slonam.ru Тема: «Мой верный друг – язык мой русский»
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Тема: «Мой верный друг – язык мой русский»

 

  Цели: - повторить знания учащихся по русскому языку;



           - формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

           - развивать творческие способности учащихся. память, внимание, стремление узнавать новое



-способствовать закреплению полученных знаний,

- расширять кругозор учащихся.

 Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями

 

 



 Ход занятия:

 

 Ведущий:



 «Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» -  так 

 охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

 Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:

 «На столе моём – книги,

 Много радостных книг!

 Их открыл мне учитель –

 Мудрый русский язык!

 Он к сокровищам знаний –

 Ключ волшебный в руке.

 Говорю с целым миром

 Я на том языке».

 

 Раздаётся стук в дверь.



 Ведущий (открывая дверь):

 Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!

 

 Русский язык:



 Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами!

Конкурс «ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ»

(Отгадав загадки, из первых букв отгадок составляют слово)



На пяти проводах

Отдыхает стая птах. (Ноты)

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (Август)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

Рогатый, а не бодается. (Месяц) НАУМ

- 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда, по древнему обряду это был горшок, густо усеянный монетами.

- А вот как учили буквы раньше на Руси.

Аз, буки – бери указку в руки.

Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.

Ер, еры – упал дедушка с горы.

Аз, буки – вот и все науки.

- И так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: «БУКИ», «АЗ» – «БА». И лишь на третий год начинали читать. Мы учимся этому за один год. Вспомним, как мы учили, запоминали буквы алфавита.



А Б В Г Д Е Ё -

Постираем всё бельё.

Ж З И Й К Л М –

Апельсинку быстро съем.

Н О П Р С Т У –

Погуляем на мосту.

Ф Х Ц Ч Ш Щ -

Ах, какая чаща!

Ъ Ы Ь –

Не запомнятся никак!

Э Ю Я –

Вот и все наши друзья!

Ø Все вы знаете буквы, порядок букв, т.е. АЛФАВИТ

Ø А теперь 2–ки попробуют «КОШКУ» превратить в «МЫШКУ».

(КОШКА, МОШКА, МЫШКА) – менять только одну букву.

Ø А знаете ли вы, как называются детёныши животных? Это мы сейчас и проверим.

Кот бежал к своим … (котятам).

Крот спешил к своим … (кротятам).

Белка прыгала к ...(бельчатам).

Лось шагал к своим ...(лосятам).

Торопился волк к …(волчатам).

А лиса неслась к … (лисятам).

Курица бежит к …(цыплятам).

А лошадка к … (жеребятам).

Ø Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?



Увлечённо говорить – заливаться …(соловьём).

Ни к чему не придерёшься – …(комар) носа не подточит.

Каждой группе будет дано такое же задание – догадаться, какое название животного нужно вставить.



Суетиться, хлопотать – крутиться как …(белка) в колесе.

Пригрозить – показать, где …(раки) зимуют.

Стремиться выполнить сразу несколько дел – гоняться за двумя … (зайцами).

Слегка, наскоро перекусить – заморить … (червячка).

Хитрить, изворачиваться – извиваться …(ужом).

Сильно преувеличивать – делать из …(мухи слона).

Тревожно, неспокойно – на душе скребут …(кошки).

Приобретать что-то неизвестное – покупать …(кота) в мешке.

Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы 

 русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, 

 а вы мне в ответ – во множественном. Отвечайте хором:

               Нога - … (ноги)

               Рука - … (руки)

               Дуга - … (дуги)

               Мука - … (нет мн.числа)

 

 Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. 



 Продолжаем дальше:

               Ведро - … (вёдра)

               Бедро - … (бёдра)

               Метро - … (нет мн.числа)

               День - … (дни)

               Пень - … (пни)

               Лень - … (нет мн.чила)

               Цыплёнок - … (цыплята)

               Козлёнок - … (козлята)

               Бочонок - … (бочонки)

 

 Ведущий:



 

 Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям. Оценивать ваши

 знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.

 

 Конкурс «Пятнадцать ква»



 

 Ранним утром на опушке

 Громко квакают лягушки.

 Много слов, и все слова

 Всегда в себе содержат «ква».

 В середине и в начале,

 И вразбивку, и подряд…

 Вы слова не раз встречали,

 Пусть они заговорят!

 

 Этот «ква» научит читать (буКВАрь)



 Эта – стремиться атаковать (КаВАлерия)

 Этот жажду в жару утоляет (КВАс)

 Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)

 Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)

 Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)

 Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)

 На этом Колумб отплыл на заре (КараВеллА)

 Эта, звук означая, молчит (буКВА)

 Эта даёт молоко и мычит (КороВА)

 Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)

 Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)

 Эта орехи впрок запасает (КедроВкА)

 Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)

 

 Ведущий:



 

 Молодцы! С таким сложным заданием справились! Следующий конкурс   

 называется «Про многозначные слова и омонимы». Я читаю вам загадки, а вы

 постарайтесь отгадать.

 

 Конкурс «Про многозначные слова и омонимы»



 

 Одна нам ночами на небе сверкает.

 Другая на сцене поёт, выступает.

 В глубинах морских наша третья живёт.

 На ёлке четвёртая есть в Новый год.             (звезда)

 

 Первый – нос у поросёнка,



 Что визжит ужасно звонко.

 В кошельке лежит второй,

 Ты беги скорей – открой!

 Третий в сказке обитает,

 Винни-Пуху помогает              (Пятачок)

 

 Первая с ниткой всегда неразлучна,



 Шить, вышивать им на пару не скучно.

 Дружит со шприцем подруга вторая,

 Маленьких деток уколом пугая.

 Третья на ёлке местечко нашла,

 Место листочка она заняла.

 Ну а четвёртая ёжику служит,

 С колкой защитницей ёжик не тужит          (игла)

 

 



 Первым лиса очень любит гордиться,

 Нам он на шапочку может сгодиться.

 А вот второй есть у птиц, самолёта:

 Очень он нужен им всем для полёта.

 Третьим виляют бумажные змеи,

 Тянется он за кометой Галлея.

 Ну а четвёртый – тот дружит с расчёской,

 На голове он зовётся причёской.

 Двоечки коль твой дневник украшают,

 Пятый тогда у тебя отрастает                     (хвост)

 

 Первая ярко на небе сверкает,



 Дождь и грозу нам она предвещает.

 А вот вторую в одежде найдёте,

 Быстро со скрипом её застегнёте           (молния)

 

 Первые все мы в игре набираем,



 Если их больше – в игре побеждаем.

 Зренье вторые нам улучшают,

 Летом от солнца глаза защищают             (очки)

 

 



  Конкурс «Подбери пару»

 

 Ведущий:



 Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились 

 предложения, выражающие законченную мысль.

 

  Крупные капли дождя                          торчали из снежных сугробов



  Пушистые снежинки                            весело катались с горки

  Маленькая собачонка                          летела в тёплые страны

  Голые кусты                                       барабанили по крыше дома

  Деревенские ребята                            порхали в холодном воздухе

  Большая стая лебедей                          громко лаяла на прохожих

 

  Загадки-кроссворды на словарные слова



 

  1. А – в начале,

      З – в конце.

      Сам он вырос на бахче,

      Очень сладкий на вкус

      Называется… (арбуз)

 

  2. Буква Е и буква Ё.



      Все вы знаете её.

      Белый ствол её примета.

      Назовите слово это  (берёза)

 

  3. Для вас открыты А и Я,



      А слово назовите сами.

      Сидит здесь маленький зверёк

      Трусливый с длинными ушами   (заяц)

 

  4. Сначала А, потом уж О.



      Все вы знаете его.

      Из одежды – слово то

      И называется … (пальто)

 

  5. В этом слове буква А –



      В трёх слогах стоит одна.

      Он умеет рисовать,

      Может слово написать.

      Ответ теперь мне быстро дашь –

      Конечно, это … (карандаш)

 

   6. Что за слово загадали?



       Буквы О три еапмсали.

       Помогу назвать вам слово:

       Это нам даёт корова.

       Догадались вы легко,

       Это слово… (молоко)

 

   7. Две буквы И и Ц одна.



      Очень любит кур она.

      Что за слово здесь таится

      Угадали вы? … (лисица)

 

   8. Во мне две О, не забывайте,



      А как зовут меня – узнайте.

      Рублю дрова я с давних пор,

      И называюсь я … (топор)

 

     Конкурс «Блиц-опрос»



 

   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу   

         (текст)

   3.   Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

   4.   Сколько букв в русском алфавите? (33)

   5.   Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

   6.   Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

   7.   Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

   8.   Главный член предложения, который обозначает, что делает

         подлежащее, называется…(сказуемым)

   9.   Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

   10.        Как переносятся слова с двойными согласными?

 

 



  Ведущий:

  Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.

 

  Русский язык:



  Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам: «До свидания!» Не раз я приду 

  ещё к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко



  пожимаю им руку.

 

  Награждает победителей, пожимает им руки
страница 1
скачать файл

Смотрите также:

Еделя филологии
11.01kb. 1 стр.


© slonam.ru, 2017