slonam.ru Использование инновационных технологий в процессе преподавания истории
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
"Использование инновационных технологий в процессе преподавания истории и обществознания."
Образовательные технологии включают в себя несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная дидактика: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Можно избрать и другие основания классификации:

Объяснительно-иллюстративный

Программированный

Эвристический

Проблемный

Модельный


Простая модель обучения включает в себя следующие элементы: начальные условия, промежуточные результаты, конечный результат. При первой и второй классификации отсутствуют задачи и пути достижения результатов. При эвристическом методе указываются способы получения результатов, при проблемном - промежуточные результаты, а при модельном --начальные условия.
Формы, используемые при различных методах:
1.Объяснительно-иллюстративный - рассказ, беседа, лекция, семинар, практическая работа, лабораторная, самостоятельная.
2. Программирования - лабораторная, эксперимент, самостоятельная.
3. Эвристический - рассказ, беседа, эксперимент, самостоятельная работа.
4. Проблемный - самостоятельная работа.
В современной теории и практике обучения в школе широко обсуждаются проблемы технологического подхода и образовательных технологий. В зарубежной и отечественной педагогике наиболее распространена трактовка понятия технологического подхода как способа системного конструирования и целенаправленного, поэтапного осуществления процесса обучения, при котором обеспечивается обязательное получение запланированного результата оптимальными путями. Проблема оптимизации обучения традиционна для отечественной педагогики. Технологический подход имеет свои характерные черты и отличия от традиционного подхода к процессу обучения. Ранее в своей деятельности педагог ориентировался на нормативные требования программ по истории и возрастные познавательные возможности «среднего» ученика. Учитель подстраивался к предложенной ему единой системе обучения истории, одинаковой во всех школах. И его самостоятельное творчество начиналось на уровне разработки тематического планирования, а то и при создании отдельных уроков.
Теперь творчество преподавателя начинается с построения модели исторического образования в своей школе. Отправным моментом в проектировании процесса обучения в рамках технологического подхода является диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса и разработка процесса обучения в соответствии с этим фактором. В этом проявляется направленность на учёт индивидуальных потребностей личности ученика в условиях коллективного обучения.
Технологический подход предполагает системное конструирование преподавания учебных дисциплин с учетом межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей в обучении, воспитании и развитии для обеспечения целостности и преемственности всего образовательного процесса в данном учебном учреждении. Это требует от учителя дедуктивной логики (от общего к частному) в своей проектировочной деятельности: построение системы учебных курсов истории (выбор и коррекция программ и учебников, базирующихся на единых методологических и методических основах) – разработка тематического планирования курса – разработка уроков.
Технологический подход требует четкого определения и иерархического построения целей обучения истории на всех уровнях образовательного процесса: цели изучения истории - цели курса - цели больших тем - цели урока. Допустим, в качестве методологической основы построения системы исторического образования определена цивилизационная модель освещения прошлого. Тогда при разработке содержания курса истории можно выделить в качестве одной из образовательных целей раскрытие общих черт и основных особенностей развития древних локальных цивилизаций. Далее это положение разворачивается в формулировку одной из целей большой темы «Древний Восток»: показать на конкретных примерах аграрный характер восточных цивилизаций (общая черта), процесс их возникновения в долинах рек (особая черта). Затем при определении тем уроков, например при изучении истории Египта, учитель может сформулировать цель: создать образное представление об ирригационной системе земледелия в долине Нила.
Технология в обучении - это описание путей и способов практической образовательной деятельности учителя. При этом термин «технология в обучении» имеет более широкий смысл, чем понятие формы и методы преподавания, вбирает их, например: технологии проблемного изучения курса истории, технология управления процессом самостоятельной деятельности учащихся при работе с источником, игровая технология развития альтернативного исторического мышления.
Принято различать понятия образовательные технологии, содержащие описание проблем обучения на дидактическом уровне, и предметные технологии, связанные с разработкой проблем частных методик. Под предметными технологиями обучения истории как сфере научных знаний мы понимаем область методики преподавания, исследующую пути оптимизации и повышения эффективности процесса обучения. В соответствии с существующими классификациями технологий их отдельные виды могут охватывать разные уровни преподавания: от конструирования всего процесса обучения истории (технология модульного изучения образовательных предметов) в школе до решения более локальных проблем (игровая технология формирования временных представлений).
Эпизодическое использование технологий для решения лишь отдельных задач обучения даёт определённый эффект, если соблюдаются условия их применения. Но более целесообразно говорить о технологическом подходе к процессу преподавания в целом как способе проектирования и осуществлении образовательного процесса.
Сегодня, когда экономическое развитие государства отстаёт от материальных и духовных потребностей человека, очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, нам, педагогам, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению. Осуществлению этой цели служит, на мой взгляд, преподавание истории в системе развивающего обучения, так как ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование той или иной проблемы с разных точек зрения.
Урок в системе развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность в учебной деятельности:
- связь с современностью, поиск в сегодняшнем дне отголосков далёкого прошлого;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
-систематический контроль над процессом повышения навыков самостоятельной работы каждого учащегося путём устных и письменных разноуровневых заданий.
Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний. Так, например перспективными видами деятельности на уроках истории средних веков в YI классе являются: моделирование (различные виды игровой деятельности), коммуникативная (беседа, элементы дискуссии, короткие сообщения), исследовательская (в том числе и работа с учебником). Значительное внимание следует уделить игре, так как для шестиклассников актуальна потребность в ней. В ходе игры учебная цель предстаёт в виде игровой задачи: разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия и т.д. В учебном процессе должны найти место такие варианты коротких дидактических игр: «Кто лучше знает?», «О ком сказано? Кто сказал?», «Кто есть кто?» и др.
Своё место должна занять работа с различными источниками. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, делают более убедительными выводы. Перед школьниками возникают яркие картины прошлого, отражающие дух далёких эпох. Работа с источниками – это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения (при соответствующей организации учебной деятельности).
В настоящее время нашла применение такая разновидность комбинированного урока, как синтетический урок. Его построение определяется целью занятия и спецификой учебного содержания. На синтетическом уроке гармонично соединяются изложение нового материала и закрепление изученного накануне, повторение пройденного материала может быть организовано нетрадиционными методами, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся.
Развивающее обучение основывается на необходимости организации учебной деятельности таким образом, чтобы они по возможности более самостоятельно формулировали вопросы и искали ответы на них. Но современные учебники не приспособлены для этих целей, они постоянно подсовывают ученикам готовые ответы и не предоставляют достаточно материалов для самостоятельных поисков. Учитель, желающий работать по-новому, вынужден сам придумывать задания, разыскивая документы, размножая их. Обычно на это не хватает сил.
Система развивающего обучения разрабатывается на основе синтеза достижений педагогики и психологии. Развивающий эффект в ней рассматривается не как побочный (как сложилось в традиционной системе), а как основной. Этот тип обучения ориентирован не только на развитие познавательных функций (мышление, восприятие, память и др.), но в большей степени - на процесс становления ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Что же подразумевается под системой развивающего обучения? Что развивать учителю истории? С помощью чего развивать? Как развивать? Как при этом строить урок? Вот основные вопросы. Которые волнуют учителя, заинтересовавшегося перспективой развития школьников на уроках истории.
Развивающее обучение - это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Целью развивающего обучения является формирование человека, способного ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Конечная цель развивающего обучения - обеспечение условий становления ребёнка как субъекта учебной деятельности. Достижение цели требует сознательной, целенаправленной деятельности учащегося и учителя (как организатора этой деятельности).
В системе развивающего обучения равными наряду с учебным текстом по роли в развитии учащихся рассматриваются иллюстрации и учебные картины, документы, диаграммы, схемы и т.п. Как говориться, учебная картина - это параграф учебника, написанный кистью. Учитель может широко использовать такие задания для иллюстраций с целью поиска дополнительной информации: придумать название; сделать описание отдельных сюжетов;

сопоставить отдельные сюжеты на разных картинах; придумать за действующих лиц слова;

построить рассказ по содержанию картины;

написать сочинение;

инсценировать сюжет картины;

найти в тексте строки, комментирующие картину. И т.д.


Чем разнообразнее приёмы и средства обучения, тем выше мотивация учебной деятельности.
Учебная деятельность в системе развивающего обучения - это организованная, активная деятельность учащегося по овладению знаниями. Организация учебной деятельности, направленная на эффективное усвоение учебного материала, требует соблюдения системы дидактических условий. Наиболее важным в их ряду является формирование учебной деятельности во всей её структурной полноте.
Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из трёх взаимосвязанных компонентов, обусловленных развитием соответствующих психических процессов у школьников:

информационно-ориентировочный компонент (формируются умения наблюдения, слушания, чтения);

операционно-исполнительный компонент (умения классификации, обобщения);

контрольно-коррекционный компонент (умение самоконтроля).


Обучение и развитие школьников происходит непосредственно на учебном материале. Знания по истории имеют свою дидактическую структуру: факты, представления, причинно-следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Усвоение структуры знаний необходимо для осмысленного усвоения содержания школьного предмета, предполагающего самостоятельное нахождение учащимся логических связей, выявление в тексте закономерностей. Овладение структурой знаний по истории у школьников происходит с помощью общеучебных интеллектуальных умений.
Метод развивающего обучения, формирования учебной деятельности – учебные задания (задачи). Учебное задание – это ситуация, когда учащемуся необходимо найти ответ, а готовых способов и средств для этого нет. Ситуация предполагает самостоятельное нахождение способа действия.
В процессе решения учебного задания пересекаются педагогическая деятельность учителя и учебная деятельность учащегося. Тем самым задание представляет собой единицу педагогического взаимодействия.
Процесс решения учебного задания состоит из пяти этапов:

мотивация;

анализ проблемы;

поиск решения проблемы на основе известного алгоритма;



доказательство и обоснование правильности решения, а в случае необходимости – его коррекция.
Между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебным заданием как методом развивающего обучения существует огромное различие. Суть его в том, что вопрос предполагает ответ, по преимуществу обращенный к тексту, доподлинно известному знанию (кто? что? когда? зачем? и т.п.). Задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений (установите, объясните, найдите, определите, найдите и т.п.).
В системе развивающего обучения истории основной единицей содержания учебного материала является понятие (система понятий) – понимание сущности вещи или явления, целостная совокупность суждений, отражающая внутреннюю сущность предмета. Уровень сформированности понятийного мышления – показатель развития личности и сформированности общеучебных интеллектуальных умений.
Систематическая самостоятельная познавательная деятельность учащихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию. Тем самым развивающее обучение закладывает деятельностный подход к усвоению знаний. Основы деятельностной теории учения были заложены в трудах А. Дистервега, а в начале XX в. разработаны Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым.
Комплексно развивающее обучение рассматривается как общепедагогическая технология с обязательным соблюдением ряда дидактических условий. Главными элементами развивающей системы являются: знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий.
К концу обучения в образовательном учреждении учащийся должен владеть научной проблематикой в рамках школьного предмета, уметь узнавать и формулировать проблему в контексте обучения, видеть возможные пути решения этой проблемы и внятно излагать их. Учащийся должен знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.
Начиная с №1 за 2000г. в журнале «Преподавание истории в школе» была открыта новая рубрика «История и развивающее обучение» статьёй В.В.Сухова, А.Ю.Морозова, Э.Н. Абдулаева «Лес проблем и вариант дороги (поиск путей обновления школьного исторического образования). Возглавляемая ими творческая лаборатория МЕТАР кафедры методики преподавания истории Московского педагогического университета разработала методику преподавания истории, основанную на принципах развивающего обучения. Одну из главных образовательных задач они видят в формировании у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи. Учитель как бы заранее создаёт ситуацию успеха, так как то, что найдено, осмыслено самостоятельно, прочнее и надежнее оседает в памяти учащихся.
Вот примерная схема урока:
1. Вводно-мотивационная часть:
А) Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний.
Б) Беседа с учащимися, актуализация жизненных наблюдений.
В) Постановка учебной задачи.
2. Собственно учебная деятельность
3. Этап контроля и коррекции.
В организации деятельности учащихся по решению учебных задач самым сложным оказалось формирование умения у учащихся обнаруживать противоречия, осознать поставленную перед ними учебную задачу (УЗ). А также самостоятельно искать ответ на вопрос с опорой на имеющийся источник информации.
Технология развивающего обучения принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлением понимается умение проследить условия происхождения явлений, выяснить, почему эти явления приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.
Особенностью теоретического мышления является его диалогичность, поэтому теоретические понятия можно усвоить только ходе дискуссии. Особенностями урока в системе развивающего обучения являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. Изучение материала основывается на том, что в начале урока ставится учебная задача. Учащимся нравятся уроки развивающего обучения, так как они совместно с учителем формулируют учебную задачу урока, и сами последовательно решают её в процессе учебной деятельности.
Развивающее обучение даёт возможность раскрыться каждому ученику. На таких уроках всегда более высокая оценочная деятельность, чем на традиционных.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2018