Упражнения для профилактики нарушений осанки у детей. Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста методическая разработка (средняя группа) на тему

Анжела Утробина
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

И. П – сидя на стульчике,

1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 - захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 - максимальное сгибание и разгибание стоп;

4- захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.) ;

5 - скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 - сдавливание стопами резинового мяча;

7 - собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 - катание палки стопами;

И. П – стоя :

9 - повороты туловища без смещения, (выполнять без рывков) ;

10 - перекат с пятки на носок и обратно;

11 - полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 - лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы) ;

13 - ходьба по гимнастической палке;

14 - ходьба по брусу с наклонными поверхностями;

15 - ходьба по ребристой доске;

16 - ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости ;

17 - ходьба по поролоновому матрацу;

18 - ходьба на месте по массажному коврику.

Комплексы упражнений при нарушении осанки с гимнастической палкой.

1. Комплекс упражнений :

1. И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 - опустить. То же - левой ногой. Повторить 2-3 раза каждой ногой.

2. И. п. - лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 - поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 - опустить. То же - поменяв ногу и руку. Повторить 2- 3 раза.

3. И. п. - лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота) . Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3-5 раз.

4. И. п. - лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 - поднять руки над головой, на счет 2-5 - проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

5. И. п. - сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 - наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 - быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

2. Комплекс упражнений :

6. И. п. - упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (па-раллельно полу, задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же - поменяв руку и ногу. Повторить 2-3 раза.

7. И. п. - лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

8. И. п. - лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

9. И. п. - лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

3. Комплекс упражнений :

10. И. п. - лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.

11. И. п. - лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

12. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. В течение нескольких секунд выполнять «ножницы» , не сгибая ноги в коленях. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

13. И. п. - лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

14. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

После упражнений - встать , пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп.

Публикации по теме:

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.


Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, и родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.


Особенно портит осанку неправильная поза при рисовании, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.

Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.

Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.

Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.


Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все выше перечисленные упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

В комплекс упражнений для детей с сутулостью следует включать задания:

походить с палкой за спиной;

стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

ходить с предметом на голове;

упражнения из положения лежа на спине, на животе


Комплекс упражнений с элементами коррегирующей гимнастики.

1. И.п.: основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх - вдох, вернуться в и.п. – выдох. 8 р.

2. И.п.: о.с., руки на пояс.Отвести локти назад до сведения лопаток, не поднимая плеч. 8 р.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей 6 р.

4. И.п.: руки в замок за спиной, ноги на ширине плеч. Рывками отвести прямые руки назад. 6 р.

5. И.п. сидя на полу, ноги прямые, руки в упор сзади.Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить / вместе и попеременно /. 4 р.

6. Упражнение “ Рыбка ”. И.п. лежа на полу, опираясь ладонями пола.Движение бедром / подражание движениям рыбки / и краем стопы касаться пола. 6 р.

7. “Приседания у стены ” – учить детей стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку.


Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу.

Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, обойдя ребенка спереди и сзади.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку проходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе):

"Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети произносили стихи вслух.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек" . Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок" . Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка" . Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки" . Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте" . Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек" . Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы ребенок не прогибался в пояснице.

"Лягушонок" . Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки

Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье».

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждении и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений, и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо, и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4-6 раз) и большое (8-12 раз) количество повторений каждого специального упражнения.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников.

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания.

В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

«Птичка» . Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник» . Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет» . Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением помощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует» . Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей: чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения, при правильной методике их применения, помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения.

Главная задача воспитателей - научить ребенка правильному выполнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

Примерный комплекс упражнений

для исправления осанки

1. И. п. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. - то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. - то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6. И. п. - лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.

9. И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

10. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»).

11. И. п. - лежа на спине «Велосипед».

12. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. - то же на левом боку.

14. И. п. - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И.п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.

20. И. п. - сидя, колени согнуты (угол 30"). Потрясти ногами в стороны.

21. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

22. И. п. - стоя. «Замочек» - завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

23. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п..

24. И. п. - сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)

2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.

4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. «Пяточки поссорились , помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. «Гусеница пошла гулять». С топы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).

7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)

8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)

10. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)

И.п.: стоя.

12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.

15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

Я цапля, цапля, цапля.

Хожу, хожу, хожу.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.

И.п.: сидя на коврике.

17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

18. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).

20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.

21. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).


Консультация для воспитателей

Примерный комплекс упражнений
для профилактики осанки
у детей 4-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов) .

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квакв", вернуться в И. П. (4-6 раз) .

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз) .

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П. , произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П. , расслабляя мышцы рук (4-6 раз) .

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П. , расслабив руки (4-8 раз) .

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз) .

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза) .

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Мандрыка Лариса Анатольевна

учитель физической культуры высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 153» Кировского района г. Казани

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1 КЛАССЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

Профилактика нарушения осанки

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся и их родителей со способами профилактики и методами определения нарушения осанки в домашних условиях.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные: обеспечить усвоение учащимися и их родителями понятия осанки, обучить их физическим упражнениям и подвижным играм для профилактики нарушения осанки у детей 6-8 лет.

    Развивающие: способствовать развитию у учащихся гибкости, силы мышц спины и брюшного пресса, чувства ритма и навыков коммуникативного общения.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать умение оценивать состояние своего здоровья, способствовать сближению родителей и детей.

    Оздоровительные: формировать у учащихся правильную осанку.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА : игра

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ : фронтальная, групповая, в парах.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортзал.

НЕОБХОДИМЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Части урока и их содержание

Время дозировка

Методические указания

Примечания

I . Вводно – подготовительная часть урока.

    Построение.

    Приветствие, объявление темы урока: «Путешествие в Страну Хорошей Осанки».

    Задачи урока:

Во время сегодняшнего Путешествия в страну Хорошей Осанки вы, ребята, и ваши родители получите некоторые сведения об осанке, узнаете правильная ли у вас осанка и разучите упражнения и игры для профилактики нарушения осанки. Вы уже знаете, что осанка это произвольное и привычное положение позвоночника. Хороший позвоночник – гибкий позвоночник. И прежде чем попасть в Страну Хорошей Осанки, необходимо заработать пропуск, т.е. продемонстрировать свою гибкость. Сейчас мы выполним несколько тестов на гибкость, и вы сами себя проконтролируете – хорошая у Вас гибкость или нет.

(По команде учителя, все участники урока расходятся по периметру зала и останавливаются возле учебника и кубика, заранее разложенных учителем).

    Тесты на гибкость:

В шейном отделе позвоночника: наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;

В локтевых суставах: руки в сторону ладонями вверх, согнуть руки в локтях.

В плечевых суставах: взять кубик в правую руку, поднять ее вверх, согнуть в локте за голову, левую согните за спиной. Передайте кубик из правой руки в левую и наоборот.

В лучезапястных суставах: вытянуть руки вперед ладони внутрь, согнуть кисти внутрь.

В тазобедренных суставах:

и.п. – о.с. максимальный наклон вперед

В коленных суставах и голеностопе стопе: встать на колени, попытаться сесть на пол

Гибкость ребята, это физическое качество человека, которое позволяет нам красиво, грациозно двигаться, придает легкость и уверенность в движении. Недаром взрослые говорят: «Позвоночник гибок – тело молодо». Мы проводим тест на гибкость позвоночника.

Взять с кубика кусочек пластилина, отойти от стены на шаг, наклониться назад, поднять руки вверх и приклеить пластилин к стене обеими руками.

Запомните ребята и взрослые свои метки, потому что в конце урока мы, к ним вернемся. Ну, что ж! Вы все молодцы и пропуск в Страну Хорошей Осанки – заработали. И первое, что нас ждет – разминка.

Встаньте у стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Не меняя положения спины, сделайте шаг вперед. Запомните это состояние и постарайтесь сохранять его до конца урока. Именно это положение спины – положение правильной осанки.

Возьмите учебник, положите его на голову – начинаем разминку.

    Разминка

Ходьба на носках

Ходьба на пятках

Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы

Ходьба в полуприседе

(По команде учителя все снимают учебник с головы и складывают стопкой в указанное место)

Бег в медленном темпе

Упражнение на восстановление дыхания

Строятся в центре длинной стены зала, чередуясь - родитель, ученик.

Учитель здоровается с участниками урока, благодарит родителей за то, что пришли на урок обращает внимание на внешний вид.

Во время обращения к родителям не использовать много терминологии, чтобы дети понимали, о чем речь.

Тесты выполняют и дети и родители.

Рот не открывать, плечи на месте. Кто достает подбородком груди – гибкость хорошая.

Руки параллельно полу. Если касаетесь плеча кистью – гибкость отличная, если пальцами – хорошая.

Не наклоняться, ноги врозь. Если кубик передать удается, то гибкость хорошая.

Руки в локтях не сгибать, пальцы прямые. Если кисти перпендикулярны руке, то гибкость отличная.

Ноги в коленях не сгибать. Если достаете ладонями до пола – гибкость хорошая, если пальцами – средняя.

Ноги слегка разведены. Носки ног оттянуты. Если садитесь на пол свободно – то гибкость хорошая

Ноги параллельны. Если пластилин не ниже уровня плеч – гибкость плохая

Включить ритмичную мелодию. Лучше использовать знакомые для детей мелодии детских песен.

Учебник класть на темя, стараться его не ронять.

Соблюдать ритм, дистанция 2 шага

Руки вверх, ладони внутрь

Руки в стороны, параллельно полу

Руки на поле, локти назад

Руки вперед, ладони внутрь

Дистанция 2 шага, не ускоряться

Урок лучше проводить во II четверти, когда дети знакомы с видами построений и перестроений, когда привыкли к учителю и более-менее понимают терминологию.

Лучше всего, если на уроке будет присутствовать не 20 человек.

Если позволяют размеры спортзала, то разграничить зоны игр, разминки, упражнений и т.д. плакатами с названием зон (например, «Город Игр» или «Станция Разминки»)

Во время выполнения тестов, родители контролируют себя и ребенка. Учитель комментирует результат, если встречаются непонятные слова для детей, то объяснить доступным для них образом.

Похвалить самый низкий наклон среди детей и родителей.

Во время ходьбы, руки не сгибать, пальцы прямые. Похвалить всех, кто ни разу не уронил учебник

(По команде учителя класс останавливается по периметру зала)

Потягивания

1-4 вращение головы влево

5-6 вправо

И.п. – то же

1-4 наклоны головы влево, вправо, вперед, назад

И.п. – ст. ноги врозь руки перед грудью

1-2 поворот туловища влево

3-4 вправо

И.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

1-4 наклон туловища влево, вправо, вперед, назад

И.п. – о.с.

1 - наклон вперед, руками коснуться колен

2 – носков

И.п. – о.с.

1,3 приседания, руки вперед

Прыжки на левой, правой и обеих ногах

Упражнение на восстановление дыхания

Молодцы ребята и ваши родители! Мы закончили разминку и нас ждет город Знаний.

(По команде учителя все садятся на лавочки)

Дистанция 2-3 шага

Держать ритм, выполнять под счет.

Спина прямая, темп медленный.

Движения плавные.

Руки параллельно полу, пятки от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, не сутулиться.

Движения пружинистые, ноги не сгибать.

Спина прямая, руки прямо, при приседании колени слегка развести.

Прыжки мелкие, частые.

Вдох через нос, выдох через рот

II . Основная часть урока.

Ребята! В Стране Хорошей Осанки в городе Знаний с нами хочет встретиться самый добрый доктор. Как вы думаете, кто это? Конечно же, Доктор Айболит.

(Появляется Доктор Айболит)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Хочу немного рассказать вам об осанке, и чтоб понятнее было о чем, я говорю, я буду использовать макет скелета человека. После детского сада ваш режим дня изменился и вы стали меньше двигаться и все чаще находиться в сидячем положении – за партой в школе, за столом дома, когда делаете уроки, за компьютером и т.д. Это все плохо сказывается на вашей осанке. Правильная ли у вас осанка можно определить и визуально (на примере ученика): плечи развернуты, голова держится прямо, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран, все изгибы позвоночника сохранены шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Давайте посмотрим их на макете скелета человека (показывает и называет изгибы).

Уважаемые родители! Если эти изгибы начинают искривляться влево, вправо – это сколиоз, если вперед, назад – лордоз .

Сколиоз можно определить по уровню плеч (если какое – то плечо именно в эту сторону) или надавливая на позвоночник провести пальцем сверху вниз по спине. А вот на наличие лордоза у вашего ребенка мы проведем тест (все встают со скамеек берут в руки линейку и шнурок с отягощением, которые учитель заранее разложил за лавочкой). Возьмите шнурок с грузом (на примере ученика) опустите его от затылка так, чтобы шнурок соприкасался с межлопаточной впадиной и меж ягодичной складкой. К вертикальному отвесу горизонтально приставьте линейку сначала в области 7 шейного позвонка, потом в углубление поясницы. Сделайте замеры, запомните цифры:

Шейный лордоз:

хорошо 2,57-2,62 см

удовлетворительно 2,5-2,56 или 2,63-2,64 см

неудовлетворительно 2,52 или 2,65 см

Поясничный лордоз:

хорошо 3,20-3,26 см

удовлетворительно 3-18-3 см или 3,27-3,28

3,17 или 3,29 неудовлетворительно

В роли Доктора Айболита может выступать старшеклассник, родитель, сам учитель. Если это не получится, то пригласить для беседы школьного врача или медсестру.

Выступление доктора должно длиться не более 2-3 минут

Родители могут параллельно обследовать своего ребенка.

Родители проводят оценку осанки своего ребенка.

Данные подходят только под возраст 6-8 лет

Еще один тест – тест на сутулость .

Возьмите сантиметровую ленту, нащупайте у детей выступающие косточки над плечевыми суставами спереди и измерьте расстояние между ними. Это ширина плеч. Теперь измерим расстояние между этими точками со стороны спины, лента должна проходить по верхнему краю лопаток. Это плечевая дуга. Сделайте расчет на калькуляторе (сантиметровую ленту и калькулятор учитель тоже заранее положил за скамейку)

ширина плеч (см)

плечевая дуга (см) Х 100%

Если показатель равен 90% и меньше, то есть сутулость, если 100% - 110% - норма,

если 120 – срочно обращайтесь к врачу

Ребята! Не секрет, что если есть искривление позвоночника, то страдают внутренние органы. Мало того, что они сдавливаются, они еще и плохо снабжаются кислородом и питательными веществами. Посмотрите на макет позвонков. Вы видите, что между ними проходят сосуды и нервы, и если позвонок сдвигается или искривляется, то он их пережимает, и орган к которому направлены эти сосуды в скором времени начинает болеть. Видите, ребята, как важно, беречь свой позвоночник, как все у нас в организме взаимосвязано. А сейчас я прощаюсь с вами. Желаю здоровья вам и вашим близким.

Ребята! Поаплодируем Доктору Айболиту и скажем спасибо! Покидаем город Знаний и посетим столицу Страны Хорошей Осанки – Грацию.

Калькулятор не обязательно приносить каждому, поскольку расчет проводится очень быстро.

Макет из жестяных баночек, между ними проходят шнурки красного и белого цвета. Баночка – позвонок, красный шнурок – сосуд, белый – нерв. Макет конструируется учителем.

(По команде учителя класс перестраивается в 4 шеренги. Родители берут гимнастические коврики для себя и ребенка).

Дорогие ребята! Я и ваши родители очень хотим, чтобы вы выглядели красиво, двигались легко. Для этого очень нужно, чтобы позвоночник был прямой. Но позвоночник не может держаться сам по себе. Его держат мышцы спины, живота. Поэтому для хорошей осанки мало быть гибким, нужны еще сильные мышцы спины и живота. Сейчас мы разучим упражнения, которые вы будете делать дома вместе с родителями. Они очень легкие и подходят для вашего возраста.

    Упражнения для формирования правильной осанки.

И.п. – о.с.

1 – подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед

2-3 держать

И.п. – ст. руки за голову

1-3 руки вверх ладонями наружу, вдох

4 – и.п. выдох

И.п. – о.с.

1 – руки к плечам

2 – руки вверх

3 – руки к плечам

И.п. – о.с.

1 – руки вверх, левую ногу назад

3 – тоже правой ногой

И.п. – ст. руки на пояс

1 – прогнуться, локти назад

2-3 – держать

И.п. – ст. ноги врозь

1-2 – наклон вперед, руки за голову

И.п. – ст. ноги врозь

1-3 – пружинистые наклоны вперед

И.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

1,3 – прыжком ноги вместе, хлопок над головой

И.п. лежа на спине, руки на пояс

1-2 – поднять ноги

И.п. то же

«велосипед»

И.п. лежа на животе, руки перед грудью

имитация плавания «брасом»

И.п. лежа на животе руки в стороны

1-3 прогнуться, поднять руки и ноги

Ходьба на листе, высоко поднимая колени

И.п. – о.с.

1 – руки вверх, вдох, потянуться

2,3,4 – «уронить» руки, слегка наклониться вперед – выдох

Ребята! Упражнения, которые мы делали можно использовать для утренней гимнастики. Чтобы быть частым гостем в Стране Хорошей Осанки зарядку нужно делать каждый день.

Следующие упражнения будем выполнять с родителями. Это упражнения на растягивание.

Интервал, дистанция 2 шага.

Темп медленный, спина прямая.

Темп медленный, лопатки сведены

Темп медленный, держать осанку, можно положить учебник на голову

Темп средний, прогнуться

Темп средний, лопатки свести

Темп средний, стараться прогнуться

Темп средний, колени не сгибать, стараться коснуться пола

Темп быстрый, руки прямые

Ноги прямые, темп средний

Темп быстрый, ногами пола не касаться

Темп средний, прогнуться

Темп средний, похвалить лучший прогиб у ученика и родителя. Продемонстрировать.

Темп средний, переходящий в медленный, держать осанку

Темп медленный

В процессе всех упражнения учитель поясняет, какие мышцы работают. Можно использовать музыкальное сопровождение (лучше аккордеон) или речитатив. Например: «Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить, где зубилом, где ключом: был он ласковым врачом».

Если учитель почувствовал эмоциональный спад на уроке, то перед упражнениями на растягивание можно провести подвижную игру на формирование правильной осанки. Если урок длиться 30 мин., то упражнения на растяжку не выполнять, сразу перейти к заключительной части урока.

    Упражнения на растягивание.

Ребенок лежит на животе, родитель сидит на коленях «в голове» ребенка. Родитель, отклоняясь назад, легко тянет руку лежащего на себя, не сгибая своих. Растягиваются мышцы предплечья и идет воздействие на суставы рук. При достижении натяжения можно провести скручивание руки ребенка.

И.п. – то же. Те же действия, но с ногами. Растягиваются мышцы ног, идет воздействие на коленный, тазобедренный суставы.

И.п. ребенок лежит на спине. Те же действия с руками.

И.п. то же. Тот же порядок действий с ногами.

Ребенок лежит на левом боку, руки вытянуты вперед, прямая правая нога вытянута вперед. Опускать, слегка надавливая правое плечо на пол, таз придерживать. Происходит «скручивание».

То же на правом боку.

Задействован позвоночник, мышцы живота, спины.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Наклоны вперед, к левой и правой ноге. Родитель слегка надавливает на спину двумя руками в области лопаток.

То же, из седа ноги вместе задействован позвоночник, растягиваются мышцы спины, задняя поверхность ног.

Упражнение для релаксации – лежа на спине руки в стороны, ноги врозь, тело расслабить, дышать свободно.

Ребята! Медленно встаем! Покидаем город Грацию. Для этого собираемся «паровозиком» и «едем» к родителям.

Все выполнять в медленном темпе, включить музыку.

Тело ребенка расслаблено, прямое, сохранять это положение до конца упражнения.

Сначала тянут одну руку, потом другую, потом обе.

Объяснить способы хвата.

Выполнять медленно, осторожно. Ноги от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, у кого хорошо получается натянуть носки на себя.

Родители сели на скамейки.

Выключить музыку.

Учитель обходит зал, контролирует степень натяжения, указывает на ошибки или поощряет участников урока.

III . Заключительная часть урока.

Ребята и родители! Осанку можно формировать не только упражнениями, но и в игре. И последней станцией в стране Хорошей Осанки будет Город Игр.

    Игра «Сторож и воробьи»

Выбирают водящего – «сторожа», дети – «воробьи». Из скакалок выкладывают круг диаметром 3-4 м.

В круг помещают кубики – «зерна» в 2 раза больше, чем количество участников игры. Водящий встает в круг и говорит: «Воробьи – воробышки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После слов дети на двух ногах впрыгивают в круг, берут кубик (каждый только по одному) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий старается запятнать игроков. Кого запятнали, кладет «зерна» в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше всех набрал «зерен», кого запятнали, выполняют упражнения на осанку.

Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Безусловно, оно было полезным, и я надеюсь интересным для Вас. А вот насколько результативным, мы сейчас проверим!

(Родители и ученики подходят к своим пластилиновым меткам на стене и тем же способом, что в начале урока, крепят второй кусочек пластилина)

    Подведение итогов.

Подводя итог урока, учитель объявляет результат теста с пластилином (вы стали гибче, подросли) задает несколько вопросов детям по уроку, говорит, что на осанку влияет еще и состояние стопы и это тема для будущего урока.

Раздает памятки родителям (приложение), объявляет оценки за урок.

Благодарит за участие в уроке ребят и родителей.

Водящего выбрать из числа родителей, круг можно начертить мелом.

Вместо кубиков использовать кегли, камушки и т.д. Игру повторять 2-3 раза. Водящего можно менять.

Родители выполняют упражнение, потом страхуют детей. Учитель отмечает, у кого метка расположилась ниже первой.

Можно в начале и в конце урока измерить рост ребенка. Сравнить результат. Если рост увеличился, то сделать вывод, что ФК способствует росту организма. Если рост уменьшился, то ребенок получил слишком большую нагрузку.

Использованная литература:

Журнал «ФК в школе» № 1, 1996 г., стр. 55

Журнал «ФК в школе» № 2, 1998 г., стр. 74

Журнал «энциклопедия здоровья» № 5, 2006 г., стр. 21

Книга «путь к здоровью» П.П. Морев, стр. 108

Брошюра «ФК и спорт» № 1, 1990 г., стр. 170

Брошюра «Позвоночник гибок – тело молодо» Ю.А. Пеганов, А.А. Берзина, стр. 17

Брошюра «Волшебная сила растяжки» Е.И. Зуев, стр. 37

Методическое пособие «Урок», Казань 2000, Салахова Ф.Н., Гумерова М.Ш.

Методическое пособие «Анализ урока как форма методической работы» Мочалова Н.М., Казань, 2004

Методическое пособие «Типовые ошибки организации урока» Мочалова Н.М., Уфа, 2002

Книга «Урок физики в современной школе» Э.М. Браверманн, Москва, 1993 г.

Пособие «Анализ современного урока» Г.Ч. Тахтамышева, Казань, 2003

Пособие «Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью» В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский

Сборник «Создание здоровьесберегающих технологий в современной школе» РМК Кировского ОО, Казань, 2004

Ресурсы интернета

Приложение к уроку по физической культуре в 1 классе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что влияет на состояние нашего позвоночника? Как сохранить стройную осанку у детей? Причины болезней позвоночника могут быть разными. Врачи говорят, что это могут быть и психологические предпосылки, которые возникают еще в раннем детстве. Известно, что частые запреты, исходящие от родителей, тормозят развитие ребенка. Ребенок растерян и зажат: многочисленные «нельзя» как будто сковывают его, он перестает быть живым, шаловливым и непосредственным. Это в свою очередь отражается и на положении позвоночника ребенка, и на его движениях: он тоже становится скованным и зажатым. Поэтому, родители, когда что – то запрещаете ребенку, понаблюдайте за ним. Если ребенок сник, притих, значит - вы для запрета использовали слишком сильное давление, поэтому срочно переключайте его внимание (например, на игру). Немаловажное влияние на формирование осанки оказывает дыхание. Если ребенок привыкает к неглубокому поверхностному дыханию, то мышцы грудной клетки будут слабо развиты, что приведет к сутулости.

Для спины полезно все, что укрепляет ее мышцы (плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах и т.д.). Любые движения, даже легкая зарядка под руководством взрослого, поддержат тонус мышц спины ребенка, создадут и укрепят «мышечный корсет», что в конечном итоге сформирует правильную осанку.

Правильная осанка способствует правильной работе внутренних органов. Нарушение осанки может привести к нарушению кровоснабжения мозга и как следствие к быстрой утомляемости и ослабление внимание. А с этим трудно ребенку учиться. На позвоночник ложится очень большая нагрузка, поэтому его необходимо беречь. Если спина ребенка устала, ему нужно сделать разминку, лечь на плоскую поверхность, или сделайте ему массаж.

При укреплении осанки ребенка необходимо соблюдать чувство меры. Важно помнить, что ваш малыш быстро устает и поэтому занятия физической культуры не должны быть слишком продолжительными. Так же необходимо помнить, что позвоночник вашего ребенка состоит преимущественно из хрящевой ткани, поэтому он более хрупкий и эластичный, чем у взрослый. Нужно беречь его от ушибов и повреждений. Приводим вам для примера комплекс упражнений и подвижную игру для формирования правильной осанки у детей 6-8 лет.

Комплекс упражнений «Жучок»

Речитатив: «Божья коровка, черная головка, шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травинку ловко забралась коровка, крыльями взмахнула, раз и упорхнула».

1 упражнение:

и.п. – ст. руки за голову

1 – подняться на носки

2 – руки вверх

3 – руки за голову

темп медленный, 4 раза

2 упражнение:

и.п. – о.с.

1 – прогнуться, руки на пояс, локти назад

2-3 – держать

темп средний, 4 раза

3 упражнение:

и.п. – ст. ноги врозь

1-3 – пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола

4 – 6 раз, темп средний

4 упражнение:

и.п. – лежа на животе, руки за голову

1 – прогнуться, поднять руки и ноги

2-3 – держать

4-6 раз темп средний

5 упражнение:

и.п. – о.с.

1 – руки вверх, вдох

2 – и.п. выдох

4 раза темп медленный

Методические указания: речитатив произносит один из родителей. Упражнение 2 и 4 выполнять с мышечным напряжением, в 3 упражнении колени не сгибать, в упражнении 5 детей учат правильному расслаблению и глубокому дыханию.

ИГРА «РАК И МУХИ»

Участник игры - «мухи» выбирают водящего - «рака». На месте игры чертят две параллельные линии, расстояние между ними 80-100 см. Это «река», где живет «рак». Водящий становится посередине «реки». «Мухи» располагаются на одном из «берегов». По команде взрослого, дети произносят «Под камнями рак живет. Рыбий хвостик он ждет. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух». Затем с разбега перепрыгивают «реку». Тот, кто угодит в «реку», считается пойманным. Водящий уводит его в свою «нору» и игра продолжается. После 3-4 перебежек игру останавливают, пойманные выполняют одно из упражнений на осанку и их отпускают. Выигрывает тот, кто ни разу не угодил в «реку» и во время игры сохранил правильную осанку.

Методические указания: Игру можно проводить с группой детей или с одним ребенком. Родители показывают детям положение правильной осанки. Игру повторяют 2-3 раза. Произнесение речитатива дает возможность детям отдохнуть. При выполнении упражнений на осанку использовать счет.

Упражнения на осанку:

    И.п. – о.с.

1-2 – приседание, руки за голову, локти назад

4 раза, темп медленный, спину держать прямо, вперед не наклоняться

    И.п. – о.с.

1 – поднять левую ногу, согнутую в колене, руки на пояс

2-3 – держать

то же правой ногой

4 раза темп медленный, сохранять устойчивое положение.