо учесть некоторые общие закономерности развития ребенка, начиная с раннего возраста. Иначе остаются непонятными частые случаи возникновения неврозов у детей, воспитывающихся во внешне благоприятных условиях и при кажущемся отсутствии психогенной ситуации. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. С. 48.

С момента рождения происходит непрерывный процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых обществом, - социализация. В раннем детском возрасте этот процесс непосредственно связан с взаимодействием ребенка с членами родительской семьи или лицами, ее заменяющими. Это происходит в условиях, когда завершается еще незаконченный процесс биологического формирования структуры и функции головного мозга. Именно в этом периоде клетки головного мозга, закладывающиеся в вентральной части нервной трубки, завершают миграцию по направлению к коре и распределяются строго по своим местам в соответствии со своими специфическими свойствами, устанавливаются их структурные связи с другими нервными элементами. Не исключена возможность, что при нарушении условий возрастного развития часть мигрирующих клеток может неадекватно реагировать на направляющие стимулы и в результате оказаться в неверном положении. Это поведет к структурной аномалии и функциональной недостаточности высших отделов центральной нервной системы. Там же.

Психологическими исследованиями было показано, что главным условием гармоничного психического развития маленького ребенка служат искренняя заинтересованность, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Анатомическая и функциональная незрелость всех систем организма в этом возрасте делает заботу родителей необходимым условием выживания. Ласка матери, тепло ее тела при кормлении - все это служит для ребенка символом защищенности, столь же необходимым для его нормального развития, как и правильное вскармливание. Для гармоничного формирования характера ребенка нужно, чтобы рядом находился хотя бы один взрослый человек, любящий и безоговорочно принимающий его. В возрасте до 18 месяцев ребенок должен приобрести доверие к окружающему миру. У детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях или вне семьи, в домах ребенка, даже при благоприятных условиях содержания могут в последующем наблюдаться низкая Я-концепция, чувство своей малоценности, недоверие к людям, враждебность, вялость эмоциональных реакций. Так закладывается основа невротической личности, являющейся важным условием развития невроза, который может проявиться и при отсутствии тяжелых травмирующих обстоятельств. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39.

Возраст от 1,5 до 3-4 лет знаменуется стремлением ребенка к самостоятельности. Это часто встречает сопротивление взрослых, порождающее у ребенка чувство неуверенности в себе. По мнению известного психолога неофрейдистского направления Эрика Эриксона, альтернатива самостоятельности и неуверенности - ключевая проблема детства. Родители должны свести к минимуму все ограничения, запрещая ребенку только то, что абсолютно недопустимо, и быть при этом твердыми и последовательными. При действии излишних ограничений страдает самоуважение ребенка, который боится быть отвергнутым, неуверен в том, что к нему будут благоприятно относиться независимо от его успехов и неудач. Там же.

В дошкольном и младшем школьном возрасте все большее влияние на ребенка начинают оказывать оценки, даваемые ему родителями, воспитателями, а затем и сверстниками. Если у ребенка, воспитывавшегося в условиях защищенности, любви и уважения его законных интересов, сформировалась достаточно высокая самооценка, то его Я-концепция сама защищает себя от отрицательных оценок, расходящихся с представлением о себе. Но в случае низкой самооценки ребёнок становится болезненно чувствительным к тому, как воспринимают его окружающие. Такие дети не уверены в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками, учатся с явным напряжением.

В случае, если в результате воздействия на ребенка с момента рождения неблагоприятных биологических и социально-психологических факторов у него складывается готовность к развитию невроза, любая, в том числе, казалось бы, незначительная, психогения способна повести к манифестации болезни. К числу наиболее распространенных факторов, приводящих к неврозу у предрасположенной личности в детском возрасте относятся следующие: один или оба родителя отвергают ребенка, отказывают ему в любви; ребенок в семье служит средством разрешения супружеских конфликтов; угрозы разлюбить ребенка или покинуть его как средство воспитательного воздействия; внушение ребенку, что он повинен в разводе или смерти одного из родителей или близких родственников; отсутствие в непосредственном окружении человека, способного понять переживания ребенка. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. С. 49.

В. Гарбузовым выделены три типа неправильного воспитания, практикуемые родителями детей, больных неврозами: неприятие, эмоциональное отвержение ребёнка; гиперсоциализирующее воспитание, которое проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, в ожидании успехов в учебе; эгоцентрическое воспитание, когда внимание всех членов семьи культивируется вокруг ребенка, который является «кумиром» семьи. Каждый стиль воспитания предрасполагает к определенной форме невроза. Например, при эгоцентрическом воспитании формируется истерический невроз, при гиперсоциализирующем - психастенический, а при отвержении - неврастения. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 40.

По своим клиническим характеристикам картина детских неврозов довольно бедна и отличается малым количеством симптомов. Характер их определяется возрастом ребенка; нарушаются те нервно-психические функции, которые наиболее интенсивно формируются на данном этапе (В. В. Ковалев): от 0 до 3 лет это функции сомато-вегетативные, от 4 до 10 лет - психомоторные, от 7 до 12 лет - аффективные и от 12 до 16 лет - эмоционально-идеаторные. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. С. 57.

Самым частым симптомом детских неврозов является страх. У детей младшего возраста чаще всего встречается страх одиночества (изоляции). Возникает беспочвенное тревожное опасение быть брошенным, потерять родителей. Страх ощущается сильнее, когда дети остаются дома в одиночестве или в темноте. Их охватывает чувство беспомощности, ужаса и беззащитности перед возможным появлением воображаемых сказочных чудовищ, что отражает отсутствие уверенности в поддержке со стороны взрослых. Иногда ночной страх бывает связан с происшедшим ранее пугающим событием или пережитым сновидением. Ребенок в испуге просыпается, кричит и не успокаивается до тех пор, пока родители не возьмут его на руки, не положат с собой в постель. В младшем детском возрасте страхи обычно бывают кратковременными и проходят спустя несколько недель.

В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает страх смерти - своей или родителей. Он может принимать форму опасений нападения бандитов, «мертвецов», страха огня и пожара. Нередко в нем находят отражение ранее просмотренные телепередачи и кинофильмы, прочитанные книги с устрашающими сюжетами. Наряду со страхами в этом возрасте наблюдаются и другие симптомы: дети часто бывают тревожны, обидчивы, пугливы, плаксивы, настроение у них бывает неустойчивым, в своих рисунках они изображают символы смерти - могилки с крестами. Они боятся спать, просят, чтобы кто-нибудь посидел с ними, во сне вздрагивают, испытывают пугающие сновидения. Там же. С. 59.

Невроз страха может затягиваться до 2-3 лет. Элементарные и недифференцированные страхи принимают характер фобий - типа агорафобии или социальных фобий. Однако в связи с недостаточно развитыми у детей абстрактным мышлением и способности к самонаблюдению в самоотчете навязчивые состояния не бывают представлены в развернутом и завершенном виде. О них можно судить не столько по словесному отчету ребенка, сколько по его поведению. Так, ребенок, испытывающий навязчивый страх заражения, подолгу моет руки. Делая уроки, он многократно обводит каждую букву - «чтобы не получить плохую отметку». Идя по улице, он старается не наступать на трещины в асфальте - «чтобы не умерла мама». Таким образом, навязчивые состояния ребенка принимают форму определенных ритуальных действий, которые как бы служат для него защитой от тревоги и страха, хотя понимание защитного их характера у ребенка отсутствует. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. С. 61.

Ближе к навязчивым состояниям, наблюдающимся у взрослых, стоят фобии и обсессии у подростков. Больные в этом возрасте уже в состоянии бывают проанализировать и выразить в словесном отчете свое отношение к ним как к тягостным, болезненным переживаниям. Особенно часто у подростков встречаются социальные фобии: навязчивые опасения покраснеть, показаться в обществе смешным. Такие подростки с тревожно-мнительным характером, болезненно ранимые и чувствительные ощущают себя скованными и неловкими в кругу других людей, особенно незнакомых. Волнение и опасение показаться «не таким, как все» действительно вызывает у них гиперемию лица, что в свою очередь еще более усиливает их чувство неловкости и недовольства собой.

Более частыми и типичными для детей являются компульсивные влечения, заключающиеся в том, что у больных независимо от их разума и воли возникает непреодолимое стремление совершать действия бессмысленные и часто ведущие к нежелательным последствиям. В момент совершения они бывают недоступны сознательному контролю. К компульсивным действиям и влечениям относят, например, сосание пальца, кусание ногтей, выдавливание угрей, выдергивание волос и заглатывание их. Совершение этих действий доставляет своеобразное наслаждение или позволяет избавиться от тягостного эмоционального напряжения. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 92.

К невротическим компульсивным действиям относят также усиленную и неоднократно повторяемую в течение дня мастурбацию (онанизм.) - искусственное вызывание полового наслаждения путем раздражения руками половых органов и воображения эротических сцен. Ее нужно отличать от «физиологической» мастурбации, которая имеет место более чем у 95 % мальчиков и 40-50 % девочек. Она является выражением пробуждающегося естественного полового влечения при минимальных возможностях его удовлетворения путем контактов с лицами противоположного пола.

Все компульсивные влечения отличаются большой стойкостью и склонностью к рецидивам, несмотря на активные попытки взрослых и самих детей преодолеть их.

С невротическим страхом и тревогой у детей непосредственно связаны тики. К ним относятся разнообразные автоматизированные, постоянно повторяющиеся и однотипные движения: мигание, наморщивание лба, подергивания головой, плечами и др. Они возникают в возрасте после 4 лет и часто бывают связаны с невротической фиксацией ранее целесообразного движения, например подергивания головой в связи с раздражением кожи шеи тугим воротничком, мигательными движениями при конъюнктивите. Тики у невротичных детей могут возникать и по механизму подражания, когда ребенок наблюдает их у кого-либо из членов семьи или у товарища. У мальчиков невротические тики встречаются чаще, чем у девочек. Там же.

Особое место занимают генерализованные тики - синдром Туретта, при котором наблюдаются размашистые тикообразные движения рук, импульсивные подергивания, подпрыгивания, гримасничание иногда с одновременным выкрикиванием бранных слов, обычно измененных в своем звучании так, что их трудно бывает узнать. Происхождение их до настоящего времени остается недостаточно изученным. Отношение данного синдрома к неврозам является спорным, хотя наличие невротической тревоги, провоцирующей генерализованные тики, в большинстве случаев удается отметить. Течение болезни бывает длительным, волнообразным; с возрастом генерализованные тики ослабляются или исчезают, но на смену им часто приходят расстройства личности и нарушения поведения с расторможением влечений.

К невротическим двигательным расстройствам у детей и подростков относится заикание, проявляющееся нарушением темпа и плавности речи с судорогами речевой мускулатуры функционального характера. Кратковременное невротическое заикание встречается у 4 %, а относительно стойкое -у 1% всех детей. Начало его обычно бывает приурочено к возрасту 4-5 лет, когда происходит усложнение фразовой речи. В 20 % случаев заиканию предшествует невропатия. Непосредственной причиной, приводящей к возникновению заикания, обычно служит «шоковая» психическая травма, испуг. Среди факторов, способствующих заиканию, существенное место занимает подражание, когда в ближайшем окружении ребенка имеются другие заикающиеся дети и подростки. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 95.

Заикание усиливается при волнении и тревоге. С 10-II лет дети начинают стесняться своего дефекта, замолкают в присутствии посторонних, в классе у доски. В то же время в привычной домашней обстановке, во время игры заикание может становиться почти незаметным. Но проявляются другие невротические симптомы: страхи, нарушения настроения, функциональные сомато-вегетативные расстройства.

Заикание может быть временным, и оно постепенно исчезает самопроизвольно или под влиянием лечения. Но возможна его фиксация в связи с закреплением патологического моторного речевого стереотипа. К 25 годам оно сохраняется у 10 % всех заикавшихся в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятное течение болезни обычно наблюдается при развитии невроза на фоне резидуально-органического поражения центральной нервной системы вследствие патологии беременности и родов у матери или иных причин.

Частым проявлением детских неврозов является невротический энурез. О нем принято говорить как о патологическом явлении при недержании мочи у ребенка с 4-летнего возраста. Распространенность его достигает у мальчиков 12 %, у девочек - 7 %. К началу школьного возраста частота энуреза снижается до 4,5 %. При обострении психотравмирующей ситуации энурез резко усиливается, тогда как в благоприятных условиях он возникает редко - 2-3 раза в месяц и спустя несколько месяцев спонтанно прекращается. После 18 лет невротический энурез наблюдается крайне редко.

Невротический энурез нужно отличать от недержания мочи при урологических (аномалии урогенитальной системы), эндокринных (сахарный и несахарный диабет), неврологических заболеваниях. При них энурез наблюдается как в ночное, так и в дневное время; присутствуют и другие симптомы невроза. Уже в дошкольном возрасте дети начинают стесняться своего недостатка, болезненно на него реагируют, если они подвергаются наказаниям со стороны взрослых и насмешкам со стороны сверстников, особенно в детских учреждениях. В подростковом возрасте в связи с этим возникают снижение настроения, чувство неуверенности в себе, собственной неполноценности, что отрицательно сказывается на формировании характера ребенка.

Реже в детской практике приходится встречаться с невротическим энкопрезом. Речь идет о непроизвольном упускании кала. У ребенка, уже приобретшего навыки опрятности, периодически на белье обнаруживается небольшое количество экскрементов. Позыва к дефекации ребенок, как правило, не испытывает даже в дневное время, но он стыдится своего недостатка и прячет от родителей испачканное белье. Своеобразной компенсаторной реакцией личности может быть чрезмерное пристрастие ребенка к чистоплотности и аккуратности. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002. С. 96.

В современной классификации психических расстройств (МКБ-10) неврозы у детей в качестве самостоятельной нозологической формы не выделяются, но описываются лишь отдельные встречающиеся при них синдромы, в том числе указанные выше.

Недостатком такого синдромологического подхода к диагностике является то, что целостная картина заболевания при этом утрачивается. В клинической практике невротические расстройства у детей редко встречаются изолированно. Как правило, наблюдается их сочетание (коморбидность). Например, навязчивые действия сочетаются с заиканием, при невротическом энурезе имеются ночные страхи, явления вегето-сосудистой дистонии; и т.д. Все же один из симптомов выступает на первый план, что позволяет определить общую картину невроза. Кроме того, у невротичных детей встречаются аномалии характера, такие как чрезмерная застенчивость и робость, чувствительность, болезненно развитое самолюбие, стремление привлекать к себе внимание своими «несчастьями», болезнью. Наблюдаются и симптомы гиперкомпенсации чувства своей неполноценности в виде патологического фантазирования, демонстративного поведения с неожиданными отчаянными или дерзкими поступками.

Между тем в самых современных работах детских психиатров подчеркивается, что неврозы у детей и подростков -- это самый распространенный вид нервно-психической патологии и выделяется несколько видов детских неврозов. Так, А.И. Захаров выделяет следующие виды детских неврозов: Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995.

1. Невроз страха. Страхи мотивированы, как правило, боязнью, что может что-то произойти. Источником подобных страхов часто бывает мать, тревожная по характеру, боявшаяся этого в детстве. А.И. Захаров видит причину передачи материнских страхов в ролевой идентификации.

2. Неврастения. Перенапряжение возможностей ребенка, который оказывается не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле; эти противоречия приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.

3. Истерический невроз. Его внешние проявления в чрезмерной капризности ребёнка, истериках. Причины возникновения такого поведения Захаров видит в непоследовательности в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Иной причиной истерического невроза Захаров называет полное отсутствие эмоционального внимания к ребёнку.

4. Невроз навязчивых состояний. По Захарову, характерен скорее для более старшего школьного возраста. Корни этого невроза - в нарушении семейных отношений: повышенная требовательность или принципиальность родителей, вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.

Помочь детям полностью избавиться от неврозов - задача не только медиков и психологов, но в первую очередь родителей.

Помочь детям избавиться от неврозов - это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

невроз соматовегетативный расстройство психический

Заключение

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов неврозы рассматриваются как болезнь личности, как особая форма личностного развития. В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы.

Важный фактор развития детских неврозов - преневротические патохарактерологические особенности ребенка.

Наиболее распространенный этиологический фактор детских неврозов - психическая травма. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка оказывают на острые психические травмы, а пролонгированные (хронические).

Психотравмирующие ситуации в детском возрасте могут зачастую возникают в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком, случается это и в школе или другом детском коллективе. Длительное воздействие внешних раздражителей (психотравмирующих ситуаций) нередко приводит к внутриличностному конфликту. Однако патогенное влияние оказывают не столько сами внешние раздражители, сколько их личностная значимость для ребенка и подростка.

К неврозу предрасполагают тревожность и беспокойство ребенка. В раннем возрасте тревожность и беспокойство проявляются в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности ребенка.

Черты личности ребенка-невротика: сенситивность (эмоциональная чувствительность), наивность, эгоцентризм, импрессивность, противоречивость, неравномерность психического развития, латентность реакций.

Следующий этиологический фактор, который может вызвать у ребенка невроз, - дисгармония семейных отношений. По данным отечественных и зарубежных авторов, дисгармония семейных отношений (конфликты между супругами или прародителями, нестабильность семьи) является основным патогенетическим фактором эмоционального неблагополучия ребенка.

К неврозу способны привести и неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

В отечественной психологии выделены неблагоприятные факторы воспитания, сопутствующие развитию невротического конфликта у ребенка. Выделены три типа неправильного воспитания, практикуемые родителями детей, больных неврозами: неприятие, эмоциональное отвержение ребёнка; гиперсоциализирующее воспитание, которое проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, в ожидании успехов в учебе; эгоцентрическое воспитание, когда внимание всех членов семьи культивируется вокруг ребенка, который является «кумиром» семьи.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создает необходимые предпосылки для успешного устранения неврозов.

Список литературы

1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.

2. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41.

3. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995.

4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обзор факторов (биологических, филогенетических, психологических), которые способствуют развитию нервно-психических отклонений. Неврозы у детей и подростков, как самый распространенный вид нервно-психической патологии. Возникновение школьных неврозов.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Понятие, причины неврозов: неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах, нарушения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Общие воззрения на теорию неврозов. Основные формы расстройств. Методы нейропсихологической диагностики в изучении высших психических функций, поведения и их связи с мозговым субстратом. Применение нейропсихологического подхода к диагностике неврозов.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    Теоретическое изучение понятия "синдром эмоционального выгорания", который является одним из проявлений профессиональной деформации личности. Характеристика его симптомов, моделей и факторов возникновения. Особенности невротических расстройств личности.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2011

    Отличительные черты невротических и личностных расстройств - психогенных заболеваний, возникающих из-за различных факторов, травмирующих психику. Обобщение факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств. Методы их профилактики.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2011

    Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии (альтернативное состояние сознания). Современные научные теории неврозов. Выявление критериев катарсического переживания у больных невротическими расстройствами при гетеросуггестивной психотерапии.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Потребности, возникающие в подростковом возрасте. Существенные изменения "переходного" возраста. Специфика психического развития мальчиков и девочек подростков. Эмоциональный расстройства подросткового возраста. Превентивные меры воспитания подростка.

    презентация , добавлен 29.01.2011

    Анализ проблемы невротических реакций у студентов. Характеристика невротических реакций. Особенности проявления невротических реакций у студентов. Эмпирическое исследование специфических проявлений невротических реакций у студентов в период сессии.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Рассмотрение роли психического здоровья и эмоционального благополучия в пожилом возрасте. Изучение факторов риска проблем психического здоровья среди данной категории людей. Деменция и депрессия у пожилых людей. Типы приспособления личности к старости.

Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня - примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Из юношей, признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47% имеют психические заболевания.

Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна - типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей. В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты: 1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей. 2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки. 3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого. 4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость. 5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность. 6. Тревожность - постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений. Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, ночные страхи, сосание пальцев, обкусывание кожи вокруг ногтей, заикание, энурез, нервные тики и др. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому - другие. Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий - к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. Приведем пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и наконец развелись, отец ушел из семьи. На этом фоне у ребенка развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхо-легочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что у девочки неврогенный вариант астмы; причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Это заболевание - крик души ребенка. Другой особенностью детских неврозов являются поведенческие нарушения. Некоторые дети убегают из дому, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Улучшение психического состояния ребенка во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений друг с другом, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души сегодня выливается целый поток разного рода непотребщины. Родительское благочестие - действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение - увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший Патриарх Алексий II сказал, что, "если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения". Укажем на те психопатологические состояния, которые могут обнаруживаться в младенческом и раннем детском возрасте и требуют врачебного вмешательства. Невропатия - характеризуется повышенной раздражительностью, капризностью ребенка, неустойчивостью настроения, выраженной пугливостью. Такой ребенок плохо спит, у него страдает аппетит, он быстро истощается, внимание его очень отвлекаемое. Могут наблюдаться субфибрилитет (стойкая повышенная температура, примерно 37,1-37,3), нарушения стула, неврогенная рвота. Синдром раннего детского аутизма - характеризуется нежеланием общаться со сверстниками, окружающими взрослыми. Ребенок эмоционально холоден, безразличен к близким, он мало говорит, иногда вовсе отказывается от общения, склонен к стереотипным движениям. У грудных детей с такой патологией отсутствует "комплекс оживления" в ответ на эмоциональное воздействие. Гиперкинетический синдром - для него характерны двигательная расторможенность, чрезмерная (бесполезная) активность. Ребенок взбалмошный, истеричный, поступает без учета обстоятельств, не способен следовать принятым правилам поведения. Обычно таким детям трудно адаптироваться в школе, они крайне неусидчивы, рассеянны, постоянно всех напрягают и провоцируют других детей к неправильному поведению. Чувствуя свою ушербность, они как бы делают "на зло" окружающим - возникает механизм порочного круга. Гиперкинетический синдром в своем развитии имеет две тенденции. В одном случае, с Божией помощью, при грамотной тактике родителей, психологов, педагогов, врачей, годам к 12-14 он ослабевает и исчезает. В другом - трансформируется в психопатию, и личность становится еще более дезадаптированной. Вторая тенденция очень неблагоприятна. К числу невротических расстройств, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, относятся тики - непроизвольные, быстрые, неритмичные движения ограниченных групп мышц (моргания, подергивания); неорганический энурез (несоответствующее возрасту непроизвольное дневное или ночное мочеиспускание); заикание. В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной являются психологическая неготовность ребенка к школе, неприятие его сверстниками, унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Страдающий этим неврозом ребенок выглядит подавленным, отказывается идти в школу, имитирует (часто бессознательно) разные заболевания. Родители должны быть внимательны, суметь вовремя распознать его душевные затруднения и помочь ему. Нелишней будет и врачебная консультация или совет опытного психолога.

Одной из сложных и актуальных проблем детской психиатрии является диагностика депрессивных состояний у детей. Многообразие клинических вариантов, отсутствие синдромальной психопатологической завершенности клинической картины, полиморфизм, атипичность и стертость симптоматики являются особенностью проявлений депрессивных состояний в детском возрасте и затрудняют распознавание и терапию этих расстройств. Это особенно свойственно депрессивным состояниям невротического и субпсихотического уровней.

Целью настоящего исследования было уточнение клинических характеристик и выявление психопатологических особенностей депрессивных расстройств у детей младшего школьного возраста.

Предметом проведенного анализа являются данные клинического наблюдения 43 больных обоего пола (12 девочек и 31 мальчика), учащихся общеобразовательных школ в возрасте 7-11 лет, находившихся в детском психиатрическом стационаре на базе Центра психического здоровья детей и подростков. В работе использованы клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-динамический методы исследования, являющиеся базисными в психиатрии. Кроме этого была проведена оценка соматического и неврологического статусов.

В процессе исследования было установлено, что 54 ребенка были госпитализированы в отделение с различными вариантами психопатоподобного синдрома резидуально-органического генеза. При обследовании у 16 детей в структуре синдрома выявлялась отчетливая депрессивная симптоматика.

Результаты проведенного исследования показали, что независимо от нозологической принадлежности депрессивного состояния клиническая картина характеризовалась сочетанием собственно аффективных нарушений, поведенческих отклонений и соматовегетативных проявлений. Аффективный компонент депрессии у детей в большинетве случаев был представлен угрюмо-мрачным настроением не достигавшим степени тоски, имел дисфорический оттенок. Наряду с раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, грубостью наблюдалась повышенная обидчивость, ранимость, плаксивость, капризность. Дети выглядели грустными, жаловались на скуку, теряли интерес к своим прежним занятиям. Отмечалась повышенная чувствительность к незначительным фрустрирующим ситуациям, легко возникало состояние подавленности. Кроме этого, гипотимический аффект у детей нередко имел тревожную окраску, сопровождался двигательным беспокойством, страхами, усиливающихся в вечернее время. Выраженная аффективная лабильность, являющаяся возрастной особенностью, обуславливала легкую сменяемость различных компонентов депрессивных переживаний под влиянием различных факторов (тревожность часто сменялась агрессивностью).

Указанные симптомы отражались на уровне социально-психологического приспособления этих детей и, прежде всего, на их школьной адаптации. Во всех наблюдениях отмечалось снижение успеваемости, несмотря на значительное удлинение времени подготовки домашних заданий либо отказ от учебы и посещения школы. Ведущую роль в снижении успеваемости играли ослабление мотивационных установок на учебу и положительные результаты, рассеянность внимания, идеаторные расстройства, выражающиеся в замедлении темпа ассоциативной деятельности, а также моторная заторможенность, проявляющаяся медлительностью и неловкость ребенка. Нередко возникали конфликты со сверстниками и учителями, а следующие за этим воспитательные санкции еще больше усугубляли состояние депрессивного ребенка и усиливали ощущения внутреннего дискомфорта. Нарушения межличностных контактов приводили к формированию низкой самооценки и негативного отношения к собственной личности. Представление о себе как о "плохом", "слабом" способствовало к уходу от социальных контактов и расценивалось как рудиментарные идеи самообвинения. Наличие суицидальных мыслей и действий не отмечалось, хотя фабула переживаний включала тему смерти, находившую отражение в творчестве некоторых больных (в рисунках дети изображали могилы, гробы, кресты, использовали преимущественно темные краски).

Соматовегетативные расстройства проявлялись жалобами на неприятные ощущения и боли в различных частях тела, головные боли, головокружения, сердцебиение, потливость. Отмечалось снижение аппетита, повышенная избирательность в еде либо чрезмерное усиления аппетита и неумеренность в приеме пищи. Нарушения сна выражались гиперсомнией без ощущения отдыха, либо сокращением продолжительности сна, затруднениями засыпания, прерывистостью, кошмарными сновидениями, ночными страхами. В отличие от взрослых, ранних окончательных пробуждений не было зарегистрировано ни в одном случае. Вместе с тем, у 6 детей выявлена регрессивная симптоматика в виде возобновления энуреза, появлением привычных патологических действий (онихофагия). У 4 девочек отмечались истерические реакции в виде чрезмерного стремления привлечь внимание к своему состоянию. Ипохондрическая фиксация на неприятных телесных сенсациях наблюдалась у 9 детей. Некоторые больные длительно наблюдались педиатрами, подвергались всестороннему обследованию в связи с функциональными соматическими расстройствами и вегетативными нарушениями.

Таким образом, интерпретация депрессивных состояний у детей младшего школьного возраста нередко вызывает затруднение в связи с изменчивостью, рудиментарностью, мозаичностью клинической картины. Доминирование поведенческих нарушений и соматовегетативных проявлений над гипотимическим аффектом, моторным и идеаторным компонентами обуславливают гиподиагностику депрессивных расстройств, влекущую за собой неадекватность терапии. Для успешного решения этой проблемы необходимы совместные усилия психиатров, психотерапевтов, педиатров, медицинских психологов, педагогов и семейного окружения ребенка.

Еще по теме 47. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза:

  1. 12. Влияние вида психического дизонтогенеза на становление самооценки и уровня притязаний в детском возрасте. Методы диагностики
  2. 47. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза