slonam.ru Развитие налогообложения в России Экономическая сущность и принципы
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5
Тема 1. Социально-экономическая сущность налогов

  1. Развитие налогообложения в России

  2. Экономическая сущность и принципы налогообложения

  3. Функции налогообложения




  1. Развитие налогообложения в России

Налоги возникают и развивается вместе с государством. Самой ранней формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

Позже возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной в течение многих столетий.



Интересна система налогообложения в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей, и только военное время жители Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Сумма налога определялась каждые 5 лет избранными чиновниками-цензорами, которым граждане Рима подавали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении (прототип декларации о доходах). В условиях разрастания Римского государства, основания и завоевания все новых городов-колоний происходят изменения и в налоговом праве. В колониях вводятся коммунальные налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. В случае победоносных воин налоги уменьшались, порой совсем отменялись. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.

Примечательно, что единой налоговой системы не существовало.

Император Август Октавиан (63г. до н.э. – 14г. н.э.) осуществил реорганизацию финансового хозяйства, в том числе налоговую реформу. Была переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)

Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги: с оборота, на наследство. Так как население вносило деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежных отношений, углублять процесс разделения труда урбанизации, что свидетельствует о том, что уже в древнем Риме налоги играли стимулирующую роль.

В отличие от Европы налоговая система Руси стала формироваться несколько позже. Только во время принятия в 988г. христианства – крещения Руси начала складываться финансовая система Древней Руси.

Олег после своего утверждения в Киеве устанавливает дань с подвластных племен, которая взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за нею. Постепенно вводится сначала нерегулярный характер, а затем более систематический прямой налог.

Косвенные налоги были представлены различными торговыми и судебными пошлинами. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через городские заставы, «гостиная» - за право иметь склады, «вес» и «мера» - за взвешивание товаров, «вира» представляла собой штраф за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига русские князья платили Золотой Орде дань под названием «выход», которая сначала собиралась баскаками – уполномоченными хана, а затем и самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.

В 1480г. Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему Руси, прекратив уплату «выхода». В это время вводятся следующие налоги: «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей; налоги ямские, пищальные (используемые на производство пушек); сборы на гороховое и засечное дело и строительство засек (укреплений на южных границах московского государства). Размер прямых налогов определяется с помощью «сошного письма», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы – «сохи» и определение на этой основе налогов.

Попытку упростить и упорядочить налоговую систему предпринял царь Алексей Михайлович (1629-1679), который в 1655г. создал Счетный приказ, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, анализирующих приходные и расходные книги, что позволило довольно точно определить бюджет Российского государства на тот период.

При Петре 1 (1672-1725) начала складываться устойчивая финансовая и налоговая политика Российского государства, хотя крупномасштабные государственные преобразования и многочисленные войны вызывали постоянную нехватку финансовых ресурсов. Бурному развитию промышленности предшествовала налоговая реформа. Появились новые налоги: гербовой сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований, налог на бороды.

В период правления Екатерины II (1729-1796) вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий. Купечество стало уплачивать гильдейскую подать – процентный сбор с объявленного капитала. При этом размер капитала записывался «по совести каждого». В доходах казны более 40% составляли косвенные налоги.

В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце XIX в. вместо подушной подати вводится налог с городских строений, широкое распространение приобретает оброк – плата крестьян за пользование землей (земельный налог согласно действующей в настоящее время налоговой системе России). Новые экономические виды деятельности порождают новые налоги: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществу,0 процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т.д.

1 сентября 1914г. Россия вступила в мировую войну, что губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Чтобы покрыть военные расходы, правительство повышает налоги и сборы, вводит новые акцизы, прибегает к внутренним и внешним займам. Февральская революция только усугубила положение.

С 1917г. начинаются новые экономические преобразования в России. В 1921г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары. В 1922г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, переводимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т.д. В 1923г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий.

Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1946г. действовал военный налог. В 1946г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы, что стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х гг.

В 1991г. начинается широкомасштабная налоговая реформа. 27 декабря 1991г. принимаются законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге на физических лиц», что создает фундамент налоговой системы современной России.

С 1.01.99г. введена 1 часть НК РФ, которая существенно повлияла на структуру налоговой системы, уменьшилось количество региональных и местных налогов. Помимо изменения структуры налоговой системы, реформированию подверглись налоговые органы, затрагивались вопросы межбюджетных отношений в части разделения налоговых доходов.

В настоящее время продолжается работа над 2-ой частью НК РФ, в которой объединяют федеральные, региональные, местные налоги и специальные налоговые режимы. (с 1.01.2001. гл. 21).


  1. Экономическая сущность и принципы налогообложения

Изъятие государством части национального дохода в свою пользу для формирования финансовых ресурсов (бюджета) составляет финансово-экономическую сущность налогообложения.

Определение налога приведено в п.1 ст.8 Налогового Кодекса РФ. Налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Признаки налогов:

- обязательность платежей;

- безвозмездность платежей;

- общественно-возвратный характер налогов;

- налоговые отношения обуславливают смену форм собственности;

- законность установления налогов (т.е. налоги взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами).

Наряду с понятием «налог» в налогов законодательстве часто применяются иные термины: акцизы, сбор, взносы, платежи, пошлина, плата, отчисления.

Данные термины с юридической точки зрения равнозначными и имеют одно и то же значение. Их употребление в том или ином случае объясняется сложившейся практикой и традициями. Однако между налогами, сборами и иными платежами существует определенные различия теоретического характера.



Сбор – всегда целевой платеж, который является платой государству за оказание услуги налогоплательщику.

В соответствии с НК сформированы след принципы н/о на территории РФ:



    • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

    • н/о д.б. всеобщим, равным и учитывать платежеспособность налогоплательщиков

    • н/о д.б. справедливым

    • налоги должны иметь экономическое обоснование и не м.б. произвольными;

    • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;

    • не допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала

    • не допускаются налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ

    • никто не обязан уплачивать налоги и сборы не установленных НК

    • нормативные акты использованных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.


3. Функции налогов

Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет следующие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Основная функция налогов - фискальная – состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются, прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Тема 2. Понятие и структура налоговой системы России


  1. Экономические основы налоговой системы РФ

  2. Принципы построения налоговой системы России

  3. Налоговая система зарубежных стран: общая и особенная

  4. Классификация налогов


1. Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и иных платежей.

В РФ представлена 3-х уровневая налоговая система.. в соответствии с НК РФ (ст.13,14,15) НС включает:



  1. федеральные налоги : НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, ЕСН, государственная пошлина, сбор за право пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

  2. региональные налоги и сборы: налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес;

  3. местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

1). Единый с/х налог (гл.26.1. НК РФ)

2) упрощенная система н/о (гл.26.2. НК РФ)

3) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (гл.26.3 НК)

4) специальные режимы н/о при использовании договора о разделе продукции (26.4)
2. Принципы построения налоговой системы России

Современных условиях налоговая система должна отвечать следующим принципам:



  1. взаимоотношение налогоплательщиков и государства должно носить правовой характер;

  2. взимание налогов д.б. соразмерно доходам налогоплательщиками;

  3. доступность и открытость информации по н/о

  4. издержки по сбору налогов д.б. минимальными;

  5. налоговое законодательство д.б. стабильным;

  6. нейтральность н/о в отношении форм и методов экономической деятельности;

  7. равенство налогоплательщиков перед законом;

  8. равномерно распределение налогового бремени между налогоплательщиками;

  9. соблюдение налоговой тайны

  10. способы и время взимания налогов д.б. удобны;

В соответствии с НК сформированы след принципы н/о на территории РФ:



    • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

    • н/о д.б. всеобщим, равным и учитывать платежеспособность налогоплательщиков

    • н/о д.б. справедливым

    • налоги должны иметь экономическое обоснование и не м.б. произвольными;

    • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;

    • не допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала

    • не допускаются налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ

    • никто не обязан уплачивать налоги и сборы не установленных НК

    • нормативные акты использованных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

3. Налоговая система зарубежных стран: общая и особенная
Система налогов и сборов во всех странах служит важным механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорения научно-технического прогресса, социального развития и внешнеэкономической связи.

В каждой стране в соответствии с налоговым законодательством ставятся определенные задачи:

В США – поддержание конкурентной среды; защита интересов средних классов; справедливое распределение национального дохода; стимулирование развития среднего и малого бизнеса.

В Великобритании – поощрение занятости; содействие накопления и долгосрочным инвестициям.


Основным показателем экономической роли налогов является удельный вес налогов в ВВП. Он колеблется от 28,4% в Японии, до 45,7% во Франции. В России донным показатель составляет 33,7% в 2001г.

Налоговая система зависимая от типа государства, включает в себя в федеративных государствах: федеральный, региональный, местный.

В унитарных государствах 2 уровня : государственный и местный.

В таких странах, как США, Канада, Япония преобладают прямые налоги, во многих других косвенные налоги.

В годы великих темпов инфляции наблюдается рост прямых налогов в ВВП за счет косвенных.

Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц.

Государство использует разные методы налового федерализма:


  1. закрепленные опред налогов за соответствующим бюджетом

  2. установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящий бюджеты налогов

  3. определенные трансфертных платежей в пользу нижестоящих бюджетов




  1. Классификация налогов

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам. По способу взимания налогов различают:- прямые; - косвенные.


страница 1 страница 2 ... страница 4 страница 5
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017