Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Доклад на тему

Интерактивные методы обучения

как средство повышения качества знаний

учащихся по русскому языку

Исламгарейовна,

учитель русского языка

и литературы

Шентала, 2016

Все обучают каждого и каждый обучает всех

В.С. Дьяченко

Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

    10% прочитанного,

    20% услышанного,

    30% увиденного,

    90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

    Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

    Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

    Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции , необходимые для успешной деятельности:

    Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

    Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

К интерактивным методам обучения относятся:

    интерактивная лекция,

    использование и анализ видео-, аудио- материалов;

    практическая задача, кейс-метод;

    разбор ситуаций из практики участника;

    ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

    работа в малых группах;

    групповая дискуссия;

    соревнование.

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному ученику :

    Осознание включенности в общую работу;

    Развитие личностной рефлексии;

    Становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности.

Учебной микрогруппе :

    Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

    Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

    Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

    Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу :

    Формирование класса как групповой общности;

    Повышение познавательной активности класса;

    Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс - учитель»:

    Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    Многомерное освоение учебного материала;

    Формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, для меня интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление. По данной методике я работаю третий год.

Я применяю следующие принципы и правила работы на интерактивном занятии:

Урок – не лекция, а общая работа.

Суммарный опыт группы больше опыта учителя.

Все участники равны независимо от возраста и опыта.

Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Правило первое . В работу вовлекаю всех учеников.

Правило второе . Я забочусь о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи применяю разминки, постоянное поощряю учеников за активное участие в работе, предоставляю возможности для самореализации каждого ученика.

Правило третье . В работе принимают участие не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое . Я отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы ставлю “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему урок и имел возможность общаться в малой группе.

Правило пятое. Отношусь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом договариваемся с ребятами в самом начале и стараемся не нарушать его. Договариваемся о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое . Отношусь со вниманием к делению учеников на группы.

Как я использую данную методику в своей работе? Для мотивации учащихся к уроку занятие я начинаю со стихотворения или вопроса, ответ на который дети дадут в конце урока. Например, урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Предложение» я начинаю со стихотворения, содержащего вопрос «Что красивей всего?»

Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Иногда это «взбодрячок» или «энерджайзер» «Фруктовый салат», «Смешанный лес», который я провожу для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы. Затем продолжаю формирование микроклимата занятия объединением учащихся в группы . Существуют различные способы деления учащихся на группы. Я практикую следующие способы:

    отсчитывание: яблоко, груша, слива, банан…,

    угощение конфетами,

    деление по цвету, форме листа,

    методику 6Х6Х6. Эта методика вовлекает в работу всех членов группы, и при этом каждый как исполняет роль учащегося, так и учит других.

Организовывается учебное взаимодействие в микрогруппах, работа в парах, в тройках, в четверках и т.д.

Состав групп подбирается неоднородный, отличающийся с точки зрения уровня учащихся, пола и т.п. Классные лидеры не всегда бывают лидерами в группе. Школьники в группы распределяются мной. Для небольших заданий оптимальная группа состоит из 4-5 человек. Большие группы организуются для больших заданий. В то время, когда ученики работают в группах, я помогаю им, контролирую работающие группы, но не руковожу ими.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. На данном этапе мы отправляемся в путешествие на автобусах или по реке Глагол в мир природы, выполняя задания по группам. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Рефлексия прошедшего занятия – следующий этап интерактивного занятия. Я стараюсь подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например,

Что тебе понравилось сегодня на уроке?

Что нового ты сегодня узнал на уроке?...

На данном этапе я использую методику «Ковер идей» (урок русского языка в 5 классе «Берегите природу!»). «Ковер идей» используется на уроке для решения проблемы: что конкретно каждый из них может сделать для того, чтобы помочь природе. «Идеи» приклеиваются на «ковер идей». Затем ребятам предлагаю приклеить зеленую наклейку на ту идею, которую он может быть сделает, а красную наклейку на ту идею, что он сделает обязательно . В конце урока мы обязательно подводим итоги, рассаживаясь по кругу и передавая друг другу «микрофон».

На уроках применяю следующее пространственное расположение группы:

«Вопросы по кругу»

«Большой круг» (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Прием “большого круга” оптимально применяю в тех случаях, когда нужно возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Работа в группах» парты ёлочкой

«Работа в группах»

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается лишь общая работа группы. Иногда я обращаюсь за консультацией к самим ученикам.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к учебному предмету, повышают компетентности, уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию и развитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Итак, я считаю, что применяя интерактивные методы обучения на уроках:

1) Повысилась эффективность уроков русского языка. 2) У учащихся формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения. 3) Формируются и развиваются аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них). 4) Формируются и развиваются навыки планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Итоговые испытания


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса

1.Учащиеся должны знать
2.Учащиеся должны

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически.
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы. Правильно писать слова с изученными орфограммами

Перечень изученных в 5 классе орфограмм :

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
  2. Непроверяемые гласные и согласные.
  3. Проверяемые согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова.
  5. Буквы и, у, а после шипящих.
  6. Разделительные ь и ъ.
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
  8. Употреьеление ь на конце существительных после шипящих.
  9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
  10. Гласные и согласные в приставках.
  11. Буквы з и с на конце приставок.
  12. Буквы о –а в корне –лаг- - -лож-
  13. Буквы о –а в корне в корне –раст - -рос-
  14. Буквы ё – о после шипящих в корне слова
  15. буквы и – ы после ц.
  16. Большая буква и кавычки в именах собственных.
  17. Буквы е и и в окончаниях имен существительных.
  18. О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
  21. Не с глаголами.
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2 лице.ед.ч.
  23. Тя и –ться в глаголах.
  24. Буквы е и и в корнях с чередованием.
  25. Буквы е и и в окончаниях глаголов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить словообразовательный разбор слов, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи
  • Составлять простые и сложные предложения
  • Разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться словарями
  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными предложениями, обосновывать выбор знаков препинания.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план текста.

Перечень изученных в 6 классе орфограмм :

1.Буквы о и а в корне –кос - -кас-

2.Буквы о и а в корне –гор- - -гар-

3.Буквы ы и и после приставок.

4.Гласные в приставках пре-и при-

5.Соеднительные о и е в сложных словах.

6.Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя

7.Не с существительными.

8.Буквы щ и ч в суффиксе –чик и –щик

9.Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик

10.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

11.Не с прилагательными.

12.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

13.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

14.Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.

15.Дефис в сложных прилагательных.

16.Мягкий знак в середине числительных.

17.Буква и в окончаниях количественных числительных.

18.Не в неопределенных местоимениях.

19.Дефис в неопределенных местоимениях.

20.Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

21.Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях.

22.Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

23.Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)

Перечень пунктуационных правил:

1.Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

2.Запятая при однородных членах.

3.Запятая и восклицательный знак при обращении.

4.Запятая в сложных предложениях.

5.Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами. Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы литературного языка.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; писать сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).

Перечень изученных в 7 классе орфограмм :

  1. Правописание суфф. -то,-либо, -нибудь и прист. кое-
  2. Гласные в суффиксах причастий
  3. Н и НН в суффиксах причастий
  4. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  5. НЕ с глаголами и деепричастиями
  6. Слитное и раздельное написание наречий
  7. Дефисное написание наречий
  8. Гласные на конце наречий
  9. Ь после шипящих в наречиях
  10. Правописание производных предлогов
  11. Правописание союзов

Перечень пунктуационных правил.

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Запятая при однородных членах.
  3. Запятая и восклицательный знак при обращении.
  4. Запятая в сложных предложениях.
  5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика лиц;описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Перечень пунктуационных правил.

  1. Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.
  2. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
  3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
  4. Знаки препинания при обращении.
  5. Знаки препинания при вводных конструкциях.
  6. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм .

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1. В переносе слов;

2. На правила, которые не включены в школьную программу;

3. На еще не изученные правила;

4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1. В исключениях из правил;

2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5. В написании ы и и после приставок;

6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7. В собственных именах нерусского происхождения;

8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2 » ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

На протяжении ряда лет в школе проводится традиционный общественный смотр знаний по русскому языку в выпускных начальных классах. Общественный смотр знаний проходит в мае, формы проведения нетрадиционная – “Прогулка на солнечную поляну к костру Знаний”.

Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.

Класс украшен цветами. Доска оформлена аппликацией в виде солнечной цветущей поляны: от солнца отходят лучи, на обратной стороне которых написаны теоретические вопросы (по одному на каждом), по нижней части доски размещены цветы: красные (соответствующие оценке “5”), синие (оценке “4”), желтые (оценке “3”), фиолетовые (оценке “2”).

На каждом столе для каждого ученика лежит комплект перфокарт:

1. Словарные слова (15 слов с пропущенными орфограммами);
2. Задания по различным видам разборов:
а) фонетическому;
б) морфемному;
в) морфологическому;
г) синтаксическому.
3. Перфокарты к этим разборам
4. Перфокарта для проверки орфографических навыков.

Все задания представлены в 4-х варианта. У учителя заготовлен “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:

1. Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить указанные выше 4 вида разборов.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.

Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю 4 класса помогают учителя-коллеги, учителя русского языка среднего звена.

На смотр приглашаются родители, администрация школы.

Описание проведения общественного смотра знаний по русскому языку.

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку за курс начальной школы (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.

Форма проведения: нетрадиционная – урок смотр-знаний.

Оборудование: красочно оформленная доска – “Солнечная поляна”, комплект перфокарт и заданий на каждого ученика, листы-опросники с 20-ю теоретическими вопросами, “Экран общественного смотра знаний”, костер Знаний.

I. Мотивационный этап урока.

Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: директор школы, учителя, родители. Четыре года вы поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку. Сегодня ясное солнечное утро. Посмотрите на доску. Какая чудесная поляна раскинулась перед вами! Чтобы попасть на неё надо выполнить первое задание.

II. Проведение смотра.

Первый этап. Возьмите перфокарту “Словарные слова”, вставьте пропущенные буквы.

Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в первую колонку “Экрана смотра знаний”.

Второй этап. Вот мы и на чудесной солнечной поляне. Ласковое солнышко протянуло к вам свои теплые лучи. Готовы ваши ладошки принять их? Эти лучи не простые. Солнышко хочет проверить ваши знания по русскому языку.

Дети по очереди выходят к доске снимают по одному лучику, садятся, готовятся к устному ответу. Затем отвечают членам комиссии на свой вопрос и, получив оценку за устный ответ, срывают с поляны 1 цветок (за 5 – красный, за 4 – синий, за 3 – желтый, фиолетовых цветов практически не бывает).

Третий этап. Возьмите перфокарту “Вставь пропущенные буквы”, прочитайте текст, вставьте нужную букву. Не забудьте проверить себя после выполнения задания. Сдайте работы на проверку.

Работы проверяются членами комиссии и выставляются в “Экран смотра знаний” после графы с оценками за теоретический ответ.

Четвертый этап. Следующим этапом проверки ваших знаний будет задание по выполнению грамматических разборов. Возьмите свои перфокарты и задания и приступайте к работе. Все учащиеся работают самостоятельно по своему варианту, затем сдают выполненные перфокарты на проверку.

Выполнение работ в перфокартах ускоряет проверку, результаты оценок за четыре вида разбора также фиксируются в экране. Выставляется итоговая оценка за смотр знаний.

Пятый этап. Подведение итогов смотра знаний.

Ребята, пока члены комиссии подводят итоги вашего смотра знаний, давайте составим букет из ваших сорванных с поляны цветов (на доску прикрепляется аппликация вазы, рисуются зеленым мелом стебли, а учащиеся составляют букет).

Какой красивый букет! Какой цвет преобладает? Конечно, красный, есть и синие цветы, а желтых – мало (или совсем нет, как и фиолетовых)

О чем это говорит? О том, что вы хорошо владеете теоретическим материалом, знаете правила правописания и с хорошими знаниями переходите в 5-й класс.

Слово представляется председателю нашей комиссии, который объявляет итоговые оценки за смотр знаний.

Наша прогулка по солнечной поляне подходит к концу. Вот и наш веселый костер (на доске появляется аппликация – костер Знаний). Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания, успехов вам в 5-ом классе!

А кому же мы подарим этот букет? Конечно, вашей учительнице! Она четыре года изо дня в день старалась научить вас выразительно читать, быстро решать задачи, быть грамотными.

А теперь давайте закончим наш урок песней у нашего костра Знаний. Споем Гимн нашей школы (на мотив песни “Надежда”).

Школа на поселке Скобяном,
Как мы любим все тебя, родная!
Дружно этот Гимн тебе поем,
Становись все краше, процветая.
Храм науки, дом добра для всех!
Ты растишь нас смелых и пытливых,
Знания ты даешь нам и успех,
Маленькая ты страна счастливых!

Шестнадцать! Ты компас земной,
Дружбу школьную ценим и верность,
А песни, довольно одной,
Чтоб только о школе в ней пелось!
Урок окончен! Спасибо всем!