slonam.ru Ученическое самоуправление это форма организации и жизнедеятельности
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении
Одной из ключевых проблем современных преобразований в системе образования является проблема отхода от административного управления образовательными учреждениями к обновлению управленческих технологий, нормативному и экономическому управлению. Возрастает стремление к школьному самоуправлению, к привлечению представителей общественности, родителей, и учащихся к управлению учебными заведениями.

Ученическое самоуправление это форма организации и жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Посредством ученического самоуправления решаются такие задачи как: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества; формирование таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включаться в нужные обществу социальную деятельность и отношения. В ученическом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования образования, объединения для этого созидательных усилий учащихся, учителей, родителей.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Под ученическим самоуправлением мы понимаем целостную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»: «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников гарантирует школьникам право на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, закрепляет нормы федерального закона в статье 50: обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеет право: д) на участие в управлении образовательным учреждением. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно- общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и

профессионального самоопределения учащихся. (1).

В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются разные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решение и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы , подведении итогов и принятии соответствующих решений.

В современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности тесно сплелись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Необходимо рассматривать детские организации и объединения в качестве партнеров органов ученического самоуправления, а не замены. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно- политические организации, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций не допускается» (п.15ст.50). (1)

Сегодня нет единой раз и навсегда определённой модели школьной детской организации.

Но не следует путать деятельность детской общественной организации в школе с организацией ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление – это составная часть системы управления коллективом учащихся данной школы. Органы школьного самоуправления (штабы, советы) выражают интересы всех учащихся, объединенных не на добровольной основе, а по необходимости (т.к. учатся в одной школе).

Детская общественная организация – это коллектив детей, из числа учащихся данной школы, добровольно объединившихся (как правило, при участии взрослых) для достижения той или оной общественно-значимой цели, близкой детям, учитывающей их интересы.

_______________________________________________________

1. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования и науки российской Федерации.//Официальные документы в образовании. 2005.с.35
Детская общественная организация (объединение) – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов.

Взаимоотношения детской общественной организации с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Так как основной деятельностью школьников является учёба, органы школьного самоуправления в первую очередь нацелены на решение задач, связанных с улучшением дисциплины, повышением качества знаний т.д.

В детской организации также существует система самоуправления. Высшим руководящим органов является собрание членов детской организации или сбор. В период между сборами действуют выборные органы – штабы, советы. Органы самоуправления детской организации призваны решать задачи, стоящие перед детской организацией.

Администрация школы и детская общественная организация могут договориться о совместной деятельности. Детская организация может оказать серьезную помощь в решении воспитательных задач, являясь мощным механизмом воздействие на детей со стороны взрослых. При необходимости между администрации школы и детской организацией может быть заключен официальный договор, с указанием прав и обязанностей обеих сторон.

План воспитательной работы школы не может являться планом деятельности детской организации и наоборот. Но эти планы могут перекликаться и обязательно должны согласовываться.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в большей степени зависит от директора и его заместителей.



Директор отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулирует процессы создания правовой базы и материально- технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели.

Старший вожатый занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичного коллектива.

Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал входит координирование деятельности детских и молодежных организаций и объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Полномочия ученического самоуправления.

1. Общее собрание учащихся образовательного учреждения — высший орган ученического самоуправления образовательного учреждения, как правило, это учащиеся 5-11-х классов. Общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в учебный год:

рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию ранее выявленных потребностей учащихся;

решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении образовательным учреждением; обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом образовательного учреждения;

формирует органы самоуправления учащихся в образовательном учреждении;

вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию образовательного процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов ученического самоуправления и др.



1.1. Конференция учащихся образовательного учреждения. В тех образовательных учреждениях, где нет необходимых условий для проведения общего собрания учащихся, высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция. Она выполняет функции школьного ученического собрания.

Примечание. Все решения высших органов ученического самоуправления принимаются большинством голосов правомочного собрания или конференции, на котором присутствует большинство членов коллектива (или делегатов конференции). Решение общего собрания обучающихся никто отменить не вправе, кроме самого собрания, повторно собранного по просьбе администрации, или органов самоуправления: совета образовательного учреждения, педагогического совета, родительского комитета.



2. Ученический совет образовательного учреждения — высший орган ученического самоуправления в образовательном учреждении в период между общими ученическими собраниями (конференциями). Этот совет избирается общим собранием (конференцией) обучающихся, которое определяет также срок его полномочий, если он не указан в Положении об ученическом самоуправлении образовательного учреждения.

Ученический совет образовательного учреждения созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.



Ученический совет:

координирует деятельность всех органов и объединений учащихся образовательного учреждения;

организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в образовательном учреждении;

готовит и проводит собрания и конференции учащихся образовательного учреждения; в случае необходимости принимает решение о досрочном проведении отчетно-выборного школьного ученического собрания (конференции);

организует выпуск стенгазеты и радиогазеты (при наличии радиоузла в образовательном учреждении);

обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших ученических мероприятий; заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.), органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения;

заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений общего собрания (конференции) учащихся и своих решений, принятых на предыдущих заседаниях;

решает вопросы поощрения и наказания учащихся, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом образовательного учреждения денег;

утверждает состав делегации учащихся образовательного учреждения на городские (районные) совещания и конференции школьников и т.д.



Примечание. Ученический совет может создавать комиссии, штабы и другие рабочие органы ученического самоуправления по отдельным направлениям деятельности, собирающиеся на свои заседания по мере необходимости. Рабочие органы ученического совета планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению. Эти органы самоуправления имеют право просить администрацию и педагогический совет о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.

2.1. Президиум (бюро) ученического совета образовательного учреждения создается в больших образовательных учреждениях для оперативной работы. Решения президиума (бюро) носят рекомендательный характер. Кроме того, президиум (бюро) может готовить проекты решений ученического совета.

3. Классное ученическое собрание является высшим органом самоуправления класса (других первичных ученических коллективов и объединений учащихся). Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Классное собрание учащихся:

обсуждает любые вопросы жизнедеятельности своего коллектива и принимает по ним необходимые решения;

рассматривает и утверждает план внеклассных мероприятий, слушает отчеты и информацию ответственных лиц и органов самоуправления своего коллектива о проделанной работе;

высказывает свои предложения по улучшению образовательного процесса в классе и образовательном учреждении;

избирает классный ученический совет сроком на один год, заслушивает отчеты о его работе, дает им оценку;

заслушивает информацию о выполнении решений предыдущего собрания и принимает по ней соответствующие решения;

избирает делегатов на конференции учащихся образовательного учреждения;

принимает решения о расходовании заработанных учащимися класса денег;

в пределах своей компетенции решает вопросы поощрения и наказания учащихся и др.

4. Классный ученический совет является высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями. Он избирается классным собранием и проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Классный ученический совет:

организует работу по выполнению решений классного ученического собрания и органов ученического самоуправления образовательного учреждения;

обеспечивает дисциплину и порядок в своем коллективе, организует самообслуживание, питание и дежурство учащихся;

организует помощь неуспевающим и отстающим в учебе ученикам;

готовит и проводит классные ученические собрания и внеклассные мероприятия, обеспечивает участие класса в общешкольных делах;

обсуждает отчеты и информацию ответственных и уполномоченных лиц, принимает по ним решения;



организует оформление классной комнаты, выпуск классной стенгазеты, «молний», «боевых листков» и т.д.;

решает конфликты и споры между учащимися и др.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017