slonam.ru Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательного
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Агибаловская муниципальная средняя общеобразовательная школа

(для учащихся 11 класса общеобразовательного профиля)

17 часов
Составитель: Кремнёв Юрий Леонидович,

учитель биологии,

первой квалификационной категории

2011 год


Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Программа построена в соответствии с уровнем знаний средней (полной) школы по биологии и направлена на систематизацию знаний по биологии, удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении содержания базового уровня биологии с целью подготовки к ЕГЭ.

Целесообразность курса объясняется недостаточным уровнем системы биологических знаний, предполагаемых общеобразовательным профилем, и необходимостью его углубления для прохождения итоговой аттестации и подготовки к поступлению в ВУЗы и ССУЗы некоторыми учащимися по выбору, которые в условиях сельских малокомплектных школ не имеют возможности получить на уроках соответствующее образование.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Распределение времени указано ориентировочно и может изменяться в зависимости от подготовки учащихся и их потребностей, что определяется путем диагностики остаточных знаний по темам курса.

В программу включены темы, которые учащиеся изучали в основной и средней школе. Теоретический материал включает вопросы на повторение и обобщение, и вопросы, выходящие за рамки базового уровня, что помогает систематизировать и расширить знания учащихся. Большой и разнообразный практикум по решению и составлению тестовых заданий, решению биологических задач способствует развитию практических навыков использования знаний в необычных ситуациях, овладению необходимой тестовой культурой, которая включает в себя умение правильно распределять время, строго следовать инструкциям, понимать условия заданий и т.п. Предполагается знакомство с особенностями различных тестов, выполнение тренировочных тематических и комплексных тестовых работ по различным источникам: печатным сборникам и компьютерным репетиторам. Основной упор сделан на выполнение заданий части В и С, как наиболее сложных, требующих профильной углубленной подготовки и которые развивают умения вычленять главное, обобщать, обосновывать явления, устанавливать соответствие, четко и кратко излагать мысли.

Работа по данной программе включает школьные и внешкольные занятия. На школьных занятиях учитель излагает теоретический материал, проводит консультации, организует практикумы, а учащиеся вне урока самостоятельно готовят выступления, выполняют письменные тренировочные задания, выполняют задачи творческого уровня.

Реализация данного курса предполагает использование электронных носителей информации, что призвано способствовать развитию у учащихся навыков использования ИКТ для приобретения, закрепления знаний и диагностики результатов.

Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения тренировочных и зачетных практических работ.



Основная цель курса: дать учащимся возможность систематизировать знания по биологии школьного курса и удовлетворить интерес к углублению знаний по биологии до уровня, соответствующего ЕГЭ.

Задачи курса:

- организовать системное повторение пройденного теоретического материала;

- расширить и углубить знания, насытить их современными биологическими научными фактами и открытиями;

- развить практические умения использования имеющихся знаний, получения новых знаний, в том числе с использованием информационных технологий для прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- теоретический материал по данным темам биологии на уровне, соответствующем ЕГЭ;

- структуру, примерное содержание и уровень сложности экзаменационных работ;

-правила выполнения работ и заполнения бланков ответов.
Учащиеся должны уметь:

- решать биологические задачи;

- применять имеющиеся знания при выполнении различных заданий экзаменационных тестов;

- заполнять бланки ответов ЕГЭ;

- правильно распределять время;

- кратко и четко формулировать ответы на вопросы уровня В и С.




Программа.

Тема 1. Введение (1 час).

Содержание и структура курса, требования. Знакомство с особенностями различных тестов. Структура заданий ЕГЭ. Особенности заданий части В и С, как наиболее сложных, требующих профильной углубленной подготовки и которые развивают умения вычленять главное, обобщать, обосновывать явления, устанавливать соответствие, четко и кратко излагать мысли.

Практикум:

Составление и решение готовых тематических тестов.



Тема 2. Основы цитологии и гистологии (3ч)

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Строение клетки. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Растительные и животные ткани. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Нуклеиновые кислоты. Синтез белков в клетке.

Практикум:

Решение биологических задач.

Решение тестовых заданий.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмом(2ч)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Формы размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных). Бесполое размножение. Половое размножение. Онтогенез.

Практикум:

Решение биологических задач.

Решение тестовых заданий.
Тема 4. Основы генетики, селекции и биотехнологий (5ч)

Закономерности наследования, установленные Менделем. Анализирующее скрещивание. Множественные аллели. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Основные методы селекции и биотехнологии

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье.
Практикум:

Решение биологических задач.

Решение тестовых заданий.

Тема 5. Основы учения об эволюции (3ч)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяции. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления эволюции органического мира.

Система растений и животных — отображение эволюции. Общая характеристика основных систематических групп царств живых организмов.
Тема 6. Антропогенез (1ч)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.


Тема 7. Основы экологии (1ч)

Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Основы рационального природопользования.


Тема 8. Эволюция биосферы и человек (1ч)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Да

та



ур

Название тем и уроков

Д/З










Введение (1ч)












Введение.


Решение тематических тестов










Глава Основы цитологии и гистологии (3ч)












Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

Решение тематических тестов









Строение клетки. Сходства и различия в строении клеток. Вирусы. Ткани.

Решение тематических тестов









Обмен веществ и энергии. Генетический код и его реализация в клетке.

Решение тематических тестов










Глава Размножение и индивидуальное развитие организмом(2ч)












 Жизненный цикл клетки. Деление клетки.

Решение тематических тестов









 Формы размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных). Онтогенез.

Решение тематических тестов










Глава Основы генетики, селекции и биотехнологий (5ч)












Закономерности наследования, установленные Менделем. Анализирующее скрещивание. 

Решение тематических тестов









Множественные аллели. Взаимодействие неаллельных генов.  Цитоплазматическая наследственность.

Решение тематических тестов









 Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола. Изменчивость. Мутации.

Решение тематических тестов









Основные методы селекции и биотехнологии

Решение тематических тестов









 Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье.

Решение тематических тестов










Глава Основы учения об эволюции (3ч)












 Развитие эволюционного учения. Вид, популяция. Борьба за существование. Естественный отбор. Микроэволюция.

Решение тематических тестов









Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления эволюции.

Решение тематических тестов









Система растений и животных — отображение эволюции. Общая характеристика основных систематических групп царств живых организмов.

Решение тематических тестов










Глава Антропогенез (1ч)












Антропогенез.

Решение тематических тестов










Глава Основы экологии (1ч)












Экология.

Решение тематических тестов










Глава Эволюция биосферы и человек (1ч)












Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Решение тематических тестов

Учебно-методическое обеспечение.

Литература:


СD-диски:

  1. Репетитор. Кирилл и Мефодий. Биология.

  2. Visual Test - Программа тестирования на ЭВМ.

Биология. Подготовка к ЕГЭ -2010. Тематические тесты Кириленко, Колесников 2009 -272с.

Биология. Подготовка к ЕГЭ -2010 Кириленко А.А, Колесников С.И 2009 -431с.

Биология. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2009 Никишова, Шаталова 2009 -192с.

Биология. Сборник задач по генетике. ЕГЭ Кириленко А.А 2009 -176с.

ЕГЭ-2008. Биология. Реальные задания сост. Никишова Шаталова 2008.

ЕГЭ 2009. Биология. Репетитор Лернер Г.И 2009 -320с.

ЕГЭ 2010. Биология. Практикум Богданов Н.А 2010 -119с.

ЕГЭ 2010. Биология. Самое полн. изд. тип. вар. реальн. задан Никишова Е.А, Шаталова С.П 2010 -192с.

ЕГЭ 2010. Биология. Сборник заданий Лернер Г.И 2010 -304с.

ЕГЭ 2011. Биология. Типовые тестовые задания Богданов Н.А 2011 -160с.

Биология Демо ЕГЭ. 2004 - 2010г.



Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии Составитель – доцент СУНЦ НГУ к.б.н. М.А. Волошина Новосибирск 2008г.


страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017