slonam.ru 2. Пояснительную записку с определением актуальности разработ­ки
Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
добавить свой файл

страница 1
Примерная структура программы элективного курса

Программа элективного курса включает в себя следующие структурные

элементы:

1.Титульный лист.

2.Пояснительную записку с определением актуальности разработ­ки программы, целей и задач курса.

3.Требования к уровню учебных достижений учащихся.

4.Учебно-тематический план.

5.Содержание тем учебного курса.

6.Описание практических занятий.

7.Содержание и форма контроля уровня учебных достижений.

8.Учебно-методическое обеспечение курса.

9.Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнитель­ной) для учителя и ученика.


Титульный лист

Титульный лист содержит:

1.Наименование муниципального органа управления образованием и образовательного учреждения.

2.Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты, номера приказа, должности, фамилии, имени и отчества руководителя образовательного учреждения).

3.Название элективного курса, для изучения которого написана программа.

4.Указание параллели (ступени), на которой изучается данный элек­тивный курс.

5.Фамилию, имя, отчество разработчика программы с указанием

должности и квалификационной категории.

6.Название города, района, в котором подготовлена программа.

7.Год составления программы.

Утверждение программ элективных курсов относится к компетен­ции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об обра­зовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на программу. Учебные программы элективных курсов могут обсуждаться на методических советах и методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения учебной программы приказом руководителя образовательного учреж­дения.
Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре программы состо­ит в том, чтобы:



  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного курса, его функции и специфику для решения общих целей образования, оп­ределенных в образовательной программе данной ступени обучения;

  • обосновать актуальность разработанной программы элективного курса, описать его концепцию и основные идеи. В ней необходимо указать причины, в силу которых существующие программы не удов­летворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся;

  • сформулировать цели и задачи элективного курса;

  • дать представление о способах развертывания учебного материала­, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, описать средства их достижения;

  • обосновать отбор содержания и общей логики последовательнос­ти его изучения и общую характеристику учебного процесса (методы, формы и средства обучения);

  • дать методические рекомендации по освоению содержания дан­ного курса;

  • определить логические связи данного курса с систематическими (базовыми) курсами;

  • выявить ресурсное обеспечение курса.

Как показала практика, наиболее сложным для педагогов является определение целевого ориентира курса и описание его результативно­сти. В то же время следует принимать во внимание, что формулирова­ние целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и задач учебного предмета является весьма важным раз­делом программы. Цели учебного предмета определяются исходя из конечных целей образовательной программы учреждения, сформули­рованных на основе требований к уровню подготовки учащихся. Глав­ными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятель­ности, опыт ценностных отношений, творческий опыт.

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диаг­ностируемыми. Поэтому при разработке программы элективного кур­са необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.



Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате освоения содержания кур­са, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диаг­ностируемого качества;

  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не следует допускать включение в число учебных задач таких, кото­рые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности ученика (например, «познакомить...», «рассказать...», сообщить...» и тому подобные).

Задачи курса обычно группируются как мировоззренческие, мето­дологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практи­ческие. Они выступают в качестве частных, относительно самостоя­тельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в про­грамме курса может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться ре­шать каждый учащийся.


Требования к уровню освоения содержания курса

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню

учебных достижений. В этих требованиях, как правило, отражаются:


  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным пред­метом;

  • конечная система или комплекс знаний;

  • перечень умений и навыков (способов деятельности);

  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески осваивая курс.

Требования к уровню освоения курса формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать, с одной стороны, требованиям к качеству образования в идеологии ГОС (НРК), а с другой - требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане должны быть отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные фор­мы обучения и количество учебных часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план удоб­но представлять в форме таблицы.


Примерная форма учебно-тематическогo планирования


№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.



















2.






















Итого:















Приведенные в таблице организационные формы обучения имеют примерный характер. Он определяется особенностями класса, специ­фикой самого элективного курса (например, необходимостью прове­дения практических и лабораторных работ для предметов естественно­научного цикла), особенностями методик и технологий, используе­мых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисцип­лин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кро­ме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы про ведения занятий.


Содержание тем элективного курса

При описании содержания тем программы может быть рекомендо­вана следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:


  • основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практичес­кие задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

  • планируемые результаты обучения;

  • обозначение межпредметных связей с другими учебными дис­циплинами; фиксирование уровня интеграции обучения;

  • формы и вопросы контроля;


Описание практических занятий

Соотношение между теоретическими и практическими разделами курса варьируется в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, нали­чия соответствующего оборудования, специфики курса и других).

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учеб­ных экскурсий и других форм практических занятий. В описании от­дельных видов практических занятий (например, семинаров) целесо­образно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Контроль уровня достижений

Контроль уровня достижений является важнейшим этапом образо­вательного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспита­тельную и корректирующую функции. В структуре программы прове­рочные средства должны находиться в логической связи с содержани­ем учебного материала.

Реализация механизма оценки уровня учебных достижений пред­полагает корреляцию с требованиями к ним, приведенными в поясни­тельной записке.

К системе контроля уровня учебных достижений предъявляются

определенные требования:


  • средства контроля должны соответствовать целям и задачам курса, уровню сложности учебного материала и позволять оценивать (педагогу и обучающемуся) степень достижения планируемого результата;

  • периодичность осуществления контроля (тематического, проме­жуточного, рубежного) должна быть известна учащимся;

  • анализ результатов учебной деятельности основывается на разно­образных формах проверки (тестовые задания, контрольные работы, зачеты, отчеты об экскурсиях, защита исследовательских проектов и другие);

  • формы и методы контроля должны определяться спецификой изу­чаемого курса и возрастными особенностями учащихся, допускать возможность самоконтроля.


Учебно-методическое обеспечение курса

Программа элективного курса является частью учебно-методичес­кого комплекта, который представляет собой совокупность учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих образова­тельный процесс. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:



  • учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы);

  • учебно-теоретические (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);

  • учебно-практические (сборники упражнений и задач, конт­рольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных прак­тикумов, хрестоматий);

  • учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных ра­бот, по написанию рефератов и исследовательских работ);

  • учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);

  • учебно-наглядные (альбомы, атласы);

  • учебно-библиографические пособия.

Учебно-методические комплекты, обеспечивающие реализацию программы, должны представлять собой не разрозненные, а цело­стные системы. Учитель, разрабатывающий программу курса дол­жен определить, насколько выбранный им комплект способен обес­печить достижение целей и задач. Необходимость этого обуслав­ливается тем, что даже самые интересные программы, не обеспе­ченные учебно-методическим комплектом, вызывают трудности у учеников. В случае отсутствия учебно-методического комплекта, перед автором программы возникает проблема разработки своего собственного.

Необходимые учебники и учебные пособия должны быть в доста­точном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся.

Учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью об­разовательной программы школы и учебной программы по определённому курсу, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения.

Перечень рекомендуемой литературы

Рекомендуемая литература по учебному курсу подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включа­ет издания, содержание которых конкретизирует знания учащихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный спи­сок зависит от предпочтений авторов учебной программы. Он включа­ет издания, расширяющие знания учащихся по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначен­ные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и до­полнительная). Список литературы включает библиографические опи­сания рекомендованных автором программы изданий, которые пере­числяются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Примеры библиографического описания:



  • книга одного или более авторов:

Петров Н.И., Николаев А.А. Современные педагогические техно­логии. - М.: Дрофа, 2003. - 411 с.

  • статья из сборника или периодического издания:

Симонов В.П., Черненко Е.Г Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность / / Педагогика. - 1996. - NQ 2. - С. 19-26.
Алгоритм построения программы элективного курса

Разработка учебной про граммы и планирование учебной деятель­ности является достаточно сложной задачей для учителя и предпола­гает наличие у него высокого профессионального уровня. Специалис­ты отмечают, что вследствие этого у педагогов часто возникает убежде­ние, что следует использовать только типовые или разработанные дру­гими авторами программы, в том числе и факультативных курсов. Од­нако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничи­вает его возможности в профессиональном росте и отрицательно ска­зывается на качестве образования. Если педагог использует уже суще­ствующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенно­стям учебного процесса в конкретном образовательном учреждении и к возможностям учащихся, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически редуцирует готовые положения.

В связи с этим необходимо придерживаться алгоритма разработки учебных программ.

Создание учебного курса начинается с выявления проблематики деятельности, определения актуальности разработки курса и его кор­реляции образовательной политике школы. После этого автор может формулировать цель курса. При этом должны быть учтены не только образовательная программа школы, но и заказ на образовательные ус­луги обучающихся и их родителей.

Цель разворачивается в комплекс взаимосвязанных задач, решение которых предполагается при освоении учащимися содержания курса. Они разбиваются на три группы - задачи, связанные с содержанием курса (предметно-информационная составляющая), задачи, ориенти­рованные на развитие способов деятельности учащихся (деятельност­но-коммуникативная составляющая) и задачи, связанные с эмоцио­нально-ценностным отношением учащихся к окружающему миру. Для грамотного формулирования цели и задач курса составителю програм­мы можно рекомендовать ответить на некоторые опорные вопросы:


  • На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно ответить на образовательные запросы учащих­ся, помочь им в выборе профиля обучения (если речь идет об основной школе), обеспечить профилизацию обучения (в старшей школе)?

  • Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представле­но «вскользь»; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.).

  • Каким учебно-методическим комплектом обеспечен данный курс?

  • Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержа­нием?

  • Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса, в чем он может проявить инициативу?

  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить ус­пехи в изучении данного курса?

  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динами­ка интереса к курсу?

  • Чем может завершиться для обучающегося изучение курса, како­ва форма отчетности по его итогам?

После ответа на эти вопросы можно прогнозировать результаты,

которые должны быть достигнуты по завершению изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по со­держанию и способу работы.

Следующим этапом является распределение учебного материала по времени обучения. Необходимо выбрать способ построения програм­мы: концентрический, линейный или спиралевидный. На этом этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последова­тельность его изложения и время на изучение.

При определении методик или технологий обучения, которые пред­полагается использовать при реализации курса, важно учитывать воз­растные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

В заключение составитель программы должен разработать содержа­ние и формы контроля, определить его периодичность, а также дать характеристику учебно-методическому комплекту.
Экспертиза программы элективного курса

Экспертиза программы может быть проведена на методическом со­вете школьного или муниципального уровней.


Критерии оценки программы элективного курса

1. Актуальность реализации программы в контексте образователь­ной программы школы.

2. Мотивационный потенциал программы.

3. Диагностичность и процессуальность целеполагания.

4. Соответствие содержания поставленным целям.

5. Системность содержания (логическая стройность).

6. Инвариантность содержания (способы реализации одного содер­жания для различных групп учащихся)

7. Практическая направленность содержания.

8. Контролируемость программы.

9. Реалистичность программы с точки зрения временных характе­ристик.

10. Выдержанность дидактической структуры программы.
Форма экспертного листа

1. Название курса.

2. Автор (составитель) программы.


№ п/п

Критерии

Баллы (по 10-балльной шкале)

Примечание

1.

Актуальность реализации программы в контексте образовательной программы школы







2.

Мотивационный потенциал программы







3.

Диагностичность и процессуальность целеполагания







4.

Соответствие содержания поставленным целям







5.

Системность содержания







6.

Инвариантность содержания







7.

Практическая направленность содержания







8.

Контролируемость программы







9.

Реалистичность программы с точки зрения временных характеристик







10.

Соответствие дидактическим требованиям






3. Заключение.

Рекомендовано, если эксперты поставили не менее 80 баллов. Если сумма баллов менее 80, программа не может быть рекомендована к ре­ализации.

4. Дата проведения экспертизы.



5. Члены экспертной группы (не менее трех).
страница 1
скачать файл

Смотрите также:



© slonam.ru, 2018