Чёрный список министра культуры ссср екатерины фурцевой (6 фото). Уход министра культуры Е

5 мая 1960 года известный государственный и партийный деятель Екатерина Алексеевна Фурцева стала министром культуры СССР. На этой должности она непрерывно трудилась в течение 14 лет.

Комсомолка и спортсменка

Екатерина Алексеевна выросла в городе Вышнем Волочке, происходила из простой рабочей семьи. Отец Алексей Гаврилович погиб на полях сражений Первой мировой, мать Матрёна Николаевна трудилась ткачихой на фабрике. Маленькая Катя появилась на свет 7 декабря 1910 года.

Умная и активная девушка с 14 лет состояла в комсомольской организации. После окончания семилетней школы в 1928 году Катя пошла работать. В течение двух лет работала на текстильной фабрике родного города вместе с матерью. В 1930 году стала членом ВКП(б), до 1933 года занималась комсомольской работой в Курской области и Феодосии. Уже тогда Фурцева проявила себя отличным организатором, способным проявлять твёрдость и жёсткость, если это было необходимо. Работая в Крыму, она часто посещала базу планеристов в Коктебеле, помимо планерного спорта увлекалась плаванием. Здесь она познакомилась с будущим великим конструктором .

Источник: https://24smi.org

В 1933-1938 годах Екатерина обучалась в Московском институте тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, была секретарем институтского комитета комсомола, а затем и секретарем парткома. С 1935 года девушка была членом ЦК ВЛКСМ. Тогда же она вышла замуж за лётчика Петра Биткова, у пары родилась дочь Светлана. Второй брак Фурцевой состоялся в 1956 году, она стала женой дипломата Николая Фирюбина.

На московской партийной вершине

Партийная карьера будущего министра поначалу была по-настоящему блестящей. Начало Екатерина Алексеевна встретила в Москве, участвовала в организации обороны города. В два первых военных года она стояла во главе Куйбышевского горкома партии, с 1942 года и вплоть до 1950 года была вторым, а затем первым секретарем Фрунзенского райкома партии в Москве. В 1950 году перешла в Московский горком КПСС, которым тогда руководил , симпатизировавший Фурцевой. Здесь она работала сначала вторым секретарём, курируя вопросы культуры, науки и идеологии, а затем в 1954-1957 годах - и первым секретарём, получив это назначение от нового первого секретаря ЦК партии Хрущёва.

Для 43-летней Екатерины Алексеевны это была очень высокая должность, которую в СССР никогда ни до, ни после Фурцевой не занимала женщина. В июне 1957 года при попытке некоторых членов Президиума сместить Хрущёва верная соратница была среди тех, кто активно поддержал Никиту Сергеевича. В награду 29 июня 1957 года она вошла в высшее руководство страны - Президиум ЦК КПСС, где кроме неё опять-таки не было ни одной представительницы прекрасного пола.


Источник: https://24smi.org

Во главе столичного горкома, а в 1956-1960 годах и в должности секретаря ЦК Екатерина Алексеевна вела активную работу. При ней были возведены новые здания театров, среди которых Театр им. Моссовета и Театр оперетты, новые кинотеатры и медицинские центры, были сооружены спорткомплекс «Лужники», «Детский мир», книжный магазин «Москва», проводилась реконструкция ВДНХ, широко велось строительство новых жилых площадей. Екатерина Алексеевна была куратором Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. При ней в столице стал проходить ряд международных конкурсов, среди них конкурс имени П.И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, в 1955 году прошла выставка Дрезденской галереи.

При всей своей загруженности Фурцева не оставляла активных занятий спортом, следила за модой и всегда старалась выглядеть эффектно. Нужно отметить, что она была отличным оратором: тщательно готовившая свои выступления, Екатерина Алексеевна всегда держалась перед публикой уверенно и свободно, заражая своей живостью, эмоциональностью и артистичностью.

На культурном фронте

Хрущёв со временем подзабыл большие заслуги Фурцевой в сохранении за ним власти в стране. Когда 5 мая 1960 года Екатерина Алексеевна возглавила министерство культуры, она ещё оставалась членом высшего руководства, но уже в октябре 1961 года Хрущёв вывел её из Президиума ЦК, а сменивший его в 1964 году был категорически против присутствия женщин в своём Политбюро, но с поста министра, как многих хрущёвских выдвиженцев, увольнять не стал. В итоге Фурцева прослужила на должности главы культурного ведомства более 14 лет. Мнения об этом этапе её деятельности были различны. Кто-то из обиженных работников культуры обвинял ее в непонимании искусства, а те, кому она помогала, называли её Екатериной Третьей, считая, что в качестве министра культуры она сделала очень много важного.


Екатерина Фурцева на художественной выставке. Источник:https://www.tvc.ru

Да, Фурцева не разрешала гастроли в СССР различных зарубежных музыкальных групп, не пропускала некоторые постановки в театрах. Но не стоит забывать, что зачастую она шла в обход цензуры, беря на себя всю ответственность в спорных случаях. И сделано при ней было гораздо больше, чем запрещено или разрушено.

Екатерина Алексеевна очень много сил отдавала организации культурного обмена между Советским Союзом и другими странами. При ней был впервые проведен Международный конкурс артистов балета (1969). Впервые же в СССР проводились недели европейского кино, выставки египетских древностей (1973), работ Святослава Рериха (1960) и Фернана Леже (1964), «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1974) в Пушкинском музее, выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее (1974), экспозиция музея «Метрополитен» из Нью-Йорка (1974). Было множество музыкальных событий: гастроли Ива Монтана и Симоны Сеньоре (1963), оркестров Бенни Гудмена (1962) и Дюка Эллингтона (1971), миланского оперного театра «Ла Скала» (1964). Также шел и обратный процесс: Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ им. М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии.

При Фурцевой в нашу страну были возвращены многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По её инициативе в воюющем с США Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.

Катя Фурцева могла бы остаться на Юге. Состариться под южным палящим солнцем. Найти себе суженого. Но что-то мешает сосредоточиться на личной жизни. Может быть, комсомольская работа. Может быть, спорт. Она хорошая пловчиха. Умеет избегать подводных течений, вредного влияния. Ее замечают, вызывают в горком комсомола и предлагают новую комсомольскую путевку. С благословенного Юга ее посылают на Север, в самое сердце революции, в столицу Октября-в Ленинград. На Высшие курсы гражданского Аэрофлота.

Первый раз Катя в большом городе, в европейской столице. Сколько людей! Сколько новых знакомых - все в защитных гимнастерках, все молодые, смелые, правильные. Конечно же, она влюбилась. Конечно же, в летчика. Его звали Петр Иванович Петков.

В то время "летчик" - слово почти мистическое. Летчики - не люди, а "сталинские соколы". Летчик неотразим, как Дон-Жуан. Быть замужем за летчиком - значило идти в ногу со временем. Жить почти по мифу. С летчиком можно было разделить все - даже любовь к товарищу Сталину.

Сохранилось несколько фотографий Екатерины Алексеевны с Петром Ивановичем. Глядя на фото, невольно думаешь, что ее суженый - человек, привыкший стоять в центре. Лидер по натуре. Вероятно, поэтому Екатерина Алексеевна кажется рядом серой мышкой.

Это было вообще ее замечательное свойство. Находясь рядом с мужчинами, с любым из них, она умела оттенять его достоинства, уходя сама в тень. И еще поражает печать покорности на ее лице. Измученность. Может быть, цена за непомерный энтузиазм?

Петр Иванович - стопроцентный мужик, человек практический. Ему не понять ее увлечение самолетами. В это время их направляют в Саратов (преподавать в авиационный техникум), затем - в Москву. Здесь Фурцева становится инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ. Через год ее направляют по комсомольской путевке в Московский институт тонкой химической технологии. Будущий инженер-технолог с головой погружается в комсомольскую работу. Видно, мещанский быт - не для нее.

Началась война, мужа мобилизовали. Она осталась одна, с матерью, которую к тому времени выписала в Москву. Лекции, лабораторные, карточки, пайки... В Москве рвутся фугасы, она вместе со всеми дежурит на крыше, гасит зажигательные бомбы - спасает столицу. И вдруг - затянувшаяся весточка после свидания с мужем: она беременна.

В мае 1942 года родилась Светлана. Только через четыре месяца после рождения дочери приехал на побывку муж. И... объявил, что уже давно живет с другой.

Лучшие дня

Разочарование следовало за разочарованием. Екатерина закончила институт и остановилась в нерешительности. Впервые в жизни не знала, куда броситься. Но бросаться никуда и не следовало. Надо было только ждать. Как политической активистке ей предложили поступить в аспирантуру, через полтора года избрали парторгом института. Она попала в странный, полный условностей мир "освобожденных" политработников. С наукой было покончено навсегда.

Теперь они жили втроем: ее мать, Светлана и она. Екатерина получила комнату в двухкомнатной квартире у метро "Красносельская". Как парторг. Из института, где ей становится явно тесно, ее направляют на работу во Фрунзенский райком партии.

Непосредственным начальником Фурцевой - первым секретарем райкома - был Петр Владимирович Богуславский. С ним у нее завязались особые отношения. Служебный роман - что-то вроде отдушины. Общение с Богуславским дало ей неоценимый опыт. Именно тогда для нее началось постижение законов мужской игры, в правилах которой - и мужское застолье, и соленое словцо, и сомнительные шутки. Она училась этого не замечать.

В 1949 году во время партийного концерта за кулисами Большого театра Николай Шверник устроил ей аудиенцию с Хозяином. Сталину она понравилась. Живого бога она видела в первый и последний раз, но для его острого глаза - это достаточно. В декабре 1949 года она выступает на расширенном пленуме горкома партии, где, жестко критикуя себя, рассказывает о райкомовских недоработках. Чисто по-женски. Немного по-мазохистски. Рядом с мужчинами становится в мудрую тень. Кажется, безо всякого умысла. И ее замечают. Встреча со Сталиным дала свой результат.

В начале 1950 года она переехала в здание на Старой площади, в кабинет второго секретаря Московского горкома партии. Через пару месяцев пал жертвой борьбы с космополитизмом ее верный друг Петр Владимирович Богуславский - его сняли со всех должностей и исключили из партии. Роман закончился сам собой.

С 1950 по 1954 год Фурцева близко сталкивается с Хрущевым. Ходили слухи об их романе. Сразу после смерти Сталина она стала первым секретарем горкома партии. Теперь под ее началом была вся Москва. На Хрущева она произвела сильное впечатление: и тем, что выступала на собраниях без бумажки, и тем, что не боялась признаться и покаяться в мнимых грехах, и тем, что "специалист". Это было ее любимое слово. Знакомясь с новыми людьми, первым делом она спрашивала: "Вы же специалист?!"

Фурцева до конца жизни сохранила почтительное отношение к профессорам и важным старичкам доцентам, которых навидалась еще в аспирантуре. "Специалист" знает больше, чем она, это убеждение было в ней очень сильно. И в своей команде она - бывшая ткачиха - хотела видеть именно таких людей.

"Ткачиха, из крестьян". Благодаря этой строчке в биографии она вознеслась высоко. И слово "ткачиха" будет сопровождать ее всю жизнь. У кого-то будет вызывать уважение, у кого-то - пренебрежение.

Но теперь ткацкая фабрика - дело прошлое. Екатерина Алексеевна Фурцева - первый секретарь Московского горкома. Женщина, играющая в мужские игры. Ходы в этих играх были разные: и мат, и выпивка, и продолжительное расслабляющее застолье - и все прочие аксессуары мужского быта. И чтобы выжить и, более того, победить в этой игре, ей пришлось играть по "мужским" правилам, безо всяких скидок. Отсюда - и водка, и разнообразные варварские способы быстро привести себя в порядок. Отсюда и усталость на лице.

Проблемы единственной женщины в мужском лагере порой абсурдны. Например, бытовая вещь - туалет. Рядом с комнатой, где заседало Политбюро (тогда Президиум ЦК), был всего лишь один туалет - мужской. Во время долгого заседания мужики бегали туда, как пацаны, по очереди. Екатерине Алексеевне, если уж было невмочь, нужно было бежать далеко по коридорам, в другой отсек, где был женский туалет. А за то время, что человека не было в кабинете, всякое могло случиться.

Никому из членов и кандидатов в члены Политбюро и в голову не приходило, что у Екатерины Алексеевны могут быть подобные физиологические проблемы.

Хотя однажды именно отсутствие женского туалета сыграло в ее жизни фантастическую роль. Что-то вроде волшебной палочки для Золушки, в один миг превратившей рядового члена ЦК партии в могущественного члена Президиума ЦК.

Дело происходило уже после смерти Сталина. Фурцева тогда занимала пост секретаря ЦК и по чину должна была присутствовать на узком келейном сборище членов Президиума ЦК. "Матерые" Маленков, Каганович и Молотов собрались, чтобы свалить другого "матерого" - Никиту.

Фурцева, Хрущев, Маленков, Каганович, Молотов, остальные члены Президиума ЦК заседали в душной комнате рядом с бывшим сталинским кабинетом. Екатерина Алексеевна сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. И тут произошло необъяснимое. Она решила воспротивиться явной несправедливости. Как же так, человека, который расшевелил сталинский муравейник - и вдруг затоптать в грязь? Возможно, она и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость "страшных мужиков". Но как и чем она могла помочь? И тогда она "захотела выйти". Это был ход из женской игры. Она просто рассчитала, что как представитель "слабого" пола имеет право хоть раз выйти во время заседания, какое бы архиважное оно ни было, "отправить естественные надобности". И мужики, ее потенциальные противники, клюнули. Так как рядом был только мужской туалет, а в женский надо было бежать долго, у нее появлялся формальный повод отсутствовать долго, не вызывая подозрений ни у Маленкова, ни у Кагановича. Ее отпустили. Прямо как в школьной игре - "можно выйти?".

А она вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, от кого зависело не дать произойти новому перевороту.

Телефонный звонок такого рода можно было воспринять как провокацию. Любому, с кем она говорила, могло прийти в голову: рядом со звонящим стоит Маленков или Каганович и слушает, как могущественные генералы собираются его скинуть.

Но та, которую позже назовут Великой Екатериной, страстно, почти истерично умоляла всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту Сергеевича сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. За считанные минуты. Почти все из тех, кому она позвонила, сказали, что приедут и поддержат Никиту Сергеевича - просто тем, что их силовые ведомства не пойдут против него.

Тот же трюк проделал и Брежнев. Он помчался звонить министру обороны маршалу Жукову. А когда он вернулся, к нему подсели поочередно Молотов, Каганович и Первухин, все интересовались, куда это он мотался. На что Брежнев ответил, что у него внезапное расстройство и он просидел в уборной.

В Кремль приехали Жуков, Игнатов и еще ряд членов ЦК, поддерживающих Хрущева. Заседание Президиума еще не закончилось. Они вошли и объявили, что такие архиважные дела не могут решаться келейно, что надо все перерешить. Хрущев оказался вдруг поднят и усажен на трон.

Это было счастливое время для Фурцевой. И не только в общественной жизни. Еще работая секретарем в Московском горкоме партии, она познакомилась с Николаем Павловичем Фирюбиным, одним из своих подчиненных.

Николай Фирюбин был профессиональным дипломатом. Говорил на английском и французском языках: Его бывший коллега Николай Месяцев охарактеризовал его так: "Он умел и хотел нравиться женщинам".

Был он невысоким стройным шатеном с породистым, выразительным лицом. Мужчинам он не нравился в силу своей заносчивости. Тем, кто хорошо знал их обоих, было удивительно, как могли сойтись столь разные люди.

Она сама толком не отдала себе отчета в том, что "это" произошло. Ее тянуло к Фирюбину. Бороться с этим было невозможно.

Их тайные встречи породили множество домыслов. Все в ЦК партии, начиная от секретарш и заканчивая секретарями ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой к Фирюбину. Это была локальная сексуальная революция на уровне отдельно взятого министра-женщины.

Внешне она вела себя непозволительно. При каждом удобном случае летела к нему в Прагу, потом в Белград, куда его перевели послом. Все это было на глазах у всех, но она не собиралась скрываться. Ему это явно льстило. Они даже не заметили, как плавно их страсть переросла в игру под названием "Ромео и Джульетта".

Фирюбин искал повод разорвать прежний брак, грозился от всего отречься, но Е. А. его ни о чем не просила, ничего не требовала и, может быть, поэтому чем-то притягивала.

Через пять лет, когда он вернулся в Москву и стал заместителем министра иностранных дел, они расписались. И только тогда Е. А. поняла, как она ошиблась. Но менять что-либо было уже невозможно.

Хрущев не забыл, чем был ей обязан. Вскоре Екатерина Алексеевна была введена в Президиум ЦК и в одночасье превратилась из партийной Золушки в партийную Королеву.

Благодарность Хрущева, впрочем, была не вечна. То, что в первый раз сослужило хорошую службу, - телефон, во второй раз сыграло против, самой Екатерины Алексеевны.

Шел 1960 год, вторая половина правления Хрущева. Многие были им, недовольны. В том числе и Фурцева. Недовольство это спускали на парах. Просто перемывая косточки. Однажды в телефонном разговоре Фурцева "прошлась" по Никите Сергеевичу. На следующий день он прочитал стенограмму ее личной беседы с членом ЦК Аристовым. Его реакция была молниеносной. На ближайшем, внеочередном, пленуме Президиума Екатерина Алексеевна была снята с должности секретаря.

И подслушанный разговор был, конечно же, только поводом для Хрущева. Тот, кто видел вас слабым, не может долго быть вашим любимцем. А Фурцева оказалась как раз в этом положении.

Ее реакция была столь же чистосердечной и искренней, как и "подножка" Хрущева. В тот же день она приехала домой, велела никого не пускать, легла в ванну и вскрыла вены. Но умирать она не собиралась. Именно поэтому не отменила встречу с одной из своих подруг, которой была назначена роль ангела-спасителя.

И эта подруга свою роль сыграла. Было удивление тишиной за дверью, потом недоумение. Потом испуг. Потом - звонок в спецслужбы и приезд спецбригады, которая взломала дверь и обнаружила Екатерину Алексеевну, истекающую кровью.

Но Хрущев на этот "крик души" не отозвался. На следующий день на заседании расширенного состава ЦК партии, членом которого Фурцева оставалась, он, криво посмеиваясь, объяснил членам партии, что у Е. А. - банальный климакс и не стоит на это обращать внимание. Е. А. аккуратно эти слова передали. Она закусила губу и поняла: второй раз женские игры в компании, которая играет только в мужские, не проходят. И замкнулась в себе. Шел 1961 год.

Процедура отрешения от власти была отработана до мелочей. Никто не врывался в кабинет, демонстративно не отключал телефон. Отрешение от власти знаменовалось тишиной. С тобой вдруг переставали здороваться, а самое главное - замолкала вертушка. Ее просто отключали.

Через месяц пришло сообщение, что Фурцеву назначили министром культуры. И именно тогда по всей стране пошло гулять прозвище, прилипшее к ней надолго, - Екатерина Великая.

Своей командой она считала десятки тысяч работников сферы культуры Москвы и Подмосковья. И еще миллиона три-четыре рядовых "армии культоргов" по всему СССР: скромных библиотекарш, ученых музейщиков, наглых служащих театров и киностудий и т. д. Вся эта армия называла ее Великой Екатериной - кто знает, с сарказмом ли, с восхищением?

Но аналогии с русской царицей возникали не только у подданных ее "империи". Рабочий кабинет Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы, с лаконичной надписью: "Екатерине от Елизаветы". Ходила легенда, что, пообщавшись полчаса с Фурцевой, королева обратилась к ней с просьбой: "Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто товарищ Елизавета.

Датская королева Маргрете однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны стойко же, сколько Фурцева сделала для своей.

После изгнания из Президиума ЦК она стала пить. Пила много, но не безобразно. Напиваясь, жаловалась на судьбу, на мужиков, которые ее бросили, кляла их на чем свет стоит.

Все валилось из рук. В работе - череда триумфов и глупостей. По ее записке на имя Суслова был учрежден Театр на Таганке, и одновременно с ее легкой руки состоялось поношение в Манеже художников-абстракционистов. С ее благословения в "Современнике" пошла пьеса Шатрова "Большевики". Именно ей принадлежит инициатива строительства в Лужниках спортивного комплекса и нового здания хореографического училища.

Личная жизнь... С Фирюбиным все закончилось. Она не разводилась, но и не любила. Стала замкнутой. Оживлялась, пожалуй, только во время шумных застолий, за рюмочкой хорошего вина. В последние годы эта склонность была уже всем заметна. У ее дочери Светланы родилась Маришка, внучка Екатерины Алексеевны. Светлана и ее муж очень хотели иметь дачу. Фурцевой строить ее не хотелось, но под давлением дочери она обратилась в Большой театр - там можно было за копейки купить строительные материалы. Замдиректора Большого театра по строительству помог ей, а потом разразился скандал. Она получила выговор, едва не вылетела из партии.

Последние два года Фурцева была одна. В ее доме почти никто не бывал, у Фирюбина был роман на стороне, и она об этом знала...

В ночь с 24 на 25 октября 1974 года в квартире Светланы Фурцевой на Кутузовском проспекте раздался звонок. Звонил заместитель министра иностранных дел СССР Николай Павлович Фирюбин, муж ее матери. Он плакал. "Екатерины Алексеевны больше нет".

Источник информации: Антон Потоцкий, журнал "Культ Личностей", сентябрь/октябрь 1999.

За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

Ее называли «Екатериной Великой», «Хозяйкой», лучшим министром культуры Советского Союза. Екатерина Фурцева стала первой женщиной, которой удалось войти в руководящий состав страны. 14 лет на посту министра культуры превратили Фурцеву в легенду.

Хотя нашлись и те, кто называл Екатерину Алексеевну «кухаркой, управляющей государством». Разброс мнений от хвалебных од до полного отрицания доказывает, что Фурцева – масштабная историческая фигура.

Детство и юность

Родилась Фурцева зимой 1910 года в Тверской области, в деревушке под Вышним Волочком. Выросла в рабочей семье. Отца Екатерина не помнила: Алексей Фурцев погиб на фронтах Первой мировой войны. Мама, работница ткацкой фабрики, ставила дочь на ноги без посторонней помощи.


Екатерина Фурцева в молодости (средняя в нижнем ряду)

Девушка окончила школу-семилетку и в 15 устроилась работать на предприятие, где трудилась мама. Если бы не волевой характер и острый ум Кати, она бы повторила судьбу Матрены Николаевны, которую любила и побаивалась. Но Екатерина Фурцева вырвалась из замкнутого круга нищеты и серых будней, вычеркнув из биографии грохочущие станки, раннюю глухоту и старость в провинции.

Политика

15-летняя ткачиха поступила в комсомол и начала стремительное восхождение по партийной линии. Хрупкую, но бойкую девушку заметили старшие товарищи и направили в поселок Коренево Курской области, где Екатерине предстояло поднимать с колен сельское хозяйство. Но вскоре ее выбрали секретарем местного райкома комсомола и перевели в знойную Феодосию. Здесь Екатерина Фурцева до 1933 года работала секретарем горкома ВЛКСМ и поступила в ряды ВКП(б).


На юге бывшая ткачиха задержалась на 2 года и поехала в Ленинград: Фурцеву отправили на Высшие курсы гражданского Аэрофлота. В Ленинграде Катя влюбилась и вышла замуж за красавца-летчика. Супруги отправились в Саратов, затем в столицу. В Москве Екатерине Фурцевой доверили работу инструктора студенческого отдела аппарата ЦК ВЛКСМ. Начавшаяся война застала молодую женщину в Москве. Муж отправился воевать, а жена – гасить зажигательные бомбы на крышах.


Рождение дочери в 1942-м и война не прервали стремительной карьеры Фурцевой. Из деревни Екатерина вызвала в столицу маму, поручив ей нянчить крошечную дочь, а сама стала секретарем Куйбышевского горкома партии. 8 лет женщина трудилась в райкоме ВКП(б) Фрунзенского района Москвы. Она заняла пост второго секретаря, но вскоре стала первым.


Отличившуюся Екатерину Фурцеву в 1950-м повысили до 2-го секретаря Московского горкома партии. В 1954-м Екатерина Алексеевна заняла пост 1-го секретаря горкома. С 1950-го на протяжении двенадцати лет Фурцеву выбирали депутатом Верховного Совета, а в 1956-м доверили пост секретаря ЦК КПСС. Через год «Екатерина Великая» стала членом Президиума, потеряв полномочия в 1961-м.

Министр культуры

Министром культуры Екатерину Алексеевну назначили в 1960 году. На этом посту Фурцева проработала до смерти. Мнения о личности министра и стиле руководства полярны. Екатерину Фурцеву обвиняют в непонимании искусства, особенно музыки и живописи. А то, что чиновница не понимала, она запрещала.


Так советская молодежь лишились удовольствия наслаждаться вживую выступлениями «Битлз» и «Роллинг Стоунз» – Фурцева не дала разрешения на их гастроли в СССР. Театралы не увидели спектакля «Живой» на Таганке. Мстиславу Ростроповичу и пришлось покинуть страну за то, что приютили . Музыканту за такой проступок по указанию министра культуры не давали сцены.


И все же список добрых дел Екатерины Фурцевой длиннее. Благодаря министру в середине 1950-х в Советском Союзе прошли выставки Дрезденской галереи, а в 1960-х поклонники живописи наслаждались полотнами Святослава Рериха и Фернана Леже. В 1974-м в Третьяковской галерее состоялась выставка работ .


В том же году в страну Советов прибыли картины французских импрессионистов и «Мона Лиза» . В 1960-х слух советских меломанов услаждали пение и Симоны Синьоре, музыка оркестра Бенни Гудмена, а в 1974-м в Большом театре выступили оперные исполнители «Ла Скала».


Особенной любовью Екатерины Фурцевой пользовались театр и кинематограф. В 60-е годы в столице прошла неделя французского и итальянского кино. Артисты БТ отправились на гастроли в Америку, а мхатовцы выступили на сценах Англии, Франции, США и Японии. Фурцевой удалось убедить , чтобы КГБ не влияло на решения о гастролях артистов и деятелей культуры за границу.


В годы правления Екатерины Фурцевой созданы Театр эстрады, Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, концертный зал «Россия», Театр на Таганке и Цирк на Вернадского. В новые здания перебрались МХАТ, Театр оперетты и Театр имени Моссовета. Благодаря Фурцевой не закрыли «Современник», она содействовала рождению Театра-студии .

Екатерина Фурцева – яркая личность, о которой снято немало фильмов. В 2011-м на экраны вышел сериал Сергея Попова «Фурцева. Легенда о Екатерине». Юную Катю Фурцеву сыграла , а в образе министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой появилась .

Личная жизнь

Летчик Петр Битков стал первым мужем будущего министра. Они поженились в середине 1930-х, но спустя 5 лет расстались. В этом браке родилась единственная дочь Фурцевой Светлана. Причины развода называют разные. Распространенная – Битков нашел другую женщину, о чем объявил, возвратившись с фронта.

Но существует и версия, по которой женщина родила ребенка от любовника. Когда Петр Битков вернулся с войны, дочери исполнилось 4 месяца. Фронтовику на неверность супруги открыла глаза говорливая соседка. Супруги условились поддерживать первую версию, дабы не унижать бравого летчика и не портить карьеру Фурцевой.


Любовником Екатерины Фурцевой называют секретаря Фрунзенского райкома Петра Богуславского. Тот покровительствовал красивой женщине, помогая продвинуться по службе. Но разводиться с женой, пожертвовав карьерой, Богуславский не пожелал. Отношения прекратились, когда покровителя сняли с должности.


В 1956 году Екатерина Фурцева вышла замуж за дипломата Николая Фирюбина. Этот брак одобрил . Но после назначения Фирюбина послом в Чехословакии жена не поехала за мужем, предпочитая остаться министром культуры.


После возвращения Фирюбина в страну (его назначили заместителем министра иностранных дел), личная жизнь супругов затрещала по швам. Зятя не любила мама Екатерины Алексеевны и ненавидела дочь. Фурцева разрывалась между тремя любимыми людьми, все чаще снимая стресс алкоголем.

Смерть

Екатерина Фурцева осталась одна. У дочери семья, мама умерла, а муж изменял, не скрываясь. Последней каплей в чаше терпения оказался разнос, устроенный . Екатерина Фурцева скончалась октябрьской ночью 1974 года. Официальной причиной смерти врачи назвали сердечную недостаточность.


Говорят, женщина после выпитого алкоголя приняла горячий душ, следствием чего стал сердечный спазм. Но есть и другие версии, по которым Фурцева покончила жизнь самоубийством, выпив горсть таблеток люминала. Екатерину Фурцеву похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мамой.

  • Екатерина Фурцева отдавала предпочтение непрофессиональным театрам и много сделала для их развития. Министр культуры полагала, что профессиональные театры себя изжили. На собрании режиссеров и артистов, которых Фурцева убеждала в преимуществах непрофессиональных театров, чиновница сделала замечание актеру – тот чертил в блокноте и не смотрел в сторону Екатерины Алексеевны. Она спросила у артиста: «Вам неинтересно?». Ливанов ответил на вопрос вопросом: «Вот вы лично стали бы обращаться к непрофессиональному гинекологу?».

  • Екатерина Фурцева спасла Никиту Хрущева от переворота, когда генсека голосованием хотели отстранить от дел. Она вызвала подкрепление и не дала сместить Никиту Сергеевича. В 1961 году Хрущев «отплатил» Екатерине Фурцевой, унизив и убрав ее из Президиума ЦК. Чиновнице отключили правительственную связь и отобрали дачу. Женщина вскрыла вены в ванной, но ее спасли.

  • Поговаривают, что Екатерина Фурцева сделала пластическую операцию. Она следила за собой, ежедневно делала гимнастику, играла в теннис. Искусствовед Анатолий Смелянский в мемуарах писал, что чиновница симпатизировала и кокетничала с ним.
  • По словам , благодаря Фурцевой комедия «Кавказская пленница» вышла в прокат. играл товарища Саахова, но обнаружилось, что фамилия парторга «Мосфильма» – Саков. Готовую ленту не выпускали, заставляя переозвучить, изменив фамилию. Никулин пожаловался министру, и та решила проблему одним звонком.

История далекая и близкая

По Первому российскому телевизионному каналу показали сериал “Фурцева”. Многим фильм понравился. Авторы определили его жанр как историческую мелодраму. Фильм художественный, и его создатели сполна использовали свое право на домысел. Они дали свою трактовку некоторых весьма спорных фактов, связанных с главной героиней.

Мы не собираемся анализировать сериал, это не наша задача. Скажем только, что интерес к личности Екатерины Алексеевны Фурцевой довольно большой, и об этом свидетельствуют многочисленные отклики в Интернете.


В 2011 году вышла первая полная политическая биография Фурцевой, написанная Леонидом Млечиным. Она издана в серии “Жизнь замечательных людей” (см.: Л. Млечин. Фурцева. М., “Молодая гвардия”, 2011). Столетию со дня рождения Екатерины Алексеевны посвящен документальный фильм Леонида Млечина “Екатерина Фурцева. Женщина в мужской игре”.


Екатерина Фурцева взобралась на такую высоту во власти, какой ни одна женщина не достигала ни до нее в СССР, ни после нее в Российской Федерации. Даже больше - со времен Екатерины Второй не было в России такой высокопоставленной дамы. Она была секретарем и членом Президиума ЦК КПСС (в 1952-1966 гг. так именовалось Политбюро). За ней даже прочно закрепилось прозвище Екатерина Третья.


Следует отметить, что в период горбачевской перестройки некоторые историки и деятели культуры изображали Фурцеву безграмотной ткачихой и “кухаркой”, дорвавшейся до власти. Она, мол, продемонстрировала, что кухарок надо держать на кухне, а то они так “наломают дров”, что потом последствия их управления будут чувствоваться многие десятилетия. Однако затем ударились в другую крайность - объявили ее выдающимся государственным деятелем, который сделал для развития культуры так много, что в этом отношении с ней в России никто не может сравниться. На наш взгляд, как всегда, истина посередине.

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась 7 декабря 1910 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье рабочего. Отец ее в связи с начавшейся Первой мировой войной был мобилизован в армию и погиб на фронте. Мать работала ткачихой на фабрике. Катя окончила семилетку и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где получила профессию ткачихи. С 1928 года работала ткачихой на фабрике “Большевичка” в Вышнем Волочке. Еще в ФЗУ проявила себя как активная комсомолка. На фабрике ее избрали секретарем комсомольской организации предприятия.


В 1929 году по решению ЦК ВЛКСМ большая группа комсомольских активистов из промышленных областей была направлена для оказания помощи сельским районам Центрально-Черноземной области. В эту группу попала и Катя. Ее направили в Курскую область. Здесь избрали секретарем Кореневского райкома ВЛКСМ. Как раз началась коллективизация, которую Сталин объявил революцией на селе. ВЛКСМ был надежным помощником партии. Комсомольцы часто бежали впереди партийного паровоза, сгоняя крестьян в колхозы, и особенно усердствовали в деле борьбы с теми крестьянами, которых отнесли к разряду богатых, то есть кулаков. В 1930 году Фурцева была принята в члены Коммунистической партии.


Однако Екатерина здесь надолго не задержалась. Ее перевели в Крым. И вот она уже секретарь Феодосийского горкома комсомола, затем заведующая орготделом и член бюро Крымского обкома комсомола. Часто ездила в Коктебель, где была база первых советских планеристов. Сама тоже увлеклась планерным спортом. И плаванием. Была отличной пловчихой. В Коктебеле познакомилась с будущим конструктором космических кораблей С. П. Королевым. Обком партии рекомендовал ее на Высшие академические курсы Аэрофлота, списки слушателей которых утверждало Оргбюро ЦК ВКП (б). Три года училась на этих курсах в Ленинграде. После окончания была направлена в Саратовский авиационный техникум помощником начальника политотдела по комсомолу. Здесь у нее завязался “служебный” роман с ее начальником П. И. Битковым. И вскоре она вышла за него замуж.


В 1936 году Биткова перевели в Москву в Политуправление Аэрофлота. Екатерине предложили работу в ЦК ВЛКСМ инструктором отдела студенческой молодежи.


По комсомольской путевке, не имея аттестата зрелости, поступила на учебу в Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова, который окончила в 1941 году. Получила диплом инженера-химика. Училась весьма посредственно, однако преуспевала в общественной деятельности. Была избрана секретарем парторганизации института, поступила в аспирантуру.


Муж Фурцевой в первый день начавшейся Отечественной войны ушел на фронт, в действующую армию, точнее в действующую авиацию. Екатерина Алексеевна была беременна, ждала ребенка. Вместе с институтом эвакуировалась в Куйбышев, где она работала инструктором горкома партии. В мае 1942 года родила дочь Светлану. Только через четыре месяца после появления на свет ребенка прибыл на побывку муж П. Битков и объявил, что у него теперь другая женщина и другая семья.

В августе 1942 года Фурцева возвратилась в Москву. В ноябре того же года была избрана секретарем Фрунзенского райкома партии по кадрам. За оставшиеся до конца года месяцы стала вторым секретарем и затем первым секретарем этого райкома. Жила тогда в маленькой комнате с ребенком, матерью и братом, который был любителем выпить и в связи с этим попадал в неприятные истории.


Екатерину Фурцеву усиленно продвигал Петр Богуславский, тогда первый секретарь райкома, он помогал ей начать партийную карьеру и двигаться по служебной лестнице. У них с Екатериной Алексеевной возникли близкие отношения. Он помог ей пережить горечь расставания с мужем, которого Фурцева любила. Однако “служебный роман” закончился неожиданно тем, что она заменила Богуславского на посту первого секретаря Фрунзенского райкома партии. В личной жизни у нее тоже наметились изменения. Екатерина познакомилась с Николаем Фирюбиным, за которого впоследствии вышла замуж. Он был на два года старше, работал секретарем Московского обкома ВКП (б). У них завязались близкие отношения, но Фирюбин был женат и имел двоих детей. Так что свою любовь они тщательно скрывали, встречались тайно, но скоро это перестало быть секретом для партийной общественности. Николай Фирюбин был красавцем и пользовался успехом у женщин. Он оформил развод только в 1951 году, однако и после этого женился на Екатерине Алексеевне далеко не сразу. На кремлевском олимпе не любили разводы, особенно если дело касалось крупных партийных функционеров.

Став первым секретарем Фрунзенского райкома, Екатерина Алексеевна много и упорно работала над собой. Видела свои недостатки, которые стремилась устранить. На первых порах читала написанные для нее инструкторами райкома доклады запинаясь, перевирала слова, путала ударения. Она начала заучивать тексты выступлений наизусть, репетировала перед зеркалом, как когда-то заучивала роли в школьном драмкружке, благо память у нее была прекрасная. В результате ее выступления были эмоциональными, даже в чем-то артистическими, без бумажки. Они отличались от речей многих функционеров, которые зачитывали доклады, уткнувшись в написанный текст и боясь оторвать от него глаза. В 1948 году Фурцева заочно окончила Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б).


Фурцева пользовалась расположением и поддержкой тогдашнего первого секретаря Московского обкома и горкома партии Георгия Попова. Он сказал Екатерине Алексеевне: “Для вас двери моего кабинета всегда открыты. Всегда готов вам помочь”. И она часто заходила в эти двери. В 1949 году Сталин провел очередную чистку партаппарата. Попова сменил Никита Хрущев, которого отозвали из Украины.


21 января 1949 года на торжественном траурном заседании, посвященном 25-й годовщине со дня смерти Ленина, Н. Шверник представил Фурцеву Сталину. Вождь удостоил ее комплимента.


В январе 1950 года Фурцева выступила с докладом на собрании партийного актива Фрунзенского района в связи с постановлением ЦК ВКП (б) “О недостатках в работе тов. Попова, снятого с постов первого секретаря МК и МГК ВКП (б)” и не жалея бранных слов яростно обличила своего еще недавно “талантливого руководителя и наставника”. Хрущев присутствовал на Фрунзенской районной партийной конференции, где познакомился с Фурцевой и проникся к ней симпатией. В 1950 году он выдвинул ее вторым секретарем Московского горкома партии. Она курировала вопросы идеологии, культуры и науки, а также административные органы. Екатерина Алексеевна теперь работает под непосредственным руководством Хрущева, является его заместителем по руководству партийными организациями Москвы. Они общаются почти ежедневно. Никита Сергеевич работой Фурцевой доволен.


Когда возникло “ленинградское дело”, Фурцева провела чистку от ленинградцев в партийном и советском аппарате и даже в вузах. Заодно убрали и тех, кто раньше считался доверенными людьми Попова. Новая метла вычищала старые кадры.

Когда возникло “дело врачей”, организовала в Москве его пропагандистское обеспечение, давала поручения проводить митинги, собрания, публиковать гневные отклики трудящихся. Через два дня после публикации сообщения ТАСС об аресте врачей Фурцева докладывала Хрущеву о требованиях трудовых коллективов: “Этих людоедов, потерявших всякий человеческий облик, бросить надо в расплавленный металл...” (см.: Книга исторических сенсаций. М., 1993).

После смерти Сталина Никита Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Малообразованный, не умевший грамотно ни писать, ни читать, он был, однако, хитрым политиком, мастером аппаратных игр, поднаторевшим в подковерной борьбе. Он хорошо усвоил тезис Сталина “кадры решают все” и, придя к власти, первым делом на ключевые позиции стал расставлять своих людей, которым доверял.


29 марта 1954 года Екатерина Фурцева стала первым секретарем Московского горкома КПСС. Столичный горком Хрущев подчинил непосредственно ЦК КПСС. “Хозяйкой” Москвы он поставил своего человека.


Народная молва о том, что Хрущева и Фурцеву связывали близкие отношения и поэтому он продвигал ее все выше и выше (даже кое-кто из аппаратчиков так считал) - это миф. Его распространению способствовало и то обстоятельство, что Хрущев отправил Фирюбина далеко - сначала послом в Чехословакию, а затем в Югославию. Фурцева, естественно, с ним ехать не могла. Никите Сергеевичу вполне хватало жены. Да и та жаловалась близкой подруге в момент откровения, что Никита Сергеевич уже много лет к ней не притрагивался. Он по-видимому так уставал от аппаратных игр, что на сексуальные у него не оставалось ни сил, ни желания. Советским людям трудно было поверить, что женщина может добраться до таких высот только благодаря своим способностям, характеру, практическому складу ума. Однако своей карьерой Екатерина Алексеевна была обязана прежде всего себе самой. У нее были романы и довольно бурная личная жизнь, но на карьеру это не оказало большого влияния.


Возглавляя Московский горком, став “хозяйкой столицы”, Екатерина Алексеевна погрузилась в дела. Так, например, при ее поддержке началось строительство в Москве ряда крупных медицинских центров. Развернулось строительство театра имени Моссовета, театра оперетты, появились новые кинотеатры. Расширились масштабы жилищного и коммунального строительства. В 1956-1960 гг. была избрана секретарем ЦК КПСС.


Занимая высокие партийные посты, тщательно следила за своей внешностью. Она была высокой и стройной. Красивой. Каждый день делала гимнастику, бегала, играла в теннис. Одевалась по последней тогдашней моде с большим вкусом. Ее постоянно консультировала художница Надежда Леже. Некоторые модели для нее тогда уже делал Вячеслав Зайцев. 7 ноября 1955 года, в день годовщины Октябрьской революции, Президиум ЦК КПСС устроил первый большой прием в Кремле. Фурцева пришла в бальном платье и вальсировала с Ворошиловым, Микояном и др.


На знаменитом ХХ съезде КПСС Фурцева первой выступила в прениях по докладу Хрущева. Держалась на трибуне свободно. В отличие от других ораторов почти не заглядывала в подготовленный заранее текст.


В июне 1957 года в руководстве КПСС возник серьезный внутрипартийный кризис. На заседании Президиума ЦК Молотов, а затем Маленков, нарушив ход обсуждения текущих рутинных дел, неожиданно поставили вопрос об отстранении Хрущева с поста первого секретаря. Его обвинили в игнорировании Президиума ЦК, экономической безграмотности, склонности к импульсивным, непродуманным действиям.


Их поддержали Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин и Сабуров. Семью голосами против четырех прошло предложение Молотова и Маленкова о смещении Хрущева с поста первого секретаря. Однако Никита Сергеевич заявил: “Я не подчинюсь этому решению. Меня избрал пленум ЦК. Давайте его созовем” (см.: Д. Волкогонов. Семь вождей. Книга первая. М., изд-во АСТ, 1999).


Сторонникам Хрущева - Жукову, Брежневу, Фурцевой, тогдашнему председателю КГБ Серову и др. - удалось обеспечить созыв пленума. Членов ЦК военными самолетами доставили в Москву. Хрущев был спасен, а его противники объявлены “антипартийной группой”. Екатерина Алексеевна в этой острой борьбе за власть принимала самое живейшее участие. Может быть, даже играла ключевую роль.


Политический обозреватель РИА “Новости” Николай Троицкий в своей статье к столетию со дня рождения Фурцевой приводит интересный и пикантный факт, связанный с этой борьбой. Возле зала заседаний Президиума ЦК был только мужской туалет. Женский находился в другом крыле здания, дорога туда-обратно занимала минут десять. Отлучаться во время заседания было рискованно. Фурцева ухитрилась использовать и это обстоятельство. Она попросила разрешения выйти по естественным надобностям и вызвала на подмогу сторонников Никиты Хрущева.


Однако в Президиуме ЦК и после изгнания “антипартийной группы” было далеко не все гладко. Хрущев часто предпринимал важные акции, ни с кем не советуясь. По сути, у него в руках была вся полнота власти, и он ею часто злоупотреблял.

В 1960 году в телефонном разговоре с секретарем ЦК Аристовым Екатерина Алексеевна критически отозвалась о Никите Хрущеве, и ему стало известно содержание их разговора. Он страшно разозлился.


В 1960 году Фурцева была назначена министром культуры СССР и занимала эту должность до самой смерти в 1974 году.

В октябре 1961-го состоялся XXII съезд КПСС. Она вошла в состав вновь избранного ЦК. Однако ее не избрали членом Президиума и секретарем ЦК. Для Екатерины Алексеевны это был страшный удар. Так упорно взбиралась на самый верх власти - и слететь оттуда. Ей трудно было примириться с тем, что произошло. Вернувшись домой после заседания, вскрыла себе вены. Потеряла много крови, однако врачи спасли ее. Как бы в знак протеста не явилась на заключительное заседание съезда, вызвав гнев Хрущева. Ее вызвали для объяснений на Президиум ЦК. Что там произошло, рассказывал бывший секретарь ЦК Н. Мухитдинов, который присутствовал на этом заседании: “От волнения и слез она еле говорила. Вызвали и ее мужа Фирюбина, заместителя министра иностранных дел, избранного на этом съезде кандидатом в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал на заключительном заседании съезда. Никита Сергеевич крепко ругал его. Он сказал: “Как партийный работник в прошлом, как муж вы должны были проявить волю, ум - не только сам явиться на съезд, но и предотвратить позорные действия жены”. Он извинялся, выражал раскаяние…” (см. Н. Мухитдинов. Река времен. М, 1995).


Хотя по сравнению с должностью секретаря ЦК пост министра культуры означал явное понижение в советской и партийной иерархии, но для Фурцевой он стал ее звездным часом. Многие забыли ее прежнее высокое положение, но все запомнили ее как министра культуры. 14 лет она занимала этот пост. В советской истории были и другие министры культуры, например Александров, Михайлов, Демичев. Но кто их помнит? А Фурцеву запомнили все.


В культуре и искусстве Екатерина Алексеевна, не очень разбиралась. Тем более не могла вникнуть в тонкости. Но она очень ценила специалистов, знатоков и всегда прислушивалась к их мнению, к их рекомендациям. Фурцеву прислала партия, и она всегда действовала в ее интересах. Но, повторим, к специалистам прислушивалась, их советами пользовалась. Например, Международный музыкальный конкурс имени Чайковского - первая премия американскому пианисту Вану Клиберну; Международный кинофестиваль в Москве - Большой приз Федерико Феллини за фильм “Восемь с половиной”. Это она постаралась при помощи пианиста Эмиля Гилельса в первом случае и кинорежиссера Григория Чухрая - во втором. А ведь были влиятельные “патриоты”, которые доказывали: конкурс в Москве - значит, победителем должен быть наш советский человек.


Можно много говорить и писать о том, сколько хорошего и полезного сделала Екатерина Алексеевна. Ее всегда вспоминали добрым словом такие выдающиеся деятели искусства, как Святослав Рихтер, Олег Ефремов, Майя Плисецкая и многие другие. Как н\е вспомнить Театр на Таганке, который она помогла открыть, и театр “Современник”, который она не дала закрыть.


Фурцева внесла, например, вклад в создание легендарной комедии Леонида Гайдая “Кавказская пленница”. Рассказывал Владимир Этуш: “ Когда фильм “Кавказская пленница” был завершен, то неожиданно на первом просмотре картины в студии секретарь парторганизации уловил сходство между фамилиями героя (Саахов) и своей собственной. Ведь он Саков. Его заключение было категорическим: “Надо переозвучить!”. Спас положение Юрий Никулин, который пошел к министру культуры. Фурцева увидела его в приемной и спросила: “Какими судьбами? Проходите”. На что Никулин сказал: “Понимаете, Екатерина Алексеевна, из-за мелких амбиций кое-кто хочет сорвать производственный план киностудии, не понравилась фамилия - и сразу же давайте переозвучивать. Громадные государственные деньги могут вылететь в трубу по прихоти одного-единственного человека. Фурцева схватилась за телефонную трубку и рявкнула отнюдь не по-женски. “Это что за идиотизм?” На другом конце провода ответили: “Что вы, что вы, так вопрос никто не ставил”.


Хотя, конечно, было и другое - грубые разносы, запреты и даже преследования. Мы не собираемся идеализировать советского министра культуры Фурцеву. Она служила партии и действовала в полном соответствии с ее идеологией и политикой. Иного и не могло быть. И все же мало кто из деятелей советского руководства удостаивался таких светлых воспоминаний со стороны выдающихся деятелей культуры, далеких от политической конъюнктуры. Хорошо о Фурцевой сказал писатель и искусствовед Виталий Вульф: “Вся ее борьба за чистоту идеологии выглядит ныне сомнительной и пресной, а незаурядность характера и человеческий талант, умение повелевать и быть понимаемой кажутся редкостной ценностью в нынешнем разумном, холодном и корыстном мире, откуда исчез тот самый непосредственный дух любви к искусству, которым природа наделила Екатерину Алексеевну Фурцеву”.


Конечно далеко не у всех деятелей культуры она оставила теплые воспоминания. Например, резко негативно отзывалась о ней Галина Вишневская.

В последние годы жизни Фурцева стала неравнодушна к спиртному. В семье были нелады, часто ссорилась с мужем.

Екатерина Алексеевна скончалась 24 октября 1974 года от сердечной недостаточности. Так гласило официальное сообщение. Существует версия, что она вернулась вечером с банкета в честь юбилея Малого театра и приняла цианистый калий. Дочь эту версию категорически отрицает. Ее нашли мертвой в собственной квартире на улице Алексея Толстого. Однако до сих пор нет однозначного ответа, как и почему умерла эта женщина, может быть самая удивительная женщина советской эпохи. Похоронена на Новодевичьем кладбище.


Муж Фурцевой Николай Фирюбин вскоре после ее смерти женился на Клеопатре Гоголевой - вдове бывшего секретаря Московского обкома партии Александра Гоголева. Клеопатра, несмотря на свое царское имя, никогда не занимала никаких постов, но зато была значительно моложе Фурцевой. Они жили на соседних дачах.

Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук