slonam.ru Приказ по школе № от 2011 года Образовательная программа
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1 ... страница 17 страница 18 страница 19 страница 20

3.7. Программа «Управление качеством образования на основе

образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса школы»

(на 2011-2012 учебный год)



Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Паспорт программы

  3.  Методологические положения программы

  4. Модель управления качеством образования

  5. Система управления качеством образования школы и объекты мониторинга

  6. План действий по реализации целей и задач программы мониторинга

  7. Прогнозируемые результаты на 2011 -2012 учебный год

  8. Возможные ограничения и риски

  9. Используемая литература


1. Пояснительная записка
В современной модели развития обучающегося, особенно в период перехода образования на новые стандарты обучения, ведущим является направление опережающего развития качеств человека, формирование ключевых компетенций. Решение этих задач невозможно без решения проблемы качества образования, без выполнения ряда психолого-педагогических условий: соответствия процесса обучения функциональным и психологическим возможностям детей, личностно ориентированного взаимодействия взрослых и детей, предоставления каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнерства, создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, возможности для творческой самореализации, адаптации к самостоятельной жизни в современных условиях.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех её элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

В современной школе правильное распределение должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечение педагогов в управление школой позволяет расширить базу управления и самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества образовательного процесса.

Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

 Методологический инструментарий мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса

Методологический инструментарий мониторинг эффективности учебно-воспитательного процесса предусматривает использование следующих методов.



Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов путем анализа результатов и способов выполнения объектами мониторинга ряда специально-разработанных заданий.

Опрос – получение информации, заключенной в словесных сообщениях. Используются разнообразные виды опроса:

  • анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы анкеты;

  • интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведении разговора между исследователем и объектами мониторинга по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов опрашиваемых, что создает благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

  • беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога с целью получения необходимых сведений.

  • Психолого-педагогическое наблюдение описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей объектов мониторинга. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

  • включенное наблюдение – наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с объектами мониторинга, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

  • узкоспециальное наблюдение – направлено на фиксирование строго определенных параметров (психолого-педагогических явлений).

  • психолого-педагогический эксперимент.

В рамках мониторинга предусматривается внедрение в педагогическую практику и иных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности деятельности образовательного учреждения.

Необходимость непрерывного ведения оценки учебно-воспитательного процесса школы – мониторинга – была обусловлена результатом анализа основных показателей учебного заведения за последние 3 года, который выявил следующее:

1) низкие показатели ГИА по русскому языку продемонстрировали неверный подход к подготовке к итоговой аттестации всех участников образовательного процесса;

2) ежегодно увеличивается количество школьников, имеющих одну «3» по предметам, качество знаний обучающихся продолжает оставаться стабильно низким, что обусловлено недостаточным вниманием педагогов вопросу реализации принципов личностно-ориентированного подхода, а также ими не учитывается важность специфики построения урока для пополнения пробелов в знаниях;

3) происходит снижение показателей уровня физического здоровья школьников, что обусловлено разнообразными факторами (исходное состояние здоровья школьников, неверный подход к их здоровьесбережению во время образовательного процесса);

4) наблюдается низкий процент качества участия школьников в разных этапах предметных школьных олимпиад и научно-практических конференциях, что объясняется отсутствием в школе целостной системы работы с одаренными детьми;

5) наблюдаются затруднения педагогов в организации обучения школьников, основанном на использовании проектной и исследовательской деятельности, а также в рамках введения ФГОС.

Следует отметить, что в последние годы в школе использовались элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживался уровень учебных достижений класса по предметам, характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимый мониторинг осуществлялся по данным отчетов классных руководителей и учителей – предметников. Аналитическая часть мониторинга сводилась к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода.

Несмотря на определённую результативность, следует отметить, что подобный мониторинг не позволял увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности, что было вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в массовой школе.

Более детальный анализ снижения качества знаний учащихся определил личностные причины этого:

· Отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни.

· Негативное отношение к учителю данного предмета.

· Низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.

Анализ осуществляемого мониторинга поставил перед администрацией школы следующие вопросы:


1. Как оценить динамику изменений в учебном и личностном росте ребенка?

2. Как оценить деятельность педагогов по развитию ребенка?

3. Как представить результаты образовательного процесса при анализе деятельности школы?

4. Как управлять мониторингом качества образования?

5. Как усовершенствовать существующий мониторинг на основе информационных технологий?

6. Как оценить влияние здоровья учащегося на его учебные достижения?


В ходе анализа выявленных проблем коллективом школы было принято решение о рассмотрении качества образования как совокупности показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития всех участников образовательного процесса, что и легло в основу показателей мониторинга.

В ходе разработки образовательного мониторинга, были определены направления приоритетной для педагогического коллектива информации:

1. Личностно-ориентированный мониторинг обучающихся (степень обученности и обучаемости, показатели здоровья, статус семьи).


  1. Диагностика педагогических кадров.

  2. Особенности педагогического процесса (технологии и методы обучения, время обучения, методы оценки).

  3. Особенности результатов обучения (результаты итоговой аттестации, внутришкольных и внешкольных тестирований).

  4. Вложения в образование (ресурсы и специфика их использования).


2.Паспорт программы


 

Наименование

Программа мониторинговых исследований качества образовательного процесса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области" на 2011-2014 уч.г.

Назначение Программы

Программа является организационно – правовой основой функционирования школы

 

Основания разработки

Программы

  •  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р);

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803);

  • О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001г. №871);

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783);

- Об основных направлениях комплексной модернизации системы общего образования Белгородской области на 2007-2009 годы (постановление правительства Белгородской области №79-пп от 09.04.2007 г.);

- областная программа «Развитие региональной системы оценки качества образования Белгородской области на 2008-2010 годы»;

- О муниципальном комплексном проекте модернизации образования в Шебекинском районе на 2007-2009 годы (постановление главы Шебекинского района №958 от 31.05.2007г.);

- Районная программа «Развитие муниципальной системы оценки качества образования муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино Белгородской области» на 2008-2010 годы»;




Муниципальный заказчик Программы


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области"  

Разработчики

Программы

Администрация и педагогический коллектив МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области"  

 

Исполнители

реализации Программы

Участники образовательного процесса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области"  

 

Стратегическая цель школы

Создать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции – с учётом различия их склонностей и способностей.

Цель Программы

Проектирование и апробация эффективной модели управления качеством образования на основе внедрения образовательного мониторинга в учебно-воспитательный процесс МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области"

 

Задачи

1. Разработать и описать модель управления качеством образования на основе образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе школы.

2. Апробировать модель управления качеством образования на основе образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе школы.

3.  Создать систему научно-методического обеспечения и психологическо­го сопровождения программы управления качеством образования на основе образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе школы.

4.  Разработать методические рекомендации по повышению эффективно­сти управления образовательным учреждением в контексте управления качест­вом образования.



Сроки реализации

2011-2012 гг.

На первом этапе предусмотрены работы, связанные с планированием и проведением мероприятий, направленных на нововведения: формирование команды мониторинга, определение начального уровня показателей результативности программы мониторинга; выявление направлений мониторинга; планирование программных мероприятий; создание новых структурных подразделений; разработка локальных актов.

На втором (основном) этапе проводится организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования, сравнительный анализ и анализ факторов, влияющих на динамику качества образования; оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования для принятия управленческих решений ответственными за качество образования общеобразовательного учреждения.

На третьем этапе реализуются мероприятия, направленные на анализ результатов, внедрение и распространение положительных форм и методов работы, полученных на предыдущих этапах. Осуществляется саморегулирование и корректирование деятельности ОУ в соответствии с уровнем достижения поставленной цели и задач; производится анализ успехов и неудач, определение дальнейших направлений развития мониторинга качества образования.


Предмет мониторинговых исследований качества образования

- результаты учебной и образовательной деятельности;

- образовательные программы;

- профессиональное мастерство педагогов и сотрудников школы;

- результаты воспитательной деятельности;

- результаты реализации программы развития школы.

 


Объект мониторинговых исследований качества образования

Качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных ус­луг в отношении всестороннего развития личности школьника.

 


Субъект мониторинговых исследований качества образования

- учителя – предметники;

- учащиеся;

- классные руководители;

- педагоги и сотрудники школы;

- администрация школы;

- социум;

- родители.



3. Методологические положения программы
ИДЕЯ ПРОГРАММЫ: изучить информацию об организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целях компетентной организации его управления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение непрерывного слежения за состоянием функционирования и развития учебно-воспитательного процесса школы с последующим проектированием и реализацией эффективной модели управления качеством образования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Разработать и описать модель управления качеством образования школы.

2. Внедрить модель управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе.

3. Создать систему научно-методического обеспечения и психологического сопровождения программы управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в учебно-воспитательном процессе

4. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности управления школой в контексте управления качеством образования.

ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА: качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества в отношении всестороннего развития личности школьника.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ на основе мониторинга:

1. Эффективность (определяется уровнем образованности выпускников, положительной динамикой всех показателей школы в целом и каждого ученика в отдельности);

2. Надежность (определяется в реализации принципа преемственности между ступенями);

3. Оптимальность (измеряется совокупностью затраченных сил, времени, образовательных ресурсов);

4. Устойчивость (предполагает стабильность педагогических кадров);

5. Объективность (отражает способность педагогического контроля точно передавать необходимую информацию);

7. Систематичность (характеризует проведение мониторинга на всех этапах педагогической деятельности);

8. Дифференцированность. (предполагает создание учащемуся права выбора в представленных заданиях и видах деятельности);

9. Прогрессивность (обеспечивает улучшение показателей образовательного процесса)
10. Интегративность (подразумевает реализацию гуманизации и гуманитаризации образовательной среды);

11. Демократичность (предполагает право выбора участниками образовательного процесса своей позиции и участии в управлении школой).



4. Модель управления качеством образования
Миссия школы – воспитание социально-компетентной личности и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала участников образовательного взаимодействия.
Нормативная база для оценки качества образования: государственный образовательный стандарт, образовательная программа школы, учебный план, утвержденная система критериев, Устав школы, соответствующие локальные акты школы.

5. Система управления качеством образования школы и объекты мониторинга
Система управления качеством образования школы может быть представлена в следующем виде: администрация школы → учитель - предметник → классный руководитель → ученик → родитель. Каждое из данных звеньев, участвуя в системе управления качеством образования, преследует определённые цели:

1.Создание условий для повышения качества образования (для обучающихся и педагогов).

2.Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса.

3.Обеспечение эффективного социального партнерства.

4.Создание эффективной информационной системы.
Критериями мониторинга учебно-воспитательного процесса школы являются следующие:

Показатели качества образовательной деятельности школы:

1. Обученность (результаты учебного процесса по предмету).

2. Обучаемость (тестовые методики).

3. Уровень сформированности общеучебных ЗУНов.


Показатели качество ресурсного обеспечения:

1. Сохранение и расширение МТБ: сроки службы школьного имущества, полнота укомплектованности мебелью, учебниками, расходными материалами, рациональное использование столовой, спортзала, спортплощадки, пришкольного участка, эффективность использования компьютеров.

2. Качество учебного плана и образовательных программ:

- Рациональность учебного плана: сбалансированность компонентов, практико-ориентированность;

- Эффективность учебных программ: преемственность и согласованность содержания программ по годам обучения и предметным областям;

- Наличие специалистов по каждому предмету;

- Полное учебно-методическое обеспечение;

- Вариативность курсов по выбору.


Качество достижений учащихся:

1. Высокие учебные достижения учащихся: результаты стандартных контрольных срезов, окружных контрольных работ, результаты ЕГЭ, ГИА, количество медалистов, количество призеров и победителей предметных олимпиад, конкурсов разного уровня.


2. Высокие внеучебные достижения учащихся: участие в кружках по интересам и спортивных секциях, количество победителей конкурсов и спортивных соревнований, участие в социальных проектах разного уровня.

3. Продолжение обучения старшеклассников.


Качество педагогического коллектива:

  1. Количественный показатель учителей с высшей и первой квалификационной категорией.

  2. Наличие курсовой переподготовки учителей.

  3. Активность и результативность деятельности педагогического коллектива: участие в педагогических форумах, конкурсах педагогического мастерства, социальных проектах (результативность участия).

Качество школьной культуры и психологического климата школы:

  1. Высокий уровень безопасности и здоровьесбережения учащихся: работа по сохранению контингента учащихся и педагогов;

  2. Высокие показатели исследований по проблемам физического и психического здоровья учащихся;

  3. Высокие показатели исследований по состоянию психологического климата школы.

Личностные достижения родителей обучающихся:

1.Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.

2.Обесепечение систематического контроля за результатами обучения ребенка.

3.Исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя.

4.Участие в соуправлении школой.


  1. План действий по реализации целей и задач программы мониторинга

Этап, сроки

Мероприятия

Ответственные


Организационный этап (сентябрь 2011-2012 уч.г.)

Сентябрь 2011-2012 уч.г.

1. Изучить все федеральные, региональные и муниципальные программы по проблеме качества образования.

2. Разработать локальные акты, необходимые для реализации программы.

3. Ознакомить педагогический коллектив с принципами программы мониторинга.

4. Разработать и апробировать механизм и инструментарий оценки системы качества образования.

5. Создать группу мониторинга.

6. Разработать критерии комплексной оценки объектов мониторинга.

7. Создание методической базы мониторинга.

8. Провести первичную диагностику среды деятельности ребенка: образовательной, психологической, семейной.

9. Обеспечить психологическое наблюдение за учащимися.

10. Выявление детей группы риска.

11. Выявление одаренных детей.


Директор школы, заместители

директора по УВР и ВР, психолог школы, медицинский работник, классные руководители



Практический этап (октябрь – апрель 2011-2012 уч.г.)


Октябрь


1. Мониторинг успешности чтения учащихся 2 – 6 классов.

2. Вводная диагностика по русскому языку и математике в 3 - 11 классах.

3. Анализ влияние пропусков учащимися учебных занятий на образовательные результаты.
4. Мониторинг внеучебных достижений учащихся школы.

5. Мониторинг здоровья учащихся на начало учебного года.

6. Анкетирование учащихся «Мое отношение к знаниям» (6, 10 классы), «Умеете ли вы учиться?» (7, 9 классы), «Уровень социализации личности» (8,11 классы).


Заместители

директора по УВР и ВР, психолог школы, медицинский работник, классные руководители



Ноябрь - апрель

1. Совершенствование программы мониторинга, внесение коррективов и изменений.

2. Обсуждение данных первичного мониторинга на заседании органов самоуправления, педсовете, методических объединениях.

3. Проведение мониторинга по следующим параметрам:

- здоровье обучающихся и педагогов;

- уровень успеваемости, степени обученности школьников;

- динамика познавательных интересов;

- уровень социализации личности учащегося;

-предварительная профессиональная определенность старшеклассников;

-комфортность деятельности педагогов;

- уровень владения педагогами информационными технологиями.

4. Проведения марафона педагогических идей по улучшению качества образования.

5. Обеспечение текущего психологического наблюдения за учащимися.

6. Диагностика состояния здоровья учащихся всех возрастных групп.

7. Проведение тренингов для учащихся по самопознанию и самореализации.

8. Работа с одарёнными детьми.


Заместители

директора по УВР и ВР, психолог школы, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники



Обобщающий этап (май - июнь 2011-2012 уч.г.)

Май - июнь

1. Реализация личностноориентированного подхода к обучению и воспитанию на основе данных мониторинга по общеучебным ЗУН.

2. Планомерная работа с одаренными и слабоуспевающими детьми.

3. Проведение мониторинга по всем указанным выше параметрам.

4. Обобщение опыта работы учителей школы.

5. Обеспечение текущего психологического наблюдения за учащимися.

6. Диагностика среды деятельности школьников: школьная, семейная, неформальная.

7. Подведение итогов реализации программы мониторинга. (Обобщение опыта работы).


Заместители

директора по УВР и ВР, психолог школы, медицинский работник, классные руководители, учителя-предметники




7. Прогнозируемые результаты на 2011 -2012 учебный год

1. Создание системы по повышению основных показателей школы.

2. Снижение количества учащихся, имеющих одну «3» по предмету на 50%.

3. Личностный рост ученика и учителя.

4. Устойчивая положительная внутренняя мотивация к учению у обучающихся и к педагогической деятельности у педагогов.

5. Удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий школьников и их родителей.

6. Стабильность физического и психического состояния субъектов образовательного процесса.

7. Развитие ключевых компетентностей обучающихся.

8. Создание единой информационной сети школы.
8. Возможные ограничения и риски

· Инертность педагогического коллектива.

· Неосознанная позиция родителей к образованию.

· Недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности.

· Средний потенциальный уровень контингента обучающихся.

· Недостаточный материально-технический ресурс школы.



· Устойчивая тенденция к снижению здоровья в микросоциуме.

1


страница 1 ... страница 17 страница 18 страница 19 страница 20
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2018