slonam.ru «Арт педагогика как инновационная сфера педагогического взаимодействия
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
« Арт - педагогика как инновационная сфера педагогического

взаимодействия дошкольного учреждения и родителей»


Вы знаете, какие таланты скрываются в вашем ребёнке?

Вы знаете, что развивать способности ребёнка можно с самого раннего детства?

Вы знаете, что креативное мышление – залог успеха вашего ребёнка в будущем?

Наконец, вы знаете, какие нераскрытые способности до сих пор дремлют в вас самих?


К сожалению, немногие родители, на сегодняшний день могут утвердительно ответить на эти вопросы.

С каждым годом всё более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребёнку. Родители, в свою очередь жалуются, что их ребёнок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребёнка.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, и зачастую попадает в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Необходимость детско-родительского взаимодействия и сотворчества убедительно подчеркивается мыслью известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».

К сожалению, приходится констатировать, что картина эмоциональных состояний, переживаемых современными дошкольниками, негативная, что является внутренней причиной – «почвой» для развития капризно-упрямого и агрессивного их поведения.

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

В связи с этим в нашем детском саду активно разрабатываются и внедряются в практику различные сохраняющие и оздоровительные технологии, одной из которых является арт - педагогика.

Арт - педагогический подход направлен на сохранение психоэмоционального здоровья, как детей, так и родителей. Наш опыт показывает, что в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются конструктивные условия для развития способностей творческого самовыражения, мотивации достижения успеха и духовно-нравственного саморазвития.

Внедрение инноваций в работу дошкольного образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определённым этапам и позволяет образовательному учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств.

Инновационной сферой педагогического взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи является арт - педагогика.

В настоящее время отечественная педагогика и психология с большим вниманием изучает возможности арт - педагогики.

Л.А. Аметова, Л. Уфимцева, Д.В. Гришина, Е.А. Медведева, Д.Т. Грабенко, Д. Фролов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают, что, несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-педагогика во многих случаях имеет преимущественно профилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что имеет большое значение в деятельности образовательных учреждений. В педагогической интерпретации арт-педагогика понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности (Л.Д. Лебедева, О. Полухина, Д. Соколов, Л.А. Аметова).

П.П. Блонский выявил необходимость последовательного решения целого круга педагогических задач в работе с детьми и родителями средствами эстетического воздействия. Он усматривал прямую связь эстетических чувств и переживаний с моралью.

Т.А. Флоренская отмечает, что общение с искусством не только расширяет границы контактов с людьми, позволяет увидеть мир иными глазами, но и обеспечивает им духовную поддержку в трудных жизненных ситуациях

Таким образом, арт - педагогика – это вовлечение детей и взрослых в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь).

Сущность арт - педагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, арт - педагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям и взрослым справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу воспитателя и ребёнка, воспитателя и родителя в пространстве культуры и искусства. Носителями культуры и искусства являются и педагоги, и родители, и воспитанники дошкольного учреждения.

Особенно важно, что арт - педагогическая деятельность позволяет не только эффективно обеспечивать профилактику эмоционально-негативных проявлений, но и в значительной мере способствовать разрешению ряда внутриличностных конфликтов, снимать стрессовые состояния, как с ребенка, так и с родителя, накапливать оптимистично-созидательный опыт переживания и сочувствия, опыт толерантно - эмпатичных взаимоотношений.

Арт - педагогические техники, как мягкие формы организации детско-родительских взаимоотношений на творческих занятиях, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости как главного механизма нравственных чувств. Они способны выступать в качестве эффективного средства формирования эмоционально-нравственной культуры личности на основе развития эмоциональной отзывчивости ребенка, его восприимчивости к потребностям окружающих.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-педагогические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.



Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети и взрослые учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям друг с другом. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт – педагогика позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт – педагогика выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых и ребенок и взрослый переживают успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляются с трудной ситуацией, учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2017