slonam.ru Моу лицей №1 г. Чаплыгина
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1

МОУ Лицей № 1 г. Чаплыгина.


письмо с очками

Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области.

Выступление на региональной научно- практической конференции в городе Липецке.

Учитель: Аншакова Н.М.

25 марта 2011 года.



МОУ Лицей № 1 г. Чаплыгина.





« Береги природу, человек»!

Урок по окружающему миру в 1 классе.

Учитель : Аншакова Н.М.

2010 год.


Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство и социализация личности.

Дети начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Принципиально новыми становятся условия жизнедеятельности современного ребенка. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации младших школьников.

Первой и основной нашей заповедью становится следующая: школа призвана продолжать и дополнять дело семьи и, уподобляясь семье, становиться теплой школьной семьей. Мы имеем в виду, что, к сожалению, современная семья часто не справляется со своей обязанностью, поэтому нам нужно стать верным помощником семьи в воспитании детей

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, заложенного потенциала личности. Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Наша программа предполагает внедрение модели внеурочной

деятельности школьников, которая возможна при переходе на стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В 2010 году МОУ лицей №1 г. Чаплыгина активно включился в изучение, а затем и апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

       Была создана рабочая группа. В ее состав вошли зам.директора по УВР, руководитель методического объединения, учителя, принимающие детей в 1 класс в новом учебном году, психолог, медсестра.

       В 2010-2011 учебном году сформировано 2 экспериментальных класса с наполняемостью 27 и 26 человек.

        Мы не стали отказываться от накопленного опыта работы в классах. В школе уже создана модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.

            Накануне учебного года проводилась большая работа с родителями первоклассников по вопросам организации обучения и воспитания детей. Мы предложили им следующие направления внеурочной деятельности:

- художественно – эстетическое;

- научно – познавательное;

- спортивно – оздоровительное.

Дополнительное время на внеурочную деятельность обучающихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Оно имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной исследовательской работы с обучающимися .

      Эта работа реализуется через внеурочные занятия, которые посещают все ученики класса. Это обусловлено несколькими причинами: дети еще маленькие, центр дополнительного образования удален от начальной школы,

родители заняты на работе, и водить детей на дополнительные внеклассные занятия нет возможности.

В течение всего дня первоклассники находятся в школе в режиме полной занятости. С детьми работает учитель начальных классов и воспитатель, который регулирует посещение кружков и других мероприятий.

      10 часов внеурочной работы распределены между учителями школы и педагогами дополнительного образования следующим образом 

На спортивно-оздоровительное направление выделяется 3 часа для занятий малышей в кружке «Растём здоровыми», в котором у детей развивается интерес к физкультуре и спорту. Занятия проводит учитель физкультуры Тырнов Г. А.

Тематическую прогулку проводят учителя начальных классов

Рыжкова Т. М. и Аншакова Н.М.

В рамках художественно-эстетического направления созданы кружки «Весёлый карандаш», который ведет педагог дополнительного образования Дома школьников Бронникова В.А. и кружок «Семь нот» под руководством учителя музыки Михеевой Ю.П.

Программа «Растем здоровыми» предназначена для оздоровительной работы с детьми, привития интереса к физической культуре и спорту, расширения и закрепления арсенала двигательных умений и навыков, приобщения первоклассников к регулярным тренировкам, а также для подготовки команд к участию в соревнованиях «Веселые старты».

  Занятия проводятся на свежем воздухе. Очень любят малыши «Веселые старты». Незабываемым стал для них конкурс «Физкультура как альтернатива вредным привычкам», за победу в котором они были награждены дипломом.

За первое полугодие у учащихся улучшилось внимание, снизилась острая заболеваемость , уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни.

  Занятия по направлению «Я познаю мир»  воспитывают любовь к родной природе, экологическое мышление, понимание значимости охраны природы, знакомят с природными компонентами, их ролью в жизни человека, прививают трудовые навыки в практической работе по охране природы.

В школьном живом уголке и теплице дети учатся правильно ухаживать за животными и растениями, узнают о среде их обитания.

Программа занятий « В мире литературы», на наш взгляд,  является важным средством формирования личности ребенка , средством эстетического и нравственного воспитания . Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас младших школьников новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Очень ценным нам кажется то , что дети знакомятся с произведениями классиков русской литературы, которые воспитывают любовь к книге.

Дети сами сочиняют считалки, потешки, загадки, песенки. С огромным увлечением инсценировали они басни «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», сказку «Колосок».

Несомненными достоинствами обладает программа «Риторика», потому что развивает коммуникативные умения детей, учит их эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика дает возможность младшему школьнику научиться общению на занятиях «Правила разговора по телефону», «Извинения», «Мимика и жесты», «Как мы говорим», «Учимся вежливости».

Занятия «Семь нот» направлены на развитие у детей творческих способностей, развитие вокального голоса и танцевальных навыков.

Дети продолжают учиться общаться друг с другом на

«Празднике Осени», «Дне Матери», «Новогодних утренниках», «8 Марта»

Впервые выделенные часы на тематические прогулки кажутся нам очень важными, так как обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снимают умственное и физическое утомление, повышают работоспособность обучающихся.

Например, на прогулках дети получают различные задания.

Мы организуем прогулки - практикумы по правилам дорожного движения «Три цвета есть у светофора», «Я - пешеход».

Прогулки-фантазии учат детей сочинять и фантазировать. Так появляются творческие работы и проекты «Сочиняем сказку о муравьях», «Сочиняем зимнюю сказку» и другие.

Прогулки-наблюдения помогают детям увидеть сезонные изменения в природе .

   В рамках программы ведется проектная деятельность, которая помогает готовить портфолио, является отчетом о полученных знаниях в процессе учебной деятельности.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: учит самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания и развивает его индивидуальные интересы.

При организации проектов мы стараемся соблюдать следующие требования: они проводятся в основном дома (возможно в школе во внеурочное время), при активном участии родителей, по времени занимают 2-3 недели.

С начала года подготовлены проекты: «Значение моего имени», «Живые числа и буквы», «Мое любимое число», «Одежда», «Мой любимый папа», «Мама – первое слово, главное слово»

Во время проведения занятий педагоги используют разные формы работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка.      

Все кружки имеют коррекционную составляющую, так как создают условия для упражнения и тренировки, определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Положительно то, что дети учатся работать в команде. Внеурочная деятельность помогает им раскрепоститься, показать себя с лучшей стороны. Некоторые занятия проводятся не за школьными партами, а в ходе игры.

      Помимо учебного кабинета, для ребят подготовлена и активно используется зона отдыха. В ней созданы условия для снятия усталости и развития детей: создан уютный интерьер, есть место для дневного отдыха, игры, видеотехника. При любой погоде они совершают прогулки на свежем воздухе: в парк, на школьный стадион. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения. Во время прогулок ребята собирают природный материал для поделок, проводят наблюдения, исследования. Ученики оживлённо общаются с преподавателями и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Поэтому во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления.

    Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и медсестрой, школьным психологом осуществляется контроль и корректировка функционального состояния ребёнка ,что позволяет ему проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире.

    У детей первого класса развиты речевые умения, активно формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение, противопоставлять добро и зло.

Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя.

С целью организации плодотворной совместной работы классного руководителя обучающихся и их родителей в школе проводятся тематические родительские собрания-семинары по вопросам педагогики, семинары с участием врача, логопеда, психолога.

Семинары «Вопросы учителю», где обсуждаются жизненные ситуации .

Два раза в год проводится анкетирование родителей с целью выявления соответствия или несоответствия предложений школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители.

Родители положительно относятся к внеурочным занятиям, оценивают их как возможность развития творческих способностей детей.

Тема нашего урока «Береги природу, человек!»

(сказать про эпиграф).

3. Повторение.

Давайте с вами вспомним:

-Что такое природа?

- Посмотрите на слайд. Выберите те картинки, которые относятся

к природе.

-Какая бывает природа?

Назовите предметы живой природы.

-Назовите предметы неживой природы.

- У нас остались рисунки. Что о них можно сказать?

4.Работа по учебнику. С. 94.

- Дети, давайте подумаем, а что дает природа человеку?

Ответить на этот вопрос нам поможет наш учебник с. 94.

( Ответы детей).

5.Правила поведения в лесу.

- Природа – это всегда тайна, сказка, всегда хорошее праздничное настроение в любое время года. Природа- это храм. Давайте ненадолго туда заглянем.

Бизяев Илья читает стих.

Учитель подводит итог.

-Природа дает нам многое, а как мы можем за это отблагодарить природу?

( Ответы детей. Выполнять правила.)

-Вот об этих правилах нам расскажет Телякова Таня, она приготовила презентацию. А вы постарайтесь запомнить эти правила.

Дети, расскажите, что запомнили?

5.Работа в тетради.

Рассмотрите рисунки и скажите, что дети делают правильно?

-Закрасьте кружок зеленым цветом.

-А чего делать нельзя?

6.Лекарственные растения.

-Многие растения не только радуют наш взгляд, но и с древних времен излечивают нас от разных болезней.

-Как называются такие растения? (лекарственные)

- Какие лекарственные растения вы знаете?

(ответы детей).

Черешнева Алена расскажет нам о пользе некоторых растений.

7. Берегите воду.

- Дети, кроме лесных богатств, что еще нам нужно беречь?

(Ответы детей-воду).

- Правильно, воду. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Пресных вод на земле очень мало, поэтому воду нужно беречь.

- А как это сделать, нам расскажет Долматова Таня и Черешнева М.

- Дети, какие правили вы запомнили?

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни!

8. Экология.

Человек должен разумно использовать природные богатства. Мы должны помнить о тех, кто будет жить после нас.

Вырубка лесов, загрязнение воды, загрязнение воздуха, накопление мусора приводит к гибели животных и растений, отравлению почвы. Видно люди забыли о том, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Ведь у каждого из нас только одна планета и мы должны беречь ее и заботится о ней.

Есть такая наука, которая помогает беречь нашу планету, заботится о ней. Кто знает, как называется эта наука?

А кто знает, что такое – экология?

Об экологических проблемах нам расскажет Сафонкин Кирилл.

Он приготовил презентацию.

- Как же избежать экологических проблем? Что для этого надо?

( ответы детей).

- В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие - мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «легкими нашей планеты. Нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей. Заводы загрязняют воздух и реки, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы.

9. Работа в парах.

-Экологи придумали запрещающие знаки. Посмотрите на них и придумайте к ним название. (Сказать о знаках, которые придумали дети.)

- Экологи придумали не только знаки, еще они придумали праздник, который отмечается 22 апреля. Называется он Международный день Земли.

Его отмечают все жители нашей планеты. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих улиц и дворов.

А что хорошего для Земли сделали вы, дети? ( Ответы детей).

- Я очень рада, что вы заботитесь о своей Земле.

10. Заповедники.

-Дети, кто знает, какие меры охраны природы принимает наше государство? (создают заповедники).

-Что такое заповедники, для чего они нужны?

- С каждым годом на Земле остается все меньше уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, пустынь, рек.

Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами животных и растений государство объявляет их заповедниками.

Заповедники – это научные лаборатории в природе.

В нашей стране около 155 заповедников.

Самый известный заповедник Липецкой области - «Галичья гора».

( По слайдам сказать, чем он занимается).

11. Красная книга.

-Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности, поэтому во многих странах начали охранять природу.

В 1964 году Международный союз охраны природы издал первую Красную книгу, в которую были вписаны редкие и исчезающие виды растений и животных.

Как вы думаете, почему цвет книги – красный?

( ответы детей).

_Послушайте, что об этом говорится в стихотворении.

Татьянина Ксения и Терехов Женя.

Теляков Паша подготовил презентацию о животных

Красной книги.

- Включение вида в Красную книгу- это сигнал об опасности, угрожающий его существованию. Красная книга – важнейший документ, который содержит основные меры по спасению редких видов животных и растений.

Дома из тетради аккуратно вырежьте листочки, скрепите их, раскрасьте и запомните животных из Красной книги, которые там изображены.

12. Итог урока.

- А теперь, давайте вспомним все, о чем говорили на уроке.

- Расскажите, что наносит вред природе?

- Какие правила надо запомнить, чтобы быть природе другом.

- А теперь попробуйте отгадать кроссворд.

- Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно охранять

Она, как мы, такая же живая!

Дети передают друг другу глобус и рассказывают стих.

Смотрю на глобус- шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

- Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травке как слеза!

И тихо просят родники:

-Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

- Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

-Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

- Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

- Я сберегу вас, сберегу!

- Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не было стыдно перед ними за себя и за свои поступки.

Дети читают стихи.

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес-

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море синий кит-

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса, останутся лишь в книжке!

- Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Много нового мы сегодня узнали. Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с природой.

А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела чистыми дождями, ярким солнышком, спелыми ягодами, душистыми цветами… и другими чудесами!

Ведь чудес полна могучая природа,

Ты только помоги их сохранить!

- Давайте сделаем так, чтобы наша планета никогда не оставалась пустой, а была цветущей, живой и красивой! Заселим ее.



( Дети прикрепляют на изображение земного шара рисунки цветов,

бабочек и птиц.)
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017