slonam.ru Урок чтения. Тема. К. Г. Паустовский «Однажды ночью…»
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Урок чтения.
Тема. К.Г. Паустовский «Однажды ночью…»
Цели. Совершенствовать технику чтения;

отрабатывать навыки правильного сознательного и выразительного чтения;

развивать речь учащихся и обогащать ее образными выражениями;

содействовать эстетическому, экологическому воспитанию.


Оборудование. Репродукция картины А.А. Пластова « Первый снег»; портрет

К.Г. Паустовского; грамзапись пьесы П.И. Чайковского « Времена года»

«Осенняя песнь»;карточки с текстом.

Ход урока.


1. Организационный момент.
2. Тренировочные упражнения.

Учитель. Начнем урок с упражнений в чтении. Проведем игру « Кто самый внимательный.»

На доске напечатаны пары слов.

Подмерзшие- замерзшие.

Превращались – возвращались.

Из корыта – копыта.

-Чем различаются пары слов?



Дети. Первая пара слов различается приставками и по смыслу.

Вторая пара слов, тоже различаются приставками и по смыслу.

Третья пара слов различается буквой в корне слова, букву «р» заменили буквой «п»;

по смыслу : « корыто» – это то, в чем раньше стирали, а « копыто»- у животных.



Учитель. Видите, как важно быть внимательным при чтении, иначе не поймешь смысла

предложений. А теперь другая игра – « Читай быстро целыми словами».

снегирь

горизонт


снег
кувшин
стужа
тишина
Вызванные ученики читают слова.Затем все слова закрываются

-Назовите запомнившиеся слова. Побеждает тот, кто назовет все слова.


3. Проверка домашнего задания. Пословицы и поговорки об осени.
4. Работа по теме.
Учитель. Как изменилась природа с приходом зимы?
Дети. Выпал снег. Замерзли водоемы. Небо часто покрыто тучами. Солнце редко выглядывает из-за туч.

Учитель. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как падал первый снег? Запомнился пи вам этот день?

Дети. Было сыро. Земля покрыта лужами, грязно. И вдруг земля меняется, становится белой, чистой. Я побежала а улицу посмотреть на снежинки, ловила их и рассматривала.

Вы правы. Обычно этот день запоминается так же хорошо, как Новый год, день рождения. Какие чувства вызывает у вас первый снег?



Дети. Первый снег вызывает чувства радости, новизны, удивления.

Работа по картине.



Учитель. Какое время года изображено на картине? Почему?

Дети. Я думаю, что изображена поздняя осень: падает снег, но он еще не покрыл всю землю.

Учитель. Как первый снег изменил природу?

Дети. Снег покрыл крышу дома, крыльцо, землю, ветки березы, которая растет около дома.

Учитель. Как воспринимают падающий снег девочка и мальчик?

Дети. Девочка наблюдает за опускающимися снежинками, улыбается, подняла голову, чтобы снежинки падали ей на лицо. Мальчик тоже рад приходу зимы.

Учитель. Да, девочка в немом изумлении наблюдает за хороводом снежинок. Она подняла лицо навстречу белым хлопьям. А мальчик доволен вдвойне: рад приходу зимы и тому, что он первый заметил, как пошел снег, и позвал сестру. Какое настроение вызывает у вас картина?

Дети. Картина вызывает чувство радости. Мальчик и девочка восхищаются природой, снегом, и мы вместе с ними.

Учитель. Почему картина называется « Первый снег»?

Дети. На картине показан тот момент, когда на землю ложатся первые снежинки, наступает зима.

Учитель. Сегодня мы будем читать рассказ К.Г.Паустовского ,в котором описывается картина наступления зимы.

Учитель показывает портрет писателя.



Учитель. Рассказ написан от лица писателя, который описал удивительный момент-смену времен года. Хотелось, чтобы вы запомнили образные выражения сравнения первого снега.

Чтение рассказа учителем.



Учитель. О чем говорится в рассказе?

Дети. О первом снеге.

Учитель.Как бы вы озаглавили его?

Дети. Приход зимы. Первый снег .Очарование зимней природы.

Однажды ночью.



Учитель. Как вы считаете, какой заголовок больше подходит ,передает то, о чем говорится в тексте?

Дети.Точнее подходит заголовок « Приход зимы»

Словарная работа.

БИСЕР

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ



НАХОХЛИВШИСЬ

НА ЗАСЫПАННЫХ СНЕГОМ


И отметить описание первого снега ночью и отметить описание

Учитель. Бисер – что это такое?

Дети. Мелкие стеклянные бусинки. Они бывают разного цвета…

Учитель. Вам нужно прочитать рассказ и отметить описание первого снега ночью, утром, днем и вечером. Как первый снег изменил землю?

Дети. Земля изменилась необыкновенно:снег укрыл поля, леса, сады; на ветках деревьев лежал снег. Вокруг стало тихо и безмолвно.

Учитель. Прочитайте, как Паустовский описывает первый снег ночью.

Дети. Снег « сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки»

Учитель. Что сказал Рувим о первом снеге?

Дети. Он сказал, что первый снег очень к лицу земле.

Учитель. Как вы понимаете это выражение?

Дети. Земля стала выглядеть чище, наряднее, моложе.

Учитель. Какие слова помогают нам увидеть красоту утреннего снега?

Дети. Автор говорит, что снег укрыл землю и она стала похожа на застенчивую невесту.

Учитель. Отчего утром хрустело все вокруг?

Дети. Оттого, что была морозная ночь. Мороз охватил своими иголочками листья, стебли крапивы, снег на дороге.

Учитель. Прочитайте, как пишет Паустовский о зимнем дне.

Дети. « День как будто дремал. С неба изредка падали одинокие снежинки».

Учитель. Прочитайте описание снежинок.

Дети. Люди дышали на снежинки и они превращались в капельки воды, потом смерзались и скатывались на землю в виде горошин.

Учитель. Какие изменения произошли в лесу?



Дети. В лесу стало тихо, светло и торжественно. Небо было светлое, белое. Прилетели снегири, уселись на рябине.

Учитель. Что автор называет последней памятью об осени?

Дети Гроздья рябины, охваченные морозом.

Учитель. Иногда о первом снеге говорят : « Вот и умылась земля снеговой водой из серебряного корыта» Как вы понимаете выражение « Зима начала хозяйничать над землей»?

Дети. Наступила зима: выпал снег, стало морозно, жизнь как будто замерла. Зима вступила в свои права.

Учитель. А теперь самостоятельно подготовьтесь к пересказу понравившегося отрывка с описанием природы.
ТЕСТИРОВАНИЕ.

Ученикам предлагается следующий тест, в котором нужно в каждом задании выбрать правильный ответ.


1. Ночью я встал и подошел окну…

А) за стеклами все было бело и тихо;

Б) за стеклами все было чисто и безмолвно;

В) за стеклами все было снежно и безмолвно.


2. А снег все сыпался…

А) как падающие с неба звездочки;

Б) как стеклянный дождь, падающий с елки;

В) как блестки с новогодней елки.

3. В лесах было…

А) торжественно, светло и тихо;

Б) радостно, ясно и тихо;

В) грустно, пасмурно и тихо.


4. С пасмурного неба…

А) падали одинокие снежинки;

Б) падали капельки дождя;

В) падали звезды.



ИТОГ УРОКА.
Учитель. Что вам понравилось в рассказе Паустовского и картине Пластова?

Дети. Мне понравилось в рассказе то, что у автора « оживают» неживые предметы, что рассказ музыкален, а художник сумел изобразить на картине тот момент, когда пошел первый снег, сумел передать радость и удивление ребят.

Учитель. А мне хотелось бы посоветовать вам встать на лыжи и отправиться в зимний лес. Никакими словами не передать очарование преображенного волшебного леса. Это нужно увидеть самому. Дети рисуют снежинки.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2018