slonam.ru Колтунов Сергей Викторович Управление образования администрации Шебекинского
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1




Колтунов Сергей Викторович




Управление образования администрации Шебекинского района

Тестовые технологии на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся


Автор опыта:

Колтунов Сергей Викторович,

учитель физики

МОУ «Красненская основная

общеобразовательная школа

Шебекинского района

Белгородской области»

Шебекино, 2010

Содержание:

Информация об опыте 3

Теоретическая база опыта 5

Технология опыта 5

Результативность опыта 12

Библиографический список 15

Приложение к опыту 16


Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Физика – достаточно сложный предмет. Успешное овладение им учащимися требует большого мастерства учителя. Практика же показывает, что образовательный процесс зависит не только от учителя, который даёт знания. Для получения положительного результата необходимо, чтобы ученик знания взял. Но далеко не всегда ребёнок хочет и может это сделать. Кто-то от природы ограничен и не в состоянии усвоить учебный материал, рассчитанный на «среднестатистического ученика», у другого в семье конфликт, и он замкнулся в своих переживаниях, третий просто не хочет учиться, без объяснений.

Как переломить эту ситуацию? Каким образом стимулировать изначально присущее человеку стремление познать окружающий мир, как убедить подростка в необходимости научных знаний?

Становление опыта

В 2007 году, когда ко мне на урок пришли семиклассники с очень слабыми способностями, передо мной встали сразу два вопроса: «Как заинтересовать всех учащихся класса в необходимости знания предмета физики? Есть ли оптимальный подход, который позволил бы мне показать физическую науку во всей её привлекательности и своеобразии?»

Я провёл диагностику «Интерес учащихся к предмету физика». Как видно из диаграммы 1, интерес учащихся к моему предмету на тот момент был минимальным.

Диаграмма 1





Актуальность опыта

В настоящее время тестирование стало едва ли не главным способом контроля учебного процесса, причём по всем предметам.

Я считаю, что выбранная мною тема: «Тестовые технологии на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся» действительно актуальна, так как тест (от англ. test) означает испытание, исследование. Это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространённый метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности.

Ведущая педагогическая идея опыта –


  • создание условий для формирования способности ученика самостоятельно и успешно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя приобретенные знания, умения и навыки и порождая новые способы деятельности;

  • создание функционально-динамической модели по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через применение тестовых технологий на уроке физики.

Также выбор мною данной темы опыта обусловлен наличием противоречий, встречающихся в практике работы:


  1. Между знаниями школьников и требованиями стандартов образования.



  1. Между растущим объемом изучаемого материала и возможностями школьника в его усвоении.


Длительность работы над опытом

Работа над опытом началась в 2007 году и продолжается до сих пор.



Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен реализацией в учебно-воспитательном процессе, предполагающем формирование субъектного опыта учащихся, следующих принципов:



  • диагностирование общего развития, сформированности личностных качеств;

  • создание условий для интенсивной социализации, применения дарований и способностей;

  • предоставление максимума возможностей для проявления и развития положительного своеобразия каждого школьника;

  • бережное отношение к своеобразию ребенка;

  • создание условий для формирования способностей самоанализа, саморазвития, самосовершенствования;

  • воспитание у детей умения учитывать особенности друг друга в различных видах совместной деятельности.


Теоретическая база опыта

Мною разработана система использования тестовых заданий, направленная на формирование знаний по физике и развитие познавательной активности учащихся и расширен спектр применения тестовых заданий.

Теоретической базой можно считать работы отечественных психологов и педагогов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, труды которых ориентированы на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. Система использования тестовых заданий основана на работах В. П. Беспалько, А. Н. Майорова, Ю. К. Бабанского.

Принципы:

- целенаправленности процесса обучения;

- систематичности и последовательности ;

- научности;

- самостоятельности, активности и сознательности;

- доступности, учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Условия реализации:

- применение тестовые задания в системе;

- использование разноуровневых тестов;

- выбор оптимального времени тестирования;

- при планировании определение этапов урока для эффективного применения тестов;

- обеспечение самостоятельной работы учащихся;

- при работе с поурочными тестами разрешение использования учебной и справочной литературы;

- использование апробированных тестов.

Новизна опыта заключается в определённых принципах организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Технология опыта

Изменения, происходящие в нашей стране, а именно переход к либеральной экономике и становление демократического общества, предъявляют новые требования к системе школьного образования.

Поворот от формально-знаниевого к личностно-деятельному подходу в образовании предполагает новые требования к уровню подготовки школьников. Выпускник должен не только и не столько обладать суммой знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, т.е. компетентностями. Способности, которые традиционно были опорой той или иной профессии, сегодня более не отвечают требованиям самих изменившихся профессий. Теперь необходимо предвосхищать трудности и вызовы мира труда, принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т. д. Поэтому появление компетенций – это закономерность развития истории образования. Важной составляющей компетенции является деятельностное умение, включающее навык, т.к. овладение компетенцией означает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Этот фундаментальный контекстуальный характер компетенций является важным аспектом, на котором надо сделать ударение.

Данное направление актуально, т.к. соответствует потребностям федеральной образовательной политики, обозначенным в концепции федеральной целевой программы развития образования.

В соответствии со всем вышесказанным сформулируем цель опыта: создание функционально-динамической модели по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через тестовые технологии.

В школе, где оказывается содействие индивидуальному развитию учащихся, должно быть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизических способностей и склонностей, поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

- развитие потенциальных возможностей каждого ученика;

- формирование положительной Я-концепции учащихся;

- создание системы разноуровневого дифференциального обучения на основе использования тестовых заданий.

Тест вместе с тем – это особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.

Тесты бывают педагогические, психологические, медицинские, социологические и др.

Педагогические тесты – средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.

Обычно тесты либо составляет сам педагог, либо черпает их из книг, методических разработок, официальных материалов.

Я обращаюсь к тестам в различных случаях:

1) При изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого провожу тесты-минутки).

2) При текущем контроле – для проверки усвоения проходимого материала (применяю также тесты-минутки).

3) При экзаменационной аттестации.

Я считаю, что весьма полезны тесты, составленные самими учащимися. Ценность их определяют две причины: во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля, во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умений работать с информацией и перекодировать её, формулировать вопросы.



Главный этап технологической части опыта – разработка алгоритма действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся. Другими словами, необходимо определиться с последовательностью и сроками каждого отдельного вида деятельности педагога при подготовке к уроку и его проведении. В частности:

  1. формирование перечней ключевых образовательных компетенций, требующих формирования, совершенствования, дальнейшего развития;

  2. подбор учебного материала (в соответствии с образовательной программой, стандартами образования) и методов его подачи, позволяющих развивать тот или иной вид образовательных компетенций учащихся;

  3. выбор формы организации учебного занятия, позволяющего формировать, развивать, совершенствовать ключевые компетенции;

  4. проведение промежуточной диагностики сформированности компетенций учащихся.

Сроки указанных действий определяются исходя из индивидуальных особенностей учащихся, также сроков построения функционально-действующей модели.

Следующий этап построения макроструктуры учебного занятия. Как отмечают Т. М. Давыденко и Е. В. Тонков, в основе выделения этапов учебного занятия лежит структура процесса усвоения учащимися знаний.


Структура процесса усвоения


Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте; осмысление – понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала; запоминание – сохранение знаний в памяти учащихся; применение – овладение умениями применять знания на практике; обобщение и систематизация – сведение изученного в единую систему.

Учебное занятие как организационная форма обучения реализует образовательные задачи. Реализация их достигается решением конкретных задач. В результате этого учебное занятие разбивается на отдельные его составляющие – этапы, то есть каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нём реализуется. Этапы учебного занятия объединяют в единое целое его образовательные цели.

Выделяют возможный максимальный набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру:

- организационный этап;

- этап проверки домашнего задания;

- этап актуализации субъектного опыта учащихся;

- этап изучения новых знаний и способов деятельности;

- этап первичной проверки понимания изученного;

- этап закрепления изученного;

- этап применения изученного;

- этап обобщения и систематизации;

- этап контроля и самоконтроля.

Макроструктура учебного занятия может иметь либо линейную, либо разветвленную структуру. Если их сравнивать между собой, то можно сделать очень важный вывод: в разветвленной макроструктуре, в отличие от линейной, имеет место помимо линейной последовательности этапов разветвление на отдельные эта­пы в соответствии с дифференциацией содержания учебного материала и необходимостью организовать работу с учащимися в группах (в зависимости от уровня образовательных компетенций учащихся). Таким образом, при подготовке учебного занятия, призванного формировать, развивать, совершенствовать образовательные компетенции учащихся, однозначно необходимо использовать разветвленную макроструктуру учебного занятия.

В рамках компетентностного подхода особое значение приобретает группоцентрированный подход, позволяющий ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса. В группе создается особая атмосфера творчества и психологического комфорта. Учащиеся могут входить в состав не только постоянных, но и временных групп, что способствует интенсификации информационного обмена, увеличению количества формальных и межличностных связей, консолидации учащихся в единый коллектив. Такая организация взаимодействия с учениками способствует формированию у них коммуникативной компетентности.



Следующий этап – корректирование микроструктуры учебного занятия.

Развивать ключевые образовательные компетенции учащихся на уроках физики можно различными методиками. Однако наиболее перспективными видятся тестовые технологии на уроках физики. Организовывать такую деятельность учащихся лучше всего используя групповые формы обучения. Как отмечают Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.: «При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся»1.

Прежде чем создавать тест, перед учащимися ставится задача: какой уровень усвоения знаний будут с его помощью проверять. Уровней всего 3.

Первый уровень – узнавание, различение. Учащиеся должны опознать повторно воспринимаемый объект, выделить его, назвать. Основы выполнения задания – восприятие, память. Тип используемого теста – на опознание.

Второй уровень – воспроизведение. Нужно воссоздать ранее усвоенную информацию (определение, формулу, описание устройства, порядок выполнения практических действий), решить типовую задачу по данному ранее плану. Тип используемого теста – репродуктивный.

Третий уровень – решение нетиповых задач, в которых известны цели и условия, а способ решения нужно найти самому. Его основа – мыслительная, продуктивная деятельность.

Первый и второй уровни – исполнительские, они опираются на репродуктивную деятельность и осуществляются по конкретным описаниям. Третий уровень связан с мыслительно-преобразующей творческой деятельностью.

Я использую несколько форм тестовых заданий:

1) Задания с выбором ответа.

Все ответы в них сформулированы, и ученик должен выбрать верный или верные, по его мнению. В действительности верных ответов приводится один или несколько, остальные – отвлекающие. Это основная форма тестовых заданий.

Ответы бывают двух типов:

А) «Да» - «Нет», «Будет» - «Не будет» и т. п.

Б) фактологические (формулы, утверждения, определения и т. п.).

Ответов должно быть не менее трёх, удобнее – 4 или 5 (Приложение 3, 4)

2)Задания с кратким ответом.

Ответ нужно дать самому в краткой форме (в виде одного слова или словосочетания);

3) Задания с развёрнутым ответом.

Ответ требуется сформулировать самому, и он должен быть пространен и обоснован; по сути это – микросочинение.

Требование (единственное) к этим заданиям: ответ не должен допускать нескольких толкований.

Задания этого типа обычно начинаются словами: «Дайте ответ на вопрос…», «Объясните, почему…», «Что такое…»

Также я использую различные виды заданий по дидактической цели:

1)На проверку знаний (Приложение 1, 2)

1. Фактологические задания, или конструктивные, проверяющие знание фактов (фактов, определений, формул, закономерностей, верных утверждений).

2)На проверку владения видами деятельности.

2. Классификационные: они имеют цель выявить умение проводить классификацию и распознавать основные группы знаний (факт, закономерность, теория, единичный вывод, доказательство и др.) и явлений (нагревание, переход энергии из одного вида в другой, равномерное движение и др.).

3. Алгоритмические – на проверку умений использовать известные алгоритмы (цепочки шагов) к решению типовых задач.

4. Сравнивающие – выявляющие умения проводить сопоставление объектов, явлений, процессов и выявлять их особенности, различия, общее в них.

5. Причинные – их цель: установление причинно-следственных связей.

6. Интегративные, позволяющие обнаружить межпредметные связи.

7. Экологические, связывающие знания по предмету с проблемами защиты окружающей среды.

8. Выделяющие: с их помощью выясняют умения выделять существенные признаки и компоненты события, процесса или объекта, а также основную мысль текста или иной информации.

9. Доказывающие; их цель: обосновать что-то.

10. Прогнозирующие; суть их: определить ожидаемые последствия чего-то (например, какого-либо события).

11. «Примерные»; их задача: проверить умение приводить собственные примеры (понятий, явлений, процессов, объектов, элементов и др.).

12. Табличные – проверяющие умение заполнять предложенную таблицу.
13. Схематические; с их помощью выясняют умение заполнять предложенную схему.

(В заданиях 12 и 13 может быть дан набор слов для использования.)

14. «Типовая задача»; с их помощью выясняют умения решать простейшие типовые задачи.

15. Расчётные; посредством их проверяют умения выполнять расчёты.

16. На нахождение «лишнего» объекта в предложенном списке.

17. ТЗ – дополнения.

Даётся утверждение или высказывание, в котором одно слово (или словосочетание) опущено и вместо него стоит многоточие. Нужно заполнить пропуск. (Приложение 5)

Ещё мною используются другого вида тексты, тоже проверяющие владение видами деятельности:

1. Привести примеры опытов, которые обосновывают те или иные научные представления и законы или позволяют проверить законы и их следствия.

2. Назвать учёных, а также фундаментальные эксперименты, оказавшие существенное влияние на развитие физики.

3. Объяснить физическое явление или процесс.

4. Сделать выводы из экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой.

5. Применить законы физики для анализа процесса на качественном уровне.

6. Применить законы физики для анализа процесса на расчётном уровне.

7. Описать преобразование энергии в физическом явлении или техническом устройстве.

8. Проиллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технического объекта.

9. Показать умения использовать физические понятия для объяснения процессов жизнедеятельности человека.

10. Показать умение выдвигать гипотезы.

11. Провести расчёты, используя сведения, полученные из графиков, таблиц, схем.

Особый блок составляют тестовые задания, содержание которых нацелено на проверку владения методами познания. По форме они бывают разные: с выбором ответа, с развёрнутым ответом. По содержанию – на установление причинно-следственных связей, выяснение истинности и области применения физического закона, на различение научного факта и закономерности и др. (Приложение 6)

Приведённый список видов тестовых заданий не является исчерпывающим.

Как же тестовые технологии можно использовать для обучения? (Приложение 7)

Такие вопросы – не исключение. Более того: при внимательном рассмотрении оказывается, что подобных вопросов – большинство. Подбор таких вопросов при подготовке к уроку значительно увеличивает творческий компонент (как подготовки, так и самого урока). (Приложение 8)

После такого теста-обсуждения все ученики не только запоминают особенности зависимости сопротивления от температуры для различных типов проводников, но и начинают понимать главное: отвечая на вопрос, надо не гадать, а думать!

Ученики скоро начинают понимать, что в задаваемых мною вопросах есть интересные «подвохи», и с азартом ждут их. Возникает естественное соревнование между учениками. Атмосфера урока становится оживлённо – доброжелательная, никто не боится ошибиться.

Рассмотренные вопросы представляют собой примеры ситуационных тестов. Обычно условием такого теста является краткое описание характерной ситуации, встречающейся во многих задачах, к которой прилагаются несколько утверждений, среди которых есть правильные и неправильные. При этом число правильных утверждений заранее не определено! Ученикам предлагаю определить, какие утверждения правильные, а какие – неправильные. И особенно интересными являются такие утверждения, на которые нельзя ответить однозначно – правильные они или неправильные. Обсуждение таких утверждений превращается в интересное и поучительное исследование.

Однако в тестах, предназначенных для контроля, таких очень интересных «неоднозначных» вопросов, наоборот, приходится избегать. И это значительно обедняет контроль с помощью тестов. При обучении, в отличие от контроля, бояться ошибок не следует – ведь на ошибках мы чаще всего и учимся. Но учеников мы порой наказываем оценками за ошибки, которые они делают в процессе обучения!

При использовании тестовых технологий при обучении я ставлю дело так, что ученики не боятся ошибок, так как на уроке установлена эффективная и доброжелательная обратная связь практически со всеми учениками класса. (Приложение 9)

Я провожу проверку выполнения домашней работы также в виде тестов, содержащих задания, аналогичные домашним. Такие работы кратковременные и обычно состоят из пяти заданий в двух вариантах, что позволяет быстро их проверить и оценить сразу после завершения тестирования. Оценка зависит от количества выполненных заданий ( 5 сделанных заданий – оценка «5», 4 – оценка «4» и т. д. ).

В 7-8 классах, когда интерес к предмету очень велик и дети любят получать как можно больше оценок, я считаю, что очень эффективны кратковременные тестовые работы-самопроверки, подразумевающие лаконичный ответ «Да» или «Нет».

Например, по теме «Архимедова сила» выдаю 5 вопросов.

А. – Сила Архимеда зависит от массы тела?

Б. – Сила Архимеда зависит от формы тела?

В. – Сила Архимеда зависит от глубины погружения тела внутри жидкости?

Г. – Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести?

Д. – Сила Архимеда направлена вверх?

Положительные оценки в журнал выставляю, отрицательные – нет. Эти тесты позволяют сосредоточиться на выявлении и анализе ошибок сразу после завершения работы.

После изучения нового учебного материала в качестве закрепления наиболее важных моментов теории предлагаю тестовые задания, включающие главные и наиболее сложные для усвоения вопросы.

Например, после изучения законов Ньютона в 8 классе предлагаю вопросы типа:

«Как движется тело под действием постоянной силы?»

А. – Прямолинейно равномерно.

Б. – Со скоростью 0.

В. – Движется с постоянным ускорением.

Г. – Разгоняется.

Д. – Тормозится.

Типичная ошибка учащихся: выбор ответа А, а не В. Разбираем все вместе, почему надо взять А.

Очень удобно для полноты и объективности проверки знаний и умений проводить урок итогового тестирования за полугодие. Тест состоит из 25-30 вопросов, которые должны включать разноуровневые задания. Тест построен так: сначала предлагаю 9-10 вопросов на проверку знаний основных физических величин, понятий, явлений, формул. Во второй части теста – 10 вопросов на применение знаний в знакомой ситуации, а в конце – 9-10 творческих вопросов на применение знаний в незнакомой ситуации.

Заключительный этап – организация и проведение контрольной диагностики ключевых образовательных компетенций учащихся по окончании внедрения новой технологии, с целью определения эффективности выбранного направления педагогической деятельности.

Мониторинг осуществляется с использованием тех же самых методик и критериев определения уровней развития тех или иных образовательных компетенций учащихся с последующим анализом полученных результатов.

Я считаю, что в своей работе нужно использовать тестовые технологии как для контроля, так и для обучения. И приведённые выше примеры яркое тому подтверждение. Практика моей работы показала, что можно не только использовать предлагаемые тестовые задания, но и самому создавать учебные тестовые задания, значительно расширяя их тематику. Открывается возможность вовлечь учащихся в работу по созданию тестовых заданий и тестов разных форм: это – хорошая творческая школа, притом полезная и для ученика, и для класса.

Результативность опыта

Важными достоинствами тестов являются полнота проверки знаний и умений учащихся, обнаружение развития способностей учащихся, объективность определения уровня достижений учащихся, возможность обоснованного перевода количества правильных ответов на вопросы теста в оценку.



Основными характеристиками результативности моего опыта являются:

  • Четкое и логическое представление учебного материала как системы познавательных задач, требующих от учащихся самостоятельного поиска и оригинальных способов решения:

70% учащихся способны узнавать и воспроизводить основные научные знания, применять знания в знакомых ситуациях, давать краткие ответы на поставленные вопросы; обладают простейшими навыками работы с информацией. Из них - 32% демонстрируют также концептуальное понимание основных природных циклов и систем, научных принципов, способны решать несложные задачи, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи , а 26% владеют, кроме того, более сложными абстрактными понятиями, применяют знание основных законов и принципов для решения задач.

  • Ориентация на исследовательскую деятельность учащихся разного возраста, выходящая за рамки урока. Организация научно-исследовательской работы в школе: разработка проектов, рефератов, подготовка учащихся к олимпиадам.

Ведущей причиной развития личности является обучение, поэтому основными параметрами результативности деятельности учителя считаю:

- стабильное качество знаний и гарантированная успешность обучения учащихся на протяжении последних лет. В течение трех последних лет успеваемость по физике составляет 100%, качество знаний 52-59% (диаграмма 2 ):

Диаграмма 2


- устойчивый познавательный интерес учащихся к физике и качественная динамика мотивации деятельности в целом (диаграмма 3 ) :

Диаграмма 3



- участие учащихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по физике.

В 2008 году учащийся 9 класса стал единственным в районе призёром муниципального этапа олимпиады по физике, опередив при этом не только сельские, но и городские школы.

Таким образом, результативность опыта заключается в сформированности знаний и развитии познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью системы тестовых заданий по предмету, что позволяет учащимся применять их на практике, повышать свой творческий потенциал.

Считаю, что содержанием данной работы я обосновал значимость, дидактические и методические условия усвоения знаний по физике.

Вместе с тем, движение результатов работы даёт возможность дальнейшего исследования и нахождения новых инновационных подходов к решению данной проблемы.

Полагаю, что практическая направленность, актуальность и важность разрабатываемой темы вносит вклад в решение проблем современной школы.

Библиографический список:


  1. А. В. Перышкин, учебник «Физика – 8».

  2. А. В. Чеботарева «Дидактический материал по физике для 8 класса», выпуск 4, – М., «Школа-Пресс», – 2006г.

  3. «Тесты по физике VII – IX класс», выпуск 3, под редакцией Ю.И. Дика, – М., «Школа-Пресс», – 2008 г.

  4. Лукашик «Сборник задач по физике 7-8».




  1. Журнал " Физика в школе ". №7 2006г.

  2. Журнал " Физика в школе ". №3 2009г.


Приложения


  1. Приложение №1 - Урок повторения в 7 классе на тему: «Механическое движение»

  2. Приложение №2 - Урок повторения в 7 классе на тему: «Плотность вещества»

  3. Приложение №3 - Тематические тесты для 7 класса

  4. Приложение №4 – Тематические тесты для 8 класса

  5. Приложение №5 – Пример заданий №1

  6. Приложение №6 - Пример заданий №2

  7. Приложение №7 - Пример заданий №3

  8. Приложение №8 - Пример заданий №4

  9. Приложение №9 - Пример заданий №5

Приложение 1



Урок повторения в 7 классе на тему: «Механическое движение»

Цель урока: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы; воспитание познавательного интереса к знаниям; развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы.

План урока

1. Организационный момент

2. Тестирование

3. Конкурс «Физика в живой природе и мире растений»

4. Конкурс «Эрудит»

5. Занимательные опыты

6. Конкурс «Решалка»

7. Подведение итогов урока



Содержание урока

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас особый день. Совсем недавно вы ничего не знали о физике, а к сегодняшнему дню мы изучили несколько тем, в том числе «Механическое движение» и «Плотность вещества». Пройденное надо повторить, да так, чтобы было интересно. Поэтому сегодня урок – в игровой форме. Моими помощниками будут учащиеся 9 класса.

Напоминаю вам из уваженья,

Что тот не будет побеждён,

Кто в знаньях физики силён!

Мы организуем три команды (по рядам) в классе. В каждой команде необходимо выбрать капитана. Для этого проведём первый конкурс – «Тестирование». Тот из вас в своём ряду, кто первым выполнит задание, будет капитаном свое команды. Время работы – 6 минут.

(Тесты выдаются каждому. Составлены по вариантам; привожу один.)



1. Физика – это слово

1) русское, 2) латинское, 3) греческое, 4) английское.

2. 72 км/ч – это

1) 720 м/с, 2) 200 м/с, 3) 15 м/с, 4) 2 м/с.



3. Какая физическая величина численно равна отношению пройденного пути ко времени движения?

1) Путь, 2) плотность, 3) скорость, 4) масса.



4. Из перечисленных единиц измерения физических величин выберите единицу плотности.

1) м³, 2) кг, 3) кг/м³ 4) м/с.



5. По какому из приведённых выражений вычисляют путь при равномерном движении?

1) m/V, 2) s/t, 3) pV, 4) vt.



6. В какую сторону отклоняются пассажиры в автобусе, начинающем движение?

1) Вперёд, 2) назад, 3) направо, 4) налево.

Почему?

5) из-за движения, 6) из-за их большой массы, 7) по инерции.



Учитель. Молодцы! С первым заданием справились. Пока мои помощники подводят итоги, мы проведём конкурс «Физика в живой природе и мире растений». Вы должны будете ответить на мои вопросы. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Правильный ответ – 1 балл.

1. Лисица, убегая от преследующей её собаки, часто спасается тем, что делает резкие внезапные движения в сторону как раз в те моменты, когда собака готовится схватить её зубами. Почему собаке трудно поймать лисицу?

2. Каким образом некоторые бобовые растения используют свойство инерции при разбрасывании своих семян?

3. При выходе из воды животные, например собака, отряхиваются. Какой закон физики используют они при этом?

4. Почему человек, споткнувшийся на бегу, всегда падает вперёд?

5. Почему при прополке сорняки не следует выдёргивать из земли слишком резко, даже в том случае, когда они слабо держатся в почве?



Учитель. Хорошо! Мои помощники проверили тесты и капитанами команд становятся …(Называет фамилии учеников).

Сейчас конкурс капитанов; он называется «Эрудит». Капитаны получают задание: по предложенным текстам определить «О каких знаменитых людях идёт речь?». (Капитаны берут тексты, читают и пишут на листочках ответ. )

Текст №1.

Великий учёный, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича 8 ноября 1711 г. в деревне, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

А.С. Пушкин писал, что он, «соединяя необыкновенную силу воля с необыкновенной силой понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».

В русский язык он ввёл слово «физика». когда издал в переводе с немецкого первый в России учебник по этой науке.

(Ответ. М.В.Ломоносов.)

Текст №2


Родился на острове Сицилия. Отец его – астроном Фидий был родственником Гиерона, ставшего в 270 г. до н.э. царём города, в котором они жили. До нас дошли не все его сочинения. О многих его открытиях стало известно благодаря более поздним авторам, в трудах которых описаны его изобретения.

Так римский архитектор Витрувий (1в. до н.э.)в одном из своих сочинений рассказал историю о золотой короне царя Гиерона. Опыт, проделанный нашим героем, показал, что часть золота при создании короны была похищена.

(Архимед.)

Текст №3


Итальянский физик и астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах городов Пиза и Падуя, был придворным математиком герцога во Флоренции.

Дал ответ на вопрос: «Как будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?»Он писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».

(Галилео Галилей.)

Пока капитаны работают над своими заданиями, класс смотрит опыты, которые показывают мои помощники.

Берём стеклянную пластину. Поставим на неё тележку, а на тележку – электрический вентилятор. Почему при работе вентилятора тележка двигается?

Из тонкого картона вырезали полоску шириной 2 – 3 см, склеили из неё кольцо диаметром 10 – 15 см и поставили его на горлышко бутылки. На кольцо положили монету, а внутрь ввели линейку и резким горизонтальным движением выбили кольцо из-под монеты. Что наблюдали?

Склеили из полосок газетной бумаги шириной 2, 5 см два кольца. Повесили их на острия двух ножей. На кольца положили деревянный брусок длиной 100 см, шириной 15 – 20 см и толщиной 0, 5 см. Резко ударили металлическим стержнем посередине бруска. Что мы увидели? (Брусок переломился, а бумажные кольца остались целыми)

Учитель. Спасибо моим помощникам за демонстрации. А вы, ребята, попробуйте дать объяснения этим опытам. (Учащиеся дают объяснения)

Учитель. Работа закончена. Помощники проверяют её и подведут итоги. А мы проводим заключительный конкурс «Решалка». Каждой команде выдают листок с задачами. Каждый член команды выбирает себе одну, над её номером пишет свою фамилию и задачу решает. Ваш сосед может помочь вам: если оба затрудняетесь, обратитесь за помощью капитану. Не забывайте слова «Я буду умным, я буду знающим, я буду стараться, и всё получится!». Заработанные каждым баллы суммируются. Время на работу – 8 мин.

Задачи

№1 (оценка 2 балла). За 20 мин турист пошёл 1,5 км. Вычислите скорость туриста в м/с.

№2 (5 баллов). Скорость пешехода – 5 км/ч, а велосипедиста – 4 м/с. На сколько минут быстрее велосипедист проедет путь в 20 км, чем пешеход проёдёт дорогу в 2 раза короче?

№3 (2 балла). Металлическая деталь имеет объём 250 см³ и массу 2, 1 кг. Определите плотность вещества этой детали. Из какого металла она сделана?

№4 (3 балла). Водитель взял в дорогу канистру с бензином. Найдите внутреннюю вместимость канистры в литрах, если в неё помещается 14 кг бензина.

№5 (2 балла). Как вы знаете, при дыхании живых организмов образуется углекислый газ. Найдите массу 2,5 л этого газа. Выразите её в граммах.

№6 (5 баллов). В пустую мензурку массой 230 г налили жидкость объёмом 75 см³. Масса мензурки увеличилась до 300 г. Какую жидкость налили?

№7 ( 5 баллов). Бетонный строительный блок имеет длину 1,2 м и ширину 80 см. Масса блока равна 880 кг. Определите высоту блока.

№8 (4 балла). Мотоциклист за первые 5 мин проехал 3 км, за последующие 8 мин – 9, 6 км и за последние 6 мин – 5,4 км. Определите среднюю скорость движения.

№9(4 балла). Одна автомашина, двигаясь равномерно со скоростью 12 м/с, в течение 10 с проехала такое же расстояние, как и вторая автомашина за 15 с. Какова скорость второй автомашины?

№10 (5 баллов). Моток медной проволоки сечением 2 мм² имеет массу 17,8 кг. определите длину проволоки.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Мы с вами в очень активной форме повторили главное из двух тем; вы учились применять свои знания в разных ситуациях. И у вас это получилось!

Мои помощники подвели итоги и выявили «самого – самого» …

Получите домашнее задание.

1. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами (выберите их сами), определите массу одной капли.

2. Каким образом найти вместимость кастрюли, пользуясь только весами и набором гирь?

3. Придумайте и нарисуйте каждый две – три картинки – задачи по изученной теме.



Учитель. Спасибо вам за урок. Думаю, что он пошёл вам впрок.

Используемая литература:



  1. А. В. Перышкин, учебник «Физика – 7».

  2. Е. Н. Курочкина «Тесты по физике 7-9 классы»

  3. Журнал «Физика в школе» №3 2009г.

Приложение 2

Урок повторения в 7 классе на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации.

Оборудование.

Приборы: весы с разновесами, бруски из разных веществ, линейка.

Раздаточный материал: карточки с заданиями на два варианта.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Применение знаний и умений: решение задач

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов.



Содержание урока.

На этапе актуализации провожу проверку знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения СИ (плотности, массы, объёма), формул их расчёта. Без знаний этого материала невозможно организовать решение задач. Учащимся предлагаю тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном «решении» теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово «масса», второй вариант – слово «объём». (Этот приём облегчает проверку теста.)

Вот содержание одного варианта теста.

Тест.


Ответь на вопросы.

1. Сколько граммов содержит 0, 025 кг?



К – 250 г; Л – 2500 г; М – 2, 5 г.

2. По какой формуле вычисляют плотность вещества?



А – m/V; Б – Vt; В – s/V; Г – рV.

3. В каких единицах в СИ измеряют массу?



К – г; Л – т; М – ц; С – кг.

4. Кокой буквой обозначается объём тела?



О – m; С – V; П – S; Р – р.

5. Сколько получим, если переведём плотность 8000 кг/м³ в г/см³?



А – 8 г/см³; Б – 80 г/см³; В – 800 г/см³; Г – 0,8 г/см³

Решение задач.

Задача №1. Основная типовая, связанная со знакомой ситуацией: нужно найти плотность вещества.

Задача №2. Усложненная: нужно найти плотность вещества, но в других условиях.

Задача №3. Ещё более усложнённая: нужно найти массу текла по его плотности.

Задача №4. Такой же сложности , как и задача № 3, но с изменённым заданием: нужно определить объём тела, зная его плотность.

Условия задач.

1. Клубень картофеля массой 59 г имеет объём 50 см³. Определить плотность картофеля.

2. Какая жидкость налита в сосуд объёмом 625 л, если масса равна 500 кг?

3. Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2м и толщиной 0, 5см.

4. Лаборант, идущий на склад, получил задание: принести 0, 5 кг бензина на исследование. Он взял с собой пол-литровую банку. Не придётся ли ему возвращаться за дополнительной посудой?

Организация работ с задачами.

Задачу №1 решает у доски ученик, молча; задача №2 заранее решена и записана на доске с ошибкой. Вызванный должен найти ошибку, исправить её и объяснить;

задачу №3 решает ученик у доски «проговаривая» ход своих рассуждений и действий;

задачу№4 класс должен сообща разобрать и наметить путь решения; затем решение до конца все доводят самостоятельно и сообщают свои ответы.



Решение экспериментальной задачи.

Задание: определить плотность бруска и узнать, из какого материала он изготовлен.

Для эксперимента на каждую парту выдаю оборудование: весы с разновесом, линейку, бруски правильной формы разной плотности (деревянный, пластмассовый алюминиевый, железный). Бруски снаружи оклеены одинаковой непрозрачной бумагой.

В ходе беседы с классом обсуждаем порядок выполнения работы, приходим к выводу, что нужно сделать следующее.

1. Определить массу тела (бруска) с помощью весов.

2. Линейкой измерить длину (а), ширину (b) и толщину(с) бруска.

3. По формуле V=abc рассчитать объём бруска.

4. По формуле р=m/V определить плотность вещества.

5. Сравнить полученные значения с данными таблицы плотностей и сделать вывод о веществе бруска.

6. Снять бумажную обёртку с бруска и сравнить свой вывод с реальностью: совпал он или не совпал.

После того как ход действий намечен, ученики делают работу.

Домашнее задание.

Сообщаю, что на дом даю задания, связанные с бытом каждого.

Задание 1: определить плотность мыла.

Задание 2: узнать массу 0,5 л подсолнечного масла.

Нужно так же повторить параграфы 20 и 21 учебника.

Используемая литература:



  1. А. В. Перышкин, учебник «Физика – 8».

  2. Е. Н. Курочкина «Тесты по физике 7-9 классы»

  3. Журнал «Физика в школе» №7 2006г.

Приложение 3

Тесты 7 класс

Атмосферное давление

Цель: проверка усвоения изученной темы и выявление пробелов в знаниях учащихся.

Вариант 1

1. По мере подъема в гору атмосферное давление…

а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется;

г) в некоторых частях земного шара увеличивается, а в некоторых уменьшается.

2. Как установятся уровни ртути в трубках,
изображенных на рисунке, если их использовать в опыте Торричелли?

Наибольшая высота уровня ртути установится в трубке…

а) 1; б) 2; в) 3; г) 2 и 3;

д) во всех трубках высота ртути установится


на одинаковом уровне.

3. Атмосферное давление можно измерить прибором…

а) манометром; в) термометром;

б) барометром; г) динамометром.

4. Можно ли рассчитывать атмосферное давление по формуле: Р=ρgh.

А) можно, только вблизи поверхности Земли;

б) можно, только в отдельных местах земного шара;

в) можно при любых условиях;

г) нельзя ни при каких условиях.

5. Давление автомобиля на почву равно 100 гПа? Сравнить это
давление с атмосферным.

А) давление автомобиля примерно равно атмосферному;

б) давление автомобиля больше атмосферного в 10 раз;

в) давление автомобиля меньше атмосферного в 10 раз;

г) давление автомобиля больше атмосферного в 100 раз.

6. Определить давление газа в сосуде, изобра­Тнного на рисунке, учитывая, что атмосферное давление составляет 770 мм.рт.ст.


г) 760мм.рт.ст.;

д) 720 мм.рт.ст.


а) 670мм.рт.ст.;

б) 870мм.рт.ст.;

в) 780мм.рт.ст.;


Вариант 2

1. На какую высоту нужно подняться, чтобы


давление уменьшилось на 1 мм.рт. ст.?

а) 12 м; б) Юм; в) 1 м; г) 76 м

2. Одинаковый ли будет уровень ртути в трубке, изобра­женной на рисунке, если ей придать различный наклон?

Высота столба ртути будет наибольшей в положении…

а) 1; б) 2; в) 3;

г) во всех положениях высота вертикального


столба ртути будет одинаковой.

3. Работа каких механизмов основана на действии атмосферного давления?

А) поршневой жидкостный насос; г) спидометр;

б) секундомер; д) термометр.

В) медицинский шприц;

4. Атмосферное давление равно 780 мм.рт.ст. Это означает, что…

а) воздух производит такое же давление, какое производит


вертикальный столб воды высотой 780 мм;

б) воздух производит такое же давление, какое производит вер­тикальный столб ртути высотой 780 мм;

в) давление является нормальным.

5. Давление иглы на пластинку 90 000 гПа. Сравните это давление


с атмосферным.

А) давление иглы равно атмосферному давлению;

б) давление иглы больше атмосферного давления;

в) давление иглы меньше атмосферного давления;

6. Определить давление газа в сосуде, изображенного на рисунке, учитывая, что наружное давле­ние составляет 750 мм.рт.ст.

а) 780мм.рт.ст.; в) 765мм.рт.ст.;

б) 720мм.рт.ст,; г) 735мм.рт.ст.

Используемая литература:



  1. Е. Н. Курочкина «Тесты по физике 7-9 классы»

  2. Журнал «Физика в школе» №3 2009г.

Приложение 4

Тесты 8 класс

Электромагнитные явления


Цель: проверка усвоения изученной темы и активизация познавательных процессов.

Вариант 1

1. Ученый, исследовавший взаимодействие проводников с током — ...

а) Эрстед; г) Ньютон;

б) Ампер; д) Кулон;

в) Фарадей; е) Резерфорд.

2. При изменении тока в проводнике магнитная стрелка, расположенная вблизи проводника,

а) будет находиться в безразличном состоянии;

б) повернется на 180°;

в) повернется на 90°;

г) будет вращаться вокруг своей оси;

д) будет колебаться.

3. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого


проводника с током?

а) беспорядочно;

б) по прямым линиям вдоль проводника;

в) по концентрическим окружностям, охватывающим проводник;

г) по концентрическим окружностям, расположенных вблизи
проводника с током.

4. Каким способом можно изменить магнитное поле катушки?

а) изменить число витков катушки;

б) вводя в катушку сердечник, изготовленный из алюминия


или меди;

в) изменяя силу тока в катушке;

г) воздействовать на катушку тепловым излучением.

5. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называ­ются

а) электромагнитом; в) источником тока;

б) магнитом; г) электродвигателем.

6. Какие вещества слабо притягиваются магнитом?

а) чугун; б) сталь; в) стекло; г) никель; д) кобальт; е) железо.

7. Какое из утверждений верно?

а) разноименные магнитные полюса отталкиваются, а одно­именные притягиваются;

б) одноименные магнитные полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются;

в) все магнитные линии выходят из южного полюса магнита и


входит в северный, замыкаясь внутри магнита;

г) все магнитные линии выходят из северного полюса магнита


и входит в южный, замыкаясь внутри магнита;

д) все магнитные линии выходят из северного полюса и уходят


в бесконечность.

8. Магнитная аномалия представляет собой области, в которых наблюдается

а) размагничивание стрелки компаса вследствие сильного на­грева;

б) свечения нижних слоев атмосферы в результате захвата маг­нитным полем Земли частиц выбрасываемых Солнцем в мо­мент сильных солнечных вспышек;

в) постоянное отклонение магнитной стрелки от направления
магнитных линий Земли;

г) возникновение сильных магнитных полей приводящих к


образованию магнитных бурь.

9. На каком из рисунков правильно изображено направление тока в


проводнике, находящемся в магнитном поле?

10. КПД электродвигателей достигает

а) до 30%; в) до 50 %; д) до 98%;

б) до 40%; г) до 80%; е) свыше 100%.

11.* Электромагнитной индукцией называется явление возникнове­ния....

а) магнитного поля вокруг проводника при прохождении по


нему электрического тока;

б) поворота магнитной стрелки вблизи магнита;

в) электрического тока в проводнике;

г) электрического тока в проводнике, пересекающем магнит­ные линии.


Вариант 2

1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с током?

а) взаимодействием электрических зарядов;

б) действием электрического поля одного проводника с током


на ток в другом проводнике;

в) действием магнитного поля одного проводника с током на


ток в другом проводнике;

г) действием электрического поля одного проводника на заряды в другом проводнике.

2. Магнитное поле можно обнаружить с помощью

а) амперметра; г) термометра;

б) вольтметра; д) электроскопа.

в) магнитной стрелки;

3. Магнитные линии магнитного поля представляют собой

а) замкнутые кривые, охватывающие проводник;

б) произвольные кривые, расположенные около проводника;

в) прямые линии, расположенные параллельно проводнику;

г) прямые линии, расположенные перпендикулярно проводнику.

4. Каким способом можно усилить магнитное поле катушки с током?

а) сделать катушку большого диаметра;

б) внутрь катушки вставить железный сердечник;

в) удалить из катушки железный сердечник;

г) уменьшить силу тока в катушке;

д) увеличить силу тока в катушке;

е) приблизить к катушке с током магнитную стрелку.

5. На каком из рисунков правильно изображено поведение магнитной стрелки вблизи полосового магнита?

а)1;


б) 2;

в) 3;


г) 2 и 3.

6. Какой из указанных материалов можно использовать для изготовления магнита?

а) железо; в) дерево; д) стекло;

б) алюминий; г) медь; е) пластмасса.


7. Какие магнитные полюса изображены на рисунке?

а) А- северный, В - южный;

б) А- южный, В - северный;

в) А- северный, В - северный;

г) А- южный, В - южный.

. Вращение рамки с током в магнитном поле используется в устройстве

а) двигателя внутреннего сгорания;

б) электрического двигателя;

в) электронагревательного прибора;

г) плавкого предохранителя;

д) источника тока.

9. Как направлена сила, действующая на проводник с током, внесенный в магнитное поле?

а) вверх;

б) вниз;

в) влево;

г) вправо;

д) от нас;

е) на нас;

ж) равна нулю.


10.* Какую задачу поставил перед собой Фарадей, приступая к работе, которая привела его к открытию электромагнитной индукции?

а) с помощью электрического тока получить магнитное поле;

б) с помощью магнитного поля получить электрический ток;

в) с помощью электрического поля получить ток;

г) с помощью электрического поля получить магнитное поле.

11.* При движении магнита, изобра­женного на рисунке, стрелка гальва­нометра отклоняется. Как изменится характер отклонения стрелки при из­менении полярности магнита?

а) угол отклонения уменьшается;

б) угол отклонения увеличивается;

в) изменится направление отклонения стрелки;

г) угол отклонения не изменится.


Используемая литература:


  1. Е. Н. Курочкина «Тесты по физике 7-9 классы»

  2. Журнал «Физика в школе» №3 2009г.

Приложение 5

Пример заданий №1.

Полную механическую энергию тела образует…

Уравнение … - это частный случай закона сохранения и превращения энергии.

Движение, совершающееся без …, будет равномерным.

18. ТЗ, проверяющие владение культурой речи.

В каком слове ударение поставлено неверно?

Пример.

1) Ньюто'н, 2) нью'тон, 3) а'мпер.



Какое из предложений неграмотно?

Пример.


1) Этот факт не играет роли. 2) Этот факт не играет значения. 3)Этот факт не имеет значения.

Значение какого термина определено неверно?

1) Сила тока – это заряд, прошедший через поперечное сечение проводника в 1 с.

2) Перемещение – расстояние, на которое переместилось тело.

3) Скорость тела – путь, пройденный телом в единицу времени.

Задания, проверяющие речевые коммуникативные умения. Они выясняют умения устанавливать связи между предложениями, прогнозировать содержание следующих фраз и всего текста в целом. Формулируются они так:

В каком порядке должны следовать приведённые далее предложения, чтобы получился связный текст?
Приложение 6

Пример заданий №2.

Имеются два наблюдения:

А. При нагревании стержень удлиняется.

Б. При растягивании стержня он нагревается.

Чем является нагревание в приведённых наблюдениях?

1) В обоих – причиной. 2) В обоих – следствием. 3) В первом – причиной, во втором – следствием. 4) В первом – следствием, во втором – причиной. (Ответ: 3.)

Законы геометрической оптики применимы для описания следующих явлений:

1)образование тени от дома,

2) образование светлого пятна в центре тени шарика,

3) образование радужных цветных плёнок.

Истинность теории базируется на …

А) верности экспериментов, лежащих в её основе,

Б) экспериментальном подтверждении выводов из неё.

1) Только А. 2) Только Б. 3) И А, и Б. 4) Ни А, ни Б.

Обнаружено, что стрелка компаса показывает на единственное окно в комнате. Какая из приведённых гипотез наиболее вероятна?

1) Окно «смотрит» на север. 2) Под полом проходит кабель с током. 3) Магнитная стрелка поворачивается к свету. 4) За окном находится сильный магнит. (Ответ: 1.)
Приложение 7

Пример заданий №3.

Задаю классу вопрос: действует ли сила трения покоя на этот шкаф? И показываю на стоящий у стены шкаф.

Некоторые ученики подпрыгивают на парте, поднимая руку, чтобы ответить. Вызываю одного из них. Если он ответил правильно, остальные тянувшие руку остаются недовольными, что вызвали не их.

А многие ученики в классе не успели даже сообразить, в чём особенность заданного вопроса. Интересная заготовка «ушла в песок».

Пробую поступить иначе: «включаю» весь класс, используя тестовые технологии. Предлагаю ответить на заданный вопрос всем одновременно. Те, кто считает, что сила трения покоя действует на шкаф, поднимает палец, а те, кто считает, что не действует - кулачок.

Оказалось, что 7 человек подняли вверх пальчики, а 4 – кулачки. Чем объяснить такой результат?

После обсуждения, в котором принимает участие практически весь класс, потому что каждый защищает «свой» ответ, выясняется, что ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя. Действительно, если пол в классе строго горизонтальный (что, конечно, маловероятно, но не исключено), то сила трения покоя на шкаф не действует. А если пол хоть немного наклонён, то сила трения покоя действует: ведь при отсутствии трения шкаф «поедет» (можно, например, представить, что пол ледяной).

Результат: всем интересно, все работали, и никому не было обидно, что на него не обратили внимания или что он ошибся.

Приложение 8

Пример заданий № 4.

По проводнику течёт ток. Напряжение на концах проводника увеличили в три раза. Увеличилась ли при этом сила тока также в 3 раза?

На этот «простой» вопрос тоже нельзя дать однозначного ответа. И поэтому после «предъявления ответов» пальчиками и кулачками он также порождает интересное обсуждение.

Действительно, если проводник металлический и специальных средств для поддержания температуры неизменной не предпринималось (а большинство, конечно, представляли мысленно именно такую ситуацию), то при увеличении силы тока проводник нагрелся, в результате чего его сопротивление увеличилось. Значит, при увеличении напряжения в 3 раза сила тока увеличилась менее чем в три раза!

Это «нарушение» закона Ома предполагает последующее интересное обсуждение: ведь, например, сопротивление нити лампы накаливания в «рабочем режиме» примерно в 10 раз больше, чем холодной нити!

Но проводник ведь мог быть и электролитом (в условии-то не было оговорено, какой именно проводник!). А сопротивление электролитов с увеличением температуры уменьшается. Значит, в этом случае при увеличении напряжения в 3 раза сила тока увеличится более чем в 3 раза.


Приложение 9

Пример заданий №5.

Показываю классу рисунок и спрашиваю: «Можно ли утверждать, что шарик заряжен отрицательно?»

Большинство поднимут пальчики. Но кое-кто поднимет и кулачок! И появляется простор для обсуждения: действительно, шарик-то может быть и вообще не заряженным! И сколько интересного понимают ребята при обсуждении разногласий в ответах: тут и поляризация диэлектриков, и перераспределение зарядов в проводнике



( в вопросе-то не было сказано – шарик из диэлектрика или металлический!).



1 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия» - 2003. - С. 257 – 258.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017