Характерные особенности общения с инвалидами. Общение с инвалидами

Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать.

И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести. Этот материал основан на рекомендациях, принятых Международным движением за права инвалидов, которое ведет активную деятельность на Западе, но находится в зачаточном состоянии на территории стран бывшего СССР.

Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными возможностями — часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.


Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.


Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других — слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

Обращайтесь непосредственно к человеку.

Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

***Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда все будет хорошо.

Татьяна Прудинник

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Семь простых правил общения с детьми-инвалидами

  • 11753
  • 15.04.2018

Многие десятилетия дети-инвалиды и обычные школьники почти не пересекались благодаря системе интернатов для детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в корне изменило ситуацию, но не может изменить нас самих: мы так долго жили в параллельных мирах, что порой не знаем, как общаться с ребенком, который непохож на остальных. Мне повезло пройти путь от школы-интерната до обычного университета еще до тотальной инклюзии. Побывав по обе стороны баррикады, могу ответственно заявить: на самом деле все гораздо проще, чем кажется. Сразу уточню: речь пойдет исключительно о детях с физическими недостатками, а не с проблемами психического развития.

Хвалить за реальные достижения

Возможности детей-инвалидов действительно в чем-то ограничены и поэтому нам хочется как можно чаще их хвалить, чтобы поддержать. Парадокс в том, что постоянная похвала таких детей только настораживает. Они-то не считают себя лучше других. Ребенок-инвалид мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми. Поэтому когда за прочитанное наизусть стихотворение его хвалят в три раза усерднее, чем девочку с соседней парты, это вызывает как минимум недоумение, а в подростковом возрасте и протест: «Вы что меня за дурака тут держите!»

Ребенка с проблемами здоровья, как любого другого, хвалить стоит только за реальные достижения. А они у каждого свои. «Я, например, в детстве долго не могла научиться лук красиво резать, — вспоминает Юлия Васильева, инвалид 1 группы по зрению. — Еще было приятно слышать похвалу, когда сюрприз какой-то для мамы сделаешь, даже если это пересоленный салат».

Не говорить о ребенке в третьем лице в его присутствии

Тут всему виной старое представление о том, что перед нами человек не совсем полноценный и он не может полностью отвечать за себя. Между тем, физические недостатки — не синоним умственной отсталости. Поэтому не стоит разговаривать о ребенке так, как будто его тут нет или он не в силах сам сформулировать ответ.

«При встрече с незрячим ребёнком многие склонны не обращаться к самому ребёнку, а разговаривать исключительно с родителями или сопровождающими ребёнка взрослыми, называя ребёнка в третьем лице («он умеет читать?», «налить ему воды?»). Это выходит даже за рамки обычной вежливости, не правда ли?» — говорит Екатерина Чупахина, преподаватель по ориентированию и мобильности для незрячих.

Такое отношение взрослых прямо показывает ребенку, что он — не такой, как другие. Дети-инвалиды, повзрослев, признаются, что не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями до тех пор, как на это им не указало общество. Поэтому будет правильно и вежливо давать таким детям право голоса.

Забыть об излишней опеке

Чрезмерная забота о детях-инвалидах свойственна прежде всего родителям, говорит Екатерина Чупахина. И это не их вина. Проблема в том, что у нас еще не налажена деятельность специалистов, которые могли бы работать с семьями, где растут эти дети. «Отсюда идёт гиперопека: родители делают всё за ребёнка, не всегда пытаясь даже научить его самостоятельно одеваться и есть, и полагают нормальным в 9 лет кормить его с ложки. Им нужен специалист, который объяснит:

«Да, ваш ребёнок не видит, но он может делать всё то же, что делают его сверстники, хоть иногда другими способами», — уверена Екатерина Чупахина.

Детям-инвалидам хочется помочь, их действительно бывает жалко, но для начала подумайте: жалеет ли ребенок сам себя? И требует ли он именно такого к себе отношения?

Один мой знакомый, молодой учитель, попал на работу в школу-интернат для детей с ДЦП. В его классе был мальчик, который передвигался с ходунками и то довольно медленно. Когда весь класс на перемене отправлялся в столовую, преподавателю, как нормальному сильному мужчине, хотелось просто взять парня на руки. К счастью, он вовремя понял, что этого делать не нужно — ребенок справлялся сам, пусть и не совсем привычным для нас способом.

Не драматизировать на пустом месте

«Так случилось, что из-за слабого зрения эта девочка учится в интернате далеко от дома», — такой аннотацией открывался раздел со стихами слабовидящей школьницы в одном поэтическом сборнике. Девочка, о которой шла речь, искренне недоумевала, к чему этот высокий слог и какое отношение этот факт ее биографии имеет к стихам?

Отношение к инвалидам, полное драматизма, культивируют СМИ — рассказ об особенном ребенке должен вызывать у читателя слезы. Но в обычной жизни дети с особенностями здоровья меньше всего хотят выделяться и быть героями мелодрам. Им больше по душе комедии. Мы с подругой, например, с детского сада носим очки с толстыми линзами. При встрече обращаемся друг к другу не иначе как «Привет, очкарик!». Иногда приходится успокаивать окружающих: нет, это было не оскорбление, а совсем наоборот.

Помнить о личных границах

Нам неприятно, когда на улице нас долго разглядывают незнакомые люди. Ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с таким отношением практически ежедневно. А ведь у него, как и у каждого человека, есть право на личные границы.

Иногда мы даже не подозреваем, что нарушаем их.

«У меня плохое зрение, но очки я не ношу. В моем случае они бесполезны, — рассказывает Анна Сизонова, инвалид 2 группы. — И с детства мне постоянно приходилось оправдываться перед взрослыми, отвечать на вопрос: «Почему ты без очков?» Видимо, есть стереотип — и я его ломала».

Свои границы есть и в общении с родителями детей-инвалидов. Довольно часто хочется из лучших побуждений посоветовать им хорошего врача или медицинский центр. Мне, например, в подростковом возрасте совершенно незнакомые люди, увидев очки, советовали «ехать лечиться в Чебоксары». Вдаваться в объяснения, сколько операций и где мне уже сделали, совершенно не хотелось. Поэтому если все-таки хочется дать совет (ведь он для кого-то может быть ценным), разговор лучше начать более мягко, например, с фразы: «Вы, наверное, и без меня все это знаете. но...».

Предлагать помощь, когда она действительно нужна

Я все чаще вижу, как обычные прохожие стараются помочь людям с проблемами здоровья в метро, на улице. Видеть это неравнодушие приятно. В то же время сами они признаются, что нередко оказываются в неловкой ситуации, когда помощь не нужна, но ее навязывают.

«Когда я езжу в автобусе, я уступаю место пожилым людям. И если какая-нибудь бабушка замечает, что у меня нет руки, она начинает усаживать меня обратно и говорить на весь автобус: «У вас же нет руки, поэтому садитесь, садитесь». Это смешно, но порою бывает даже обидно», — говорит Анна Пушкаревская, инвалид 3 группы.

Им действительно порой нужна наша помощь, но не всегда эти дети знают, как ее попросить. Сейчас, по словам Екатерины Чупахиной, большим пробелом в реабилитации детей с инвалидностью остается то, что их совершенно не учат об этом говорить. У детей перед глазами просто нет примеров того, как правильно просить помощи в разных ситуациях. Поэтому бывает, что люди с инвалидностью ведут себя не вполне адекватно с точки зрения обычного человека. «К сожалению, даже в профессиональном сообществе эта проблема пока не осознана», — признается преподаватель. Возможно, первым шагом к ее решению могут стать отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, чтобы он не стеснялся в конкретной ситуации обратиться к вам с просьбой или сказать, что помощь ему не нужна.

Доверять ребенку

Мы боимся поручать ребенку-инвалиду какую-то работу по дому, опасаемся нагружать его лишними просьбами в школе. Он же из этого делает один очевидный вывод: ему не доверяют. Это так обидно, что запоминается на всю жизнь. «В детстве бабушка не доверяла мне на кухне. Всё время боялась, что я срежу слишком толстый слой кожуры у картошки. Когда они с дедом уезжали на дачу, мы с сестрой специально готовы были рано встать, чтобы поэкспериментировать на кухне», — рассказывает сестра Юлии Васильевой — Светлана.

Попробуйте предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности. И вы увидите, насколько неограниченными могут быть его возможности.

«Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе», — резюмирует Екатерина Чупахина.

В общем-то, рецепт общения с особенным ребенком довольно прост: ведите себя с ним так, как вели бы с любым другим ребенком. Но принять эту простую истину бывает сложно.

Комментарии (8)

    «Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе».

    Золотые слова! Спасибо за сообщение. Успехов и сил Вам в этом непростом мире!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 8 лет

    Род деятельности : Преподаватель в

    Регион проживания : Ярославская область, Россия

    Полностью согласна -".....только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе". В данное время эти нормы поведения очень трудно привить данной категории детей, так как всё чаще родители в современном обществе больше напирают на фразы "мой ребёнок особенный... вы обязаны подобрать к нему подход...вы не имеете права с него спрашивать...он был не в состоянии и мы решили не выполнять...и т.д.". В итоге единицы упорных пробиваются своими силами, а остальные проходят "поверх образования" благодаря напору родителей.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 6 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Тюменская область, Россия

    • Уважаемая Наталья Алексеевна! Не разумней ли начать вести себя адекватно, по отношению к инвалидам, именно здоровым и разумным людям. 100 лет инвалиды, в т.ч. и дети, были заперты в квартирах и больницах у нас, откуда им знать как себя вести. Научить их этому надо прежде всего. А кто учить будет, если учителя не могут и не хотят этим заниматься. Ответьте, почему в других странах не так?

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания : Ярославская область, Россия

      Валерий Михайлович! У любого человека своё мнение и своя ситуация. Учителя в современное время обвинить легко. Но общество от этих обвинений лучше не станет. Я много лет работаю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и каждый ученик мне закладывается в душу. К каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями (они не любят, когда при них произносят слово инвалид) мне приходится подбирать индивидуальный подход не по книгам, а по душе. И эти подходы хорошо помогают ребёнку. Но в последнее время тенденция некоторых родителей к гиперопеке переходит все границы (а я и писала не про трудности обучения особого ребёнка, а о препятствиях, которые неосознанно строят многие родители этих детей). Мы пишем адаптированные индивидуальные программы, заинтересовываем детей в процессы обучения и воспитания всеми способами. Но многие родители же в последние годы просто полюбили фразы, описанные ранее. И доходит до того, что, например, особый ребёнок пятого класса пишет при маме на уроке в тетради 3 строчки за урок с маминым возгласом "Нам достаточно, мы устали...", но если им охото отпроситься в отъезд, он пишет диктант за 20 минут объёмом на страницу, отказываясь при этом от переменки и физминутки... И это только один из примеров. Вы спрашиваете "почему в других странах не так?". Я вам не могу ответить, как в других странах, потому что моя профессия не даёт возможность мне путешествовать и изучать педагогику в других странах, а из книг и тв мы не всегда узнаём правду. Но я могу сказать за учителей - мы принимаем особого ребёнка и делаем всё возможное для него!

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 6 лет

      Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания : Тюменская область, Россия

      Наталья Алексеевна!
      Про детей. А как им относиться к сверстникам и учителям хорошо, если их этому никто не учил в 4 или 5 поколениях в нашей стране?

      Про родителей. Их тоже никто не научил, что их ребенок-инвалид имеет такие же права, как и здоровые дети. Это с одной стороны. А с другой - родители привыкли все выбивать из различных наших учреждений. Они привыкли что хорошие бесплатные лекарства, технические приспособления (хорошие) и технику (коляски, глюкометры, слуховые аппараты, протезы, ортезы и т.д.) без боя получить очень трудно, особенно хорошего качества. Маме часто приходиться уйти с работы и заниматься своим ребенком, получая мизерные пособия. Они устают от такой жизни. Поэтому нервные и часто агрессивные.

      Про учителей писать не буду. Почитайте их высказывания здесь про детей с ограниченными возможностями сами.

      Про другие страны. Ездить никуда не надо. Надо просто подумать почему в ряд стран берут (брали?) наших детей на воспитание в семьи. И станет все ясно.

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок.

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок. Правда, с небольшими уточнениями: с особыми потребностями/ограниченными возможностями. Мы научились казаться воспитанными, но вот как быть в общении с подобным человеком, тем более маленьким, до сих пор не знаем.

Аутизм и ДЦП, слепота и глухота, задержки умственного развития и тяжелые генетические нарушения – все это ставит обычных людей в тупик. Что делать: помогать или сочувствовать? Сделать вид, что ничего не происходит или открыто пожалеть? Наконец, быть может, просто пройти мимо, запихнув эмоции в дальний уголок души – и дело с концом?

Инвалид по зрению: тонкости общения

Чтобы на миллионную долю приблизиться к пониманию того, как живет слабовидящий или слепой ребенок, достаточно завязать глаза непроницаемой повязкой и попробовать жить нормальной жизнью. Сразу пропадут мысли о том, чтобы сделать вид, что все как всегда – захочется не только общаться, но и сделать нечто большее. Как?

    расскажите малышу во время прогулки о том, что вы видите, что вас окружает в обычной манере беседы о собственной жизни – просто будьте собой; если идете вместе, не нужно вцепляться в ребенка, словно голодная собака в кость, шагайте в привычной манере, как вы это делаете с обычным малышом; уделяйте особое внимание обращение по имени, особенно если рядом находится несколько человек, ведь дитя не видит взгляда, обращенного к нему; не бойтесь слова «смотри», не нужно виновато замолкать, споткнувшись на нем, не зная, что делать с возникшей паузой. В большинстве случаев люди воспринимают это слово абсолютно адекватно, потому что привыкли видеть «по-своему» – руками; при нахождении в незнакомом месте, дайте время маленькому человеку освоиться, помогайте ему собственными рассказами о местонахождении предметов и ни в коем случае не принуждайте насильно к каким-либо действиям типа «ты лучше посиди здесь»; говорите конкретно, избегайте общих фраз типа: стул стоит «вон там», замените на «он стоит у окна, слева».

Проверка «на слух» души

Разумеется, в зависимости от степени проблемы, существуют свои особенности общения с ребенком инвалидом по слуху. Общие же принципы ведения беседы таковы:

    помните, что слабослышащий или глухой ребенок не всегда может понять, что к нему обращаются. Поэтому прежде, чем что-то сказать, коснитесь плечика малыша или возьмите его за ручку; обязательно смотрите в глаза при разговоре, по вашему выражению лица, мимике, жесту ребенок успешно компенсирует недостающую информацию; старайтесь разговаривать с максимальной ровностью и четкостью, емкими и несложными фразами для того, чтобы малыш научился понимать вас по губам; при разговоре через переводчика, смотрите на говорящего, а не его дублера; главное, как бы парадоксально это ни звучало: не орите, срываясь прямо на визг! Несмотря на потерю слуха, детки могут сохранить повышенную чувствительность к громким звукам.

ДЦП: внимание – обычному общению

Одной из главных проблем, которую испытывает – это отношение к себе, как к «белой вороне», которая обязательно хуже других. Такие дети в большинстве случаев ненавидят жалость, сквозящую в возгласах окружающих типа «несчастное, бедное дитятко». Поэтому самое главное при налаживании контакта с такими малышами – дать им возможность почувствовать себя другими, обычными, самостоятельными людьми, а не жертвами злого рока.

Учитывайте мнение малыша в разных вопросах, не душите его своей помощью на каждом шагу – дайте немного свободы. Совсем закрывать глаза на проблему не стоит, это было слишком категорично. Но постараться просто привыкнуть к ней, как и сам носитель болезни, не воспринимая д диагноз как нечто из ряда вон выходящее – очень нужно. Тогда ребенок почувствует себя хоть и таким же другим, как и до этого, но равным другим собеседникам.

Также один из ключевых моментов: не навязывайте помощь, но при этом не будьте равнодушными. Здесь важно понимать, что ребенок не всегда отказывается от помощи из скромности или, напротив, гордости, просто иногда действительно лучше самому, а рука постороннего может только мешать. Но в любом случае, искреннее человеческое внимание всегда приятно. Для этого, достаточно просто спросить, что именно нужно сделать, но делать это нужно при обязательном участии самого ребенка, без лишних глаз, чтобы избежать смущения.

В общении воспринимайте маленькую личность, а не ее диагноз, обращая внимание на смысл слов, а не неконтролируемые движения. Кстати, о последних. Они никак не связаны с душевным состоянием малыша, поэтому не нужно постоянно говорить что-то типа: успокойся, не нервничай.

Аутизм, проблемы с речью: навстречу гению

Сейчас достаточно много говорят об аутизме, поэтому практически всем известно, что общение с ними – одна из самых сложных проблем ввиду замкнутости таких детей, сосредоточении на своем собственном мире, в который трудно попасть постороннему. Улучшить ситуацию можно только одним способом – стать своим, дав ребенку время привыкнуть к себе. Ни в коем случае не стоит при этом навязываться, предлагайте «себя маленькими порциями», просто будьте рядом, делая крохотные шаги навстречу. Альтернативный способ общения в таких случаях – разговоры картинками, карточками, альбомами или посредством современных мобильных технологий.

Из-за непонимания окружающих, невозможности выразить свои желания или физического дискомфорта, который вызван повышенной сенсорной чувствительностью, ребенок-аутист может проявлять агрессию, срываться на крик и слишком нервничать. В таких случаях лучше оставить его в покое, наедине с собой.

Если рядом ребенок с – будьте терпеливы. Проявляйте терпение, дослушивайте ребенка даже при самых больших трудностях, стараясь не перебивать, не ускорять/замедлять и не стараться закончить фразу за него. При этом очень важен зрительный контакт. Если ребенку проще общаться в письменной форме, не отказывайтесь от подобного варианта.

Подводя итоги, следует отметить, что вне зависимости от диагноза, принципы особого политеса одни: принятие ребенка в качестве полноправного члена общества, у которого в мире своя роль и которому нужно всего лишь преодолеть небольшие стены из физических и психологических барьеров. И задача окружающих в данном случае – помочь в этом. А не строить очередную стену, имя которой – .

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Очень уж и стихи и музыка тронули.

Бывают дни, когда в надрыве,
Тоскует, мечется душа,
И будто на краю обрыва,
Стоишь в смятеньи, не дыша.

Когда весь мир неузнаваем,
И серой краской осенён,
И болью, без конца и края,
Заполнен в миксе с сединой

Когда из рук, добро дающих,
Отчаяньем — лишь пустота,
Из уст, ещё вчера – поющих,
Лишь тишиною — немота…

Тогда найди среди миноров,
Средь сонма музыкальных тем,
Адажио от Альбинони,
И погрузись в волшебный плен…

Изменит этот мир бесцветный
Прекрасных звуков высота,
Раскрасит кистью многоцветной,
Исчезнет боль и пустота…

Адажио от Альбинони –
Волшебных звуков высота…

Здравствуйте, уважаемые работники нашего Центра. Сегодня мы собрались, чтоб еще раз поговорить с вами о правильном общении с нашими слушателями.

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Составной частью этики является профессиональная или деловая этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель

поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере.

Профессиональная этика для каждого из специалистов – не просто формальное требование, а главенствующий принцип ежедневной деятельности.

Быть носителем этических принципов важно по нескольким причинам: соблюдение профессиональной этики ведет к успешному оказанию гражданам услуг, поддержанию репутации учреждения, а также формированию положительной культуры в учреждении.

Для всех нас наши слушатели являются средством, благодаря которому мы имеем работу. Нет слушателей, нет работы.

За последние годы приняты Кодексы этики и служебного поведения государственных служащих, работников социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.

В Кодексах этики предусмотрены такие требования как добросовестность, гуманизм, беспристрастность, компетентность, нейтральность, корректность , терпимость , бесконфликтность , ответственность, порядочность и строгое соблюдение конфиденциальности.

Составной частью философии социальной защиты инвалидов является философия независимой жизни.

Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента:

1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.

2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой .

  1. Правила этикета при общении с инвалидами.

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров, называется коммуникативная эффективность.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

Избегать конфликтных ситуаций;

Внимательно слушать инвалида и слышать его;

Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;

Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;

Цивилизовано противостоять манипулированию.

Существуют правила этики при общении с инвалидами.

Например, можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

1.Обращение к человеку : когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека, который ее использует. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

При общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником;

Ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника;

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение.

Соблюдайте следующие правила:

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами;

Осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать человека, который плохо видит под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог";

Предлагая плохо видящему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;

У людей с нарушениями слуха - другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия.
Общаясь с человеком, у которого плохой слух:

Смотрите прямо на него;

Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица;

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос (кричать);

Убедитесь, что вас понимают, если сомневаетесь - вежливо спросите об этом;

Используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкциями;

Если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его;


Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок:

делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так;

перебивают говорящего словами "я понял";

договаривают за собеседника;

прерывают . общение.
Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения , состоят в следующем:

  • не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора;
  • будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени;
  • сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
  • позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена;
  • не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли;
  • не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации;
  • при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.


При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии.

Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь.

У них свой особый взгляд на мир.

Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. Часто таким людям кажется, что к ним предвзято относятся, против них плетутся заговоры. Как правило, такие люди плохо сходятся с другими людьми из-за неуживчивости.

Поэтому:

На любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями;

Постарайтесь разобраться в ситуации и если вы не в состоянии ему помочь, привлекайте специалистов (психолога, социального работника).

Каждый из нас должен быть предельно сдержанным в эмоциях. Если при обходе, в течение дня вы заметили, что произошла поломка чего-либо, тактично узнайте, что случилось. Составьте акт. Если слушатель признал свою вину, замечательно, пусть подпишет ваш акт. Если не признает своей вины, так и укажите.

Но, ни в коем случае не говорите, особенно, если слушатель не признает вину, что ему надо оплатить ущерб. Вы ставите свое руководство, заместителей директора, куратора группы в известность. Дальнейшие действия мы будем принимать сами. Ваша задача следить за порядком, очень аккуратно делать замечания.

Вы должны научиться чувствовать человека, тогда вы поймете с кем и как надо говорить: кого-то ласково успокаивать, кого-то уговаривать, с кем-то и построже. Главное, чувствовать меру. Никогда не переходите на повышенный тон, не показывайте свое раздражение.

Работа с людьми одна из самых сложных работ, а работа с нашей категорией людей в несколько раз сложнее.

Но, у нас коллективная работа. Поэтому, если вы заметили что слушатели грубо общаются друг с другом, не слышат вас, не реагируют на замечания, поставьте нас в известность обязательно. Мы примем меры в зависимости от проблемы.

Возвращаясь же к вопросу об этике общения и работы с людьми с ограничениями здоровья, хочется вновь повторить, что главное при взаимодействии с ними – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя спокойно.

И последнее, недопустимо к слушателям обращаться на «ты», даже если это ваш хороший знакомый. Держите субординацию. Уважайте слушателей и они будут уважать вас. Допустите «панибратство» и вас не будут воспринимать всерьез, значит, не будут реагировать на замечания, не будут выполнять ваши требования никогда.

Общаясь между собой, следите за тем что вы говорите, как и кому, вас могут услышать, неправильно воспринять информацию.

Не забывайте старую пословицу: «Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтоб относились к вам».

У меня часто интересуются, особенно те, кто редко со мной общается, а есть ли какие-то незыблемые правила в общении с инвалидами. Тем, с кем общаемся, часто такие мысли даже не приходят в голову - они знают, что обидеть меня сложно. Например, я не обижусь на фразу: «Жень, а пошли пообедаем». Я не буду в истерике поправлять человека: «Пошли?!?! Я же не могу ходить!!! Как ты мог такое предложить?!»

Но всё же многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» - они вроде привычные, но обижают. Я часто слышу, как мама, объясняя своему ребенку, увидевшему меня на инвалидной коляске, говорит: «Тетя болеет». Нет - я болею, когда у меня сопли и температура, а на коляске я потому, что не надо ездить в машине с пьяными водителями и обязательно пристегиваться ремнем безопасности.

Сейчас многие журналисты употребляют словосочетание «человек с ограниченными возможностями». Меня это совсем не возмущает, главное, что СМИ поднимают тему инвалидности. Но многие мои, так сказать, друзья по несчастью, недовольны. Поэтому легче и правильнее говорить: человек с инвалидностью. Или колясочник, или слабозрячий или слабослышащий, или с синдромом Дауна или с аутизмом (но никак не больной аутизмом). А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

А вот 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:

1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.

5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше - как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» - говорите обычные слова «Посмотри на это».

Что бесит больше всего:

Когда начинают помогать, не спросив как правильно, и если ты начинаешь объяснять как сделать лучше - обижаются! Типа я не оценила порыв помощи!

Когда стараются перевести тему, считая, что меня она может расстроить. Например, выбор горнолыжного курорта, покупка новых туфель на высоком каблуке или секс. Типа, инвалидам это недоступно, поэтому и говорить об этом не стоит. Чушь)))

Когда тебе начинают жаловаться на жизнь… Чувак, посмотри на меня и поблагодари Господа за свои мелкие неприятности!

У меня одно правило поведения с людьми с инвалидностью: быть естественным и общаться на равных. Если у человека нет ноги - это не значит, что у него нет мозгов.