Грамматическое значение числа. Общее грамматическое значение существительного: разряды, категории и склонения

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.

Характеристику предмета.

Имеются различные способы представления множественного числа:

  • Повторы : «гора» (яп. 山 яма ) , «горы» (яп. 山々 ямаяма ) .
  • Окончания , приставки , суффиксы : «крот» - «кроты».
  • Супплетивное число: «человек» - «люди».
  • Изменение огласовки (так называемое «ломаное множественное»): «араб. китаб ‎» - «книга», «кутуб» - «книги».

Некоторые авторы считают выражением множественного числа также счётные слова (нумеративы, классификаторы), например, в выражениях «сорок голов скота», «три корочки хлеба» слова «голов», «корочки» являются нумеративами. Эта точка зрения не является общепринятой.

В разных языках

Многие языки не имеют грамматического числа. Во многих языках мира имеется два числа - единственное и множественное. В некоторых языках имеются также двойственное число , тройственное число или паукальное число (для обозначения небольшого количества объектов).

В некоторых языках множественное число обозначается повторами (повторением слова), например, в индонезийском языке : orang - «человек», orang-orang - «люди».

В древнерусском языке существовало двойственное число , остатки которого прослеживаются для парных объектов, таких как «уши», «плечи» и т. п. и при использовании некоторых слов с числительными до 4: два дома, три дома, четыре дома, но пять домов… и т. п.

К числу языков, имеющих двойственное число, относятся арабский , словенский , исландский и другие, а также многие древние языки: старославянский , древнегреческий , готский , санскрит и другие.

Языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее обладают всеми возможностями для передачи смысла количества. Обычно это делается добавлением слов, аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. В русском языке количественный смысл может передаваться обоими способами либо их сочетанием: «блохи малы», «каждая блоха мала», «все блохи малы». В некоторых языках, например, венгерском , множественное число не сочетается с другими способами выражения количества: virág «цветок»; virágok «цветки»; hat virág «шесть цветков».

В русском языке , наряду с единственным и множественным числами, имеются следующие явления числового характера:

  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья , сыновья , колья , коленья , листья , коренья против мн. ч. зубы , сыны , колы , колени , листы , корни ), ср. старославянское листиѥ , камениѥ , корениѥ , братриіа ;
  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё , зверьё против мн. ч. дураки , звери ), однако образованное, по-видимому, аналогично предыдущему;
  • множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески , во́ды , бега́ ).

В русском языке множественное число без числительных и иных слов, поясняющих количество, может иметь следующие значения:

  • «более чем один»: «подростки зашли в наш подъезд» = «более чем один подросток зашёл в наш подъезд»;
  • «каждый»: «электроны имеют отрицательный заряд» = «каждый электрон имеет отрицательный заряд»;
  • «типичный»: «птицы умеют летать» = «типичная птица умеет летать»;
  • «каждый из вышеупомянутых»: «К нам зашли Иван и Пётр. Гости оказались приятными людьми»;
  • «большинство»: «немцы на референдуме проголосовали за ликвидацию поста президента»;
  • «большая группа»: «тараканы могут сделать жизнь в доме невыносимой»;
  • родовое понятие: «птицы - класс позвоночных» (хотя ни одна птица классом не является);
  • некоторые игры: «догонялки», «прятки» и т. п.;
  • некоторые предметы: «вилы», «брюки», «ножницы», «часы» и т. п.;

Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание - это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями . Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе бежал заключены следующие грамматические значения: значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.

Однако нагляднее показать грамматическое значение в предложении, составленном из придуманных слов, так как в этом случае «легче» отделить лексическое значение от привычного грамматического, представленного в каждом слове известными формами обычным способом: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба)

Несмотря на фиктивный лексический состав, это предложение понятно любому носителю русского языка в той мере, в какой в нем сохранены грамматические значения слов, свойственные русскому языку, благодаря представленной в каждом слове форме выражения этого значения. Понятны значения отношения - значение зависимости/независимости между словами.

Грамматическое значение распознаётся через отношения между словами. Разъясняя абстрактный характер грамматического значения в отличие от лексического, А.И.Смирницкий проводил аналогию различий арифметических и алгебраических выражений: если лексическое обобщение носит «примерно такой характер, как обобщение чисел 2, 4, 6, 8, 10 в качестве четных, а чисел 7, 14, 21, 28, 35 как чисел, делящихся на 7», то грамматическое похоже на «алгебраическое А и X, не будучи никаким конкретным числом, они все же представляют собой число, а не что-либо иное».

Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу относится категориальное частеречное значение, второй тип объединяет значения, выражаемые морфологическими формами слов.

Принципиальное различие между типами состоит в том, что частеречная семантика, опираясь на грамматические средства в своем выражении, тесно связана с лексическими значениями слов и не предполагает в обязательном порядке словоизменения. Так, категориальное значение существительных имеют несклоняемые слова типа пальто, метро. такси и т. д. Чтобы быть существительным достаточно называть предмет и иметь субстантивные синтаксические признаки (выражать подлежащее и дополнение, иметь при себе согласованное определение). Точно так же категориальную семантику прилагательных имеют несклоняемые признаковые слова: мини, макси, бордо и т. п. Частеречную семантику имеют наречия, несмотря на то, что у большинства из них вообще нет форм словоизменения. Одинаковые категориальные частеречные значения обнаруживаются в языках с разным грамматическим строем.


Что же касается семантики второго типа, то она создается формообразованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференцированно. Только такие значения, как правило, и называют морфологическими грамматическими значениями или просто грамматическими значениями изменяемых слов.

Специфика грамматических (морфологических) значений объясняется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных признака).

Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразование. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязательными для целых разрядов и классов слов. Так, каждая словоформа изменяемого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено временное значение, глагольная форма, соответствующая простому сказуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице и грамматическом наклонении.

Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны говорящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная форма слова. Так, надо сказать завидовать врагу и ненавидеть врага и ни в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к существительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный (а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазисному глаголу, он не может относиться к совершенному виду, если существительное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует автоматическому выбору морфологической формы и, следовательно, такой же реализации грамматического значения. Синтаксические средства языка подключены к выражению значений морфологических форм.

Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обратил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными, т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах.

В связи с этой особенностью грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две словоформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк назвал регулярностью.

Грамматические значения одинаковы для целого ряда слов. Так, например, значения женского рода, единственного числа, именительного падежа объединяют слова страна, матрица, ночь, комната, мысль, молодость. Как видно, перечисленные слова не имеют ничего общего в своих лексических значениях, абсолютно совпадая в грамматических. Люби, учи, гуляй, стреляй - объединены значе­ниями единственного числа повелительного наклонения.

Одни грамматические значения включены в номинативный аспект высказывания (род, число существительных). Это так называемые отражательные (номинативные) значения. Они используются для обозначения объективных свойств предметов и признаков, введенных в высказывание.

Другие грамматические значения имеют отношение к выражению актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи. Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.

Третьи грамматические значения отражают интерпретационно-оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпретационное значение связано с возможностью при помощи морфологических форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой формы связан с тем, какой семантический компонент предложения, субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал письмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о письме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.

Интерпретационное значение в морфологических формах представлено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по-средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как реальный, возможный или желательный факт. Интерпретационный компонент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном языке является знаком того, что прилагательное не входит в наименование предмета.

Многие грамматические значения неэлементарны и обращены к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновременно и номинативным, и интерпретационным значением, лицо - номинативным и актуализационным, наклонение - номинативным, актуализационным и интерпретационным, падеж - номинативным и интерпретационным.

Отличительной особенностью морфологического строя русского языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамматические значения. Так, род и число имеют существительные, прилагательные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, числительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое значение может быть одновременно выражено несколько раз, например, в синтагме новая шуба упала единственное число и женский род обозначены трижды: окончанием прилагательного, существительного и глагола. Русскому языку свойственна избыточность в выражении грамматической семантики.

Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или других). Так, значение единственного числа предполагает существование множественного (противопоставлено ему); река - реки, рука - руки; значение совершенного вида противопоставлен о значению несовершенного вида: писал - написал, учил - выучил; значение именительного падежа противопоставлено всем остальным (косвенным) падежам. Реальное (по А.А. Шахматову), т.е. лексическое, значение слова связывает слово непосредственно с внешним миром, значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами. ГЗ выражают отношение говорящего к высказываемой им мысли или внутриязыковые связи и взаимоотношения слов.

Следовательно, можно сделать вывод, что грамматическое значение есть абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Кроме того, лексическое значение выражено основой слова, а грамматическое - особыми формальными показателями.

Но ГЗ не изолированы от лексических. Они как бы «наслаиваются», опираются на них.

Грамматические значения грамматической форме .

простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая читал

буду писать.

парадигмой слова



.

Словоизменительные;

Классификационные.

историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):

Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).

Грамматические способы(синтетические)

· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).

· -способ внутренней флексии(чередование).

Чередования:

-фонетические

-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.

· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.

В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).

· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.

· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.

Аналитические способы-

· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).

· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.

· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.



Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.

Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.



12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .

Словоизменительные;

Классификационные.

Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).

Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).

Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.

Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.

Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.