slonam.ru Общие данные техническая характеристика
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Раздел 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 

Показатели

ВАЗ-2108-91

ВАЗ-2109-91

ВАЗ-21099-91

ВАЗ-2115-91

Общие данные

Снаряженная масса, кг

975

1000

1025

1040

Время разгона с места с переключением
передач до скорости 100 км/ч сек

9,0

9,5

9,5

9,5

Двигатель

Модель

ВАЗ-415

Тип

четырехтактный, бензиновый, карбюраторный

Число секций

2

Ширина статора, мм

80

Радиус производящий, мм

102

Эксцентриситет, мм

15

Эквидистанта, мм

3

Рабочий обьем камеры, дм3

0, 654

Степень сжатия

9, 4

Номинальная мощность двигателя
квт (л.с.) при частоте вращения
эксцентрикового вала 6000 об/мин
по ГОСТ1484 6-81 брутто, не менее

99,2 (135)

Максимальный крутящий момент,
Н.м (кгс.м) при частоте вращения
эксцентрикового вала 4500 об/мин
по ГОСТ 14846-81 брутто, не менее

176 (18,0)

Масса двигателя по ГОСТ 14846-31, кг,

135




Показатели

ВАЗ-2108-91

ВАЗ-2109-91

ВАЗ-21099-91

ВАЗ-2115-91

Трансмиссия

Главная передача

3,7 или 3,9

Ходовая часть

Шины

175/70R80H или 165/70R76H


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОК И КОНТРОЛЯ

Минимальная частота вращения эксцентрикового вала, об/мин 

900

Прогиб ремня привода генератора при усилии 100 Н (10 кгс), мм

10-15

Максимальная температура масла на входе в двигатель при температуре окружающего воздуха плюс 20...30 град.С, град.С, - длительно

100

кратковременно 

110

Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла 40...100 град.С и частоте вращения эксцентрикового вала 6000 об/мин, МПа(кгс/см2)

О,4...О,6 (4...6 )

Минимальное давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла 40...100 град.С и частоте вращения эксцентрикового вала 1000 об/мин, МПа(кгс/см2)

0.15 (1.5)

3

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ГОРЮЧЕСМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЖИДКОСТИ

 


Место заправки или смазки

Количество,  л

Наименование

Система охлаждения двигателя/ включая систему отопления(при температуре до -40 град.С)

9.0

Охлаждающая жидкость ТОСОЛ А-40

Система смазки двигателя, включая масляный фильтр при температуре окружающего воздуха: от -20 до +35 град. С

от -30 до +30 град. С от -20 до +45 град. С


от -25 до +35 град. С

5,5

Моторные масла:

М12ГИ ТУ38-1-01-48-85 М10ГИ ТУ38-1-01-48-85 М5з/10Г1 ГОСТ10541-78 Уфалюб 15W-40 ТУ 38.302-03-2-90 Рексол 15W-40 Рексол 10W-40 ТУ38.301.41.148-92



Примечание: Разрешается использовать " всесезонные" моторные масла российского или зарубежного производства на минеральной основе с уровнем качества по APi не хуже SG.

Класс вязкости масла по SAE может выбираться в зависимости от температурных условий эксплуатации (5W-, 10W-, 15W- или 20W), но вторая группа цифр должна быть 30 или 40, то есть кинематическая вязкость масла при 100 град. С должна быть 12-.-14 сСТ.



Пример: Esso Supper oil 15W-40 ... 15W-30 .

Раздел 2 ДВИГАТЕЛЬ

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ


Причина неисправности

Метод устранения

Двигатель не запускается

1. Недостаточная компрессия двигателя вследствие износа или залегания уплотнений

1. Замерьте компрессию. Если она ниже 7 кг/см2 при оборотах эксцентрикового вала 250-300 1/мин,двигатель подлежит ремонту

2. Нет топлива в карбюраторе :




- не открывается игольчатый клапан

- снимите крышку карбюратора, промойте топливный фильтр, продуйте игольчатый клапан

3. Передозировка топлива карбюратором:




- не герметичность игольчатого клапана

- замените игольчатый клапан новым

4. Не подается напряжение бортсети на узлы основной системы зажигания

4. Проверьте целостность цепей по схеме элекрооборудования. Устраните неисправность

5. Напряжение в бортсети в режиме стартерной прокрутки понижается ниже 6 В

5. Проверьте аккумуляторную батарею, при необходимости зарядите

6. Неисправен контроллер

6. Проверьте контроллер. При отклонении параметров контроллер замените.


Причина неисправности

Метод устранения

7. На коммутатор не поступают управляющие импульсы от контроллера:




- неисправен один или оба индуктивных датчика;

- проверьте исправность датчиков и величину зазора между датчиком и указателем начала отсчета или зубьями венца маховика; при отклонении параметров датчики замените, а зазор установите в пределах 0,3 - 1,2 мм, путем доработки посадочного места под датчиками на картере сцепления

- обрыв в проводах между контроллером и коммутатором

- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените

8. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушек зажигания:




- обрыв в проводах, соединяющих коммутаторы с катушками зажигания ;

- проверьте провода и их соединения/ поврежденные провода замените ;

- неисправен коммутатор или коммутаторы.

- проверьте коммутатор осциллографом, неисправный коммутатор замените

9. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:




- обрыв или замыкание на "массу" вторичной обмотки катушки (катушек) зажигания;

- замените катушку зажигания;

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция

- проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода




Причина неисправности

Метод устранения

2. Неисправен один из коммутаторов

2. Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

3. Неисправен контроллер- характеристики углов опережения зажигания не соответствуют табл.7

3. Проверьте соответствие характеристик У 03 табл.7. При невыполнении характеристик замените контроллер

4 . Неисправен контроллер-

не реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости или разрежения во впускном коллекторе. Характеристика опережения зажигания не соответствует табл.7



4. Проверьте характеристики опережения зажигания контроллера в зависимости от частоты вращения, температуры и разрежения. Замените неисправный контроллер

Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе

1. Недостаточный уровень масла в двигателе

1- Установите необходимый уровень масла

2. Неисправны редукционные клапана

2. Отрегулируйте или замените редукционные клапана

3. Чрезмерные зазоры в масляном насосе

3. Замените масляный насос

4. Чрезмерный зазор в коренных и роторных подшипниках эксцентрикового вала

4. Двигатель подлежит ремонту

5. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества

5. Замените масло рекомендуемым

Повышенный расход масла

1. Подтекание масла через передний сальник эксцентрикового вала

1. Замените сальник передний



Причина неисправности

Метод устранения

2. Подтекание масла через задний сальник

2. Замените сальник задний

3. Износ или залегание маслосъемных колец

3. Двигатель подлежит ремонту

4. Подтекание масла из-под лубрикатора

4. Подтяните крепление лубрикатора или замените прокладку

5. Подтекание масла из-под прокладки масляного бака

5. Подтяните крепление или замените прокладку

6. Подтекание масла через сальник валика управления лубрикатором

6. Замените лубрикатор

7. Повышенный расход масла лубрикатором (см. Руководство по эксплуатации "Проверка работоспособности и величины подачи масла лубрикатором.")

7. Замените лубрикатор

8. Подтекание масла по стыкам рукавов или радиатора.

8. Подтяните гайки или замените радиатор.

При подтекании масла через передний или задний сальники допускается провести их замену без снятия силового агрегата и без разборки двигателя.



Замена переднего сальника

Снимите натяжную планку 1 (рис.1) и ремень 2 привода генератора. Заблокируйте маховик фиксатором. Отверните болт крепления шкива 4 и снимите шкив 5. Снимите корпус сальника 6 с крышки приводов 7, отвернув винты 8. Снимите сальник 9 оправкой для демонтажа. Установите новый сальник оправкой. Установите снятые детали в обратной последовательности.




Рис.1. Замена переднего сальника: 1 - планка натяжная; 2 - ремень привода генератора; 3 - генератор; 4 - болт шкива; 5 -шкив; 6 - корпус сальника; 7 - крышка приводов; 8 - винты крепления корпуса сальника; 9 - сальник

Замена заднего сальника

Снимите коробку передач 1 (рис.2), нажимной диск сцепления 2, ведомый диск 3, Отогните усик шайбы стопорной 4. Отверните гайку маховика 5, заблокировав маховик фиксатором. Снимите маховик 6 со шпонкой с эксцентрикового зала. Не снимая заднего корпуса подшипника 7 с крышки задней 8, снять сальник 9 оправкой для демонтажа. Установите сальник оправкой. Сборку производите в обратной последовательности, затянув гайку маховика моментом 30 кГ.м.




Рис. 2. Замена заднего сальника: 1 - коробка передач; 2 - нажимной диск; 3 - ведомый диск; 4 - шайба стопорная; 5 - гайка маховика; 6 - маховик; 7 - корпус подшипника; 8 - крышка передняя; 9 - сальник.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Насос охлаждающей жидкости приводится в действие клиновым ремнем от эксцентрикового вала (см. рис-3),



Уровень и плотность охлаждающей жидкости проверяйте как указано в Руководстве базового автомобиля.


Рис.3. Схема принципиальная гидравлическая системы охлаждения двигателя ВАЗ-415: 1 - расширительный бачок; 2 - пробка расширительного бачка; 3 - радиатор; 4 - электровентилятор охлаждения радиатора; 5 - термовыключатель электровентилятора; 6 - сливная пробка радиатора; 7 - сливные пробки двигателя; 8 - двигатель; 9 - насос охлаждающей жидкости; 10 - радиатор отопителя; 11 - кран отопителя; 12 - блок подогрева карбюратора; 13 - впускная труба; 14 - термостат

- циркуляция жидкости на холодном двигателе (малый круг)


- циркуляция жидкости на прогретом двигателе (большой круг)

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Замену охлаждающей жидкости на свежую производите в следующем порядке.

Отверните пробку 2 (рис.3) расширительного бачка и откройте рычагом кран 11 отопителя.

Поставьте снизу под двигатель емкость и отверните пробки 6 и 7, закрывающие сливные отверстия в радиаторе, задней крышке статора и в подводящей трубе водяного насоса. Отсоедините шланг от блока 12 подогрева карбюратора. По окончании слива жидкости заверните пробки 6 и 7.

Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до тех пор, пока она не появится в шланге блока подогрева карбюратора. Соедините шланг с блоком и продолжите заливку до тех пор, пока ее уровень будет выше метки "MIN" на 25-30 мм.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости- Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.

НАСОС ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Разборка. Для разборки насоса сделайте следующее:

- снимите шкив водяного насоса 2(рис.4}, отвернув болты 1;

- отверните болты 8 и снимите насос с двигателя;

- отверните гайки 14 и отделите крышку от корпуса;

- спрессуйте съемником ступицу шкива водяного насоса 3;

- выверните стопорный винт 5 и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником 4, крыльчаткой 11 и сальником 6. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

- спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новым.

Сальник насоса 6 и прокладки 9 и 12 при ремонте рекомендуется заменить.

Трещины и деформации крышки 7 и корпуса насоса 10 не допускаются


Рис. 4. Насос охлаждающей жидкости: 1 - болт крепления шкива; 2 - шкив водяного насоса; 3 - ступица шкива водяного насоса; 4 - валик в сборе с подшипником; 5 - винт стопорный; 6 - сальник насоса; 1 - крышка водяного насоса; 8 - болт крепления водяного насоса; 9 - прокладка крышки водяного насоса; 10 -корпус водяного насоса; 11 - крыльчатка; 12 - прокладка водяного насоса; 13 - корпус двигателя; 14 - гайка

Сборка. Сборку выполняйте в следующем порядке:

- с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская перекоса;


- запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 5;
- заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;
- с помощью приспособления напрессуйте крыльчатку, а затем и ступицу, выдержав размеры (70+- 0,2)мм и (27,5 -0,2) мм, показанные на рис.4;
- проверьте надежность соединения крыльчатки и ступицы на валике, приложив к ступице момент 14,5 Н/м(1,5 кгс/м) при закрепленной в тисках крыльчатке. 

Проворот не допускается.

- соедините корпус и крышку, обеспечив зазор между лопастями крыльчатки и корпусом насоса 0,3 ... О,8 мм подбором прокладок поз. 9.

СИСТЕМА СМАЗКИ

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Масляный насос (шестеренчатый) с внешним зацеплением зубьев, с двумя, параллельно работающими редукционными клапанами с одинаковой настройкой давления открытия, размещенными в плоском диске маслозаборника, подает масло в крышку приводов.

В крышке масло разделяется на два параллельных потока. К первому подключается воздушно-масляный радиатор. Второй поток, по мере прогревания масла/встроенным в него термоклапаном, перекрывается при достижении температуры масла 94град.С. Масло из первого канала, проходя по передней крышке воздушно-масляного радиатора, в которой имеется свой терм о клапан и клапан перепада давления, до достижения температуры масла 94град.С не охлаждается в радиаторе и подводится к полнопоточному масляному фильтру. При температуре масла более 94 град.С термоклапан направляет масло через соты радиатора (т.е. производится его охлаждение) к масляному фильтру. При перепаде давления в сотах радиатора более 3 кг/см2 срабатывает редукционный клапан и перепускает часть горячего масла мимо охладителя.

Работа масляного фильтра (степень фильтрации, давление открытия перепускного клапана, грязеемкость) отвечает требованиям ВАЗа и не требует дополнительных разъяснении. После фильтра масляный поток разделяется на два. Один идет для смазки пар трения коренных и роторных подшипников скольжения, упорного подшипника качения, пар трения торцевых уплотнений, винтовой пары и ее подшипников, охлаждения роторов. Второй поток, расход которого ограничен дросселем, идет к дозирующему масляному насосу (лубрикатору) и для смазки пары трения кулачок-толкатель бензонасоса.

От лубрикатора, в зависимости от режима работы двигателя (обороты, нагрузка), строго дозированное количество масла (рис.5) поступает в карбюратор и направляется к парам трения радиальных газовых уплотнений.

Для отвода паров бензина, отработавших газов, проникших в масляную полость, для уменьшения перепада давления между окружающей средой и пространством масляной полости, масляная полость соединена через воздушный фильтр с атмосферой. Для этого штуцер маслоналивной горловины соединен со штуцером воздушного фильтра резиновой трубкой в которой размещен дроссель, выполняющий роль демпфера(рис.6).




рис 5.
Принципиальная схема смазки двигателя ВАЗ-415: 1 - датчик контрольной лампы давления масла: 2 - впускная труба: 3 - лубрикатор; 4 - карбюратор: 5 - дроссель; 6 - масляный фильтр: 7 -воздушный фильтр: 8 - воздушномасляный радиатор; 9 - термоклапан и редукционный клапан юздушномасляного радиатора: 10 - редукционный клапан масляного насоса (2шт); 11 - масляный насос; 12 -патрубок масляного насоса; 13 - полость в крышке двигателя; 14 - редукционный клапан; 15 - масляный бак;16 - указатель уровня масла, А - принадлежность двигателя


Рис. 6. Схема вентиляции картера: 1 - воздушный фильтр; 2 - шланг; 3 - жиклер; 4 - маслоналивная горловина
ЗАМЕНА МАСЛА

1. Замена отработанного масла на свежее той же марки.

1.1. Прогрейте двигатель до стабилизации температуры охлаждающей жидкости. Заглушите Двигатель. 1,2. Отверните сливную пробку в двигателе и сливную пробку в нижнем штуцере масляного радиатора (при ее отсутствии отверните болт штуцера) и слейте отработанное масло.

1.3. Снимите масляный фильтр.

1.4. Заверните пробки (болт штуцера), установите новый масляный фильтр и залейте свежее масло до метки "max" на указателе уровня масла.

1.5. При снятой колодке с датчика начала отсчета прокрутите двигатель в течение 5-7 секунд. Проверьте уровень масла и долейте масло до метки "max" на указателе.

1.6. Повторите, при необходимости, несколько раз процедуру, указанную в п.1.5, доведя уровень масла до метки "max" на указателе.

1.7. Подключите колодку датчика начала отсчета.

1.8. Запустите двигатель и при нормальном давлении масла на холостом ходу (при негорящей контрольной лампе) прогрейте двигатель до стабилизации температуры охлаждающей жидкости. Заглушите двигатель. Проверьте уровень масла и долейте до метки "max" на указателе.

2. при замене отработанного масла на свежее масло Другой марки, промойте масляные магистрали двигателя, для чего:

- слейте отработанное масло, как указано в п.1.2;

- залейте свежее масло марки, рекомендуемой данным руководством, на котором в дальнейшем будет эксплуатироваться двигатель ;

- выполните операции, указанные в п.n.1.1.-1.8.

ВОЗДУШНО - МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР

Проверка герметичности и ремонт. При появлении течи по стыкам крышек воздушно-масляного радиатора произвести контрольную затяжку гаек моментом 0,7 кг.м. Если течь не устранилась, то радиатор необходимо заменить. Если при продолжительной работе двигателя температура подводящего и отводящего шлангов воздушно-масляного радиатора одинакова, то радиатор также необходимо заменить.

Снятие с автомобиля.

- Снять бампер передний.

- Отсоединить шланги подвода масла от штуцеров двигателя и слить масло из радиатора.

- Вывернуть болты крепления и снять радиатор.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР

Снятие и установка. Для снятия воздушного фильтра отожмите пружинные держатели. Снимите крышку и выньте фильтрующий элемент. Отверните гайки крепления воздушного фильтра к карбюратору. Снимите корпус фильтра и отсоедините гофрированный шланг, ослабив хомуты его крепления.

Установка фильтра осуществляется в обратном порядке. При установке крышки следите за правильным расположением метки "Зима" и "Лето" в зависимости от времени года (см. рис.7).



КАРБЮРАТОР Особенности устройства

На двигателе устанавливается карбюратор 21083-1107010-90 (см.рис. 2.88 Руководства по ремонту ВАЗ-2108,ВАЗ-210 9). Тарировочные данные карбюратора приведены в таблице 1.



Снятие и установка карбюратора на автомобиле

В процессе снятия карбюратора, кроме операций, указанных в одноименном разделе Руководства по ремонту базового автомобиля , дополнительно снимите тягу, присоединенную к сектору управления дроссельными заслонками и отсоедините трубку подачи масла из лубрикатора.



Регулировка и проверка карбюратора

Установка уровня топлива в поплавковой камере. Проверьте установку уровня топлива в поплавковых камерах, для чего замерьте зазор между поплавком 1 (рис. 8) и прокладкой 3. В случае несоответствия зазора указанному, регулируйте этот зазор подгибанием язычка 2.


Рис. 7. Воздушный фильтр: 1 - крышка фильтра; 2 - патрубок забора холодного воздуха; 3 - патрубок забора теплого воздуха; 4 - защелка; 5 - фильтрующий элемент


Рис. 8. Установка уровня топлива в карбюраторе: 1 - поплавок; 2 - язычок; 3 - прокладка; 4 - крышка.

Таблица 1



ТАРИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ КАРБЮРАТОРА 21083-1107010-90


Параметры

Первая камера

Вторая камера

Диаметр смесительной камеры, мм

32

32

Диаметр диффузора, мм

24

26

Главная дозирующая система:







маркировка топливного жиклера

110

115

маркировка воздушного жиклера

160

125

Тип эмульсионной трубки

ZD

ZC

Система холостого хода и переходная







система первой камеры:







маркировка топливного жиклера

42...45

-

маркировка воздушного жиклера

170

-

Переходная система второй камеры:







маркировка топливного жиклера

-

50

маркировка воздушного жиклера

-

150

Эконостат:







условный расход топливного жиклера

-

70

Экономайзер мощностных режимов:







маркировка топливного жиклера

60

-

усилие сжатия пружины при длине







9,5 мм, Н

1,9±10%

Ускорительный насос:







маркировка распылителя

45

40

подача топлива за 10 циклов, смЗ

18-20

маркировка кулачка

4 (спецпрофиль}

Пусковые зазоры:







воздушной заслонки (зазор В), мм

4,0±0,5

-

дроссельной заслонки (зазор С),мм

1,5

-

диаметр отверстия демпфирующего







жиклера открытия воздушной







заслонки, мм

0,3

-

Диаметр отверстия для вакуумного







корректора, мм

1,2

-

Диаметр отверстия игольчатого







клапана, мм

2,1

Диаметр отверстия перепуска топлива




в бак, мм

0,7

Диаметр отверстия вентиляции







картера двигателя, мм

1,5



Регулировка пускового устройства. Регулировку пускового устройства производите в соответствии с одноименным разделом Руководства по ремонту базового автомобиля с установкой пусковых зазоров В и С по таблице 1.

Регулировка Привода карбюратора. Регулировку привода карбюратора производите в соответствии с одноименным разделом Руководства по ремонту базового автомобиля, при этом дополнительно проверьте положение регулировочного винта лубрикатора, который при отпущенной педали и полностью закрытой дроссельной заслонке должен лежать на упоре.

При невыполнении этого условия отрегулируйте положение винта лубрикатора изменением длины тяг. присоединенных к рычагу лубрикатора и к сектору управления дроссельными заслонками .



Регулировка холостого хода двигателя. Регулировку холостого хода двигателя производите в соответствии с одноименным разделом Руководства по ремонту базового автомобиля, при этом частота вращения эксцентрикового вала двигателя должна быть 900±50 мин-1.

ВЫПУСК ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Отработавшие газы отводятся из двигателя через выпускной коллектор 1 (рис.9), дополнительный глушитель 2 и основной глушитель 3.

Между статорами и коллектором устанавливаются уплотнительные прокладки 6. Трубы глушителей соединяются между собой развальцованными концами с помощью хомутов и конусного установочного кольца 7.

Коллектор крепится гайками на шпильки статора двигателя и дополнительно к кронштейну 5. Сверху коллектора под кронштейн 5 устанавливается экран 4.

Дополнительный глушитель соединяется с коллектором с помощью уплотнительного кольца 8, пружин 9 и болтов 10-

Глушители вместе с трубами, а также коллектор, неразборные, в случае выхода их из строя должны заменяться новыми. Основной глушитель 3 автомобилей ВАЗ-2108-91, ВАЗ-2109-91 взаимозаменяем с основным глушителем 2108, автомобиля ВАЗ-21099-91 взаимозаменяем с основным глушителем 21099, автомобиля ВАЗ-2115-91 взаимозаменяем с основным глушителем 2115. Дополнительный глушитель 2 отличается от дополнительного глушителя 2108 трубой передней.

Возможна установка серийной выпускной системы с переходником между коллектором и дополнительным глушителем.


Рис. 9. Система выпуска отработавших газов: 1 - коллектор; 2 - дополнительный глушитель; 3 - основной глушитель; 4 - экран; 5 - кронштейн; 6 - прокладка; 7 - установочное кольцо; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - пружина; 10 - болт

Раздел 7 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108-91, 2109-91, 21099-91, 2115-91 (рис.10а,б) отличаются от схем электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 21099,2115 исключением следующих изделий электрооборудования:

- электродвигателей очистителя фар;

- электромагнитного клапана включения и обмыва фар;

- датчика вмт;

- блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;

- одноканального коммутатора;

- датчика распределителя -

Дополнительно введены в схему электрооборудования:

- контроллер МКД 105 основной системы зажигания;

- блок резервной системы зажигания;

- датчик абсолютного давления;

- два транзисторных двухканальных коммутатора;

- дополнительные реле коммутации питания систем зажигания и нижних каналов свечей зажигания;

- переключатель питания систем зажигания с основной на резервную.

- реле звуковой сигнализации превышения допустимых оборотов двигателя.



СТАРТЕР

На автомобили ВАЗ 2108-91, 2109-91, 21099-91, 2115-91 устанавливаются типы стартеров AZE 2512 (2108-3708010-03 -Словения), 57.12.3708 (2108-3708010-07 - АО"КЗАТЭ",г.Самара) 0.001.108099 (2108-3708010-04 - ф. "BOSH", Германия) с диаметром обгонной муфты привода не более 49 мм (рис. 11), Применение стартеров других типов с большим диаметром муфты приводит к задеванию обгонной муфты стартера за кожух сцепления при его включении.




Рис. 10а. Отличие схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108-91, 2109-91, 21099-91 от схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 21099: 225 - контроллер; 226 - коммутатор каналов зажигания нижних свечей; 227 - коммутатор каналов зажигания верхних свечей; 228 - блок резервного зажигания; 229 - реле переключения питания систем зажигания; 230 - переключатель систем зажигания; 231 - датчик температуры; 232 - датчик угловых импульсов; 233 - датчик начала отсчета; 234 - датчик абсолютного давления; 236 - реле переключения нижнего канала первой секции; 237 - реле переключения нижнего канала второй секции; 240 - электронный тахо метр; 241 - лампа настройки контроллера; 242 - колодка контроля; 243 - реле-зуммер.


Рис. 10б. Изменения, введенные в схему электрического оборудования автомобиля ВАЗ-2115-91 при уста-новке РПД ВАЗ-415: 225 - контроллер; 226 - транзисторный коммутатор нижних каналов свечей зажигания; 227 - транзисторный коммутатор верхних каналов свечей зажигания; 228 - блок резервного зажигания; 229 - реле переключения питания систем зажигания; 230 - переключатель систем зажигания; 231 - датчик температуры; 232 - датчик угловых импульсов; 233 - датчик начала от-счета; 236 - реле верхних каналов; 237 - реле нижних каналов; 238 - замок зажигания; 239 -реле дополнительное; 240 -/тахометр; 241 - колодка контроля; 242 - реле-зуммер.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Номинальная мощность, кВт

1,4

Потребляемая сила тока при максимальной мощности, не более, А

260

Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, не более, А

500

Потребляемая сила тока на холостом ходу без реле, не более, А

60

Диаметр муфты обгонной привода/ мм

49

  ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Все типы стартеров, устанавливаемых на автомобили - это электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле, редукторного исполнения. Внутри корпуса стартера закреплена пара полюсов из постоянных магнатов. Схему соединений стартера на автомобиле, возможные неисправности, -'их причины и методы устранения смотри в одноименном разделе Руководства по ремонту базового автомобиля.


рис .11. Общий вид и посадочно присоединительные размеры стартера типов AZE 2512, 57 12.3708 с диаметром обгонной муфты 48+1 мм.

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Микропроцессорная система устанавливается на всех выпускаемых автомобилях ВАЗ-2108-91, 2109-91, 21099-91/ 2115-91 Она предназначена для управления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и электромагнитным клапаном {ЭПХХ) карбюратора. Система не требует каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации. Система включает в себя основную микропроцессорную двухканальную и резервную систему зажигания генераторного типа с распределением энергии только на свечи по нижнему каналу.



ОСНОВНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Основная система состоит из контроллера 1 (рис.12.); двух выходных двухканальных коммутаторов 2, 3; катушек зажигания нижних каналов 4 и верхних каналов 5; датчиков режима работы двигателя 9, 10, 11, 14; реле переключения питания систем зажигания 6; реле переключения нижних каналов свечей зажигания 7, 8; концевого микровыключателя 12 на карбюраторе; диагностических разъемов контроля 15, 16. Узлы системы не требуют каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации в течении всего срока.

Ремонт электронных устройств микропроцессорной системы может быть осуществлен только специалистами СКБ РПД ГенДР АО "АвтоВАЗ".

Контроллер - типа МКД 105 (производства "Автософт - ИНТЕР" г. Тольятти) выполнен на базе микроЭВМ 80С552 фирмы "Philips" и выполняет следующие функции:

- по сигналам с датчиков режима работы двигателя измеряет частоту вращения эксцентрикового вала двигателя, температуру охлаждающей жидкости, определяет положение дроссельной заслонки карбюратора (открыта или закрыта) и нагрузочный режим двигателя - датчиком абсолютного давления;

- на основе полученной от датчиков информации, выбирает из запоминающего устройства оптимальные углы опережения зажигания для верхнего (1В,2В) и нижнего (1Н,2Н) каналов, и соответствующее состояние (закрытое или открытое) электромагнитного клапана ЭПХХ карбюратора;

- производит расчет углов опережения зажигания и вырабатывает управляющие сигналы для работы двухканальных коммутаторов, а также выдает сигнал управления на электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора;




Рис.12. Основная система зажигания: 1 - контроллер; 2 - выходной транзисторный коммутатор по верхним каналам; 3 - выходной транзисторный коммутатор по нижним каналам; 4 - катушки зажигания по нижним каналам; 5 - катушки зажигания по верхним каналам; 6 - реле переключения питания; 7,8- реле переключения нижних каналов; 9 - датчик начала отсчета; 10 -датчик угловых импульсов; 11 - датчик температуры; 12 - концевой микровыключатель на карбюраторе; 13 - клапан холостого хода; 14 - датчик абсолютного давления, А - выход к впускной трубе двигателя/ В - выход к колодке переключения питания систем зажигания; 15 - колодка для связи по стандарту PS-232; 16 - колодка контроля.

Адреса штекеров в разъеме контроллера МКД-105 даны в табл.2

Таблица 2


Номер штекера

Адрес штекера

3

общий

4

общий

5

общий ("корпус") датчика абсолютного давления

6

+5 В к датчику абсолютного давления

8

общий датчика температуры охлаждающей жидкости

10

вход от микровключателя карбюратора

11

общий Rq232

12

общий ДНО

13

общий

15

вход RXD

18

выход на клапан холостого хода

23

подвод напряжения питания, 12 В

24

вход датчика абсолютного давления

26

вход датчика температуры охлаждающей жидкости

28

выход на коммутатор по каналу "Н" сигнала СЗ

29

выход на коммутатор по каналу "В" сигнала СЗ

30

вход ДНО

32

выход на TXD

33

выход на лампу диагностики контроллера

Коммутатор - двухканальный, типа 6420.3734. По сигналам, поступающим с контроллера включает - выключает цепь питания первичных обмоток катушек зажигания. Амплитуда импульсов первичного тока, выдаваемая коммутатором равна 8,0-9,ОА, а время накопления до 5 мс при частоте вращения вала двигателя 4000 мин'1 и напряжении 14 В. Амплитуда импульсов напряжения (см. рис.13.) на выходных транзисторах коммутаторов в момент прерывания первичного тока составляет 400-450 В.


Рис . 13 . Форма импульсов напряжения на экране осциллографа при проверке коммутатора

Адреса выводов штекеров в штепсельном разъеме коммутаторов см.табл.3.

Таблица 3


N штекера

Адрес штекера

1

Выход к катушке 2Н (2В)

2

Общий (масса)

3

Выход для тахометра для ТКВ

4

Подвод напряжения питания +12 В

5

Вход для сигналов с контроллера

6

-

7

Выход к катушке 1Н (1B)

Катушка зажигания - типа 3122.3705, с одним высоковольтным выводом, с замкнутым магнитопроводом, спрессованная в пластмассу. По моменту отсечки коммутатором тока в первичной обмотке, катушка формирует во вторичной обмотке высоковольтный импульс зажигания, который через высоковольтный провод подается на свечу зажигания.

Датчики синхронизации (ДНО и ДУИ) - индуктивные, типа 141. 3847. Предназначены для синхронизации работы контроллера с ВМТ первой секции двигателя (ДНО) и угловым положением эксцентрикового вала двигателя (ДУИ).

ДНО установлен на картере сцепления (рис.16) и генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле маркерного зуба - флажка, запрессованного в маховике в положении, которое соответствует положению ВМТ ротора первой секции двигателя.

ДУИ генерирует угловые импульсы при прохождении в его магнитном поле зубьев обода маховика (число зубьев Z=128).

Установочные зазоры датчиков должны находиться в пределах 0,3 - 1,2 мм.

Амплитуда импульсов напряжения составляет от 0,2 до 0,8В в диапазоне частот вращения эксцентрикового вала от 20 до 8000 мин'1.

Датчик температуры охлаждающей жидкости - типа 19.3828

устанавливается в задней крышке двигателя и формирует сигнал переключения контроллером характеристик У03"холодного двигателя" на характеристики прогретого двигателя при температуре +60 град.С ±3 град.С.



Датчик абсолютного давления - типа 161.175.339. 21214-1413020 производства фирмы "Delco Elektronic" USA, установлен на щитке передка и гибким пневмопроводом связан со штуцером во впускном трубопроводе двигателя. Датчик информирует контроллер о режиме двигателя по нагрузке.

Реле переключения питания и каналов систем зажигания -однотипные типа 111.3847. Первое коммутирует питание резервной системы зажигания, вторые коммутируют нижние (1Н,2Н) каналы катушек зажигания.

Свечи зажигания - типа А26ДВ-1, СИ44А, двухэлектродные с центральным биметаллическим электродом. Свеча зажигания А26ДВ -1 без помехоподавительного сопротивления (резистора),а СИ44А с помехоподавительным резистором (5,6 кОм).

Первоначальный зазор между электродами свечи А26ДВ-1 равен 1,0±0,15мм., СИ44А-0,65-0,85мм. Допускается установка свечей зажигания фирмы NGK Япония типа BR9ET. Подгибка боковых электродов свечи при эксплуатации для уменьшения зазора не допускается, так как это может привести к трещинам в месте приварки боковых электродов, сколу изолятора у центрального электрода и последующего выхода двигателя из строя. При появлении детонации (характерного "металлического" звука) на работающем двигателе выверните свечи и осмотрите их. Если есть сколы изолятора - свечи замените новыми. Предельно допустимый зазор между электродами свечи для обоих типов - 1,7мм.



Провода высоковольтные - типа ПВППВ-40 соединяют катушки зажигания с запальными свечами и служат для передачи высокого напряжения

Защитные колпачки в проводах высоковольтных должны обеспечивать герметичность соединение провода с катушкой и свечой зажигания, поэтому в эксплуатации необходимо следить за чистотой и целостностью резиновых колпачков. При растрескивании защитных колпачков замените новыми.

При замене свечей зажигания или высоковольтных проводов подсоединяйте их по схеме:

- катушка 1Н - свеча нижняя первой секции двигателя;

- катушка 2Н - свеча нижняя второй секции двигателя;

- катушка 1В - свеча верхняя первой секции двигателя;

- катушка 2В - свеча верхняя второй секции двигателя.

РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Резервная система зажигания генераторного типа предназначена для обеспечения зажиганием двигателя при отказе основной микропроцессорной системы зажигания.




Рис.14. Резервная система зажигания: 1 - блок резервного зажигания ; 2 - катушки зажигания по нижним каналам; 3 - реле переключения питания; 4,5- реле переключения нижних каналов; б - переключатель питания систем зажигания; 7 - колодка соединительная со жгутом основной системы зажигания

Резервная система зажигания (рис.14) состоит из блока резервного зажигания 1, катушек зажигания 2, коммутационного узла, включающего в себя реле 3,4,5 и переключатель 6.



Блок резервного зажигания - типа 411.3734 обеспечивает работу двигателя с ограничением эксплуатационных режимов по оборотам не выше 4500 1/мин без резких ускорений открытия дроссельной заслонки карбюратора. Блок резервного зажигания при включении генерирует на первичных обмотках катушек зажигания импульсы с параметрами:

- период следования, мс

3+-0,2

- амплитуда напряжения на первичной обмотке катушки, не менее, В

350

- ток потребления, не более, А

3

Адреса выводных штекеров в разъеме блока резервного зажигания представлены в таблице 4.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При работе с микропроцессорной системой управления двигателем необходимо соблюдать те же меры предосторожности, что и для бесконтактной системы зажигания.

При включенном зажигании не отсоединяйте от контроллера штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден. Следите за надежностью соединения провода массы контроллера с кузовом автомобиля в районе крепления коммутаторов в моторном отсеке,

Таблица 4




N штекера

Адрес штекера

1

Выход к катушкам 1Н,2Н

2

Общий

3

Общий

4

Подвод напряжения питания +12 В

5

-

6

-

МЕТОДИКА ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ

Если двигатель не запускается или работает с перебоями, начинайте первоначальную проверку системы зажигания с диагностики входных устройств.



Результат тестирования определяется серией вспышек контрольной лампы (рис.15), подключеной к диагностическому разъему контроллера системы зажигания поз.16 (рис.12).

При подаче питания бортсети на систему зажигания однократно выдается код самодиагностики контроллера из 3-х длинных (1,5 сек) вспышек с равными промежутками. Отсутствие кода может быть вызвано причинами описанными ниже в табл.5.

Таблица 5


Неисправность

Способ устранения неисправности

Отсутствует питание

Проверьте +12 В на клемме 23 разъёма

Неисправна лампа диагностики

Замените лампу

Неисправен контроллер

Замените контроллер


Рис. 15. Схема подключения лампы контроля диагностики системы зажигания: 1 - колодка; 2 - контрольная лампа 3Вт.

Наличие повторяющихся вспышек после запуска и работа двигателя на оборотах ниже 1500 мин'1 говорит о неисправности датчиков. Коды неисправностей сведены в табл.6.

Таблица 6


N Код

Неисправность

Способ устранения неисправности

1 . . .

1. Не подключен датчик начала отсчета. 2. Неисправен датчик.

1. Проверьте подключение. 2. Замените датчик.

2 - - -

1. He подключен датчик угловых импульсов. 2. Неисправен датчик.

1. Проверьте подключение . 2. Замените датчик.

3 . - .

1. He подключен датчик температуры. 2. Неисправен датчик.

1. Проверьте подключение . 2. Замените датчик.

4 . - -

1. Нет замкнутого состояния концевого выключателя на карбюраторе .

1. Проверьте концевой выключатель на карбюраторе.

5 - . -

2. Нет разомкнутого состояния концевого выключателя на карбюраторе.

2. Проверьте концевой выключатель на карбюраторе.

6 - - -

1. He подключен датчик абсолютного давления.
2. Неисправен датчик абсолютного давления.

1. Проверьте подключение жгута и пневмопровода к датчику.
2. Замените датчик.

7 - . .

1. He подключен датчик абсолютного давления.
2. Неисправен датчик абсолютного давления.

1. Проверьте подключение жгута и пневмопривода к датчику.
2. Замените датчик.

Примечание:

"." - короткая вспышка длительностью = 0,5 сек.;

"-" - длинная вспышка длительностью = 1,5 сек. Пауза между вспышками равна 0,5 сек. Интервал между кодами равен 2 сек.

Для прохождения теста 4 и 5 необходимо наличие двух состояний концевого микровыключателя. Например, при включении питания заслонка должна быть закрыта, и педаль газа отпущена. Затем открыть заслонку или нажать на педаль.

После проведения тестирования исправности входных устройств (датчиков импульсов, датчика температуры, датчика абсолютного давления, нормального состояния концевого микровыключателя на карбюраторе) и при исправности контроллера приступите к проверке коммутаторов, катушек зажигания, свечей зажигания .

Аналогичное тестирование исправности системы зажигания проводится при каждом запуске и для автомобилей с низкой панелью, но при такой комплектации в качестве лампы диагностики задействована резервная лампа в комбинации приборов автомобиля .



Проверка работоспособности коммутатора должна производиться при помощи прибора диагностики коммутаторов или двухканального электронного осциллографа путем измерения параметров входных и выходных импульсов.

Если есть заведомо исправный коммутатор, то можно заменить им коммутатор на автомобиле, и проверить работу системы зажигания. Нормальная ее работа в этом случае укажет на то, что на автомобиле был неисправен коммутатор.



Проверка работоспособности катушки зажигания осуществляется путем проверки внутреннего сопротивления обмоток катушки и пробоя изоляции обмоток на "массу".

Сопротивление первичной обмотки должно быть 0,4±0,05 Ом, а вторичной 4,25±0,25 кОм.

Пробой изоляции на "массу" обнаруживается по прогару, или выплавлению компаундной заливки в катушке.

Проверка датчика начала отсчета и угловых импульсов. Следует проверить установку датчиков. Для нормальной работы датчиков необходимо, чтобы зазор между датчиком и вершиной зуба венца маховика (или торцом флажка для датчика НО) находился в пределах 0,3 - 1/2 мм (рис. 16). Зазор определите следующим образом:

- снимите датчики;


- замерьте расстояние от поверхности картера сцепления до торца зуба венца маховика;
- замерьте расстояние от поверхности картера сцепления до торца указателя начала отсчета на маховике;
- из каждого замеренного расстояния вычесть размер 25 мм;
- получим реальные зазоры.

Зазор, превышающий 1,2 мм, влияет на запуск двигателя в зимнее время года. Путем доработки посадочного места под датчики в картере сцепления выставьте необходимый зазор.

Сопротивление обмотки датчика составляет 400±50 Ом и измеряется омметром (Ц4317).

Проверку датчика температуры следует проводить по руководству по ремонту автомобилей ВАЗ-21083, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2115.


рис. 16. Установка датчика начала отсчета и угловых импульсов:

1 - колпак защитный; 2 - датчик начала отсчета; 3 - шайба; 4 - гайка; 5 - картер сцепления; 6 - указатель начала отсчета относительно ВМТ; 7 - датчик угловых импульсов; 8 - венец маховика

Проверка углов опережения зажигания, выдаваемых контроллером, следует определять стробоскопом на прогретом двигателе на холостом ходу на соответствие табл.7.

Проверку производите следующим образом:

Подключите зажимы проводов стробоскопа к клеммам "+30" генератора или "+Б" катушки зажигания и к "массе". Третий конец с датчиком стробоскопа подключите к проводам высоковольтным поочередно. Выдерживая режимы табл.7, направьте стробоскоп на одиночную метку на шкиве двигателя, как показано на рис.17 поз. 2.

Определите угол опережения зажигания по положению одиночной метки на шкиве эксцентрикового вала относительно шкалы на передней крышке для первой секции, и сверьте показания на шкале двигателя со значениями в табл. 7.

Аналогично определите угол опережения зажигания по положению двойной метки поз.З для второй секции. Сверьте показания с табличными.

Режим нагрузки иммитируется подсоединением или снятием шланга (пневмопровода) с датчика абсолютного давления или штуцера во впускном трубопроводе двигателя.

Таблица 7


N п/п

Режим двигателя

Углы опережения зажигания, град. поворота вала отн.ВМТ




обороты вала 1 /мин

разрежение

нижний канал

верхний канал

1

1000+100

пневмопровод снят
пневмопровод одет

4 - 9
25 - 30

0 - 5
30 - 32

2

2000±100

пневмопровод снят
пневмопровод одет

9 - 10
32 - 35

5 - 10
34 - 40

3

3000±100

пневмопровод снят
пневмопровод одет.

12 - 17
35 - 40

7 - 11
35 - 40

4

4000±100

пневмопровод снят
 пневмопровод одет

16 - 22
35 - 40

8 - 10
35 - 40

Примечание: Возможны уточнения данных таблицы.

Проверка свечей зажигания.

Через каждые 5-6 тыс.км пробега автомобиля проверьте состояние свечей зажигания. Замерьте зазор. Если зазор больше 1,7 мм, то свечу замените новой.




Рис. 17. Проверка углов зажигания на двигателе стробоскопом:

1 - шкала на передней крышке двигателя (1 делен.-5 град.);



2 - метка на шкиве для первой секции двигателя; 3 - метка на шкиве для второй секции двигателя
страница 1
скачать файл

Смотрите также:


А Страница
1553.92kb. 9 стр.

© slonam.ru, 2017